Чеченцы кто по религии. Религия

Чеченцы (самоназвание «нохчи»)- один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе - это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.

Вайнахи (чеченцы, ингуши) говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов).

Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине и др.

Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты.

Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита.

В "Географии" Страбоиа упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка цахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках 7 в. чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ нохчи". В персидских источниках 13 в. дано название сасапы, позднее вошедшее в русские документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - т1ерлой). Древние чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 вв. сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 в. население Чечни объединилось в государствово Симсисм. В 16-17 вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чечено-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения чеченцев в конце 18-го и 1-й половине 19 вв. К 1840 на территорию Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чечне. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 - Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тысяч чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное, число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.

Традиционные земледельческие культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно.

Центрами оружейного производства были села Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой и др., гончарного - села Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, - жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище - состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором.

Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 в. чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет.

Самоназвание: Нохчи, нохчо, нахчу, нахче, нахчи, нохче

Общая численность : около 1,5 млн человек по всему миру

Расселение:

Россия - 1 400 253 (2002) Кабардино-Балкария - 4 200 (2002)
Чеченская республика - 1 031 000 (2002) Северная Осетия - 3 400(2002)
Республика Ингушетия - 95 000 (2002) Ямало-Ненецкий АО - 2 222 (2002)
Республика Дагестан - 87 900 (2002) Воронежская область - 1 815 (2002)
Ростовская область - 15 469 (2002) Орловская область - 1 630 (2002)
Москва - 14 465 (2002) Тюменская область - 1 458 (2002)
Ставропольский край - 13 200 (2002) Турция - 100 000
Волгоградская область - 12 300 (2002) Казахстан - 34 000 (2004)
Санкт-Петербург - 11 000 (2002) Иордания - 15 000
Астраханская область - 10 000 (2002) Азербайджан - 10 000 (оценка 2007)
Саратовская область - 8 500 (2002) Грузия - 4 000 (2007)
Ханты-Мансийский АО - 6 943 (2002) Киргизия - 4 000 (2008)
Калмыкия - 6 000 (2002)

Язык: чеченский
Религия: ислам
Родственные народы : ингуши, бацбийцы

Чече?нцы (самоназвание нохчи, в ед. числе - нохчо(в переводе "Ноев народ", "народ Ноя"; "Нох"/"Ноах" - Ной, "Че"/"Чий" - суффикс принадлежности. Возможно перешло из формы "цIи" - кровь, потомство) - самый многочисленный автохтонный народ Северного Кавказа, насчитывающий около 1,5 миллиона человек во всем мире, основное население
Чечни.

Расселение, антропология

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно - в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернутся на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.

Относятся к кавкасионскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы.

История

История этнонима

Этноним «чеченцы» - тюркского происхождения, вероятнее всего от селение Чечен-аул. Кабардинцы называют их шашен, осетины - ц?ц?н, аварцы - буртиел, грузины - кисты, дзурдзуки.

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остается окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом ученых, остаются на уровне предположений и гипотез.

На основании исследований В. М. Иллича-Свитыча и А. Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А. К. Векуа, фундаментальными работами Т. В. Гамкрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

Синокавказский - в пределах Армянского Нагорья и Анатолии - Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие, как хеттский, хурритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).

Праностратическая общность в её современном понимании складывалась на Армянском Нагорье[источник не указан 23 дня]. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX-VI тыс. до н. э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа. Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хаттской - в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

Письменным источником о древнем периоде истории вайнахов является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Ширакаци «Армянская география» в котором впервые упоминается самоназвание чеченцев «нохчаматяне» - люди говорящие на чеченском: У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны [Наксаматы] и другое племя (Из текста «Ашхарацуйц» в переводе Габриелян, 2006:168).

Через территорию Чечни, занимающей очень важное стратегическое положение, проходили главнейшие торговые пути, связывавшие народы Европы и Востока. Археологические раскопки показывают, что предки чеченцев имели широкие торгово-экономические связи с народами Азии и Европы.

Чеченцы в истории России

Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от села Большой Чечень. С начала XVIII века русские и грузинские источники стали называть всех жителей современной Чечни «чеченцами».

Еще до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как Гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.

21 января 1781 года и подтверждённый осенью того же года, был подписан документ на базе которого горная Чечня вошла в состав России. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сел Большие и Малые Атаги, Гехи, Моздок и ещё двенадцати селений, то есть всей Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но во многом, этот документ остался формальностью, хотя Российская Империя при этом получила официальное «право» для вовлчения Чечни в состав России, далеко не все Чеченцы особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так начилась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны, под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских селах. После пленения Шамиля, уничтожением ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

Но конец Кавказской войны, не означал полный мир. Особый спор взывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к конецу XIX-го века когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счет фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племен.

Неудивительно то, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал: Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.

СССР

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской Революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но разгар войны, наступление Красной Армии, Деникина быстро покончил с республикой. В самой Чечне царила анархия. Для большевиков чеченцы, как и другие народы Kавказа, сыграли в руку, и в результате, после их победы, чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством землей, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политики коренизации огромный вклад был дан в развития чеченцев. Была разработанна письменность чеченского языкa, появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в cоветский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять «формальным», когда в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженских Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руковoдство которой фактически возглавило pусское населениe.

Особенно интенсивно обернулось восстание в 1940-м году Хасана Исраилова и продолжавшийся вплоть до 1944-го года. Хотя множество чеченцев, призванных в РККА, отличились в боях, беспорядки в самой Чечне продолжались, и особенно при подходе немцев к Грозному. В феврале 1944 года, все чеченское население (около полумиллиона) былo депортированo из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Основная статья: Чеченский язык

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространен в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично - в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994-2001 - ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.). Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике - шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 в. на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тI и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского создано в 1860-е годы П. К. Усларом; впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, З. К. Мальсагов, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериева и другие исследователи.

Является государственным языком Чеченской республики.

Религия

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды - Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.

Чеченские тукхумы и тейпы

Основные статьи: Тейп, Тукхум

Чеченский тукхум - это союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте вайнахского языка.

Чеченский тейп - это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальне союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточенно. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.

Список тукхумов и входящих в них тейпов:

Аккинцы
1. Аккой, 2. Барчахой, 3. Вяппий, 4. Жевой, 5. Зогой, 6. Ноккхой, 7. Пхарчахой, 8. Пхарчой, 9. Ялхорой

Мелхи
1. Бястий, 2. Бинастхой, 3. Жархой, 4. Камалхой, 5. Кеганхой, 6. Коратхой (Кхоратхой), 7. Меший, 8. Саханхой, 9. Тертхой

Нохчмахкахой
1. Алерой, 2. Айткхалой, 3. Белгатой, 4. Беной, 5. Билттой (Белтой), 6. Гордалой, 7. Гендаргеной, 8. Гуной, 9. Даттыхой, 10. Зандакъой, 11. Ихирхой, 12. Ишхой, 13. Курчалой, 14. Сесанхой, 15. Сингалхой, 16. Харачой, 17. Ц1онтарой (Центорой), 18. Чартой, 19. Чермой, 20. Ширди, 21. Шуоной, 22. Эгашбатой, 23. Элистанжхой, 24. Энакхалой, 25. Энганой, 26. Эрсеной, 27. Ялхой. 28. Сарблой

ТIерлой
1. Бавлой, 2. Бешни, 3. Жерахой, 4. Кенахой (Кхенахой), 5. Мацархой, 6. Никарой, 7. Ошний, 8. Санахой, 9. Шюидий, 10. Элтпархой.

Чантий (чеч. ЧIаьнтий)
1.Чантий (чеч. ЧIаьнтий). 2.Дишний. 3.Зумсой. 4.Хьачарой. 5.Хилдехьарой. 6.Кхокхтой 7.Херахой.

Чеберлой
Одни из древнейших поселенцев на чеченской земле,по рассказам историков и лингвистов Крупнова.Картс. 1. Арстхой, 2. Ачелой, 3. Басхой, 4. Бегачерхой, 5. Босой, 6. Бунихой, 7. Гулатхой, 8. Дай, 9. Желашкхой, 10. Зуьрхой, 11. Ихарой, 12. Кезеной, 13. Кири, 14. Кулой, 15. Лашкарой, 16. Макажой, 17. Нохчи-келой, 18. Нуйхой, 19. Осхарой, 20. Ригахой, 21. Садой, 22. Салбюрой, 23. Сандахой, 24.Сиккхой, 25. Сирхой, 26. Тундухой, 27. Харкалой, 28. Хиндой, 29. Хой, 30. Цикарой, 31. Чебяхкинхой, 32. Черемахкхой33.Нижалой,34.Орсой,

Шарой
1. Бути, 2. Дунархой, 3. Жогалдой, 4. Икъарой, 5. Качехой, 6. Кевасхой, 7. Кинхой, 8. Кири, 9. Мазухой, 10. Серчихой, 11. Хашалхой, 12. Химой, 13. Хиндухой, 14. Хихой, 15. Хуландой, 16. Хьакмадой, 17. Чейрой, 18. Шикарой, 19. Цеси.

Шатой
1. Варандой, 2. Вашиндарой, 3. Гаттой, 4. Горгачхой, 5. Дехестой, 6. Келой, 7. Мускулхой, 8. Мяршой, 9. Нихалой, 10. Памятой, 11. Рядухой, 12. Саной, 13. Саттой (Садой), 14. Тумсой (Думсой), 15. Урдюхой, 16. Хаккой, 17. Халкелой, 18.Хьалг1и, 19. Харсеной.

Орстхой
1. Алхой, 2. Андалой, 3. Белхарой, 4. Бокой, 5. Булгучхой, 6. Виелха-некъи, 7. ГIарчой, 8. ГIалай, 9. Гандалой, 10. Мержой, 11. Мужахой, 12. Мужгахой, 13. Оьргхой, 14. Фергхой, 15. Хевхарoй, 16. ЦIечой.

Тейпы, не входящие в тукхумы
1.Нашхой (Нахша, Чармахой, Мозгара, ГIой), 2.Салой, 3.Гухой, 4.Гучингхой, 5.Майсты, 6 .Мулкьой (Коттой, Жайнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой, ГIезир-Къхеллой, Хьуркой) 7.Пешхой, 8.Туркой, 9.Хукой, 10.Чинхой,

Названия народов по-чеченски
1. Абзой, 2. Арселой, 3. Гебертлой, 4. Жугтий, 5. Ногий, 6. Орси, 7. Черказий, 8. Гезлой.

Данные этнонимы не являются названиями тейпов. Чужеродных тейпов среди чеченцев нет, т.к. по чеченским законам лэи ("лай" - раб, батрак, нечеченец) не имели право на создание тейпа. Есть единицы нечеченских ответвлений/родов (доьзал), которые являются семьями, а не тейпами. Так в Чечне от 3 до 6 еврейских гаров, среди ариен-нохчи, 2 чарадинских гара и 1 цунтинский.

Гезлой, Черкси, Гебертлой и т.д. - названия народов по-чеченски. Так же, как и по-русски "Ноев народ" - чеченцы, но от этого чеченцы не стали "русским тейпом".

Нахские народы:
Ингуши, Чеченцы (аккинцы, кистинцы),Бацбийцы

Нахско-дагестанские народы
Дагестанцы: Аварцы | Агулы | Арчинцы | Андийские народы: андийцы ахвахцы багвалинцы ботлихцы каратинцы тиндинцы чамалинцы | Будухцы | Даргинцы | Крызы | Лакцы | Лезгины | Рутульцы | Табасараны | Удины | Хиналугцы | Цахуры | Цезские народы: бежтинцы гинухцы гунзибцы хваршинцы цезы

Нахские народы:
Ингуши | Чеченцы (аккинцы, кистинцы) | Бацбийцы

1. Russian 2002 census
2. Данные Всероссийской переписи 2002 года
3. По материалам Лиги наций Санкт-Петербурга, Ассамблеи народов России
4. Chechens in the Middle East: Between Original and Host Cultures, Event Report, Caspian Studies Program
5. BC: Уроки чеченского. 60 лет назад в Казахстан было депортировано около 500 тысяч человек
6. Российские мусульмане заинтересованы в том, чтобы РФ приняли в ОИК, заявил Кадыров
7. Беженцами в Азербайджане получена гуманитарная помощь
8. Кадыров поможет киргизским чеченцам вернуться на родину
9. Главный итог кавказской войны
10. Мухаджирство или переселение вайнахов на Ближний Восток
11. Ю. Веремеев. История Чечни в 1921-1941 гг.
12. 1
13. Зарема Nбрагимова Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900). - Пробел-2000. - ISBN 5-93494-068-6
14. Тайп (род) и тайповые отношения в Чечне в прошлом и настоящем

Литература

Л. Ильясов. Чеченский тейп // Чеченская республика и чеченцы: История и современность: Матер. Всерос. науч. конф. - Москва, 19-20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176-185 http://ec-dejavu.ru/c-2/Chechen.html
Альфред Кох. Аналитика: «Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда», 3 сентября 2005 http://www.polit.ru/analytics/2005/09/03/4vzglyada.html
В. А. Кузнецов. «Введение в кавказоведение» - Владикавказ, 2004
Нахско-дагестанские народы

См. также в других словарях:

ЧЕЧЕНЦЫ - (самоназвание нохчий) - народ общей численностью 957 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 899 тыс. чел., в т.ч. Чечено-Ингушетия - 735 тыс. чел., Дагестан - 58 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан - 50… (Современная энциклопедия)

ЧЕЧЕНЦЫ - (самоназв. - нохчий) - народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы -… (Большой Энциклопедический словарь)

ЧЕЧЕНЦЫ - , чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (устар.). ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, м. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ССР. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. Пушкин. Чечен… (Толковый словарь Ушакова)

ЧЕЧЕНЦЫ - , чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (устар.). ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, м. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ССР. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. Пушкин. Чечен…
ЧЕЧЕНЦЫ - , Цев, ед. Цнец, Цнца. м. Народ, составляющий основное коренное население Чечни.… (Толковый словарь Ожегова)

Чеченцы - кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

ЧЕЧЕНЦЫ - Самое воинственное кавказское племя. (

Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Чеченцы. «Нохчалла - чеченский характер», 2010


Общие сведения

ЧЕЧ‘ЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), вайнахский народ Северного Кавказа, основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек. Живут также в Дагестане (около 58 тыс. человек), Ставропольском крае (15 тыс. человек), Волгоградской области (11,1 тыс. человек), Калмыкии (8,3 тыс. человек), Астраханской (7,9 тыс. человек), Саратовской (6 тыс. человек), Тюменской (4,6 тыс. человек) области, Северной Осетии (2,6 тыс. человек), Москве (2,1 тыс. человек), а также в Казахстане (49,5 тыс. человек), Киргизии (2,6 тыс. человек), на Украине (1,8 тыс. человек) и др. Общая численность - 957 тыс. человек. Общая численность чеченцев во всем мире - от 1 550 000 до 2 млн человек. Население Чеченской Республики на 1 января 2008 года достигло уровня 1209,4 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность чеченцев, проживающих на территории России, составляет 1 миллион 361 тысячу человек, по данным переписи 2010г. - 1 млн. 431 тыс. 360 человек.

Современное название «чеченцы» сформировалось в данной транскрипции в XVIII веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от названия села Большой Чечень. С начала XVIII века русские источники стали использовать термин «чеченцы» по отношению к предкам современных чеченцев. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название «вайнахи» (дословно: наш народ).

Верующие Чеченцы - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита.

В "Географии" Страбона упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка нахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках 7 века Чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 века упоминается "народ нохчи". В персидских источниках 13 века дано название сасаны, позднее вошедшее в русские документы. В документах 16-17 веков встречаются племенные названия Чеченцев (ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - чIаьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - тIерлой).

Цикл аудиолекций «Народы России» — Чеченцы


К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут они также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии и на Украине. Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Чеченский алфавит составлен на русской графической основе, в нем 49 букв. Это на 16 букв больше, чем в русском алфавите. Эти дополнительные буквы понадобились для того, чтобы передать специфические чеченские звуки (гортанные согласные и мягкие звуки), отсутствующие в русском языке.

Антропологический тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 веках сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В 16-17 веках Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом - Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения Чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения Чеченцев в конце 18-1-й половине 19 века. К 1840 на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими Чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у неё в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х годах коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чеченцам. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 - Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тыс. Чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан.

В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.

Традиционные земледельческие культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные Чеченцы сбывали взамен излишки скота.

Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного - селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, - жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище - турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины.

Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 века Чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила "гIабли" из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.

Женские головные уборы - большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой - закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту - шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова.

Пища весной преимущественно растительная, летом - фрукты, молочные блюда, зимой - в основном мясные. Повседневная пища - сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных - къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др.

Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел - "совет", "суд") представителей родовых подразделений (тайп). Он решал судебные и другие дела общинников. Сход всей общины ("общинный кхел") регулировал пользование общинными угодьями, определял сроки пахоты и сенокоса, выступал посредником при примирении кровников и др. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы (гар), а также крупные объединения тайпов (тухумы), различавшиеся особенностями говоров. Существовали рабы из невыкупленных военнопленных, которые за долгую службу могли получить от хозяина землю и право заводить семью, но и после этого оставались неполноправными общинниками. Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи (белхи - от "болх", "работа"), кровной мести. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощённого кровника, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие. Сохранялись обычаи избегания в отношениях между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. Местами сохранялись многожёнство, левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена.

Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты - гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т.д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с 13 века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью Чеченцы обращены в мусульманство к 18 веку. В 20 веке сформировалась чеченская интеллигенция.

Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар), отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: «Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ». Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, у чеченцев же она поставлена в совершенно особое положение. Женщина-мать (цIен нана) - хозяйка огня, тогда как мужчина-отец (цIийна да) - лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. Величайшим позором у чеченцев считается непочитание матери и ее родственников. Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.

Я.З. Ахмадов, А.И. Хасбулатов, З.И. Хасбулатова, С.А. Хасиев, Х.А. Хизриев, Д.Ю. Чахкиев


Очерки

Единство народа - несокрушимая крепость

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?» При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?»

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву. Всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.

Приветствуя старшего по возрасту, молодой человек обязательно включает предложение помощи. Если пожилой человек в чеченских селах начинает какую-то работу по хозяйству, то соседи тоже принимают в ней участие. И зачастую начатое дело заканчивают именно добровольные помощники.

«Единство народа - несокрушимая крепость», - справедливо гласит чеченская мудрость.

С тех пор живут в горах Кавказа

Существует легенда, что когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей и где проживали воинственные амазонки, жил и ныне живет народ нохчи, более известный под именем чеченцы. Чеченцы - один из древнейших народов Кавказа, принадлежат к кавказской расе.

Современное название «чеченцы» сформировалось в данной транскрипции в XVIII веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название «вайнахи» (дословно: наш народ). На Северном Кавказе чеченцы - это самый крупный этнос (свыше одного миллиона человек).

К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут они также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии и на Украине.

Население Чеченской Республики на 1 января 2008 года достигло уровня 1209,4 тысяч человек. Верующие чеченцы - мусульмане-суниты.

Чеченский язык относится к кавказско-иберийской языковой семье. Корни этого языка зафиксированы в клинообразных надписях древневосточных государств Митанни (XIV — XI века до н.э.) и Урарту (IX — VI века до н.э.).

Цифровая символика

В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку по чеченским обычаям нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста.

В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Выбор цифры 8 в данном случае не случаен. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар), отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: «Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ».

Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, у чеченцев же она поставлена в совершенно особое положение. Женщина-мать (цIен нана) - хозяйка огня, тогда как мужчина-отец (цIийна да) - лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. Величайшим позором у чеченцев считается непочитание матери и ее родственников. Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.

Самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении среди сражавшихся женщины с непокрытой головой. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как жертва оказывалась под защитой женщины.

Строительство семейной жизни

У чеченцев существует особый институт - ухаживание за девушкой. Причем девушке предоставлялись такие же права, как и юноше. Эта необходимость базировалась на том убеждении, что потомство, зачатое не по любви, ущербно, неполноценно. Для выбора супруга необходимо было подконтрольное, но широкое общение: на вечеринках - «синкъерам», работах по помощи - «белхи», у родника - «хин йист», во время специальных приглашений девушки для бесед-испытаний.

Знакомство и встречи не допускались где попало. Например, на вечеринках через выбранную девушками посредницу (иногда сама хозяйка дома) парень мог у своей избранницы выяснить, согласна ли она, чтобы он за ней ухаживал. Если же юноша желал продолжить отношения, то опять-таки у девушки испрашивалось согласие на эти новые отношения. Затем девушка сообщала избраннику, что может выйти замуж. Она в знак этого давала в руки парню какую-нибудь вещь в залог: носовой платок, серьгу, колечко. Наконец, назначалось время и место, куда являлся жених с товарищами и невеста в сопровождении кого-нибудь из женщин, обычно жены старшего брата.

Одарив провожавшую, самый старший из друзей жениха брал невесту за руки и произносил: «Беру в свидетели небеса и землю, отныне ты - наша невестка».

Но даже если непосредственно перед свадьбой жених допускал какой-либо проступок, этого было достаточно, чтобы невеста ему отказала. Брак расторгался легко и по инициативе обеих сторон. Мужу при разводе были необходимы два свидетеля, при которых он произносил: «Беря в свидетели (называет), девять раз сжигаю, то есть оставляю...».

За время существования этого института был выработан особый язык жестов, мимических знаков. Уникально данное в народе определение этих отношений молодых - «дог даха» (дословно: вырвать сердце). Женитьба путем кражи невесты не была популярна.

Счастья без согласия не бывает. Как говорит чеченская пословица: «Там, где светит солнце, и земля греть будет».