Что дает биржа труда. Что такое биржа труда? Смотреть что такое "Центр занятости" в других словарях

По статистике лишь 1,5% соискателей обращаются в Службу занятости населения. Остальные предпочитают другие способы поиска работы. В чем же причина, в низкой эффективности такого поиска или так сложно встать на учет?

БИРЖА ТРУДА: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Безработный. Получить такой статус для многих россиян – хуже клейма. Считается, что обращаются в службу занятости только те, кто уже ни на что не годится и не в состоянии найти работу самостоятельно. Согласно майскому онлайн-опросу JOB.RU , лишь 1,5% предпочитают обращаться в службу занятости и на организованные ею ярмарки вакансий. Кому может быть полезна госпомощь и что нужно сделать, чтобы встать на учет?

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ

Многие уверены, что безработный должен встать на учет на биржу труда и страшно удивляются, не находя инстанции с таким названием. Дело в том, что в России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Для того, чтобы понять, в чем причина российской нелюбви к государственным биржам труда, достаточно сформулировать, чего хочет получить человек, обращаясь в подобную инстанцию. Правильно, хорошую работу и адекватное пособие на время ее поиска. Что выходит на практике?

Максимум, на что может рассчитывать человек, вставший на учет в качестве безработного – 4 900 рублей в месяц, минимум – 850. В Москве, правда, существуют еще доплата в размере минимального пособия + половина стоимости единого проездного билета, сейчас это 1 190 рублей. Путем нехитрых математических вычислений получаем: максимум 6 940 рублей, минимум – 2 890 рублей. Негусто.

Что касается хорошей работы, здесь ситуация еще хуже. В Москве две трети вакансий службы занятости приходится на рабочие специальности. Предложений работы для высококвалифицированных специалистов практически нет. Кадровые агентства свои вакансии через биржу труда предпочитают не размещать.

Менеджер по подбору персонала в направлении «Маркетинг и продажи» Michael Page International Виктор Киреев : «В процессе поиска кандидатов мы обращаемся к разным источникам. Бирж труда нет в их числе по нескольким причинам: во-первых, конкретно наше агентство занимается подбором высококвалифицированных специалистов, имеющих существенный опыт и экспертизу в своей отрасли, биржи труда же направлены на помощь в поиске работы или переквалификации специалистам начального уровня. Еще одной причиной является тот факт, что обращение граждан в центры занятости связано с определенными сложностями. Человек должен регулярно посещать биржу труда, информировать ее о своих действиях по самостоятельному поиску работы, являться на переговоры с работодателем в кратчайшие сроки и получать отметку о своей встрече с ним. Все это значительно уменьшает количество обратившихся на биржи труда, а соответственно и наших кандидатов ».

В списке наиболее востребованных специалистов топовые позиции занимают инспекторы полиции, охранники и медсестры. Ни о каких финансовых аналитиках, журналистах, юристах нет и речи. Но даже самым востребованным кандидатам гораздо выгоднее искать работу самостоятельно. Для сравнения: самая популярная вакансия в базе данных биржи труда – водитель а/м, средняя заработная плата – 29 тыс. рублей. На портале JOB.RU это практически нижняя граница предложений. На рекрутинговых сайтах всегда можно найти гораздо более выгодные варианты, чем те, которые предлагают Центры занятости.

Конечно, зарплата инспектора полиции – величина постоянная, но чтобы устроиться на эту работу, направления биржи труда не требуется. Не нужна никакая путевка и для того, чтобы устроиться водителем троллейбуса (это, кстати, самая высокооплачиваемая профессия из востребованных – 32 тыс. рублей в месяц).

Неудивительно, что численность официально зарегистрированных безработных составляет в Москве всего 0,56% от экономически активного населения. Безработица по классификации МОТ выше в разы. Впрочем, глава столичного департамента труда и занятости главной задачей службы занятости считает не лечение города от безработицы, а профилактику этого заболевания.

Руководитель Департамента труда и занятости населения г.Москвы Олег Нетеребский : «Надо делать, чтобы служба занятости не была Собесом, это не главная ее функция. Нужно, чтобы она мониторила рынок труда, делала прогнозы на год-два вперед и выстраивала программы так, чтобы люди ими пользовались ».

ПОВОД ПОПРОБОВАТЬ

И все же, есть по меньшей мере три весомых повода, чтобы встать на учет на биржу труда. Во-первых, если вы хотите начать свой бизнес.

Во-вторых, если вы попали под сокращение. По закону в этом случае работодатель должен выплатить вам при увольнении два оклада и еще один, если вы не найдете за два месяца работу. Но только при одном условии – если вы в 14-дневный срок после увольнения встанете на учет в службу занятости. Согласитесь, если вы получали большую зарплату, среднемесячный оклад – довольно весомый повод обратиться на биржу труда.

