Аудиозапись закона об оценочной деятельности. Закон об оценочной деятельности

ФЗ 135 об оценочной деятельности – это база, которая имеет длительную историю происхождения.

Необходимость закона обеспечена развитием экономических связей между многочисленными субъектами и возникновением споров в разрешения проблем и возникающих трудностей.

Навигация по статье

Понятие оценочной деятельности

Оценочная деятельность является профессиональной, предполагает оценивание объектов, которые носят материальный и нематериальный характер. При этом соблюдаются интересы многих сторон, которые принимают участие в процессе.

В России на протяжении определенного времени сформировалось несколько основных типов стоимости:

  • Рыночная стоимость – представлена ценой, она является наиболее вероятной для покупки определенного . При этом все стороны совершаемой сделки стараются получить выгоду, а также имеют всю необходимую информацию. В разрезе данных обстоятельств цена может зависеть от многих факторов. Рыночная стоимость предполагает наличие выгодных условий для каждой стороны. Объект, подлежащий оценке, представляется через оферту. Все проводимые платежи являются денежными и выплачиваются в денежном выражении.
  • Инвестиционная стоимость имеет несколько определений, стоит рассмотреть основные из них. Она представляет собой совокупность капитальных затрат касательно создания строительного объекта. Это ряд проектных работ, затраты на приобретение земельного участка, проведение монтажа, внутренних отделочных работ и так далее. Инвестиционная стоимость является ценой собственности для определенного инвестора. В данном случае происходит определение стоимости.
  • Кадастровая стоимость – она представлена расчетной суммой, которая несет в себе полезность участка земли, используемого по целевому назначению.
  • Ликвидационная стоимость – предполагает сумму после ликвидации, она является важной для каждого участника сделки.

Таким образом, все виды стоимости различаются между собой, но каждый из них требует особого внимания при ведении деятельности по оценке.

Грамотный подход к любому из видов стоимости позволит провести объективную независимую оценку, которая будет на 100% отвечать базовым принципам законодательства.

Все об оценщиках

Оценочную деятельность ведут лица, именуемые оценщиками, они являются компетентными в данной области и обладают достаточным уровнем профессионализма. При ведении по оценке есть несколько правил и методик, которые важно принимать во внимание.

Есть ряд требований, назначаемых оценщику. Итак, это физическое лицо, имеющее соответствие определенным характеристикам по квалификации. Юридическое лицо, оказываемое комплексные оценочные услуги, обязано иметь в штате двух и более специалистов, которые компетентны в данном направлении. Такими сотрудниками проводится страхование.

Согласно законодательству, оценщик имеет право:

  • Самостоятельно решать ситуацию, обращаться к разным существующим методам
  • Руководствоваться объектом и вести необходимые работы в самостоятельном аспекте, при этом оставляя возможность привлечения других лиц
  • Получать определенные сведения, нужные для проведения объективной и качественной оценки
  • Требовать информацию, которая понадобится для работы за исключением той, что является государственной тайной
  • При получении отказа по причине коммерческой или государственной тайны работник должен отметить это как причину невозможности продолжения работы или причину выдать нужные
  • При необходимости привлекать к процессу оценки прочих специалистов
  • Оценщики оставляют за собой право отказываться от работы, но только с наличием подтверждения факта, что данных недостаточно, а другая информация не может быть предоставлена государством по причине тайны

Если говорить про обязанности, то они имеются также, и требуют соблюдения работником законодательной базы касательно оценки, а также проведения различных работ, которые помогут разъяснить ситуацию.

Также оценка тех или иных объектов предполагает руководство определенными методиками критериями и принципами, которые важно помнить всегда.

Так, если оценивается объект недвижимого имущества, то основные критерии – это его тип (хозяйственный, жилой, коммерческий), также, местоположение, степень развитости инфраструктуры и соответствия основным нормам в санитарном и противопожарном плане.

Кроме того, метраж и прочие характеристики. Если же происходит оценка прочего имущества, то учитываются параметры, которые определяют его ценность. Например, при оценке антиквариата ключевым является страна изготовления, наличие впечатляющей истории, возраст, материал изготовления.

Работники по оценочной деятельности имеют ряд полномочий, которые важно соблюдать и принимать во внимание.

Методология

До 2006 года в РФ деятельность имела лицензии, и документы выдавались специальными организациями совершенно всем лицам, подтвердившим уровень.

Согласно законодательству, лицензирование в данной области прекратилось, и последняя редакция фз 135 об оценочной деятельности в РФ приняла другой вид, с различными нововведениями. Об изменении закона — в видеоматериале:

Регулирование происходит государством. Кроме того, в Российской Федерации имеется национальный совет, который создан согласно законодательству и отвечает за принципы и механизмы работы. Он несет в себе цель выполнения определенных задач:

  • Создание и формирование общего подхода
  • Направленность и четкая структура деятельности специалистов любого назначения
  • Координация деятельности работников
  • Создание определенных стандартов

Кроме того, помимо , решаемых оценщиками и прочими структурами – как государственными, так и частными, можно выделить основные методы оценки. В ней используются единые принципы и единые процедуры, которые выработаны многочисленными организациями за длительное время работы.

В целом, можно выделить несколько основных подходов к проведению данного мероприятия:

  • Доходный. Он соединяет в себе прогнозирование полученных доходов от пользования объектом, которые будут создаваться на основании имеющихся данных.
  • Затратный. Предполагает необходимость определения будущих затрат, которые понадобятся для воспроизводства, а также замещения. Следует учитывать износ оценки, устаревание. Вследствие этого могут возникнуть затраты чтобы создать точную копию объекта, применяя определенные технологии и инструменты. В данном контексте можно выделить и затраты другого характера, которые играют важную роль во многих процессах.
  • Сравнительный подход. Данный метод также применяется достаточно часто, представлен соединением методов, они основаны на том, чтобы сравнить объект с другими, теми, которые содержат более подлинную и достоверную информацию. Эти характеристики являются определяющими при оценке стоимости данного объекта, поскольку от них зависит конечное решение о цене.

Таким образом, каждый подход требует четкого соблюдения инструкций и правил, и при грамотном его применении сможет дать впечатляющие результаты.

Основы законодательства

Оценка является качественно новым этапом при развитии инфраструктуры, и она появилась в связи с тем, что стало нужно решать рыночные споры, когда субъекты самостоятельно могут не разобраться.

Вскоре оценочная деятельность начала развиваться во многих странах, в качестве методического направления экономики. В России на протяжении длительного времени не было такой профессии, как оценщик, а стоимость оценивалась государством, и так было всегда.

Однако экономическая ситуация встала на новый путь развития, появилась необходимость в совершенствовании некоторых направлений деятельности, и развивающийся рынок требовал проведения независимой объективной оценки. Но на пути развития этого направления возникали многочисленные препятствия.

Официально профессия как таковая была введена в 1996 году, и с тех пор спектр задач, решаемых этим сотрудником, начал существенно расширяться. Кроме того, есть, куда расти касательно проведения оценочных мероприятий, поскольку необходимо создать особый механизм работы и наладить базу в плане законодательства и других направлений.

Важно взвесить ситуацию, грамотно расставить приоритеты. В некоторые период происходили скачки ситуации, это нормально, поскольку после распада СССР экономика терпела победы и поражения, появлялись новшества, приходилось прощаться со старыми методами ведения хозяйства и бухгалтерии.


Кроме того, рынок недвижимости нашел себя в новом проявлении, что вызвало необходимость в создании условий для работы оценщиков – специалистов, которые имеют узкую направленность и являются очень востребованными до настоящего момента.

История насчитывает хорошие картины в области перемен с ситуацией, однако в настоящее время также можно делать совершенствования и внедрять новшества в эту сферу.

Разработкой нового проекта и новых методик занимались специалисты из правительства, которые напрямую заинтересованы в улучшении ситуации и в совершенствовании основных аспектов.

Решением того вопроса занимались и прочие структуры, однако очень важно отметить, что физические лица и юридические компании приходили к тем или иным выводам, и работая через государство, создавали новые базы. Благодаря такому подходу, можно было совершать оценку с объектами максимально достоверно и беспрепятственно.

Поскольку закон вступил в силу, это способствует совершенствованию базы, а это условия является важным для всего российского рынка. Важным является дальнейшее развития этого направления в новом разрезе. ФЗ-135 об оценочной деятельности с последними изменениями гласит о том, что в области произошли некоторые изменения, и они требуют качественно нового подхода к рассмотрению некоторых аспектов деятельности.

Сегодня в качестве основной трудности выступает недостаток профессионализма работников. Институт объективной оценки, которая была бы независимой, является важным элементом для развития экономики, которая ориентирована на удовлетворение потребностей населения.

В РФ постепенно нарастала проблема грамотного подсчета и определения стоимости, и, несмотря на подготовку в последнее время большого числа кадров, есть много возможностей для дальнейшего развития. Основным из факторов, которые оказали отрицательное влияние на профессиональное развитие оценки, является информированность компаний о том, что нужно привлекать оценщиков для решения многих проблем.

А, так как возникали различные споры в области купли-продажи, многие хотели избежать их. Благодаря выходу закона 135 эти проблемы частично снялись, у оценщиков появилась определенная ответственность, права и обязанности, однако порядок работы не всегда является четким и налаженным, что требует систематизации процесса.

Для того чтобы устранить трудности в современном развитии оценки, важно решить ряд аспектов:

  • Рассмотреть тактические и стратегические задачи оценки и деятельности в целом
  • Выбрать оптимальные варианты
  • Внедрить мероприятия касательно улучшению и повышению объективности
  • Просить помощи у компетентных специалистов этого направления
  • Получать данные о текущем состоянии рынка и следовать им, направляя силы на улучшение ситуации

Можно отметить, что в настоящее время законодательство в данной области и сама оценочная деятельности в России находится в процессе становления, то есть происходит выработка механизмов, направленных на осуществление правового регулирования.

А также проводится унификация стандартов оценки, решаются и другие вопросы, которые непосредственно связаны с ведением оценочной деятельности.

Очень широко рассматривается вопрос о том, что оценщики несут полную ответственность за результаты оценки и за собственную деятельность, поскольку имеется риск совершения ошибки, и он высок.

Если это произойдет, то клиентам будет причинен ущерб, который может составлять достаточно крупную сумму. Кроме того, согласно законодательству, компания или отдельно взятый оценщик не имеет резервных фондов.

Если произойдет ошибка в расчетах, то клиент сможет требовать от оценщика возмещения ущерба, и оценщик обязан это сделать. Обстоятельства в противном случае будут разбираться через судебное разбирательство. В итоге это приведет к существенным убыткам для всех сторон, нередки случаи банкротства.

Но существует механизм, который четко и полноценно обеспечивает защиту всех сторон проводимых сделок. Он представлен страхованием ответственности, которая, как уже отмечалось, играет важную роль во всем процессе.

Норма ФЗ 135 об оценочной деятельности имеет в себе положения, которые говорят о страховании ответственности, а также направлена на то, чтобы защитить интересы клиентов. Эта часть очень важна, так как закон занимается регулированием новой и сложной области деятельности.

Поэтому оправдана целесообразность установления стоимости, которая станет минимальной для страхования. Если провести сопоставление основных подходов, а также в России за предыдущие 50 лет, то можно отметить, что в России принципы остались практически неизменными.


Оценка недвижимости — востребованная услуга

По этой причине очень важными являются перспективы оценки недвижимости и прочих объектов.

Для того чтобы обеспечить качественное развитие этой отрасли в дальнейшем, необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на устранение основных трудностей и проблем, а также на создание оптимальных условий для проведения оценочной деятельности, чтобы каждый сотрудник мог получить бесценный опыт и навыки ведения деятельности, при этом можно улучшить ситуацию в целом.

Оценка определенных объектов является очень важно при совершении экономических операций, в связи с этим возникла необходимость проведения оценочной деятельности. Кроме того, стоит подчеркнуть важность ФЗ 135, поскольку благодаря ему, установлены основные нормы и положения взаимоотношения сторон, которые принимают участие в сделках.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России , несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директор Berkshire Advisory Group , э ксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен. К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена - раз в три года . После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Изменения комментирует Олейников Владимир, Партнер, руководитель направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG:

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений - оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д. Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций. С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», - комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год - в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии. Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика. Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям - в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации. Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности. Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, - отмечает Ирина Вишневская, - скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди", муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний. Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка - как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом. Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций. Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности» . В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. - разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г . - ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г . - изменен предмет экспертизы: обязанностью эксперта стало проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки.

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка - крупных московских и питерских компаний. Как следствие - мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО.
С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза. Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет. Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение - институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей. Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы. Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу. Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон - заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно. Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета. Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», - отмечает Ольга Косец.

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист "Конструктор документов FreshDoc.ru" считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию. Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности. Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну. Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской, изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика - я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России - теперь факультативный орган, - объясняет Ирина Вишневская. - Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

10 июня НП СРО «СВОД» проведет бесплатный открытый вебинар, посвященный изменениям в 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

    Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Статья 3. Понятие оценочной деятельности

    Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

    Статья 5. Объекты оценки

    Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

    Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

    Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

    Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки

    Статья 10. Обязательные требования к договору

    Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

    Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

    Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

    Статья 14. Права оценщика

    Статья 15. Обязанности оценщика

    Статья 16. Независимость оценщика

    Статья 17. Страхование гражданской ответственности оценщиков

Глава III. Регулирование оценочной деятельности

    Статья 18. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации

    Статья 19. Функции уполномоченных органов

    Статья 20. Стандарты оценки

    Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков

    Статья 22. Саморегулируемые организации

    Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности

    Статья 24. Требования к лицензированию оценочной деятельности

Глава IV. Заключительные положения

    Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

    стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

    объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

    цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

    платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    права требования, обязательства (долги);

    работы, услуги, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

    при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

    при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

    при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы (фонды) юридических лиц,

    при национализации имущества;

    при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

    при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

    при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

    при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

Основным законодательным актом, регулирующим оценочную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Первая глава закона устанавливает общие положения, являющиеся основополагающими и принципиальными для оценочной деятельности.

Согласно статье 2 первой главы Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статья 3 устанавливает само понятие оценочной деятельности. Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Далее, здесь же раскрывается понятие важнейшей экономической категории – рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В соответствии со статьей 4 субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

К объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законом.

Статья 8 определяет случаи, когда оценка объектов обязательна.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Во второй главе закона устанавливаются основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления.

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

Основания заключения договора;

Вид объекта оценки;

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 11 предъявляет общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Местонахождение оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком - индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям статьи 24 этого же закона, и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем.

В соответствии со статьей 14 оценщик наделен следующими правами:

Применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

Требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

Получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

Привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

Отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

Требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Обязанности оценщика установлены в статье 15. Оценщик обязан:

Соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

Сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

Обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

Предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

Предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

Не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

Одним из важнейших положений закона являются требования к независимости оценщика.

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

В отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

Оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Одним из условий осуществления оценочной деятельности является страхование гражданской ответственности оценщиков , общие положения которого определяются статьей 17 закона. Под страховым случаем понимается причинение имущественного вреда третьим лицам, явившееся следствием ненадлежащего исполнения оценщиком своих обязанностей. Под ненадлежащим исполнением чаще всего при страховании понимают:

Непреднамеренную небрежность (ошибку, упущение) в процессе оценки, приведшую к искажению результатов оценки;

Несвоевременное представление отчета об оценке объекта оценки;

Непреднамеренное разглашение конфиденциальных сведений в процессе проведения оценки;

Непреднамеренные ошибки при измерениях и расчетах;

Непреднамеренная утрата и порча имущества (документов, материалов и т.п.) во время выполнения работ.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

Страховым случаем признается причинение имущественного вреда третьим лицам, установленное вступившим в законную силу решением судебных органов. Не признается страховым случаем событие, возникшее вследствие умысла, проведения оценки без лицензии, отсутствия договора между оценщиком и его заказчиком или признания этого договора недействительным. При признании факта наступления страхового случая страховая компания составляет акт и производит выплату страхового возмещения в размере убытков, понесенных третьими лицами в результате действий оценщика и установленных в судебном порядке, но не более страховой суммы, устанавливаемой договором.

В практике российской оценочной деятельности страховые суммы имеют большой разброс – от 100 000 руб до 15 000 000 руб. Все зависит от конкретного оценщика и схемы страхования. Вместе с тем, наиболее типичными для оценки является страхование ответственности на один год в целом на все виды деятельности. При определении страховой премии страховщики учитывают «историю» оценщика. Размер страховой премии колеблется от 0,3% до 2% в зависимости от компании – страховщика, страховой суммы и конкретных условий страхования. Чем меньше страховая сумма, тем выше страховые премии страховщика. Например, при страховании гражданской ответственности оценщика на 500 000 руб, типичной в большинстве случаев страховой премией будет – 1%, т.е. оценщик заплатит страховщику 5000 рублей для заключения договора.

Документом, подтверждающим наличие страховки, является полис или договор страхования.

Глава III закона определяет вопросы регулирования оценочной деятельности. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Его функциями являются:

Контроль за осуществлением оценочной деятельности;

Регулирование оценочной деятельности;

Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

Согласование проектов стандартов оценки;

Согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

Защищать интересы оценщиков;

Содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

Содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

Разрабатывать собственные стандарты оценки;

Разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для физического лица являются:

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

Наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридического лица являются:

Соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

Государственная регистрация в качестве юридического лица;

Наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

В современных экономических условиях очень часто возникают ситуации, когда необходимо иметь точные знания относительно рыночной стоимости того или иного имущества. Для этого необходимо провести оценку имущества, которой вправе заниматься только профессионалы-оценщики. Их деятельность урегулирована Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» далее – Закон.

Рассматриваемый правовой документ состоит из четырех глав и 26 статей.

В самых первых своих статьях Закон дает определение оценочной деятельности. Согласно ст. 3 Закона оценочная деятельность - это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. В этой же статье говорится о том, что рыночная цена - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Отдельно законодательно выделена категория кадастровой стоимости, то есть стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или иными способами, предусмотренными Законом.

На основании ст. 4 Закона осуществлять оценочную деятельность могут только физические лица, которые являются членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и которые застраховали свою ответственность. Оценщики могут работать самостоятельно в рамках частной практики, а могут работать по трудовому договору у организаций.

В соответствии со ст. 5 Закона объектами оценки могут быть:

· отдельные вещи;

· совокупность вещей;

· право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

· работы, услуги, информация;

· иные объекты гражданских прав.

В ст. 6 Закона провозглашается право каждого гражданина и организации свободно проводить оценку принадлежащих им вышеуказанных объектов. Согласно ст. 8 Закона предусмотрена обязательная оценка, если речь идет о совершении операций с государственным или муниципальным имуществом. Там же перечисляются конкретные случаи, когда обязательно заказывать оценку.

Для проведения оценки необходимо сначала заключить договор с оценщиком (ст. 9 Закона). Согласно ст. 10 Закона в договоре на проведение оценки должны содержаться следующие данные и реквизиты:

цель оценки;

описание объекта оценки;

вид определяемой стоимости объекта оценки;

размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

дату определения стоимости объекта оценки;

сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности.

Если в договоре будут отсутствовать перечисленные сведения, то такой договор признается недействительным.

Оценщик завершает свою работу составлением отчета об оценке объекта оценки. В соответствии со ст. 11 Закона в отчете должны быть указаны:

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки;

сведения об оценщике, в том числе фамилия, имя и отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

цель оценки;

точное описание объекта оценки;

стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

В случае составления отчета в письменной форме он должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, а также скреплен личной печатью оценщика. Допускается составление отчета в электронной форме.

Согласно ст. 12 Закона установленная при оценке рыночная стоимость объекта признается достоверной для заключения сделок, определения начальной цены торгов в течение шести месяцев с момента составления отчета. При этом допускается опровержение данных о стоимости в судебном или ином установленном законодательством порядке.

В ходе своей деятельности оценщик, в том числе при общении с заказчиками, несет следующие обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона:

1. быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

2. соблюдать требования законодательства, стандарты и правила оценочной деятельности;

3. соблюдать правила деловой и профессиональной этики;

4. вовремя информировать заказчика о невозможности проведения оценки;

5. обеспечивать сохранность документов заказчика;

6. информировать заказчика о своем членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

7. по требованию заказчика представлять страховой полис и документ, подтверждающие его профессиональные знания в сфере оценочной деятельности;

8. не разглашать полученную от заказчика информацию;

9. хранить все документы, связанные с отчетом, в течение трех лет;

10. по требованию заказчика предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков.

Права заказчика оценки перечислены в ст. 15.2 Закона:

1. требовать и получать от оценщика обоснование выводов по результатам оценки;

2. получать от оценщика отчет об оценке в срок, установленный договором;

3. осуществлять иные права, вытекающие из договора на проведение оценки.

Закон затрагивает актуальный в последнее время вопрос о пересмотре государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Как известно, государственные органы для целей налогообложения самостоятельно проводят кадастровую оценку объектов недвижимости. В соответствии со ст. 24.18 Закона, если гражданин не согласен с результатами такой оценки, то он может обжаловать ее в суд или в специальную комиссию. Обязательным условием для обжалования является ущемление этой оценкой прав гражданина. Для обращения в суд не обязательно предварительное обращение в комиссию.

Физическое лицо должно подать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не раньше времени, когда сведения о кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. К данному заявлению необходимо приложить следующие документы:

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости с отметкой об оспариваемой кадастровой стоимости;

Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего права заявителя на объект недвижимости;

Отчет оценщика об определении рыночной стоимости объекта.

Комиссия рассматривает заявление и документы к нему в течение одного месяца. После принятия комиссией решения она обязана в течение пяти дней уведомить о нем заявителя. Заявитель вправе оспорить решение комиссии в суде. Если комиссия примет решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, то в течение пяти дней она обязана направить копию решения в Росреестр для внесения изменений. Кроме того, вместе с копией решения комиссии в регистрирующий орган должен быть направлен отчет оценщика, представленный заявителем.

Остальные части Закона посвящены внутренним вопросам регулирования оценочной деятельности, саморегулируемым организациям оценщиков, их управлением и т.д. (глава III Закона), а также заключительным положениям (глава IV Закона).