8 бессмертных даосов. Восемь бессмертных. Легенды и атрибуты. Чжунли Цюань – олицетворение долголетия

Среди многообразия сортов чая из Уишани, горного района провинции Фуцзянь, есть чудесный сильно-ферментированный улун под названием «У И Ба Сянь» (кит. 八仙, Ba Xian) , что значит «Восемь бессмертных из У И» . Кто же такие эти восемь бессмертных?

У каждого народа есть свои герои. Порой этих героев объединяют в группы: три богатыря, семь гномов, и так далее. Китайцы очень любят цифру «восемь», так что неудивительно, что своих мифологических персонажей они объединили в «волшебную восьмерку».



Все эти личности реально жили в Китае в стародавние времена, но скорее всего, они даже и не знали друг про друга, однако народная молва соединила их очень тесными отношениями. Существует огромное множество легенд о путеществиях и приключениях этой компании. В Китае даже есть небольшой городок под названием Пэнлай, где, по легенде, все восемь бессмертных собрались, чтобы перейти море по пути на пир к Владычице Запада Си Ван Му.

Вот эти бессмертные: Чжун Ли Цюань, Ли Те Гуай, Чжан Го Лао, Лань Цай Хэ, Люй Дун Бинь, Хэ Сянь Гу, Хань Сян Цзы . Все они отличались выдающимися способностями – кто-то мог летать по небу, кто-то исцелял больных, а кто-то мог делать настоящие чудеса. Среди них были как ученые, так и лекари, музыканты, и просто путешественники. Вот краткое описание восьми бессмертных



Восемь бессмертных переплывают море

Чжун Ли Цюань . Глава восьми бессмертных жил во времена династии Чжоу. Он обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его обычно рисуют толстяком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой - веер, с помощью которого оживляет души усопших.

Ли Те-гуай . Он обыкновенно изображается хромым нищим, опирающимся на железный костыль. В руке он держит тыкву-горлянку, в которой находится снадобье, обладающее таинственной силой - с его помощью можно отделять душу от тела. Ли Те-гуай считается покровителем магов, волшебников, чародеев.

Из всех восьми бессмертных Чжан Го Лао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао - «старый», «почтенный», «уважаемый». Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался. Чжан Го-лао всегда ездил на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал.

Чжан Го-лао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном рисунке он изображен сидящим на осле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Чжан Го-лао считают также покровителем изящных искусств. Он часто изображается с бамбуковым сосудом для кистей.

Лань Цай Хэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих, он вдруг услышал небесное пение. В тот же миг он бесшумно поднялся в небо - его подхватило облако. Лань Цай-хэ сбросил вниз сапог, халат, пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и с тех пор никто уже на земле не слыхал про Лань Цай-хэ. Этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой и руках.

Люй Дун Бинь . С самого детства он был развит не по летам и мог ежедневно запоминать по десяти тысяч слов; без всякой подготовки он овладел литературной речью. Пройдя с честью все испытания, Люй Дун-бинь овладел искусством магии и получил меч «чудесного могущества» (его часто изображают с мечом за спиной). Целых четыреста лет он странствовал с этим мечом по земле, защищая людей, убивая драконов и тигров.

Хэ Сянь Гу . Единственная женщина среди этой восьмерки. Еще в раннем детстве она встретила Люй Дун-биня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сянь Гу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами.. Хэ Сянь Гу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.

Хань Сян Цзы был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан. Отправившись на поиски учителя, он случайно встретил мудрого Люй Яня. Слушая его наставления, он быстро постигал учение о дао. Однажды они пришли в страну, где в изобилии росли «персики духов». Хань Сян-цзы хотел сорвать несколько плодов и для этого влез на дерево. Вдруг сук под ним подломился, он упал на землю и умер. Но в тот же миг вознесся на небо - уже как бессмертный, без страданий и боли. Хань Сян-цзы изображается часто с корзиной цветов. или фруктов в руках и считается покровителем садовников.

Цао Го Цзю был младшим братом Цао Тайхоу, матери императора Сун Шэньцзун, жившего в эпоху Сун. С молодости он предпочитал уединение, и все прелести придворной жизни были ему чужды. Однажды, не желая более мириться с притеснениями простых людей, которые учинялись его семьей, он решил отправиться в горы для постижения даосского учения, направленного на чистоту существования и естественность жизни.
Цао Го Цзю изображается с большими кастаньетами в руках и считается покровителем актеров.



Так какое же отношение все эти волшебники имеют к чаю? Издавна даосы искали снадобье бессмертия, которое позволяло бы человеку жить бесконечно долго. Они проводили множество экспериментов, исследовали свойства разных растений и трав. Чай же по праву считался средством для прояснения ума, очищения тела и создания особого настроя. Чай обладает способностью впитывать энергию своего окружения, потому так и ценятся монастырские чаи, которые собирают в горах, вдали от суеты. Так и чай, собранный среди зеленых утесов, чистых горных ручьев, может передать человеку ясность и чистоту природы и настроение того места, где он был собран.

Чай «У И Ба Сянь» собирается в горном районе, где также изготавливают такие известные чаи как «Да Хун Пао» или «У И Шуй Сянь». Для него берут верхние крупные листья, которые в процессе изготовления скручиваются по длине. Для всех сильно-ферментированных улунов процесс изготовления примерно одинаков – после сбора листья слегка подвяливаются, потом обрабатываются и подвергаются процедуре «убийства зелени». Подготовленный лист скручивают в специальных барабанах, а затем прожаривают над дымными очагами в решетчатых корзинах. Поэтому сухой чайный лист очень темный, почти черный, длиной от 3 до 5-6 см. Запах сухого листа теплый, с фруктовым оттенком.

Для приготовления чая нужно взять только что вскипевшую воду, не ниже 90 градусов. Чая можно брать довольно много, до половины чайника, хотя это, конечно зависит от качества чая и от личных предпочтений. Первый раз вы можете просто промыть лист, а вторая заварка уже даст вам золотистый чайный настой с ароматом нагретого солнцем луга, с небольшим оттенком имбиря. С каждой последующей заваркой цвет становится все насыщенней, меняется к янтарно-красноватому, его запах окутывает все вокруг. Этот чай хорошо согревает, выравнивает состояние, дает ощущение расслабленности. После восьмой заварки вы можете почувствовать, как все восемь бессмертных уже пришли к вам, чтобы научить вас Дао, а может вы поймете, что Дао уже пришло к вам…

Алевтина Шарапова, 2008

в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев. В неё входили Люй Дун-бинь, Ли Те-гуай, Чжунли Цюань, Чжан Го-лао, Цао Го-цзю, Хань Сян-цзы, Лань Цай-хэ и Хэ Сянь-гу. Представление о В. б. сложилось в первых веках н. э., но как канонизированная группа В. б. утвердились, вероятно, не ранее 11- 12 вв. Закрепление состава В. б. шло постепенно; например, вместо Хэ Сянь-гу в эту группу нередко входил Сюи-шэньвэн - реальный персонаж 12 в. Первоначально главным персонажем был, видимо, Ли Те-гуай, позднее - Люй Дун-бинь. Сказания о В. б. разрабатывались в юаньской драме (13-14 вв.), пьесах минского времени (14-17 вв.) и в поздней, т. н. местной драме.
В даосской литературе первым из В. б. упоминается Лань Цай-хэ. В «Продолжении житий бессмертных» Шэнь Фэня (10 в.) Лань описывается как своеобразный юродивый. Он носит рваное синее платье (Лань означает «синий») с поясом шириной более трёх вершков с шестью бляхами чёрного дерева, на одной ноге сапог, другая - босая. В руках у него были бамбуковые дощечки (род кастаньет). Летом утепляет халат ватой, зимой валяется на снегу. Он бродит по городским базарам, распевая песни, которых он знает множество, и прося на пропитание. Деньги, которые ему давали люди, Лань нанизывал на длинный шнур и тащил его за собой. Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез. В некоторых средневековых текстах Ланя отождествляют с сановником Чэнь Тао, будто бы ставшим бессмертным, и с отшельником Ю в. Сюй Цзянем, но в юаньской драме «Ханьский Чжунли уводит Лань Цай-хэ от мира» - Лань Цай-хэ - сценическое имя актёра Сюй Цзяня. Предполагают, что его имя происходит от аналогично звучащего припева в некоторых песнях 10-13 вв. Изображения Ланя появились также в 10-13 вв. Впоследствии при сложении цикла рассказов о В. б. появились сюжеты о встрече Ланя с другими персонажами группы. При этом он утрачивает свои первоначальные атрибуты - кастаньеты-пайбань и флейту, благодаря которым он в ранний период почитался, видимо, как покровитель музыкантов: кастаньеты переходят к Цао Го-цзю, флейта - к Хань Сян-цзы, а сам Лань изображается с корзиной (Лань означает также и корзину); её содержимое - хризантемы, ветки бамбука - ассоциировалось с бессмертием, а Ланя стали почитать как покровителя садоводства. В фольклоре вечно юный Лань превращается в фею цветов, хотя нередко сохраняет и мужское обличье.
Легендарный образ Люй Дун-биня сложился уже к сер. 11 в., его первое подробное описание содержится в «Заметках из кабинета Неразумного» Чжэн Цзин-би (кон. 11 в.). В Юэчжоу (современная провинция Хунань) был построен храм в его честь; он был официально канонизирован в 1111. Согласно преданиям, Люй Янь (его второе имя Дун-бинь, т. е. «гость из пещеры») родился 14-го числа 4-й луны 798. В момент зачатия с неба к постели матери спустился на миг белый журавль. От рождения Люй имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью - черная родинка. Люй мог запоминать в день по 10 тысяч иероглифов. Когда он служил в управе в области Техуа (современная провинция Цзянси), то в горах Лушань встретил Чжунли Цюаня, который научил его магии, фехтованию и искусству делаться невидимым. Учитель назвал его Чуньян-цзы - «сын чистой силы - ян (светлого начала)». По другой версии, пятидесятилетний Люй был вынужден с семьёй бежать в горы Лушань, где Чжунли Цюань обратил его в даосизм. Люй, обещавший учителю помогать людям в постижении дао («пути»), под видом торговца маслом пришёл в Юэян и решил помогать тем, кто не будет требовать вешать с походом. Таковой оказалась одна старуха. Люй бросил в колодец у её дома несколько рисинок, и вода в нём превратилась в вино, продавая вино, старуха разбогатела. По наиболее популярной версии легенды, молодой учёный Люй Дун-бинь на постоялом дворе встретился с даосом, который велит хозяйке сварить кашу из проса и в ожидании заказанной еды заводит с Люем разговор о тщете мирских желаний. Люй не соглашается. Он засыпает и видит во сне свою будущую жизнь, полную взлётов и разочарований, страшных сцен и несчастий. Когда ему грозит смерть, он просыпается и видит себя на том же дворе, хозяйка варит кашу, а даос ждёт еду. Прозревший Люй становится даосским отшельником. В этой легенде использован сюжет, сложившийся ещё в Танскую эпоху и известный в 8 в. по новелле Шэнь Цзи-цзи «Записки о случившемся в изголовье», где фамилию Люй носит даос. Впоследствии этот сюжет применительно к Люй Дун-биню разрабатывался китайскими драматургами: Ма Чжи-юанем (13 в.). Су Хань-ином (16 в.) и др. Поздняя анонимная пьеса «Сновидение Дун-биня» обычно разыгрывалась в храмах в день рождения одного из верховных даосских божеств Дун-ван-гуна. Известно немало рассказов о появлении Люя среди людей, о чём обычно узнают из оставленных им стихов, которых Люю приписывалось немало. В народных верованиях Люй - святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ. На лубках он изображается обычно с мечом, разрубающим нечисть, и мухогонкой - атрибутом беспечного бессмертного, рядом с ним его ученик Лю («ива»), из остроконечной головы которого растёт ветка ивы (по преданию, это дух старой ивы - оборотня, которого Люй обратил в свою веру). Иногда Люй изображается и с мальчиком на руках - пожелание иметь многочисленных сыновей, в этом качестве святого - чадоподателя Люя чтили китайские учёные. Люю приписывалась способность указывать путь к излечению или спасению. В легендах о Люе заметно буддийское влияние, в частности в истории о чудесном сне. Существуют буддийские толкования его искусства владения мечом как «отрубающим» все страсти и земные стремления. В позднем даосизме Люй стал_ почитаться как патриарх некоторых даосских сект.
Чжунли Цюань (по другой версии, Хань Чжунли, т. е. Ханьский Чжунли, второе имя Юнь-фан - «облачный дом») происходил будто бы из-под Сяньяна в провинции Шэньси. Предания о Чжунли сложились, видимо, к Ю в., хотя рассказывается, что он сам относил своё рождение к эпохе Хань (во 2-3 вв. н. э.). Согласно первым упоминаниям о нём (в «Сюань-хэ шу пу» - «Перечне каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»), он - блестящий каллиграф эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая борода (по другим источникам, спадавшая ниже пупа), густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска против тибетских племён. Когда его воины вот-вот должны были победить, пролетавший над полем брани бессмертный (по некоторым вариантам, Ли Те-гуай) решил наставить его на путь (дао), подсказал неприятелю, как одержать победу над Чжунли. Войско Чжунли было разбито, а сам он бежал в пустынные земли. В отчаянии он обратился за советом к повстречавшемуся монаху, и тот отвёл его к Владыке Востока, покровителю всех бессмертных мужского пола, который посоветовал Чжунли отказаться от помыслов о карьере и отдать все силы постижению дао. Чжунли занялся алхимией и научился превращать медь и олово в золото и серебро, их он раздавал беднякам в голодные годы. Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку - в ней оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им, и к нему спустился журавль, сев на которого Чжунли улетел в страну бессмертных. Чжунли изображается обычно с веером, способным оживлять мёртвых. Чжунли был канонизирован при монгольской династии Юань, в 13-14 вв., что было связано с его почитанием в качестве одного из патриархов некоторых популярных даосских сект.
Чжан Го-лао (лао, «почтенный»), один из В. б., видимо, есть обожествлённый даосами герой, живший в эпоху Тан при императоре Сюань-цзуне (8 в.). Его жизнеописание имеется в официальных историях династии Тан. Наиболее ранняя запись о нём у Чжэн Чу-хуэя (9 в.), где он описан как даос-маг. Чжан ездил на белом осле, способном пробежать в день 10 тысяч ли. Остановившись на отдых, Чжан складывал его, словно бумажного. Когда надо было ехать снова, он брызгал на осла водой и тот оживал. Согласно наиболее ранней из легенд, связанных с жизнью Чжана при дворе Сюань-цзуна, Чжан таким же образом оживил мага Шэ Фа-шана, который раскрыл императору тайну о том, что Чжан есть дух - оборотень белой летучей мыши, появившейся в период сотворения мира из хаоса (по другим легендам, Чжан будто бы родился при мифическом первопредке Фу-си или при легендарном государе Яо), и, поведав это, тотчас же испустил дух. Чжану приписывалась способность предугадывать будущее и сообщать о событиях далёкого прошлого. Чжан Го-лао изображается обычно в виде старца-даоса с бамбуковой трещоткой в руках, нередко сидящим на осле лицом к хвосту. Лубки с его изображениями (Чжан подносит сына) часто вешали в комнате новобрачных. По-видимому, здесь произошла контаминация его образов Чжана и Чжан-сяня, приносящего сыновей. У народа мяо (Западной Хунани) Чжан Го-лао превратился в мифического героя, поразившего железными стрелами из железного лука 11 из 12 светивших одновременно солнц и лун, а также пытавшегося срубить растущее на луне дерево, заслоняющее её свет. Он уснул под деревом и оказался навсегда погребённым в его стволе. В этих мифах Чжан как бы заместил одновременно двух героев китайской мифологии: стрелка И и У Гана.
