Большая энциклопедия нефти и газа

Продолжаем играть в увлекательную игру, вопросы в которой становятся все сложнее. Но это не беда, ведь если появилось затруднение, можно всегда найти ответ у нас.

… - говядина, пустая шоколадина! (6 букв)

На данном этапе стоит вспомнить детскую пословицу о том, как называют человека, который не хочет делиться ни с кем всякими вкусностями. Дети всегда придумывают на такие случаи краткие стишки и здесь как раз нужно одно из таких. Верный ответ – жадина .

Если много съешь, глаза на лоб полезут (6 букв)

Здесь речь идет о продукте питания, который домохозяйки часто делают на дому. Он очень крепкий и жгучий. Прекрасно подходит к блюдам с мяса как соус или заправка. Рецепт к нам пришел из южных стран, где это вещь делают повсюду. Речь идет об аджике .

Приспособление для заточки ножей (6 букв)

Любая острая сталь после долгого использования имеет свойство тупиться. Восстановить ее прошлый вид можно с помощью специального устройства. Его названием и скрыто в данном уровне. Если вы еще не догадались о чем речь то вот ответ – наждак .

Место, где плохих ребят могут поджарить (2 буквы)

В этом уровне скрыто очень обширное понятие. Подземное царство, куда попадут все грешники. Там ждут только вечные муки и огонь длительностью в вечность. На самом деле это лишь представления людей и никто этого не знает. Речь идет об «аде ».

Синоним острой необходимости (5 букв)

Слово, скрытое на этом уровне обозначает процесс сильной необходимости чего-то или кого-то. Оно часто применяется в обычном быту людей. Иногда им обозначают бедность в обществе или семье. Речь идет о «нужде».

… с тоником (4 буквы)

Легкий напиток, который в клубе пьют все гурманы алкоголя. К нему часто добавляют тоник для создания специального аромата и вкуса. В своей жизни каждый хоть раз пробовал его на вкус. Если же нет, то берите «джин » с тоником и начинайте.

Это отличает одного мастера карате от другого (3 буквы)

Система мастерства в восточном боевом искусстве карате состоит из множества рангов. Последним считается черный пояс. Но даже среди владельцев этого титула есть свои различия. Они определяются количеством «данов » и это верный ответ в уровне.

Сфера человеческой деятельности, которой занимаются ученые (5 букв)

Без этой вещи люди бы уже давно вымерли как вид. Только постоянное стремление развиваться, совершенствоваться и находить новые пути помогают семи миллиардам и дальше свободно ходить по Земле. Речь идет о «науке».

Завтрак, обед, … (4 буквы)

Самый поздний прием пищи здесь скрыт под этими картинками. Часто люди делают его в то время, когда кушать уже вовсе вредно, но у каждого свой образ жизни. Лучше всего садиться за стол в шесть часов вечера и тогда «ужин » пойдет всем на пользу.

Общее название жесткокрылых насекомых (3 буквы)

На данном этапе нужно отгадать насекомых, которые при полете издают громкий звук. Это происходит из-за быстрого перемещения крыл по воздуху. Далеко не все люди любят этих животных, но они есть и с этим ничего не поделаешь. Верный ответ – жук .

Cтраница 1


Сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний Кроме известных положительных моментов такого роста появляется отрицательная тенденция - потеря в сознании большинства людей Целостной картины мира. С этим связывают возникновение многих социальных проблем, таких как рост стрессов, появление психологических комплексов, потеря способности к творческой деятельности. Как уже говорилось выше, необходим обратный процесс - интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними.  


Сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний.  

Сфера человеческой деятельности, получающая выгоды от применения информационной технологии, растет не по дням, а по часам. Не вызывает удивления то, что впервые информационная технология заявила о себе в отраслях, связанных с переработкой информации. Банки теперь уже не занимаются пересылкой больших денежных сумм, заменив этот процесс обменом информации о кредитах. Точно так же финансовые и страховые компании, многие правительственные учреждения заняты сбором, выверкой, анализом, выдачей и обменом информации.  

Действительно, сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний. Кроме известных положительных моментов такого роста появляется отрицательная тенденция потери в сознании большинства людей целостной картины мира. С этим связывают возникновение многих социальных проблем, таких как рост стрессов, появление психологических комплексов, потеря способности к творческой деятельности. Как уже говорилось выше, необходим обратный процесс - интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними. В конечном итоге, это должно приводить к восстановлению в сознании людей связанной картины мира.  

Действительно, сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний.  

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.  

