цб готов отказаться от натурального осаго. Время вспять! цб готов отказаться от натурального осаго Центробанк требования форме полиса осаго

1. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

3. Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4. Положение Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

5. Положение Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014.

6. Указание Банка России от 12.09.2014 № 3380-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2014 № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего».

9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 2.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Письмо можно направить также в бумажном виде в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России по адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12.

Пункт приема корреспонденции: Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

Для заключения договора обязательного страхования Вы должны представить страховщику следующие документы (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»):

  1. заявление о заключении договора обязательного страхования;
  2. паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  3. свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
  4. документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  5. водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством;
  6. диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Банк России разместил на своем сайте проект указание, в котором указаны условия отстранения компаний от натурального возмещения ущерба по ОСАГО. Как считает регулятор, это поможет скорректировать так называемую «ремонтную реформу», вступившую в действие весной 2017 года. По мнению экспертов, это окончательно добьет ее.

О чем говорится в проекте указа Центробанка ? Регулятор предлагает отстранять от натуральных выплат на срок до года компании, доля нарушений которых при восстановительном ремонте превысит один процент. Если нарушений в части организации ремонта будет менее одного процента – на шесть месяцев. Другими словами, если в десяти из ста случаев окажется, что страховой ремонт выполнен недостаточно хорошо, страховщика могут временно лишить права направлять автомобили на СТО, заменив ремонт денежной выплатой. Интересная деталь: говорят, что, несмотря на новые правила, натуральное возмещение сегодня применяется лишь в 10% страховых случаев по ОСАГО. А после того, как указание ЦБ вступит в силу, эта норма и вовсе сойдет на нет.

О каких нарушениях идет речь? Например, автомобили не старше двух лет должны ремонтироваться на авторизованных станциях (это требуется для сохранения гарантии). На восстановительный ремонт дается максимум 30 дней. Кроме того, СТО должна находиться не далее 50 км от места аварии или места проживания автовладельца. При невозможности выполнить одно из этих условий убытки от ДТП компенсируются деньгами. То же происходит и в случае нанесения пострадавшему физических повреждений.

Как сообщает «Коммерсант » со ссылкой на Банк России, за три квартала 2017 года по ОСАГО урегулировано 2,2 млн страховых случаев. За этот же период в службу по защите прав потребителей поступило всего около 200 жалоб на натуральное возмещение. Согласитесь, это «капля в море». Зачем тогда понадобилось регулятору корректировать правила предоставления натурального возмещения?

Страховщики, между тем, называют порог для отказа страховщикам в приоритете ремонта низким и считают, что такие изменения приведут к сворачиванию реформы. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, автоюристы, против которых так долго и настойчиво боролись страховые компании, активизируются.

«Всегда можно придраться к цвету покрашенного крыла и потребовать перекрасить все авто, потому что за время эксплуатации краска выцветает и могут быть отличия в оттенках окрашенных деталей», - сказал руководитель РСА.

ЦБ будет принимать замечания к проекту до 25 января. Судя по всему, регулятор понимает риски окончательного сворачивания реформы натурального возмещения ущерба по ОСАГО. Но все равно рискует, пытаясь лавировать между всеми участниками рынка – водителями, страховщиками и ремонтниками.

Обращение с иском на страховую компанию в суд – крайняя мера для страхователя: любой гражданин понимает, что судебные разбирательства могут «вылиться в копеечку».

Именно поэтому многие страхователи предпочитают мириться с решениями страховщиков, а не идти «до конца» в борьбе за справедливость.

Однако суд – не единственный орган, куда можно пожаловаться на недобропорядочных страховщиков, ведь защищать интересы граждан в финансовой сфере вправе и Центробанк.

Прочитайте статью и узнайте, в каких случаях можно жаловаться на страховые компании в Центробанк и как это делается.

Каковы полномочия Центробанка?

Центробанк контролирует все финансовые отношения, складывающиеся на экономическом рынке, а также занимается рассмотрением случаев нарушения правовых норм.

Есть два рода организаций, в отношении которых ЦБ может принять меры:

  1. Банки и другие кредиторы (МФО).
  2. Страховые компании.

Если Центробанк считает, что страховщик действительно неправ, он выдает предписание. Игнорировать предписание страховая компания не будет, ведь это сулит ей серьезные проблемы с законом. «Непокорные» страховщики могут быть наказаны штрафом и даже – в худшем случае – потерей лицензии.

Согласно статистике, за 2015 год ЦБ выдал 417 предписаний страховщикам, что говорит об этой организации как об активном регуляторе страхового рынка.

В каких случаях следует жаловаться в Центробанк?

