Что подтверждают сертификаты? Сертификаты и награды

Разрешение FDA не позволяет продавать . При этом ингридиенты для FDA проходят процедуру .

FDA выдаёт предварительные разрешения на торговлю:
,
,
,
,
,
.

Окончательные разрешения - в ведении федеральной комиссии по торговле.

FDA также одобряет ингредиенты для cписка . Есть около 800 составляющих, из которых делают около 100 тысяч препаратов. По каждому медицинскому средству без рецепта существует список приемлемых ингредиентов, доз, формулировок, названий. В некоторых случаях туда входят параметры необходимых клинических испытаний. Лекарства и ингредиенты из списка без рецепта не требуют дополнительного одобрения FDA. (без рецепта, с прилавка) выдаёт федеральная комиссия по торговле, Federal Trade Commission .

FDA даёт добро на безопасность всего, чем пользуется человек, включая продукты питания и различные девайсы, в том числе через Центр по контролю над оборудованием и радиационной безопасностью (). Этот центр даёт разрешение на рыночную торговлю предметами обихода и профессионального назначения, контролируя их производство, использование и безопасность. Девайсы определяются в законе о продуктах питания, лекарствах и косметике и включают в себя от зубных щёток до стимуляторов головного мозга. CDRH регулирует даже торговлю мобильными телефонами и микроволновыми печами.

Разрешение FDA на рыночную торговлю табачными изделиями нужно в том случае, если табачное изделие не продавалось в США до февраля 2007 года и содержит новые табачные вещества. На рассмотрение заявки на такое разрешение уходит до 180 дней.
Если изделие не содержит новых табачных веществ, то в FDA за 90 дней до начала продаж надо подать уведомление о идентичности веществ по одной из двух форм:
или об идентичности веществ,
или об освобождении от идентичности веществ (если в изделии больше или меньше вещества, чем в его уже продающемся аналоге).

Тоже считается лекарством и должна получить cпециальное , если влияет на структуру или функциональные особенности обрабатываемой ткани. Разрешения на косметику выдаёт центр по безопасности пищевых продуктов и практическим вопросам питания.
Кроме того контролирует, чтобы недостаточно испытанные средства не попадали на прилавки без предупреждения на упаковке о возможности побочных эффектов.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA или USFDA) – это федеральное агентство Департамента здравоохранения и социальных служб Соединенных Штатов, один из федеральных исполнительных департаментов США. FDA несет ответственность за защиту и улучшение здоровья населения путем регулирования и надзора за безопасностью пищевых продуктов, табачных изделий, пищевых добавок, рецептурных и безрецептурных фармацевтических препаратов (лекарств), вакцин, биофармацевтических средств, переливаний крови, медицинских приборов, устройств, излучающих электромагнитные волны (ERed), косметики, продуктов животного происхождения и кормов и ветеринарных препаратов. Конгресс Соединенных Штатов уполномочил FDA обеспечивать соблюдение Федерального закона о пищевых продуктах, лекарственных средствах и косметике; FDA также применяет другие законы, в частности, раздел 361 Закона о службе общественного здравоохранения и связанные с ним нормативные акты, многие из которых непосредственно не связаны с пищевыми продуктами или лекарствами. К ним относятся лазеры, сотовые телефоны, презервативы и контроль заболеваемости в результате использования различных продуктов и услуг, начиная от покупки домашних животных и заканчивая донорством спермы для искусственного оплодотворения. FDA возглавляет комиссар по продовольствию и лекарственным средствам, назначаемый президентом США по совету и с согласия Сената. Комиссар подчиняется секретарю здравоохранения и социальных служб. В настоящее время комиссаром является доктор Роберт М. Калифф, вступивший на пост в феврале 2016 года на место д-ра Стивена Остроффа, который занимал этот пост с апреля 2015 годаю Штаб-квартира FDA находится в невключённой территории Уайт Ок, Мэриленд, США. Агентство также имеет 223 отделений на местах и 13 лабораторий, расположенных в 50 штатах, на Виргинских островах и в Пуэрто-Рико. В 2008 году FDA начала отправлять сотрудников в зарубежные страны, в том числе в Китай, Индию, Коста-Рику, Чили, Бельгию и Великобританию.

Местоположение

В последние годы, агентство начало осуществлять крупномасштабные усилия по консолидации 25 операций в Вашингтонской агломерации, двигаясь от своей главной штаб-квартиры в Роквилле и нескольких фрагментированных офисных зданий на месте бывшего участка Лаборатории вооружения ВМС США в районе Уайт Ок Силвер-Спринг, штат Мэриленд. Участок был переименован из Центра разработки надводного вооружения ВМС Уайт Ок в Федеральный научно-исследовательский центр в Уайт Ок. Первое здание, Life Sciences Laboratory, было открыто в декабре 2003 со 104 сотрудниками на кампус. Сохранилось только одно оригинальное здание военно-морского объекта. Все остальные здания нового строительства. Проект планируется завершить к 2017 году, при наличии финансирования со стороны Конгресса США.

Региональные объекты

В то время как большинство центров расположено в районе Вашингтона, округ Колумбия в рамках подразделений штаб-квартиры, два отделения – Управления по вопросам регулирования (ORA) и Управления уголовного розыска (OCI) – являются основными отделениями на местах, рабочая сила которых распространена по всей стране. Управление по вопросам регулирования считается «глазами и ушами» агентства, проводит подавляющее большинство работы FDA в полевых условиях. Офицеры защиты потребителей, чаще называемые следователями – это лица, занимающиеся инспекцией производственных и складских помещений, расследованием жалоб, болезней или эпидемий, а также анализом документации медицинских изделий, лекарственных препаратов, биологических продуктов и других предметов, в случае, когда может быть трудно проведение физического исследования или прием физического образца продукта. Отдел соответствия регулятивным требованиям делится на пять областей, которые, в свою очередь, делятся на 20 районов. Районы основаны на географическом подразделении федеральной судебной системы. Каждый район включает главный окружной офис и ряд резидентных офисов, которые являются удаленными офисами FDA, обслуживающими конкретную географическую область. ORA также включает в себя сеть регуляторных лабораторий Агентства, которые анализируют любые физические образцы. Хотя образцы, как правило, связаны с пищевыми продуктами, некоторые лаборатории имеют аппаратуру для анализа лекарств, косметики и излучающих радиацию устройств. Управление уголовного розыска было создано в 1991 году для расследования уголовных дел. В отличие от следователей ORA, специальные агенты OCI носят оружие, и не сосредотачиваются на технических аспектах регулируемых отраслей промышленности. Агенты OCI работают со случаями, когда отдельные лица и компании совершают преступные действия, такие как мошенничество, или сознательная и преднамеренная перевозка фальсифицированных товаров. Во многих случаях OCI ведет дела, связанные с разделом 18 нарушений (например, сговор, ложные заявления, мошенничество, мошенничество с использованием почты), в дополнение к запрещенным действиям, как это определено в главе III Закона FD & C. Специальные агенты OCI часто приходят из других уголовных отделов расследования, а также работают в тесном сотрудничестве с Федеральным бюро расследований, помощником генерального прокурора, и даже с Интерполом. OCI получает информацию о случаях нарушения из различных источников, включая ORA, местные исполнительные органы, а также ФБР, и работает со следователями ORA, чтобы помочь разработать технические и научно обоснованные аспекты дела. OCI является меньшей ветвью, содержащей около 200 агентов по всей стране. FDA часто работает с другими федеральными органами, в том числе с Министерством сельского хозяйства, Управлением по борьбе с наркотиками, таможенной и пограничной охраной, а также с Комиссией по безопасности потребительских товаров. Часто местные и государственные правительственные органы также работают с FDA для обеспечения инспекции для целей регулирования и принудительных действий.

Объем и финансирование

FDA регулирует потребительские товары на общую сумму более 1 трлн долларов США, около 25% потребительских расходов в Соединенных Штатах. Эта сумма включает в себя продажи продуктов питания на сумму 466 миллиардов долларов, лекарственных препаратов на сумму 275 млрд долларов, косметических средств на сумму 60 млрд и витаминных добавок на сумму 18 млрд долларов. Большая часть этих расходов приходится на товары, импортируемые в США; FDA отвечает за мониторинг импорта. Запрос в федеральный бюджет на нужны FDA за 2012 финансовый год (ФГ) составил $ 4360 млн, а предлагаемый бюджет на 2014 год составляет $ 4,7 млрд. Около $ 2 млрд из этого бюджета формируется за счет налогов. Фармацевтические компании оплачивают большую часть налогов, которые используются для ускорения процедуры рассмотрения разрешений на продажу лекарственных средств. Запрос FDA в федеральный бюджет на 2008 финансовый год (с октября 2007 г. по сентябрь 2008 г.) составил $ 2,1 млрд, увеличившись на $ 105,8 млн в результате того, что было получено за 2007 финансовый год. В феврале 2008 года FDA объявило, что бюджетный запрос в администрацию Буша за 2009 фискальный год для агентства составил чуть менее $ 2,4 млрд: $ 1,77 млрд в бюджетных полномочиях (федеральное финансирование) и $ 628 млн в тарифах пользователей. Запрашиваемые бюджетные полномочия увеличились на $ 50,7 млн (3%) по сравнению с 2008 годом. В июне 2008 года Конгресс дал агентству экстренные ассигнования в размере $ 150 млн за 2008 финансовый год, а также дополнительно $ 150 млн. Большинство федеральных законов, касающихся FDA, являются частью Закона о пищевых продуктах, лекарственных препаратах и косметике (впервые прошел в 1938 году, с тех пор в него были внесены многочисленные поправки) и кодифицированы в Разделе 21, главы 9 Кодекса Соединенных Штатов. Другие важные законы, подкрепленные FDA – Закон о государственном здравоохранении, части Закона о контролируемых веществах, Федеральный антисаботажный закон, а также многие другие. Во многих случаях эти обязанности осуществляются совместно с другими федеральными органами.

4 февраля 2011 года премьер-министр Канады Стивен Харпер и президент Соединенных Штатов Барак Обама издалb «Декларацию об общем видении периметра безопасности и экономической конкурентоспособности» и объявили о создании Совета по регулированию сотрудничества между Канадой и США (RCC) для «повышения прозрачности регулирования и координации между двумя странами». Министерство здравоохранения Канады и FDA США, в соответствии с мандатом RCC, взяли на себя «первую в своем роде» инициативу, выбрав «в качестве первой области выравнивания общих холодных показаний для некоторых отпускаемых без рецепта ингредиентов антигистаминных препаратов (GC 2013-01-10)».

Регулирование питания и пищевые добавки

Регулирование пищевых продуктов и диетических добавок Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США регулируется различными уставами, принятыми Конгрессом Соединенных Штатов и интерпретированными FDA. В соответствии с Федеральным законом о продуктах питания, лекарствах и косметических средствах и сопровождающим его законодательством, FDA обладает полномочиями по надзору за качеством веществ, продаваемых в качестве продуктов питания в Соединенных Штатах, а также может отслеживать информацию на маркировке о составе и пользе продуктов питания для здоровья. FDA подразделяет вещества, которые регулируются в качестве продуктов питания, на различные категории, в том числе на пищевые продукты, пищевые добавки, добавленные вещества (искусственные вещества, которые не вводятся в пищевые продукты преднамеренно, но, тем не менее, в конечном итоге, содержатся в них), а также биологически активные добавки. Различные категории продуктов могут иметь отличающиеся друг от друга конкретные стандарты, которых придерживается FDA. Кроме того, законодательство предоставило FDA различные средства для борьбы с нарушениями стандартов для данной категории веществ.

Препараты

Центр по оценке и исследованиям лекарственных препаратов использует различные требования для трех основных видов препаратов: новые препараты, генерические препараты, а также нерецептурные лекарства. Препарат считается «новым», если он изготовлен другим производителем, если в нем используются различные наполнители или неактивные ингредиенты, если он используется для другой цели, или же если состав претерпевает какие-либо существенные изменения. Наиболее строгие требования применяются к новым молекулярным единицам: препаратам, состав которых не основан на существующих лекарственных средствах.

Новые препараты

Новые препараты подвергаются обширному изучению перед одобрением FDA (заявка на регистрацию нового препарата, NDA). Новые лекарства по умолчанию доступны только по рецепту врача. Изменение их статуса на безрецептурные представляет собой отдельный процесс, при этом вначале лекарственное средство должно быть одобрено через NDA. Препарат, получивший утверждение, считается «безопасным и эффективным при использовании по назначению.» Некоторые очень редкие ограниченные исключения из этого многоэтапного процесса, включающего испытания с участием животных и контролируемые клинические испытания, могут не включать следование протоколам, как это имело место во время эпидемии Эбола 2015 года с использованием, по рецепту врача и с разрешения, ZMapp и других экспериментальных средств, а также в случае новых лекарственных средств, которые могут быть использованы для лечения изнурительных и / или очень редких заболеваний, при которых ни одно из существующих средств или препаратов не является эффективным, или если улучшения не наблюдается в течение длительного периода времени. Исследования становятся прогрессивно дольше, в них участвует все больше людей по мере их продвижения от стадии I к стадии III, как правило, в течение многих лет, и обычно включают фармацевтические компании, правительство и правительственные лаборатории, а зачастую и медицинские учебные заведения, больницы и клиники. Тем не менее, любые исключения из упомянутого выше процесса подвергаются строгому обзору и тщательному изучению. Разрешение дается только после проведения значительного количества исследований и, по крайней мере, некоторых предварительных испытаний на людях, продемонстрировавших, что данные препараты до некоторой степени безопасны и, возможно, эффективны.

Реклама и продвижение

Постмаркетинговый надзор за безопасностью

После одобрения NDA, спонсор должен рассмотреть и сообщать FDA о каждом пациенте в случае неблагоприятного опыта. FDA должен сообщать о неожиданных серьезных и фатальных побочных реакциях на лекарства в течение 15 дней, а также о других событиях на ежеквартальной основе. FDA также получает неблагоприятные отчеты о препаратах непосредственно через программу MedWatch. Эти отчеты называются «спонтанными», поскольку представление отчетности потребителями и работниками здравоохранения является добровольным. В то время как это остается основным инструментом надзора за послепродажной безопасностью, требования FDA о постмаркетинговом управлении рисками усиливаются. В качестве условия утверждения, спонсору может потребоваться провести дополнительные клинические испытания, называемые испытаниями IV фазы. В некоторых случаях, FDA требует наличия планов управления рисками для некоторых лекарственных средств, которые могут использоваться в других видах исследований, ограничениях или мероприятиях по надзору за безопасностью.

Дженерики

Дженерики представляют собой химические эквиваленты брендовых препаратов, чьи патенты истекли. В целом, они дешевле, чем их фирменные аналоги, производятся и продаются другими компаниями. В 1990-е годы, около трети всех рецептов, выписываемых в Соединенных Штатах, приходилось на дженерики. Для получения одобрения дженерика, FDA США требует наличия научного доказательства того, что дженерик взаимозаменяем или терапевтически эквивалентен первоначально утвержденному препарату.Это называется «ANDA» (сокращённая заявка на регистрацию нового препарата). По состоянию на 2012 год, 80% всех одобренных FDA препаратов доступны форме дженериков.