Информатика как сфера человеческой деятельности представляет собой, по мнению акад. Богомолова, сферу человеческой деятельности, связанную с ЭВМ, их разработкой, математическим обеспечением и развитием математических методов, ориентированных на применение компьютеров. Выделение информатики как сферы деятельности достаточно обоснованно. Однако совокупность видов деятельности, объединяемых этим словом, нуждается в специальном исследовании и обосновании. В самом деле, правомочно ли объединять такие виды деятельности, как, скажем, производство ЭВМ и программных средств.  

Страхование как сфера человеческой деятельности насчитывает несколько сотен лет. За это время накоплен значительный опыт в области определения вероятности наступления тех или иных неблагоприятных событий, составления оптимального перечня событий, признаваемых за страховые, оформления взаимоотношений между сторонами, участвующими в страховании. Частота наступления страховых событий и диапазон распределения степени тяжести убытков являются основным содержанием страховой статистики. Проблема заключается в том, что очень часто этих данных недостаточно для выбора оптимальной с точки зрения страхователя величины страховой премии.  

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция к-рой - накопление и теоретич. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и техн.  

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция к-рой - выработка и теоретич.  

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.  

Кратко охарактеризуем сферу человеческой деятельности, в процессе которой рождается, распространяется и используется НТИ. Как было сказано, НТИ является продуктом деятельности человека в сфере науки и техники.  

Во всех сферах человеческой деятельности новое всегда предлагали (на языке современном - изобретали) люди, наделенные от природы редким самобытным даром видеть несовершенство уже созданного, хотя многие годы применяемого в быту и на производстве, хорошо освоенного и принимаемого как вполне удовлетворяющее различные запросы.  

Всестороннее развитие личности предполагает определение областей деятельности, в которых происходит развитие личности. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что вся общественная деятельность поляризуется на производство вещей и производство людей.

Производство вещей исторически осуществляется в двух формах:
натуральной, направленной на материальную форму вещества (жилье, мебель, транспорт, одежда, продукты питания и др.);

знаковой, направленной на информационную форму вещества (модели, графики, чертежи, картины, книги, программы и др.).

Производство людей связано с процессом воспроизводства человека как биологической субстанции и социального существа и может быть рассмотрено в двух формах:
биологической как процесс зачатия, рождения, охраны здоровья и старения человека;
социальной как процесс воспитания и превращения биологического существа в собственно человека и управления социальными группами в обществе.

Развивая данный подход к всестороннему развитию личности, проф. Л.А. Зеленов разработал концепцию восьми сфер человеческой деятельности и теорию человековедения, призванную изучать эти сферы2. Кратко охарактеризуем содержание каждой сферы деятельности (рис.).

Экономическая деятельность - это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Она совершается, прежде всего, как преобразование вещества природы и базируется на трудовой природе человека. Разумеется, экономическая деятельность может сохранять свое постоянство только при условии видоизменения, модификации в разные исторические эпохи. Экономической деятельностью в нашем обществе заняты прежде всего непосредственные производители материальных благ (рабочие и крестьяне), а также представители конструкторско-технологической интеллигенции, поскольку они создают технические и технологические системы материального производства. Сюда же следует отнести всех, кто осуществляет непосредственное обслуживание процесса материального воспроизводства: транспортное, сырьевое, энергетическое, ремонтное и т.п. К экономической деятельности мы относим также различные формы внепрофессиональной экономической, хозяйственно-бытовой деятельности трудящихся: участие в строительных и сельскохозяйственных работах, ведение домашнего хозяйства.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой. Она осуществляется в четырех функциях: природосохранение, природовосстановление, природосовершенствование и защита человека от пагубного воздействия природы (ураганы, землетрясения, суховеи, радиация и пр.). Забота о природе является не столько гуманным актом человека по отношению к ней, сколько заботой человека о среде своего обитания с учетом преемственности поколений.

Экологическую деятельность осуществляют как специалисты (экологи, геогигиенисты, дендрологи, цветоводы, лесники, селекционеры и др.), так и широкие массы трудящихся, поскольку охрана природы - всенародное дело. Борьба с загрязнением водоемов, воздуха, почвы, с городским и производственным шумом, сохранение и восстановление зеленых массивов, бережное отношение к птицам и животным, помощь им в трудное для них время года, ветеринарное обслуживание домашних и диких животных, выведение новых сортов растений, пород животных, развитие садово-парковой культуры, ландшафтной архитектуры и экологического дизайна - все это мероприятия экологического характера.

