Автоматизация звука рь в слогах, словах и предложениях. Словарный материал по автоматизации звука - автоматизация звуков - каталог статей - логопед дома Упражнения на автоматизацию звука рь

Карточки по автоматизации звука Рь в слогах, словах. предложениях.

1 Звук «Рь»
1) Повторить каждый слог 8-9 раз:
Р___________________________Я
Р___________________________И
Р___________________________Е
Р___________________________Ю

2) Повторить каждый слог 8-9 раз:
А___________________________РЬ Я________________________РЬ
Ы___________________________РЬ И________________________РЬ
Ю___________________________РЬ У________________________РЬ
О____________________________РЬ Е________________________РЬ

3) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Ря-ря-ря – яркая звезда. Б) Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – молоко в ведре. Рю-рю-рю – я обед варю.
Ри-рри-ри – ну-ка, повтори. Ри-ри-ри – светят фонари.
Рю-рю-рю – гирю подарю. Ре-ре-ре – дети на горе.

4) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Арь-арь-арь – я хочу букварь. Б) Ерь-ерь-ерь – дикий зверь.
Орь-орь-орь – у Никиты корь. Орь-орь-орь – прогоняю хворь.
Ерь-ерь-ерь – постучите в дверь. Арь-арь-арь – на дворе январь.
Урь-урь-урь – не боимся бурь. Ырь-ырь-ырь - на воде пузырь.

5) Повторить слоги и слова 6-7 раз:
Ри-ри-ри – рис. Ри-ри-ри – курица.
Рё-рё-рё – рёв. Ре-ре-ре – берег.
Ре-ре-ре – репа. Рю-рю-рю – рюкзак.
Рю-рю-рю – рюмка. Ря-ря-ря – якоря.

6) Повторить слова 8-9 раз:
рис риск рябь редька рябчик редко ряд рёбра

7) Повторить слова 8-9 раз:
рюмка рюкзак рёв рейка репа ритм Рита рябчик

8) Повторить слова 8-9 раз:
зорька горький борьба моря заряд моряк наряд коряга
2 Звук «Рь»
1) Повторить слова 8-9 раз:
порядок буря гиря пряжа грядка тряпка прялка хрящик

2) Повторить слова 8-9 раз:
Ирина Марина варить сорить перина турист пузыри двери

3) Повторить слова 8-9 раз:
шарик курица комарик фонарик грива зрители пристань привет

4) Повторить слова 8-9 раз:
крем время грелка гречка кресло стремя гребень пресный

5) Повторить слова 8-9 раз:
букварь дикарь сухарь фонарь январь янтарь вратарь словарь

6) Повторить слова 8-9 раз:
пескарь глухарь календарь слесарь токарь писарь зверь снегирь

7) Повторить предложения 3-4 раза:
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец – токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд.

8) Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает (повторить 3-4 раза):
Я варю варенье.
Ты варишь варенье.
Он … .
Она … .
Мы … .
Вы … .
Они … .

9) Выучить загадку, запомнить отгадку:
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостиком крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

3 Звук «Рь»
1) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Иринка нарисовала огурец.
Кто нарисовал огурец? Что сделала Иринка? Что нарисовала Иринка?

2) Повторить предложения 3-4 раза:
На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветет сирень и черемуха. Рядом с деревней рисовые поля.

3) Отработать произношение звука в стихотворении:
Рак
Про меня говорят,
Будто пячусь назад.
Не назад, а вперед-
Только задом наперед. (В. Орлов)

4) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Гриша берет фонарь.
Кто берет фонарь? Что делает Гриша? Что берет Гриша?

5) Повторить предложения 3-4 раза:
Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Сережи в ведре много грибов. Андрюше примерили брюки. Над дверью горит фонарь.

6) Отработать произношение звука в стихотворении:
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку. (А. Стародубова)

7) Послушать предложения. Исправить их, повторить 3-4 раза:
Редиска режет Варю. Грецкие орехи принесли ребят. Во дворе прятки играют в ребят. Рядом с рябиной растет деревня. В сирени и черемухе цветет май. У фонаря горит дверь. На редиске и редьке растет грядка.

8) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Над речкой растет рябина. Где растет рябина? Что делает рябина? Что растет над речкой?

рь - арь - арь

ирь - ирь - ирь

урь - урь – урь

ерь - ерь - ерь

орь - орь - орь

Автоматизация звука "РЬ" в словах.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина,прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари, двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик, крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха, крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка, верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак, крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря - яркая заря

ре-ре-ре - ежик спрятался в норе

рю-рю-рю - компот варю

ри-ри-ри - загорелись фонари

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки, корявое дерево, интересная история, коричневый ремень, нарядный передник, акварельный рисунок, редкий зверек, горящие фонари.

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

Автоматизация звука РЬ в связной речи.

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

В январе, в январе,

Много снегу на дворе.

С. Маршак

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей норе.

Очень ждёт приход весны

И об этом видит сны.

Г. Османова

Небылицы.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход и поехал в огород.

В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Автоматизация звука "Р" с помощью чистоговорок и стихов

Опыт работы учителя - логопеда ДОУ. Речевой материал для автоматизации звука "Р".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: автоматизация звука "Р" в речи ребенка.

Задачи:
1. Выработать правильное произношение звука "Р" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мою копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звука "Р", которые используются мною в логопедической работе с детьми. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.Автоматизация твердого звука "Р"
Эти чистоговорки мною используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Р" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Едем на метро", ребенок - "Ро-ро-ро"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "РА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.

Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры.
Ра-ра-ра - со двора пора.
Ру-ру-ру - я гармонь беру.
Ра-ра-ра - веселая игра.
Ра-ра-ра - апельсина кожура.
Ры-ры-ры - новые ковры.
Ро-ро-ро - в магазине есть ситро.
Ар-ар-ар - красный самовар.
Ор-ор-ор - убираю двор.
Ор-ор-ор - забирай топор.
Ур-ур-ур - мы накормим кур.
Ир-ир-ир - весь народ за мир.
Ар-ара-ар - это слово шар.
Ир-ир-ир - Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара - вот идет Тамара.
Ора-ора-ора - Рома у забора.
Дор-дор-дор - красный помидор.
Мар-мар-мар - назову комар.
Вёр-вёр-вёр - в комнате ковёр.
Бор-бор-бор - назову забор.
Мор-мор-мор - красный мухомор.
Рона-рона-рона - черная ворона.
Руза-руза-руза - в поле кукуруза.
Рога-рога-рога - ровная дорога.
Рох-рох-рох - назову горох.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра - вот хорошая игра.
Ру-ру-ру - поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро - поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры - трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра - вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро - тут оставлено перо.
Ры-ры-ры - кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Р". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

На праздничной рубашке
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут - шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

Автоматизация мягкого звука "Р"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Р" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.
Ря-ря-ря - мы поедем за моря.
Ри-ри-ри - горели фонари.
Рю-рю-рю - я вам правду говорю.
Ре-ре-ре - мы проснулись на заре.
Ря-ря-ря - мы работали не зря.
Рю-рю-рю - репу я варю.
Ря-ря-ря - реки и моря.
Ре-ре-ре - терем на горе.
Арь-арь-арь - под рябиною глухарь.
Орь-орь-орь - на хоря напала хворь.
урь-урь-урь - брови Варенька не хмурь.
Ирь-ирь-ирь - широка земля Сибирь.
Эрь-эрь-эрь - на картине страшный зверь.
Арь-арь-арь - в речке плавает пескарь.
Эрь-эрь-эрь - посмотри какая дверь.
Урь-урь-урь - в январе не мало бурь.
Арь-арь-арь - Рита ест сухарь.
Орь-орь-орь - у Бориса корь.
Ирь-ирь-ирь - на снегу снегирь.
Рюм-рюм-рюм - опускаюсь в трюм.
Рех-рех-рех - грецкий ем орех.
Рёк-рёк-рёк - слышу твой упрек.
Рес-рес-рес - на коре надрез.
Рят-рят-рят - сяду в третий ряд.

ЗАРЯ
Ря-ря-ря - поднялась заря.
Ре-ре-ре - встану на заре.
Рю-рю-рю - все окна отварю.
Ри-ра-ри - солнышко дари.
Ре-ре-ре - свет свой на заре.

ХОРЬ
Ря-ря-ря - мы нашли в норе хоря.
Ерь-ерь-ерь - хорь упрямый зверь.
Орь-орь-орь - выходи к нам хорь.
Арь-арь-арь - дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - не выходит хорь.
Рём-рём-рём - еще встретимся с хорем.

ФОНАРЬ
Арь-арь-арь - на столе стоит фонарь.
Рём-рём-рём - кот играет с фонарём.
Арь -арь-арь - со стола свалил фонарь.
Арь-арь-арь - разбитый на полу фонарь.
Рей-рей-рей - подмети полы скорей.

ХОРЬ
Орь-ор-орь - в норе сердитый хорь.
Урь-урь-урь - хорь, глаза свои зажмурь.
Арь-арь-арь - мы дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - сгрыз сухарь сердитый хорь.
Ря-ря-ря - вот и нету сухаря.
Ре-ре-ре - добрый хорь сидит в норе.
Ря-ря-ря - у меня нет букваря.
Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!

Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.

Боря Ире даст ириску,
Ира Боре - барбариску.

Варя варит, Боря жарит,
Рита песенки поет.

Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.

Варит повар макароны
Для сестры своей Матрены
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.

Во дворе, на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: "Кар!
Разрисован тротуар!"

Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.

Кряква крякает: "Кря-кря!"
Кряква крякает не зря.
Рядом с кряквой ряска есть.
Приплывайте ряску есть.

За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.

Инновации повсеместно приходят в нашу жизнь и работа логопеда не исключение из правила. Что бы идти в ногу со временем специалистам необходимо модернизировать рабочий процесс, а в этом ему могут помочь современные компьютерные технологии. Например, возможности программы Microsoft Word, как нельзя лучше помогут логопеду не только привести всю документацию в надлежащий вид, постоянно корректировать исходные данные, а так же легко их систематизировать, обновлять, к тому же электронный вариант документации гораздо эстетичнее и экономнее. Использовать эту программу удобно и при накоплении лексического материала для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей, для работы с логопедическими домашними тетрадями. Подготовив один раз нужный словарный материал, логопед в дальнейшем освободит большую часть своего времени, которое уходило у него на заполнение домашних тетрадей воспитанников.

Предлагаю вашему вниманию один из видов лексического материала на автоматизацию звука «Р». Данный материал рассчитан на одного ребёнка, выполнен в удобном для распечатывания или копирования формате А-4. Подборка разнообразных игр и упражнений рассчитана на постепенное усложнение заданий, охватывает многие этапы работы с лексико-грамматическими категориями, способствует не только автоматизации поставленного звука в спонтанной речи, но и развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).Педагог, исходя из индивидуальных возможностей детей, может давать не одно, а два- три задания на дом. Просто нужно вырезать необходимые упражнения и вклеить их в тетрадь ребёнка.

Примерные задания:

Проговаривать слова:

Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, crazy - park , эспрессо.

Проговаривать слова:

Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.

Проговаривать:

Ра- ра- ра, рак, баран, нора.

Ро-ро-ро, рот, пароль, перо.

Ру-ру-ру, рубль, шуруп, кенгуру.

Ры-ры-ры, рысь, обрыв, ковры.

Ар-ар-ар, пар, комар, базар.

Ор-ор-ор, бор, топор, забор.

Ур-ур-ур, шнур, Тимур, шампур.

Ир-ир-ир, пир, тир, кумир.

Проговаривать слова:

Кран, град, грач,край, крабы, гроза, краски, грабли, кровать,крапива,красота,грамота,граната, граница, кроссовки,градусник,громадный, красавица, кросс, кровь,гром,крот,гроздь,грохот,кролик,громкость, грозный,крыса,крыльцо,грыжа,крыша,грызуны, крышка,круг,круиз,груз,грудь,грусть,крупа,круча, груша,грубость,группа,грузди,грузчик,кружка, кружево,грузовик,крутизна.Тигр,игра,икра, украсть,покраска,награда,ограда,виноград, фотограф,ограбление,пограничник,фотография, укроп,угроза,погром,закройщик,багровый, укромный,микрофон,мокрый, накрыть, покрывало, укрытие,огрызок,угрызение,погрузчик,игрушка, окружность.