В-третьих, подав документы в службу занятости, вы получаете право на бесплатное обучение по одной из 70 специальностей на выбор. Вот только некоторые направления:

Автоматизация учета и управления на предприятии;
- Английский язык для делового общения со знанием ПЭВМ;
- Бухгалтерский и налоговый учет;
- Компьютерная верстка и дизайн;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Проектирование средствами AutoCAD и ArchiCAD;
- Дизайн наращивания и моделирования ногтей;
- Парикмахер широкого профиля.

Конечно, эти курсы полноценного образования не заменят, но повысить квалификацию вполне могут. Некоторые благодаря этой опции решают свои проблемы за государственный счет. Инженер Максим Трубников рассказывает: «В 90-х инженеры оказались никому не нужны, меня сократили. Я встал на учет на биржу труда и сразу пошел на переобучение по специальности «водитель грузовика». Дело в том, что мне по дешевке достался грузовик, а прав категории D и денег на курсы у меня уже не было. Вот так и выкрутился ».

ПУТЬ К СТАТУСУ

Что же делать, если вы все-таки решили встать на учет на биржу труда? Для начала – подготовить все необходимые документы, они перечислены в статье 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации»:

Паспорт или документ, его заменяющий;
- документ об образовании;
- трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
- справку о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы;
- заявление.

Инвалиды, кроме того, предоставляют индивидуальную программу реабилитации.

Некоторым категориям граждан могут потребоваться дополнительные документы, их перечень можно найти на сайте Департамента труда и занятости населения г.Москвы. В регионах регламент может отличаться от московского, поэтому детали лучше уточнить в вашей службе занятости.

Чтобы не ездить лишний раз на прежнюю работу, не поленитесь сначала заглянуть в свое отделение службы занятости и взять образец необходимой справки. Обратите внимание, это не документ формы 2НДФЛ, который чуть ли не в половине случаев привозят в службу занятости!

Но даже если вы привезете в бухгалтерию готовую форму, это не обезопасит вас от лишних разъездов. Внимательно рассмотрите полученный документ. В угловом штампе или на фирменном бланке организации обязательно должны быть ИНН и юридический адрес компании-работодателя. Еще один нюанс: на справке должны стоять две подписи – руководителя и главного бухгалтера. Если этот человек един в двух лицах, он все равно должен расписаться два раза, а около строки «главный бухгалтер» поставить «и.о.».

Гораздо проще тем, кто хочет трудоустроиться впервые: им достаточно предоставить паспорт и документ об образовании. Имейте в виду: если вам еще нет 16-ти или, напротив, вы – пенсионер по старости, на учет вас не поставят. Не стать официально безработными и приговоренным к исправительным работам или лишению свободы, а также тем, кто предоставил ложные сведения.

Но вот вы подали все необходимые документы. Думаете, вы уже официально безработный? Нет. «У нас по закону о занятости вариант какой: вот человек пришел, он не имеет работы. Мы его первые 10 дней не регистрируем как безработного, мы ему стараемся помочь, предлагаем вакансии и очень многим людям помогаем на этом этапе », – объясняет Олег Нетеребский. Если дважды за эти 10 дней вы откажетесь от подходящей вам по профилю работы, на учет вас не поставят.

Но вот пособие назначено. Получать его вы сможете максимум 24 месяца (если вы не работали более года или были уволены за виновные действия – в 2 раза меньше). При этом для тех, у кого зарплата была ниже 11 тыс. рублей, пособие будет постепенно уменьшаться, но в любом случае вторую половину срока оно будет минимальным. Исключение сделано лишь для обладателей солидного стажа: 20 лет для женщин и 25 – для мужчин. Повышенное пособие они будут получать из расчета 12 месяцев + 2 недели за каждый год свыше указанного стажа. Так, если у женщины стаж 30 лет, то максимальное пособие ей будут платить 12 + 5 месяцев.

Все это время вам будут предлагать работу. Первый год – по профилю (за исключением тех, кто был судим или уволен по виновной статье), второй – любую. Если вы дважды откажетесь, денег вас лишат. Россия – не Америка, годами жить на пособие по безработице не получится.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Данная статья станет подспорьем для тех, кто остался без работы и собирается на биржу труда с целью ее оперативного поиска. Мы подскажем, что потребуется для постановки на учет ЦЗН в 2019 году, какой пакет документов нужно предоставить и на какой размер пособия можно рассчитывать. С 01 января 2019 года размер пособия по безработице увеличен и составил (Постановление правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год») : минимальная величина в размере 1500 рублей, максимальная величина в размере 8000 рублей, а также установлена максимальная величина пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей.