Специфика их состоит в том, что здесь решается задача сохранения природы, а не производства материальных благ для человека. Заметим, что в экономической деятельности попутно, положительно или отрицательно, могут совершаться и экологические функции (вырубка леса, охота, сбор ягод, грибов, добыча угля и нефти и т.д.), но они - не цель экономики, а побочный результат. Точно так же в экологической деятельности (очистные сооружения, селекция и пр.) могут попутно решаться и экономические задачи, но это тоже косвенный, а не прямой результат.

Научная деятельность - это деятельность по познанию законов и свойств реального мира, по генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Познавательная активность человека базируется на его мышлении, абстрактный уровень которого формирует сферу науки. Любая сфера деятельности требует обеспечения ее знанием, а значит, и любой субъект логически движется к научному осмыслению своей сферы, поэтому мы и видим закономерность "онаучивания" общественной жизни.

Один из прогнозов утверждает, что в 2030 г. при нынешних темпах развития науки значительная часть взрослого населения высокоразвитых стран будет заниматься научной деятельностью. И это произойдет не за счет оголения всех других сфер, не за счет перехода людей из сфер экономики, педагогики, медицины, управления и т.д. в сферу науки, а за счет того, что каждый человек будет одновременно с основной деятельностью заниматься и научной работой. Такая грань всестороннего развития личности столь же естественна и закономерна, как и другие. А это предполагает овладение научной культурой каждым членом общества.

Художественная деятельность (искусство) - это деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Она базируется на образном мышлении человека. Искусство является универсальной социальной памятью человечества, компенсатором недостатков индивидуального опыта человека, универсальным языком общения людей. К этой деятельности подключаются и ее богатые прикладные формы -художественно-утилитарные виды деятельности: художественное конструирование, архитектура, прикладное искусство, художественные промыслы, художественные виды спорта, декоративная хирургия и т.п. Следовательно, перед каждым человеком открываются широкие перспективы включения в образное моделирование или в образное преобразование предметного мира.

Таким образом, экономическая, экологическая, научная и художественная деятельность направлены на производство вещей в натуральной или знаковой форме. Перечисленные ниже еще 4 сферы деятельности направлены, главным образом, на производство людей.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности человека и человеческого рода. Основной ее объект - человеческий род, и она решает две задачи: сохранение (профилактика) и восстановление (лечение) людей. Она ориентирована на биологическую сущность человека (анатомические, физиологические и психические подсистемы человека). Осуществляется медицинская деятельность многообразно: профилактика, терапия, хирургия, псиотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т.д. Кроме профессиональной медицины развивается и народная медицина, медицинская самодеятельность. Медицина и здравоохранение представляют одну из ведущих отраслей народного хозяйства, в которой заняты сотни тысяч людей, с финансированием из государственного бюджета.

Физкультурная деятельность - это деятельность по развитию физических возможностей человека, по достижению его физического совершенства. Физическое совершенство мы понимаем как оптимальное функционирование всех систем человеческого организма: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, мышечной, костной, пищеварительной и т.д. Понятно, что спорт как высшая форма физкультуры такую задачу перед собой не ставит: ему нужны рекорды, чемпионы, сверхчеловеческие результаты. Физкультура вбирает в себя все богатство физических упражнений, спорт же по своей природе ориентирован на одноплановое специальное физическое развитие во имя высоких спортивных результатов. Последнее обусловливает и специализацию спорта, и нарастающую интенсивность спортивных тренировок, отключающих человека от другой деятельности, и возникновение специальных спортивных заболеваний, травматизм, диспропорции развития. В спорте существует ошибочная стратегия "победа любой ценой", а задачей его, как очень точно подметила олимпийская чемпионка Л. Латынина, должно быть "гармоническое развитие личности.... совершенствование человека".

Физкультура - это массовая форма физического развития населения. Ее характерными чертами являются массовость, комплексность, универсальность, непрерывность, потребность в минимальных материально-технических средствах. Одна из негативных тенденций современной России - спад интереса к массовой физкультуре и отсутствие государственной поддержки ее в школах, университетах, на предприятиях. Платность физкультуры имеет массу негативных побочных явлений, т.к. значительно снижает массовость и доступность физического совершенствования человека.

Педагогическая деятельность - это деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества. Она осуществляется в многообразных формах образования, обучения и воспитания и, соответственно, самообразования, самообучения и самовоспитания. Образование разделяется по уровням обучения: начальное, общее среднее, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Управленческая деятельность - это деятельность по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности. Управление - это процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Управление осуществляется по функциям планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования. Функции управления реализует государственный деятель, директор завода, мастер-бригадир, декан факультета, староста студенческой группы и др. В современных рыночных условиях развивается и демократическое самоуправление. Процесс демократизации общества относится как к управлению, которое надо совершенствовать, так и к самоуправлению, которое надо развивать. Все это требует формирования управленческой культуры (знания, умения, установки) каждого человека.