Проговаривать:

Брак, брат, нрав, храм, шрам, мрак, цирк, хруст, фронт, сорт, спорт, ртуть, спирт, курс, брошь, пруд, фрукт, брысь, враг, врач, фрак, бронза, брынза, брови, просо, срочно, брусок, право, зебра, обрыв, правда, черви, чердак, чертёж, черта, ржавый, почерк, провод, шербет, кирпич, портной, праздник, пробка, фронт, термос, простынь, прыгать, прыжок, брызги, брынза, мрачный, яркость, паспорт, зрачок, добро, овраг, справка, сердце, изумруд, управа, проблема, продукты, проводка, пружина, нравиться, консервы, горбуша.

Проговаривать:

Красная икра, черная смородина, завтра утром, дорогое пирожное, старшая группа, добрый доктор, правая рука, хороший повар, широкая дорога, дорогой подарок, праздничный пирог, старые ворота, сорока-ворона, рыба- карась, городской сквер, крупный горох, бараний жир, гранатовый браслет, первый урок, кирпичная труба, растёт трава, короткий шнур, пирог с рыбой, огромный выбор, праздничная распродажа, Армия России, картонная коробка, чёрная рубаха, картофельное пюре, спортивные игры, фруктовый йогурт, карта мира, старое ружьё, шерстяные рукавицы, короткий рукав, кирпичный гараж, хрустальный фужер, открытая форточка, стиральный порошок, повернуть направо, рыжая корова.

Проговаривать предложения:

В парке культуры много разных каруселей. У дороги растёт трава подорожник. Артур рубит дрова топором. По проспекту Строителей ездят трамваи и троллейбусы. В парке громко играет аккордеон. Ира стирает шарф и рукавицы. У Ромы брат - шофёр. Утром в цветочном горшке распустилась красная роза. Маляры красят забор и ворота. В овраге росла крапива. По дорожке прыгал растрёпанный воробей. В крупный морской порт пришёл красавец- корабль. Аркадий набрал корзину красной смородины.

Инструменты (топор, отвёртка, рубанок, дрель, грабли, перфоратор); продукты питания (творог, йогурт, торт, вареники, рассольник, икра), посуда (тарелка, сковорода, тёрка, кружка, самовар, поварёшка), одежда (рукавицы, перчатки, шарф, гетры, куртка, шорты).

Игра «Опять 2 и 5»

Например:Шар - 2 шара, 5 шаров;

Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.

Относительные прилагательные

Варенье из персиков - какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя-(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш -(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра -(серебряный браслет), люстра из бронзы -(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда -(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).

Замени в слове звук Л на звук Р (ль на рь)

Голод (город), баллон (барон),блошки (брошки), толк(торг),волан (варан),полоть (пороть),полог (порог),болт (борт),классный (красный), малина (Марина), уголь (угорь), хлам (храм),глаза (гроза),класс (КРАЗ),колонна (корона),плошка (Прошка).

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Транспорт (паровоз, корабль, грузовик, трамвай)

Дикие животные (барсук, бурундук, хорёк, сурок, рысь) Домашние животные (кролик, корова, баран, поросёнок) Африканские животные (жираф, носорог, крокодил, пантера) Птицы (сорока, грач, воробей, скворец)

«Скажи, если этого много»

Например: корова- много коров; корабль, куртка, роза, шифоньер, ворона, сорока, рукавицы, воробей, тигр, сковорода, пирог, сарафан.

Игра «4-й лишний»

Шифоньер, кровать, этажерка, кружка .

Смородина, мухомор, сыроежка, подберёзовик.

Воробей, бобр , сорока, ворона.

Жираф , стрекоза, муравей, таракан.

Пирамидка, матрёшка, куртка , шарик.

Гитара, барабан, контрабас, топор .

Сковорода, помидоры, горох, репка.

Игра «4-й лишний» по первому звуку в слове.

Лак, лук, лось, рак.

Сок, сын, рот, суп.

Дом, рысь , дым, даль.

Рубль , мак, мох, мысль.

Луна, лужа, лыжи, рука.

Мука, роза , мыло, море.

Игра «4-й лишний» по последнему звуку в слове.

Мох, сыр, мех, дух.

Гол, пар , мел, вол.

Бор , лак, сок, лук.

Стол, зал, стул, шнур.

Ключ, ночь, дверь, дочь.

Забор, мешок, замок, песок.

Мох, суп, пар , лак, рот , дым, сон, сыр , муж, лось, рак , мел, бор , сок, лук, мех, рубль , дом, брат , снег, квас, гром, град , стук, бровь , плот, душ, крот , ночь, брошь , лес, кран , нос, пёс, друг , дочь, круг, мак, сук, рысь .

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Имена девочек (Ира, Марина, Лера, Марта, Рая)

Имена мальчиков (Тимур, Игорь, Захар, Пётр, Егор)

Насекомые (муравей, стрекоза, таракан, сверчок, червяк)

Рыбы (карп, карась, скумбрия, сайра)

Грибы и ягоды (мухомор, груздь, сыроежка, боровик, виктория, крыжовник, черника, брусника, черёмуха)

Деревья и кустарник (берёза, кедр, сирень, рябина)

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Колос, горох , палас, зола, нора , бизон, салат, мороз , мешок, кусок, малыш, корабль , пирог , сапог, носок, пират , кошка, баран , сушки, масло, город .

Игра «Повтори последний слог»

Например: гора-ра, шторы (ры), нора(ра), перо (ро),топоры (ры), кенгуру (ру), бобры (ры),жара (ра), шары (ры), метро (ро), баран (ран), пирог (рог), сарай (рай), барак (рак), мороз (роз), перрон (рон),горох (рох).

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Собака, веранда, машина, шахматы, карандаш, воробей , золото, голова, сорока, малина, ворона, кошелёк, калитка, корова , клубника, крыжовник.

Игра «Закончи слово, подставь звук Р в конце».

