Что нужно знать чтобы стать пилотом. На что живут пилоты

Землян много, и все мы очень разные. Но среди всех людей некоторая часть отличается особенным складом характера - неистребимым стремлением в небо, жаждой полета. Именно из них выходят лучшие пилоты гражданской и военной авиации. Но в приемные комиссии летных училищ приходят также другие абитуриенты. Кого-то просто повлекло за романтикой, кто-то увидел в лицензии пилота выгодные перспективы, кто-то идет за компанию с приятелем, одержимым небом.

В любом случае, каждому из будущих курсантов лучше знать заранее, что их ожидает при поступлении в летное училище и после окончания учебы. Для последующей успешной карьеры могут иметь значение многие моменты, о которых следует подумать еще до отправки документов в адрес приемной комиссии училища.

Военное или гражданское?

Первое, что приходится решать будущему пилоту - какое училище предпочесть, гражданское или военное. В военных училищах строже требования, в том числе и дисциплинарные. Платят небольшую стипендию, обеспечивают форменной одеждой и жильем (в казарме). По окончанию вы получите не только высшее военное специальное образование, но вдобавок и гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов». Главная проблема в получении специальности военного летчика в том, что в России осталось сегодня всего одно высшее военно-авиационное учебное заведение в Краснодаре, и набор туда бывает далеко не каждый год. Соответственно, конкурс высок и стать курсантом непросто. Обучение в военном училище бесплатное, направление может выдать военкомат. Там же абитуриенты смогут получить актуальные ответы на все вопросы, связанные с карьерой военного летчика.

Гораздо больше возможностей получить заветные корочки пилота гражданской авиации. Но тут следует вначале определиться, для чего эти самые корочки нужны, каковы ваши карьерные устремления и амбиции. Для полетов на легком спортивном самолете высшего образования не нужно, а вот для работы на больших лайнерах гражданской авиации необходимо не только высшее образование и диплом линейного пилота, но и много часов налета.

Обучение в учебных заведениях гражданской авиации может быть как бюджетным, так и на платной основе. Предстоят и другие расходы, связанные с учебой. Однако учиться в гражданском училище немного легче, да и требования к состоянию здоровья немного мягче, нежели в военном.

Что нужно для поступления

  • Хорошая физическая подготовка и безупречное здоровье. Абитуриенты проходят доскональное медицинское освидетельствование, и даже при отличных оценках в аттестате и высоких шансах сдать экзамены на «отлично» можно не пройти по здоровью. Более того: если в процессе учебы состояние здоровья ухудшится, студента вполне могут отчислить.
  • Возраст от 18 лет
  • Сдать экзамены по русскому языку (изложение) и математике, на некоторые специальности сдают также физику
  • Заключение о профпригодности, которое выдается после собеседования с психологами

Что ожидает выпускника летного училища: карьера и перспективы профессионального роста

Как и у водительских прав, свидетельства пилота могут быть разных категорий, и открывающиеся перспективы напрямую зависят от категории. Но не только категория важна: например, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации сразу получают свидетельства коммерческого пилота, однако это дает им право только на полеты в качестве второго пилота на большинстве воздушных судов, причем существуют и ограничения. Это связано с малым количеством налетанных часов.

Профессия пилота — очень сложная по самой своей сути. Она требует огромной выдержки и эмоционального напряжения. Есть полеты, которые длятся почти 14 часов, и все это время летчик не должен отвлекаться от работы — ему надо наблюдать за приборами, проверять их исправность. Что нужно чтобы стать пилотом пассажирского самолета и как стать пилотом самолета гражданской авиации в России — это интересует многих, кто влюблен в небо.

Сами летчики говорят, что сама по себе — это очень красивая работа. Тем не менее, она и опасная, хотя официально таковой не признана. Ведь во время перелета могут возникнуть разные внештатные ситуации — от отказа двигателей до террористического акта на борту. Пилот должен быть готовым к любой из этих ситуаций и знать, что и как делать.А как стать гражданским пилотом в России?