Всесторонне развитая личность прежде всего включается в названные восемь видов деятельности общества, это поля ее социальной активности. Но каждая деятельность предполагает готовность к ней, потребность (установки) и способность (знания и умения). Через деятельность человек становится агентом социальных институтов общества (организации, учреждения, общества и пр.), т.е. осуществляется полное овладение сферами общественной жизни.

Выделение восьми основных сфер человеческой деятельности создает методологическую основу для государственного планирования, разработки системы целевых комплексных программ: "Экономика", "Экология", "Управление", "Педагогика", "Медицина", "Физкультура", "Наука", "Искусство". В их границах могут существовать подпрограммы: скажем, в рамках целевой программы "Педагогика" могут быть выделены подпрограммы "Дошкольные учреждения", "Средняя школа", "Колледжи", "Высшая школа", "Система повышения квалификации", "Послевузовское образование".

Целенаправленное и перспективное планирование развития общества предусматривает органическое включение в это планирование человека. Аналогичным образом могут строиться и региональные (сельские, районные, городские, областные, республиканские) программы. Нужны комплексные программы всестороннего развития личности. Не случайно К. Прутков иронизировал: "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя".

Если рассматривать общество как целостную систему в единстве способностей, потребностей, мотивации деятельности, отношений и институтов, то и человека как носителя общественной сущности надо рассматривать целостно. Отсюда и важность разработки теории сфер общественной жизни.

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальное исследование, теоретическое объяснение различных явлений; структурированное, обобщенное и систематизированное отражение объективных процессов;сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

этапы развития: пре-модерн (накопление информации); модерн (классический этап науки); пост-модерн.

    естественные, общественные, гуманитарные и технические науки .

    науки о Земле, механико-математические, физико-технические, химико-биологические, общественные.

Цивилизация - конкретный вид общества, которое имело свою самобытную историю. Философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Цивилизации: традиционные и техногенные.

Традиционные: замедленные темпы соц. изменений. В них возникают инновации, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов, поколений. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

техногенная: (“западная цивилизация”) - экстенсивное развитие истории заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Возникает новая система ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, новое. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Первые научные программы возникли в античном обществе:

Платон обосновал необходимость специальной идеальной конструкции называемой теорией, которая необходима в обществе для отражения объективной реальности. Платон первый в мире создал академию.

Аристотель как ученик Платона уже в науке обосновал и вычленил ряд её структурных элементов (объект, предмет науки, метод, методологию), обозначил элементы диалектики и формальной логики.

Первой научной программой - математическая программа , представленная Пифагором, развитая Платоном. В ее основе лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Вторая научная программа – атомизм (Левкипп и Демокрит). Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.

Третья научная программа - программа Аристотеля . Она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности, но в ней отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом. Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслуга Аристотеля - «Органон» - трактата по логике, поставивший науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 15 - начале 16 вв. В своей эволюции прошла 3 этапа: 1) борьба с ересями; 2) эмпирическое накопление и обобщение фактов эволюции природы и общества; 3) этап возрождения науки. Наука как институт обозначила: общий образ мирохозяйственного устройства; выделились основные категории, отражающие хозяйственную практику; явление науки стало обязательным для хозяйственной практики; выделились специально и профессионально обученные индивиды.

Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт экономической науки возник значительно позже, в начале 19 века, когда политическая экономия стала предполагаться лишь в университетах как дисциплина факультативная. Обязательной стала в конце 19 века, когда вышли «Принципы…» Маршалла.

Для науки в целом характерно использование классической механики, научной программы термодинамики и квантовой физики.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Метанаука - универсальная наука; наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе особого, общего для них метаязыка. Это обобщение какой-либо научной отрасли (когда она, в свою очередь, становится объектом исследования), может захватывать и смежные науки, с целью выявления взаимосвязей в структуре знания и методологии в рамках этой отрасли. «Мета» - попытка понять, каким образом.

Нау́ка -- сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Признаками научного знания являются: согласованность, проверяемость, универсальность, опровержимость.

Научное знание состоит из научного факта и научной теории.

Научный факт – это знание, достоверность которого доказана, а научная теория – система знаний о какой-то области.