Например: ми…мир; топо.., забо..,Его.., Наза.., база.., штопо.., кома.., помидо.., абажу..,Мака.., уда.., шну.., сы.., ша.., бо.., па…

Игра «Назови друзей»

Например: Рая дружит с кем, если её подружка Ира? (с Ирой). Подружки: Вера, Лера, Кира, Вероника, Фрося, Варвара, Роза, Марта, Марина, Тамара, Кристина.

Игра «Назови друзей»

Например: Рома дружит с кем? если его друг Прохор - с Прохором. Друзья: Егор, Борис, Захар, Фёдор, Марат, Макар, Владимир, Аркадий, Пётр, Дмитрий.

«Построй предложение из слов»

В, огород, расти, огурец, помидор, картофель.

(В огороде растут огурцы, помидоры, картофель.)

Рыбак, поймать, разный, рыба, карп, карась, и, ёрш. (Рыбак поймал разную рыбу: карпов, карасей и ершей.) Прилетать, перелётный, птица, грач, скворец, и, журавль.(Прилетели перелётные птицы: грачи, скворцы и журавли) В, зоопарк, много, разные, животные, жираф, носорог, крокодил, и, тигр.(В зоопарке много разных животных: жирафы, носороги, крокодилы и тигры.

Игра « Назови профессию»

Например; Кто красит стены? - маляр; кто лечит людей? (врач), кто лечит животных? (ветеринар), кто продаёт? (продавец), кто снимается в кино? (актёр), кто стрижёт людей? (парикмахер), кто управляет машиной? (шофёр), кто строит дома? (строитель), кто убирает во дворе (дворник), кто охраняет? (охранник).

Тексты для пересказа.

1. В деревне у Маруси живут корова Бурёнка и поросёнок Хрюша. Маруся кормит Бурёнку травой, а Хрюшу корочками хлеба, морковкой и картошкой.

2.У Ромы есть кот Матроскин и овчарка Трезор. Роме нравится дрессировать своих зверей. Когда Рома вырастет, он будет дрессировщиком.

3. По Чёрному морю плывёт огромный красивый корабль. Пассажиры корабля отправились из России в турне по разным странам.

Игра «Назови одним словом»

рыбу ловит - рыболов; кофе варит (кофеварка), мух морит (мухомор), земля трясётся (землетрясение), небо скребёт (небоскрёб), сталь варит(сталевар), идёт в первый класс (первоклассник), мясо рубит (мясорубка), лес рубит (лесоруб),вместо носа -рог (носорог), мусор возит (мусоровоз),скоро варит (скороварка) гром отводит (громоотвод), паром варит (пароварка).

Игра «Кто что делает?»

Например: Собирать урожай - Я собираю урожай, мы собираем урожай, ты собираешь урожай, вы собираете урожай, он собирает урожай, они собирают урожай. Словосочетания: рисовать картинку, рубить дрова, громко разговаривать, убираться в квартире.

Игра «Подскажи словечко»

Вот летят комарики на воздушном…(шарике). Всех излечит, исцелит …(добрый доктор Айболит). Мишку своего не брошу, потому что он…(хороший). Я - Великий Умывальник, знаменитый…(Мойдодыр), умывальников начальник и мочалок…(командир). Пошла Муха на базар и купила …(самовар). Вдруг из подворотни - страшный великан, рыжий и усатый…(таракан). Горе, горе! Крокодил солнце в небе …(проглотил). И всем по порядку, даёт шоколадку, и ставит,и ставит им…(градусники).В Африке разбойник,) в Африке злодей, в Африке ужасный…(Бармалей). За посудой вдоль забора скачет бабушка…(Федора). Рано-рано два барана застучали в …(ворота).А потом позвонили Зайчатки: нельзя ли прислать…(перчатки).

Всегда требуйте правильного произнесения звука «Р» в заданиях;

Предварительно ознакомьтесь с заданием, ещё в группе, получив домашнюю тетрадь. Если задание вам непонятно, уточните его выполнение у логопеда;

Озвучьте ребёнку пример выполнения задания, убедитесь, что он понял, как его нужно выполнять;

Если задание даётся ребёнку с трудом, помогите, но не подсказкой, а наводящими вопросами, через какое- то время можно повторить выполнение этого задания;

В играх «4-й лишний» произносите не торопясь весь ряд слов, при необходимости повторите его, так чтобы ребёнок успел подумать;

В играх «4-й лишний по заданному звуку» произносите нужные звуки несколько дольше, выделяя их в речи (сссок, доммм);

В играх «эхо», после каждого произнесённого слова делайте паузу -будет ли ребёнок повторять это слово?

В играх «Добавь звук Р» («Добавь слог Ры, Ра») ребёнок должен произнести всё слово, которое получилось целиком.

Успехов!

Автоматизация звука Рь

Звук Рь - согласный, мягкий, звонкий.

Рь — сходен со звуком Р, но имеет некоторые отличия: дополнительный подьем спинки языка к нёбу и некоторое продвижение языка вперёд, кончик языка приближается к верхним резцам, зубы несколько сближены.

Занятие 1
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
ря-ря-ря-ряд ри-ри-ри-рис ре-ре-ре-резать рё-рё-рё-рёбра
ря-ря-ря-рябчик ри-ри-ри-Римма ре-ре-ре-репа рё-рё-рё-рёва
ря-ря-ря-рябь ри-ри-ри-Рим ре-ре-ре-ребус рё-рё-рё-рёв
ре-ре-ре-редька рю-рю-рю-рюшка
4. Внимательно послушай сказку «РЕПКА», выдели слова со звуком Рь.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
5. Посчитай от 1 — 10 и обратно — репка, ребус.
.
решать ребус
рисовать репку
резать репку


7. Подбери 4 признака к РЕПКА (какая?) и проговори получившиеся пары слов.
Образец: переспелая репка прекрасная репка
8. Напечатай слоги РЕ, РЁ, РИ, РЮ, РЯ.

9. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Рь в словах.


Занятие 2
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги, меняя ударение
ря-ря-ря ре-ре-ре ри-ри-ри рё-рё-рё
ря-ря-ря ре-ре-ре ри-ри-ри рё-рё-рё
4. Вспомни слова из занятия 1, упражнение 3.
5. Проговори слова (2-3 раза)
рябина резинка ремонт реветь
рисунок резинка ремонтировать решать
рисовать река рюкзак решётка
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — РЯБИНА, РИСУНОК, РЕКА.
РИСОВАТЬ РЯБИНУ
РЕМОНТИРОВАТЬ РЮКЗАК
.
8. Запомни и повтори слова
РЯБИНА — РЕМОНТ — РИСУНОК — РЕКА
РЕЗИНА — РЮКЗАК — РИСОВАТЬ — РЕМОНТ
9. Выучи стихотворение А.Л. Барто «Резиновая Зина».

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

10. Рассмотри и назови кар тинки. Определи место звука Рь в словах.


Занятие 3
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка.
ря-ря — ря-ря-ря ря-ря-ря — ря-ря
рё-рё — рё-рё-рё рё-рё-рё — рё-рё
рю-рю — рю-рю-рю рю-рю-рю — рю-рю
ри-ри — ри-ри-ри ри-ри-ри — ри-ри
ре-ре — ре-ре-ре ре-ре-ре — ре-ре
моряк парик деревня Серёжа урюк
снаряд старик варенье Бурёнка бирюк
отряд перина орехи верёвка варю
зарядка Марина акварель берёза смотрю
наряд Ирина деревня хорёк подарю
нырять варить апрель вперёд говорю
обряд турист гореть пузырёк дарю
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз
У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Сьест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.
6. Выдели из чистоговорок слова со звуком Рь.
7. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАНДАРИН, СТАРИК, ОРЕХ.
8. Образуй родственные слова
ДЕРЕВО — деревце, деревянный, деревяшка, древесина, древко, древесный ….
ОРЕХ —
СТАРИК —
МОРЕ —
ВАРИТЬ —
НАРЯД —
9. Подбери 3 предмета к признакам (взрослый запишет)
ОРЕХОВЫЙ ОРЕХОВАЯ ОРЕХОВОЕ
Образец: а) торт аллея варенье
б)
в)
ВАРЁНЫЙ ВАРЁНАЯ ВАРЁНОЕ
а)
б)
в)


Занятие 4
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Посчитай от 1 до 10 и обратно — берёза, берёзка, подберёзовик.
4. Подбери предметы к признакам
БЕРЁЗОВЫЙ БЕРЁЗОВАЯ БЕРЁЗОВОЕ
а) сок роща полено
б)
в)
г)
д)
5. Скажи правильно — игра «Путаница» (взрослый запишет)
опушка, берёза, лес, на, кудрявая, выросла —
На опушке леса выросла кудрявая берёза.
берёзка, резвиться, зайчата, под, серенькие —
ребята, ветки, веник, из, берёзовых, сделать —
ребята, берёзы, подберёзовики, четыре, под, нашли —
Марина, сок, деревянный, берёзовый, в, налить, ведёрка —
6. Подбери родственные слова (взрослый запишет)
БЕРЁЗА —
7. Спряжение в настоящем времени
РИСОВАТЬ НАРЯДНУЮ БЕРЁЗКУ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..)
8. Составь схемы слов БЕРЁЗКА, БЕРЁЗА.
9. Выучи стихотворение С.А. Есенина «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.А. Есенин.
10. Выдели 5 слов со звуком Рь из этого ситхотворения.
11. Подбери признаки к БЕРЁЗЕ (какая?).

12.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.


Занятие 5
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни, повтори слоги
ря-рё-рю-ри
рё-рю-ри-ря
рю-ри-ря-рё
ри-ря-рё-рю
4. Проговори слова
буря море курица варить
гиря горе аквариум жарить
Варя горевать коридор мерить
Боря берег дерево верить
5. Игра «Один — много» — измени слова по образцу
сухарь — сухари токарь —
дверь — фонарь —
пескарь — пекарь —
зверь — букварь —
глухарь — пекарь -
богатырь — словарь -
снегирь — слесарь -
пузырь — календарь -
якорь — секретарь —
дикарь — знахарь -
(ребёнок называет только множественное число).
6. Посчитай от 1 — 10 и обратно — аквариум, дерево, курица.
7. Игра «Назови ласково»
шар — шарик комар —
фонарь — топор —
сухарь —
8. Образуй родственные слова (взрослый запишет)
ДВЕРЬ —
МОРЕ —
БЕРЕГ —
9. Спряжение в настоящем времени
ВАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
ЖАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
РЕМОНТИРОВАТЬ АКВАРИУМ

10.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.


Занятие 6
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
арь-арь-арь-сухарь орь-орь-орь-хорь
арь-арь-арь-букварь орь-орь-орь-корь
арь-арь-арь-фонарь орь-орь-орь-дверь
арь-арь-арь-пескарь орь-орь-орь-зверь
арь-арь-арь-токарь орь-орь-орь-теперь
арь-арь-арь-пекарь орь-орь-орь-Тверь
арь-арь-арь-пахарь орь-орь-орь-проверь
арь-арь-арь-слесарь ирь-ирь-ирь-снегирь
арь-арь-арь-словарь ирь-ирь-ирь-Сибирь
арь-арь-арь-глухарь ирь-ирь-ирь-пузырь
арь-арь-арь-календарь ирь-ирь-ирь-богатырь
арь-арь-арь-январь ирь-ирь-ирь-ширь
4. Вставь пропущенные слова (из упражнения 3) в предложения (взрослый запишет)
Мама купила Марине школьный ………
На улице по вечерам горит ………
В реке плавает …….
Иринин папа — …….
В лесу поёт ……
Первый месяц в году — …..
Волк — хищный …..
На ветке рябины сидит …..
Мы поедем к бабушке в ….
За дверью мышка грызёт …….
Илья Муромец — русский …….
На стене висит ……
5. Спряжение
а) в настоящем времени
ДАРИТЬ ДРУГУ КАЛЕНДАРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ЗАПЕРЕТЬ ДЕРЕВЯННУЮ ДВЕРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Выучи отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Круглый год»
Открывает календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
7. Составь схемы слов ХОРЬ, ЗВЕРЬ, СУХАРЬ (взрослый запишет).
8. Подбери по 3 начала слов

…… ВАРЬ …… КАРЬ ……. ХАРЬ
9. Игра «Эхо» — выдели голосом ударный слог по образцу (взрослый запишет)
букварь — варь

богатырь —

знахарь —
токарь — то

слесарь-

якорь —
фонарь —

словарь —

секретарь —
пескарь —

Снегирь —

янтарь —
пахарь —

январь —

дикарь —
сухарь —

календарь —

писарь —
Сибирь —

глухарь —

вратарь —

10.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.