В общем и целом, пилот должен осуществлять не только контроль за воздушным судном во время перелета, но и подготовка к полету, осмотр самолета перед отправлением, умение руководить экипажем лайнера.

Самое же главное — обеспечить безопасность всех и каждого по отдельности пассажиров на борту. Это огромная ответственность, которая ложится на плечи пилота, особенно КВС.

Что для этого нужно?

В первую очередь, конечно, очень хорошее здоровье . Летчики регулярно проходят мед. комиссии, а также перед полетом их осматривает врач.

Отличные зрение и слух, прекрасный глазомер, безупречное психическое здоровье, хороший вестибулярный аппарат — это еще не полный список предъявляемых к пилотам требований, касательно здоровья.

Раобта пилота — сложная и напряженная.

Опыт работы, наличие свидетельств, допусков и диплома об окончании летного училища, а также хорошее знание английского языка тоже играют важную роль в становлении будущего пилота.

Что касается КВС, то им надо еще и быть Личностью с большой буквы. Ведь именно они принимают все главные решения, касающиеся перелета и во время экстренных ситуаций.

Надо постоянно быть сконцентрированным и внимательным. Малейшая ошибка может стоить жизни не только самих пилотов, но и всех пассажиров на борту.

Где в России учат на пилота гражданской авиации?

В России всего несколько учебных заведений, где готовят будущих летчиков. Поступить туда достаточно сложно. Для этого надо иметь отличное здоровье (перед поступлением надо пройти медицинскую комиссию) и сдать экзамены по основным техническим дисциплинам.

При этом, если во время обучения, здоровье ухудшится (хотя бы по одному показателю), то от обучения могут отстранить.

Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургская академия Гражданской авиации — вот лучшие учебные летные заведения, где обучаются в течение 5 лет.

Омский ЛТ колледж ГА, Сасовское летное училище ГА, Краснокутское летное училище и Бугурусланское летное училище — список остальных учебных заведений, где обучение длится 3 года.

Сложнее даже не поступить туда, сколько окончить обучение. Ведь теория — это одно, а совсем другое — оказаться в настоящей кабине.

По окончании училища/академии

Когда будущий пилот, заканчивает обучение у него всего 150 часов налета. Это очень мало, так как чтобы стать пилотом пассажирского лайнера нужно, как минимум, 4 000 часов налета .

На данный момент в России огромная проблема с тем, чтобы наработать необходимое количество часов. В Советском союзе была хорошая налаженная система подготовки пилотов пассажирских лайнеров.

Вначале они работали на лесоохране или прочих подобных самолетах. Затем они пересаживались на самолеты внутренних авиалиний и уже последним этапом были международные рейсы.

В течение всей своей жизни пилоты учатся.

Сейчас эта система уже не действует. По этой причине авиакомпаниям приходится нанимать летчиков с минимальным набором летных часов . Как это ни печально, но это прямо отражается на уровне обслуживания рейса.

Некоторые из летчиков уезжают заграницу и там нарабатывают опыт, работая пилотом небольших компаний или инструктором. Например, в США такая работа позволяет заработать денег.

Напротив, в России за это ничего не платят. Также у отдельных компаний есть свои летные школы , обучение в которых позволяет проще найти работу.

Кроме этого, надо иметь специальное свидетельство линейного пилота или коммерческого пилота. Для их получения нужно обязательно окончить академию или колледж. Это что-то вроде водительских прав, которые позволяют управлять самолетом.

Плюс ко всему, у пилотов есть категории — 1, 2 и 3 . Соответственно, чтобы получить первую категорию, надо отучиться на 2 и 3. Да и вообще в течение всей своей карьеры летчики проходят различные курсы по повышению квалификации. А это значит, что летчикам учиться надо постоянно.

Как устроиться в крупную авиакомпанию?

Как уже было отмечено выше, для этого, в первую очередь надо иметь большое количество летных часов и свидетельство коммерческого или линейного пилота.

Чтобы устроиться работать в хорошую авиакомпанию, пилот должен иметь определенное количество часов.

