Что такое фз 152. Федеральный закон "О персональных данных": основные положения простыми словами

К персональным данным можно отнести любую информацию, которой достаточно, чтобы однозначно определить физическое лицо и получить о нём какую-либо дополнительную информацию. Любая организация, работающая с данными физических лиц, должна защитить информационные системы и получить документы, подтверждающие соответствие этих систем требованиям закона.

Определения

  • Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242, которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по .

2006-2010 годы

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации, можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

2017

Facebook и Twitter выполнят требования российского законодательства

Крупные американские компании Facebook и Twitter выполнят требования закона «О персональных данных». Facebook планирует создать российское представительство, а Twitter перенести на территорию РФ серверы с персональными данными россиян, сообщают в ноябре 2017 года «Известия » со ссылкой на свои источники.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» .

Полномочия по надзору за обработкой персональных данных россиян отдадут РКН

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические, общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".

"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности, представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

2011

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ

    Определение от 7 марта 2019 г. по делу № А57-1330/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 20. 3 , 20.7, 24, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 2, 3 , 6, 7, 9 Федерального закона от 27.07....

    Определение от 9 января 2019 г. по делу № А51-28225/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Гражданское

    Суть спора: Корпоративный спор - Деятельность держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанная с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем иных прав и обязанностей в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг

    В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что отказ ответчика от предоставления запрашиваемых сведений и отказ суда в удовлетворении иска противоречит положениям пункта 1 статьи 20. 3 , пункта 3 статьи 232 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), поскольку, как полагает заявитель, арбитражный управляющий имел безусловное...

    Решение от 25 октября 2018 г. по делу № А78-12796/2018

    Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)

    Собственности ООО ЧОП «Кольчуга». Данные автомобили были преданы Обществу на основании безвозмездного договора аренды заключенного между ООО ЧОП «Кольчуга» и ООО ЧОП «Кольчуга-Краснокаменск» (приложение № 3 ); 3 . На ныне действующего директора ООО ЧОП «Кольчуга-Краснокаменск» Люц А.В. неоднократно выдавались нотариальные доверенности на право действий и предоставление интересов от лица ООО ЧОП «Кольчуга» (...

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А42-5745/2018

    Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)

    9) была необходимо в целях соблюдения Закона о банкротстве и исполнения Муравьёвым Е.С. публично-правовых обязанностей, выполнение которых обеспечено наступлением административной ответственности, предусмотренной частями 3 , 3 . 1 статьи 14.13 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, то есть вплоть до дисквалификации арбитражного управляющего, то Учреждение не вправе было отказывать конкурсному управляющему в...

    Постановление № 4А-1260/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 4А-1260/2018

    Иркутский областной суд (Иркутская область) - Административные правонарушения

    Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание ООО «БизнесПартнер» назначено в соответствии с требованиями статей 3 . 1, 3 . 4, 4.1 – 4. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом...

    Решение № 2-1618/2018 2-1618/2018~М-1546/2018 М-1546/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1618/2018

    1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

    2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

    4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

    1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

    2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

    3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

    4) цель обработки персональных данных;

    5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

    6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

    7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

    9) подпись субъекта персональных данных.

    5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

    7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

    8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    Рано или поздно с вопросом обработки персональных данных сталкивается любой интернет-предприниматель. Когда проект набирает критическую массу клиентов, приходится задумываться о том, как привести документы на сайте в порядок. Но на практике дело не ограничивается лишь размещением в Сети оферты или описаний правил работы сайта.

    Алексей Талан

    Всем известно, что на сайте должен присутствовать документ, который регламентирует правила обработки и хранения добровольно переданных клиентами данных. Но о том, что дальше делать с этим данными, и как правильно обеспечивать их сохранность и безопасность, знают далеко не все.

    Закон о персональных данных

    Когда вы регистрируетесь на сайте, который принадлежит российской компании, то практически любая информация, которую вы указываете о себе, подпадает под действие Федерального закона РФ №152 «О персональных данных». Это означает, что владелец ресурса, будь то интернет-магазин, социальная сеть или «облачный» сервис, обязан защищать вашу личную информацию от злоумышленников и не раздавать направо и налево.

    Негативных примеров того, как обращаются с личной информацией - масса. Взять хотя бы поток SMS-предложений от сервисов такси или турагентств.

    Но бывают случаи посерьезнее, причем вызваны они могут быть ошибкой программистов. Так, в прошлом году в Сеть утекли десятки тысяч SMS, отправленных с сайтов операторов сотовой связи. В сообщениях, которые легко можно было найти в Яндекс или Google, обнаруживались паспортные данные и пароли к социальным сетям. Информацию клиенты вам могут предоставлять разную, от имени и фамилии, до данных по пластиковым картам и даже истории болезней. Чем важнее информация - чем выше за нее ответственность.