Научная теория строится, чтобы соответствовать доступным эмпирическим данным о таких наблюдаемых явлений, и выдвинута как принцип или тело принципов для того, чтобы объяснить класс этих явлений.

Для естественных наук характерно изучение исключительно типических, универсальных процессов, строгая объективность, выражение законов в математических формулах и количественных отношениях .

Гуманитарные науки (философия, юриспруденция, история и др.) объектом познания выбирают общественные отношения.

Для гуманитарных наук свойственна индивидуальная оценка явлений .

Как часть культуры естествознание не может заменить другие ее феномены, такие как искусство, религию, миф, философию, идеологию, политику.

Отличия естествознания от иных форм мировоззрения.

Религия Философия Естествознание
Объект позн. Сверхъестественный мир Общие закономерности бытия Эмпирическая природа
Отношение к разуму Догматическое, некритическое, нерациональное неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, эмпирическое
Объективность Субъективное Корпоративное Объективное
Причинно-следственная зависимость Вера в существование независимой первопричины, которой является Бог Непрерывность причинной цепи, каждый член которой является и и причиной и следствием. Причина – это «компонента» явления, следствие – его «результирующая» При действии причины следствие происходит в будущем. Причина – это событие, которое вызывает изучаемое и обязательно ему предшествует.
Цель Спасение души Объяснение мира Изменение мира
Ценности Религия имеет четкую ценностную структуру Ценности спекулятивны В целом, нейтрально к ценностям

Гуманитарного подхода.

Основания Гуманитарные науки Естественные науки
Объект Общественное сознание – идеальный, изменчивый объект Физическая природа – материальный, устойчивый объект
Метод 1. Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 1. Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 3. Эмпирический слой оснований
Признаки Историчность, субъективность Математичность, объективность, однозначность и строгость языка
Функции Истолкование, понимание Объяснение, докозательство
Ценности Существенны Малозаметны
Идеология Нагружены Нейтральны
Примеры Философия, история, социология, политология Физика, химия, биология


Наряду с математизацией и идеализации науки, усиливается ее технократизация . Триумф механики в XVII–XIX веках привел к тому, что ее стали рассматривать как идеал, образец научности. Во всем слышится шум машины: человек – машина (Ламетри), общество – социотехническая система; даже гравитация чревата зубчатыми колесами.

Если сначала в качестве эталона выступила механика, то с начала Нового времени – весь комплекс физического знания. Ориентация на физический идеал в химии была ярко выражена, например, П. Бертло, в биологии – М. Шлейденом. Г. Гельмгольц утверждал, что «конечная цель» всего естествознания – «раствориться в механике». Попытки построения «социальной механики», «социальной физики» и т.п. были многочисленны. Возник позитивизм, направление, отрицающее ценность неэмпирического познания.

Физический идеал научного знания имеет высокую эвристичность, однако также верно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук – математики, биологи, гуманитарных наук.

Пришло понимание, что естествознание далеко от вопросов нравственности. Если жизнь – это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует осмысленной иерархии живых систем, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Природа принадлежит человеку, её можно эксплуатировать. Еще для античности вмешиваться в дела природы – вещь невозможная. Естественнонаучная революция произошла, когда стали считать, что между естественными процессами и процессами, которые мы сконструировали, нет разницы. Природу, поэтому, нужно пытать (Ф. Бэкон). Древние считали, что пытать её нельзя, что вмешиваться в её процессы недопустимо. Ценность научного познания в античности была эзотерической, ее называли Благо. Ценность научного познания в Новое время экзотерична, благо то, что помогает преобразовывать человеку внешнюю среду.

Мы рассказали о практическом методе получения знаний, который опирается на эксперимент, наблюдение, измерение. Рациональный (теоретический) метод получения знания был развит в работах Декарта (1596-1650), Лапласа (1749-1827). Он базируется на системе постулатов, аксиом, интуиции, использовании математического аппарата. Теоретические методы – это анализ, синтез, классификация.

Неклассический идеал науки

Галилей выделил два уровня в опыте: видимость и сущность. Тем самым в естествознании был утвержден важнейший принцип: мир не таков, каким мы его непосредственно наблюдаем. Через эксперимент необходимо искать подлинную сущность вещей, скрытую за их внешней видимостью (как будто бы в эксперименте используются иные органы чувств). Однако чем дальше мы углубляемся во вторичную семиотическую реальность, тем дальше мы от субъекта. Галилей нам сообщает о том, что если тело предоставлено самому себе, то оно может двигаться бесконечно. Где мы можем увидеть такое тело?

Сегодня поэтому наблюдается некоторый возврат к аристотелевской физике с ее пониманием предметности материи. Физика Аристотеля больше отвечает нашему опыту, в отличие, скажем, от физики Галилея. За всю историю науки нового времени людей постоянно обнадеживали новейшими открытиями о возможности избежать смерти физического тела, о замедлении времени. Но, реально, в нашем человеческом опыте, все, что рождается, всегда рано или поздно умирает, а время не ускоришь и не повернешь вспять. Какие изменения произошли в науке? Наиболее заметными признаками неклассической науки является её экологизация, информатизация, компьютеризация, усложнение отношений субъекта и объекта познания (В.С. Стёпин). Рассмотрим другие признаки современной науки.

Поворот к субъекту . В естественных и гуманитарных науках все больше и больше говорится о человеческом факторе, согласно которому законы природы существуют так, чтобы появилось сознание. Сознание человека в природе качестве цели. Так, антропный принцип в космологии означает, что физические параметры устроены под активного наблюдателя, для того, чтобы создать ему определенное поле деятельности (вспомним Протагора: человек есть мера всех вещей). Реальность приходит в мозг не из наблюдаемого пространства и времени. Протоны и электроны не содержат в себе причины действий. За мирозданием стоит активный наблюдатель.

Нарративы . В индустриальном обществе повествовательность служит границей, отделяющей естественные науки от гуманитарных. Чем больше в поле зрения физических наук попадает сложных объектов, тем больше наука принимает нарративный характер. Появляется целая плеяда ученых, прибегающих помимо уравнений к нарративу при изложении физических моделей (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг). Постиндустриальная культура возвращает нарратив как средство передачи космологии, синергетики, теории множественности вселенных, антропного принципа и др. моделей.

Новая эпистемология . Если в классической теории познания ведущими принципами являлись: отсутствие авторитетов, – методическое сомнение, то в неклассической, напротив: принятие авторитета, доверие. Этот идеал науки характеризуется плюралистичностью точек зрения, отказом от фундаментализма и обращением к познавательного опыту других традиций и направлений. Неклассическая эпистемология чужда дихотомии истинно – ложно. В рамках неклассической науки развивается идея дискретности, несоизмеримости парадигм (Т. Кун ), эпистемологический анархизм П. Фейерабенда , принцип фальсификационизма К. Поппера , «исследовательские программы» И. Лакатоша , относительность научных истин У. Куайна , концепция социальных эстафет М.А. Розова .

Х.Г. Гадамер уличает всю науку в том, что она с аристотелевских времен ориентирована на результат. Сам Гадамер тщательно разработал процесс познания и понимания, показав историцизм в понимании истины и роста научного знания и значение воображения в понимании реальности.

Традиционных позитивистских критериев оценки адекватности знания – истинно – ложно недостаточно при рассмотрении истории познания. Получается парадокс: Аристотель создал свою теорию движения, она подтверждалась практикой и опытом, но сейчас то мы знаем, что она ложная. Г. Галилей развил основы механики и показал, что теория движения Аристотеля ложна. Галилей сформулировал свою механику (свободное падение тела) По его расчётам получалось, что скорость свободного падения равнялась 5 м в секунду. В процессе падения скорость свободно падающего тела возрастает на 5 м в секунду. Следующие изыскания установили что скорость свободного падения тела = 9,8 м в сек. (в 2 раза больше) Значит, Галилеевские принципы и результаты тоже следует признать ложными.

Классическая механика Ньютона была создана в конце XVII века и в течение 200 лет считалась образцом научности. И. Кант даже объявил механику Ньютона априорными, врождёнными истинами. Создание теории относительности, развитие квантовой физике продемонстрировало ограниченность принципов классической механики.

В начале девятнадцатого века (1808 г.) Джон Дальтон, развивая свою атомистическую теорию, утверждал, что атомы неделимы. Однако к концу девятнадцатого – началу двадцатого века было доказано, что атомистическая теория Дальтона больше не может считаться верной.

На протяжении XVII-XVIII столетий законы ньютоновой механики имели огромное влияние на умы ученых, поскольку они приложимы к макроскопическим материальным объектам. Но и начале XX в. с открытием элементарных частиц стало ясно, что механика Ньютона непригодна для описания движения этих частиц. Тогда для объяснения этих явлений была разработана квантовая механика. Эти теории пoлны предположений и постоянно меняются. Нетрудно догадаться, что будущие научные теории ожидает та же судьба, что и теории прошлого и настоящего: они тоже будут меняться. Говоря о проблеме познания, Максвелл указывал: «Наше познание любого рода может быть сравнено с тем, как слепой постигает форму твердых тел, поглаживая их концом трости и дополняя затем в воображении неисследованные части поверхности согласно своим представлениям о непрерывности и правдоподобии… Мы можем провести любое количество линий на поверхности, расположить их в виде сетки, но у нас все равно останется неисследованная поверхность, площадь которой равно площади всего тела».

Сейчас существует такое понятие как удвоение информации. В сороковые годы XX в. оно равнялось 45 годам, в пятидесятые – 20, в восьмидесятые – 10, к началу XXI века будет 5 лет. Т.е. информации становится больше за 5 лет. Может ли такими темпами расти истинное знание? Значит ли, что наше знание во многом является ложным? Этот парадокс обнаруживает недостаточность понятий «истинно-ложно». Чтобы оценивать историю познания нужны какие-то другие понятия, не истинно – ложно, а что-то иное. Поскольку если придерживаться этой дихотомии, то вся история познания предстаёт как цепь заблуждений, ложных верований.

Марксизм принимал понятия абсолютной и относительной истины. Тогда история познания предстаёт не как цепь заблуждений, а как цепь относительных истин. Карл Поппер говорил о степени правдоподобности (в каждом высказывании есть что-то истинное и что-то ложное).

Возникает вопрос, прогрессирует ли человеческое познание, умнее ли мы наших предков, знаем ли мы о мире больше чем они, глубже, точнее, или нет. Обыденному сознанию представляется, что да, конечно, больше. Человеческое познание действительно прогрессирует; более поздние теории дают нам более точную информацию, более адекватную картину реальности, чем предшествующие. В процессе развития человеческого познания мы постепенно освобождаемся от иллюзий, ошибок, искажений и увеличиваем сумму истинного знания. В этом смысле наука более поздняя знает о мире больше, чем предшествующие поколения учёных и людей.

Однако есть мыслители, которые отвергают прогресс науки. Самый известный представитель этой позиции – это американский историк и философ науки Томас Кун, книга которого «Структура научных революций», вышедшая в 1962 году, произвела фурор и на протяжении лет 30 оживлённо обсуждалась во всём мире. Как раз он развил представление о том, что в науке нет прогресса. Развитие науки дискретно. Если люди, обосновывающие научный прогресс полагают, что наука развивается непрерывно: вот, был Архимед, Евклид и до сего времени всё положительное, верное, истинное передавалось предыдущим поколения, а все заблуждения отсеивались; то у Куна – нет. Его объяснение такое: появляется новая фундаментальная научная теория, и она отбрасывает всё предшествующее; она начинает развиваться, выдвигает методы исследования, строит свою картину мира и той области реальности, которую она изучает, даёт импульс к созданию новых изобретений, механизмов, инженерных конструкций. В рамках одной парадигмы (фундаментальной теории) можно говорить о прогрессе. Но рано или поздно, парадигма устаревает, перестаёт давать импульсы к новым изобретениям, входит а противоречие с жизненными практиками. Происходит научная революция, т.е. одна фундаментальная теория заменяется другой. Это революция, которая была совершена Коперником в XVI веке, которая была совершена Лавуазье в химии в XVIII веке, которая была осуществлена в начале XX века при создании теории относительности и квантовой механики. Революция, принося с собой новую фундаментальную теорию, зачёркивает всё то знание, которое было добыто до него: факты, эксперименты, методы исследования. Наука начинает строиться как бы на новом месте и нельзя сказать, что представители последующей стадии развития науки знают больше или лучше, или глубже, чем представители предшествующей стадии. Просто они знают ДРУГОЕ. Те знают своё, а эти – своё и нельзя сказать, что кто-то знает больше чем другие. Это альтернативная точка зрения, которая сейчас конкурирует с концепцией поступательного развития науки.

В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать «никакой примеси заблуждений». Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность. Она сохраняется как центральный регулятив научно-познавательной деятельности.

Для классических представлений о науке характерен постоянный поиск «начал познания», «надежного фундамента», на который могла бы опираться вся система научных знаний. Однако в современной методологии науки развивается представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а выполняет в основном критическую функцию.

На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.

Утверждение активной роли субъекта в познавательном процессе приводит к тому, что гуманитарный идеал научности все чаще рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических, а иногда даже как образец научного знания.

Для классических представлений о науке характерно стремление выделить «эталон научности», к которому должны «подтянуться» все другие области познания. Однако такие редукционистские стремления критикуются в современной методологии науки, для которой характерна плюралистическая тенденция в истолковании науки, утверждение равноценности различных стандартов научности, их несводимость к какому-то одному стандарту.