Конечно, каждая отдельная авиакомпания предъявляет свои требования к кандидатам. Например, как стать пилотом Аэрофлота с нуля?

Для этого, надо иметь по каждой модели самолета не менее 500 часов налета, а также он должен знать английский язык на 4 уровне по шкале ИКАО . Это международная организация при ООН. Именно она устанавливает правила и нормы для гражданской авиации во всем мире.

Образование надо иметь высшее или среднее с предоставлением звания пилот. Перерыв в работе не должен превышать 5 лет , а уж про наличие свидетельства линейного пилота вы уже знаете.

Что требуется, чтобы устроиться работать стюардессой и какая у них зарплата, указано и

Я пилот легкой авиации.

Николай Батраков

получил лицензию пилота

Меньше чем за год я прошел путь от аэрофоба до обладателя лицензии частного пилота в США . Чтобы достичь своей цели, я переехал на 2,5 месяца во Флориду, каждый день занимался в авиационной школе и сдал все экзамены.

Вот мой путь.

Почему я решил учиться на пилота

В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел - это состояние преследовало меня во время каждого перелета.

Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».

Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.

5000 Р

стоит получасовой полет на авиатренажере

Переломным моментом стал подарок жены - полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.

Инструктор Михаил рассказал, что у него есть CPL - коммерческая лицензия пилота США . Он полгода учился летать во Флориде, и это было лучшее время в его жизни.

Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.



Подготовка

Существуют два типа лицензии пилота: частная PPL , private pilot license, и коммерческая CPL , commercial private license. Я не собирался после обучения строить карьеру в авиации, поэтому сразу определился, что хочу получить лицензию частного пилота. Это быстрее и в несколько раз дешевле.

По моей предварительной оценке, в 2015 году лицензия PPL стоила около 10 000 $, а CPL - 40 000 $.

Есть три варианта обучения: в учебных центрах в России, в школах в Европе или в США .

Обучение в Европе я не стал рассматривать: во-первых, там стать пилотом стоит в среднем на 20-30% дороже, чем даже в США . Например, курс PPL в школе «Аэротурс» в Германии обошелся бы в 10 000 €. Во-вторых, у меня не было подходящей европейской визы, зато еще действовала американская.

Как я выбрал, где учиться на пилота

В России В США
Стоимость Около 500 000 Р Около 350 000 Р
Время обучения 6-8 месяцев 2-3 месяца
Переезд Не нужен Нужен
Проживание Живешь дома Нужно бронировать
Машина Ездишь на своей Нужно бронировать
Погода Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни Отличная, летать можно каждый день
Работа В обычном режиме В удаленном режиме
Логистика Нужно ездить в Подмосковье Аэропорт в черте города
Инфраструктура Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием
Английский Базовый уровень Как минимум Upper Intermediate

Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей

Стоимость

Около 500 000 Р

Около 350 000 Р

Время обучения

6-8 месяцев

2-3 месяца

Переезд

Проживание

Живешь дома

Нужно бронировать

Машина

Ездишь на своей

Нужно бронировать

Погода

Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни

Отличная, летать можно каждый день

Работа

В обычном режиме

В удаленном режиме

Логистика

Нужно ездить в Подмосковье

Аэропорт в черте города

Инфраструктура

Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами

Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием

Английский

Базовый уровень

Как минимум Upper Intermediate

Доллары я успел купить как раз перед повышением курса - в 2014 году , по 35 рублей за доллар. Значит, обучение в США обойдется мне на 30% дешевле, чем в России. Да, нужно будет тратиться каждый месяц на жилье, машину и еду, но можно делить эти затраты на двоих. А если сдать московскую квартиру, то мы будем вполне способны прожить в таком режиме несколько месяцев.

Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.

Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:

  1. Договориться с руководителем об удаленной работе.
  2. Найти авиационную школу.
  3. Забронировать жилье.
  4. Найти арендатора квартиры, который согласится ухаживать за нашей кошкой.
  5. Расширить свои знания в областях, связанных с авиацией.

Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.

