Изменения в тк рф с года. Привлечение работников-граждан Турции. Выдача трудовых книжек на руки

В отличие от налогового законодательства, в трудовое было внесено не так много изменений в уходящем году. Но, как говорится – "редко, но метко". Все изменения крайне важны, ведь они затрагивают порядок расчета трудового стажа, правила выдачи трудовой книжки на руки, особенности трудовых отношений на территории Республики Крым и г. Севастополь и т. д. Кроме того, установлены новые штрафы за нарушение норм трудового законодательства. Мы составили обзор самых важных нововведений.

Он, а не какие-либо конкретные изменения в трудовом кодексе, был наиболее частым объектом критики, особенно по сравнению с тем, что воспринималось как пренебрежительное и оскорбительное отношение к работникам. Это включало недавние замечания, которые интерпретировались как подразумевающие, что противники его трудового законодательства ленивы.

Выдвигая знаки и скандируя, люди казались более озабоченными мистером Макроном, чем законом. «Макрон ты гнилой, бездельники на улицах», - некоторые скандировали на митингах в Париже. Наказ, произнесенный на замечаниях г-на Макрона, сделанном на прошлой неделе в Греции, сказал, что он решил не уступать ничего «ни к бездельникам, ни к циникам, ни к экстремистам».

НОВЫЕ ПРОФСТАНДАРТЫ (ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 4 АВГУСТА 2014 Г. № 540Н, ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2014 Г. № 526Н, приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 522н)

В 2014 году Минтруд России активно создавал и утверждал профстандарты для различных профессий. Ведь еще в мае 2012 года Президент России дал ряд указаний по разработке профстандартов. Предполагалось, что к 2015 году их будет 800, однако к середине года было готово не более 200. Часть из них и на сегодняшний момент находятся на стадии разработки или утверждения, однако многие начнут действовать уже с первых чисел 2015 года.

Макрон не уточнил, кому он ссылался на это замечание, позже он утверждал, что он имел в виду «все те, кто за последние 15 лет сказал, что мы не должны двигаться во Франции и в Европе». Многие противники его изменений тем не менее чувствовал себя лично возмущенным и огорченным.

Я работаю последние 32 года. Их фокус тоже, по-видимому, был менее трудоемким и более надежным, чем обещал г-н Макрон, в будущем. Организаторы заявили, что в ближайшие недели они проведут больше демонстраций - следующего сентября. Это оставляет открытой возможность того, что номера на улицах могут быть построены.

Так было приняты стандарты для профессии "Ветеринарный врач", "Специалист в области охраны труда", "Полевод" и другие.

Стандарты обязательны для использования бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями и организациями с государственным участием. Для всех остальных компаний использование стандартов необязательно, но они могут руководствоваться ими при формировании кадровой политики, составлении должностных инструкций, регламентов и прочих кадровых документов.

Префектура полиции Парижа показала, что эта цифра была ближе к 24 годам. Были меньше протестов в более чем 180 городах, городах и общинах во Франции. В прошлом году из-за аналогичных трудовых изменений иногда были омрачены насилием. Но правительство, как ожидается, не сдвинется с места. Макрон принимает постановление о пересмотре трудовых норм в соответствии с декретом, и ожидается, что изменения будут реализованы в этом месяце.

Подрывом воздействия протестов являются профсоюзы, и только один крупный профсоюз устанавливает полномасштабную оппозицию. Т. призвали своих членов продемонстрировать во вторник. Ален Куре, 66-летний руководитель начальной школы в Париже и член профсоюза, сказал, что «важно показать, что мы, как профсоюзные работники, едины».

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЕ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 НОЯБРЯ 2014 Г. № 377-ФЗ)

В конце ноября Республике Крым и городу федерального значения был присвоен статус свободной экономической зоны. В связи с этим установлены особенности регулирования труда у крымских и севастопольских работодателей – в частности, правила привлечения к труду иностранных граждан, а также порядок выплаты гражданам пособия по безработице.

Правительство Макрона также планирует пересмотреть системы пенсионного обеспечения и безработицы в Франции. «Если Макрон пройдет реформы, тогда у него будет больше возможностей для проведения дальнейших реформ». Но изменить это непростая задача. Каждая такая фундаментальная экономическая реформа во Франции, по крайней мере, в последней четверти века, провалилась на улицах Парижа, ошеломленных иногда жестокими демонстрациями профсоюзов.

Макрон пытается установить революционную идею о том, что в течение двух столетий законы и судебные решения, которые строго регламентируют работу - содержание кода, теперь можно обойти. Союзы, в настоящее время в спорных переговорах с правительством Макрона о деталях, не поняли, что поставлено на карту.

С 1 января 2015 года на территориях этих субъектов должны применяться все положения трудового законодательства, действующие в России. Однако в отношении выплат пособий по безработице установлено, что если пособие, назначенное до 21 февраля 2014 года, превышает максимальный размер, определенный Правительством РФ, то такое пособие выплачивается в размере максимальной величины. Если пособие, установленное до 21 февраля 2014 года, наоборот, меньше того, которое полагается по российскому законодательству, то до наступления оснований прекращения его выплаты устанавливаются соответствующие доплаты за счет федерального бюджета.

Порядок расчета страхового стажа для страховой пенсии

Мартинес обещал антиправительственные демонстрации 12 сентября, после возвращения из летних каникул. Рабочие должны отреагировать, - сказал он. Предшественник Макрона, президент Франсуа Холланд, отступил от нападения на кодекс в знак протеста в течение нескольких недель.

Макроном может быть тот, кто сломает плесень. Уже парламент, контролируемый представителями своего политического движения, проголосовал за то, чтобы позволить президенту пройти реформы по распоряжению, сокращению прошлогодних парламентских прений и поправок. После того, как детали будут разработаны - и если принять во внимание административный высокий суд Франции, реформы станут законом.

ТК РФ дополнен новой главой 52.1, регулирующей особенности труда научных работников, а также руководителей научных учреждений и их заместителей. Прежде всего установлено, что трудовые договоры, заключенные с научными работниками, могут быть срочными или бессрочными. Замещение ряда должностей предусмотрено на конкурсной основе. Но для непрерывности научного процесса допускается и наем работника на конкурсную должность без прохождения конкурса, но с заключением трудового договора сроком до одного года. В целях подтверждения квалификации работника замещаемой должности должна проводиться ее аттестация в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет.

Это был бы большой отход во Францию. На данный момент Трудовой кодекс настолько сложный, и его нарушение настолько рискованно, что многие французские работодатели держат его в отдельной комнате и с трепетом говорят об этом. Говорят, только специалистам, их сотрудникам или за его пределами разрешено проконсультироваться с оракулом.

Макрон привел в движение реформу, которая, если она пройдет, будет эффективно удерживать толстую красную книгу в своей комнате, пытаясь собрать пыль. Изменения Макрона помогли бы работодателям установить правила найма и увольнения, не обращая внимания на искажающие ограничения в коде, которые препятствуют привлечению новых работников и ограничивают возможности профсоюзов мешать. Вместо этого отдельные соглашения будут обсуждаться на уровне компании или отрасли между начальниками и рабочими.



Что касается руководителей государственных или муниципальных научных организаций, то вне зависимости от срока трудового договора ими не могут быть лица старше 65 лет. По достижении этого возраста они могут быть переведены с их письменного согласия, на другие должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях учредитель научной организации может продлить срок пребывания руководителя в должности до достижения им 70 лет.

Министр труда Макрона, Мюриэль Пеникуд, сделал намерения правительства понятными, когда она представила законопроект, позволяющий г-ну. «Сама компания - это пространство, где создание социальных стандартов» - защита, права и обязанности работников - «наиболее эффективно отвечает конкретным потребностям работников и компаний в построении лучшего компромисса, ближе всего к земле», она сказала.

Цель, объявила она, - «возобновить французскую социальную модель». Это понятие, ничем не примечательное в англосаксонском мире, представляет собой сейсмический сдвиг во Франции. Каждый аспект отношений между работником и работодателем теперь будет на столе.

Небольшие поправки внесены и в порядок выдачи трудовых книжек на руки работнику. Сегодня ее можно получить только в день увольнения или запросить у работодателя заверенную выписку из документа (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек). С 1 января 2015 года работодатель обязан выдать трудовую книжку на руки работнику по его письменному заявлению, не позднее трех рабочих дней со дня подачи последнего. Однако попросить трудовую книжку работник может только при необходимости ее предоставления в орган обязательного социального страхования. Однако какими документами работник должен подтвердить такую необходимость пока не установлено. После возврата книжки из органа, работник обязан в течение трех рабочих дней вернуть документ работодателю.

Длинная эпоха якобинской, централизующей и контролирующей руки Парижа в области экономической жизни Франции - нынешняя с эпохи Наполеона - будет распущена, если г-н. Действительно, в основе языка кода лежит представление о том, что рабочий неизбежно является объектом эксплуатации, требующим полной защиты от хищных хищников-хищников.

Расчет страхового стажа для страховой пенсии

Со временем эта идея была вплетена в ткань общества и экономики. Даже сегодня Стефан Сирот, трудовой историк, сказал: «Это государство делает закон». Пример управления настройками электронной почты. . Макрон преобладает, историческая французская оппозиция, даже ненависть, между работником и работодателем, которая закреплена в кодексе, больше не будет руководящей философией в трудовых отношениях.

НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. № 421-ФЗ)

С нового года появился целый ряд новых штрафов, предусмотренных за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ).

Так, штраф за повторное нарушение трудового законодательства составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц, и от 50 тыс. до 70 тыс. руб. для компаний.

На данный момент компания с 48 рабочими колеблется, чтобы идти до 50, даже если заказы расширяются. Еще двое рабочих приносят с собой множество новых обязательств по действующему законодательству. К ним относятся структурированные переговоры с профсоюзами и рабочими и обременительные новые налоги. Эти барьеры стали известны как позорные «социальные потолки» Франции.

«Конечно, есть надежда на наем новых людей», - сказала Кэтрин Герниу, которая владеет небольшой оконной компанией в пригороде Парижа. Слишком много ограничений. С философским сдвигом, предложенным г-ном Макроном, эти ограничения могут исчезнуть. Сами актеры разработали соглашения, - сказал г-н Кетт. «Они становятся авторами».

А за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а для организаций – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Также предусмотрена ответственность и за фактическое допущение к работе не уполномоченного на это работника в случае, если работодатель отказывается признать отношения с ним трудовыми (не заключает с ним трудовой договор). В этом случае штраф составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц организации.

Российское трудовое законодательство в Крыму и Севастополе

Они сильно склоняются в пользу труда, и по своему усмотрению могут присуждать крупные выплаты работникам, которые уволены. Эти наказания стали одним из главных препятствий для новых сотрудников. Недавний день в суровом стекольном штабе трудовой палаты на севере Парижа адвокат одного профсоюза прямо признал, что рабочие, которых он представлял, ушли после того, как были сожжены из изнурительных рабочих дней.

Он тем не менее просил судейскую коллегию отложить отставку в качестве увольнения - и передать им десятки тысяч евро в виде компенсации. В Соединенных Штатах запрос был бы немыслим, говорят эксперты по вопросам труда, но во Франции судьи едва моргнули и проявили сочувствие.

Кроме того, появилась ответственность за нарушение порядка проведения спецоценки (ст. 14.54 КоАП РФ). Так, на должностных лиц налагается штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., а на организации – от 70 тыс. до 100 тыс. руб. А вот за повторное аналогичное нарушение наказание становится строже: от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с возможным использованием дисквалификации для должностных лиц и от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для организаций.

Пьер Кучли, производитель промышленных клапанов за пределами Парижа, был осужден трудовым коллективом за противоправное увольнение. «Вы думаете, что сделали все правильно, но тогда вам придется платить», - сказал он. Если вы хотите отделиться от кого-то, это сложно, - сказал он. «Вы должны позволить людям идти, не создавая проблем», - сказал он.

Язык самого кода необычайно мистифицирован, даже в суждении экспертов. Один проход в разделе об огневых состояниях. Изменения имеют последствия для составления трудового договора, а также для защиты от увольнения. В частности, требования о прекращении будут разными. Следует ожидать, что, прежде всего, поведенческие увольнения могут быть сложнее реализовать на практике. Выручка от выплат обычно значительно ниже. Однако компенсация будет выплачена почти во всех случаях. При реструктуризации не будет более экономичным способом через бюро по трудоустройству без каких-либо или минимальных выплат по выходным пособиям в соответствии с существующей практикой.

Размер установленных ранее штрафов за нарушение трудового законодательства не изменился – по-прежнему на должностных лиц налагается штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Правда, почти для всех составов было отменено наказание в виде административного приостановления деятельности организации до 90 суток.

Изменения будут внесены в два этапа. В частности, изменяются положения о срочных трудовых отношениях. Право на защиту занятости меняется. Кроме того, происходит промежуточное изменение в правилах возмещения и освобождения от уплаты налогов работодателем.

Обязательное уведомление о продолжении срочных контрактов

До сих пор ограниченные трудовые договоры истекают в конце срока их действия. В будущем работодатель должен письменно уведомить работника не позднее, чем за месяц до истечения срока действия договора, и если да, то на каких условиях будет продолжен трудовой договор. Если уведомление опускается, то начисляется штраф в размере до одного месяца. Это верно, даже если контракт будет возобновлен.

С нового года вводится новый порядок исчисления пенсий. Стандартный возраст выхода на пенсию останется прежним – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но вот страховой стаж для получения пенсии по старости должен быть не менее 15 лет, в отличие от действующего на сегодняшний момент правила о пяти годах. Правда законодатель предусмотрел не резкое увеличение стажа, а постепенное – ежегодно, начиная с 2015 года, минимальный стаж будет увеличиваться на один год. Например, в 2015 году для получения пенсии необходимо будет иметь шесть лет трудового стажа, в 2016 году – семь лет, в 2017 году – восемь лет и т. д. Также изменения затронули порядок включения периода ухода за детьми до полутора лет в трудовой стаж. Если раньше в общей сложности можно было учесть только три года, то теперь этот период увеличен до шести лет.

Неконкуренция по срочным контрактам

В Нидерландах неконкурентные оговорки широко разрешены и общеприняты. Компенсация не обязательно связана с этим. В будущем временная неконкурентная оговорка может быть введена только в том случае, если серьезные интересы работодателя оправдывают неконкурентную оговорку. Это обоснование неконкурентной оговорки должно быть конкретно изложено в трудовом договоре. То же самое касается положения о защите клиентов. Какие требования, которые юрисдикция сделает для оправданий, еще предстоит оценить.

Изменилась и сама формула расчета пенсии. Теперь ее размер будет напрямую зависеть от размера зарплаты, с которой работодатель начисляет страховые взносы. Чем она больше, тем больше будет пенсия, которую впоследствии сможет получить работник. Также ее размер будет зависеть и от того, когда работник обратился за получением пенсии – чем позже, тем выше размер пенсионных выплат.

Испытательный срок по срочным контрактам

В срочных контрактах сроком до шести месяцев не может быть согласован испытательный срок. При сроке более шести месяцев может быть согласован испытательный срок в один месяц. Только в течение двух лет или более испытательный срок может составлять два месяца. Из этих правил можно отклонить только коллективный договор. Новый испытательный срок по истечении срока, как и прежде, возможен только в том случае, если речь идет о новых видах деятельности и областях ответственности сотрудника.

Полностью переработаны правила по освобождению от уплаты налогов работодателей, такие как компенсация за расходы на обучение, командировочные расходы, телефонные расходы, расходы на питание, а также льготы на Рождество, день рождения, юбилей службы или прощание, вечеринки компаний, собрания команд и т.д. это изменение также имеет последствия для правил занятости для возмещения расходов.

Для тех же, кто уже вышел на пенсию до 2015 года, пенсионные отчисления все равно будут пересчитываться по новым правилам. Однако, если по новым расчетам пенсия получается меньше, чем та, которую выплачивается сейчас, то с 1 января 2015 года пенсия будет начисляться в прежнем размере.

!!! ПОРЯДОК РАСЧЕТА СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2014 Г. № 1015)

Вслед за новой пенсионной формулой, поменялся и порядок определения страхового стажа. Прежде всего, установлен закрытый перечень документов, на основании которых можно посчитать или которыми можно подтвердить трудовой стаж. К ним относятся: трудовая книжка, трудовой, гражданско-правовой, авторский, лицензионный договоры и другие.

Предусмотрен и порядок подтверждения трудового стажа в различных нестандартных ситуациях, например, при утере или уничтожении трудовой книжки, гражданско-правового договора и иных указанных документов во время стихийного бедствия. В этом случае стаж может быть установлен на основе свидетельских показаний коллег по работе. Определены также и некоторые особенности расчета стажа в случае, если работник получает пенсию в соответствии с законодательством иностранного государства.

