Четыре поколения прав и свобод. Три поколения прав человека и гражданина Третье поколение прав человека

Концепция трех поколений прав человека

Концепция трех поколений прав человека была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:

  1. гражданские и политические права («права свободы»);
  2. экономические, социальные и культурные права («права равенства»); и
  3. коллективные права («права солидарности»).

Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

Первое поколение прав человека.

Первое поколение - поколение гражданских и политических прав проистекает в первую очередь из идей и концепций о государстве, политической власти, правах и свободах человека таких мыслителей 17-го и 18-го веков как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо. Основанные на политической философии либерального индивидуализма и связанной с ней экономической и социальной доктриной невмешательства государства права человека первого поколения квалифицируется как система негативных прав, т. е. прав обязывающих государство удерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. С признанием и осуществлением на деле прав человека первого поколения связаны возникновение, развитие и реализация на практике принципов правового демократического государства.

Первое поколение прав человека составляют следующие права и основные свободы:

  • , право на свободу, право на личную неприкосновенность человека;
  • право на свободу от рабства или подневольного состояния;
  • право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на справедливое и публичное судебное разбирательство;
  • право на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь;
  • право на свободу передвижения и выбора местожительства;
  • право на владение имуществом;
  • право на свободу мысли, совести и религии;
  • право на свободу убеждений и их выражения;
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
  • право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Гражданско-политические права первоначально были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и американском Билле о правах (1791 г.). В современную эпоху эти права нашли свое отражение в конституциях и законах большинства стран мира, а также в международных конвенциях – Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 3-21) и . На региональном европейском уровне на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколов к ней были созданы правовые механизмы защиты этих прав: системы Совета Европы и Европейского суда по правам человека.

Второе поколение прав человека.

Второе поколение - поколение экономических, социальных и культурных прав, проистекает в первую очередь из социалистических традиций, популярных среди приверженцев сен-симоновского движения начала 19-го века во Франции. В значительной степени втрое поколение возникло в ответ на злоупотребления капиталистического пути развития и его основополагающей и по существу безответственной концепции индивидуальной свободы, которая допускала и даже легитимировала эксплуатацию рабочих классов и колониальных народов.

Исторически сложилось так, что экономические, социальные и культурные права человека противопоставляются первому поколению, гражданским и политическим правам и воспринимаются преимущественно как система позитивных прав. Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека наоборот предполагает активное участие государства в социально-экономической и культурной жизни общества для обеспечения социальной справедливости, справедливого распределения благ и уравнивания возможностей.

Второе поколение прав человека составляют:

  • право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы;
  • право на отдых и досуг;
  • право на определенные стандарты жизни;
  • право на социальное обеспечение;
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества;
  • право на творчество;
  • право пользоваться результатами научного прогресса.

Основными международными договорами, закрепляющими права человека второго поколения, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 22-27) и .

Третье поколение прав человека.

Наконец, третье поколение - поколение коллективных прав или прав солидарности, получило широкое признание во второй половине 20-го века. В отличие от первого и второго поколений, формировавшихся на основе теоретических (либералистских и социалистических) доктрин, третье поколение является результатом человеческого опыта и практических требований реальной жизни. Например, до настоящего времени у человечества не было проблем с экологией, но в наши дни они занимают одно из ведущих мест на повестке дня. Действий одного государства уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами третьего поколения. Их реализация возможна только согласованными усилиями всех акторов на «социальной сцене»: государств, международных и неправительственных организаций, общественных объединений и индивидуальных лиц.

Права первого поколения призваны защищать человека от ненадлежащего обращения государства, права второго поколения обеспечивают ему возможность требовать от государства реализации специальных правительственных программ по предоставлению социальной поддержки и помощи. Однако благополучие человека невозможно без его участия в жизни сообщества. Для достойной жизни человек нуждается не только в свободе, равенстве, но и в братстве. Права третьего поколения способствуют преодолению автономии отдельных индивидов, конкурирующих между собой, и обеспечивают социальную солидарность, что позволяет людям полностью раскрыть свой потенциал посредством совместного участия в социальной жизни различных сообществ, к которым они принадлежат.

Третье поколение прав человека составляют:

  • право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение;
  • право на экономическое и социальное развитие;
  • право на участие в пользовании «общим наследием человечества»;
  • право на мир;
  • право на чистую и здоровую окружающую среду;
  • право на гуманитарную помощь.

Права третьего поколения, закреплены в большом количестве международных документов, особенно в соглашениях, продвигающих политику «мягкого права», таких как Декларация ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года.

Заключение.

Фундаментальные права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы, их цель – создание условий для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Большинство членов ООН признавало это, когда в начале 1950-х Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Пользование гражданскими и политическими свободами и обладание экономическими, социальными и культурными правами связаны между собой и взаимно обуславливаются», – говорилось в резолюции пятой сессии ГА ООН. – «Человек лишенный экономических, социальных и культурных прав, он не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека».

Единство всех прав и свобод человека также подчеркивается в Декларации ООН о праве на развитие: «все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы», добавляя, что «осуществление некоторых прав человека и основных свобод не может служить оправданием отказа в других».

Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.

Литература.

  1. Варламова Н. В. Третье поколение прав человека? Российский юридический журнал, 2011, № 2.
  2. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
  3. Права и свободы человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. 3. Мутагиров. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Human Rights in the World Community: Issues and Action / edited by R. P. Claude, ‎B. H. Weston - Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1992.
  5. Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 1977. Nov.

После Второй мировой войны формируется новое, третье поколение правчеловека. Его принципиальной особенностью становится возникновение понятия коллективных прав. До сих пор целью работы многочисленных институтов прав человека было гарантирование прав и свобод отдельно взятого человека.

Относительно прав человека имеется целый диапазон позиций - от тех, которые ставят на первое место права и свободы индивида, до тех, которые высший приоритет отдают общественной жизни и благу коллектива. Различные позиции на этой шкале можно описать как более или менее индивидуалистские или коллективистские. На одном ее полюсе можно обнаружить таких людей, как Нозик, Фридмен и другие политические либералы; на другом полюсе располагается албанец Энвера Ходжи или красногвардейцы культурной революции. Будучи опосредствованной понятием прав человека, коммунитаристская трактовка послужила одной из причин появления новой группы прав - коллективных, таких, как права народов и права меньшинств. Российское массовое сознание восприняло идею прав человека уже на стадии признания прав группы.

Коллективные права были призваны защитить тех граждан, которые по социальным, политическим, медицинским и другим причинам не имели равных с другими гражданами возможностей осуществлять общие для всех людей права и свободы и поэтому нуждались в законодательной поддержке. Поскольку эти права зачастую противоречили друг другу, произошла плюрализация критериев, по которым определялась необходимость в этих правах. Одновременно представления о потребности в определенных правах и свободах стали гораздо более субъективными и более разнообразными с содержательной точки зрения.

Коллективные права чаще всего подразделяются на права народов (на развитие собственной культуры народа, право на сохранение и развитие традиций, получение образования и возможность общения на родном языке и т.д.) и права меньшинств. Таким образом, здесь речь идет о правах политического, этнического, религиозного и других сообществ уже как отдельных субъектов права. Происходит не просто расширение круга прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в международно-правовых документах, но и появление качественно новых тенденций.

Принятие идеи коллективных прав человека первоначально проходило с определенными трудностями. Один из исследователей вопроса А.Х. Абашидзе пишет, что после Второй мировой войны проблема меньшинств снова привлекла внимание мирового сообщества. Это было связано как с преступлениями геноцида в ходе войны, так и с решениями некоторых стран (Польши, Венгрии и др.) о выселении со своей территории немецкого населения. Несмотря на то, что проблемы национальных меньшинств приобрели международный характер еще в рамках Лиги Наций, при разработке Устава ООН страны, не желавшие устанавливать специальный режим зашиты прав меньшинств на своих территориях, добились того, чтобы эта проблема стала частью общей проблемы зашиты прав человека. В результате этого в Уставе ООН нашли отражение лишь принципы равноправия и недискриминации, а проблема национальных меньшинств получила совсем другой статус. В ходе подготовки Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи ООН окончательного текста Всеобщей декларации прав человека (в Париже, в 1948 году) несколько делегаций (Югославия, Дания, СССР) пожелали включить в Декларацию не только статьи о принципах равноправия и недискриминации, но и положения, касающиеся позитивныхмер в целях зашиты меньшинств. Однако эти делегации неожиданно столкнулись с серьезным сопротивлением. Возражением служило то, что проблемы меньшинств являются сложным следствием структурных различий государств и при попытке их применения возможно нарушение национального единства и целостности этих государств.