Поиск школы

Я изучил все российские авиационные форумы и блоги людей, которые прошли через обучение в США . Уточнил у инструктора Михаила и его знакомых, где они учились. Случайно увидел статью про бывшего медиаменеджера Андрея Борисевича, который купил авиационную школу Skyeagle в США .

В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ - поэтому низкие цены на обучение.

Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.

Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:

  1. По какой визе можно пройти обучение?
  2. Сколько стоит и сколько времени займет курс PPL ?
  3. Сколько стоит час аренды самолета и инструктора?
  4. Могут ли помочь арендовать жилье и автомобиль?
  5. В каком месяце лучше начать обучение?

Всего я написал в пять школ, ответы получил только от трех из них. Цены отличались не сильно: полный курс обучения с 40 часами налета стоил от 8 до 10 тысяч долларов. Дополнительный час полета стоил 150 $ за аренду самолета и 50 $ за инструктора.

Аренда апартаментов во Флориде стоила от 1200 $ в месяц. С ноября по апрель здесь самое комфортное время для жизни и обучения на пилота. Средняя температура 20-25 °C и мало осадков. Летать можно каждый день.


Виза

Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.

Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе - меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.

Подготовка документов

После нескольких недель переписки я выбрал школу «Скай-игл». Ее директор Андрей проявил наибольшее терпение и внимание к моим расспросам. Школа находится в курортном городке Форт-Лодердейл в 37 км от Майами. Стоимость обучения на частного пилота - 8685 $.

Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA - агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.

Андрей объяснил дальнейшую процедуру:

  1. Создать логин и заполнить анкету на сайте TSA - агентства транспортной безопасности.
  2. Попросить школу подтвердить этот запрос.
  3. Заплатить 130 $ в TSA - это плата за обработку анкеты.
  4. Получить от TSA предварительное разрешение.
  5. Приехать в США .
  6. Сразу по приезде сдать отпечатки пальцев в одном из представительств TSA .
  7. Дождаться, когда отпечатки внесут в базу TSA , и получить разрешение на полеты.
  8. Пройти медкомиссию в одной из клиник США и получить справку о годности к полетам.
  9. Можно летать!

Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве

Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США - сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.

Для начала мы забронировали апартаменты на неделю через Airbnb.com - заплатили за них около 30 000 Р . План был такой: приедем на место, осмотримся и найдем жилье на весь срок.

Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.

Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, - и ударили по рукам.

Предварительное обучение

Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.

Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.


Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.

В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна - время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.

Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров - это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.


Авиационный английский

Я хорошо знаю английский, но одно дело - разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое - вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.

Английский - международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.

Для каждой ситуации - руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды - есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».

Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени - «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.


Переезд во Флориду

Чтобы оценить траты на жизнь во Флориде без учета учебы, мы составили примерный бюджет. Вышло по 2100 $ на человека в месяц. Эту сумму можно было сократить. Например, поехать в США одному, снять комнату, а не квартиру, перемещаться на общественном транспорте, отказаться от всех развлечений и питаться самыми дешевыми продуктами. Но мы решили наслаждаться жизнью и не сильно экономить.

Билеты в Майами с пересадкой в Париже обошлись в 54 000 Р .

Мы улетели во Флориду в конце октября 2015 года. Первые несколько дней я потратил на бюрократические формальности: сдал отпечатки пальцев в TSA , получил разрешение на полеты, прошел медкомиссию - она длится 10 минут и стоит 100 $.

Примерные траты на жизнь в месяц - 4200 $

Трата

Стоимость

Жизнь в вечном лете

Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.

Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.

С жильем все сложнее. Флорида - богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.

1600 $

в месяц мы платили за жилье

Всю первую неделю мы ездили по городу и смотрели варианты, которые находили на «Эйр-би-эн-би» и «Крэйгслист». Квартирный фонд был очень старый, жить в таких условиях не хотелось. Наконец нам улыбнулась удача: американская пара сдавала свой маленький гостевой домик за 1600 $ в месяц.


Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.

Питаться мы старались дома. Несколько раз в неделю мы закупались в местном супермаркете, готовили на плите или на гриле. В среднем мы тратили на еду около 1500 $ в месяц, как и планировали.

Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.


Демонстрационный полет

Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.

Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки - и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой - но отступать было поздно.


Подготовка к занятиям

По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.

У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.

Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:

  1. Руководство для частных пилотов.
  2. Сборник федеральных авиационных правил FAR/AIM.
  3. Каталог аэропортов США .
  4. Авиационную карту Флориды.
  5. Рекомендации по сдаче экзаменов.
  6. Механический компьютер E6-B.
  7. Линейку.
  8. Летную книжку, куда заносится информация обо всех выполненных полетах.

За все эти материалы я заплатил 300 $.



Грег рекомендовал мне установить навигационное мобильное приложение ForeFlight. Оно помогает пилоту спланировать полет, показывает погоду в любой точке США, содержит подробнейшие карты и ведет самолет по нужному курсу - как «Яндекс-навигатор», только вместо пробок - плохая погода. Лицензия на 3 месяца стоит 50 $.


Группа студентов у нас была небольшая - всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда - полеты: каждый студент со своим инструктором.

Обучение теории делится на пять больших разделов:

  1. Фундаментальные принципы полета - бортовые системы и устройство самолета, принципы аэродинамики.
  2. Воздушные операции - аэропорты, карты, воздушное пространство, радиообмен, наземные службы.
  3. Погода - метеорология, интерпретация данных.
  4. Навигация и эксплуатация самолета.
  5. Применение навыков на практике - психология, принятие решений, планирование полета.

Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.

Оплата происходит по любой схеме, удобной для студента. Можно сразу оплатить весь курс и получить от школы хорошую скидку. Я решил, что мне комфортнее оплата по факту оказанных услуг. В первый день я внес 2000 $ на счет школы. Когда они подошли к концу, я оплачивал каждый полет отдельно с банковской карты.

Аэродром обучения

Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» - с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» - только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.

Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла - идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.

Код аэродрома - KFXE .


Первые полеты

Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.

Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.

Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета - и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено - начинается разгон по полосе аэродрома.

Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка - самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.

Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.

Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» - самостоятельного полета.

Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.

Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают - теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.


Обучение маневрам

Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры - набор высоты, снижение, развороты, - а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.

Самое сложное - учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.



Полеты на дальние расстояния

Последнее испытание для студента - полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.

Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.

К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:

  1. Самостоятельно спланировать маршрут.
  2. Узнать погоду на всем протяжении маршрута и обдумать, что делать, если погода ухудшится.
  3. Рассчитать необходимое количество топлива и вес самолета.
  4. Определить скорость на взлете, посадке и высоте, а также влияние ветра на скорость.

Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.

После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.


Экзамен

После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2-2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.

Первый этап экзамена - компьютерный тест. Нужно ответить на 60 вопросов и набрать 80% правильных ответов. Этот этап стоит 165 $.

Второй этап - устный экзамен и практический полет с сертифицированным экзаменатором. Экзаменатор - частное лицо, поэтому платить ему надо отдельно. Второй этап экзамена стоит 500 $.

Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.

Мне пришлось брать дополнительные занятия с инструктором. Это обошлось мне в 600 $ за 3 часа. За повторный экзамен снова нужно было заплатить, но экзаменатор согласился снизить мою оплату вдвое - до 250 $, так как до этого я успешно сдал устную часть.

Через неделю состоялся повторный практический экзамен. На этот раз я не совершил ошибок. Получив поздравления от экзаменатора, я первым делом отправился в магазин и за 20 $ приобрел заслуженные нашивки пилота.

В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет - и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.

Аренда самолета на 2 часа обошлась мне в 300 $.



Оглядываясь

С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.

Всего на учебу я потратил 10 730 $

Через два месяца после возвращения в Москву мне по почте прислали конверт с моими «правами» - действующим свидетельством частного пилота США . Российское законодательство не признает зарубежные свидетельства. Но можно пройти процедуру валидации: представить в Росавиацию пакет документов о пройденном за рубежом обучении и пройти непростую медицинскую комиссию (ВЛЭК ).

Даже имея российскую лицензию пилота, в России невозможно просто приехать на аэродром и арендовать самолет. Для этого необходимо вступить в один из аэроклубов и платить членские взносы.

Я ставил себе цель победить аэрофобию и достиг ее. А вот погружаться в российскую бюрократию я не планировал. Я решил, что буду летать, когда в следующий раз окажусь в США .

Расследования авиакатастрофы лайнера "Боинг-737" в Казани. Выяснилось, что самой "рабочей" версией случившегося является ошибка экипажа. Специалисты МАК выяснили, что техническое состояние самолета находилось на должном уровне.

Ошибки пилотов приводят к авиакатастрофам в России все чаще. По мнению экспертов, именно человеческий фактор стал решающим в последних крупных авиакатастрофах: крушении "Ту-134" под Петрозаводском, "Ту-154" в аэропорту "Домодедово" и лайнера "Як-42" в Ярославле (тогда погибла вся хоккейная команда "Локомотив").

Средний возраст пилотов растет. Молодые специалисты появляются, но не в достаточном количестве: летчиков готовят лишь в трех вузах страны.

Главный из них - Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге . Обучение ведется на 8 факультетах, средний срок обучения составляет пять лет. Выпускники университета после окончания учебы призваны пилотировать судна гражданской авиации. Также вуз готовит авиаменеджеров и специалистов-техников.

Еще один "пилотный" вуз находится в Ульяновске - Высшее авиационное училище гражданской авиации . В нем также восемь направлений подготовки, средний срок обучения четыре года. Училище в Ульяновске более "разноплановое" и готовит не только пилотов для гражданской авиации, но и тех, кто сможет обеспечить должную подготовку воздушного судна к полету (разнопрофильная подготовка).

Последний представитель профильного "летного" учебного заведения - . В нем 12 факультетов и университет куда более разносторонний. Скорее, он готовит специалистов, которые смогут разработать технические новинки для авиационной и космической промышленности. Средний срок обучения - 5 лет.

По неофициальным данным, первые два вуза за последние 10 лет выпустили 2707 летчиков. Сейчас конкурс в летные училища невелик. Есть случаи, когда на работу принимают "переучек" - военных летчиков. Ну а молодым пилотам сразу доверяют серьезные испытания. По данным ", раньше первые три года выпускников допускали только к «кукурузникам» Ан-2, затем постепенно переводили на более крупные - Ан-26 и Ту-134.

И только уже имея весь этот опыт, пилоты начинали летать на самолетах 1-го класса (Ту-154 и Ил-62). Сейчас при должном стечении обстоятельств командиром престижного "Боинга" можно стать уже в 25 лет.

Есть и другая сторона проблемы. Раньше гражданские летчики уходили на пенсию в 60 лет. Теперь как таковой границы ухода на покой не существует. Летают до "подвода здоровья", что в принципе дает финансовую выгоду: , что зарплата пилота варьируется от 80 до 200 тысяч рублей.

Известно, что многие государства используют практику "частной" подготовки пилотов. Авиакомпании сами обучают молодых летчиков, чтобы затем они оставались у них работать. Российские власти уже неоднократно обращалась к авиакомпаниям с подобным предложением, но пока инициатива не была поддержана.

Многие с детства мечтают быть смелыми летчиками. Иногда эта мечта становится жизненной целью. Правда, как стать пилотом, знает далеко не каждый. Расскажем, что нужно, чтобы стать летчиком и насколько сложно это сделать.

Путь в гражданскую авиацию стандартно лежит через специальные вузы, ведь профессия летчика требует от человека не только умения управлять летательным аппаратом, но и учит иметь ответственность за жизнь и здоровье других людей. Поэтому стать управляющим пассажирского самолета может только человек, у которого соответствующее образование.

Как стать пилотом, если нет денег? В России есть несколько вузов, где бесплатно обучают специальности летчика, например, Государственный университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Для поступления нужно закончить 11 классов и иметь высокие результаты независимых экзаменов. Будущему покорителю неба нужно сдать несколько экзаменов: математику, физику, государственный язык.

Абитуриенты обычно самостоятельно выбирают направление. Можно стать обычным пилотом или пилотом-инженером. Часто потенциальные летчики выбирают «Эксплуатацию воздушных судов и организацию воздушного движения». Абитуриентам, не поступившим на бюджет, предоставляется возможность освоить азы специальности на платной основе.

Коммерческим летчиком может стать даже человек, не поступивший в университет, или учащиеся с неполным средним образованием. Как после 9 класса стать летчиком? Пойти в училище. Там профессии учат менее 3 лет. Для поступления требуется сдать математику, физику и языки.

За продолжительный срок каждый студент училища полностью осваивает азы летной специальности, проходит практику, получает диплом коммерческого пилота. В летных организациях студентам дают все необходимое. Освоить специальность летчика здесь можно бесплатно.

Существует еще один способ стать пилотом коммерческой авиации. Этот способ — частная школа. В таких школах нет конкуренции при поступлении. Для получения диплома требуется лишь среднее общее образование и деньги, потому что стоимость обучения в частных школах довольно высока. По окончании школы человек становится пилотом-любителем с соответствующим сертификатом. С этим документом можно без проблем найти свое место в малой авиации.


Многие не только хотят управлять вертолетом в рамках специальности, но и иногда являются владельцами такого аппарата. Чтобы сесть за штурвал вертолета, тоже нужно получить соответствующее образование, ведь по закону управлять им могут только лица, имеющие диплом. Поэтому многие хотят знать, куда поступать, чтобы стать пилотом вертолета. Сделать это можно, поступив в летное училище или частную школу авиации.



Эта профессия — не просто сертификат и профильное образование. Человек, мечтающий освоить эту специальность, должен иметь стальные нервы и безукоризненную физическую подготовку — небо не терпит слабых людей.

Может ли женщина стать пилотом

Конечно, может. Это доказывает мировая практика. За рубежом женщины-авиаторы — совсем не редкость. В нашей стране сейчас немного девушек мечтает подняться в небеса и связать свою жизнь с авиацией.
Как девушке стать пилотом? Летная академия гражданской авиации — вот ответ на этот вопрос. Поступить в это учреждение сейчас трудно даже мужчинам, однако стать студентом академии под силу даже хрупкой девушке. На крайний случай настойчивой барышне всегда можно обратиться за сертификатом в частную летную школу.

До какого возраста можно стать пилотом

Часто люди за 30 лет решаются на смену профессии. Кто-то вспоминает свою детскую мечту, кто-то узнают, что летчики хорошо получают. Можно ли в 30 лет или после 40 стать летчиком? Сейчас в летных училищах нет ограничения по возрасту, студентом такого может стать любой человек. Главное, чтобы он не имел проблем со здоровьем.

Чаще всего причиной отказа в получении летного диплома становятся проблемы с глазами. Можно ли с плохим зрением стать пилотом? Да, и в российской авиации в том числе. Правда, для этого у вас не должно быть хронических заболеваний глаз или изменения зрения больше 4 диоптрий. Обладатели контактных линз и очков могут получить лицензию авиатора в любом частном учреждении.

Стать летчиком возможно и в 35 и в 40 лет. Однако возрастным студентам летных училищ нужно помнить, что у них меньше шансов найти хорошую работу по окончании курса обучения, потому что крупные авиакомпании и мелкие частники с сомнением смотрят на таких выпускников. Они предпочитают брать на работу претендентов помоложе. На зрелого претендента такие организации обратят внимание лишь при наличии дефицита кадров.

Стать пилотом после 30 практически невозможно бесплатно. Для получения диплома летчика возрастным студентам требуется заплатить деньги за обучение. Образование и навыки авиаторов взрослым мужчинам можно получить в государственных летных училищах на контракте, а также во многих частных школах.

Выучиться на летчика можно и за границей. Однако далеко не все чиновники нашего государства признают дипломы иностранных школ — имейте это ввиду при принятии решения.