    Кратко о законе

    С точки зрения владельцев сайта закон - головная боль, особенно для начинающих предпринимателей, у которых к хронической нехватке денежных средств добавляется отсутствие опыта в решении бюрократических задач.

    Полную версию закона можно изучить . Мы же приведем краткую информацию, написанную обычным человеческим языком.

    Основные определения

    Персональные данные (ПД) - информация, которая определяет физическое лицо. Например:

    Оператор персональных данных - организация, государственная или частная, или физическое лицо, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. В нашем случае - это интернет-магазин, социальная сеть или онлайн-сервис, например, «Яндекс.Метрика».

    Субъект персональных данных - физлицо, которое передает личные данные оператору.

    Устаревшие и актуальные требования: будьте внимательны

    При попытке подробнее узнать о законе ФЗ №152, первым делом в поисковике обнаруживаются статьи, в которых рассказывается о классах, категориях и объемах ПД.

    Эти термины использовались в совместном приказе Минкомсвязи ФСТЭК и ФСБ, который в народе назывался «Приказ Трех». Документ перестал действовать с выходом Постановления Правительства 1119 от 1 ноября 2012 г, в котором на смену классам пришли уровни защищенности (УЗ).

    УЗ сейчас описаны для всех видов информационных систем. Это значит, что операторы могут самостоятельно определить уровень защищенности для своего интернет-сервиса. Чего пока не хватает - так это конкретных требований по защите для каждого уровня УЗ. Пробелы закроют следующие постановления.

    По словам нашего эксперта Андрея Прозорова из IBS Platformix, прошлые требования к защите классов формально утратили силу. Тем операторам, которые уже провели комплекс мер по защите сервисов, эксперт советует следующее:

    1. Актом или протоколом утвердить УЗ и указать дополнительные свойства информационной системы согласно ПП1119.

    2. Дождаться новых требований к защите ИСПД и надеяться, что переделывать придется немного.

    Подробно изучить классификацию УЗ можно в блоге Андрея , я же, чтобы не утомлять читателя, приведу ниже таблицу и дам краткие пояснения.

    Уровней защищенности - четыре, аналогично количеству классов, которые использовались ранее. УЗ определяются на основе актуальных угроз (АУ), количества обрабатываемых ПД в системе, типа ПД и чьи именно ПД оператор обрабатывает - сотрудников или клиентов. Разложим по полочкам.

    Актуальные угрозы:

    1-2 уровни связаны с наличием закладок в программном обеспечении, то есть недекларированных возможностей. Это лазейки, через которые можно получить доступ к сайту. Эти угрозы, очевидно, присутствуют в любом сервисе.

    3 уровень - все остальные менее значимые угрозы.
    Определение уровня АУ связано с определением возможного вреда от несанкционированного использования ПД.

    Количество персональных данных

    • Больше или меньше 100 000 субъектов.
    Тип персональных данных
    • Биометрические (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых оператор может установить личность субъекта персональных данных).
    • Специальные (религиозные взгляды, состояние здоровья, расовая принадлежность и т.д.).
    • Общедоступные (получаемые из общедоступных источников в соответствии с 152-ФЗ).
    • Другие.
    Чьи персональные данные

    В ИСПД могут использоваться данные сотрудников, или же данные клиентов, допустим, в записях заказов интернет-магазинов.

    Таблица. Определение уровня защищенности ИСПД (правые колонки)

    Меры по защите персональных данных

    Очевидно, что кардинально меры по защите ПД с переходом на УЗ не изменятся. Расскажу об общих принципах защиты.

    Помните: чем больше ПД вы собираете, тем больше мер придется принять. Поэтому стоит подумать, без каких сведений вы можете обойтись, чтобы снизить риски и объем работы. Кроме того, в некоторых случаях ПД стоит разнести по разным базам данных и уменьшить срок хранения сведений о пользователях.

    Разделить меры можно на два вида: организационные и программно-технические. К первым относятся:

    • классификация информационной системы,
    • выявление возможных угроз,
    • создание плана действий по защите данных и должностных инструкций,
    • утверждение перечня лиц, которые допущены к обработке ПД.
    К программно-техническим можно отнести:
    • проверку оборудования,
    • установку сертифицированных антивирусов, сетевых экранов и криптографических средств,
    • налаживание системы разграничения доступа, регистрации и учета,
    • использование средств защиты от утечек информации по различным каналам.
    Что и в каком количестве необходимо устанавливать определяется на шаге выявления угроз и типа хранящихся ПД. Лучше всего отдать задачу по защите данных на аутсорс - то есть в стороннюю организацию с лицензией ФСТЭК. Цена вопроса для самых-самых личных данных (класс 1 по старой классификации) начинается примерно от 300 000 рублей.

