Благодатный огонь храм. Благодатный огонь. Чудо благодатного огня. Воскресал ли Христос

Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту - весь храм в огне.

Вначале имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, - армяне, тоже христиане, но отступившие от святого Православия еще в IV веке, - подкупили турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу допустили в пещеру - Гроб Господень.

Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.
**image3:center***

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Каждый раз, все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Как же загорается Благодатный огонь во Гробе Господнем?

"...Наиболее яркое описание относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха. Он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. На плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела. А иногда - нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям. Но сам он никогда не видел, как загорается огонь.

После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба - прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена". Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.

По словам очевидцев огонь не жжет первые минуты после схождения. Вот, что они пишут:

"Да и я многогрешный раб от митрпоолита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем же не тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрполит меня в том во всех простих и благослових". Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.).

"Отец Георгий все снимает на видеокамеру, фотографирует. Я тоже делаю несколько снимков. У нас с собой заготовлено десять пачек свечей. Протягиваю руку со свечами к горящим пучкам в руках у людей, зажигаю. Зачерпываю ладонью это пламя, оно большое, теплое, светло-светло-желтое, держу руку в огне - не жжет! Подношу к лицу, пламя лижет бороду, нос, глаза, ощущаю только тепло и нежное прикосновение - не жжет!!!" Священнослужитель из Новосибирска.

"Удивительно... Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди - и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла - дырки-то и нет". Архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

"Пытаюсь взять Огонь в ладонь и обнаруживаю, что он вещественный. Его можно трогать, в ладони он ощущается как материальная субстанция, он мягкий, не горячий и не холодный". Прихожанка храма святителя Николая в Бирюлево Наталия.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других конфессий были и случались не единожды.

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

Благодатный Огонь - величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать!

Благодатный огонь является неразрешимой и таинственной загадкой для ученых всего мира. Но только не для христиан! Мы знаем, что благодатный огонь - это пасхальный символ, который подает нам сам господь с неба! И схождение этого великого и прекрасного подарка от бога происходит с древних времен.

Благодатный огонь является в храме воскресения христова в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении благодатного огня в канун воскресения христова встречаются у Григория нисского, Евсевия и Сильвии аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.


Накануне в храме все свечи, лампады, паникадила гасят. Еще в начале XX в. тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха … из-за подозрительности патриарх вынужден разоблачаться до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "Контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в кувуклию, в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.


Hезадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме свет выключается.


После опечатывания кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники на плечах друг у друга сидят. Они просят божью матерь и господа, чтобы он даровал православным благодатный огонь. "Нет Веры, Кроме Веры Православной, Христос - Истинный Бог" - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако господь нам напоминал, что он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное к нему обращение. Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "Дикарские" пляски. Патриарх молился в кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда патриарх своей волей приказал впустить арабов …. И огонь снизошел". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры господь подтверждает низведением благодатного огня накануне православной пасхи. Во что же веруете вы?

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием иерусалимской церкви считается, что тот день, когда благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь в алтаре кафоликона пылает! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время воскресения христова. В это же время двери гроба открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки небесного света. Теперь благодатный огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад, ворвался в храмовые часовни, на голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над камнем миропомазания (здесь также зажглась лампадка. У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

Действительно, это одно из самых великих чудес как прошлых веков, так и современного 21 века! Господь показывает всем своим последователям, всем христианам, что он с нами!

В Россию благодатный огонь доставляется во многие и многие города к пасхальной службе, и радостный праздник пасхи христовой усугубляется и восходит к небесам, к месту рождения благодатного огня!

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм . С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь .

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь - правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь - научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь - интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia