Арбитражный управляющий завершение конкурсного производства. Конкурсное производство в процедуре несостоятельности. Текущие платежи и очередность выполнения требований

По окончании распределения конкурсной массы управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету необходимо приложить следующие документы:

Подтверждающие реализацию имущества должника;

Реестр требований кредиторов с указанием размера удовлетворенных требований;

Подтверждающие удовлетворение требований;

Оставшиеся неудовлетворенными вследствие недостаточности имущества должника.

Погашенными считаются следующие требования:

Не признанные установленными в соответствии с Законом (если кредитор, получив возражения, не обратился в суд);

Не заявленные в конкурсном процессе;

По обязательствам, прекратившимся отступным либо зачетом в соответствии с п. 8, 9 ст. 142 Закона.

В связи с этим интересны нормы п. 11 ст. 142 Закона (аналогичные положения были и в Законе 1998 г.), в соответствии с которыми кредиторы, не получившие полного удовлетворения, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами. При этом соответствующие суммы (в размере непогашенных требований) могут быть взысканы и при отсутствии имущества (а также по заявлению владельца этого имущества, не желающего обращения на него взыскания). Такое требование может быть предъявлено, как говорит п. 11 ст. 142 Закона, в срок, установленный федеральным законом. Представляется, что это срок исковой давности - п. 7 ст. 114 Закона 1998 г. устанавливал 10-летний срок. Практическая проблема в том, что в настоящее время для определения срока мы должны будем решить вопрос о категории недействительной сделки, по которой незаконно было передано имущество - оспоримая она либо ничтожная. Исчислять срок, очевидно, необходимо с момента обнаружения имущества должника, переданного третьим лицам.

Рассмотренная конструкция интересна тем, что позволяет обозначить серьезные теоретические проблемы, которые будут иметь практическое значение.

С одной стороны, следует отрицательный ответ на этот вопрос (ведь право удовлетворить требование остается). С другой стороны, в таком случае мы должны не считать погашенными абсолютно все требования, т.к. никогда нельзя знать точно, не было ли какое-то имущество должника передано незаконно. Еще один вариант - утверждать, что требование погашается, но при обнаружении незаконно переданного имущества восстанавливается (но для этого, на мой взгляд, необходимо специальное указание в Законе - иначе с теоретической точки зрения конструкция небезупречна).

2. Не ясно, каков статус добросовестного приобретателя имущества должника, незаконно переданного третьим лицам. Сможет ли он себя защитить от обращения взыскания на имущество, когда-то принадлежавшее должнику?

Из текста Закона следует отрицательный ответ - добросовестность приобретателя не учитывается. Представляется необходимым противоположное толкование - возможность обратить взыскание на незаконно полученное имущество должника разумно предоставлять кредиторам, только если имущество обнаружено у недобросовестного приобретателя.

3. Не ясно, каковы права на имущество, незаконно переданное третьим лицам.

Если оно передано по оспоримой сделке, то владелец является собственником, если по ничтожной - он таковым не является. В последнем случае возникает интересная теоретическая конструкция - владение при отсутствии собственника - поскольку должник был ликвидирован, а кредиторов, имеющих право на обращение взыскания, собственниками никак назвать нельзя (это мог бы сделать Закон, но такая норма представляется нелогичной и нецелесообразной).

4. Не ясно, в каком порядке обращать взыскание на незаконно полученное имущество должника, если существует множество кредиторов, не получивших полного удовлетворения, и, соответственно, обладающих рассматриваемым правом.

Необходимо ли извещать кредиторов? Нужно ли удовлетворять их требования в соответствии с очередностью и пропорционально?

На эти вопросы, представляется, следует дать отрицательный ответ -нормы конкурсного права в такой ситуации не применяются. Поэтому, например, обращение взыскания на имущество должника кредитором третьей очереди будет вполне законным даже при наличии возражений кредиторов первой очереди (отметим, что по этому вопросу возможна аргументация и противоположной позиции).

Все рассмотренные проблемы (связанные с нормами п. 11 ст. 142 Закона) нуждаются в правовой регламентации во избежание возможных злоупотреблений.

Отчет конкурсного управляющего рассматривается арбитражным судом. Проблема в том, что Закон не отвечает на вопрос о порядке действий арбитражного суда, обнаружившего в ходе рассмотрения отчета допущенные управляющим нарушения, например, в виде заключения не являющихся законными сделок.

Представляется возможным в таких случаях признание сделок недействительными судом (либо применение последствий недействительности ничтожных сделок), а также привлечение управляющего к ответственности в соответствии со ст. 25 Закона. Не исключено, что при этом возникнет необходимость в продлении конкурсного производства, назначении нового конкурсного управляющего и осуществлении дополнительных выплат кредиторам (начиная с той очереди, которая была удовлетворена не в полном объеме).

В случае если у арбитражного суда не возникает никаких сомнений в правильности сведений, содержащихся в отчете, он выносит определение о завершении конкурсного производства (представляется, что это определение подлежит отмене в случае обнаружения какого либо имущества должника до исключения его из реестра юридических лиц). Закон 1998 г. не предусматривал возможности обжалования таких определений, что явилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. *(510) При этом Конституционный Суд пришел к выводу, в соответствии с которым запрос не подлежит рассмотрению, а указанные определения должны обжаловаться на основании того, что постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. были признаны неконституционными нормы п. 3 ст. 55 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части невозможности обжалования ряда определений (среди которых не было названо определение о завершении конкурсного производства). Таким образом, как видим, КС РФ применил в данном случае распространительное толкование, что представляется более чем спорным.

В течение 5 дней (ранее, по Закону 1998 г., этот срок был равен 10 дням) с момента вынесения указанного определения конкурсный управляющий обязан представить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в настоящее время - органы юстиции). На основании этого определения юридическое лицо исключается из государственного реестра юридических лиц - в него вносится запись о ликвидации в течение 5 дней с даты представления определения. На этом этапе в последнее время возникли серьезные проблемы на практике, связанные с тем, что Закон о государственной регистрации (ст. 129) устанавливает, что для исключения из реестра должен быть уплачен регистрационный сбор 2000 рублей. На стадии завершения ликвидации у должника средств уже нет и взять их негде; собственные деньги управляющий вносить не обязан, а налоговые органы имеют право на указанном основании отказывать в исключении должника из государственного реестра. С момента внесения указанной записи конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным.

Проблемы вызывает вопрос о статусе должника в период после вынесения определения о завершении конкурсного производства и до внесения записи о ликвидации в государственный реестр - в течение этого времени юридическое лицо существует, не имея никакого имущества. Следовательно, возможно и заключение сделок от его имени. К сожалению, Закон данную проблему не решает, что открывает возможность для злоупотреблений конкурсных управляющих.

Как следует из сказанного, завершение конкурсного производства возможно только по инициативе конкурсного управляющего. И в этом состоит недостаток конструкции Закона. Конструкция соответствующих норм Закона такова, что исключение из реестра осуществляется на основании определения суда (которое представляет в регистрирующий орган конкурсный управляющий), а определение суда выносится на основании отчета конкурсного управляющего - возможность собственной инициативы ни суда, ни регистрирующего органа не предусмотрена.

Это вызвало возникновение серьезной практической проблемы, связанной с ответом на вопрос: что делать, если управляющий необходимые для завершения конкурса действия не совершил?

Практический пример

Арбитражный суд 25 декабря 2002 г. обнаружил дело о банкротстве, по которому конкурсное производство было открыто 4 января 2000 г. - по окончании годичного срока никаких действий ни управляющим, ни кредиторами осуществлено не было. Принимать меры к розыску управляющего суд не обязан; вынести определение о завершении конкурсного производства суд не имеет права.

Во избежание подобных проблем представляется необходимым ввести в Закон нормы, в соответствии с которыми по истечении определенного срока с момента окончания срока конкурсного производства суд имеет право вынести определение о завершении конкурсного производства. Правда, при этом могут возникнуть проблемы, связанные с наличием у должника нереализованного имущества. Во избежание этих проблем суду могут быть предоставлены полномочия, связанные с назначением в подобных ситуациях нового конкурсного управляющего.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Завершение конкурсного производства

Текущие платежи остались не удовлетворённые после завершения конкурсного производства, что делать? И куда опять нужно обращяться для дальнейшего взыскания долга.

Геннадий, добрый день! Вы поставили два вопроса 1-платежи остались не удовлетворённые после завершения конкурсного производства 2-куда обращаться для дальнейшего взыскания долга Для ответа на вопросы желательно знать основание и результат по конкурсному производству, срок и основание возникновения долга.

При завершении конкурсного производства арбитражный суд в определении о завершении конкурсного производства указал на неприменение в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств (статья 10 ГК РФ).
Мои действия (как кредитора) дальше, как мне получить долг с должника?

Добрый день У Вас банкротство было юридического лица или физического Уточнете пожалуйства свой вопрос И заявлялись ли Вы в процецце банкротства в реестр требований кредиторов должника.

После завершения конкурсного производства субсидиарка продолжается взыскиваться ФССП?

Здравствуйте Степан После завершения конкурсного производства обычно предприятие ликвидируют. Не понятно, о чем вы ведете речь Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Здравствуйте. После завершения конкурсного производства и объявления банкротом все больше никто ничего не взыскивает. Все обязательства прекращаются.