Ли Те-гуай (Ли «железная клюка», иногда Те-гуай Ли) - один из самых популярных героев цикла о В. б. Его образ сложился, видимо, к 13 в. на основе преданий о различных бессмертных - хромцах. Ли обычно изображается высоким человеком с тёмным лицом, большими глазами, курчавой бородой и курчавыми волосами, схваченными железным обручем. Он хром и ходит с железным посохом. Его постоянные атрибуты - тыква-горлянка, висящая на спине, в которой он носит чудесные снадобья, и железная клюка. В драме Юэ Бочуаня (13-14 вв.) «Люй Дун-бинь обращает в бессмертные Ли-Юэ с железной клюкой» бессмертный Люй Дун-бинь возродил некоего чиновника, умершего от страха перед сановником, в облике мясника Ли (отсюда и новая фамилия), а затем сделал бессмертным. По другой версии, отражённой в романе «Путешествие на Восток» (16-17 вв.), даос Ли Сюань, познав тайны дао, оставил своё тело на попечение ученика, а свою душу направил в горы, предупредив, что вернётся через семь дней, в противном случае он велел ученику сжечь тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери, сжёг тело учителя и поспешил домой. Вернувшейся душе Ли Сюаня ничего не оставалось, как войти в тело умершего хромого нищего. Впоследствии он явился в дом ученика, оживил его мать, а через 200 лет взял и ученика на небо.
По другой версии, зафиксирован ной в сочинении филолога Ван Ши-чжэня (1526-90), Ли жил будто бы в 8 в. Он 40 лет постигал дао в горах Чжуннаньшань, а потом, оставив в хижине тело, отправился странствовать. Тело растерзал тигр, а вернувшаяся душа вселилась в плоть умершего хромого нищего. Существуют рассказы о том, как Ли переплывал реку на листке бамбука и продавал на базаре чудотворные снадобья, излечивавшие от всех болезней. Ли почитали как покровителя магов, его изображения служили знаком аптекарских лавок.
К эпохе Сун относятся и первые записи о Хань Сяне. В основе образа Хань Сяна - реальная личность, племянник знаменитого мыслителя и литератора Таиской эпохи Хань Юя (768-824), являвший полную противоположность своему дяде, конфуцианцу-рационалисту, не верившему ни в буддийские, ни в даосские чудеса. Все основные легенды о Хань Сяне и посвящены показу превосходства даосов над конфуцианцами. По одной из них, когда Хань Юй во время засухи безуспешно пытался вызвать по повелению государя дождь, Хань Сян, приняв облик даоса, вызвал дождь и снег, специально оставив усадьбу дяди без осадков. В другой раз на пиру у дяди Хань Сян наполнял таз землёй и вырастил на глазах у гостей два прекрасных цветка, среди которых проступали золотые иероглифы, образующие двустишье: «Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замёл проход Ланьгуань, конь не идёт вперёд». Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сян напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. На прощание Хань Сян подарил дяде фляжку из тыквы-горлянки с пилюлями от малярии и исчез навсегда. Встреча в горах Циньлин стала популярной темой картин уже у сунских живописцев. Хань Сян изображался также с корзиной цветов в руках и почитался в качестве покровителя садовников. Легенды о Хане зафиксированы также у среднеазиатских дунган (Хан Щёнзы), где он выступает как маг и чародей.
Бессмертный Цао Го-цзю, согласно «Запискам о чудесном проникновении бессмертного государя Чуньяна» («Чуньян дицзюнь шэньсянь мяотун цзи» Мяо Шань-ши, примерно нач. 14 в.), был сыном первого министра Цао Бяо при сунском государе Жэнь-цзуне (правил в 1022-1063) и младшим братом императрицы Цао (Го-цзю не имя, а титул для братьев государыни, букв. «дядюшка государства»). Цао Го-цзю, презиравший богатство и знатность и мечтавший лишь о «чистой пустоте» даосского учения, однажды попрощался с императором и императрицей и отправился бродить по свету. Государь подарил ему золотую пластину с надписью: «Го-цзю повсюду может проезжать, как сам государь». Когда он переправлялся через Хуанхэ, перевозчик потребовал с него деньги. Он предложил вместо платы пластину, и спутники, прочитав надпись, стали кричать ему здравицу, а перевозчик обмер от испуга. Сидевший в лодке даос в рубище закричал на него: «Коль ушёл в монахи, чего являешь своё могущество и пугаешь людей?». Цао склонился в поклоне и сказал: «Как смеет Ваш ученик являть свое могущество!» - «А можешь бросить золотую пластину в реку?» - спросил даос. Цао тут же швырнул пластину в стремнину. Все изумились, а даос (это был Люй Дун-бинь) пригласил его с собой. По более поздней версии, Цао пережил тяжёлую трагедию из-за беспутства своего брата, желавшего овладеть красавицей-женой одного учёного, которого он убил. По совету Цао брат бросил в колодец красавицу, но её спасает старец - дух одной из звёзд. Когда женщина просит защиты у Цао, тот велит избить её проволочной плетью. Несчастная добирается до неподкупного судьи Бао, который приговаривает Цао к пожизненному заключению, а его брата казнит. Государь объявляет амнистию, Цао Го-цзю освобождают, он раскаивается, надевает даосское платье и уходит в горы. Через несколько лет он встречает Чжунли и Люя, и они причисляют его к сонму бессмертных. Цао Го-цзю изображается обычно с пайбань (кастаньетами) в руках и считается одним из покровителей актёров. Цао был присоединён к группе В. б. позже остальных.
К числу В. б. принадлежит и женщина Хэ Сянь-гу (букв. «бессмертная дева Хэ»). Существует много местных преданий о девицах, носивших фамилию Хэ, которые слились, видимо, впоследствии в единый образ. В «Записках у Восточной террасы» Вэй Тая (11 в.) рассказывается о девице Хэ из Юнчжоу, которой в детстве дали отведать персика (или финика), после чего она никогда не чувствовала голода. Она умела предсказывать судьбу. Местные жители почитали её как святую и называли Хэ Сянь-гу. По «Второму сборнику зерцала постижения дао светлыми бессмертными всех эпох» Чжао Дао-и (13-14 вв.), Хэ была дочерью некоего Хэ Тая из уезда Цзэнчэн близ Гуанчжоу. Во времена танской императрицы У Цзэ-тянь (правила в 684-704) она жила у Слюдяного ручья. Когда ей было 14-15 лет, во сне ей явился святой и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться лёгкой и не умереть. Она поклялась не выходить замуж. Впоследствии она средь бела дня вознеслась на небеса, но и потом не раз появлялась на земле. Считается, что святым, наставившим её на путь бессмертия, был Люй Дун-бинь. Однако первоначально в сер. 11 в., когда предания о Хэ получили широкое распространение, они не были связаны с легендами о Люе. По ранним версиям, Люй помогал другой девице - Чжао, впоследствии её образ слился с образом Хэ. К концу 16 в. уже было, видимо, распространено представление о Хэ Сянь-гу как о богине, сметающей цветы подле Небесных врат (по преданию, у ворот Пэнлай росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и тогда ветер засыпал лепестками проход через Небесные врата) и связанной с Люем. Именно по его просьбе Небесный государь включил Хэ в группу бессмертных, а Люй, спустившись на землю, наставил на путь истинный другого человека, который и заменил её у Небесных врат. Эта функция Хэ Сянь-гу отразилась косвенно и на изображениях. Её атрибут - цветок белого лотоса (символ чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жуй (жезлу исполнения желаний), иногда в руках или за спиной корзина с цветами, в отдельных случаях происходит как бы совмещение чашечки цветка лотоса и корзины с цветами. По другим версиям, её атрибут - бамбуковый черпак, поскольку у неё была злая мачеха, заставлявшая девочку трудиться на кухне целыми днями. Хэ проявляла исключительное терпение, чем тронула Люя, и тот помог ей вознестись на небеса. В спешке она захватила с собой черпак, поэтому иногда Хэ почитают как покровительницу домашнего хозяйства.
Кроме отдельных преданий о каждом из В. б. существуют также рассказы и о их совместных деяниях (о путешествии В. б. за море, о посещении хозяйки Запада Си-ван-му и др.). Эти легенды составили к 16 в. единый цикл и были использованы писателем У Юнь-таем в его романе «Путешествие восьми бессмертных на Восток» (конец 16 в.), а также в ряде поздних народных драм. В них рассказывалось о том, как В. б. были приглашены к Владычице запада Си-ван-му и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью, сделанной по их просьбе самим Лао-цзы. После пира у Си-ван-му В. б. отправились через Восточное море к владыке Востока Дун-ван-гуну. И тут каждый из В. б. явил своё чудесное искусство: Ли Те-гуай поплыл на железном посохе. Чжунли Цюань - на веере, Чжан Го-лао - на бумажном осле, Хань Сян-цзы - в корзине с цветами, Люй Дун-бинь воспользовался бамбуковой ручкой от мухогонки, Цао Го-цзю - деревянными кастаньетами - пайбань, Хэ Сянь-гу - плоской бамбуковой корзиной, а Лань Цай-хэ стал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет. Сияние плывущей по морю пластины привлекло внимание сына Лун-вана, царя драконов Восточного моря. Воины Лун-вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун-бинь отправился вызволять товарища и поджёг море, и тогда царь драконов отпустил Ланя, но не вернул пластину. Люй и Хэ Сянь-гу отправились вновь к берегу моря, где и произошло сражение, в котором сын царя драконов был убит. Умер от ран и его второй сын. Лун-ван пытается отомстить, но терпит поражение. В ходе борьбы В. б. жгут море, сбрасывают в море гору, которая рушит дворец Лун-вана. И только вмешательство верховного Нефритового государя Юй-ди приводит к установлению мира на земле и в подводном царстве.
Изображения В. б. украшали изделия из фарфора, были популярны в живописи, на народных лубках и т. п. В живописи часто встречаются изображения пирующих В. б., сидящих и отдыхающих, переплывающих море или встречающихся с основателем даосизма Лао-цзы. Оригинальную трактовку получили В. б. в современной живописи (Ци Бай-ши, Жэнь Бо-нянь).
Лит.: Пу Цзян - цин, Ба сянь као (Разыскания о Восьми бессмертных), в его кн.: Вэнь лу, (Собр. соч.), Пекин, 1958, с. 1-46; Чжао Цзин-шэнь, Ба сянь чуаньшо (Легенды о Восьми бессмертных), в его кн.: Сяошо сяиьхуа (Заметки о прозе), Шанхай, 1948, с. 66-103; Попов П. С., Китайский пантеон, в кн.: Сборник Музея по антропология и этнографии, в. 6, СПВ, 1907, с. 1-86; Шкуркии П. В., Очерки даосизма, ч. 2, Харбин, 1926; его же, Путешествие Восьми бессмертных, Харбин, 1926; Lai Tien-ch"ang, The eight Immortals, Hong-Kong, 1972.
Б. Л. Рифтин.