Скандал, связанный с дженериками

В 1989 году разразился крупный скандал с участием процедур, используемых в FDA для одобрения генерических препаратов для продажи населению. Обвинения в коррупции в ходе утверждения дженериков впервые появились в 1988 году, в ходе обширного расследования конгрессом FDA. Подкомитет по надзору Комитета по энергетике и торговли конгресса Соединенных Штатов был создан в результате жалобы, предъявленной к FDA, от Mylan Laboratories Inc., г. Питтсбург. Когда обращения компании Mylan для производства дженериков были подвергнуты FDA неоднократным задержкам, компания Mylan, решив, что подвергается дискриминации, вскоре, в 1987 году, начала свое собственное частное расследование агентства. В результате Mylan подала иск против двух бывших сотрудников FDA и четырех компаний, производящих лекарственные средства, утверждая, что коррупция в этом учреждении привела к рэкету и к нарушениям антимонопольного законодательства. «Порядок одобрения новых дженериков был установлен сотрудниками FDA еще до того, как производители лекарств подали заявки» и, по словам Mylan, эта незаконная процедура была сделана для того, чтобы отдавать предпочтение определенным компаниям. В течение лета 1989 года, три представителя FDA (Чарльз У. Чан, Дэвид Дж. Бранкато и Вальтер Клетч) признали свою вину по уголовному обвинению в получении взяток от производителей дженериков, и две компании (Par Pharmaceutical и ее дочерняя компания Quad Pharmaceuticals) признали себя виновными в даче взятки. Кроме того, было обнаружено, что некоторые производители фальсифицировали данные, представленные для получения разрешения FDA для вывода на рынок некоторых генерических препаратов. Vitarine Pharmaceuticals, Нью-Йоркская компания, пытавшаяся добиться одобрения дженерика препарата Dyazide, лекарства для снижения высокого кровяного давления, представила Dyazide, а не дженерик, для проведения испытаний в FDA. В апреле 1989 года FDA исследовала 11 нарушений производителей; а затем это число увеличилось до 13. В конечном итоге были приостановлены продажи десятков препаратов, многие препараты были отозваны с рынка производителями. В начале 1990-х годов Комиссия по ценным бумагам и биржам США подала заявление по поводу мошенничества с ценными бумагами против Bolar Pharmaceutical Company, крупнейшего производителя генериков, базирующегося в Лонг-Айленде, Нью-Йорк.

Лекарства без рецепта

Безрецептурные препараты, такие как аспирин, и их комбинации, не требуют рецепта врача. FDA имеет список приблизительно 800 утвержденных ингредиентов, которые объединяются различными способами для создания более 100000 безрецептурных препаратов. Многие ингредиенты безрецептурных препаратов были предварительно одобренными отпускаемыми по рецепту лекарствами, однако в настоящее время они считаются достаточно безопасными для использования без присмотра практикующего врача (например, ибупрофен).

Лечение Эбола

В 2014 году FDA добавила препарат для лечения лихорадки Эбола, разрабатываемый канадской фармацевтической компанией Tekmira, к программе Fast Track (быстрое утверждение), однако в июле 1-я фаза испытаний была остановлена до получения более подробной информации о том, как работает препарат.

Вакцины, препараты крови и тканей и биотехнологии

Центр биологических оценок и исследований является филиалом FDA несет ответственность за обеспечение безопасности и эффективности биологических терапевтических веществ. Эти продукты включают в себя препараты крови и кровь, вакцины, аллергены, клетки и тканевые препараты, и продукты генной терапии. Новые биопрепараты должны пройти через процесс предпродажного утверждения, называемый Biologics License Application (BLA), подобно тому, как это делается относительно препаратов. Оригинальный орган государственного регулирования биологических продуктов был создан в соответствии с Законом 1902 года о контроле биопрепаратов, при этом дополнительные полномочия были установлены Законом о государственном здравоохранении 1944 года. Наряду с этими законами, Федеральный закон о продуктах питания, лекарствах и косметических средствах применяется ко всем биологическим продуктам. Первоначально, орган, ответственный за регулирование биологических продуктов, базировалось под началом Национальных институтов здравоохранения; эти полномочия были переданы FDA в 1972 году.

Медицинские и радиационно-излучающие устройства

Центр приборов и радиологического здоровья (CDRH) является филиалом FDA, который отвечает за предмаркетинговое утверждение всех медицинских устройств, а также за надзор за изготовлением, производительностью и безопасностью этих устройств. Определение медицинского устройства дано в Федеральном законе о пищевых продуктах, лекарственных средствах и косметике. Медицинскими устройствами считаются различные продукты, начиная от простой зубной щетки и заканчивая сложными устройствами, такими как имплантируемые нейростимуляторы. Центр по медицинским изделиям и радиационной безопасности (CDRH) также контролирует показатели безопасности немедицинских устройств, которые испускают определенные типы электромагнитного излучения. Примеры устройств, регулируемых CDRH, включают в себя сотовые телефоны, сортировочное оборудование багажа в аэропортах, телевизионные приемники, микроволновые печи, вертикальные солярии и лазерная продукция. Регулирующие полномочия CDRH включают полномочия требовать определенных технических отчетов от производителей или импортеров регулируемой продукции, требовать соблюдение обязательных стандартов эксплуатационной безопасности продукции, излучающей радиацию, а также право объявлять регулируемые продукты дефективными, а также приказывать отозвать дефектные или несоответствующие норме продукты с рынка. CDRH также проводит ограниченное количество прямых тестирований продукта.

"Одобренные FDA по форме 510(k)" против "Одобренные FDA"

Запрос на одобрение по форме 510(k) требуется для медицинских устройств, которые «по существу эквивалентны» предикатным устройствам, уже имеющимся на рынке. Обычные запросы для одобрения требуются для предметов, которые являются новыми или существенно отличаются от уже имеющихся и должны продемонстрировать их «безопасность и эффективность», например, предмет может быть проверен на безопасность в случае новых токсичных опасностей. Оба аспекта должны быть доказаны или предоставлены подателем для обеспечения надлежащих процедур.

"Одобренные FDA против "Признанные FDA в пищевой промышленности"

FDA не одобряет наносимые покрытия, используемые в пищевой промышленности. Не существует процесса рассмотрения для утверждения состава неприлепающих покрытий, кроме того, FDA имеет возможности проверять или тестировать эти материалы. Однако, FDA имеет набор правил, которые охватывают разработку, производство и использование неприлепающих покрытий. Таким образом, материалы, такие как политетрафторэтилен (тефлон), не могут быть одобренным FDA, скорее, они являются «признанными FDA».

Косметика

Косметика регулируются Центром по безопасности пищевых продуктов и практическим вопросам питания, той же ветви FDA, который регулирует продукты питания. Косметические продукты не подвергаются премаркетинговому одобрению FDA, без «структурных или функциональных претензий», которые делают их препаратами. Тем не менее, все цветовые добавки должны быть специально одобрены FDA, прежде чем производители смогут включать их в косметические продукты, продаваемые в США. FDA регулирует маркировку косметики. Косметические средства, которые не были протестированы на безопасность, должны иметь на упаковке предупреждение об этом.

Косметическая продукция

Хотя косметическая промышленность является главным ответственным в обеспечении безопасности своих продуктов, FDA также имеет право вмешиваться, если это необходимо для защиты населения, однако в целом не требуется одобрения домаркетингового одобрения или тестирование. Компании обязаны размещать предупреждение на свою продукцию, если продукты не были протестированы. Эксперты в области обзоров косметических ингредиентов также играют важную роль в мониторинге безопасности за счет влияния на использование ингредиентов, однако они не имеют юридических полномочий. В целом, организация рассмотрела около 1200 ингредиентов и предположила запретить несколько сотен ингредиентов, однако отсутствует какой-либо стандарт или системный способ рассмотрения химических веществ для обеспечения безопасности и четкого определения того, что подразумевается под «безопасностью», так что все химические вещества тестируются из того же расчета.

Ветеринарные препараты

Центр ветеринарной медицины (CVM) – это филиал FDA, который регулирует продукты питания, пищевые добавки и препараты, которые даются животным, в том числе сельскохозяйственным животным и домашним животным. CVM не регулирует вакцины для животных; этим занимается департамент сельского хозяйства Соединенных Штатов. Основное внимание CVM фокусируется на лекарствах, которые используются для сельскохозяйственных животных, гарантируя, что эти лекарства не влияют на продукты питания человека. Требования FDA для предотвращения распространения коровьей губчатой энцефалопатии также осуществляются CVM через проведение проверок производителей кормов.

Табачные изделия

Регулирование живых организмов

С принятием предмаркетингового уведомления 510 (к) k033391 в январе 2004 года, FDA дала разрешение доктору Рональду Шерману для производства и продажи медицинских опарышей для использования в организме человека или других животных в качестве рецептурных медицинских средств. Медицинские личинки насекомых – это первый живой организм, разрешенный Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств для производства и маркетинга в качестве рецептурного медицинского средства. В июне 2004 года FDA дала разрешение на применение медицинской пиявки в качестве второго живого организма, используемого в медицине. FDA также требует обязательную пастеризацию молока, чтобы удалить бактерии.

Наука и научно-исследовательские программы

В дополнение к своим регулирующим функциям, FDA проводит научные исследования и опытно-конструкторские работы по разработке технологий и стандартов, которые поддерживают регулирующую роль агентства, с целью решения научно-технических проблем, прежде чем они станут препятствиями. Научно-исследовательские работы FDA включают в себя области биопрепаратов, медицинских устройств, лекарственных средств, здоровье женщин, токсикологию, безопасность пищевых продуктов и прикладное питание и ветеринарию.

Управление данными

FDA в течение десятилетий собирало большое количество данных. В марте 2013 года был создан OpenFDA, чтобы обеспечить легкий доступ к данным для общественности.

История

Вплоть до 20-го века, существовало несколько федеральных законов, регулирующих содержание и продажу производства продуктов питания и лекарственных средств местного производства, одним исключением является недолго действующий Закон о вакцинах 1813 года. Историю FDA можно проследить до последней части 19-го века и Отдела химии Департамента сельского хозяйства США (впоследствии Бюро по химии). Под руководством Харви Вашингтона Уили, назначенного главным химиком в 1883 году, Отдел начал проводить расследования по фальсификации и неправильной маркировке пищевых продуктов и лекарств на американском рынке. Политика Уили пришлась на то время, когда общественность начала получать осведомление об опасностях на рынке из-за деятельности разоблачительных журналистов, таких как Эптон Синклер, и стала частью общей тенденции к увеличению числа федеральных нормативных актов по вопросам, относящимся к общественной безопасности во время эры прогрессивизма. Закон о контроле биопрепаратов 1902 года вступил в силу после того, как дифтерийный антитоксин, извлеченный из сыворотки, зараженной столбняком, был использован для получения вакцины, что привело к гибели тринадцати детей в Сент-Луисе, штат Миссури. Сыворотка была первоначально взята у лошади по имени Джим, который заразился столбняком. В июне 1906 года президент Теодор Рузвельт подписал Закон о пищевых продуктах и лекарственных средств, также известный как «Закон Уили» по имени его главного адвоката. Закон запрещает под страхом конфискации товаров, межгосударственную перевозку продуктов питания, которые являются «фальсифицированными». В законе применяются аналогичные штрафные санкции к межгосударственному маркетингу «фальсифицированных» лекарств, в которых «уровень активности, качества и чистоты» активного ингредиента не было либо четко оговорены на этикетке, либо перечислены в Фармакопее США или Национальном формуляре. Ответственность за проверку продуктов питания и лекарственных средств касательно факта такой «фальсификации» или «использования несоответствующего товарного знака» было дано Бюро Уили по химии Министерства сельского хозяйства США. Уили использовал эти новые регулирующие полномочия для проведения агрессивной кампании против производителей пищевых продуктов с химическими добавками, но полномочия Бюро по химии вскоре были подвержены проверке судебными решениями, которые узко определили полномочия Бюро и установили высокие стандарты для доказательства злого умысла. В 1927 году, регулирующие полномочия Бюро по химии были реорганизованы под новым органом Министерства сельского хозяйства, Организации по продуктам питания, лекарственным средствам и инсектицидам. Три года спустя это название было сокращено до Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). К 1930-ым годам, дотошные журналисты, организации по защите прав потребителей, а также федеральные регулирующие органы развязали кампанию по созданию более строгого регулирующего органа, опубликовав список вредных продуктов, которые допускались в соответствии с законом 1906 года, в который включили радиоактивные напитки, тушь для ресниц Lash lure, вызывающую слепоту, и бесполезные «методы лечения» против диабета и туберкулёза. В результате предлагаемый закон не смог пройти через Конгресс Соединенных Штатов в течение пяти лет, но был быстро принят в качестве закона после протестов общественности в связи с трагедией 1937 года, связанной с Эликсиром сульфаниламида, в результате которого погибли более 100 человек (в препарате содержался токсичный, непроверенный растворитель). Президент Франклин Делано Рузвельт подписал новый Закон о продуктах питания, лекарствах и косметических средствах, который был утвержден 24 июня 1938 г. Новый закон значительно увеличил полномочия федерального регулирующего органа по контролю лекарственных средств, который стал заниматься обзором дорыночной безопасности всех новых препаратов, а также мог налагать запрет на ложные утверждения о лечебных свойствах в маркировке лекарственных средств, не требуя наличия доказательств мошеннических намерений от FDA. Вскоре после принятия закона 1938 года, FDA начала устанавливать определенные лекарства в качестве безопасных для использования только под наблюдением медицинских работников, а также выделила категорию препаратов, отпускаемых «только по назначению», что было закреплено в качестве поправки 1951 года Дурхам-Хамфри. Эти события подтвердили широкие полномочия FDA в обеспечении постмаркетингового отзыва неэффективных лекарств. В 1959 году произошла «талидомидовая трагедия», когда тысячи европейских детей родились с врожденными дефектами из-за того, что их матери принимали талидомид – препарат для лечения тошноты – во время беременности. США в значительной степени удалось избежать этой трагедии, потому что д-р Фрэнсис Олдхэм Келси из FDA отказался давать разрешение на выход этого лекарства на рынок. В 1962 году вышла поправка Кефовера-Харриса к Закону о продуктах питания, лекарственных средствах и косметике, которая явила собой «революцию» в регулирующих полномочиях FDA. Наиболее важным изменением стало требование о наличии «существенных доказательств» эффективности препарата для продаваемого показания касательно всех новых применений лекарственных средств, в дополнение к требованию предпродажной демонстрации безопасности. Это ознаменовало начало процесса утверждения в FDA в его современной форме. Эти реформы способствовали увеличению времени, необходимого для выведения лекарства на рынок. Одним из наиболее важных законодательных актов в создании современного американского фармацевтического рынка был Закон о конкуренции цен на лекарственные средства и восстановления сроков действия патентов 1984 года, более известный как «Закон о Хатча-Воксмана» по имени его главных спонсоров. Закон продлил патентные эксклюзивные права на новые лекарства, и связал эти расширения, в частности, с длиной процесса утверждения FDA для каждого отдельного препарата. Для производителей дженериков, закон создал новый механизм утверждения, сокращённую заявку на регистрацию нового препарата (ANDA), по которой производителю дженерика стало необходимо только продемонстрировать, в формуле дженерика присутствует тот же самый активный ингредиент, что и в оригинале, а также его применяют такими же путями введения, он имеет такую же лекарственную форму, активность и фармакокинетические свойства («биоэквивалентность»). Этот закон считается началом создания современной индустрии дженериков. Опасения по поводу продолжительности процесса утверждения лекарственного средства были выдвинуты на первый план в начале эпидемии СПИДа. В середине и конце 1980-х, организация ACT-UP и другие активистские организации обвинили FDA в излишнем задерживании одобрения лекарств для борьбы с ВИЧ и оппортунистическими инфекциями. Отчасти в ответ на эти критические замечания, FDA выпустило новые правила для ускорения утверждения лекарств для лечения угрожающих жизни заболеваний, а также расширило доступ к предварительному одобрению лекарственных препаратов для пациентов с ограниченными возможностями лечения. Все исходные препараты, одобренные для лечения ВИЧ / СПИДа, были одобрены с помощью этих ускоренных механизмов утверждения. Фрэнк Янг, комиссар FDA, отвечал за план действий фазы II, созданный в августе 1987 года для более быстрого одобрения лекарств против СПИДа. В двух случаях, правительства штатов пытались легализовать лекарства, которые не были одобрены FDA. Согласно теории о том, что федеральный закон, принятый в соответствии с конституционной властью, отменяет противоречащие друг другу законы штата, федеральные власти до сих пор заявляют о своих полномочиях изымать имущество, арестовывать и привлекать к ответственности за хранение и продажу этих веществ, даже в тех штатах, где они являются законными. Первой волной стала легализация в 27 штатах препарата лаэтрил в конце 1970-х годов. Этот препарат был использован в качестве средства для лечения рака, но научные исследования как до, так и после этого законодательного тренда показали его неэффективность. Вторая волна касалась медицинской марихуаны в 1990-е и 2000-е годы. Хотя в Вирджинии в 1979 году был принят закон с ограниченным эффектом, более широко распространенная тенденция началась в Калифорнии в 1996 году.

Реформы 21-го века

Инициатива Критический путь Инициатива Критический путь – это усилия FDA по стимулированию и содействию национальным усилиям по модернизации отраслей науки, путем которых происходит разработка, оценка и изготовление продуктов, регулируемых FDA. Инициатива была запущена в марте 2004 года с выпуском доклада под названием Инновация / застой: трудности и возможности на критическом пути к новым лекарственным препаратам.

Права пациентов на доступ к неутвержденным препаратам

Дело 2006 года, Абигейл Альянс против фона Эшенбаха, могло бы вызвать радикальные изменения в регулировании неутвержденных FDA препаратов. Абигейл Альянс утверждал, что FDA должен давать лицензию препаратам для использования у неизлечимо больных пациентов с «неутешительным диагнозом» после того, как эти препараты пройдут I этап тестирования. Дело выиграло первоначальное обращение в мае 2006 года, однако это решение было отменено в марте 2007 года при повторном слушании. Верховный суд США отказался рассматривать дело, и окончательное решение отрицает существование права на отпуск неутвержденных лекарств. Критики регуляторной власти FDA заявляют, что утверждение FDA занимает слишком много времени, и что новые лекарства могли бы облегчить боль и страдания людей быстрее, при условии быстрого их вывода на рынок. Кризис СПИДа способствовал некоторым политическим инициативам по рационализации процесса утверждения. Тем не менее, эти ограниченные реформы были направлены на лекарства от СПИДа, а не на широкий рынок. Это привело к необходимости создания более надежных и устойчивых реформ, которые позволили бы пациентам, под присмотром врачей, получить доступ к лекарственным средствам, которые прошли первый раунд клинических испытаний.

Постмаркетинговый мониторинг безопасности лекарственных средств

Широко освещенный в прессе отзыв нестероидного противовоспалительного препарата Vioxx с рынка, в настоящее время, по оценкам, способствовавшего развитию фатальных инфарктов у тысячей американцев, сыграл важную роль в продвижении новой волны реформ безопасности как в отношении нормотворчества FDA, так и на определенном законом уровнях. Vioxx был одобрен FDA в 1999 году, и первоначально считалось, что препарат может быть безопаснее, чем предыдущие НПВС, в связи с тем, что он имеет сниженный риск развития желудочно-кишечных кровотечений. Тем не менее, ряд домаркетинговых и послемаркетинговых исследований показал, что Vioxx может увеличить риск развития инфаркта миокарда, и это было убедительно продемонстрировано результатами испытания APPROVe в 2004 году. Столкнувшись с многочисленными исками, производитель добровольно снял препарат с рынка. Пример Vioxx является важным в плане продолжающейся дискуссии о том, следует ли оценивать новые препараты на основе их абсолютной безопасности, или же на основе их безопасности относительно существующих методов лечения определенного заболевания. В результате отзыва Vioxx, крупные газеты, медицинские журналы, организации по защите прав потребителей, законодатели и чиновники FDA широко распространяли призывы о необходимости реформ в процедурах FDA для пред- и постмаркетингового регулирования безопасности лекарственных средств. В 2006 году Институт медицины по просьбе Конгресса назначил комитет для рассмотрения фармацевтического регулирования безопасности в США и выдаче рекомендаций по улучшению ситуации. Комитет состоял из 16 экспертов, включая лидеров в области клинических медицинских исследований, экономики, биостатистике, права, государственной политики, общественного здравоохранения, а также других специалистов здравоохранения, а также нынешних и бывших руководителей из фармацевтической, больничной индустрий и из области медицинского страхования. Авторы обнаружили серьезные недостатки в существующей системе FDA для обеспечения безопасности лекарственных средств на американском рынке. В целом, авторы призвали к увеличению регулирующих полномочий, финансирования и независимости FDA. Некоторые из рекомендаций комитета были включены в проекты законопроекта PDUFA IV, который был подписан в 2007 году. По состоянию на 2011 год, были созданы планы действий по минимизации риска (RiskMAPS), с целью обеспечить перевес пользы препарата над рисками в постмаркетинговый период. Эта программа требует, чтобы производители создавали и осуществляли периодические оценки эффективности их программ. Планы действий по минимизации риска устанавливаются на месте в зависимости от общего вероятного уровня риска отпускаемых по рецепту лекарств для общественности.

Педиатрическое тестирование препаратов

До начала 1990-х годов, только 20% всех лекарств, выписываемых для детей в Соединенных Штатах, были проверены на безопасность и эффективность у детей. Это стало серьезной проблемой, потому что данные, накопленные за многие годы, показали, что физиологическая реакция детей на многие лекарства значительно отличалась от эффектов этих препаратов на взрослых. Дети по-другому реагируют на разные препараты по многим причинам, в том числе из-за своего размера, веса и т.д. С участием детей было проведено не много медицинских исследований. В отношении многих лекарств, дети представляли такую малую часть потенциального рынка, что производители лекарств не считали такие исследования рентабельными. Кроме того, поскольку дети считались этически ограниченными в их способности дать осознанное согласие, для утверждения этих клинических испытаний были увеличены правительственные и институциональные препятствия, а также усилилась озабоченность по поводу юридической ответственности. Таким образом, в течение многих десятилетий, большинство лекарств, назначаемых детям в США, выписывались «не по прямому назначению», а дозировки «экстраполировали» с учетом дозировок у взрослых, через расчет веса. Первоначальная попытка FDA для решения этой проблемы была предпринята в 1994 году, когда FDA издала Окончательный вариант правил по маркировке и экстраполяции лекарственных средств для детей, что позволило производителям добавлять информацию на маркировке о приеме препарата для детей. На лекарства, которые не были испытаны касательно безопасности и эффективности у детей, должны были помещаться дисклаймеры. Тем не менее, это правило не мотивирует многие фармацевтические компании провести дополнительные педиатрические испытания лекарственных препаратов. В 1997 году FDA предложило создать правило, которое требовало бы проведение педиатрических испытаний лекарственных препаратов от спонсоров заявок на новые лекарственные средства. Тем не менее, федеральный суд вытеснил это новое правило как превышение законные полномочия ФДА. В то время, когда разворачивалась эта дискуссия, Конгресс использовал Закон 1997 года о модернизации пищевых продуктов и медикаментов, чтобы использовать стимулы, которые дали производителям фармацевтической продукции шестимесячный срок увеличения действия патента для того, чтобы новые лекарственные средства были представлены с данными педиатрических испытаний. Акт по продлению срока действия этих положения, Закон 2002 года об улучшении фармацевтических препаратов для детей, разрешил FDA запрашивать педиатрические тестирования препаратов, спонсируемые Национальным Институтом Здравоохранения, хотя следовало учитывать ограничения, связанные с финансированием Национального Института Здравоохранения. В Закона о равенстве исследований у детей 2003 года, Конгресс кодифицировал полномочия FDA, чтобы поручить провести исследования, спонсируемые производителем для некоторых лекарств в качестве «последней меры», если стимулы и финансируемые государством механизмы неадекватными.

Ваучер на приоритетное рассмотрение заявки

Ваучер на приоритетное рассмотрение заявки – это положение Закона о поправках к пищевым продуктам и медикаментам (HR 3580), подписанного президентом Джорджем Бушем, который был принят в сентябре 2007 года. Согласно этому закону, «ваучер на приоритетное рассмотрение» присуждается любой компании, которая получает одобрение для лекарств от забытых тропических болезней. Система была впервые предложена факультетом Университета Дьюка, а именно, Дэвидом Ридли, Генри Грабовски и Джеффри Моэ в статье в журнале «Вопросы здравоохранения» 2006 года «Разработка лекарственных средств для развивающихся стран». В 2012 году президент Обама подписал Закон о безопасности и инновациям в FDA, который включает в себя раздел 908 «Программа по поощрению развития лекарств для лечения забытых заболеваний с выдачей ваучера на приоритетное рассмотрение».

Правила для дженериков биопрепаратов

С 1990-х годов было создано много эффективных биотехнологических препаратов для лечения рака, аутоиммунных заболеваний и других заболеваний, изготовленных на основе белка и регулируемых Центром по оценке и исследований биопрепаратов. Многие из этих препаратов являются чрезвычайно дорогими; например, противораковый препарат Avastin стоит $ 55 000 за год лечения, в то время как заместительная ферментная терапия с препаратом Cerezyme стоит $ 200 000 в год, а пациенты с болезнью Гоше должны принимать его всю жизнь. Биотехнологические препараты не имеют простые, легко проверяемых химических структур обычных лекарственных средств, и производятся с помощью сложных, часто запатентованных технологий, таких как трансгенные культуры клеток млекопитающих. Из-за этих сложностей, Закон Хатча-Воксмана 1984 года не включает биопрепараты в Сокращенный процесс рассмотрения заявки на новые лекарства, в сущности, исключая возможность конкуренции со стороны производителей дженериков на создание биотехнологических препаратов.

Мобильные медицинские приложения

В 2013 году было издано руководство для регулирования мобильных медицинских приложений и защиты пользователей от их нецелевого использования. Это руководство для приложений, подвергнутых регулированию на основе маркетинговых требований для приложений. Включение руководящих принципов на этапе разработки такого приложения было предложено для ускорения выхода на рынок и таможенного оформления.

Критика

FDA регулирует большой спектр продуктов, которые влияют на здоровье и жизнь американских граждан. В результате, полномочия и решения FDA тщательно контролируются несколькими правительственными и неправительственными организациями. Доклад Института медицины с бюджетом $ 1,8 млн 2006 года о фармацевтическом регулировании в США обнаружил серьезные недостатки в существующей системе FDA для обеспечения безопасности лекарственных средств на американском рынке. В целом, авторы призвали к увеличению регулирующих полномочий, финансирования и независимости FDA. Девять ученых FDA обратились к президенту Бараку Обаме по поводу давления со стороны руководства, испытываемого во время президентства Джорджа Буша, по поводу манипулирования данными, в том числе в отношении процесса обзора медицинских устройств. Эти проблемы были также отмечены в докладе за 2006 год, где Управление характеризуется как «коррумпированная и испорченная руководством структура, которая подвергает здоровье американцев опасности» FDA также подвергается критике с противоположной точки зрения, как структура, проводящая слишком жесткую политику в отношении промышленности. Согласно анализу, опубликованному на сайте либертарианского Центра Mercatus, а также опубликованным заявлениям экономистов, практикующих врачей, а также заинтересованных потребителей, многие чувствуют, что FDA переступает свои регулирующие полномочия и подрывает развитие малого бизнеса и мелких хозяйств в пользу крупных корпораций. Три из ограничений FDA, подвергающихся анализу – это выдача разрешений для новых лекарственных средств и устройств, контроль речи производителя, и введение требований по рецепту. Авторы утверждают, что в условиях появления на рынке все более сложной и разнообразной пищи, FDA не имеет достаточных возможностей для того, чтобы надлежащим образом регулировать или проверять пищу. Тем не менее, в качестве показателя того, что FDA может быть слишком неточной в процессе утверждения, в частности, медицинских устройств, можно привести исследование доктора Дианы Цукерман и Пола Брауна из Национального научно-исследовательского центра по делам женщин и семьи 2011 года, а также д-ра Стивена Ниссена из Кливлендской клиники, опубликованного в журнале «Архивы внутренней медицины», которое показало, что большинство медицинских приборов, отозванных с рынка в течение последних пяти лет из-за того, что вызывают «серьезные проблемы со здоровьем или смерть», был ранее одобрены FDA с использованием менее строгого и более дешевого процесса утверждения 510 (к). В некоторых случаях эти устройства считались устройствами с низким уровнем риска, и они не нуждались в регулировании FDA. Из 113 отозванных устройств, 35 применялись для здоровья сердечно-сосудистой системы.

Cертификат GMP

GMP – (Good Manufacturing Practices): предъявляет требования к фармацевтическим препаратам. Это стандарт производства, который обеспечивает полный цикл стерильного и замкнутого производства. Т.е. тут важно какой воздух, какое сырье, какие условия, как все дезинфицируется и т.д. Если на упаковках написано, что продукт содержит определенное количество ингредиентов, то такое количество на самом деле товар и содержит. GMP – сертификат, разрешающий продажу в Европе. Продукция NSP соответствует международным требованиям в фармпромышленности GMP. Только 5% фармацевтических заводов Украины имеет такой сертификат, и то не на все, а только на отдельные виды продукции.

Сертификат FDA

FDA – (Fude and Drag Administration) – это Федеральное Агентство по надзору за качеством фармпрепаратов и продуктов питания. Сертификат FDA дает право распространять продукцию на территории США, Канады и Австралии.

В США может производиться что угодно, если товар предназначен для экспорта, но если же производство осуществляется для внутреннего рынка США, то здесь контроль FDA жесточайший. Компания NSP имеет все сертификаты этого Агентства. Более 60% продукции NSP применяется в самой Америке.

Сертификат TGA

TGA - Австралийская администрация лекарственных средств (TGA - подразделение Министерства здравоохранения Австралии) регулярно проверяет качество и чистоту продукции. Сертификат TGA говорит о полном соответствии нормативам, принятым для фарм-препаратов. ЕЭС доверяет заключениям TGA.

Сертификат ISO 9001/2000

ISO 9001/2000 – эту сертификацию создали, взяв за основу компанию NSP. Требования к качеству продукции и производству на всех ее этапах в NSP стало основой для стандартов мирового качества продукции в 2000 году. Т.е. по качеству фирма опережала мировые стандарты на 7 лет. Ни одна компания производитель фитопрепаратов не предъявляла таких высоких требований к препаратам, как NSP, начиная с проверки сырья на всех этапах производственного цикла.

Очень важно, что производится входной контроль качества сырья. Если оно не соответствует высшему качеству, то отбраковывается. Ежегодно отбраковывается до 11% сырья. Качество продукции находится на уровне фармацевтического производства сертификации.

Сертификат компании NSF International

NSF - Сертификация NSF International означает, что качество продукции Компании NSP, процесс ее производства и упаковки, учета и транспортировки соответствует строгим международным требованиям.

Организация NSF INTERNATIONAL (Национальный санитарный фонд) основана в 1944 году. Вот уже более 60 лет она является одним из признанных экспертов в здравоохранении и обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, одной из самых авторитетных независимых некоммерческих организаций, сфера деятельности которой - здоровье общества и защита окружающей среды. Организация получила аккредитацию Американского национального института стандартов (АНСИ).

Добровольная сертификация и аудит по стандартам международной организации NSF International предъявляет жёсткие требования к производителю и производственным процессам, гарантируя высокое качество и безопасность изготовляемых пищевых продуктов.

Сегодня NSF - единственный центр по безопасности питьевой воды и пищевых продуктов, с которым сотрудничает Всемирная организация здравоохранения.

Выданный сертификат является собственностью NSF International и может быть отозван, если на момент планового или внепланового аудита будет обнаружено какое-либо несоответствие стандартам. Такая система гарантирует постоянное соблюдение на заводе NSP всех необходимых требований.

Другие сертификаты и дипломы.

В августе 1999 года NSP, пройдя полную аккредитацию в налоговых органах РФ и зарегистрировавшись в Государственной Регистрационной Палате при Минюсте РФ (свидетельство номер 12801); открывает свое представительство в России и выходит на российский рынок БАД.

Все биологически активные добавки, продаваемые на рынке России, имеют разрешение Министерства здравоохранения РФ. Компания NSP вошла в специальный выпуск федерального справочника “Здравоохранение России”, учредителем которого является Министерство Здравоохранения Российской Федерации.

NSP была исследована всеми правительственными объектами России и является открытым акционерным обществом. Это означает, что ежегодно раз в 3 месяца она проходит аудит, чтобы убедиться в соответствии всем правилам и нормам.

Уже 10 лет оценка биоэквивалентности лекарственных средств (ЛС) в РФ является основным видом медико-биологического контроля воспроизведенных (генерических) ЛС. Сегодня биоэквивалентность (или фармакокинетическая эквивалентность) рассматривают как степень подобия фармацевтически эквивалентного ЛС по отношению к референтному препарату, определяемую in vivo. Основными критериями биоэквивалентности являются степень и скорость всасывания лекарства, а также характер распределения препарата в тканях и жидкостях организма и особенности выведения препарата .

Вне зависимости от производителя к дженерикам, точно так же, как и к оригинальным препаратам, предъявляются следующие требования: качество, эффективность и безопасность. При получении положительных результатов определения биоэквивалентности считается, что проведение широких клинических испытаний не обязательно, поскольку терапевтическое действие активного ингредиента препарата - дженерика известно и соответствует таковому у оригинального препарата. Исследование биоэквивалентности позволяет «уровнять в правах» оригинальный фармацевтический продукт и более дешевый генерический препарат .

В настоящее время значительную часть оборота и количества регистрируемых в РФ ЛС составляют не оригинальные продукты, а их копии или аналоги (дженерики). В связи с этим количество проводимых исследований биоэквивалентности за последние годы значительно увеличилось. Согласно данным за 2009 г. исследования биоэквивалентности составили около 14% от всех клинических исследований, проводимых в РФ.

В России требования о включении данных по исследованиям биоэквивалентности в досье, представляемое для регистрации препаратов-дженериков, были приняты в 1992 г., а подобные испытания в отечественных лабораториях начали проводиться несколько раньше . В настоящее время проведение исследований по биоэквивалентности в РФ регламентируется следующими документами:

  • Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 №61-ФЗ;
  • Национальным стандартом РФ «Надлежащая клиническая практика» (ГОСТ Р 52379-2005);
  • Методическими указаниями МЗСР «Оценка биоэквивалентности лекарственных средств» (2008).

Методические указания по проведению исследований биоэквивалентности ЛС впервые были изданы в 1998 г., затем они постоянно пересматривались и совершенствовались – 2001 г., 2004 г., и последняя версия - от 2008 г. Следует отметить, что в РФ к исследованиям биоэквивалентности предъявляются собственные требования и указанный документ не является аналогом зарубежных инструктивных материалов по данному вопросу, хотя и по ключевым вопросам соответствует им.

Учитывая, что в США и европейских странах данный вид исследований ЛС имеет более длительную историю, несомненный интерес для специалистов представляют собой документы этих стран, касающиеся вопроса биоэквивалентности. Проведем некоторый обзор требований Управления качества продуктов и лекарств США (FDA).

FDA располагает целым рядом документов по проведению исследований биоэквивалентости, среди них:

  • Исследования биодоступности и биоэквивалентности лекарственных препаратов для внутреннего применения – общее рассмотрение (март 2003),
  • Исследования биодоступности и биоэквивалентности назальных спреев и аэрозолей местного действия (апрель 2003),
  • Исследования влияния приема пищи на процесс биодоступности и биоэквивалентности (декабрь 2002),
  • Отклонение проведения исследований биоэквивалентности и биодоступности in vivo препаратов твердой лекарственной формы с немедленным высвобождением действующего вещества, основанное на биофармацевтической классификационной системе (август 2000),
  • Рекомендации по проведению исследований биоэквивалентности отдельных лекарственных препаратов (641 препарат, март 2010).

Рекомендации FDA «Исследования биодоступности и биоэквивалентности лекарственных препаратов для внутреннего применения – общее рассмотрение» в общих чертах сходны с требованиями, принятыми в РФ: субъектами исследования являются здоровые добровольцы в возрасте от 18 лет; объектами исследований - воспроизведенные ЛС, предназначенные для приема внутрь, накожной аппликации, ректального введения, при условии, что их действие опосредовано появлением действующего вещества в системном кровотоке; оценка биоэквивалентности проводится для всех лекарственных форм пролонгированного действия, форм, обеспечивающих немедленное высвобождение ЛС при приеме внутрь, трансдермальных терапевтических систем, ректальных и вагинальных суппозиториев, а также комбинированных лекарственных препаратов; в качестве препарата сравнения используется соответствующее оригинальное зарегистрированное ЛС и содержание действующего вещества в исследуемом ЛС и препарате сравнения не должно отличаться более чем на 5% .

  • период проведения клинических испытаний (INDs);
  • процесс ускоренной регистрации нового ЛП (для воспроизводимых препаратов) (ANDAs);
  • процесс регистрации нового ЛП (NDAs).

Поэтому предварительные испытания - требования к взятию проб, их обработке и определению растворимости ЛП (исследование in vitro) для указанных процессов несколько отличаются. Также в документе FDA существует такое понятие, как «пилотное исследование», которое может быть проведено по решению спонсора с небольшим числом испытуемых перед проведением полного исследования биоэквивалентности. Данные этого исследования могут использоваться для валидации аналитических методик, определения вариабельности, оптимизации сбора проб и интервалов времени, а также для получения другой дополнительной информации .

В отличие от отечественного документа, в котором рекомендуется проведение исследований биоэквивалентности исключительно натощак, FDA учитывает влияние приема пищи на биодоступность и биоэквивалентность ЛС в соответствии с рекомендациями «Исследования влияния приема пищи на процесс биодоступности и биоэквивалентности» (декабрь 2002). Это является немаловажным аспектом, поскольку влияние приема пищи на биодоступность лекарственного препарата может иметь важное клиническое значение, биодоступность может измениться посредством различных механизмов, включая :

  • замедление опорожнения желудка;
  • стимуляция оттока желчи;
  • изменение гастроинтестинальный pH;
  • увеличение висцерального тока крови;
  • изменение люминального метаболизма вещества;
  • физическое или химическое взаимодействие с лекарственной формой или действующим веществом.

Исследование влияния приема пищи на биодоступность наиболее важно, когда ЛС принимается внутрь сразу после еды. Питательные свойства и калорийность пищи, ее объем и температура могут быть причиной физиологических изменений в желудочно-кишечном тракте, изменений растворимости препарата, его прохождения в место действия и системной биодоступности. Проведение исследований биоэквивалентности как натощак, так и после приема пищи рекомендуется для всех препаратов для внутреннего применения с немедленным и с модифицированным высвобождением действующего вещества как в период проведения клинических исследований и регистрации нового ЛП, так и в процессе ускоренной регистрации, за исключением указанных ниже случаев :

  • когда тест- и референс-препарат быстро растворимы, имеют сходные параметры растворения и содержат субстанции с высоким коэффициентом растворимости и проницаемости;
  • когда референс-препарат может применяться только на пустой желудок;
  • когда в инструкции на референс-препарат нет данных о влиянии приема пищи на абсорбцию и прием ЛП.

Приведем краткое изложение методики проведения данного исследования. Рекомендуется рандомизированное, двойное исследование влияния пищи на биодоступность и биоэквивалентность ЛС. Испытание должно проходить в два этапа: натощак и после приема пищи. Достаточный период вымывания должен разделять два периода обработки результатов исследований. Исследование биоэквивалентности после приема пищи проводят следующим образом: последний прием пищи должен быть за 10 часов до исследования; пациент принимает определенную порцию пищи (количество жиров должно быть приблизительно 50% от общей калорийности, калорийность приблизительно 800-1000 калорий (из них 150 – белки, 250 – углеводы и 500-600 – жиры) за 30 минут до приема лекарственного средства; затем он принимает препарат, запив его 240 мл воды; воду можно пить по мере необходимости, за исключением 1 часа до и после исследования .

Следующее отличие касается требований к лекарственным препаратам, предназначенным для введения путем ингаляции. FDA допускает проведение исследований данных лекарственных форм в соответствии с рекомендациями «Исследования биодоступности и биоэквивалентности назальных спреев и аэрозолей местного действия» (апрель 2003). Указанное руководство предназначено для ЛС в форме «дозированный аэрозоль» или «дозированный спрей», содержащих следующие активные субстанции: кортикостероиды, антигистаминные, антихолинергические средства и безрецептурное ЛС, стабилизатор мембран тучных клеток – Кромолин-натрий. Применение руководства в исследованиях назальных препаратов других классов, которые могли бы проводиться в будущем, может обсуждаться в Центре оценки и исследований биопрепаратов США путем рассмотрения этого вопроса и голосования. Данное руководство не распространяется на исследования назальных спреев, включенных в соответствующий список безрецептурных лекарственных препаратов или исследования дозированных препаратов системного действия, применяемых назально, а также недозированных назальных препаратов в сосудах с пульверизатором .

При применении назальных аэрозолей капли и/или частицы действующего вещества наносятся местно, а затем лекарственный препарат абсорбируется и поступает в место действия. Препарат, применяемый назально и предположительно местного действия, имеет потенциал для возникновения системной активности, несмотря на плазматический барьер. Систематическое воздействие назальных спреев и аэрозолей может привести также к абсорбции препарата в системный кровоток со слизистой оболочки носа или после приема внутрь и абсорбции из ЖКТ. По этим причинам исследования биодоступности и биоэквивалентности могут проводиться в двух направлениях: локальное действие и системное воздействие, системная абсорбция. Исследование локального воздействия изучают in vitro, проводя определенные испытания :

  1. исследование характеристик поступления содержимого из сосуда;
  2. исследование распределения капель при лазерной дифракции;
  3. исследование распределения частиц/капель при действии каскадного импактора (устройство для фракционного осаждения частиц аэрозоля);
  4. исследование распределения частиц ЛС при микроскопии;
  5. определение формы и геометрии струи.

Кроме этого FDA определяет случаи, в которых возможно отклонение проведения исследований биоэквивалентности в соответствии с рекомендациями «Отклонение проведения исследований биоэквивалентности и биодоступности in vivo препаратов твердой лекарственной формы с немедленным высвобождением, основанное на биофармацевтической классификационной системе» (август 2000). Данное руководство разъясняет, когда процедура, по которой проводится государственная регистрация генерического ЛС на основе биофармацевтической системы классификации и результатов сравнительных исследований in vitro с использованием теста «Растворение», может быть предложена для твердых лекарственных форм с немедленным высвобождением действующего вещества (процедура «biowaivers»). Эта процедура основана на биофармацевтической системе классификации, которая разделяет фармацевтические субстанции по их растворимости в воде и интестинальной проницаемости :

  • Класс 1: Высокая растворимость – Высокая проницаемость
  • Класс 2: Низкая растворимость - Высокая проницаемость
  • Класс 3: Высокая растворимость – Низкая проницаемость
  • Класс 4: Низкая растворимость – Низкая проницаемость

При запросе отклонения проведения исследований биоэквивалентности заявители должны обратить внимание на следующие факторы :

  • наличие большого количества вспомогательных веществ, таких как сурфактанты (полисорбат 80) и сахарозаменители (манит и сорбит), которые могут повлиять на показатели абсорбции препаратов;
  • не является ли исследуемый препарат пролекарством, поскольку проницаемость пролекарств будет зависеть от механизма трансформации субстанции;
  • исключения: биофармацевтическая система классификации не применима для ЛП с узким диапазоном терапевтического действия и ЛП, абсорбирующихся в ротовой полости .

Также следует отметить, что FDA располагает базой данных «Рекомендации по проведению исследований биоэквивалентности определенных лекарственных препаратов», в которой изложены подробные методики проведения исследований биоэквивалентности 641-го лекарственного препарата .

В заключение можно сказать о том, что отечественные методические указания «Оценка биоэквивалентности лекарственных средств» (2008 г.) соответствуют современным мировым стандартам и содержат качественное подробное описание процедуры определения биоэквивалентности ЛС с учетом многих нюансов. Однако существуют некоторые аспекты (описанные выше), которые не освещены в данных указаниях, но являются достаточно важными и давно применимы в мировой практике. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование, детализация и расширение Российских методических указаний с учетом национального законодательства.

Список литературы

  1. Викулова С. Биоэквивалентность и дженерики созданы друг для друга. Ремедиум, 1999, 12, с. 30-32.
  2. Гуревич К.Г., Мешковский А.П. Определение биоэквивалентности: сравнительный подход. М. Октябрь, 2001, Т. 2, ст. 43, с.215-216.
  3. Киселева Г.С. Биоэквивалентность и качество лекарственных средств, М. журнал «Провизор», 1999, выпуск №4.
  4. Методические указания «Оценка биоэквивалентности лекарственных средств». М., МЗСР РФ, 2008.- 32 c.
  5. Bioavailability and Bioequivalence Studies for Orally Administered Drug Products - General Considerations, U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration, Center for Drug Evaluation and Research, March 2003.
  6. Bioavailability and Bioequivalence Studies for Nasal Aerosols and Nasal Sprays for Local Action, U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration, Center for Drug Evaluation and Research, April 2003.
  7. Food-Effect Bioavailability and Fed Bioequivalence Studies, U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration, Center for Drug Evaluation and Research, December 2002.
  8. Individual Product Bioequivalence Recommendations, U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration, Center for Drug Evaluation and Research, May 2007.
  9. Waiver of in vivo Bioavailability and Bioequivalence Studies for Immediate-Release Solid Oral Dosage Forms Based on a Biopharmaceutics Classification System. U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration, Center for Drug Evaluation and Research, August 2000.