Обязательства по долгам прекращаются после того, как Арбитражный суд объявит Вас банкротом. Не понятно из вопроса, - у Вас банкротство физ. лица?

Предприятие-банкрот на стадии завершения конкурсного производства. Банкротство признано преднамеренным, возбуждено уголовное дело. Это как-то гарантирует возврат долгов по зарплате (долг за 8 месяцев)? Зарплата отнесена к текущим платежам (не выдавалась после принятия заявления о банкротстве).

Никак не гарантирует. Все зависит от наличия имущества у самого предприятия-должника, так и у лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Ситуацию уточняйте у конкурсного управляющего. Арбитражный/финансовый управляющий Виталий Снытко.

Здравствуйте! К сожалению, в данной ситуации никто не может вам гарантировать возврат долгов по зарплате. В соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов, установленной ст. 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ваша задолженность будет отнесена ко второй очереди. Между тем, в первую очередь будут удовлетворены требования, связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц. Таким образом, возможность и объем удовлетворения ваших требований будет зависеть от размера конкурсной массы и от объема требований первой очереди текущих платежей

Можно ли открыть ИП сразу после завершения конкурсного производства?

Здравствуйте! В течение года нельзя регистрироваться после признания должника банкротом.

ФЗ "О банкростве" Статья 216. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом 2. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. Надеюсь ответил на ваш вопрос.

Незаконное завершение конкурсного производства 22 мая 2008 года. Можно подать на субсидиарную ответственность на руководителя юридического лица?

Можете подать в суд.

Незаконное завершение конкурсного производства, все суды выиграны, по банкротству мы не получилм не копейки. Одно из выигранных дел по расписке. Я фамилия имя отчество получил 700000 рублей в счет... организации. В расписке не указано что человек директор, учредитель и т.д. Просто частное лицо. Так как согласно решений суда фирма не выполнила надлежащим образом свои обязательства, я подала на человека, который написал расписку, то есть он является поручителем этой фирмы, он гарантирует выполнение обязательств данной фирмой своих обязательств как поручитель. В апелляционном заседании судьи спросили а у вас есть договор заключенный с человеком как с поручителем. Но согласно текста расписки так как человек взял на себя обязательства фирмы так как взял денежные средства из текста ясно что он отвечает обязательствами за надлежащее выполнение обязательств фирмой. Но судьи сказали, что по этой расписке есть положительное решение суда о взыскании денежных средств с фирмы, но фирма не выполнила свои обязательства с помощью суда, то есть судья барвинская при завершения конкурсного производства была заинтересована в выполнении судебных решений. Единственный выход подать исковое заявление о взыскании денежных средств с человека как с поручителя. О привлечении к субсидиарной ответственностисудья барвинская прекратил необоснованое. Можно ли подать на человека как на поручителя ненадлежащим образом выполнившим обязательства по расписке. Ведь деньги получил он.

Можно подать, если он поручитель и есть такое соглашение. То что он деньги получил ровным счетом ничего не значит.

Конкурсный управляющий после завершения конкурсного производства в отношении должника, оформленного определением арбитражного суда, участвовал в судебных заседаниях по рассмотрению жалоб на собственные действия (бездействие). Определение о завершении конкурсного производства впоследствии было обжаловано в апелляционный суд. Должна ли производиться выплата фиксированной суммы вознаграждения конкурсному управляющему за период между определением о завершении конкурсного производства и до начала рассмотрения апелляционной жалобы?

участие конкурсного управляющего в судебных заседаниях по обжалованию его действий (бездействия) не относится к деятельности, осуществляемой в интересах должника и его кредиторов.

Вынесено решение о завершении конкурсного производства, но учредитель фирмы закрывать не хочет, так как еще есть не решенные дела в полиции. Можно ли приостановить предотвратить запись об исключении из ЕГРЮЛ как нибудь.

Обжаловать бездействие конкурсного - он должен написать в увд. Скиньте номер дела, тел. - посмотрим, подумаем

При завершении конкурсного производства по банкротному делу индивидуального предпринимателя, обязан ли судебный пристав-исполнитель окончить исполнительное производство?
Заранее спасибо.

Здравствуйте, согласно ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: - фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; - фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство; - возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 ФЗ "Об исполнительном производстве"; - возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; - ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 ФЗ "Об исполнительном производстве"; - признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 ФЗ "Об исполнительном производстве"; - направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; - истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" независимо от фактического исполнения этого акта. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

Зависит от обстоятельств. По какому обязательству исполнительное производство, когда возникло обязательство, включались ли ваши требования в реестр кредиторов?

