Анализ стихотворения Бунина «Родина. Анализ: Бунин, «Родине». Печальная и прекрасная

Иван Алексеевич Бунин написал большое количество рассказов и стихотворений. Особенность автора - это необыкновенный дар, выражать свои мысли в литературной изысканной форме, понятной для читателя любого возраста и любой страны. Темы, над которыми работал писатель вечны. На многие вопросы, которые рассматривал в своих произведениях Иван Алексеевич, ещё не одно поколение будет искать ответы.

Писать произведения Бунин начал в раннем возрасте. Практически в каждом творении затрагивается какая-либо наболевшая тема, с которой лично столкнулся писатель. Стихотворение «Родина», написано поэтом в 1896 году, когда молодой автор уже достаточно прочно стоял на ногах на литературном поприще. Тематика творения раскрыта глубоко и с первых строк удивляет своей особенностью. Стоит в обязательном порядке рассмотреть стихотворение наиболее подробно и проанализировать строки, каждая из которых скрывает глубокий смысл.

«Родина» Иван Бунин


Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Насмешки над стихотворением

Всё произведение «Родина» вмещается на небольшом листке, так как в нём всего восемь строк. Этих стихотворные рифмы не раскрывают истинный потенциал самого писателя, они не показывают ярко выраженные индивидуальные черты автора. Рифмы не отчеканены до идеала, а само стихотворение может показаться сыроватым. Это и поразило критиков конца XIX века.

Поэт старается использовать в произведении дух времени, и максимально точно отображает перед читателем те сложности, которые скрываются в социальных слоях населения. Он показывает родину простой, угрюмой и убогой.

Сама смысловая нагрузка в стихотворении не самая свежая. Демократический настрой общества, в то время описывался и анализировался многими поэтами и прозаиками. Но тем не менее, произведение не выглядит как сборное мнение других писателей. Этот стих - личный посыл Ивана Алексеевича.

Нищета и крестьяне

В период становления в качестве самостоятельной и независимой державы Россия прошла сложный, тернистый путь. Иван Алексеевич по происхождению был дворянин, но он искренне сочувствовал крестьянам, которые после отмены крепостничества, вот уже 35 лет оставались, как и прежде нищими, оборванными, безграмотными. Путешествие по российским глубинкам с лёгкостью обнажает все недостатки и минусы, скопившиеся за период реформ. Автор так и говорит: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень».

Нищету страны описывал не только Бунин. Многие передвижники того времени, к примеру, Александр Блок писал «Грешно и бесстыдно...»

В описании угрюмой обстановки автор использует один из излюбленных ходов - он привлекает природу, наделяя строки печальными определениями: мертвенно-свинцовое небо, кроткая печаль, сумрачная даль. В произведении нет украшений, позволяющих преподнести родину с наилучшей стороны. Но автор и не ставил такой цели.

Что значит Родина для Бунина

Иван Алексеевич любил свою страну, об этом свидетельствуют его произведения о родине, написанные как до 1920 года, так и после, когда писатель эмигрировал в чужое государство.

В пример можно привести вот такие строки:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.

Или вот эти:

В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень...

Нужно сказать, что после революции 1917 года, многим писателям и поэтам пришлось прокладывать заново свой литературный путь. Новая власть не оставляла выбора творческим личностям. Работать в новом формате смогли далеко не все.

Несколько лет, до 1920 года Бунин пытался приспособиться к новой действительности. Уже именитый писатель, поэт, публицист, Иавн Алексеевич Бунин, не мог смириться с положением дел в его стране. Власть постоянно менялась, вокруг было насилие и разбой. Писатель с ужасом наблюдал, как его страна погружается в хаос, и не видел себя в этой стране.

В это время и пришли мысли об эмиграции. Во время сложной поездки к новому месту жительства Бунин записал в своём дневнике: «России - конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец».

Писатель обосновался во Франции, в Париже. Он бедствовал. И не известно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь если бы он не стал в 1933 году лауреатом Нобелевской премии.

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение Бунина «Родина» совсем небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что над огромной, необъятной родиной нависла серьёзная мертвенно-свинцовая угроза. И хотя автор не высказывает прямо свои сомнения, становится понятно, что большой уверенности в величии блестящей державы нет.

Но ситуация не безнадёжна. Мрачная окраска сменяется призрачной надеждой. Многострадальный народ, способный выстоять и выдержать многое, будет готов к новым испытаниям. Та печаль, которой окутано всё стихотворение, вероятно, накоплена столетиями. Ведь смирение, подчинение и безропотность - это основные черты многовекового угнетения простого человека на Руси.