Также мы разберем другие сопутствующие вопросы. Если вы уже работали и потеряли рабочее место по сокращению, если уходили в декрет, а может вы первый раз в жизни собираетесь устроиться работать после учебного заведения. Не забывайте, если вы не нашли ответ на ваш вопрос в тексте публикации - вы всегда сможете задать вопросы в комментариях, наши специалисты постараются ответить как можно быстрее.

Как встать на биржу труда? Документы для постановки на учет в Центре Занятости

Узнайте, где располагается в вашем городе Центр занятости – именно туда Вам необходимо направиться, чтобы встать на биржу труда. Сразу уточним, что для этого должно быть одно веское основание – Вы безработный гражданин. Если обратиться к статье 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», то здесь дается четкое определение лиц, которые признаются безработными. Это категория трудоспособных граждан, которые встали на учет в Центр Занятости и в настоящий момент времени не осуществляют трудовую деятельность и не получают за нее денежное вознаграждение. Граждане активно ищут работу и готовы оперативно начать трудоустраиваться. После процедуры постановки лица на учет, он попадает под защиту государства, которое предусмотрело гарантии, заключающиеся в денежных выплатах до того момента, когда подходящая работа будет найдена.

Какие именно документы вам будут нужны, чтобы в качестве безработного встать на учет? Собираем следующий пакет:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовая книжка (если вы ранее уже где-то работали);
  • Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы перед увольнением или сокращением (если вы ранее не работали, то такая справка не потребуется);
  • Документы об образовании. Возьмите школьный аттестат и все имеющиеся у вас дипломы. В соответствии с этими документами, опираясь на имеющуюся в вашем послужном списке профессиональную подготовку и опыт, сотрудники Центра занятости населения будут подбирать подходящую работу.

У вас могут также потребовать выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Она понадобится, чтобы оформить пособие.

Постановка на учёт по безработице гражданина, относящегося к категории инвалидов

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Условия постановки на биржу труда

Всем, кто поставил задачу встать на учет в ЦЗН, необходимо владеть информацией о том, какие обязанности налагаются на граждан, после регистрации. Итак:

  1. Дважды в месяц вы обязаны посещать центр занятости – сотрудник назначит Вам время и дату. Если Вас не будет в указанный срок, то сумма обозначенного государством пособия по безработице может быть снижена. Даже вплоть до полного прекращения выплаты.
  2. Вам будут периодически предлагать работу, соответствующую Вашей профессиональной подготовке, и необходимо в 3-х дневный срок после получения сведений о вакансии прибыть к работодателю на предприятие для прохождения собеседования.
  3. В течение года безработному следует определиться с предложенными вакансиями и выбрать для себя работу. В противном случае для него будет считаться подходящим любой вариант, не требующий определенных навыков, образования и квалификации.

Если Вы задумываетесь о постановке на биржу труда, следует знать, что не каждый гражданин может получить статус безработного и претендовать на денежное пособие.

Кто не может быть признан безработным?

  • Граждане, которые уже вышли на пенсию и получают пенсию по возрасту;
  • Лица, которым еще не исполнилось 16 лет;
  • Лица, осужденные к исправительным работам;
  • Если человек становится на учет в Центре занятости, но ранее негде не работал, не обучался и не имеет квалификации. В ЦЗН ему было предложено обучение, от которого он отказался два раза;
  • Перечень граждан, которым еще может быть отказано в получении статуса безработного можно узнать в ч.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ».

Электронная биржа труда - вакансии онлайн

Многих граждан интересует вопрос постановки на учет в Центре Занятости, и они хотят знать, есть ли электронные биржи труда? Да, региональные электронные биржи труда существуют, правда, на сегодняшний день это не столь распространенное явление, особенно для сел и небольших населенных пунктов. Такие удобные сервисы созданы во многих крупных мегаполисах, их главная задача – помочь людям найти подходящую работу. И на этом функции электронной биржи труда заканчиваются.

Следует знать, что с помощью такого сервиса Вы не сможете официально встать на учет по безработице, чтобы получать государственное денежное пособие. Для этих целей необходимо Ваше личное присутствие с пакетом документов в Центре Занятости населения. Но если Вы задались целью найти работу максимально быстро, то данный сервис очень удобен – на сайте Вы в любое время можете просмотреть имеющиеся вакансии и подобрать себе подходящую работу в короткий срок.