Восемь бессмертных (ба сянь) – это легендарные даосские герои, которые спускаются с Небес на Землю, чтобы помочь людям осуществить их цели и желания. Среди бессмертных шесть мужчин и две женщины. Вот их имена: Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Люй Дунбинь, Хань Сянцзы, Цао Гоцзю, Чжан Голао, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.

Каждый из восьми бессмертных воплощает различные стороны жизни и различные состояния, каждый обладает сверхъестественными для человека способностями и все вместе они «перекрывают» почти весь спектр человеческих желаний, поэтому часто их изображают вместе и используют изображения в качестве благоприятного символа фен шуй. Каждый из них имеет свои символы, наделенные магической силой. Их называют бессмертными, потому что согласно истории или легендам, каждый из них, благодаря своим особым качествам, в разное время и при разных обстоятельствах действительно достиг бессмертия.

Я пишу «согласно истории или легендам», потому что есть несколько мнений – одни считают, что когда-то это были реальные люди, жившие на Земле, другие считают, что это вымышленные герои, а третьи считают, что часть из них действительно жили на Земле, а часть – вымышленные. Для нас сейчас это уже не важно. Жили они в разное время, даже в разные века, в разных провинциях Китая, но их собрали вместе видимо, потому что, во-первых, их всех объединяет бессмертность, а во-вторых, потому что вместе они «перекрывают» все стороны жизни, и когда их изображения присутствуют в доме, они помогают наладить жизнь, в которой ВСЕ хорошо.

Все они достигли бессмертия при разных обстоятельствах, но есть легенда, согласно которой они стали бессмертными, выпив нектар и съев персик бессмертия. Это тоже не важно. Важно, что они могут творить чудеса и помочь всем членам семьи буквально во всем.

Их изображения рисуют на посуде, вазах, на ткани, режут из камня, кости и дерева, льют из металла, изображают на почтовых марках, веерах и везде, где возможно. Их изображают сидящими, стоящими, верхом на особенных животных и часто их изображают на лодке-драконе. В живописи часто встречаются изображения пирующих бессмертных, сидящих и отдыхающих, переплывающих море или встречающихся с основателем даосизма Лао-цзы.

Размещают их изображения тоже везде, где можно – и в домах и в офисах, в храмах и ресторанах. О них пишут стихи, поэмы, ставят театральные пьесы.

Есть мнение, что поскольку бессмертных именно восемь, то особую удачу они приносят именно в наше время – в восьмом поколении по китайскому календарю с 2004 по 2024 годы.

После того, как каждый из них стал бессмертным, их уже можно было «встретить» вместе в любое время и есть легенды об их совместной деятельности. Самая известная из них изложена в популярном романе У Юньтая «Путешествие восьми бессмертных на Восток» и речь идет об их путешествии через моря с целью посещения владычицы Запада Си Ванму и владыки Востока Дун Вангуна. Конечно же, это было очень увлекательное путешествие, в котором каждый из бессмертных проявил свои волшебные способности и совершил фантастические подвиги, творя добро и наказывая злых героев с целью поддержания мира и покоя на земле и на воде.

Когда они закончили свой визит к Си Ванму и отправились в гости к владыке Востока, на их пути было Восточное море, но даже водная бездна была бессмертным нипочем. Каждый пустился вплавь на том, чем владел: кто на кастаньетах, кто на железной клюке, кто на корзине с цветами, кто на осле, кто на веере.





Есть романы, в которых подробно описаны жизнеописания всех бессмертных и обстоятельства, при которых они обрели бессмертие.

Чжунли Цюань – олицетворение долголетия.

Чжунли Цюань обычно изображают толстым, с голым животом, с веером в руке, который он использует для исцеления. Он символизирует хорошее здоровье и долгую жизнь. Считается, что он является покровителем солдат, во-первых потому, что обладая эликсиром бессмертия и волшебным опахалом, он может возвращать к жизни убитых солдат и возвращать здоровье раненым солдатам. А во-вторых, потому что он был хорошим полководцем.

Чжунли Цюань был учеником другого бессмертного – Ли Тегуая и тот, зная о способностях и предназначении Чжунли Цюаня, подстроил ему поражение в важнейшем сражении, с тем чтобы он отказался от мирской славы ради обретения Дао. Так и случилось. Он ушел от мира, взяв с собой лишь свиток «Дао Дэ Цзин». Постигая Дао, он занимался алхимией и научился превращать медь и олово в золото и серебро, раздавая их беднякам в голодные годы.

Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку, в которой оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им, и к нему спустился журавль, сев на которого, Чжунли улетел в страну бессмертных.

В некоторых преданиях говорится, что он был блестящим каллиграфом эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая длинная борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. На некоторых изображениях у него действительно есть борода, правда не до пояса, а на некоторых он совсем без бороды.



По преданию, он по сей день часто спускается на Землю на Цилине (о нем можно узнать на сайте в разделе Символы удачи фен шуй). Считается, что его образ помогает также тем, кто переживает полосу неприятностей в связи с влиянием Великого Князя Юпитера.

Чжан Голао – воплощение мудрости.

Чжан Голао, как и все бессмертные, обладает мудростью и почитается как мудрец. Как и другие бессмертные, он может становиться невидимым и вообще творить чудеса. Считается, что он помогает бездетным парам в обретении потомства, покровительствует старым людям, помогает главе семейства в принятии правильных решений. Изображения Чжан Голао, подносящего сына молодым супругам принято дарить на свадьбу и вешать их в комнате новобрачных.

Можно встретить разные изображения Чжан Голао. Его изображают в разном возрасте – иногда молодым, но чаще старым, с бородой. Иногда его изображают верхом на муле, иногда на белом муле. Пишут также, что он ездил на волшебном белом осле, который мог без устали бежать целый день, причем есть изображения Чжан Голао, сидящим на осле задом-наперед, лицом к хвосту.

Когда его изображают молодым, то обычно изображают, играющим на особом музыкальном инструменте – на бамбуковой трещетке или просто на флейте или на бамбуковом барабане. Но чаще всего его изображают старым, с бородой, держащим в руках футляр с торчащими из него двумя палочками, изогнутыми на концах. Видимо, повзрослев и помудрев, он перестал играть на трещетке и стал заниматься более серьезными делами, например предсказанием судьбы.

Чжан Голао прославился тем, что мог заглядывать в будущее, т.е. предсказывать будущее, предсказывать судьбу. Он делал это по собственной методике, используя специальные палочки, которые он и носил в футляре.

Трудно говорить о том, кто из бессмертных старше или младше, ведь все они живут уже много веков, но считается, что Чжан Голао является старшим из восьми бессмертных, о которых мы говорим.


Люй Дунбинь – ученый, изгоняет демонов и злых духов, помогает в учебе, исцеляет болезни.

Люй Дунбинь известен и как ученый-затворник, и как мастер медитации и как покровитель литературы и парикмахеров. Почему именно парикмахеров? Это остается загадкой. Он также защищает от болезней, вызванных злыми духами и плохой Ци, помогает добиться успехов в науке. Его изображение в доме защищает от всех злых энергий.


Изображается он с перекинутым за спину магическим мечем – подарком дракона, которым он борется со злыми духами и плохими энергиями вообще, и опахалом или мухогонкой в правой руке. Как и Чжан Голао, его иногда изображают с мальчиком на руках, потому что он просит небеса даровать многочисленное потомство всем желающим.

Есть разные мнения по поводу его рождения и жизни до просветления и обретения бессмертия, по поводу его необычных качеств. Пишут, что в момент его зачатия с неба к постели матери спустился белый журавль, а когда он родился, то вокруг него чувствовался аромат благовоний. От рождения Люй имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью - чёрная родинка. Он мог запоминать в день по 10 тысяч иероглифов. В 20 лет он не был женат, дважды пытался сдать экзамен на чиновника, но потерпел провал. В 21 год по одной версии и в 50 лет по другой, он встретил своего Учителя – Бессмертного Чжунли Цюаня - известного мага и алхимика. Эта встреча круто изменила жизнь Люя, он понял тщетность, пустоту повседневной жизни и просветлел. Люй становится даосским отшельником и, пройдя длительное обучение многочисленным техникам, получает посвящение и в дальнейшем, становится известным как святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ.


Цао Гоцзю – олицетворяет славу и признание

Согласно литературным источникам, Цао Гоцзю был сыном первого министра при Сунском императоре и братом императрицы. Обычно его изображают одетым в придворную мантию и держащим в руке пару кастаньет или нефритовую дощечку - это символизирует его знатное происхождение и подтверждает право входа в императорский дворец.

Однако, Цао Гоцзю был предан даосскому учению и однажды, в зрелом возрасте он попрощался с императором и императрицей и отправился бродить по свету. В знак признательности и уважения, государь вручил ему золотую пластину с надписью: «Гоцзю повсюду может проезжать, как сам государь» и эта табличка сыграла важную роль в судьбе Цао Гоцзю. Согласно преданиям, однажды Цао Гоцзю переправлялся через реку Хуанхэ и перевозчик потребовал с него деньги. Цао Гоцзю показал перевозчику пластину и его спутники, прочитав надпись, стали причитать ему здравицу, а перевозчик так просто обмер от испуга. Сидевший в лодке даос сказал: «Коль ушёл в монахи, чего являешь своё могущество и пугаешь людей?». Цао склонился в поклоне перед даосом и ответил: «Как смеет Ваш ученик являть свое могущество». Тогда даос сказал: «А слабо бросить золотую пластину в реку?». Цао тут же бросил пластину в реку. Все изумились, а даос (им по преданию был Люй Дунбинь) пригласил его странствовать вместе.




Выросший при дворе Цао не был обучен какому-либо конкретному ремеслу и руками, как говорится, ничего не умел делать, поэтому он просто бродил по стране. Но однажды Лай Цайхэ подарил ему свои кастаньеты и Цао стал петь, плясать и кривляться. Именно поэтому артисты считают его своим покровителем. Он также дарит главе семейства общественное признание и привлекает к нему внимание высоких властей. Он считается покровителем политиков и приносит удачу тем, кто жаждет власти.

Наличие его изображения в доме в качестве символа фен шуй, выполняет защитные свойства. Он - могущественный защитник, который охраняет вас, хотя вы можете об этом и не догадываться. Он отличный друг тех, кто хочет быть успешным в получении образования.

Ли Тегуай – дарует мудрость

Ли Тегуай изображается в одеянии нищего, но обладает сверхъестественными способностями. Он дарует мудрость и считается самым могущественным из бессмертных, хотя, как можно говорить о том, кто из бессмертных более могуществен, а кто менее? Вот и скажи после этого, что разбираешься в жизни, когда под одеянием нищего может быть мудрец, а под одеянием мудреца может быть мошенник.


Ли Тегуай изображается еще и хромым, в одной руке он держит волшебную тыкву-горлянку, в которой хранит волшебное снадобье, а в другой - железную клюку-посох. Он считается защитником больных, покровителем магов и астрологов. Он обладает репутацией благотворителя и помогает тем, кто нуждается в деньгах, а также тем, кому требуется восстановление сил после болезни.

Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки. По легендам, он является учеником и современником самого Лао Цзы.

Несмотря на высокий статус бессмертного и уважение к себе, его изображают в одежде нищего, с клюкой не случайно – красивая легенда, отражённая в романе «Путешествие на Восток» (16-17 вв.), объясняет это. Согласно этой легенде, даос по имени Ли Сюань, познав тайны Дао, оставил своё физическое тело в пещере Даншань, в провинции Аньхой на попечение ученика, а сам (в тонком теле) отправился к Лао Цзы, предупредив ученика, что если он не вернется через семь дней, надо будет уничтожить его тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери, досрочно сжёг тело учителя и поспешил домой. Вернувшись на седьмой день, Ли Сюань обнаружил, что его тело сожжено! И что же ему оставалось делать? Как раз в это время недалеко от пещеры умер от голода хромой нищий, и Ли Сюань перешёл в его тело. С тех пор он жил в теле хромого нищего.

Правда есть и другие, не менее красивые истории. Например, некий человек по имени Хань Юй, 40 лет постигал Дао в горах, а потом, оставив в хижине тело, отправился гулять. Тело растерзал тигр, а вернувшаяся душа вселилась в плоть умершего хромого нищего.

Существуют рассказы о том, как Ли переплывал реку на листке бамбука и продавал на базаре чудотворные снадобья, излечивающие от всех болезней. Ли почитали как покровителя магов, его изображения служили знаком аптекарских лавок.


Ли Тегуай частенько улетает на небо и возвращается на Землю на тигре, поэтому можно встретить его изображения, где он сидит верхом на тигре.

О нем ходит много легенд. Вот парочка из них. Говорят, что во времена своих земных странствий, он ночью обычно вешал тыкву на стену и прыгал в нее, появляясь только на следующее утро. Рассказывают также, что однажды в холодную ночь он вошел в раскаленную печь и пригласил стражника Чаоду, которого считал очень достойным человеком, следовать за собой в раскаленную печь. Ужаснувшись, тот отказался. Тогда Ли Тегуай велел ему взойти на лист бамбука, плававший по поверхности реки, сказав, что это лодка, которая легко перевезет его на другой берег. И снова Чаоду отказался, тогда Ли Тегуай заявил, что стражник слишком отягощен земными заботами и не может перейти в стан Бессмертных. Сказав это, он ступил на лист бамбука и уплыл.

Хань Сянцзы приносит исцелительную энергию. Есть мнение, что его учителем был Люй Дунбинь.

Хань Сянцзы любит играть на флейте и эти звуки привлекают Ци счастья, поэтому все животные, насекомые и растения благоденствуют и растут в его присутствии. Именно поэтому он считается покровителем музыкантов. Он умеет заставлять растения расцветать в его присутствии, сразу. В мешке на спине он носит множество растений. Именно поэтому его изображают играющим на флейте или просто держащим флейту в руке и с мешком на спине.

Можно встретить изображения Хань Сянцзы с корзиной цветов или фруктов в руках, так как его считают покровителем садовников.

Считается, что он был племянником известного ученого и литератора эпохи Тан, Хань Юя. Однако Хань Юй был прагматиком и не верил ни в какие чудеса и даже не разделял взгляды никакой из религий. И в наше время многие ученые считают, что негоже истинному ученому верить в чудеса и в Бога, какой бы он ни был. А вот Хань Сянцзы наоборот, верил в чудеса и даже сам творил чудеса и стал бессмертным.

Есть легенда о том, как однажды, во время сильной засухи, государь попросил ученого Хань Юя помочь – сделать что-то, чтобы урожай не погиб, но Хань Юй, как ни пытался, своими научными методами помочь не мог. А вот Хань Сянцзы сотворил чудо – он взял, да и вызвал дождь, причем, чтобы насолить дяде, он вызвал дождь везде, но не над усадьбой дяди.


В другой раз на пиру у дяди, Хань Сянцзы наполнил таз землёй и, на глазах у гостей, вырастил два прекрасных цветка, на листьях которых проступали золотые иероглифы, образующие фразу: «Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замёл проход Ланьгуань, конь не идёт вперёд». Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сянцзы напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. Частенько можно встретить изображения дяди и племянника именно на этой встрече.

Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. Он умел превращать воду в вино и выращивать зимой цветы. Его изображают красивым юношей, играющим на волшебной флейте, от чего все вокруг расцветало. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и иногда его изображали с явными женскими чертами.


Среди восьми бессмертных есть две женщины.

Лань Цайхе – приносит удачу девушкам

Лань Цайхе обычно изображают в голубом платье с корзиной цветов в руках или просто с букетом цветов. Она является воплощением женственности и приносит счастье молодым женщинам. Она покровительствует торговцам цветами и садоводам.


Однако, есть одна трудность в понимании этого образа, потому что иногда Лань Цайхе изображают как девушку, а иногда – как юношу. И то и другое вполне приемлемо. Когда Ланя изображают юношей, он тоже одет в синее платье, потому что Лань означает «синий», но его платье рваное, на одной ноге он носит сапог, а другая нога босая. В руке он может держать кастаньеты, но не испанские, а китайские, представляющие собой пару бамбуковых дощечек. Предание гласит, что он бродит по городским базарам, распевая песни, которых он знает множество, и прося на пропитание. Деньги, которые ему дают люди, Лань нанизывает на длинный шнур и тащит его за собой.

Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез.

Когда Лань повстречался с другими бессмертными, он отдал свои кастаньеты Лао Гоцзю, флейту отдал Хань Сянцзы, а сам стал носить корзинку с цветами. В народном фолклере он иногда превращается в фею цветов.

Хе Сяньгу – помогает устроить удачный брак, обрести семейное счастье

Вторая женщина среди бессмертных- Хэ Сяньгу. Она предсказывала судьбу и покровительствовала домашнему хозяйству, хотя сама умела обходиться без еды. Ее изображают с цветком лотоса или корзиной цветов в руках, но есть ее изображения с флейтой из персикового дерева. Ее присутствие в доме приносит пользу старшей женщине рода, а также счастье в семье и браке.

Судя по всему, она не является прототипом реально живущего прежде человека, потому что в народном фолклере существует много легенд о девицах по фамилии Хэ и Хэ Сяньгу. По-видимому, она является собирательным образом.

Согласно одной из легенд, в юности, во сне ей явился святой и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться лёгкой и не умереть. Впоследствии она средь бела дня вознеслась на небеса, но и потом не раз появлялась на земле. Считается, что святым, наставившим её на путь бессмертия, был Люй Дунбинь. Она поклялась не выходить замуж и семьи у нее не было.

Боги время от времени приглашали ее ухаживать за цветами, растущими у небесных врат, а после этой работы она снова спускалась на землю.





1. Гора Тайшань

«То, чем рождается жизнь, есть смерть»
Лао-Цзы

Жизнь и смерть… Два самых главных явления, которые касаются абсолютно всех! Но как ни странно, мы об этом знаем очень мало. И с развитием самого человека представление о жизни и смерти меняются. В современных словарях «жизнь» - это особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ. А «смерть» - это прекращение жизни, гибель и распад организма. Но по большому счету, что такое жизнь и смерть, не знает никто. Есть только наши попытки определить и познать эти состояния.
А что же тогда жизнь без смерти, т.е. бессмертие? Дать этому определение гораздо сложнее.
Идея бессмертия встречается в той или иной форме почти у всех древних народов. Греки и евреи под бессмертием понимали призрачное существование душ в царстве теней. Египтяне верили в бессмертие человеческой души. Они считали, что когда умирает тело человека, его душа переходит в ребенка, рождающегося в этот момент.
«Человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь» - говорили наши предки.
Существование бессмертия, без всяких сомнений и иных задних мыслей, признавали латиноамериканская, кельтская, индийская, даосская традиции. Пожалуй, больше всего в этом направлении продвинулись даосы.
Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии, сформировался во II веке н.э. В его основу легли мистические и шаманские культы царства Чу Южного Китая, учение о бессмертии и магические практики царства Ци, философская традиция Северного Китая. Основателями даосизма считаются Желтый император Хуанди и мудрец Лао-цзы. Основными трактатами являются «Дао Дэ Дзин» и «Чжуан-цзы».
Глубина, изысканность и утонченность философских взглядов даосов, широкое практическое применение их знаний привлекали и привлекают умы многих людей. Я хочу рассказать о недавней поездке по горам Юго-Восточного Китая - священным горам даосизма - горам Бессмертных. Удивительные по красоте, восприятию и силе воздействия, они оставили в моей душе часть своей мудрости, одухотворенности, величия и Бессмертия. Пять знаменитых гор, овеянных тайнами и легендами… Тайшань, Лаошань, Маошань, Лунхушань, Лофушань.
Олег Чернэ, руководитель Международного этнического центра «INBI», многие годы практикующий даосскую алхимию, который организовал эту поездку и вел группу по дорогам Бессмертных, считает пространство Китая особенным. Писатель, путешественник, мастер, он побывал практически во всех странах мира, знаком со многими выдающимися людьми нашего времени, автор многочисленных книг и статей, он по-прежнему продолжает свой поиск и помогает другим в поисках своего.
Олег Чернэ:
Меня часто спрашивают: когда у меня начался интерес к даосизму? Вообще просто так ничего не может начаться, начинается тогда, когда мы реально понимаем, что мы делаем. От того, что мы что-то начинаем изучать или следуем за кем-то или чему-то, это не значит, что то-то началось. Мы просто меняем одно увлечение на другое. Когда ты начинаешь свой личный поиск, он и является преддверием пути, на который ты становишься. В конечном счете, я сказал: хорошо, надо что-то делать! я хочу что-то познать! и это побудило меня пойти в первую очередь в Китай. Это пространство раскрывалась постепенно - как лотос. И сегодня, когда я уже не первый раз приезжаю сюда, оно для меня нечто большее, чем Место Силы, люди, мастера и знания. Оно для меня как некий конструктор, в каждой части которого я понимаю, что делаю. И любая поездка в Китай для меня - это нечто необыкновенное.
Пространство и энергии разных стран дают различные возможности для развития человека, идущего по пути знаний.
Китай - родина одной из самых старых и сложных цивилизаций мира. Ее история насчитывает около 5 тысяч лет. Но время продолжает менять пространство, обычаи, культуры, религии. И китайцы это прекрасно понимают. Современный Китай - это страна огромного экономического потенциала. Последние два десятилетия сильно изменили традиционную жизнь китайцев. На глазах происходит бурное развитие космической и атомной промышленности, нефтехимии и электроники, интенсивное строительство, бурный экономический подъем и рост благосостояния. Приятно удивляет уважительное отношение китайцев к своей культуре. Допуская какое-нибудь новшество в массовое потребление, они всегда оценивают, как улучшится жизнь населения и как это повлияет на многовековые традиции. А в традициях Поднебесной - находить гармонию с миром, проводить время в беседах и медитациях, совершенствоваться в практиках различных учителей и мастеров. Ведь они не только сами развиваются, но и экспортируют свою культуру в другие страны.

Легенды и мифы Китая полны удивительных историй о людях, достигших бессмертия в результате самосовершенствования по даосским практикам. Описанные в древних китайских текстах «Восемь бессмертных святых» (Ба Сянь), относящихся к даосскому пантеону, были реальными личностями. У каждого из них своя история и своя дорога к бессмертию. Став святыми, они освободились от мирских чувств и страстей, получили вечную жизнь и живут теперь по небесным законам. Вот их имена.
Чжун Лицюань - глава Восьми Бессмертных, обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения.
Ли Тегуай - считается покровителем магов, волшебников, чародеев.
Чжан Голао - из всех восьми бессмертных он самый старый по годам и самый благоразумный. Жил отшельником в горах и всю жизнь скитался. Всегда ездил на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал. Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей.
Лань Цайхэ - этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой в руках.
Цао Гоцзю известен как представитель правящего клана времен династии Сун. Изображается с кастаньетами и с нефритовой дощечкой, дающей право входить в императорский двор. Покровитель актеров и мимов.
Люй Дунбинь с самого детства был развит не по летам и мог ежедневно запоминать до десяти тысяч слов.
Хэ Сяньгу - единственная женщина среди этой восьмерки. Еще в раннем детстве она встретила Люй Дунбиня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.
Хань Сянцзы - был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан.
Вратами в мир блаженных небожителей всегда считались священные китайские горы. В даосских традициях горы рассматриваются не только как связь с небесами или с небожителями, но как живые существа, которые не только формируют знания, создают и генерируют энергию, но и представляют собой определенные ступени познания и выполняют конкретные задачи. Так, например, первая гора, на которой мы побывали, - Тайшань, или Нефритовая гора, - дает понимание всей структуры развития, преобразования, кристаллизации и генерирования энергии, которые человек может познать, преобразовав эту энергию 9 раз.
Т.е. каждая гора - это некое пространство, где человек может получить определённые знания или энергии для понимания и трансформации уже наработанного опыта. Китайские мудрецы, проживая какое-то время на различных горах, напитывали себя энергиями разного качества. Как пчелы собирают нектар с цветов, так и они собирали энергию в сосуд свое мудрости.
Самое ценное из искусств - искусство обучаться. Все остальное - лишь следствие. Процесс наращивания или приобретения новых качеств требует постоянного восполнения собственных ресурсов, постоянной работы над собой. Поэтому секреты даосских практик раскрываются только для целеустремленных.
Олег Чернэ:
Даосизм - это не для ленивых людей, это для людей, которые готовы к действию. Он допускает ошибки, ответвления, даже ненужные направления, но не приемлет бездействия до того момента, когда действие становится натуральным, естественным и тогда оно рассматривается как бездействие. Но это бездействие по отношению к действию, которое было не нужным, но в реальности создающее наращивание, алгоритм, прогрессию… Т.е. здесь нет цели, нет стремления достичь чего-то, кроме как опоры на одно, что порождает второе. Непрерывный процесс действия.
Язык не поворачивается назвать даосов ленивыми, когда, преодолев более 7200 ступеней, они поднимаются на высоту 1545 м. Гора Тайшань, расположенная в провинции Шандунь, традиционно считается местом обитания даосских святых и бессмертных. Она не только входит в число пяти священных гор даосизма, но имеет большую культурную и историческую значимость как для Китая, так и для всего мира - гора включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хоть раз в жизни каждый китаец должен взойти на эту гору, желательно пешком, хотя в настоящее время имеется и подъемник.
В китайской культуре гора закрепилась как символ стабильности, рождения и восхода солнца, что породило поговорку - «непоколебимый, как гора Тайшань». Эта поговорка нередко использовалась Мао Цзэдуном. Крутые каменные ступени, сильная влажность и жара, лестница, уходящая в облака, словно к истокам всех времен и начал - это путь для тех, кто не удовлетворен условностями цивилизаций и морали, кто ищет истинно великое и вечное, чтобы вместить в себя весь мир и прикоснуться к истокам всего происходящего.
Олег Чернэ:
Если говорить о становлении даосизма как такового, то можно сказать, что это была попытка правильно жить в правильном пространстве. Это очень интересно. Эту попытку постарался реализовать первый император династии Цин. Сам факт, что была мысль простроить пространство более корректно, чем оно простроено сейчас, вызывает большой интерес. Для меня интересен также сам человек как таковой, потому что я не считаю, что люди по-настоящему реализуют свои человеческие качества. Они реализуют либо животные качества, либо сверхсознательные. Человеческие качества требуют определенного образования и развития, и в даосизме человек - это некий элемент, некая структура, которую надо понимать и развивать.
В основе даосских практик лежат простые положения: человек рожден для того, чтобы развиваться, развитие требует усилия, усилие определяется волей. Успешность этих практик заключается в одновременном вовлечении в работу ментального, энергетического и физического потенциала человека. Синхронизация этих моментов и дает поразительные результаты.
Многие термины из китайских духовных практик широко известны во всем мире. Ци - это всепроникающая жизненная энергия, существующая в каждом человеке, будь он азиат, африканец или славянин. Только название ее в разных традициях разное. Индийцы называют ее праной, славяне - живой, японцы - ки. Ци течет в организме человека по системе меридианов, и состояние человека напрямую зависит от состояния ци. Согласно китайской философии, эта энергия вдыхает жизнь во все сущее, это и есть дыхание самой природы и самой жизни. «Человек пребывает в дыхании, а дыхание - в человеке».
В даосских практиках работают с тремя основными видами энергии и их сочетаниями. Все эти энергии неразрывно связаны между собой и их разделение условно. Ци - наполняющая энергия, цзин - увязывающая, шен - трансформирующая.
Перевод важнейших даосских понятий представляет собой особую трудность, потому что даосизм говорит языком поэтических метафор. Можно еще сказать, что ци - это дыхание, цзин - семя, а шен - дух. Есть еще одно понятие «дэ» - обозначающее внутреннее совершенство. И наконец, понятие «дао» - переводится словом «путь». Движение от простого к сложному. Бесконечный путь по мосту, соединяющему одно состояние сознания с другим. Вершины становятся все выше и выше, и по ним уже идут Бессмертные…
Мудрые даосы изучили и классифицировали различные виды энергии, которые мы можем вырабатывать, использовать и трансформировать в своем теле. Их система - больше, чем просто абстрактная схема каких-то там отвлеченных эзотерических понятий, оторванных от реальной жизни. Она очень взаимосвязана со множеством других аспектов нашего существования.