Занятие 7
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги
арь-орь-урь-ырь
орь-урь-ырь-арь
урь-ырь-арь-орь
ырь-арь-орь-урь
4. Проговри слова (2-3 раза)
борьба перья жарьте
горько серьги зорька
верьте хмурьте зверьки
5. Измени слова — действия по образцу
ударить-ударь-ударьте жарить-
верить- парить-
мерить- поверить-
проверить- дежурить-
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ЗОРЬКА, СЕРЬГИ.
7. Подбери признаки к предметам
ЗОРЬКИ (какие?) СЕРЬГИ (какие?)
а) а)
б) б)
в) в)
г) г)
Проговори и запомни получившиеся пары слов
8. Закончи слова (см. упр. 5):
— рь
уда — рьте прове — пове -
— рить

ве — жа — хму —

ме — па — нахму —
9. Вставь пропущенную букву (Ь) в слова
СЕР.ГИ ПЕР.Я БОРЬ.БА
ГОР.КО ЗОРЬКА М. ГОР.КИЙ
10. Подбери по 3 предмета к признакам
ГОРЬКИЙ — горький лук, …..,
ГОРЬКАЯ — горькая таблетка, ….,
ГОРЬКОЕ — горькое лекарство, ……

Занятие 8
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Повтори чистоговорки на Рь Занятие 3 и Занятие 6.
4. Заучи чистоговорки
За деревней, за посёлком
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.
Снегирики — снегери
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
— Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриш!
(П. Воронько)
5. Образуй от предметов признаки по образцу
орёл — орлиные (крылья)
перепел — ………..(яйца)
ястреб — …………(взгляд)
глухарь — ………..(полянка)
снегирь — ………..(стая)
6. Игра «Чей, чья, чьё» — закрепление словообразования притяжательных прилагательных.
Чей хвост (клюв, глаза)? Чья голова, шея, песня? Чьё перо, гнездо, крыло?
у орла — орлиный у орла — у орла —
у снегиря — у снегиря — у снегиря —
у перепела — у перепела — у перепела —
у глухаря — у глухаря — у глухаря —
7. Образуй родственные слова
орёл — орлица, орлёнок, орлята, орлиный, орлик;
снегирь —
перепел -
8. Посчитай от 1 до 10 и обратно — орлёнок, перепёлка, снегириха.
9. Спряжение
а) в настоящем времени
ЖАРИТЬ ПЕРЕПЕЛИНЫЕ ЯЙЦА
б) в будущем времени
ПЕРЕПЕТЬ ЗА ДЕРЕВНЕЙ ПЕРЕПЁЛКУ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

Занятие 9
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
тре-тре-тре-треск три-три-три-три тре-тре-тре-трещина три-три-три-смотри
тре-тре-тре-третий три-три-три-трио тре-тре-тре-требовать трю-трю-трю-трюм
тре-тре-тре-трезвый три-три-три-тридцать тря-тря-тря-тряпка трю-трю-трю-трюк
тре-тре-тре-трель три-три-три-триста тря-тря-тря-тряска трю-трю-трю-трюфель
тре-тре-тре-тренер три-три-три-трижды тря-тря-тря-ветряк трю-трю-трю-трюмо
тре-тре-тре-трепет три-три-три-электричество
тре-тре-тре-треть три-три-три-электрический
4. Запомни, повтори слоги:
тря-трё-трю-три атрь-отрь-утрь-ытрь
трё-трю-три-тря отрь-утрь-ытрь-атрь
трю-три-тря-трю утрь-ытрь-атрь-отрь
три-тря-трё-трю ытрь-атрь-отрь-утрь
5. Отгадай и выучи загадку
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАТРЁШКА, ТРЕНЕР.
7. Спряжение
а) в настоящем времени
РАЗРИСОВАТЬ МАТРЁШКУ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ
(я разрисовываю …., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они…).
б) в будущем времени
РАЗРИСОВАТЬ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ МАТРЁШЕК
(я разрисую.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Закончи слова (по 4 слова)
ТРИ — ТРЕ — ТРЯ — ТРЮ —
9. Заучи чистоговорку
Три дерева, три тетерева,
На каждом дереве
По одному тетереву.

Занятие 10
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Проговори слова (2-3 раза)
трезвон трясогузка тринадцать
тревога трясина электрик
треска трясти трибуна
тренировка встряхнуть тритон
трещотка трезубец трикотаж
4. Образуй родственные слова
ТРЕНЕР —
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО —
5. Спряжение в настоящем времени
ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА ТРЕНАЖЁРАХ
ТРЕНИРОВАТЬ ФИГУРИСТОВ
СМОТРЕТЬ ТРЕНИРОВКИ ФИГУРИСТОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ТРЕНИРОВКА, ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕНАЖЁР.
7. Образуй слова — признаки к словам в скобках
ТРЕВОГА — ТРЕВОЖНЫЙ (СОН), …..(ОЖИДАНИЕ);
ТРЕСКА — ……(ИКРА), ……(СУП);
ТРЕНИРОВКА — ….(кОСТЮМ), ……(УПРАЖНЕНИЕ);
ЭЛЕКТРИК — ……(ОСВЕЩЕНИЕ), ……(ЛАМПОЧКА);
ТРИКОТАЖ — …….(БРЮКИ), ……..(СВИТЕР);
ТРЕУГОЛЬНИК — ……(КРЫША), ……….(СТЕКЛО).
Запомни пары слов.
8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Занятие 11
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги
стря-стрё-стрю-стри астрь-острь-устрь-ыстрь
стрё-стрю-стри-стря острь-устрь-ыстрь-астрь
стрю-стри-стря-стрё устрь-ыстрь-астрь-острь
стри-стря-стрё-стрю ыстрь-астрь-острь-устрь
4. Проговори слова (2-3 раза)
стряпать стрепет иллюстрировать
стряпуха стрелять ястреб
стряпня стрельба истребитель
встряска стрелок сестрица
встреча стрелка встретить
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СТРЯПУХА, ИСТРЕБИТЕЛЬ, СЕСТРИЦА.
6. Послушай (прочитай) сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Выучи отрывки и запомни слова со звуком Рь.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки — царя
Родила богатыря».
7. Спряжение
а) в настоящем времени
ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА пУШКИНА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ «СКАЗКУ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

Занятие 12
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
кря-кря-кря-крякать кре-кре-кре-крем кри-кри-кри-крик крю-крю-крю-крюк
кря-кря-кря-кряква кре-кре-кре-крепкий кри-кри-кри-криво крю-крю-крю-крючок
кря-кря-кря-крякушка кре-кре-кре-крепость кри-кри-кри-вкривь крю-крю-крю-крюшон
кря-кря-кря-кряхтеть кре-кре-кре-креветка кри-кри-кри-кринка кре-кре-кре-Кремель
кря-кря-кря-покряхтывать кре-кре-кре-крест кри-кри-кри-криница кре-кре-кре-крестьянин
4. Запомни и повтори
кря-крё-крю-кри
крё-крю-кри-кря
крю-кри-кря-крё
кри-кря-крё-крю
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СКРЕПКА, СКРИПКА, КРЕСТЬЯНИН, КРЕСЛО.
6. Спряжение в настоящем времени
РЕСТАВРИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ КРЕМЕЛЬ
УКРЕПЛЯТЬ КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
7. Игра «Назови ласково» — словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
кресло-креслице кристалл-
крест- крючок-
криница- крестник-
кринка- креветка-
8. Образуй родственные слова.
КРЕСТ-
СКРИПКА-
КРЮК-
КРИК-
КРИК-
КРЕПКИЙ-
9. Скажи правильно-игра «Путаница»
утки, болото, крякать, на — Утки крякают на болоте.
журавли, небо, крик, в, слышится —
кресло, старик, в, сидеть —
мама, обед, суп, креветки, на, с, приготовить —
Борис, чай, крекер, крепкий, пить, с —
Марина, пирожные, крем, с, печь —
крейсер, пристань, близко, к, подошёл —
Иринин, скрипка, крестник, на, играть, учиться —
Арина, Кремль, экскурсия, в, ходить, на —
озеро, утки, громко, в, крякать —
10. Выучи английскую песенку «Жил на свете человек» (в переложении К.И. Чуковского).
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
И гуляли у ворот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мурлыкала она,
Сидя у окошка.
11. Образуй слова — признаки к данным в скобках словам
крюк-скрюченные (мышки)
крик-……….(грач)
крест-………(мать)
креп-……..(жакет)
крепость-……(стена)
укрепление-…..(район)
кристалл-……..(вещество)
крестьянин-…….(хозяйство).

Занятие 13
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
гря-гря-гря-грязь гре-гре-гре-гребень грё-грё-грё-грёзы
гря-гря-гря-грядка гре-гре-гре-гребёнка гри-гир-гри-грибница
гря-гря-гря-грязный гре-гре-гре-гребешок гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грязнуля гре-гре-гре-грек гри-гри-гри-грибница
гря-гря-гря-грязища гре-гре-гре-греметь гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грядущий гре-гре-гре-грелка гри-гри-гри-грива
гря-гря-гря-грянет гре-гре-гре-грех гри-гри-гри-грипп
гря-гря-гря-грязелечение гре-гре-гре-гребля гри-гри-гри-гримёр
4. Запомни, повтори слоги:
гря-грё-грю-гри агрь-огрь-угрь-ыгрь
грё-грю-гри-гря огрь-угрь-ыгрь-агрь
грю-гри-гря-грё угрь-ыгрь-агрь-огрь
гри-гря-грё-грю ыгрь-агрь-огрь-угрь
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ГРЕБЕНЬ, ГРЯЗНУЛЯ, ГРИБНИЦА.
6. Подбери родственные слова
ГРЯЗЬ —
ГРИБ —
ГРЕБЕНЬ —
7. Спряжение
а) в будущем времени
ПОДОГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(Я.., ТЫ.., ОН.., ОНА.., МЫ.., ВЫ.., ОНИ..).
б) в настоящем времени
ГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Образуй слова-признаки к данным в скобках словам
ГРЯЗЬ-ГРЯЗНАЯ (ПОСУДА), ГРЯЗНЫЕ (РУКИ);
ГРИБ-….(СОУС), …(ПОРА);
ГРЕЧКА-…(КАША), …..(ПОЛЕ);
ГРИФЕЛЬ-….(ДОСКА), ….(КАРАНДАШ);
ГРЕК-….(ЯЗЫК), ….(КУЛЬТУРА).
9. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Ехал грек через реку,
Видит грек в реке рак,
Сунул грек руку в реку:
Рак за руку грека цап.

Занятие 14
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
пря-пря-пря-прятки при-при-при-приз
пря-пря-пря-пряник при-при-при-призма
пря-пря-пря-прямо при-при-при-прибой
пря-пря-пря-прятать при-при-при-привет
пря-пря-пря-упрямый при-при-при-природа
пря-пря-пря-прясть при-при-при-приказ
пря-пря-пря-прялка при-при-при-приёмник
пря-пря-пря-пряжа при-при-при-пристань
пря-пря-пря-пряжка при-при-при-пример
пря-пря-пря-прядь при-при-при-привычка
пря-пря-пря-прямоугольник при-при-при-при-прибор
пря-пря-пря-упряжка при-при-при-каприз
пре-пре-пре-премия при-при-при-принц
пре-пре-пре-прежде пре-пре-пре-пресса
пре-пре-пре-предмет пре-пре-пре-предание
пре-пре-пре-предок пре-пре-пре-прелесть
4. Запомни и повтори слоги
пря-прё-прю-при апрь-опрь-упрь-ыпрь
прё-прю-при-пря опрь-упрь-ыпрь-апрь
прю-при-пря-прё упрь-ыпрь-апрь-опрь
при-пря-прё-прю ыпрь-апрь-опрь-упрь
5. Посчитай от 1 и 10 обратно — ПРИЁМНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ПРИНЦЕССА, ПРИСТАНЬ, ПРЕДСКАЗАНИЕ.
6. Спряжение в настоящем времени
ПРЕДСКАЗЫВАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ
ПРЕДУПРЕЖДАТЬ О ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ БУРЕ
ПРЕДВИДЕТЬ КАПРИЗЫ ПРИРОДЫ
ЗАПРЯГАТЬ В УПРЯЖКУ РЫСАКОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..)
7. Образуй слова — действия и подбери к ним слова по смыслу, запомни пары слов:
ПРЯТКИ-ПРЯТАТЬ ИГРУШКУ
ПРЯХА-
ПРИКАЗ-
ПРИСТАНЬ-
КАПРИЗ-
УПРЯМЫЙ-
ПРЕДСКАЗАНИЕ-
ПРИВЕТ-
ПРИВЫЧКА-
ПРИЁМНИК-
8. Измени слова по образцу — образование сравнительной степени прилагательных.
ОДИН ОСЁЛ УПРЯМЫЙ — ВТОРОЙ ЕЩЁ УПРЯМЕЕ.
ОДНА ДОРОГА ПРЯМАЯ — ВТОРАЯ ЕЩЁ …..
ОДИН ВЗГЛЯД ПРИСТАЛЬНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН РЕБЁНОК ПРЕЛЕСТНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН ЦВЕТОК ПРЕКРАСНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
9. Подбери по 3 предмета к признакам:
УПРЯМЫЙ — БАРАН, …..
УПРЯМАЯ —
УПРЯМОЕ —
УПРЯМЫЕ-
ПРЕКРАСНЫЙ —
ПРЕКРАСНАЯ —
ПРЕКРАСНОЕ —
ПРЕКРАСНЫЕ —
10. Выучи чистоговорки и выдели слова со слогами ПРЯ — , ПРИ —
Упрямый Егорка
Дремлет на пригорке:
То не гром гремит —
То Егор храпит.
Подогрела чайка, чайник,
Пригласила десять чаек,
Прилетели все на чай.
Сколько чаек? Отвечай.

Занятие 15
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
бря-бря-бря-бряк брю-брю-брю-брюки
бря-бря-бря-Брянск брю-брю-брю-брюква
бря-бря-бря-бряцание брю-брю-брю-брюнет
бря-бря-бря-брякнуть брю-брю-брю-брюзжать
бри-бри-бри-бриг бре-бре-бре-бред
бри-бри-бри-бригантина бре-бре-бре-бревно
бри-бри-бри-бригада бре-бре-бре-брезент
бри-бри-бри-бриджи бре-бре-бре-бремя
бри-бри-бри-брикет бре-бре-бре-брелок
бри-бри-бри-бритва бре-бре-бре-бренчать
бри-бри-бри-брить бре-бре-бре-брести
бри-бри-бри-бриллиант бре-бре-бре-брезгливый
бри-бри-бри-кабриолет бре-бре-бре-Брест
4. Запомни, повтори слоги
бря-брё-брю-бри абрь-обрь-убрь-ыбрь
брё-брю-бри-бря обрь-убрь-ыбрь-абрь
брю-бри-бря-брё убрь-ыбрь-абрь-обрь
бри-бря-брё-брю ыбрь-абрь-обрь-убрь
5. Посчитай от 1 до 10 и ообратно — БРЕВНО, БРИАНТИНА, АБРИКОС, КАБРИОЛЕТ.
6. Спряжение в будущем времени
ПРИОБРЕСТИ СКАЗКУ БРАТЬЕВ ГРИММ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
ЗАБРЕСТИ В ПРИБРЕЖНЫЕ ЗАРОСЛИ ТЕРНОВНИКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
7. Образуй слова-признаки и подбери к ним пары слов по смыслу. Запомни пары слов.
АБРИКОС — АБРИКОСОВЫЕ ВАФЛИ
БРЕЗЕНТ —
БРЮКИ —
БРИЛЛИАНТ —
БРИТВА —
БРИГАДА —
БРЕСТ —
БРЕВНО —
8. Закончи ряд — подбери по 3 предмета в каждом ряду
абрикосовый мусс, ….,
абрикосовая запеканка, ….,
абрикосовое суфле, ….,
брезентовый шланг, ….,
брезентовая куртка, ….,
брезентовое полотно, ….,

Занятие 16
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
дря-дря-дря-дрянь дре-дре-дре-дремать
дря-дря-дря-дряхлая дре-дре-дре-древний
дря-дря-дря-дряблый дре-дре-дре-адрес
дря-дря-дря-дрязги дре-дре-дре-Андрей
дря-дря-дря-кудрявый дре-дре-дре-древесина
дря-дря-дря-подряд дре-дре-дре-вдребезги
дря-дря-дря-дряхлеть дре-дре-дре-дребедень
дря-дря-дря-одряхлевший дре-дре-дре-дрель
дрю-дрю-дрю-дрючок дре-дре-дре-дренаж
дрю-дрю-дрю-Андрюша дрё-дрё-дрё-дрёма
4. Запомни и повтори слоги
дря-дрё-дрю-дри адрь-одрь-удрь-ыдрь
дрё-дрю-дри-дря одрь-удрь-ыдрь-адрь
дрю-дри-дря-дрё удрь-ыдрь-адрь-одрь
дри-дря-дрё-дрю ыдрь-адрь-одрь-удрь
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
(А. Барто)
Назови слова со звуком Рь из этой чистоговорки.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — АДРЕС, КУДРЯШКА, ДРЕССИРОВЩИК.
7. Образуй родственные слова:
АДРЕС —
КУДРИ —
ДРЯХЛЫЙ —
ДРЕССИРОВАТЬ —
8. Спряжение в настоящем времени
ДРЕССИРОВАТЬ АФРИКАНСКИХ ЗВЕРЕЙ НА АРЕНЕ ЦИРКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
9. Преобразуй слова по образцу
дряхлая старушка — другая ещё дряхлее;
дряхлый дом —
кудрявая берёзка —
кудрявый плющ —
древний костюм —
древняя рукопись —
дремучий лес —
дремучая чаща-