Что подтолкнуло раскольникова к преступлению цитаты. Каковы причины преступления Раскольникова

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, о погибших и погибающих обитателях ее столицы и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так измучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. «Мечта», которая, возникнув, стала перерастать в мысль об убийстве Алены Ивановны - этой жалкой старушонки, наживавшейся на несчастьях бедных людей.

Он прекрасно понимал, что сама его идея убийства, по сути, ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. И постепенно свою «мечту» он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Чем продиктована эта странная «мечта»? Первое, что толкнуло его на такую мысль, были условия жизни Раскольникова, ужасный квартал Петербурга, где он жил, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...».

Следующим шагом к преступлению стала встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям. Дело тут даже не в деньгах, он совершает убийство как бы во благо.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести. Однако после совершения преступления Раскольников ощущает нечто совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учебу в университете, Раскольников написал статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключавшуюся в том, что все люди делятся на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление. И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому в событиях, толкнувших его на убийство старухи, можно увидеть лишь повод, попытку оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а сугубо личные убеждения заставили его совершить преступление.

Но он ошибся. Оказалось, Раскольникову не под силу терпеть душевные мучения, навалившиеся на него после убийства. После этого последовало раскаяние и признание вины, которое усугубилось еще и тем, что возникло непредвиденное обстоятельство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Черту закона Раскольников переступить смог, а вот остаться за ней оказалось выше его сил. Он хотел стать Наполеоном - не стал; хотел помочь своей семье и себе - не помог; испытал свою теорию, но в результате получил одни только страдания.

Достоевский в романе изобразил столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, эта логика всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основана на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, - низкое, подлое дело даже с точки зрения самого героя. Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Убив старуху, Родион перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, пи сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее.

Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Получается, Раскольников должен, в соответствии со своей теорией, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но, полагаю, не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить...» В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не пишет о нравственном воскрешении своего героя. Задача писателя иная - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной она может быть, что идея о праве сильного на преступление абсурдна в своей основе. Тем самым писатель говорит: реальная жизнь сильнее теории. Истерзанный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, сострадания и в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.

Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно. Но все-таки звучат! Автор хотел убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». В истории России этот путь оказался как бы противоположным избранному страной революционному пути. Но оказался ли он пусть не прогрессивным, но хотя бы полезным для страны - еще вопрос.

Тема урока: «Причины преступления Родиона Раскольникова»

Цели урока: Образовательные (дидактические)

    Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.

    Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.

Развивающие:

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    умение логично. Убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

Воспитательные:

    осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории в многонациональной стране;

    воспитание чувства толерантности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

    Актуализация знаний.

    Введение новых понятий.

    Оперирование знаниями в новых ситуациях.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Контроль усвоения. Итог урока.

    Определение и разъяснение домашнего задания.

Оборудование: - тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока, портрет Ф.М.Достоевского.

Оформление доски: дата, тема урока, эпиграф.

Эпиграф урока: Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно. А.С.Пушкин.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

1 слайд: Причины преступления Родиона Раскольникова.

Учитель : Тема нашего урока «Преступление Родиона Раскольникова». Наша задача

2 слайд :раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление,

- раскрыть суть теории Родиона Раскольникова,

- разобраться в ведущих мотивах преступления.

3. Реализация домашнего задания. Социальные причины преступления.

Учитель: С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, похожих на «гроб», на невыносимые страдания. И лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Преступление Родиона Раскольникова началось с убийства старухи – процентщицы и получило свою развязку не в полиции. На данном уроке мы попытаемся выяснить причины, побудившие главного героя пойти на преступление. Дома вы должны были подобрать из текста цитаты, объясняющие предпосылки преступления.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов прошлого века. Как же описывает город Федор Михайлович Достоевский?

Каким видел Петербург Родион Раскольников? (Цитаты из текста)

Какие эпитеты мы можем подобрать к характеристике города?

3 слайд:

Город Петербург

Бесчеловечный

Тесный

Удушливый

Зловонный

Вывод: Описание города прочно связано с образом Раскольникова, пропущено через его восприятие. « Серединные улицы Петербурга, где люди так и кишат»…, вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения…». Тот же отзыв рождает в его душе иной пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая» , сияющий купол собора, на котором « сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение» . И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

В каких условиях живут герои романа Родион Раскольников, Соня, семья Мармеладовых) ? (Цитаты из текста)

Какие слова – синонимы подбирает автор, характеризуя жилища людей?

4 слайд

жилище

Гроб

Сарай

Клетка

Конура

Шкаф

Вывод: Удушающая теснота помещений – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Каков же внешний облик людей, которые встречаются на улицах города?

(Цитаты из текста)

5 слайд:

Люди

«благоразумная мать…»

Обманутая девочка

Группа пьяниц

Толпа

Вывод: От встреч с такими людьми у главного героя остается ощущение чего-то жалкого, грязного, безобразного.

Обобщение материала: Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как «безобразный». Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Автор наделяет город определенными чертами:

6 слайд:

    Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы,

Пыльные и вонючие площади

Величественная и прохладная Нева.

    Совпадение состояния героев и города.

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников)

Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

    Этот город теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

Какие причины преступления мы рассмотрели? (Социальные)

4. Актуализация знаний. Философские (нравственные) причины преступления.

Учитель: Но есть еще одна причина преступления, пожалуй, самая главная, -философская. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме героя абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества.

7 слайд: В чем сущность теории Раскольникова?

Учитель: Для определения философских причин преступления рассмотрим следующие эпизоды: - размышления Раскольникова после письма матери,

Думы главного героя во время подслушанного разговора студента и офицера в трактире;

Комментарии Раскольникова своей статьи Порфирию Петровичу.

Анализ первого эпизода.

(Чтение отрывка)

Учитель: Судя по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливыми.

8 слайд: « Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы…»

В церковь « …раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиды по его бабушке…»

У отца и церкви мальчик искал успокоения. На какие составляющие счастья указывает Ф.М.Достоевский? (Отец, мать, бог) Почему?

У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей.

Почему письмо матери выводит Раскольникова из состояния нерешительности, подталкивает к принятию ужасного решения?

(« Теперь уж письмо матери вдруг как гром в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что- нибудь сделать, и сейчас, и поскорее»)

Вывод: Итак, первый шаг сделан. Нерешительность, как основное состояние Раскольникова, была преодолена.

Анализ эпизода.

Следующий эпизод еще больше утверждает Раскольникова в своей правоте. Проанализируем подслушанный разговор студента и офицера в трактире. (Пересказ эпизода)

Какие мысли студента перекликаются с мыслями самого Раскольникова?

Учитель: Эти мысли отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.

Анализ эпизода.

Рассмотрим суть теории Раскольникова. (Пересказ эпизода)

9 слайд: Теория Раскольникова:

«… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) , то есть. Так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

« Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.»

« … все, не то что великие, но и чуть – чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется…»

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (Исторический прогресс осуществляется на чьих-то страданиях)

В чем же суть теории, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывает жертвы законами прогресса во все эпохи).

На какие разряды делит Раскольников людей?

Кто, по мнению главного героя, относится к разряду гениев? (Наполеон, Соломон. Магомет, Ньютон)

Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство?

К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на две категории, раскольников сам не может определить. «тварь ли он дрожащая» или «право имеет»)

10 слайд: Теория Раскольникова

о « делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

Живут в послушании

Переступают закон во имя лучшего

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Согласны ли вы с такой теорией? Почему?

Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное решение»? (часть1 глава 5 стр.63)

Вывод: Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Таких людей называют идеологами.

11 слайд: Герой – идеолог – герой - носитель определенной идеологии

5.Введение новых понятий. Характеристика героя

На доске представлены слова –определения, характеризующие характер человека.

12 слайд: - гордость - гордыня

- честолюбие – тщеславие

- самолюбие – себялюбие

- одиночество – самодостаточность

Определим лексическое значение этих слов.

Гордость – 1) Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2)Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3) кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. 4) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.)

Гордыня – (высок.) 1) непомерная гордость (в 1 и 4 значении)

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

Тщеславие – Высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждение.

Себялюбие – любовь только к себе, эгоизм.

Одиночество – состояние одинокого человека.

Самодостаточность – значительность человека сама по себе, обладание вполне самостоятельным значением.

6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Какие определения мы можем отнести к характеру главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(Гордыня, тщеславие, самолюбие, одиночество)

Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что Родион Раскольников – человек одинокий Самолюбивый с чувством собственного достоинства, стремящийся выделиться из общей массы, но в то же время ему присущи и положительные качества. Приведите примеры. (доброта, отзывчивость, сопереживание униженным и оскорбленным)

Но боль и сострадание, как ни странно, еще больше уверовали Раскольникова в правоту своей теории.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: В конце урока давайте обобщим материал, рассмотренный