После завершения процедуры конкурсного производства, завершения процедуры банкротства? В каких случаях поручители материально отвечают по долгам ип (банкрота) перед кредиторами ип (должника) по завершению процедуры банкротства, а в каких нет? долг считается полностью погашен, в связи с признанием ип (банкротом), после завершения процедуры банкротства?

Здравствуйте, Маргарита Алексеевна! Всё зависит от того, что предусмотрено кредитным договором. По общему правилу в соответствии с ФЗ "О банкротстве" банкротство состоит из нескольких стадий, завершающая стадия - конкурсное производство, при котором всё имущество должника распродается для погашения задолженности перед кредиторами согласно очередности, предусмотренной законом, если кредитор не налоговая или бюджетная организация, то обычно у такого кредитора будет 4 очередь погашения, это значит, что если после удовлетворения имущественных интересов всех кредиторов 1, 2 и 3 очередей - останутся средства - то они пойдут в погашение долга перед кредитором 4 очереди. После окончания процедуры банкротства неудовлетворенные кредиторы остаются ни с чем. Чтобы более точно ответить на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться с кредитным договором и решением суда о взыскании задолженности.

В декабре т.г. АС вынесет определение о завершении конкурсного производства кредитного кооператива (взыскателя). Я являюсь должником кооператива и на основании исполнительного листа с меня взыскивается в пользу кооператива 50% моей пенсии. Какая конкретно статья закона, кодекса (другое) будет являться основанием для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в данной ситуации?
Спасибо.
С уважением,
Николай.

Нет такой нормы. Прекращать исполнительное производство будете в судебном порядке. "Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Положения о физических лицах и о юридических лицах находятся в одном подразделе Гражданского кодекса Российской Федерации (подраздел 2). Ликвидация юридического лица имеет аналогичные правовые последствия, что и правовые последствия в случае смерти гражданина. Законодатель не предусмотрел такого основания прекращения исполнительного производства, как ликвидация организации-взыскателя. Вместе с тем в сложившейся ситуации исполнение исполнительного производства не представляется возможным в том смысле, который указан в статье 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона "О судебных приставах". Поэтому в данном случае необходимо применить аналогию закона, а именно пункт 3 статьи 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве"."

А, так как Вы - физическое лицо, то у Вас вместо 318 АПК будет 210 ГПК. По поводу ст. 220 - тут мнения разные, но я считаю, что прекращение производства по делу тут не причем. У вас производство по делу закончилось вынесением решения. Т.е. оно окончено и прекращать нечего!

После завершения конкурсного производства и ликвидации юридического лица было обнаружено принадлежащее должнику имущество.
Могут ли конкурсные кредиторы как-то обратить на имущество юр.лица взыскание?

Семен, если в ЕГРЮЛ не внесена запись о ликвидации должника, можно обжаловать определение суда о завершении конкурсного производства.

Получено Определение Арбитражного суда о завершении процедуры конкурсного производства в отношении ЗАО. Определение в течение 10 дней представлено в государственную регистрацию юридических лиц, ИМНС и внебюджетные фонды. В течение какого времени данные органы должны предоставить документы конкурсному управляющему?

Уважаемая Светлана! В соотвествии с ч. 6 ст. 84 НК РФ снятие с налогового учета производить не позднее 14 дней с даты подачи заявления установленного образца.

У меня такой вопрос. Какое решение может принять суд по завершению конкурсного производства коммерческого банка. Насколько я знаю мировое соглашение и внешнее управление Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных учреждений" не предусматривает. Какая процедура тогда может быть после конкурсного производства? Спасибо.

Уважаемый Андрей! В соответствии со ст. 141 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" К отношениям, возникающим при неспособности должника - кредитной организации удовлетворить требования кредиторов, настоящий Федеральный закон применяется в части, не урегулированной федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Поскольку вопросы заключения мирового соглашения с кредитной организацией - должником Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций не урегулированы, то они регулируются Законом "О несостоятельности (банкротстве)". В соответвии со статьёй 120 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Соответсвенно, и с кредитной организацией - должником заключить такое соглашение на стадии конкурсного производства можно. А вот ввести внешнее управление по заврешении конкурсного производства невозможно, потому что внешнее управление - это процедура, предшествующая конкурсному производству, или альтернативная ему, и направлена она на оздоровление предприятия - должника. Цель же конкурсного производства - формирование конкурсной массы, продажа всего имущества должника, расчет с кредиторами и прекращение деятельности предприятия - должника. В соответствии со ст. 119 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

Необходимо отметить, что ст. 146 Закона о банкротстве предусматривает возможность перехода к внешнему управлению. Указанная возможность существует при следующих условиях:

· если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление;

· в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

· у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

М.В. Телюкина говорит о том, что существует непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам во многих ситуациях, когда это практически и теоретически необходимо, в частности: если ранее восстановительные процедуры проводились (даже если будет доказано, что они будут успешными сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицировано, что впоследствии доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т. п.Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 451.

Возможность завершения конкурсного производства при наличии указанных выше условий в совокупности подтверждается материалами судебной практики: Определение ВАС РФ от 13.12.2010 N ВАС-15203/10 по делу N А08-8612/07-14-2»Б», Определение Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 по делу N А19-45509/05-29-63, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2010 по делу N А43-12587/2002-24-282.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

Согласно п. 2 ст. 147 Закона о банкротстве к отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

А.А. Пахаруков, В.А. Семеусов полагают, что последнее обстоятельство противоречит положению ГК РФ о том, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК РФ). По смыслу гражданского законодательства самый факт признания должника банкротом неминуемо влечет принудительную ликвидацию, которая рассматривается бесповоротной.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 241.

Нововведением 2011 г. является п. 2 ст. 149 Закона о банкротстве, арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении (ранее указанной нормой была установлена обязанность конкурсного управляющего в течение 5 дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц).

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимо, на наш взгляд, сделать акцент на том, что обжалование такого определение возможно только до даты внесения записи о ликвидации. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

30 июня 2011 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление N 51 ""О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей"" (далее – Постановление). ВАС РФ разъяснил арбитражным судам положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ""О несостоятельности (банкротстве)"" (далее – Закон о банкротстве) в отношении банкротства индивидуальных предпринимателей.

Мы рассмотрим вопросы, касающиеся порядка действий с имуществом должника на момент определенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя. Также уделим внимание последствиям признания предпринимателя-должника банкротом и окончания конкурсного производства.

В Постановлении дано толкование положений Закона о банкротстве, из смысла которых вытекает, что при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, могут применяться следующие процедуры:

Наблюдение;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Как указывает ВАС РФ, финансовое оздоровление или внешнее управление по аналогии с процедурами банкротства организаций может быть введено, только если в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) или иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход.

Особенности процедуры наблюдения

В момент вынесения определения о введении процедуры наблюдения в отношении индивидуального предпринимателя арбитражный суд налагает арест на все его имущество, кроме имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. В Постановлении указывается, что в отношении имущества, на которое не может быть обращено взыскание, суд может применить в качестве обеспечительной меры запрет распоряжаться таким имуществом. Этот запрет может накладываться по ходатайству кредитора на следующие виды имущества:

Одно жилое помещение, которое было исключено из других арестованных жилых помещений;

Любое другое имущество (если должнику принадлежит имущество, на которое не может быть обращено взыскание, и его количество, больше, чем то, которое не вносится в конкурсную массу).

Арест имущества как обеспечительная мера влечет определенные правовые последствия для должника, в частности запрет распоряжения таким имуществом. Причем этот правовой режим распространяется и на имущество, которое будет приобретено в ходе процедуры наблюдения.

Вследствие наложения ареста на имущество должника и ограничений на его распоряжение указанное имущество может быть передано судебным приставом-исполнителем на хранение следующим лицам:

Должнику;

Временному управляющему;

Третьему лицу.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ, должник не вправе после введения наблюдения совершать сделки, направленные на отчуждение арестованного имущества. Если исполнение соответствующих сделок не связано с распоряжением таким имуществом, то действуют ограничения, установленные в п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. Например, сделки, перечень которых установлен названной нормой Закона, должник вправе осуществлять только с письменного согласия временного управляющего независимо от того, связаны ли данные сделки с предпринимательской деятельностью.

По мнению ВАС РФ, арест, накладываемый на имущество должника в рамках процедуры наблюдения, не лишает индивидуального предпринимателя возможности погасить все требования кредиторов для прекращения производства по делу о банкротстве. Поэтому арбитражный суд по ходатайству предпринимателя-должника вправе освободить от ареста имущество (его часть) в тех пределах, которые необходимы для погашения требований кредиторов. Однако освобождение имущества от ареста для расчетов с кредиторами не исключает вероятности оспаривания сделок, если они влекут за собой оказание предпочтения одному кредитору перед другими.

Если по истечении разумного срока должник не полностью погасит или вообще не погасит требования кредиторов, суд вновь налагает арест на ранее освобожденное имущество. Такой же порядок снятия ареста с имущества (его части) должника применяется для осуществления текущих платежей (в том числе и расходов по делу о банкротстве).

Особенности процедуры конкурсного производства

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства решается вопрос об утверждении конкурсного управляющего в деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве утверждение должно происходить, если судом (в том числе на основании отчета временного управляющего) установлено, что у должника имеется недвижимое или особо ценное движимое имущество, нуждающееся в постоянном управлении.