Противоречивые чувства, которые навевает произведения, заставляют переосмыслить действительность и поверить в возможность возрождения.

Особенности стихотворения «Родина»


Данное произведение представляет собой миниатюрную зарисовку, описывающею зимний вечер. Само стихотворение можно воспринимать, как реконструкцию какой-то картины, изображённой на холсте.

Это повествование не призывает ни к каким действиям. В стихотворении всего два глагола, которые ни к чему не подталкивают. То спокойствие, с которым рассуждает автор о непогоде, надвигающейся темноте и отдалённости от населённых пунктов, невольно передаётся читателю.

По этой зимней зарисовке, можно составить примерный портрет Родины. Этот портрет получится пропитанный грустью и печалью, протянувшуюся на тысячи километров. И сколько не осматривать русскую действительность, картина везде будет одна.

До того момента, когда Бунин решит покинуть Родину, оставалось ещё почти четверть века. Автор не был политиком и не мог предвидеть развитие ситуации, поэтому он даже не рассматривает вариант критики. Иван Алексеевич уверен, что какой бы неприглядной ни казалась собственная страна, шанс на возрождение всегда есть.

И хотя последние двадцать лет жизни Бунин провёл в чужой стране, он всегда помнил и любил свою Родину.

Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы.

В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И.А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

В этом лирическом произведении И.А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль…

Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.

Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И.А. Бунина «Родина» у читателя появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.

(2 вариант)

Часто литературные произведения сравнивают с произведениями живописи. Впечатление, которое передает поэт, может быть подобно картине. Так, в стихотворении И.А. Бунина «Родина» небо над головой поэта «мертвенно-свинцово», тяжелое, давящее, серое, какое-то безысходное. Приближается вечер, но это приближение зимой начинается довольно рано. Может быть, именно эта преждевременность заставляет день уходить «угрюмо», и даже не уходить, а меркнуть, постепенно, нехотя сдавать свои позиции.

Скорее всего, поэт либо в дороге, либо в загородном имении: единственное, что он видит, – это леса, которые или пробегают перед ним, или он знает о том, что между его домом и соседними деревнями, городами – необъятные русские леса. Лесам «нет конца», а до деревень «далеко». Как просто сказано, но как много передано.

Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.

Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

Природа родины вызывает различные эмоции у русских поэтов, поэтому многогранность пейзажей подталкивает к ее описанию. Иван Бунин на то время признанный русский писатель, один из немногих отважившихся покинуть свою родину. Оценивая Россию, как переставшую существовать как страна, которую он помнил с рождения. Такое разрешение проблемы давалось не просто, но прожив некоторое время в Одессе писатель переосмыслил свое решение к эмиграции, после чего уехал во Францию. Иногда задумываясь о возврате на родину, так и не попытался. В воспоминаниях для его Россия осталась мрачным, угрюмым пейзажем.

В своем произведении "Родина" он проводит четкую параллель, к примеру небо выглядит "мертвенно-свинцовым". Так же дает понять о серости будней, строчка "угрюмо меркнет зимний день". Что бы показать безграничность родных просторов поэт пишет "И нет конца лесам сосновым". Лес в произведении не дает ощущения пустоты, но однообразие картины может с ней сравниться. Так перед нами раскрывается картина русских просторов. В первой части произведения по неволе приходят чувства грусти и тоски. Во второй же все не так печально, что видно с первых строк. Писатель профессионально пускает в ход красочные эпитеты. В подробности обращая внимание на "молочно-синий" туман, который дает небольшую окраску серым, заполненными печалью дням, добавляя немного таинственности. Хотя нельзя не отметить вторую строку "Как чья то кроткая печаль". Это сравнение показывает, что поэт с одной стороны восхищается лирическими мотивами пейзажа, с другой же печалиться об уходящем дне.

Пейзаж описанный в произведении хмурый, печальный, не яркий, однако приводимые сравнения дают возможность заглянуть в свой внутренний мир и раскрасить эту картину по своему. И все же родина в этом стихотворении это леса, просторы, даль, туман. Своеобразная сказка.

Анализ стихотворения Родина Бунина

Иван Бунин один из немногих поэтов и писателей, решивших покинуть свою Родину после смены власти и режима. Он считал, что его Россия умерла, а нынешняя лишь оболочкой напоминает прежнюю. Стихотворение «Родина», хоть и было написано задолго до трагических событий 1917 года, является пророческим. Тема природы в нём звучит, как отвлечение от тяжких дум. Лирический герой видит безрадостную картину обычного русского пейзажа и осознаёт, что надвигается огромная буря, даже лавина, которая сотрёт с лица земли целое государство и прокатится танком, не щадящим ничего на своём пути по человеческим душам и судьбам.

Как же Бунин глазами лирического героя видел свою Родину? Он не пытался её приукрашивать, да, он описывал суровую действительность без радужных красок, что передаётся эпитетами «небом мертвенно-свинцовым». Его небо цвета пуль, оно веет могилами, в нём нет жизни. Вырисовывается типичный зимний день в российской глубинке. Лирический герой видит пустынное место вдали от людей, именно там он может придаться своим переживаниям и думам.

Пейзажная лирика характерна для ранних произведений Бунина, он ещё не мастер слова, его слог прост, но душа уже стремится видеть широко, а рука тянется к перу.

Эпитет «молочно-синий туман» предаёт атмосфере таинственности и грусти. Сквозь него никого и ничего не видно, он заслоняет жизнь. Деревни с живыми лицами, со своим бытом кажутся ещё дальше.

Мрачная, унылая и безрадостна, так можно описать Россию лирического героя. Обычный серый день, ничем не отличающийся от миллиона подобных. В этой грубой реальности вся «убогость», но нет её милей.

Дух русского человека, кажется, неразрывно связан с депрессивном состоянии, он купается в нём. Кроткая печаль и покорность притягивают и заставляют сопереживать.

На каких-то восемь строк всего 2 глагола. Простота изложения подчёркивает близость лирического героя к народу. Этот тезис ещё больше подчёркивает четырёхстопный ямб вкупе с перекрёстной рифмой.

Как же красиво выглядит оксюморон «снежная пустыня». Изысканность посреди огрубевшей простоты.

Родные просторы могут человеку заменить всё, из них он черпает силу, как некогда Илья Муромец. Без своего места на земле не существует и его души.

7, 11 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Родина

Популярные темы анализов

  • Пускай мечтатели осмеяны давно анализ стихотворения Некрасова

    Все творчество этого знаменитого русского поэта, можно отнести к пейзажной лирике, так как он достаточно тонко чувствует все прелести природы, которая его окружает. Большинство его стихов и поэм, посвящены России и ее сложной судьбе, судьбе ее народа.

  • Анализ стихотворения Фета Печальная береза

    В русской литературе образ берёзы ассоциируется с противоположными и противоречивыми понятиями. Ведь о ней создано большое количество разных литературных произведений, как в в положительном ключе, так и в отрицательном.

  • Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету

    Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

Стихотворение «Родина» было написано поэтом Буниным как раз в тот момент, когда у него не было слишком хорошего настроения. По крайней мере, это видно по тому, как он описывает в своем стихотворении множество самых неблагоприятных моментов, которые происходят в природе, особенно российской. Потому что Бунин – российский поэт.

Автор произведения описывает природу осенью, а вернее – позднюю осень, когда погода не блещет красотой и спокойствием. Наоборот, все довольно печально, ведь нет тепла, солнце зашло за серые тучи. Вокруг – холод, промозглый туман, в общем – погода просто ужас. Тем не менее, Бунин – реалист, хотя может показаться, что он слишком уж ухудшает видимость вокруг себя. Но, ведь природа и погода осенью поздней не самая лучшая, просто кто-то об этом предпочитает молчать или не обращать внимание. Бунин же заявляет об этом прямо, без всяких оговорок.

Если прочитать еще пару раз стихотворение, можно заметить, что в произведении «Родина» все-таки присутствуют нотки оптимизма. Именно они скрашивают общее состояние стихотворения, не давая ему уничтожить читателя волной пессимизма. Это то, что в середине стихотворения присутствуют строчки, в которых пишется, что все же, несмотря на ужасную погоду и холод, туман приносит успокоение обеспокоенным сердцам. К тому же, если подметить, автор называет туман красивыми эпитетами, а именно – туман молочно-синий. Что свидетельствует о том, что Бунин все же – реалист, а никак не пессимизм.

Творчество Бунина – всегда очень живое, и напоминает фотографии, как образ. Ведь, прочитав его произведение, как например, произведение «Родина», можно увидеть, что поэт очень уважал свою страну, а также – горячо любил, что отражается даже в произведении данном. Он видел всю действительность, которая в тот момент была не такой уж привлекательной, и это касается не только природы, и, тем не менее, ему было абсолютно все равно на то, что Россия на тот момент была не идеальной.

Стихотворение написано в двух строфах. Оно не велико размером, но содержание – очень значительное. Оно так же, как бы разделено на две подсознательные части. Первая – рассказывает о том, что вокруг природа угасающая и мрачная, а вторая часть – как бы успокаивает того, кто все же, несмотря на первую часть, дошел до второй, что на самом деле, если присмотреться, все не так уж и плохо.

Анализ стиха Родина Бунина

После Октябрьской революции многие писатели оставались в родной стране - России, но не Бунин. Он решил покинуть страну, потому что в его глазах Россия изменилась, а принять новшества для него было делом невозможным.

В то время, когда Бунин был в Одессе, он увидел много неприятных моментов, которые связаны с частой сменой власти, она сопровождалась кровопролитием. Он был защитником русского народа, простых крестьян, потому что любил ездить по селам, быть в окружении народа России. Все, что он любит в своей стране, уничтожалось, чтобы не видеть ужасные последствия революции, он идет на важный шаг - покидает Родину, но это не означает, что он предает Россию. Для него кажутся дикими новые порядки и правила, он не хочет верить в них и отрекаться от старых, которые так близки ему.

После чего писатель принимает решение уехать из страны во Францию, какое-то время он сожалел о принятом решений, но не посетил Россию. Так и увидело свет стихотворение "Родина", которое описывает и обрисовывает мрачную, ужасную Россию двадцатого века.

Небольшое стихотворение передает всю картину, которую возненавидел Бунин. Он не струсил и изобразил жестокую действительность, от которой все бежали.

Россия в стихотворении Бунина не продвигается вперед, стоит на месте, теряет свои прежние черты и кажется дикой писателю.

Но вторая часть значительно отличается от первой тем, что в ней нет эпитетов ит сравнений, которые наводят ужасающую атмосферу. Туман становится молочным с синевой, этим Бунин показывает качество России - покорность. Писатель узнал об этой черте, которая свойственна жителям страны, из общения с крестьянами, потому что Бунин много путешествовал по России, часто бывал в селах и деревнях.

Таким образом, можно заметить, Бунин показывает противоречивость жителей России, ведь они сами допустили отрицательные изменения, но все же терпят любые трудности, потому что такое поведение заложено в их душе.

Автор не отказывается от Родины, сравнивая ее с матерью, он по-прежнему любит страну, народ, который так близок к нему, но он не может смотреть на то, как все что создано упорным трудом, разрушается. Он боится, что Россия никогда уже не вернет своего прежнего облика.

Анализ стихотворения Родина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Рассвет Апухтина

    Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения

    Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы

Мотив родины в творчестве И.А. Бунина в дореволюционный период

Бунин вырос в тиши и глуши российского захолустья, - и это обстоятельство немало повлияло на склад его характера и таланта. Он с детства видел и хорошо понимал русскую действительность такой, какая она есть, без прикрас.

В характере писателя всегда присутствовали нелюбовь к домоседству, настойчивая тяга к перемене мест, стремление разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. Едва ли не главная жизненная страсть Бунина - страсть к перемене мест. Уже в 1880-1890-е гг. он много путешествовал по России, а в 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие. В начале нового века писатель объездил Европу, странствовал по Ближнему Востоку, побывал во многих странах Азии, Африки. Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим мир, но всегда находившим место и время для литературной работы. Нередко в качестве материала для своих произведений Бунин использовал не только впечатления о происходящем в русской глубинке (эту жизнь Бунин хорошо знал и глубоко понимал), но и свои зарубежные наблюдения.

Расширение тематики при этом не мешало, а, скорее, помогало обостренному восприятию жизни писателем, способствовало развитию его исторической и философской масштабности. Но в то же время на фоне русского реализма начала ХХ века позиция Бунина по отношению к русской действительности выглядела непривычно: многим своим современникам Бунин казался бесстрастным, невозмутимым - «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории - слишком отстраненными. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности русской культуре, переживании древности и величия Руси, Бунин всегда старался отстраняться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева и от некоторых поэтов-символистов). Для оценки действительности, обстановки в России Бунину всегда была нужна дистанция - временная или пространственная. Так, в Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и повести о русской деревне, а в России писал об Индии, о Цейлоне, Ближнем Востоке.

Еще в конце 80-х гг. Бунин увлеченно размышлял о судьбах мировой цивилизации, отстаивая значение культуры в истории. Культура им понималась широко - как подъем к духовному расцвету: этическому, интеллектуальному, творческому, социально-правовому. Таков был идеал Бунина. Но он не нашел гармоничного мира ни в прошлом, ни тем более в настоящем, потому у писателя появилось стремление углубиться в потоки человеческого сознания, его светлые и темные стороны, чтобы постигнуть возможности человека.

Раздумья о судьбах культуры - своего рода ответ на поразившие писателя события 1905 года в России. Он предчувствовал опасный стихийный бунт, упадок нравственности.

Движение Бунина-прозаика от середины 1890-х к началу 1900-х гг. проявляется прежде всего в расширении кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян и мелкопоместных к обобщающим размышлениям. Симпатии Бунина обращены вспять, в патриархальное прошлое.

Иван Бунин публикует рассказы "Антоновские яблоки", "Сосны", в которых недвусмысленно высказывает свои опасения за судьбу России в связи с разорением дворянских гнезд и опролетариванием крестьян. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в прошлом с его старосветским благополучием. Если «Новая дорога» и «Сосны» -- это думы о крестьянской Руси, то «Антоновские яблоки» -- размышление о судьбе поместного дворянства.

Запустение, разорение дворянских гнезд, нравственное оскудение их хозяев вызывают у Бунина в «Антоновских яблоках» чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий. «Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. Этот рассказ -- «стихотворение в прозе» о русской природе. С огромной художественной силой в них запечатлен образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота. Жизнь неуклонно двигалась вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

Поэтизируя прошлое России, ее «век минувший», автор не может не думать и о ее будущем. Это мотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени: «Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…» И.А. Бунин. Антоновские яблоки. Будущее неясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Символичен образ первого снега, покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется с чистым листом бумаги; а если учесть, что под произведением поставлена дата «1900», то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом листе, какие следы оставит на нем?

В изображении деревни Бунин изначально был далек от идеализации крестьянства (пример тому - рассказ «Федосеевна» - о нищей больной старухе, выгнанной дочерью из дома).

Эти и другие рассказы принесли ему славу, и в 1909 году Российская академия наук избирает его в число двенадцати Почетных академиков.

По рассказам Бунина 1900-х годов составляется выразительная картина разобщения людей и сословий, перераспределения земли, отчуждения людей от себя самих, друг от друга, от природы - всего того, что подтверждает глубину и основательность национального кризиса в эпоху капиталистических отношений.

Окружавшая действительность давала мало поводов для уверенности в будущем - голод 1891 и 1898 годов, ходынская катастрофа 1896 г., студенческие беспорядки и демонстрации 1890-1900-х, кровавая и проигранная русско-японская война 1904 г, наконец, революционные волнения 1905-1906 гг. с большим количеством жертв. В этой трагической веренице событий русское самосознание неизбежно находилось в состоянии неравновесия.

В 1905 году Бунин был свидетелем восстания в Одессе. О днях, проведенных там, писатель оставил дневниковые заметки весьма критического содержания. Он видел в первой революции только бессмысленные погромы и кровопролития, в классовой борьбе заметил лишь разрушения, угрозу всему ранее созданному. Неслучайно речь настроенного «крайне революционно», «совсем интеллигентного человека» Бунин определяет как «тихую, твердую, угрожающую». А события выразил словами малограмотной женщины: «... идуть на Одессу парубки и дядьки с дрючками, с косами; будто бы приходили к ним нынче утром, - ходили по деревням и по Молдаванке - “политики” и сзывали делать революцию. Цель страшная - громить город». Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М.: Советский писатель, 1989. - С.247.

Свои политические взгляды наиболее четко Бунин высказал в ряде более поздних интервью. Он считал, что рабочие массы и малоимущие слои населения превратились в мощную силу и станут через пять-десять лет потоком, который «захлестнет всю Западную Европу», выражал теплое сочувствие рабочим, протестующим против кровавых столкновений. Но, сравнивая трудящихся России и Запада, приходил к неутешительному выводу: «...Западноевропейский пролетариат представляет собой прекрасно организованную силу. <...> О русском пролетариате этого сказать нельзя». Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. Под общей редакцией Н. Михайлова. - М.: Наследие, 1998. - С. 165. Бунинские симпатии явно не совмещались с идеей революции как вооруженного восстания. Мысль о необходимости сознательности, организованности борющихся масс была очень своевременной.

В это же время (начало 1910-х гг.) Бунин определил и собственную позицию: «Пережил я очень долгое народничество, затем толстовство; теперь тяготею больше всего к социал-демократии, хотя сторонюсь всякой партийности». Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. Под общей редакцией Н. Михайлова. - М.: Наследие, 1998. - С. 54. Странная последовательность столь разных учений. Но для писателя все они имели в чем-то общий корень - интерес к народной жизни. Неоднократно и критически отзывался он о русской интеллигенции, которая «не знала своего народа», мечтала о «народушке», «богоносце», а «народ жил первобытно, как пятьсот лет тому назад», о «разительном противоречии между культурной и некультурной массой» Бабореко А.К. Глагол времен. Предисл. к кн: И.А. Бунин. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. - М.: Советский писатель, 1990. - С.9-10.. О совершенствовании и единении духовных сил страны мечтал Бунин, но тщетно.

Приводимый самим ходом исторического развития России к мысли о глубочайшем социальном неблагополучии мира, он уже в произведениях 1910-х годов стремится вывести противоречия действительности за рамки социальных и исторических ограничений. Он глубоко историчен в повестях и рассказах этого периода; он в эти годы - писатель, чрезвычайно чутко воспринимающий малейшие изменения в общественной жизни, но тут же стремящийся вывести их за пределы исторического времени.

Если в произведениях более ранних -- рассказах сборника «На край света» (1897), а также в рассказах «Антоновские яблоки» (1900), «Эпитафия» (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905 года, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести «Деревня», 1910, «Суходол», 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос «... быть или не быть России?» Горьковские чтения.1958-1959. М., 1961, с.25.. Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни. Однако реализм его прозы традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в предреволюционной деревне.

Повесть «Деревня» (Бунин называл её также и романом), созданная в 1909 - 1910 годы, снискала ему славу писателя. Это произведение было подготовлено многими предыдущими рассказами. Парадоксальность творческой судьбы Бунина сказалась в том, что именно его прозаические произведения, посвященные судьбам русской деревни в период между двумя революциями, оказались наиболее беспощадным разоблачением ее рабского состояния, ее нищеты, дикости и жестокости ее социального расслоения.

В этой повести поднимаются такие актуальные проблемы того времени, как исторические судьбы крестьянства, своеобразие национального русского характера, пути русской жизни, задачи реалистического описания действительности. Это сделало книгу самой животрепещущей среди произведений тех лет.

Замыслу автора отвечал особый жанр - повести-хроники, выводящий на первый план мужицких персонажей и оставляющий на периферии повествования свидетелей со «стороны». Задаче писателя соответствовал и сюжет произведения, начисто лишенный интриги, неожиданных поворотов, четко выраженной развязки, фабульного развития, кульминации и завязки. Все в «Деревне» погружено в стихию медленно текущей жизни, сложившегося, закостенелого быта. Однако каждая из трех композиционных частей повести открывает все новые и новые стороны деревенской действительности, оставляя читателя потрясенным всем увиденным. Это касается прежде всего предыстории и истории рода Красовых, крестьян Акима, Иванушки, Дениса, Молодой, Якова и других. Они живут в деревне с выразительным названием Дурновка. Столь же ужасающе безрадостной и губительной показана жизнь мужиков и в соседних селах: Казакове, Басове, Ровном. Все в жизни Дурновки носит аналогичный характер, оказывается лишенным смысла. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад жизни. Деревня гибнет быстро и неуклонно, и автор с душевной болью повествует об этом. автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад - экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.

Бунин, с присущим ему талантом и детальным знанием деревни, отразил ее слабость, ее многовековую забитость и отсталость, немыслимость сложившейся в ней ситуации.

Писатель-реалист видел неминуемое разрушение и запустение "дворянских гнезд", проникновение в деревню буржуазных отношений, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян.

В «Деревне» Бунин дает страшную хронику бессмысленной и загубленной жизни братьев Красовых и их окружения. Виноваты, по его мнению, все, всё вместе: и вековая отсталость России, и русская непроходимая лень, привычка к дикости. «Господи боже, что закрай! Чернозем на полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода». И.А. Бунин. Деревня. / Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Сантакс, 1994. - Т.2, с.16. С видимостью бесстрастия обрисовывает он безумную, мрачную, безнадежную российскую действительность. Страстность его повести не в рассуждениях, не в попытках что-то объяснить, а в боли, звучащей в каждом слове, боли за крестьянскую Россию, которая дошла до крайней степени падения, материального и нравственного.

Одна из самых удивительных черт русского характера, которой не устает поражаться Бунин, - это абсолютная неспособность к нормальной жизни и отвращение к будням («постыла им жизнь, ее вечные будни»). Повседневная работа при таком ощущении жизни - одно из самых тяжких наказаний. Однако апатия в обыденной жизни сменяется неожиданной энергией в чрезвычайных обстоятельствах (один из персонажей «Деревни» - Серый ленится заделать дыры в крыше, но первым является на пожар).

Писатель выделял как главенствующие две несостоятельные черты народной психологии: стихийно-разрушительную и пассивно-созерцательную. Альтернативой «святому» смирению русского мужика Бунину виделась одна лишь азиатски жестокая и бессмысленная пугачевщина. Отсюда и беспросветность, беспощадность его писаний деревенского быта.

Желание освободиться от унылого существования может толкнуть героев либо на экстравагантный неожиданный поступок, либо на свирепый бунт - нелепый и бессмысленный (бунтующие мужики грозят убить Тихона Красова, а потом по-прежнему почтительно кланяются ему). У других героев «Деревни» ненависть к будням выражается в сонном и мечтательном ожидании некоего праздника жизни. Бунин всячески подчеркивает иррациональность русского человека и непредсказуемость его поступков («Самое что ни на есть любимое наше, самая погибельная наша черта: слово - одно, а дело - другое! Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» И.А. Бунин. Деревня.

Описывая грубость, зависть, враждебность, жестокость крестьян, Бунин никогда не позволяет себе обличительный тон, он предельно правдив и объективен. Однако это не холодная констатация ужасающей действительности, а жалость и сострадание к «мечущимся и несчастным» и даже самобичевание - только истинно русский мог так написать о России.

Повесть отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни». Кроме того, можно сказать, что «…Россия? Да она вся - деревня…». Поэтому характеристика деревни - это есть характеристика России.

Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка, сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, сходках, постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно. Итак, деревня предстаёт перед нами, прежде всего, очень бедной. Даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести.

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велось столько острых дискуссий, как о "Деревне". В.В. Воровский: «Мрак и грязь - и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни - вот все, что видит Бунин в современной деревне…». Но передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения "в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон". Повесть потрясла Горького, который услышал в ней "скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее". В письме Амфитеатрову Горький назвал «Деревню» «первоклассной вещью», а в письме к самому Бунину писал: «...серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом--быть или не быть России? Мы еще не думали о России,--как о целом,--это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически… Так глубоко, так исторически деревню никто еще не брал… Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею - очень сильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее - и все это - ново. Бунин потом сам так вспоминает о своей «Деревне»: «А ”Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию». Сам Бунин так говорил корреспонденту одной из одесских газет весной 1912 года по поводу появившихся в печати обвинений в безрадостности повести: «По поводу моей последней повести «Деревня» было очень много толков и кривотолков. Большинство критиков совершенно не поняли моей точки зрения. Меня обвиняли в том, что я будто озлоблен на русский народ, упрекали меня за мое дворянское отношение к народу и т.д. И все это за то, что я смотрю на положение русского народа довольно безрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не дает повода к оптимизму, а, наоборот, ввергает в безнадежный пессимизм...».

Начатое в «Деревне» исследование уродств российской жизни и бездн русской души продолжено было в повести «Суходол». Это произведение о сокрушительных страстях, скрытых и явных, безгрешных и порочных, никогда не поддающихся рассудку и всегда разбивающих жизни - дворовой девушки Натальи, «барышни» тети Тони, незаконного барского отпрыска Герваськи, дедушки Петра Кириллыча. «Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть». И.А. Бунин. Суходол. В повести «Суходол» основная тема - русская душа, которая разрабатывается на примере дворянства. Именно в сходстве русских крестьян и дворян видит Бунин главную причину вырождения деревни, дворянство поражено все той же болезнью - русская тоска, нелепость, иррациональность поступков. В повести показаны кровные и тайные узы, "незаконно" связывающие дворовых и господ: ведь все, в сущности, родственники в Суходоле. Бунин говорит об упадке, вырождении, одичании помещичьей жизни, ненормальности ее. Быт Суходола, уродливый, дикий, праздный и расхлябанный, мог располагать только к безумию, - и в той или в иной мере каждый герой повести душевно неполноценен. Бунин не навязывает нам эту мысль, она напрашивается сама. Россия больна, утверждает автор.

Тема русской души дается в «Суходоле» в совершенно ином художественном ключе, нежели в «Деревне». В повести «Суходол» решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих «дворянских гнезд». Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести «Суходол» сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. «Мне кажется, что быт и душа русских дворян те же, что и мужика; все различие обусловливается лишь материальным превосходством дворянского сословия. Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и других, я считаю, одинаково русская. Выявить вот эти черты деревенской мужицкой жизни, как доминирующие в картине русского поместного сословия, я и ставлю своей задачей в своих произведениях. На фоне романа я стремлюсь дать художественное изображение развития дворянства в связи с мужиком и при малом различии в их психике» Бунин И. А.

В «Деревне» и последовавшем за ней «Суходоле» Бунин изобразил тот нравственно-психологический и социальный тупик, в который зашла, по его мнению, Россия. Несколько основных линий выделяет здесь Бунин: в «Деревне» - линия капитализации сельского хозяйства и противостоящая ей линия революционная; в «Суходоле» к ним добавляется линия, связанная с историей дворянского сословия. Ни капитализирующееся, ни «бунтующее» крестьянство не вызывает у Бунина симпатий. Никаких симпатий не вызывает у него и мелкопоместное дворянство, находящееся в стадии духовного и социального вырождения. Бунин подчеркивает: Россия едина; нет никакого разделения на крестьян и дворян.

Вот эта единая мужицко-дворянская Россия находится ныне на краю гибели - утверждает Бунин повестями 1910-х годов. Изображая крестьянскую среду, Бунин тем самым объективно раскрывал причины поражения первой русской революции.

В 1911-1913 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства («Суходол», «Последнее свидание»), и уродливость мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша жизни»), и тему любви, которая часто бывает пагубной («Игнат», «При дороге»). В обширном цикле рассказов о крестьянстве («Веселый двор», «Будни», «Жертва» и другие) писатель продолжает тему «Деревни».

«Деревня» и «Суходол» открыли собою ряд сильнейших произведений Бунина десятых годов, «резко рисовавших, - как он выразился позднее, - русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы». Человек загадочен, убежден писатель, характер его - непостижим.

Взгляд Бунина на Россию безысходен. Над всем, что он изображает, господствует одна черта, которую Бунин готов возвести едва ли не в степень общенационального признака русского человека, - его жестокость, которая оборачивается в иные моменты равнодушием и к ближнему, и к самому себе. «… Есть ли кто лютее нашего народа? В городе за воришкой, схватившим с лотка лепешку грошовую, весь обжорный ряд гонится, а нагонит, мылом его кормит. На пожар, на драку весь гоод бежит, да ведь как жалеет-то, чсто пожар аль драка скоро кончились!.. А как наслаждаются, когда кто-нибудь жену бьеи смертным боем, али мальчишку дерет как сидорову козу, аль потешается над ним?..» И.А. Бунин. Деревня.

Здесь, в «Деревне» и «Суходоле», мы уже обнаруживаем истоки тех настроений, которые впоследствии привели Бунина в эмиграцию. История России за последние 50 лет ее существования есть, в его понимании, постепенное, но неуклонное одичание, которому оказываются одинаково подвержены все социальные группы населения.

Летом 1914 года, путешествуя по Волге, Бунин узнает о начале первой мировой войны. Писатель всегда оставался ее решительным противником. Он прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе.

Бунин возмущен ура-патриотическими заявлениями писателей-оборонцев, которые выступали за продолжение войны до победного конца. Не случайно в 1915 году появляются такие его стихи:

Молчат гробницы, мумии и кости -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь.

И.А. Бунин.

В 1916 году созрел перелом в мироощущении Бунина, назревший еще осенью 1915 года, когда Бунин писал своему другу, художнику П.Л. Нилусу: «Деревни опустели так, что жутко порой. Война и томит. и мучит, и тревожит». Писатель понимал весь ужас и бессмысленность войны, видел, что народу война не нужна, что она только разоряет страну и уносит множество жизней. «Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем, ему нет дела до войны. А в газетах продолжается все та же брехня... Все несут свое, не считаясь с тем, что народ войны не хочет и свирепеет с каждым днем... Война все изменила. Во мне что-то треснуло, переломилось, наступила, как говорят, переоценка всех ценностей» И.А. Бунин. Дневники.

Дневник писателя за 1916 год полон безнадежности и желчи. Сообщения газет о событиях на фронте и в тылу, разговоры, новые произведения литературы - все вызывает у него непреодолимое раздражение, пессимизм и ощущение ужаса от мысли, что старой жизни приходит конец. «В газетах та же ложь - восхваление доблестей русского народа, его способностей к организации. Все это очень взволновало "народ, народ"! А сами понятия не имеют (да и не хотят иметь) о нем. И что они сделали для него, этого действительно несчастного народа?» «Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие все продолжается... Смертельно устал, - опять-таки уже очень давно, - и все не сдаюсь. Должно быть, большую роль сыграла тут война - какое великое душевное разочарование принесла она мне!» (И.А. Бунин. Дневники. // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.6, с. 351. М.: Художественная литература, 1988)

Так, в конце 1916 года подкрался к Бунину творческий кризис, продолжившийся несколько лет. Замыслы, редкие и случайные, обдумываются им и покидаются. «Совсем отупела, пуста душа, нечего сказать, не пишу ничего; пытаюсь - ремесло и даже жалкое, мертвое». Достаточно сказать, что с конца 1916 года до января 1920-го года бегства из Одессы за границу - у Бунина с трудом наберется десяток мелких произведений.