Непрерывный поток людей движется по крутой дороге вверх. Каменные ступени, иногда разной величины, хранят отпечатки миллионов стоп. Люди разного возраста, разного социального положения, много молодежи. Это не просто - подняться на высоту в 1,5 километра в очень душной и влажной атмосфере, такой непривычной для нас. Поэтому частые остановки. Да и постоянные съемки с различных точек прекрасных видов гор забирают время. Ведь я приехала в составе небольшой съёмочной группы, и наша задача - запечатлеть путешествие по горам Бессмертных. Приходиться постоянно догонять основную группу, что еще больше усложняет наш подъем.
Мы пользуемся популярностью у местной публики. Китайцы - люди в основном деликатные, но желание сфотографироваться на фоне нас сильней. И они незаметно становятся так, чтобы в ракурсе оказались они, горы и мы. Некоторые, посмелей, просят нас сфотографироваться вместе с ними. И мы не отказываемся. Улыбки, благодарность, рукопожатия. Всем приятно и интересно - и нам, и им. Как ни странно, европейцев на этом пути практически нет.
Самый высокий пик называется Пиком Нефритового Императора. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. И хоть на гору можно подняться на подъемнике, но достойней всё-таки взойти пешком. Поэтому и тянется бесконечная вереница людей по дороге, скрывающейся в облаках.
Олег Чернэ:
Храм Тай-Цзи-Темпе - Храм Нефритового Императора - самый важный храм во всем Китае, расположенный на Тайшане. Нефритовый император символизирует высшую степень кристаллизации и трансформации, которую может достигнуть человек. Это не просто символ, а определенное место, где аккумулируется самая главная важная энергия для тех, кто следует даосским путем. Особенность этого места надо прочувствовать, здесь заложены глубинные познания даосской алхимии.
В даосском пантеоне Нефритовый император (Юй-ди) занимает позицию верховного божества, который правит небом и делами людей. Он восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Он мудр и строг, и все в его власти.
В различных древних традициях алхимией называлось тонкое и сложное искусство последовательного очищения и изменения некой субстанции. Такие преобразования, по мнению древних мудрецов, могли происходить и с человеческим телом, и с его энергией. Как искусство внутренней трансформации человека, алхимия была представлена практически во всех мировых эзотерических традициях. Однако как система знаний она нашла свое наибольшее развитие в Древнем Китае. Понятие Макро- и Микрокосмоса, учение об энергии, циркулирующей в человеческом теле, согласно определенным законам, было структурировано древними китайскими мастерами, развито и доведено до высочайшего уровня.

Как мы уже говорили раньше, в основе даосской философии лежит концепция непрерывного развития человека. На начальной фазе обучения работают в основном с энергией ци-ци, что позволяет построить тело и циркуляцию энергии, создать условия для энергетического наполнения и сохранения энергии, наполнившей тело. В алхимической фазе работают с энергиями цзин и шен и создают условия для увязывания, преобразования и структурирования энергии. Остальные уровни развития связаны с энергиями цзин-ци, цзин-цзин, цзин-шен, шен-ци, шен-цзин и шен-шен.
В любом деле важна последовательность и постоянство. Очистка энергии или преобразование более грубой в более тонкую приводит к постоянному изменению в опыте практикующего. И человек как Микрокосмос соединяется с Макрокосмосом на все более и более глубоких уровнях. Этот процесс требует совершенствования и единства трех качеств - формы (тела), движения (энергии) и направления (сознания) до тех пор, пока они не станут единой гармоничной энергетической субстанцией. Эти изменения и проникновения в тайны жизни и Вселенной и есть «высшие даосские сокровища человеческого существования».
Олег Чернэ:
Даосская алхимия - это процесс преобразования, где человек в процессе жизни в состоянии генерировать, улучшать, преобразовывать и изменять свою энергию. Т.е. вначале он как бы уходит от своей предрасположенности судьбы и достигает нечто большего, на что он будет способен благодаря культивации энергии. Даосский путь - это некий процесс проживания в условиях, когда вначале нужно достигнуть некоего гармонического состояния, при котором, собственно, и возможен процесс культивации. Гармоническое состояние - это сложное понятие для современного человека, потому что оно определяет комбинацию энергий, которые позволяют человеку быть в естественном состоянии. Оно позволяет сознанию находиться в том качестве, которое мы называем гармоничным. Это не есть психологическая или философская установка - это есть физическое состояние, позволяющее энергии находиться в балансе. Т.е. гармония - это некое особое состояние, которое позволяет человеку находиться в комфортных условиях взаимодействия с окружающей средой.
Достижение более высоких состояний требует огромных духовных и энергетических затрат. Хотя иногда есть более быстрые способы достижения таких целей. Легенды горы Тайшань говорят о том, что можно «обрести Небеса», если броситься вниз с вершины. Поэтому всегда находилось немало паломников-самоубийц, стремившихся броситься в бездну с вершины горы. Еще одно поверье, более альтруистическое, говорит о том, что таким поступком можно избавить своих родителей от болезни и смерти. Хотя будет ли радостна их жизнь после смерти своего ребенка?!
В настоящее время приняты меры по ограждению территории на вершине для предотвращения таких поступков.
Наконец мы поднялись на самую вершину горы Тайшань. Здесь расположено много храмов и гостиниц для паломников. Небо и земля поменялись местами. Вечерние облака скрывают от нас землю, и кажется, что мы уже, подобно Бессмертным, парим над ней. Время от времени легкий порыв ветра разрывает застилающую пелену и на оставшейся дымке, как на холсте, проступают силуэты храма. Это действо завораживает и восхищает, как вечная попытка человека познать мир и себя в нем.
Даосскую алхимию можно еще определить как науку о бессмертии, близкую к макробиотике и разделяющуюся на «внешнюю» (вай дань) и «внутреннюю» (нэй дань). Первая предполагала изготовление эликсиров бессмертия, вторая - создание эликсира в самом теле адепта.
Олег Чернэ:
Киноварь, или «дань», - это главный ингредиент в изготовлении «пилюль бессмертия». «Поля киновари», или «даньтяни», - своеобразные энергетические резервуары в теле человека, в которых накапливается и распространяется по всему телу главная ци. Существует три даньтяня: верхний, средний и нижний. Соответственно - «Дворец нирваны» (нивань гкун), находящийся в голове, «Пурпурный дворец» (цзян гунн) расположен около сердца, «Океан жизненных сил» (ци хай) в районе пупка. Именно в этих местах находится тигель для выплавки «пилюли бессмертия» внутреннего алхимического процесса. «Пилюля бессмертия» - это уже такое качество энергии, которое и приводит к совершенно иным уровням жизни.
Кроме внутренней алхимии, существовала еще и внешняя алхимия. Даосы считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе - киноварь, золото, серебро и пр.
И вот на горе Тайшань есть места, где формируется киноварь. Три уровня киновари. Вначале киноварь формируется под влиянием энергии ци. Это место находится ниже. Изначально процесс или структуризация генерирует энергию ци. И там киноварь как бы связана с землей. Второй уровень киновари связан с камнем, где генерация уже происходит по отношению к камню. И третий уровень киновари связан с небом, это другое место. Это место, которое определенным образом находит свое взаимодействие между кристаллической природой самого камня, т.е. минерализацией, солнцем, которое позволяет усиливать эту генерацию, и туманом, который постоянно нагоняется сюда и питает этот камень. Он постоянно подпитывается и находится в определенном ритме.
Чтобы создать киноварь, надо понимать определенный ритм создания энергии. Нельзя энергию просто развить и что-то с ней резко сделать. Это как ковер. Когда он готов - он есть ковер, когда он делается - он не представляет из себя цельности и определенной силы. Конечно, работать с этим местом гораздо тяжелей, чем с местом, где собирают киноварь, связанную только с энергией ци.
«Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, немногого стоит».

Людмила Загоскина
г. Днепропетровск
e-mail: [email protected]
(Продолжение следует)

Описанные в древних китайских текстах «Восемь бессмертных святых (ба сянь)», относящихся к даосскому пантеону, были реальными историческими личностями. Став святыми, они освободились от мирских чувств и страстей, радостей и печалей. Они получили вечную жизнь и живут по небесным законам.

Мифы Китая полны удивительных историй о людях, получивших бессмертие в результате самосовершенствования по даосским практикам. Стать бессмертным можно было различными способами. По одним поверьям, даос, уходя на Небо, забирает с собой свое тело. При этом происходят таинственные превращения, тело наполняется веществом небесной энергии и навечно обретает бессмертие. В других случаях превращения происходят из-за того, что человек выпил эликсир бессмертия, чаще всего приготовленный в Небесных чертогах, или съел пилюлю бессмертия. Можно также отведать персик с дерева Бессмертия, которое растет в саду Богини Сиванму и дает плоды раз в три тысячи лет, а еще есть волшебная формула, написанная на бумаге, прочитал - и стал бессмертным.

Таким образом, способов очень много, выбирайте любой. Бессмертный даос, вступивший в вечную жизнь, ведет существование, которое не зависит от земных законов. Он может жить в прекрасных пещерах на священных горах или на благословенных островах в море. Он может даже поселиться на Небе, если на то будет разрешение Нефритового Императора. В любом случае, это уже не человек, а святой, обладающий нереальными для человека возможностями. Их физический облик тысячелетиями оставался таким же, каким он был в земной жизни.

Бессмертные могут принимать человеческий облик и общаться с людьми. Они повелевают небесными животными, могут перевоплощаться, зачастую они обладают различными магическими предметами, наделенными волшебной силой, это может быть веер, шнурок, посох и т.д.

Мифы о Восьми бессмертных получили в Китае наибольшее распространение. Эти бессмертные, почитаемые и любимые народом, некогда были людьми, известными историческими личностями, а затем, став святыми, уединились в высоких горах вдали от земных радостей и печалей.

Чжун Ли Цюань – глава Восьми бессмертных. Он жил во времена династии Чжоу (1122 до н.э.-249 г.г н.э) При жизни он был полководцем, и поэтому считается покровителем солдат. Его обычно изображают толстым человеком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой – веер, с помощью которых он оживляет усопших, так как он обладал секретом изготовления элексира жизни и порошка перевоплощения.

Родился Чжун Ли недалеко от Сяньяна в провинции Шеньси. Первое упоминание о нем находится в «Сюан-хэ шу пу» («Перечень каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»). Согласно этой книге, у него высокий рост, курчавая борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. Так он и изображается на рисунках.

Чжун Ли Цюань – один из основателей алхимического искусства бессмертия. Он также является одним из основателей даосской школы Цюаньчжень (Школа Совершенной Истины). В даосизме его также называли Чженьян Цзуши – первый мастер Истинного Ян, а также Мастер Облачного Зала. Он был учеником другого бессмертного – Ли Те-гуая. При монгольской династии Юань в 13-14 веках н.э. Чжун Ли был канонизирован и был назван даосским патриархом.

В легенде говорится, что, когда Чжун Ли Цюань появился на свет, вся комната озарилась необычным сияньем, из-за чего ребенку предсказали необыкновенное будущее. Внешность новорожденного также была весьма необычна: огромная голова, широкий лоб, большие уши, толстые щеки и яркие губы, длинные брови и красный нос. Его руки были длинными, как у трехлетнего ребенка, семь дней младенец ничего не ел и не плакал.

Читайте также:

Когда Чжун Ли вырос, он стал полководцем, который удостоился милостей императора. Когда тибетское племя туфань, жившее на северо-западе, совершило набег на пограничную местность, пять тысяч солдат под командованием Чжун Ли Цюаня были посланы навстречу неприятелю. Во время главного сражения, когда успех Чжуна уже был очевиден, над полем боя пролетал другой бессмертный – Ли Те Гуай. Увидев происходящее внизу, Ли подумал: « Да это же Чжун Ли Цюань, который должен был стать святым, чтобы возвыситься над миром. Но он не постиг Дао и слишком любит почести и славу. Если он и теперь одержит победу, то императорские милости совсем вскружат ему голову. Он слишком погрязнет в почестях и славе и это закроет ему путь к Дао. Пусть он лучше потерпит поражение и это заставит его покинуть суету этого мира и встать на Путь Истины».

Ли Те Гуай тотчас же превратился в старика, явился к военачальнику племени туфань и открыл ему способ, с помощью которого можно было разбить китайскую армию. Воины туфань разгромили китайцев, сам Чжун Ли Цюань верхом умчался с поля боя, спасая свою жизнь. Вернуться к императору с позором он не мог и, в полном отчаянии, вернулся в родную деревню, где женился и занялся изучением философии.

Однажды Чжун Ли Цюань обратил внимание на женщину в траурном одеянии, которая сидела возле могильного холма и веером обмахивала землю. На вопрос, что это значит, женщина пояснила, что муж перед смертью просил её не выходить вторично замуж до тех пор, пока земля на могильном холме не высохнет. Теперь, найдя жениха, она хотела побыстрее высушить землю на могиле мужа. Чжун Ли Цюань взял у неё веер и при помощи заклинанья высушил могильный холм. Вдова с благодарностью удалилась, оставив веер у него в руках. Дома он рассказал эту историю своей молодой жене, и она страшно возмутилась поступком вдовы. Эти слова жены навели Чжун Ли Цюаня на мысль проверить её чувства. Прошептав соответствующее заклинанье, он притворился мертвым.

Перед мнимой вдовой тут же появился красивый молодой человек, и через несколько дней она согласилась выйти за него замуж. Жених сказал, что для женитьбы ему необходимо снадобье, приготовленное из мозга её покойного мужа. Вдова согласилась исполнить просьбу жениха и открыла гроб. Она пришла в ужас, когда обнаружила, что её бывший муж ожил, а жених бесследно исчез. Не в силах вынести позора, женщина покончила с собой. После всего этого Чжун Ли Цюань поджог свой дом и ушел, взяв с собой только веер и священную книгу «Даоцзин».

В полном отчаянии Чжун Ли встретил монаха, к которому обратился за советом, что ему теперь делать? (Это был, конечно же, Ли Те Гуай). Монах пригласил его к себе, и они долго шли вместе, пока не достигли жилища Наставника Восточного Китая. Старец (в которого обратился монах), оказал Чжун Ли радушное гостеприимство и последний попросил старца принять его к себе в ученики. С того дня на высокой Горе Трех Вершин он начал свою практику самосовершенствования, став на путь постижения Дао.

В это время в том краю был сильный голод, тысячами умирали люди. Здесь впервые Чжун Ли Цюань начал применять на практике полученные знания. При помощи алхимии он превращал медь и олово в серебро и золото и раздавал его людям, чтобы они могли купить себе еду. Так он спас множество людей.

Однажды он сидел в пещере глубоко задумавшись. Вдруг каменная стена с грохотом раскололась на две половины, и из расщелины появилась нефритовая шкатулка, в которой лежали таинственные наставления, как стать бессмертным. Он сделал все, как было написано. Внезапно комната наполнилась разноцветными облаками, послышалась прекрасная музыка, и небесный аист предложил Чжун Ли Цюаню отправиться вместе с ним в страну бессмертия. С тех пор он сделался бессмертным, а его веер стал обладать чудесной способностью возвращать к жизни умерших.