Делегации некоторых стран указывали также, что все меньшинства уже получили права и защиту в этой Декларации: в ст. 18 им гарантируется свобода мысли, совести и религии, в ст. 19 - свобода убеждений и их свободное выражение, в статье 20 - свобода мирных собраний и ассоциаций, в статье 26 - право на образование, в статье 27 - право свободно участвовать в культурной жизни общества и т.д.

Таким образом, внезапно открылось множество новых аспектов прав человека. С одной стороны, это была попытка избавиться от дискриминации (по признакам национального происхождения, цвета кожи, пола, вероисповедания и др.). В США, по некоторым данным, еще в 60-е годы число поддерживающих программ достигало 500, а их стоимость определялась в десятки миллиардов долларов. Далее, со временем постепенно сложилось понимание того, что во многих случаях права индивидуума бывают лучше всего защищены тогда, когда защищены права соответствующего слоя населения.

С другой стороны, по мнению либералов, групповые права защищены, если обеспечиваются права каждого индивида, в том числе и индивида в группе. В международных документах права меньшинств выглядят как обеспечение возможности образования на родном языке в соответствии с культурной традицией, сохранения культуры (школы, музеи, библиотеки, СМИ), уважение религиозных традиций и норм семейного права. Важно, что отдельный человек является субъектом таких прав, но вопрос переносится из плоскости его личного статуса на его положение в группе.

С другой стороны, индивидуальные и коллективные права взаимозависимы: осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида, что все-таки всегда было исторически приоритетным. Сейчас коммунитаристы много обсуждают вопрос о том, принадлежность к какому сообществу будет определяющей для данного конкретного человека, если их интересы придут в столкновение (например, к профессиональному, этническому или религиозному).

Рассмотрение законодательной практики через призму именно коллективных прав оказалось неожиданно продуктивным с методологической точки зрения. Так выявление типа дискриминации в принципе возможно лишь в масштабах группы. Например, предельно допустимые нормы переносимых работником тяжестей существуют для лиц обоего пола, однако женщин такое правило способно задеть сильнее, а это может послужить основанием для их дискриминации в трудовых отношениях. Анализ социальной ситуации под углом зрения коллективных прав соответствующих групп населения способен выявить также возможность возникновения в обществе последующих социальных конфликтов, если не будет вовремя устранена дискриминационная причина. Например, увеличение числа молодых людей, не имеющих средств для получения полноценного образования, грозит им в дальнейшем дискриминацией при приеме на работу, что в свою очередь, чревато перспективой ухудшения криминогенной обстановки.

В последние годы многие исследователи отмечают, что практическая реализация многих коллективных прав может приводить и к некоторым негативным последствиям. Кроме того, социальными теоретиками было отмечено, что нельзя смешивать две центральные дихотомии: атомизм-холизм и индивидуализм-коллективизм. Приведем пример Маркса как тип холиста-коллективиста и Нозика как атомиста-индивидуалиста. Мы часто слышим разговоры о расхождении между коммунитаристами и либералами в понимании общества. Жаркие споры в этой области, насчитывающие ныне вот уже более трех столетий, привели к размежеванию атомистов и холистов. О первых часто говорят как о методологических индивидуалистах. Они убеждены в том, что а) при объяснении социальных действий, структур и условий мы можем и обязаны истолковывать их в терминах свойств социальных индивидов; б) социальные блага мы можем и должны истолковать в терминах взаимосвязи индивидуальных благ.

Три поколения прав человека

Концепция « поколений » прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение - личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость.

Права первого поколения - это основа института прав человека.Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свобода передвижения; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения.

Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.),а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах,а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т.Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Как отметил председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, права второго поколения первоначально были закреплены и приняты в Советском Союзе, который добился внесения положений о социально-экономических правах в международные документы.

3. Третье поколение - права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека - это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права « единицы ».

Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда - такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно.

Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".

Итог.

Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…

Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав. Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.

Определение 1

Концепция поколений прав человека - это теория, согласно которой, в зависимости от времени появления, существует три поколения прав.

Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.

Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.

Первое поколение прав человека

Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.

Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.

Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.

Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.

Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.

Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:

  • право свободы вероисповедания;
  • право участия в управлении государственными делами;
  • право равенства перед судом и законом;
  • право на жизнь и свободу;
  • право на обеспечение безопасности человека от незаконного (своевольного) задержания или ареста;
  • право на собственность и на защиту от лишения человека его собственности.

Замечание 1

Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.

Второе поколение прав человека

Основой зарождения данного поколения прав стала борьба народов XIX - XX веков за то, чтобы улучшить свой уровень экономики.

Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.

Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.

Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:

  • право на труд;
  • право социального обеспечения;
  • право на благоприятные и справедливые условия труда;
  • право защиты от безработицы;
  • право досуга и отдыха;
  • право иметь определенные жизненные стандарты;
  • право на получение образования;
  • право на обеспечение охраны здоровья;
  • право свободного участия в культурной общественной жизни;
  • право на творчество;
  • право на пользование результатами, полученными в ходе прогресса науки;
  • право на защиту детства и материнства;
  • право на получение медицинской помощи.

Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.

Некоторые буржуазные современные государства решили не присоединяться к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, что мотивировали отсутствием в указанных в Пакте правах признаков субъективности, в частности, невозможностью их судебной защиты. Несмотря на то, что эта позиция государств может приниматься во внимание, присоединение к Пакту может создать для них обязательства по совершенствованию своего внутреннего законодательства и организации деятельности в соответствии с ним. В XXI веке государство должно стремиться к статусу социального. Это является закономерностью при развитии государств современного мира, которая закреплена в конституциях таких государств как, например, Франция, Испания, Италия, Турция, Португалия.

Третье поколение прав человека

Первоначальная идея возникновения и дальнейшего существования третьего поколения прав человека была сформирована в результате обострения мировых глобальных проблем после окончания Второй мировой войны 1939 - 1945 годов. Данное поколение рассматривать лучше в качестве продукта на стадии формирования, как результат одномоментного “взлета и падения” государств в конце XX века.

Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.

Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.

Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:

  • право экономического, политического, культурного и социального самоопределения;
  • право участия в пользовании “общим человеческим наследием”;
  • право социального и экономического развития;
  • право на пользование здоровой и чистой окружающей средой;
  • право на мир;
  • право на получение гуманитарной помощи.

Замечание 2

Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.

Помимо указанных трех видов поколений прав человека, в юридической литературе и теории некоторые ученые предлагают выделять еще три - четвертое, пятое, шестое поколения человеческих прав. В науке эта проблема является дискуссионной и не решена в полной мере. Нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли рассматривать эти дополнительные поколения прав.

Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.

Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • Три поколения прав человека и гражданина

    Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

    Первое поколение прав человека 19 включает в себя провозглашенными буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «Негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)

    Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют позитивными т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.

    В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).

    Третье поколение 20 . Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое).

    Международно-правовой базис прав человека. После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществам особого значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов.

    Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без всякой дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г.

    Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как "член общества".

    Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

    В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.

    В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

    Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

    Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области - конвенции и рекомендации - приняты специализированной организацией ООН - Между­народной организацией, труда (МОТ).

    Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявше­гося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой органи­зации вправе привлекать внимание других государств-учас­тников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участни­ком.

    Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и граж­данина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции.

    Процесс правовой, интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах. Фак­тически уже сейчас в силу признания международного пра­ва внутренним правом страны ни одно государство не дол­жно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это также подтверждает тот факт, что Конституционное законодательство России необходимо продолжать совершенствовать.