!!! ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16 ИЮЛЯ 2014 Г. № 665)

Изменение порядка начисления пенсий потребовало внесения поправок во многие нормативные акты. Так, новации коснулись списков профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию. Ухудшающих положений введено не было – те, кто имеет сегодня право досрочно выйти на пенсию (педагоги, медработники, лица творческих профессий и т. д.), смогут сделать это и в будущем.

Но изменились правила исчисления периодов работы, дающих право на получение досрочной пенсии, а также сам порядок ее исчисления. Теперь размер досрочной пенсии будет определяться с использованием индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитываемым исходя из суммы зарплаты, с которой работодатель уплачивал взносы, страхового стажа и других показателей .

В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство. Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г. значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.

Изменения в оценке условий труда

С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя. Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника. В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.

Изменения в обязательных условиях трудового договора

С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность - указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Регулирование труда научных работников

С 1 января 2015 г. внесены следующие изменения в правовое регулирование труда научных работников, руководителей научных организаций (их заместителей):

Закреплен единый подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях;

Установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей (их заместителей) - 65 лет. Есть возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до 70 лет;

Трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Трудовые договоры с руководителями (их заместителями), которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.

Мобильность трудовых ресурсов

С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки. Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.

Заемный труд запрещается

В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ - гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам - для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).

С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.

Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства

Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г. в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья - ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья - 5.27.1., которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27. КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27. КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья - 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда - штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей;

За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей;

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей;

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц - от 130 000 до 150 000 рублей;

За повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.

Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше. Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере - до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство - это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

Николаенко Татьяна, советник коллегии адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнёры», г. Москва.

Автор статьи даёт нам перечень изменений трудового и иного, связанного с трудовым, законодательства, однако перечень этот неполный и довольно несистематизированный. Многие из предложенных новелл не нуждаются в комментариях (например, изменение МРОТ).

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части особых условий труда претерпела изменения лишь в замене слов «компенсации за тяжёлую работу и» на слова «гарантии и компенсации за», но работодатель и ранее был обязан включать условие о «компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте» (в редакции 2006 года).

Остановимся на проблеме введения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Изменения трудового законодательства, в связи с принятием этого закона, вступили в силу с 1 января 2014 года.

Основные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (далее по тексту - Федеральный закон № 421-ФЗ):

1) Статьёй 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому при исчислении квоты для приёма на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2) Статьёй 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

3) Статьёй 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) Статьёй 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, ст. 33.2 дополнена п. 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

5) Статьёй 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 3 ст. 27 изложен с учётом того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6) Статьёй 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в Кодекс добавлена ст. 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или отсутствие её проведения. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

7) Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда. Изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда. Так, согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ, работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимально), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8) Статьёй 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Статья 58.3 указанного Федерального закона дополнена ч. 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда, установленного при проведении специальной оценки условий труда.

В целом, по прошествии года с небольшим надо признать, что не все вопросы специальной оценки рабочих мест ясны работодателям. Что касается тех рабочих мест, что существовали на момент принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» и были аттестованы, здесь нет никаких сомнений. Однако сложности существуют для компаний, которые уже после вступления в силу вышеназванного закона вводят в штатное расписание новые должности, безусловно имеющие вредные и опасные характеристики работы, и принимают работников из других организаций, где ранее была проведена аттестация рабочих мест и работник твёрдо знал, что он имеет право на компенсацию за вредные условия труда, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Однако ФЗ «О специальной оценке условий труда» никоим образом не связывает специальную оценку условий труда с той аттестацией рабочих мест, что проводилась ранее. Таким образом, иногда складывается ситуация, когда работник на той же должности, но в иной компании, при проведении специальной оценки условий труда может получить класс вредности ниже, чем у него был ранее, без изменения существенных условий труда, что, несомненно, приводит к проблемам в социальной сфере и вынуждает работодателя устанавливать дополнительные льготы для работников путём внесения их в коллективный договор либо локальные нормативные акты компании.

В связи с часто встречающимися вопросами об изменении статуса работника с точки зрения оценки вредных и опасных условий труда Минтруд России дал «Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда» от 15 декабря 2014 года.

Одно из разъяснений Минтруда указывает, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведённой до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтверждённого результатами проведения специальной оценки условий труда».

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.