В иных случаях конкурсный управляющий назначается, если суд признает невозможным или затруднительным ведение дела о банкротстве без его участия. Такими случаями согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ являются:

Необходимость оспаривания сделок должника по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве;

Существенное количество конкурсных кредиторов;

Наличие залоговых кредиторов наравне с конкурсными;

Существенный объем текущих платежей;

Наличие у должника имущества, находящегося в общей (совместной) собственности и подлежащего разделу для включения в конкурсную массу и т.п.

Конкурсный управляющий может быть утвержден уже в процессе конкурсного производства, если будут выявлены соответствующие основания. С ходатайством об утверждении конкурсного управляющего могут обратиться лица, участвующие в деле о банкротстве предпринимателя.

При утверждении конкурсного управляющего снимаются ранее наложенные аресты на имущество индивидуального предпринимателя и отменяется обеспечительная мера в виде запрета распоряжения имуществом должника. Однако это не означает, что невозможно применить такую же меру по отдельному ходатайству кредитора в конкурсном производстве.

Если конкурсный управляющий не утверждается в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, арест имущества должника не снимается, а обеспечительная мера не отменяется. Запреты и ограничения в отношении имущества должника действуют до реализации арестованного имущества либо до завершения конкурсного производства.

Кроме того, в Постановлении указывается, что независимо от того, утверждается конкурсный управляющий или нет, при открытии конкурсного производства должник лишается права распоряжения всем своим имуществом, составляющим конкурсную массу, в том числе средствами на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Такое распоряжение осуществляется либо судебным приставом-исполнителем, либо конкурсным управляющим. Если должник совершит сделки, влекущие отчуждение конкурсного имущества, они признаются ничтожными.

Пленум ВАС РФ разъясняет, какие действия вправе осуществлять конкурсный управляющий, если он утвержден по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя:

Реализовывать имущество должника с указанием, что он действует в качестве конкурсного управляющего;

Принимать исполнение обязательств в пользу должника по передаче денег или иного имущества, включаемого в конкурсную массу;

Выступать в суде в качестве истца и ответчика;

Предъявлять требования к лицам, имеющим задолженность перед должником;

Управлять имуществом должника, в том числе голосовать акциями должника на общих собраниях акционеров;

Осуществлять иные действия, направленные на формирование и поддержание конкурсной массы.

Об открытии конкурсного производства и о праве распоряжения имуществом должника конкурсным управляющим или судебным приставом-исполнителем арбитражный суд уведомляет орган, осуществляющий госрегистрацию прав на недвижимое имущество, по месту нахождения должника или по месту нахождения недвижимого имущества должника, о котором известно суду.

Конкурсный управляющий получает право распоряжения средствами на расчетном (основном) счете должника. С использованием этого счета такой управляющий рассчитывается с кредиторами после реализации имущества, составляющего конкурсную массу. При необходимости конкурсный управляющий вправе открыть от имени должника расчетный счет, на который будут перечисляться средства, вырученные от продажи конкурсного имущества. Если у должника имеются другие счета, они должны быть закрыты.

Возможна ситуация, когда конкурсный управляющий или судебный пристав-исполнитель не может реализовать конкурсную массу, а кредиторы отказываются от принятия имущества должника в счет погашения своих требований. В этом случае после завершения конкурсного производства по делу о банкротстве у должника восстанавливается право распоряжения указанным имуществом. Такое имущество передается индивидуальному предпринимателю с составлением соответствующего акта.

В Постановлении указывается, исходя из каких обстоятельств определяется срок конкурсного производства. По общему правилу процедура конкурсного производства вводится в течение шести месяцев на срок, разумно необходимый для завершения конкурсного производства. При этом должны учитываться объем имущества должника, предположительные сроки его реализации и иные обстоятельства. В исключительных случаях по истечении установленного законодательством срока конкурсное производство может быть продлено судом по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего с целью завершить конкурсное производство.

Последствия завершения конкурсного производства

В Постановлении освещаются вопросы, касающиеся последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом и завершения конкурсного производства.

После окончания конкурсного производства гражданин – индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения:

Оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, связанных с предпринимательской деятельностью, как заявленных, так и отсутствующих в деле о банкротстве предпринимателя;

Оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, не связанных с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве.

Индивидуальный предприниматель не освобождается от следующих обязательств, оставшихся неудовлетворенными:

Требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, независимо от того, имеют ли они отношение к предпринимательской деятельности, были ли предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (например, требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов и т.п.);

Судебных расходов, если их за должника понесли арбитражный управляющий или иное лицо;

Текущих платежей.

Суд вправе не применять правило об освобождении должника от исполнения обязательств, если при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного, фиктивного банкротства или иные обстоятельства, свидетельствующие о заведомо недобросовестном поведении должника в ущерб кредиторам. Пленум ВАС РФ считает таким поведением следующие действия должника:

Принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств;

Предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита;

Вывод активов;

Сокрытие или умышленное уничтожение имущества;

Иные разновидности злоупотребления должником своими правами.

После завершения конкурсного производства должнику можно предъявить требования по обязательствам и обязательным платежам, от которых индивидуальный предприниматель не освобожден и которые сохраняют свою силу. Если подобные требования заявляются в судебном порядке, они рассматриваются судом по общим правилам подведомственности.

Согласно Закону о банкротстве требования, предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 7 п. 1 ст. 126, могут быть предъявлены предпринимателю-должнику только в рамках дела о банкротстве в процедурах наблюдения и конкурсного производства. Постановлением разъяснено, что на требования, не связанные с предпринимательской деятельностью (за исключением требований, неразрывно связанных с личностью кредитора), распространяются те же правила. До окончания дела о банкротстве эти требования не могут заявляться в отдельном исковом производстве.

Если по таким требованиям уже возбуждено исполнительное производство, оно не может осуществляться в период процедуры наблюдения и считается приостановленным с момента, когда вынесено определение суда о введении наблюдения, и до завершения дела о банкротстве. При банкротстве предпринимателей (которым после завершения дела о банкротстве могут быть предъявлены требования, не связанные с предпринимательской деятельностью и не заявлявшиеся в деле о банкротстве) на стадии конкурсного производства приостановленные исполнительные производства не подлежат окончанию на основании абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, а остаются приостановленными. Если соответствующее исполнительное производство возбуждено уже после открытия конкурсного производства, оно также считается приостановленным с момента его возбуждения.

Что же касается требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, то введение в отношении индивидуального предпринимателя процедур наблюдения или конкурсного производства не ограничивает возможности предъявления в исковом производстве таких требований и не приостанавливает исполнительное производство по ним.

По общему правилу индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года. Пленум ВАС РФ указал, что повторная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не допускается, пока продолжается конкурсное производство.

Закон о банкротстве не содержит специальных положений на случай прекращения производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур банкротства, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. В связи с этим, разъясняет ВАС РФ, такие расходы по общему правилу погашаются заявителем (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве). Последний не лишается возможности потребовать от должника возврата этой суммы в рамках общего срока исковой давности. Исчисление данного срока начинается с даты возмещения заявителем соответствующих расходов.

В связи с определением ВАС РФ практики применения норм Закона о банкротстве в отношении индивидуальных предпринимателей судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам при отсутствии других препятствий.

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника.

Процедура конкурсного производства, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура вводится на 6 месяцев с возможностью продления по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Цели введения конкурсного производства

Конкурсное производство считается единственной процедурой банкротства, которая предусматривает полную ликвидацию предприятия должника со всеми вытекающими последствиями.

Целями введения процедуры конкурсного производства являются:

    поиск и накопление имущества должника;

    ликвидация организации;

    удовлетворение требований кредиторов.

Последствия открытия конкурсного производства

Последствия открытия конкурсного производства заключаются в следующем:

    прекращаются операции по начислению неустоек (штрафов, пеней), процентов и других штрафных санкций за ненадлежащее выполнение обязательств должника;

    наступает срок исполнения всех текущих обязательств должника;

    прекращаются операции, связанные с отчуждением имущества должника;

    информация о финансовом состоянии должника больше не относится к коммерческой тайне или/и не является конфиденциальной информацией;

    исполнительные документы, по которым операции прекратились, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

    прекращают действовать полномочия генерального директора организации-должника;

    снимаются наложенный ранее арест на имущество организации-должника и все другие ограничения по распоряжению имуществом организации-должника;

    после принятия решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражным судом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация гражданина как индивидуального предпринимателя признается не действительной. При этом аннулируются все лицензии, которые были ранее ему выданы, на осуществление отдельных лицензируемых видов предпринимательской деятельности;

    кредиторы могут предъявить свои требования к должнику только в ходе проведения процедуры конкурсного производства.

Этапы процедуры конкурсного производства

После того, как должника признали банкротом в судебном порядке, существует целый ряд действий, которые необходимо провести.

Так необходимо предпринять следующие шаги:

    Известить руководителя организации о том, что предприятие стало банкротом.

    Издать приказ о передаче печатей, документов, ценностей конкурсному управляющему.

    Передать всю бухгалтерскую документацию.

    Обеспечить охрану имущества.

    Подать запрос в Федеральную службу приставов, с целью снятия арестов на имущество.

    Подать запросы в контролирующие органы, для того чтобы собрать максимально полные сведения о состоянии счетов и наличии имущества у должника.

    Уведомить работников о ликвидации предприятия и увольнении.

    Выбрать один основной счет предприятия, куда будут перечисляться все средства.

    Закрыть все счета в других банках.

    При необходимости привлечь специалистов: аудиторов, оценщиков, бухгалтеров.

    Провести инвентаризацию.

    Проанализировать документацию должника и установить финансовое состояние на текущий момент.

    Взыскать долги.

    Завести реестр требований кредиторов.

    Сформировать конкурсную массу. Под термином «конкурсная масса» понимается все имущество должника, которое можно разделить между кредиторами для удовлетворения их претензий. То есть это все денежные средства, которые будут получены от продажи имущества на момент открытия конкурсного производства.

    Собрать кредиторов для оглашения порядка и сроков продажи имущества должника.

    Подать отчет в саморегулируемую организацию.

    Провести открытые торги для продажи имущества.

    Произвести расчеты с кредиторами.

    Закрыть основной счет и снять должника с налогового учета.

    Подать завершающий отчет в саморегулируемую организацию и передать документы должника в архив.

    Подать отчет о проведении производства в Арбитражный суд и сделать публикацию о завершении конкурсного производства в СМИ.

Расчёты по долгам

Расчеты по долгам проводит конкурсный управляющий, основывающийся на реестре требований, который должен быть закрыт через два месяца после опубликования объявления о банкротстве задолжавшего и открытии конкурсного производства.

Требования каждого кредитора удовлетворяются в порядке очерёдности, причём обязательства следующей очереди начинают исполняться только после проведения расчётов с предыдущей очередью. Исключение составляет задолженность, обеспеченная залогом.

Если средств недостаточно для аннулирования долгов перед кредиторами одной очереди, то эти долги выплачиваются пропорционально суммам, указанным в реестре требований.

Обязательства, отсутствующие в реестре, исполняются за счёт имущества банкрота, оставшегося после погашения долгов по этому реестру.

Окончание процедуры

После анализа отчёта управляющего об итогах осуществления конкурсного производства выносится судебное определение о завершении этой процедуры, а при исполнении всех требований кредиторов - об окончании производства по делу о банкротстве. Оба этих документа должны быть исполнены незамедлительно.

Определение об окончании конкурсного производства затем в срок от одного до двух месяцев направляется в орган регистрации юридических лиц для указания факта о ликвидации организации-должника в едином государственном реестре юридических лиц.

С момента внесения соответствующей записи в реестр конкурсное производство считается завершенным.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Конкурсное производство: подробности для бухгалтера

  • Реализация имущества банкрота: о вычете «входного» НДС

    Нахождении предприятия в стадии конкурсного производства его деятельность осуществляется с учетом... на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную... К моменту окончания срока конкурсного производства конкурсная масса должна быть переведена... произведенной должниками в ходе процедуры конкурсного производства готовой продукции объектом обложения... указали налоговики, в ходе конкурсного производства по договорам теплоснабжения, изготовленной в...

  • Реализация имущества банкрота и НДС: соблюден ли принцип равенства налогообложения?

    Товары (продукцию), находясь в процедуре конкурсного производства. Отметим, что возможность сохранения... текущей хозяйственной деятельности в конкурсном производстве прямо предусмотрена Законом о... ходе текущей производственной деятельности в конкурсном производстве, Налоговым кодексом РФ не... ходе текущей хозяйственной деятельности в конкурсном производстве, ошибочна, поскольку фактически ставит... ходе своей текущей деятельности в конкурсном производстве, осуществляются и подлежат налогообложению...

  • Перечень безнадежных долгов расширился

    Закона о банкротстве под конкурсным производством понимается процедура, применяемая в деле... определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. С даты внесения записи о... в качестве безнадежной до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил... формировании налоговой базы до завершения конкурсного производства (письма Минфина России от 11 ... определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, организация-должник исключена из ЕГРЮЛ...

  • Списание долга организации-банкрота

    Быть признана безнадежной до завершения конкурсного производства (письма Минфина РФ от 28 ... . 149 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсное производство считается завершенным с даты внесения... , в отношении которого было открыто конкурсное производство. (См. также письма Минфина РФ...

  • Дайджест правовой информации для кадровых работников за III квартал 2018 года

    ... /82455 Правоприменительная практика В период конкурсного производства можно уволить работника в связи... организации, несмотря на то, что конкурсное производство не было завершено. По мнению... , что увольнять работников до окончания конкурсного производства нельзя, так как оно не...