Белый кремль. Кремль перекрасят в белый цвет

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Красный цвет стен и башен Московского Кремля стал настолько привычным, что кажется, что они всегда были такими. На самом деле, Московский Кремль, вплоть до 1948 года, был не красным, а белым!

«Я вижу город в голубой купели,

Там белый Кремль — замоскворецкий стан»

(Георгий Адамович, Воробьевы горы, 1917)

Кремль, построенный во времена Дмитрия Донского, был сложен из мячковского известняка, который придал ему белый окрас. Многие храмовые и гражданские здания того времени были построены из этого известняка, почему Москву и стали называть белокаменной.

Во времена Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых кремлевских укреплений итальянские мастера начали возведение новых стен и башен. При строительстве была использована новая для того времени технология: вместо природного камня – кирпич. Возведенный кирпичный Кремль стал красного (вернее кирпичного) цвета. Однако стены и башни Кремля были покрыты белой штукатуркой и известью, после чего Кремль вновь стал привычно белым.

Интересно, что белыми всегда были и другие старинные русские цитадели (кремли): Казанский, Нижегородский, в Ростове Великом.

Именно в белый Кремль в 1812 году вступил Наполеон. А после Московского пожара Кремль, очищенный от копоти и грязи, вновь был выкрашен в сияющий белый цвет. Именно таким в 1826 году его увидел, а затем описал в своих мемуарах «Six mois en Russie», французский драматург Жак-Франсуа Ансело: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

Существует достаточно распространенное заблуждение, что Кремль был перекрашен в красный цвет после переезда в него большевистского правительства. На самом деле, вплоть до 1948 года он оставался белым. Достаточно посмотреть на фотографию парада физкультурников 1932 года на Красной площади, чтобы увидеть, что стены Кремля – белые.

В 1946-1947 гг. при подготовке к празднованию 800-летия Москвы в Кремле были начаты реставрационные работы. В ходе реставрации было решено перекрасить Кремль в красный цвет, что и было исполнено в течение 1947-1948 гг.

Белый Кремль не умер, не исчез. Из глубин коллективной памяти он вдруг вновь засиял своей белоснежностью в романе писателя-абсурдиста Владимира Сорокина: «…а нам сиять всем будет вечно наш превосходный белый Кремль… и все обрадуются сердцем, когда увидят белый Кремль, а он стоять ведь будет вечно наш златоглавый белый Кремль…» (В.Сорокин, «Сахарный Кремль», 2008).

1. А.Васнецов. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922

2. Ж.Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста, 1797

3. Андрей Николаев. Наполеон на Поклонной горе, 1970-е гг.

4. Иоганн Адам Клейн. Пожар Москвы в 1812 году.

5. Альбрехт Адам (Германия). Наполеон в горящей Москве, 1841

6. Воробьев Максим Никифорович (1787-1855). Вид московского Кремля (со стороны Каменного моста), 1819

7. П. Верещагин. Вид Московского Кремля, 1879

8. Неизвестный художник. 1820-е

9. Вид на Московский Кремль. Раскрашенная литография, первая половина XIX в.

10. Неизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Московский воспитательный дом. Около 1800-1802

11. Неизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Вид Москвы у Иверских ворот Кремля. Около 1800-1802

12. Федор Яковлевич Алексеев, Красная площадь, Москва, 1801

13. Рабус. Храм Василия Блаженного. 1830-1840-е.

14. Н. П. Леребур. Вид на Московский Кремль. 1842. Раскрашенный дагеротип. Из собрания Библиотеки конгресса США

15. Тимм Василий Федорович. Коронационные торжества, 1856

16. А.Васнецов Московский Кремль, 1897

Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.

Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами, таким образом, в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.

В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.

Москва белокаменная

Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.

В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.

В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.

Когда Кремль стал красным?

В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.

Московский Кремль расположен на Боровицком холме. Его южная часть выходит к Москве- , восточная - граничит с Красной площадью, а Александровский парк вплотную примыкает к северо-западной. В настоящее время он является резиденцией президента и важным политическим центром всей страны. Принято считать, что строительство современного архитектурно-исторического комплекса было начато в 1482 году, а завершено в 1495 году. Точный год основания князем Юрием Долгоруким самой первой крепости неизвестен, но уже в 1156 году на территории Кремля были сооружены деревянные укрепления, обнесенные рвом. Чтобы узнать, кто построил Московский Кремль, нужно обратиться к истории.

На территории Кремля еще во II тысячелетии до н. э. уже жили люди. Неподалеку от Архангельского собора было открыто поселение финно-угорских народов, которое датируется второй половиной I тысячелетия до н. э. Археологи нашли кремниевые наконечники для стрел, топоры из камня и черепки, оставшиеся от глиняной посуды. Постройки были защищены двумя оврагами, что значительно повышало оборону в то далекое время.

В X веке славяне начали заселять земли, расположенные между бассейнами Москвы-реки и Оки. Предполагают, что вятичи построили на Боровицком холме два укрепленных центра. Они были защищены кольцом из частокола и укреплены вырытым вокруг него рвом и высоким валом. К этим сооружениям были присоединены два оврага, глубину которых довели до 9 м, а ширину - до 3,8 м. Быстрому развитию поселения способствовали оживленные торговые пути между Востоком и Западом, пролегающие по Москве-реке, и две большие сухопутные дороги. Одна из них вела в Новгород, а другая соединяла Киев, Смоленск и северо-восточные земли.

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. А в 1156 году по приказу Юрия Долгорукого на месте современного Кремля уже были возведены военные укрепления, жилые и хозяйственные постройки. Занимаемая ими площадь предположительно равнялась 3 га. В 1264 году Кремль стал резиденцией московских удельных князей.

В XIV веке на территории Кремля построили пять монастырей. Самым старым из них считается Спасо-Преображенский монастырь на бору, который был возведен в 1330 году, в год празднования тысячелетия Константинополя. Однако он был разрушен в 1933 году. Чудов монастырь основал митрополит Алексий в 1365 году. Название было дано в честь церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех. В 1929 году все постройки, которые входили в комплекс монастыря, были снесены.

Ст роительство белокаменного Кремля

Во второй половине XIV века во время правления великого князя Дмитрия Донского кремлевские деревянные стены начинают заменять на каменные, толщина которых превышала два, а то и три метра. Из местного белого камня возводятся самые важные секторы и участки, на которые могли быть направлены основные атакующие силы противника. Для более мощного отражения вражеских нападений стены начали усиливать башнями. Новые стены находились на расстоянии 60 м от прежних, построенных из дуба, таким образом площадь всего Кремля становится почти равной современной. С годами постройки из камня начали требовать ремонта. Под руководством В.Д. Ермолина, московского купца, руководителя строительных работ Русского государства, в 1462 году был проведен ремонт кремлевских стен от Свибловой стрельницы до самых Боровицких ворот.

При московском князе Иване III произошло долгожданное объединение всех русских земель и княжеств в одно государство. К этому времени потребовалась значительная перестройка Московского Кремля. Строительство нового Успенского собора в 1471 году было поручено русским зодчим - Кривцову и Мышкину. Но здание рухнуло при землетрясении.

Тогда Иван III пригласил в 1475 году архитектора из Италии Ридольфо Аристотеля Фьораванти. За четыре года он построил здание, образцом для которого послужил Успенский собор во Владимире. Фьораванти был также хорошим инженером и, оставшись в России, участвовал в нескольких военных походах как начальник артиллерии. Позднее мастерами из Пскова была возведена Ризоположенская церковь, а затем новый Благовещенский собор.

Вновь приглашенные итальянские зодчие провели большую работу и построили несколько религиозных зданий в полном соответствии с основными принципами русской архитектуры. С 1485 года ими проведено строительство кремлевских стен из обожженного кирпича, который весил 8 кг (полпуда). Его называли также двуручным, так как невозможно было поднять одной рукой.

Стены Кремля очень высокие и иногда достигают высоты шестиэтажного дома. На них есть ход, ширина которого около двух метров. Он нигде не прерывается, что позволяет обойти весь Кремль по периметру. Снаружи здание закрыто 1 045 зубцами- мерлонами, типичными для итальянских крепостей. Их также называют «ласточкин хвост». Высота зубцов достигает 2,5 м, а толщина доходит до 70 см. На строительство одного зубца требовалось 600 кирпичей, причем, почти в каждом из них сооружались бойницы. Всего вдоль стен стоят 20 башен. Из них самая высокая - Троицкая, ее высота составляет 79,3 м.

Во время правления Петра I Московский Кремль перестал быть царской резиденцией, так как император вместе со двором переехал в построенный Санкт- Петербург (до 1720 года - Санкт-Питер-Бурх). В 1701 году в Кремле произошел сильнейший пожар, в результате которого многие деревянные здания были уничтожены. В 1704 году Петр I издал указ, которым запретил возводить внутри Кремля любые строения из дерева. В 1702 году началось строительство двухэтажного здания Арсенала, которое продолжалось до 1736 года. При Елизавете Петровне было построено здание Зимнего дворца, по проекту итальянского архитектора В.В. Растрелли.

В 1812 году Московский Кремль был занят французской армией. При отступлении он был заминирован и взорван по личному распоряжению Наполеона. Не все заряды взорвались, но повреждения были очень существенными. Разрушенными оказались несколько башен, Арсенал, пристройки к колокольне Ивана Великого, повреждено здание Сената. Восстановительные работы были поручены архитектору Ф.К. Соколову.

В 1917 году во время октябрьского вооруженного восстания в Кремле были частично разрушены стены, башни и ряд зданий. Позднее под руководством архитектора Н.В. Марковникова были проведены реставрационные работы и ремонт поврежденных объектов.

Московский Кремль на протяжении всей своей долгой истории не раз перестраивался и восстанавливался. В строительстве храмов и общественных зданий принимали деятельное участие видные архитекторы, мастера как из , так и из Италии. Сказать точно, кто построил Московский Кремльуже практически невозможно. Но нужно всегда помнить, что этот комплекс защищал столицу нашего государства на протяжении многих столетий и сейчас является центром политической жизни Российской Федерации.