Безопасность книжная выставка в библиотеке. Пожарная безопасность. Что советуют пожарные каждому из вас

В рамках объявленного на территории Нерюнгринского района с 16 мая по 16 июня 2018 года месячника пожарной безопасности, в библиотеках состоялись следующие мероприятия.

В библиотеке № 3 п. Серебряный Бор организованы противопожарные мероприятия: противопожарный инструктаж, противопожарная тренировка сотрудников, а так же познавательно-игровая программа для детей «Азбука безопасности» . К мероприятиям оформлена книжно-информационная выставка «Сигнал опасности». Участники мероприятий учащиеся МБОУ СОШ № 14 с 1 по 5 классы познакомились с проблемами пожарной безопасности, освоили поведенческие нормы, необходимые для выживания в экстремальных ситуациях. Цель «Азбуки безопасности» содействие обучению детей правильным действиям в случае возникновения пожара и формировать психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, знать набор номера пожарной охраны, уметь набирать его соответственно мобильного оператора: МТС, Мегафон, Теле2, Билайн. Так как основные знания по безопасности жизнедеятельности ребята получают в школе, библиотека напомнила им основные правила и закрепила действия в игровой форме. Участники мероприятия тушили импровизированный пожар, эвакуировали животных из огня, звонили в пожарную охрану, сами спасались от дыма. Старались выполнять задания согласно полученным знаниям. Мероприятие прошло информативно насышенным. Дети, оказавшись в учебной ситуации, принимали быстрое решение, рассчитывая на свои силы и знания. Всем участникам вручены флаеры «Памятка противопожарной безопасности для детей».

Мероприятия по пожарной безопасности с пользователями организовала библиотека № 4 п. Беркакит . Для детей 22 мая проведена познавательная программа «Огонёк всегда такой, и хороший, и плохой». Детям среднего и старшего школьного возраста вручены буклеты «Опасные забавы: о правилах поведения в лесу».

Иенгринская модельная сельская библиотека совместно с этноцентром «Эян» 31 мая провела беседу «Добрый огонь, он не должен быть злым…» У эвенков поклонение огню проявилось в разных обрядах. Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня. Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, т.к. вся жизнь эвенка зависит от огня. Все можно просить у духа огня: зверя – значит, сытую жизнь, благополучия для семьи – не будут болеть родные, т.к. ты поручаешь ему заботу о здоровье, счастье – он убережет тебя и твоих родных от всевозможных неудач, несчастных случаев. ИМТЫ – самый всеобъемлющий и всеохватывающий обряд. По представлениям эвенков, огонь – это посредник между человеком и высшим божеством БУГА. Обряд кормления огня простой по форме, не обременительный, не требующий специальных приготовлений. Вот почему он жив, и до сих пор соблюдается в любом доме и любой семье. Но бывает огонь и злым – не затушенная сигарета, не до конца разметанный костер губителен для тайги и его обитателей:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника — и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть? Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной…

Вадим Шефнер «Лесной пожар» (1940)

Беседу прослушали учащиеся начальной классов Золотинской общеобразовательной школы-интерната им. Г. М. Василевич. Организаторы рассказали также о самых простых правилах пожарной безопасности и мерах предосторожности. Среди них проведена ситуационная игра «Как вести себя при пожаре? ».

Поставленная цель месячника пожарной безопасности достигнута, библиотеки познакомили учащихся с основными причинами возникновения пожаров и основными требованиями правил пожарной безопасности.

А. Ю. Зангеева, заведующая инновационно-методическим отделом МБУК НЦБС

С незапамятных времён человек научился добывать огонь и превратил его в своего доброго и верного друга. Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Но если огонь вырывается из-под власти человека, то становится неуправляемым, коварным и беспощадным. Он сметает всё на своём пути, уничтожая лес, жилища, скот. Нередко его жертвой бывает человек. Чтобы дети не стали жертвой неосторожного обращения с огнем, библиотекари централизованной библиотечной системы для детей рассказывают своим читателям о правилах пожарной безопасности.

В Центральной городской детской библиотеке им. М. Горького для воспитанников групп № 3, 6 детского сада № 49 прошел урок безопасности «101 спешит на помощь». Ребята узнали о том, что огонь может быть не только полезным, но и опасным, посмотрели красочные слайд–шоу о пожарной безопасности, мультфильмы «Уроки Тетушки Совы», «Пожарная машина». А еще библиотекари рассказали малышам о знаменитой водонапорной башне и ее роли в жизни города, прочитали детям стихотворения о пожаре С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки». Девчонки и мальчишки приняли участие в игре «Топаем и хлопаем», ответили на вопросы викторины «Помни правила!»

Специализированная школа №40 им. Е. Мисько совместно с детской библиотекой им. А. С. Пушкина провели классные часы, посвящённые правилам обращения с огнём. Для учащихся 2-А класса (учитель Г.И. Гриченко) библиотекари провели информационный калейдоскоп «Хай дитина знає кожна -жартувати з вогнем не можна», а для учащихся 2-Б класса (учитель З.И. Назюта) - познавательную игру «Небезпечний друг - вогонь». Библиотекари рассказали детям о необходимом спутнике нашей жизни – огне, поиграли в игру «Да и нет», отгадали загадки, приняли участие в литературной викторине, познакомились с книгами по пожарной безопасности и литературой о доблестных пожарных.

Для учащихся 5-х классов (классные руководители Н.С. Мухина и Е.В. Тимченко) библиотекари провели урок-игру «Огонь – друг, огонь – враг!». Ребята объяснили, как они понимают выражение «Огонь хороший слуга, но плохой хозяин». Рассмотрели ситуации возникновения пожара в доме и на природе, ответили на вопросы теста «Твои действия во время пожара» и викторины «Огонь в жизни и на страницах книг», закрепили свои знания, просмотрев учебный ролик «Пожар в школе».

Для учащихся 6-х классов (классные руководители Е.А. Краснова и Н.А. Аювджи) прошел в информационный микс «Внимание: 101!». Читатели узнали интересные факты из истории человечества, связанные с огнём, вспомнили миф о Прометее – герое, подарившем людям огонь. Приняли участие в конкурсе «Закончи пословицу». А ещё ребята показали себя знатоками правил противопожарной безопасности, ответив на вопросы викторины «Огонь в нашей жизни». В заключение школьники посмотрели видеоролик «Спасик спешит на помощь!».

Огонь безжалостен и неразборчив и по нашей вине способен превратиться в жестокого врага, если с ним обращаться не осторожно. Борьба человека с пожарами очень трудна и чтобы выходить из нее победителем, нужно знать и соблюдать правила пожарной безопасности – к такому выводу пришли ребята, читатели детских библиотек.

Выставка материалов по основам безопасности жизни

С 26 января 2016 года в библиотеке техникума работает выставка литературы к месячнику безопасности жизни. Выставка состоит из двух разделов. В первом разделе под заголовком «Мир полон угроз» представлена учебная и популярная литература по основам безопасности жизнедеятельности. Второй раздел содержит две части под общим заголовком «Основы безопасности жизни». В нем подобраны журналы, содержащие актуальные материалы по темам «Второго Чернобыля Земля не переживёт», «От твоей зависимости зависит твой мир», «Какой след ты оставишь», «Экология в тебе и вокруг тебя». Отдельной полкой выставлены тематически организованные подборки материалов из журналов «ОБЖ. Основы безопасности жизни» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Темы подборок охватывают вопросы поведения во время теракта, в кризисных ситуациях, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, в криминогенной среде, выживания в дикой природе, психологической безопасности при воздействии манипуляторов и СМИ, профилактике заражения вирусного, бактериального и другого характера и т.д

1 февраля, в день начала месячника безопасности жизнедеятельности, в библиотеке проведён обзор материалов выставки для инженерно-педагогического коллектива библиотекарем АПТ Мирошниковой Т.Н. Кроме того вниманию слушателей было предложено более 40 памяток о поведении в ЧС, предоставленных руководителем ГО АПТ Пономарем В.М.

На территории Российской Федерации в феврале проводился Месяц Безопасности, направленный на реализацию специальной программы «Безопасные регионы – безопасная Россия». В библиотеках нашего района в рамках месячника были проведены следующие мероприятия:

Адреевское поселение:

В отделе информации «Андреевского ИДЦ» была проведена беседа-презентация «Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет». Для школьников подготовлена информационная выставка «Полезный и безопасный Интернет», изданы информационный буклет «Основные правила безопасного использования Интернета», мини – закладка «Ребенок в Интернет» (список Интернет – ресурсов).

В начале встречи рассказали, что такое Интернет, какие возможности он дает, но и какие опасности можно встретить. Далее более подробно разбирали каждую опасность и как ее избежать. Были рассмотрены такие опасности как преступники в Интернете, вредоносные программы, азартные игры, онлайновое пиратство, интернет - хулиганство и т.д. Каждому школьнику на память о беседе была подарена мини – закладка «Ребенок в Интернет».

Еще одним мероприятием по безопасности стал урок безопасности «Правила дорожные знать каждому положено». Во время урока было рассказано о правилах безопасности на дорогах с целью предупрежденья дорожно-транспортного травматизма. Разобраны конкретные ситуации поведения детей на дороге, проведены несколько конкурсов, и дети ответили на вопросы шуточной викторины.