Есть 5 наиболее распространенных оснований для жалобы в ЦБ :

  1. Страховщик немотивированно отказывает в заключении договора обязательного страхования (ОСАГО).
  2. Страховщик вынуждает клиента вместе с ОСАГО покупать и другие страховые услуги (например, КАСКО или ДСАГО). Клиентам страховых компаний важно помнить: навязывание дополнительных услуг к ОСАГО незаконно вне зависимости от того, что говорит сотрудник.
  3. Страховщик срывает максимальный срок рассмотрения заявления клиента, который составляет 20 дней.
  4. Страховщик отказывается принимать заявление о страховой выплате, указывая на недостаточность пакета документов.
  5. Страховщик не учитывает . На основании жалобы автомобилиста ЦБ запросит данные в РСА и у предыдущего страховщика и внесет коррективы в базу данных, если это потребуется.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П
"О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля, 11 августа, 25 декабря 2017 г., 16 апреля 2018 г.

1. На основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746 (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") настоящее Положение устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к настоящему Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к настоящему Положению), форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к настоящему Положению), форму бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (приложение 5 к настоящему Положению) и форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (приложение 6 к настоящему Положению).

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1897; 2006, N 36, ст. 3833; N 52, ст. 5593; 2007, N 26, ст. 3193; 2008, N 9, ст. 862; N 14, ст. 1409; N 40, ст. 4549; 2009, N 33, ст. 4085; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 3, ст. 444; N 50, ст. 7055; 2013, N 36, ст. 4578).

5. Установить, что по 31 марта 2015 года включительно страховщики могут использовать при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств бланки страховых полисов, изготовленные до вступления в силу настоящего Положения.

6. Если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, настоящее Положение распространяется на лиц, имеющих намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Регистрационный N 34204

С 1 сентября 2013 г. утверждать правила ОСАГО уполномочен Банк России, а не Правительство РФ. Разработано соответствующее положение с учетом поправок, внесенных в Закон об ОСАГО.

Полис будут выдавать не только в бумажном виде, но и в электронном. Как и ранее, срок действия - 1 год.

Полис выдается в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными, а при уплате премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления средств.

Владелец транспортного средства может выбрать любого страховщика. Никто не вправе отказать в процедуре при обращении с заявлением и необходимыми документами.

Страховая премия рассчитывается страховщиком исходя из тарифов, определенных с учетом требований, установленных Банком России.

Закреплены положения о независимой технической экспертизе, об оформлении документов по ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Предусмотрена выдача направления на ремонт при возмещении ущерба в натуре.

Обновлены формы заявления о заключении договора ОСАГО, полиса, сведений о страховании.

Предусмотрен ряд переходных положений в части определения страховых выплат. Так, до 1 апреля 2015 г. за причинение вреда жизни потерпевшего перечисляются 135 тыс. руб. (лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего); не более 25 тыс. руб. - на погребение.

По 31 марта 2015 г. включительно страховщики вправе использовать бланки полисов, изготовленные до вступления в силу положения.

Положение вступает в силу с момента признания утратившим силу правил ОСАГО, утвержденных Правительством РФ, за исключением отдельных норм.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"


Регистрационный N 34204


Настоящее Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами.

МОСКВА, 24 май — РИА Новости. Участники российского страхового рынка в целом поддержали предложения ЦБ РФ по ОСАГО, касающиеся, в частности, пересмотра коэффициента за возраст и стаж вождения. Своими мнениями они поделились с РИА Новости.

Банк России разработал проект указания, в котором представлен новый порядок расчета стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя. ЦБ также предлагает повысить коэффициент для договоров ОСАГО, не предусматривающих ограничения количества лиц, допущенных к управлению авто до 2,7 с 1,8. Кроме того, документ содержит предложения по реформированию КБМ (коэффициент "бонус-малус", безаварийности).

Согласно проекту, водители в возрасте 16-24 лет со стажем до трех-четырех лет, а также в возрасте 25-29 лет со стажем до года могут получить максимальный коэффициент — 1,8. На понижающие коэффициенты (скидку) от 0,66 до 0,99 могут рассчитывать водители старше 30 лет и со стажем вождения больше трех-четырех лет (чем старше водитель и больше стаж его вождения, тем, соответственно, больше скидка).

Сейчас действуют следующие коэффициенты: до 22 лет включительно со стажем вождения до трех лет включительно - 1,8, более 22 лет со стажем вождения до трех лет включительно - 1,7, до 22 лет включительно со стажем вождения свыше трех лет - 1,6 и более 22 лет со стажем вождения свыше трех лет - 1.

Необъективная реальность

"Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает предложения Банка России по усовершенствованию расчетов коэффициентов ОСАГО, их использование сделает расчет ОСАГО более справедливым без повышения тарифа", — сообщил президент РСА Игорь Юргенс.

Руководитель управления андеррайтинга СК "Абсолют страхование" Евгений Ильченко сказал, что изменения положительные и должны дать хороший эффект для рынка, так как нынешняя разбивка водителей слишком простая и упрощенная.

"В целом предложения Центробанка проработаны очень качественно и отлично отражают реальную накопленную статистику. В частности, по данным страховщиков, наиболее аварийная группа — это водители в возрасте 22-26 лет, которые уже чувствуют уверенность за рулем, но опыт вождения которых невелик", — добавил он.

Молодые водители с небольшим стажем, действительно, одна из самых аварийных категорий допущенных к управлению транспортными средствами, продолжил руководитель управления методологии обязательных видов страхования ОАО "АльфаСтрахование" Денис Макаров. "Стаж в два-три года позволяет им уже уверовать в свои силы, в то же время, являясь недостаточным, чтобы в массе называться опытными водителями и это порой приводит к печальным последствиям на дорогах", — сказал он.

Как отметил Юргенс, в действующей сейчас системе для опытных водителей нет скидок, а для молодых водителей есть небольшой повышающий коэффициент, то есть опытные водители платят за молодых водителей, у которых высокая убыточность.

Директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" Виталий Княгиничев пояснил, что в новом проекте указания ЦБ речь идет о балансировке коэффициентов возраста и стажа - то есть более справедливом распределении между ними. "Нагрузка перераспределяется с более опытных водителей на менее опытных. Вводятся более дробные коэффициенты, например, вместо трех категорий возрастов, появляется семь", — уточнил он.

Начальник управления методики актуарных расчетов СК "МАКС" Максим Маркелов заявил, что пересмотр коэффициентов за стаж и возраст необходимы. "Нынешняя сетка коэффициентов явно недостаточно объективно отражает реальность", — сказал Маркелов. Хотя, по его словам, в настоящее время не видя статистики, на основании которой делался прогноз, некоторые коэффициенты выглядят нелогичными.

Реформа КБМ

Проект указания ЦБ также содержит предложения по реформированию КБМ.

"Предполагается, что в базе РСА будет рассчитываться значение КБМ ежегодно на 1 января, и оно не будет меняться в течение года. Это сделает значение КБМ более понятным и прозрачным для автовладельцев, будет мотивировать их ездить аккуратно в течение года, сохраняя тем самым чистоту своего коэффициента", — пояснил Юргенс.

Предлагаемый механизм, по словам Юргенса, позволит значительно сократить число жалоб, которые зачастую возникают из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в результате один водитель может иметь несколько КБМ.

"Водитель гарантированно будет сохранять свои накопленные бонусы, но при этом он гарантированно получает "малус" по итогам года за каждый страховой случай по своей вине вне зависимости от того, по какому договору страхования был данный убыток", — добавил он.

Вместе с тем, по словам Маркелова, в части реформы КБМ на данный момент нет четкого понимания, как будет реализован процесс перехода на новый формат определения КБМ, поэтому пока сложно что-то прогнозировать и оценивать результаты.

Риски страховщиков

Что касается рисков для страховых компаний, то, по словам Ильченко, они с точки зрения убыточности минимальны, но есть риски в отношении клиентов и в отношениях с ними, так как полисы могут существенно подорожать.

"Для некоторых категорий водителей они могут подорожать так, что перекроют накопленный безаварийный КБМ. В частности для тех, кто покупал полис без ограничений, он может подорожать в два раза, что скажется и на юридических лицах - из-за специфики работы, они чаще всего приобретают именно полисы без ограничений по водителям", — разъяснил Ильченко.

Эксперт считает, что для большинства страховщиков и в целом по рынку, сбор премий по ОСАГО не сильно изменится, но если у компании была ставка на молодых водителей и неравномерный портфель этого вида страхования, то полученная премия покажет резкий рост.

По предварительной оценки МАКСа, изменения коэффициентов за стаж и возраст водителей может привести к увеличению убыточности по всему портфелю на несколько процентных пунктов.

"В связи с этим мы негативно смотрим на предложенные изменения. Как следствие нам придется повысить базовую ставку страхового тарифа (в пределах установленных ЦБ лимитов), чтобы сдерживать возможное увеличение убыточности. В случае если большинство крупных страховых компаний по итогам проведенной аналитики также получат негативный прогноз в части роста убыточности, то они также повысят базовые ставки страхового тарифа, что приведет к недовольству страхователей", — заключил Маркелов.

Тогда как Княгиничев из "Ингосстраха" полагает, что инициативы регулятора никак не повлияют на рынок, так как совокупный размер взносов не меняется.

Ожидания и предложения

По словам Княгиничева, страховщики больше ждут изменения территориальных коэффициентов.

"Убыточность определяется ценой полиса. В добровольных видах страховщики могут на нее влиять, в обязательных — нет. Убыточность страховщика зависит от квалификации его менеджмента и сотрудников, от его территориальной представленности. Также на нее влияют внешние факторы - стоимость ремонта и инфляция, бизнес "серых" юристов и так далее", — пояснил он.

Макаров из "Альфастрахования" добавил, что в ходе грядущих изменений было бы разумно также предусмотреть изменение тарифов или коэффициентов и для других самых, и даже более, аварийных категорий транспорта как такси, маршрутки, грузовики.

А вот недостаточность тарифа ОСАГО, которая в некоторых регионах достигает 300-400%, по его мнению, можно устранить за счет 50% налога с оборота автоюристов, которые можно было бы собирать в бюджеты субъектов РФ, и за счет этих сборов финансировать недостающую разницу между текущим и реальным тарифом.