В целом, можно констатировать, что наука охвачена большесистемным (глобалистским) мышлением. Развивается новый тип рациональности, сильно отличающийся от рационализма прошлых эпох (Парменид, Зенон, схоласты, Декарт, Гегель, Б.Рассел). Неклассическая наука отражает общее состояние современной культуры, которая характеризуется отсутствием общего мыслительного пространства, обращением к опыту неевропейских культур, признанием ценности вненаучных форм мировоззрения.

Наука ограничена рамками культуры . В классической науке выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью. Для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социальной обусловленностинаучного познания. Наука сегодня – это социальный институт и сфера властной деятельности. Она перестала быть олицетворением интеллектуальной безупречности, чистого стремления к истине из-за главенствующего влияния корпоративных интересов на распространение информации, или даже запрет на те знания, которые затрагивают политические и финансовые интересы.

В экономическом вопросе ученые часто ведут себя как обычные люди и пользуются всеми методами для обоснования значимости и перспективности своей работы, не гнушаясь и фальсификациями, плагиатом, фабрикациями. Особое место занимает процесс фильтрации знаний, или сознательной выборки тех фактов, которые подтверждают доминирующую парадигму. Р. Томпсон и М. Кремо в книге «Запрещённая история человечества» объяснили как действует процесс отбора знаний на примере умалчивания археологических находок присутствия человека на земле сотни миллионов лет назад.

Итог . Мы рассмотрели науку как специфический вид познавательной практики, существующей наряду с мифом, религией и философией. С точки зрения результата, предпочтительнее та практика, которая наиболее приближена к человеку, которая лучше оказывает помощь в решении фундаментальных проблем бытия. Практика имеет смысл настолько, насколько с её помощью решаются глубинные вопросы человека. Таков подход многих традиционных культуры, а также Сократа и Платона. Другая позиция, уже ближе к современной – Галилей (1564-1642), которого интересовала способность решить точно и ясно какую-то определённую научную задачу.

Для научного познания такой внешний вопрос, как «для чего?» может не представлять интереса. Наука со временем начинает существовать как безусловный культурный феномен. Так, постепенно, рациональные конструкты, некоторая конечная человеческая практика превращаются в абсолютного кумира. Однако ни одна конечная человеческая практика не может подменить реальность, к которой нельзя относится как к треугольнику, идеальной конструкции. Реальность требует личного самопредания, субъективного отношения. В радикальном изложении, эта идея превращает конструкции, которые мы вырабатываем с помощью рационального мышления в принципиально не отличающиеся от конструкций обыденного опыта или от мыслительных конструкций дикаря.

Наука не существует вне языка, она во многом сформирована языковыми штампами. Человеческий язык – это язык макромира. И с помощью этого языка мы желаем «схватить» микромир и мегамир. «Электрон оставляет след в камере Вильсона», «очарованный кварк», «Большая печка Вселенных» – так мы интерпретируем физическое явление в некоторой довольно относительной модели. Мы имеем дело с приближёнными образами, метафорами. Сама реальность находится за пределами опыта. Теоретическое познание тогда представляется как разновидность символического моделирования, и наше отношение к нему и полагание на него должны быть соответствующими. Вне теоретической модели нам не удается «схватить» предмет. В то же время эта модель является своего рода семиотической проекцией. Живя в мире семиотических конструкций, наше ориентирование в них задается этими же концептами. В реальности мы ищем то, что задаётся этими моделями, а если что-то не получается, то списываем это на исследователя, который не смог обеспечить переход от абстрактной конструкции к конкретной реальности.

Иной подход состоит в том, что исследователь учитывает свою гносеологическую ситуацию; применяя разные методы вместе с тем осознает, что действительность выше наших человеческих конструкций, а способы контакта с действительность шире, чем сами эти конструкции. Как живые существа мы имеем многообразные формы опыта взаимодействия с объективной реальностью. На вопрос «Что важнее личность, с многообразием её форм опыта или некоторое ограниченное знание, пусть и методологически выверенное?». Античный когнитивизм впервые рационально эксплицировал для себя первичную ценность методологически выверенного знания и мы являемся наследниками этого аксиологического поворота.

План семинарского занятия по теме № 1.

1. Религия, философия, наука как формы познания. Особенность научного мировоззрения.

2. Сущность, время и география доклассического идеала научности.

3. Особенности становления классической науки. Разделение наук на естественные и гуманитарные.

4. Характеристика неклассической науки