    Помимо работы по установке сертифицированных антивирусов, сетевых экранов и спецприложений, аутсорсеры оформят за вас кучу бумаг, которые будут свидетельствовать о принятых мерах. Это могут быть должностные инструкции, приказы, акты о ликвидации ПД клиентов, подтверждения покупки сертифицированных программ и т.д. Если случится прокол, вы всегда сможете подать в суд на подрядчика и переложить на него часть ответственности.

    Ответственность за нарушение персональных данных (за работу сайта без проведения защитных мер) многогранна, в основном проходит по административной линии (штрафы, предписания, приостановка деятельности предприятия). При этом наказывается нарушение требований по защите ПД. Поскольку явного требования к лицензированию и аттестации нет, то за это прямо не наказывают. Наказывают за отсутствие мероприятий по защите (отсутствие документов, регламентов, процедур, технических мероприятий).

    Что нужно для работы сайта

    Хорошая новость: чтобы собирать персональные данные для интернет-магазина или онлайн-сервиса, никакая лицензия не требуется. Необходимо лишь провести мероприятия по защите данных.

    Получать лицензии ФСТЭК и ФСБ России необходимо только в том случае, если вы оказываете услуги по технической защите информации. Например, помогаете интернет-сервисам правильно организовать работу с ПД или обещаете клиентам защищать их данные.

    Примеры таких лицензий можно посмотреть на сайтах хостинг-провайдера nic.ru , сервиса онлайн-дневников dnevnik.ru и компании «ОнЛайн Защита» .

    Оферта на сайте необходима, если вы запрашиваете у пользователя любые личные данные. Примеры и варианты реализации таких договоров стоит смотреть на крупных сайтах. Нам понравилось, как это сделано на tcsbank.ru. Написано кратко и доступно для пользователя, что встретишь редко.

    Сервис обязан уведомить субъекта, с какой целью и в каком порядке будут использоваться его персональные данные. Это не обязательно делать отдельным документом, можно включить в общие правила сервиса.

    Следует обратить особое внимание и на то, как хранятся у вас персональные данные клиентов. Удостоверьтесь, что к ним не имеют доступ поисковые роботы (проверьте хотя бы файл правил для поисковиков robots.txt, который находится в mysite/robots.txt). Также убедитесь, что доступ к личным данным клиентов имеют только те сотрудники, которым это требуется.

    Основные части оферты

    В этой главе я перечислю основные моменты, которые должны присутствовать в оферте о персональных данных. Примеры можно посмотреть по ссылкам выше.

    Если вашим сервисом могут воспользоваться несовершеннолетние - внесите пункты, что требуется согласие родителей или опекунов.

    Укажите дальнейший маршрут данных пользователя: будут ли они передаваться третьим лицам и аффилированным компаниям.

    Кратко опишите, для чего и сколько времени собираетесь хранить данные, а также как клиент может затребовать удаление данных.

    Опишите, какие данные и с какой целью предоставляет пользователь.

    Итого

    Оказывается, работать с персональными данными не так страшно и затратно, особенно если у вас небольшой проект. Для большинства сервисов достаточно разработать оферту и усилить контроль за программистам, чтобы внутренние страницы клиентов не стали достоянием Google.

    Главное же, что надо помнить: чем меньше сведений вы собираете - тем безопаснее работа для вас, как оператора.

    Законодательство не стоит на месте, и вот с 1 июля 2017 года введены новые штрафы за несоблюдение требований Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ (далее - Закон №152). Что нужно сделать уже сегодня, чтобы избежать административную ответственность?

    Кого могут наказать?

    Согласно Закону №152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
    Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
    Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
    В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся физлицу, в том числе:
    - ФИО (вместе и даже по отдельности);
    - дата рождения;
    - адрес;
    - телефон;
    - email;
    - фотография;
    - ссылка на персональный сайт;
    - ссылка на профиль в социальных сетях.
    Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта, имеющий форму обратной связи, или любой работодатель является оператором персональных данных, и как следствие, обязан соблюдать требования Закона №152, так как попадает под административную ответственность.
    Следует также различать: если физическое лицо записывает контакты своих знакомых в блокнот, чтобы просто не забыть поздравить их с днем рождения - это не сбор персональных данных. Если то же лицо выступает в качестве ИП, оказывая частные услуги на дому, к примеру, делает маникюр, и ведет такую запись - это сбор персональных данных. У клиентов в этом случае надо спрашивать согласие на него и нести ответственность за разглашение, если таковое случится.

    За что могут наказать?

    Кто может наказать?

    Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
    Плановая проверка Роскомнадзора осуществляется не чаще 1 раза в 3 года. Таким образом, если в указанный период в вашей компании она проводилась и в дальнейшем вы не допускали каких-либо нарушений, в ближайшее время ожидать проверки не стоит. Если же за последние 3 года инспекторы не были у вас в гостях, то самое время подготовиться к их визиту. Но никогда не стоит забывать о внеплановых проверках, по заявлению или жалобе физических лиц. О внеплановой проверке Роскомнадзор предупреждает за 24 часа.
    К сведению. Помимо Роскомнадзора проверить соблюдение работодателем требования законодательства в области персональных данных может Роструд. Положениями гл. 14 ТК РФ (наравне с Законом №152-ФЗ) определены требования к обработке персональных данных работников и гарантии их защиты. Инспекторы по труду наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в случаях нарушения трудового законодательства (пп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
    Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) осуществляет надзор за техническими средствами обработки персональных данных за исключением криптографических средств. Кроме того, полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обес-печению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах наделена ФСБ РФ.
    Надзорными полномочиями в сфере персональных данных обладает прокуратура в силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. №2202-1.

    Какие персональные данные вправе получить работодатель?

    Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:
    - в паспорте;
    - в военном билете (у военнообязанных);
    - в свидетельстве о присвоении ИНН;
    - в страховом пенсионном свидетельстве;
    - в документах об образовании;
    - в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
    - в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.
    Вся эта информация относится к персональным данным, и ее можно получить только от сотрудника. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в пункте 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.
    Работодатель не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в пункте 4 час-ти 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и статье 10 Закона №152.
    Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать треть-им лицам без согласия на то сотрудника (ст. 7 Закона №152-ФЗ).

    К сведению:
    Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.

    Как обеспечить защиту персональных данных работодателю?

    Рассмотрим, что нужно предпринять в хозяйстве в связи с защитой персональных данных сотрудников и других физлиц.
    1. До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных:
    - обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
    - сделанных сотрудниками общедоступными;
    - полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
    - относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
    - включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
    - необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
    - включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
    - обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
    - обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.
    Форма уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. №94. Кроме того, подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении, приведен в части 3 статьи 22 Закона №152-ФЗ. Работодатель может направить уведомление в бумажном виде в адрес территориального органа Роскомнадзора или в электронном виде через портал персональных данных (ч. 3 ст. 22 Закона №152-ФЗ).
    2. Закрепить порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных в локальном акте организации. Например в положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального Закона №152-ФЗ).
    Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 №4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 №КА-А40/11424-06 по делу №А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 №КА-А40/10787-06 по делу №А40-32068/06-96-156).
    3. Назначить работника, ответственного за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Это может быть сотрудник отдела кадров, который взаимодействует с личными делами сотрудников. Он будет получать согласие работников на обработку персональных данных, вести карточки сотрудников и т.д.
    4. Подготовить шаблон согласия на обработку персональных данных. Без него запрашивать личные сведения физлиц нельзя. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона №152-ФЗ):
    - ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате и месте выдачи документа;
    - наименование или ФИО и адрес работодателя, который получает согласие сотрудника;
    - цель обработки персональных данных;
    - перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
    - наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
    - перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
    - срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
    - подпись работника.
    Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных:
    - третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника;
    - в налоговые органы;
    - военные комиссариаты;
    - по запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем;
    - по мотивированному запросу органов прокуратуры;
    - по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности;
    - по запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности;
    - в органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом;
    - в случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку;
    - для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать
    персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников.
    Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.
    Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

    Как работать с персональными данными на сайте?

    Действия фактически аналогичны.
    1. Подать уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор.
    2. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПДн, то под каждую из них нужно поставить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.
    3. Сопроводить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки персональных данных. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку персональных данных, так и договор, политика конфиденциальности, так и часть оферты - название не столь принципиально.
    4. Подготовить текст документа с условиями обработки персональных данных. (согласно ст. 9 Закона №152-ФЗ, описано выше).
    5. Подготовить документ под названием Политика в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится
    в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона №152-ФЗ) и разместите его на сайте в свободном доступе.

    Что еще поможет избежать нарушение закона?

    1. Сообщить по запросу человека, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали.
    2. Удалить данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.
    3. Хранить базы данных в надёжном месте, защищать их от взлома и утечки (требования определены законодательством!).
    4. Обучить сотрудников работе с персональными данными.
    5. Не использовать документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели использования персональных данных необходимо прописать свои. То, что требуется типографии для оформления заказа или интернет-магазину для доставки товара, не понадобится для e-mail рассылки. Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.
    6. И самое главное: лучше привлечь специалистов, которые проведут анализ деятельности компании, выявят все недостатки и нарушения, и помогут составить все необходимые документы, уведомят территориальный орган Роскомнадзора.

    Материал подготовлен с помощью СПС Консультант Плюс.
    Партнер рубрики «Аграрное право»