Чем еще полезны электронные биржи труда? Здесь можно найти полезную информацию о проводимых тренингах, семинарах, обучающих курсах. Данные мероприятия на базе Центра занятости потребуют минимальных затрат от граждан (в отличие от стоимости аналогичных курсов в других заведениях), или проводятся бесплатно. Поэтому, пользуясь сайтом ЦЗН, Вы всегда будете в курсе происходящих событий и сможете начать обучение или найти вакансию.

Можно ли беременной встать на биржу труда и рассчитывать на пособие по безработице?

Женщина « в положении», безусловно, может встать на учет по безработице. В соответствии с законом, ее «интересное положение» не может быть основанием для отказа в постановке на учет или предоставлении рабочей вакансии.

После обращения беременной в ЦЗН, специалисты на основании имеющегося у нее образования и опыта, в течение десятидневного срока должны предоставить 2 варианта вакансий. Если в этот период подходящая работа не была найдена, беременную женщину регистрируют, как и других граждан как безработную и назначают ей государственное пособие. Если она не находит себе работу, то выплата пособия будет осуществляться до 30 недель беременности. После наступления этого срока, она «отправляется» в отпуск по беременности и родам. С этого момента выплаты останавливаются, и ей в дальнейшем придется обратиться в органы социальной защиты. После предоставления необходимых документов, специалисты займутся оформлением пособия по уходу за ребенком.

Размер выплат по безработице - сколько платят на бирже труда? (в РФ, в Москве)

Выплаты на бирже труда производятся на основании постановлений Правительства России, и с 2009 года по 2018 год их сумма осталась неизменной. В 2019 году максимальный и минимальный размер выплаты пособия по безработице увеличены , а также увеличен размер пособия для лиц предпенсионного возраста, чего не было ранее.

Чтобы получить более точный ответ о размере выплаты, то здесь все упирается в конкретный случай и будет зависеть от таких показателей:

  • Количество недель трудовых отношений (официальное трудоустройство) в течение 12 месяцев на дату обращения в ЦЗН;
  • Размер средней заработной платы за три последних месяца по последнему месту работу;
  • Основание увольнения.

Какие правила для выплат установлены в 2019 году:

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением: гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,

начисляется При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется

в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента .

Если смотреть данные показатели по Москве, то здесь работает постановление правительства №47-ПП от 27.01.2009, по которому городские жители имеют право на надбавку к пособию по безработице. Ее сумма на сегодняшний день составляет 850 рублей, а также компенсируется безработным стоимость проезда на общественном транспорте города в размере 50% от цены проездного документа в городском транспорте.

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями :

  • содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
  • стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-и пиал и до в и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость , — согласно указанному Закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи :

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  • Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой » такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.

Государство оказывает помощь людям, которые лишились работы. Для этих целей была создана служба занятости или биржа труда. Обратившись в этот орган, граждане могут оформить все положенные пособия или добиться направления на бесплатное переобучение.

Ряд скептиков относятся к поиску новой работы и переквалификации с помощью службы занятости отрицательно. Такая точка зрения имеет основания. Чтобы разобраться, стоит ли вставать на биржу труда, следует самостоятельно взвесить все преимущества и недостатки этого шага.

В чем плюсы обращения в службу занятости

Главным преимуществом нахождения на учете служит регулярная выплата пособий, связанных с безработицей. Порядок его расчета определен в ст. 30, 33 и 34 закона «О занятости населения в РФ» .

Интересные факты

Обучение и стажировка являются гарантией трудоустройства в соответствии с освоенной профессией на предидущем месте, либо в другой фирме. Если гражданин решил быть предпринимателем, то он может обратиться в центр занятости за субсидией.

В наиболее выгодном положении находятся бывшие сотрудники ликвидированных предприятий и сокращенные работники.

Выплаты им составляют:

  • ¾ от среднего месячного заработка на протяжении первого квартала;
  • следующие 4 месяца пособие будет уменьшен до 60 %;
  • по ходу дальнейших 5-ти месяцев выплаты составят 45 % от заработка.

Другим плюсом выступает возможность получить направление на обучение. В ходе переквалификации гражданин будет получать стипендию. Безработный может пройти курсы обучения на бирже труда бесплатно. Такое право установлено ст. 23 закона «О занятости» и связано с отсутствием квалификации, дефицитом подходящих безработному вакансий или наличием ограничений по здоровью. Государство дополнительно оплачивает ряд затрат, если переквалификация проходит в другой местности:

  • проезд до учебного центра;
  • суточные расходы;
  • аренда жилья.