В-Солянской и Петрятской библиотеках для детей и родителей были подготовлены и проведены познавательные часы «Уроки безопасного Интернета», «Безопасный Интернет для детей и родителей». В Медведевской библиотеке библиотекарем подготовлена и распространена среди читателей памятка «Безопасное поведение в Интернете».

Кордонское поселение:

В рамках Месячника Безопасности в библиотеки оформлен информационный стенд «Мы за безопасность: всегда, везде, во всем!». Для участников детского клуба «Лесовичок» проведена игра-викторина «Правил житейских на свете немало…». Для детей младшего школьного возраста в библиотеке был организован конкурс детского рисунка « Осторожно! Зона повышенной опасности».

Посадское поселение:

Для детей детского сада была подготовлена и проведена викторина «Знатоки правил безопасности». В библиотеке для детей проведена игра «Что? Где? Когда? на тему безопасности (правила дорожного движения, правила пользования интернетом, пожарная безопасность и т.д.), увлекательная викторина «Личная безопасность детей»

Осинцевское поселение:

В мечиснкой библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова проведены следующие мероприятия: Учащиеся и преподаватели Мечинской школы были приглашены на слайд-беседу «Терроризм – угроза обществу». Целью этого мероприятия было: познакомить ребят с понятием слов терроризм, террор, террористы; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана); ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта. По окончанию мероприятия каждому участнику была вручена Памятка поведения.

В библиотеке была оформлена выставка-предупреждение «Терроризм – угроза, которая касается каждого». На ней были представлены документы, взятые из сети Интернет. Для раздаточного материала библиотекарем были подготовлены: Буклет «Профилактика терроризма» , в котором говорится что такое «террор», кто такие террористы и общие рекомендации как вести себя в той или иной ситуации, связанной с террором, Информационный материал о международной системе борьбы с террористическими актами, где указаны международные конвенции по борьбе с терроризмом, российские законодательства, Памятки о правилах поведения в случае террористической угрозы, памятка школьникам, Информационный список литературы по антитеррору ГБОУ СПО РМЭ «ЙОСТ». Для чтения читателям была предложена книга Г.Н. Зайцева «Альфа» - моя судьба. После мероприятия ребятам были заданы вопросы по теме мероприятия и о том, как бы они повели себя в той или иной ситуации.

В Спасо-Бардинской библиотеке им. Ф.Ф. Павленкова для учеников 3 - 4 классов был проведен познавательный час «Всемирная паутина» где было рассказано о видах информации и современных технологиях ее распространения. С ребятами 1- 2 классов была проведена беседа по сказке Ш. Перро «Красная шапочка», в начале были зачитаны выдержи из сказки, где Красна шапочка разговаривает с незнакомым персонажем, затем, где бабушка открыла дверь незнакомцу и он ее съел. В ходе беседы обсудили как правильно вести себя по отношению к незнакомым людям. Что категорически запрещается ребенку.

В Мазуевской библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова для участников клуба «Беседа» был подготовлен и проведен обзор периодических изданий на тему «Смертельные шаги террора». Для взрослых читателей библиотеки проведен час-размышление « А что будет, если…?» (Читатели разбирали различные ситуации, которые могут произойти с человеком). Для детей проведен час безопасности «Будьте внимательны!». Библиотекарь обсудила с детьми как правильно вести себя на дороге, в общественных местах. Как нужно вести себя дома, когда ты остаешься один дома и другие различные ситуации.

Кишертская центральная межпоселенческая библиотека имени Н.Г.Кинева

В рамках месячника по безопасности библиотекари отдела обслуживания оформили:

Информационный стенд «Предупрежден, значит вооружен», со следующей информацией: «Сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки, или просроченные продукты из домашнего холодильника. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими».

Провели для старшеклассников:

Час – предупреждение «Колесо безопасности». Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать необходимо, знать: какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда. Были рассмотрены самые распространенные ситуации, которые встречаются в повседневной жизни:

Какая опасность может грозить со стороны учеников,

Правила безопасности на железной дороге,

Безопасность при террористических актах,

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера,

Как не попасть в ловушку тоталитарной секты,

Меры безопасности при участии в массовых мероприятиях.

Хочется верить, что мы справимся с той или иной ситуацией. И сможем обезопасить себя и своих близких.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Основные задачи БЖД:
Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.


1. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормат. документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайн. ситуаций / М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий; под ред. М.М. Дзыбова. - М. : ДИК: АСТ-ЛТД, 1998. - 690 с.

В сборнике содержатся законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты по вопросам безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Раздел 1 посвящен подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Раздел 2 – подготовке учащейся молодежи по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Раздел 3 - подготовке студентов учебных заведений высшего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Раздел 4 посвящен Всероссийскому детско-юношескому движению «Школа безопасности». В разделе 5 представлены документы общего назначения.

Книга адресована специалистам государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сотрудникам органов внутренних дел, военных комиссариатов, преподавателям ОБЖ и образовательным учреждениям.

2. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов вузов / Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [Дашков и К°], 2000. - 678 с. - Библиогр.: с. 667-670.

Раздел 1. «Безопасность жизнедеятельности и производственная среда» учебника рассматривает такие вопросы, как: физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности, вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека, производственный травматизм и меры по его предупреждению.

Раздел 2. «Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда» посвящены природной среде и ее загрязнению, влиянию современного мира на окружающую природную среду, техногенному воздействию на природу, экологическому кризису и его последствиям и основам гармоничного сосуществования общества и природы. Учебник предназначен для студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами безопасности человека.

3. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / [С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 307, с. - (Среднее профессиональное образование. Здравоохранение). - Библиогр.: с. 306-308.

В учебнике представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены основы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки обстановки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изложены основные задачи и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиационном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Описаны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического процесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения.

Приведена характеристика террористических угроз и опасностей. Учебник предназначен для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования.

4. Дарман, П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях / П. Дарман. - М. : Яуза, 2001. - 348 с.

В книге содержится опыт специальных подразделений мира о том, как выжить в различных нештатных ситуациях: в пустыне, тайге, джунглях, на Крайнем Севере. В основе выживания лежат: психологическая подготовка, одежда, которую вы носите и вещи, которые вы берёте с собой. Вы узнаете, как вести себя в экстренных ситуациях, как выбрать одежду для выживания, как найти воду, пропитание, развести огонь, выбрать укрытие, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам, как подать сигналы, а также особенности местности полярных областей, гор, пустынь, тропиков и морей.

5. Ильичев, А. А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях / А. А. Ильичев А.А. - 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 492 с.

Книга содержит основы знаний по самоспасению в различных экстремальных ситуациях. Автор книги руководил множеством экспедиций и участвовал в научных экспериментах по выживаемости человека.

В доступной и увлекательной форме рассказано о факторах риска и выживания, о том, как себя вести в первые минуты аварии, как подать сигнал бедствия, как эвакуировать с помощью спасательных транспортных средств, как ориентироваться по звёздам, солнцу, тени, луне и т.п., как в кратчайшие сроки выйти к людям, как использовать обычные вещи в аварийной ситуации, где найти воду и продукты питания, как защититься от неблагоприятных климатических воздействий, как совершить послеаварийный переход, как оказать первую медицинскую помощь, как выжить в условиях жаркого климата, в открытых водоёмах, в горах и защищиться от опасных животных и насекомых.

Книга ориентирована в первую очередь на тех, кто преподает и изучает курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах, училищах, техникумах и ВУЗах, а также будет полезной путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам, военнослужащим - всем, кто часто бывает на природе.

6. Мастрюков, Б. С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2009. - 315, с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 314.

В учебном пособии рассмотрены понятия и определения чрезвычайных ситуаций, факторы негативного воздействия источников техногенных чрезвычайных ситуаций на человека и среду обитания, виды техногенных чрезвычайных ситуаций, оценка последствий чрезвычайных ситуаций, защита от техногенных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание уделено в учебнике вопросам устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и государственному регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Книга предназначена для студентов учреждений высшего профессионального образования.

7. Михайлов, Л. А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них : учеб. для студентов вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин / под ред. Л.А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2008. - 234 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 233-234.

В учебнике рассматриваются причины и типы чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера и меры по их предотвращению. Детально проанализированы последствия чрезвычайных ситуаций различного характера и возможности защиты от них.

Учебник предназначен для подготовки специалистов по безопасности, бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности», курсантов и слушателей высших учебных заведений силовых структур.

8. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов вузов / Хван Т.А., Хван П. А. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 352 с. - (Учебники и учебные пособия). - Библиогр.: с. 346-349.

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса «Безопасность жизнедеятельности» для высших учебных заведений и представляет собой изложение вопросов идентификации опасных и вредных факторов в системе «человек-среда обитания», предупреждения воздействия негативных факторов на организм человека, основ ликвидации последствий их воздействия на организм в бытовой, производственной среде в мирное время и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Учебник содержит разделы: «Человек и среда обитания»; «Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания»; «Безопасность и экологичность технических систем»; «Принципы обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», а также «Управление безопасностью жизнедеятельности».