Что не характерно для любовной лирики некрасова. В чем особенность любовной лирики Некрасова

Темой лирических стихов о любви стали отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Они составляют так называемый «панаевский цикл» и являются вершиной интимной лирики Некрасова.

Отношения с Панаевой не всегда были безоблачными: в их жизни были и противоречия, и тяжёлые размолвки, ссоры, ревность и расставания. Всё это отражено в стихотворениях «панаевского цикла». Эпитеты «мятежный», «ревнивый», «тревожный» часто звучат в поэтических строках («Я не люблю иронии твоей...»).

Монологу лирического героя свойственны напряжённый драматизм и конкретность изображения переживаний: «ревнивые тревоги и мечты» кипят, подобно бурливым волнам, а «тайный холод и тоска» в душе напоминают о холоде всё той же осенней реки.

Стихи Некрасова столь же противоречивы, сколь непростыми были реальные отношения, в них описанные. «Не желал бы, однако, да и не могу стать вовсе ей чуждым... Без сомненья, наиболее зла сделала мне эта женщина, а только минутами могу на неё сердиться. Нет злости серьезной... Это, что ли, любовь? Чёрт бы её взял», — писал поэт Добролюбову в 1860 году, когда расставание уже стало очевидным.

Любовные стихи Некрасова не замкнуты на одном герое — они диалогичны, рисуют облик лирической героини, богатство и сложность её внутреннего мира. В поэтическом цикле не просто создаётся характер лирической героини — он дан в развитии, в различных проявлениях. Героиня часто жестока, ревнива, вспыльчива. Внимание лирического героя обращено на «прозу любви», которая неизбежна в отношениях. Это обращение к прозе жизни даже в любви является одной из самых важных особенностей лирики Некрасова. Как правило, первой строки уже достаточно, чтобы понять суть конфликта, который лежит в основе маленькой лирической новеллы.

Каждое стихотворение представляет собой фрагмент своеобразного лирического романа: так подчёркивается неразрешённость ситуации и неисчерпаемость сюжета.

Возникновение и переживание различных ситуаций, связанных с развитием чувства, зависит от настроения лирического героя, жизненных обстоятельств, указанных в поэтических строках, но очень часто стихотворение заканчивается философским обобщением, которое возвышает обычную житейскую историю до нравственного закона жизни.

Тема любви звучит и в последних стихах Некрасова, которые называются «Последние песни». Героиня этих стихов обретает имя: это Зина, жена поэта («Зине», 1876).

«Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства», — писал о некрасовской лирике Н.Г. Чернышевский.

Лирика Некрасова, посвященная теме любви, тесно связана с классической традицией русской поэзии, унаследовав пушкинскую ясность и конкретность в изображении душевного переживания. Новаторством стало включение в поэтические произведения социального аспекта — «прозу жизни», которая была основой художественного метода Некрасова.

Совет:не стоит списывать всё как есть.
В стихотворениях Некрасова выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини. В любовной лирике герой винит себя в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживает страдания любимой женщины. Такая моральная высота чувств, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Чернышевский писал Некрасову, что его стихотворения о любви «буквально заставляют меня рыдать».

Все творчество Некрасова проникнуто совершенно особым, полным благоговения и восхищения отношением к женщине. Женские образы в его любовной поэзии - сильные, решительные, более цельные и уравновешенные по сравнению с их вечно колеблющимися, сомневающимися и страдающими от собственной слабости воздыхателями. Герой любовной лирики поэта склонен к мнительности, подозрениям и самоанализу:

Верь: постыдный порыв подозренья

Без того ему много принес

Полных муки тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез.

Героиня лирики Некрасова - удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию и озлоблению, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум.

Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

Своеобразие лирики Некрасова в том, что в ней разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм: любовные стихи открыты для героини, которая входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В лирическом цикле Некрасов создает характер героини, характер новый, в разных проявлениях, самоотверженный и ревнивый. Почти все произведения интимной лирики Некрасова заканчиваются многоточиями - значит, ситуация не разрешена, не исчерпана, продолжение следует. Высокий взлет человечности - в драматическом диалоге стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю…». Чернышевский называл это стихотворение лучшим лирическим произведением. Стихотворение - одно из самых трагических у поэта, стихотворение высокого строя, который определен удивительным единством основного образа - образа креста. Образ креста соответствует высоте страдания и окончательного разговора перед лицом надвигающейся смерти. В первой строке - «Тяжелый крест достался ей на долю…» - отвлеченное обозначение тягот, слегка обновленный житейский оборот « нести крест ».

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Героиня любовной лирики Некрасова погружена в житейскую действительность, наделена вполне определенными, земными чертами, мы узнаем подробности о ее жизни. Герою Некрасов уделяет гораздо меньше внимания, чем героине, герой не так конкретен и ярок, поэт говорит только о его чувствах, но не о нем самом, кто он, откуда - неизвестно.

Поэт отказался от восторженн

1. Любовная лирика Н. А. Некрасова
2. Образы лирических героев Некрасова.

4. Рассвет и закат любви и отношение к ним лирического героя.

Обиды, размолвки, раскаянье - вновь наслаждение,
-Все это глубокой любви порожденье.

«Тирукурал»

Принято считать, что главными темами творчества Некрасова являются проблемы общественного характера, такие, как нелегкая судьба русского народа и гражданское предназначение поэта. Но это не означает, что Некрасов совершенно не уделяет внимания вопросам человеческих взаимоотношений. Любовная лирика довольно часто замечается в произведениях Н. А. Некрасова.

Объект внимания поэта - Любовная лирика с ее размолвками, взаимным непониманием, ссорами и взаимными упреками. Обращаясь к этой теме, поэт остается верен правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов стремится показать нам светлое начало даже в неприятных событиях. Ссора между близкими людьми не столь страшна, если за ней следует «возвращенье любви и участья».

В Любовная лирика Некрасова имеет два характера: характер лирического героя и характер лирической героини. Его лирическая героиня - это личность незаурядная, сильная, наделенная живым умом; это подруга и единомышленница, способная оказать поддержку в тяжелую минуту, отыскать выход из сложной ситуации («Ты всегда хороша несравненно...»). Образ лирического героя наиболее полно раскрывается в стихотворении «Застенчивость». В нем отражено одно из сложных душевных состояний, которое испытывает смущенный или угнетенный человек. Лирический герой Некрасова умен и наблюдателен, однако жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее.

Герой мучительно пытается осознать, каковы же причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит такой ответ: «Придавила меня бедность грозная». Некрасов психологически верно показывает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней словно чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая действительность сурова не только по отношению к зарождающейся любви, но и к любви разделенной. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...» мир воспринимается через следующие категории: беда - счастье, борьба, «жизнь без счастья», враг - друг, любимая. Возлюбленная была самым надежным оплотом, но все-таки и она «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой и ее характере, сколько в объективных обстоятельствах, в конкретных жизненных условиях: «Истерзана, озлоблена борьбой... / Страдалица! Стоишь передо мной...».

В любви, по мнению Некрасова, нет места неподвижности и однообразию. Например, его стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» захватывает силой чувства, переживаниями, связанными с различными этапами любви, самой формой выражения своих чувств. Самые первые строки свидетельствуют о напряженности, динамизме любовных отношений, их зависимости от влияния окружающей обстановки: «Да, наша жизнь текла мятежно, / Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на некоторое время; их жизнь в разлуке представляется автору как долгое, но терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время, длинно, И холоден я к делу своему.

Постепенно воспоминания героя рисуют ему начало любви. Для него становится очевидно, что развитие чувства неразрывно связано с усилением сомнений.

Огромное значение в союзе двух сердец принадлежит доверию, вере. Не случайно слово «вера» или производные от него так часто повторяются в тексте:

Как ты хотела вери ть мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!

Поэт открывает в преходящих, изменчивых формах земного бытия вечные, незыблемые ценности, и одна из них - любовь, созидающая, покоряющая вершины, способная каждый день сделать счастливым.

Некрасов рассматривает самые разные этапы любовного чувства, иногда объединяя их в одном произведении, как, например, в стихотворении «Давно отвергнутый тобой...». Сначала лирический герой выглядит отчаявшимся, находящимся на грани самоубийства; однако вскоре он снова обретает счастье взаимной любви, а с ней и возвращается и ощущение полноты и радости бытия. Но в конце концов любовь уходит, и все вокруг теряет свое очарование. Возвышенные чувства никак не защищены от грубого вторжения враждебного мира, и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой жизни.

В лирической миниатюре «Прости», своей формой напоминающей заклинание (из-за повтора слова «не помни»), мы можем проследить связь любви с конкретными жизненными событиями:

Прости! Не помни дней паденья.,
Тоски, унынья, озлобленья., -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Герой с благодарностью вспоминает о былом счастье, ему горько расставаться с прошлым. Он хочет, чтобы дни взаимного счастья оставались светлыми и в памяти его возлюбленной. По мнению автора, чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Тот, кто любил, должен оставаться внимательным и терпеливым; он не имеет права покидать те вершины, на которые его возвела любовь. Благородство сердца проявляется и в начале любовных отношений и на закате чувства. Поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

«Любви светило» воспринимается как живое существо: некогда оно «ласково всходило», согревало сердца героев, вселяя в них надежду на возможность преодоления все жизненных невзгод.

Прочитав даже немногие из стихотворений Некрасова, нельзя не согласиться с утверждением, что поэт обогатил русскую литературу новыми поэтическими открытиями, по-своему осмыслив вечную тему любви и взаимоотношений двух любящих людей.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

Найти рифмующиеся слова;

Определить размер стихотворения;

Составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы “Поражена потерей невозвратной” 1848 “Мы с тобой бестолковые люди” 1851 “Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви. Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? “р”-передает напряжение, раздражение, стремление. “ш”, шипящие, свистящие - протяженность, возмущение Преобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова. Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье. Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения. Ямб несет возбуждение Анапест- длительность Ямб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении? в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской. Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное. Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Богатый и разносторонний поэтический мир Н.А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь - всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

Не прогоняли темных дум...

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

Теперь - один, забыт тобою...

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные».

Что не менее важно, некрасовская лирическая героиня - личность тоже незаурядная, сильная, наделенная глубоким и острым умом. Перед нами не просто возлюбленная, любящая женщина, это подруга и единомышленница, способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

Тщательная прорисовка характера, обилие конкретных деталей быта, какие мы видим в целом ряде стихотворений, таких как «Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно,..», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

В последней строфе звучит мотив, особо характерный для того времени, - свободы женского чувства, права женщины принимать самостоятельное решение:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

О противоречивости чувств и человеческих поступков, порой зависящих и от настроения, и от социальных обстоятельств, читаем мы в таких стихотворениях поэта, как «Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

Уж не воскреснуть никогда.

Но я тебя узнал...

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», написанном поэтом после смерти его маленького сына.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей.. .»-уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.