Эти преимущества распространяются также на пенсионеров, желающих вернуться к труду, и женщин, ухаживающих за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Биржа труда организует курсы переподготовки вне очереди для следующих безработных:

  • имеющих инвалидность (подбор осуществляется с учетом индивидуальной программы социальной реабилитации);
  • родителей детей-инвалидов;
  • бывших военных и отслуживших по призыву не более 3-х лет назад граждан;
  • супругов действующих и бывших служащих Минобороны;
  • не имеющих квалификации безработных, которые не были трудоустроены.

Любопытные факты

У профессионального обучения от центра занятости также есть и минусы: 1) иногда подходящих вакансий нет и их приходится ждать длительное время; 2) техническая возможность во многих регионах очень бедная; 3) останавливается выплата пособия, если отказаться после обучения от нескольких вакансий.

Сами курсы позволяют овладеть наиболее востребованными профессиями (специалисты в сфере обслуживания, повара, бухгалтеры).

Следующим преимуществом выступает возможность переехать (ст. 22.1 закона). В рамках специальных программ безработным и членам их семей оплачивают транспорт, суточные расходы во время дороги и единовременное пособие. Их размер зависит от региона.

Другим видом помощи со стороны биржи труда служит содействие в открытии своего дела. Речь идет о предоставлении субсидии на регистрацию ИП или ООО. Она покрывает расходы на нотариусов и оплату госпошлины, а также компенсирует услуги юристов, заказ печатей и другие затраты.

Главной задачей биржи труда выступает содействие в поиске работы. Она предоставляет доступ к большому числу вакансий, которые подойдут значительной части состоящих на учете граждан. Служба занятости может предложить им участие в общественных работах. Это позволит получить временный доход.

Если граждане недавно лишились работы не по своей воле или относятся к числу льготников, они могут воспользоваться преимуществами обращения в службу занятости.

Самые популярные курсы — это курсы бухгалтеров, благодаря им можно выгодно трудоустроиться. Эта профессия гарантирует высокие и стабильные выплаты. Также распространено обучение мам в декрете. Это возможность для молодой мамы получать пособие и осваивать новую профессию.

В чем состоят минусы биржи труда

Далеко не все граждане из числа тех, кто имеет право встать на биржу труда, пользуются этой возможностью. Скептики утверждают, что преимущества обращения в службу занятости распространяются лишь на небольшую часть безработных граждан.

Одним из основных минусов выступает большое количество документов для постановки на учет. У заявителя потребуют справку о доходах, свидетельство с указанием ИНН, СНИЛС, трудовую книжку и все дипломы об образовании.

Другим недостатком выступает небольшая сумма пособия по безработице. Его максимальная величина составляет 4,9 тыс. рублей (выплачивается всем безработным, которые не прошли через сокращения), а минимальная – 850 рублей (выплачивается со 2-го года безработицы). Эти суммы установлены 8 декабря 2016 г. постановлением Правительства № 1326.

Чтобы сохранить выплаты, безработный обязан постоянно посещать службу занятости. Его лишат пособия, если он не будет появляться в течение месяца. Другим основанием прекратить выплаты служат 2 отказа от предложенной центром занятости работы.

В видео рассказано про услуги биржи труда

Ряд претензий относятся к тому, какие курсы предлагает биржа труда.

  • Гражданину, не входящему в число льготников, приходится выбирать из менее привлекательных программ.
  • Переобучение не гарантирует последующее трудоустройство, потому что работодатель всегда ищет сотрудников с опытом.
  • Изменятся и критерии подходящей работы. К таковой будет относиться большее число вакансий, и гражданин имеет больше шансов лишиться пособия.
  • Продолжительность курсов составляет 1-6 месяцев. Этого может оказаться недостаточно, чтобы овладеть новой профессией.

Приемущество при прохождении профессионального обучения отдается гражданам официально признаным безработными, таким как: инвалиды (обязательно медицинское заключения от врача); родители, попечители или усыновители ребенка-инвалида; граждане, находящиеся в поиске работы более чем полгода; уволенные военнослужащие и их супруги; недавно окончившие общеобразовательное учреждение и впервые находящиеся в поиске официальной работы.

Имеющиеся вакансии зачастую оказываются заняты и поездки на собеседования приводят лишь к потере времени. Другая проблема касается того, какую работу предлагают на бирже труда. Она подходит представителям рабочих профессий, но через службу занятости редко трудоустраиваются квалифицированные специалисты.

Гражданин, столкнувшийся с безработицей, должен самостоятельно решить, стоит ли идти на биржу труда. Эта мера поможет в ситуациях, когда он подвергся сокращению или является льготником. Обращение в службу занятости позволит некоторое время получать относительно крупные выплаты и выбрать подходящую программу обучения. В остальных случаях недостатки могут перевешивать имеющиеся плюсы.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта