Cочинение «Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

Основой стихотворения "Песнь о вещем Олеге" Пушкина стал летописный рассказ о судьбе первого князя киевского (правил в 879 - 912-м годах), с которым поэт ознакомился по "Истории Государства Российского" Карамзина.

Пушкин воссоздает событийную канву летописи, однако образная система стихотворения включает в себя большее количество образов, хотя, разумеется, центральными остаются два: образ князя Олега и "мудрого старца", открывшего князю его судьбу. Но большое значение имеют также образы русской дружины, созданный в фольклорных традициях, и коня - этот образ создается через показ того, как кудесник описывает поведение коня в бою, а также через описание отношение Олега к его "товарищу", тех чувств, которые испытывает князь, узнавший о том, что ему суждено "принять смерть" от "коня своего".

Олег показан могучим, храбрым воином, который думает не о себе, а об интересах Родины, его "месть" "неразумным хозарам" является ответом на "буйный набег", она справедлива по самой сути своей. Его отношение к волхву уважительно, он сам подъезжает к нему, просит его "сказать", "что сбудется в жизни со мною", обещая при этом, что любое предсказание он примет как проявление высшей воли. В таком поведении князя проявляется его достоинство, умение ценить другого человека и высшие силы, посланцем которых этот человек является на земле.

"Старец" также ведёт себя с большим достоинством, он чувствует себя сильным потому, что ощущает посланцем "воли небесной": "Волхвы не боятся могучих владык, А княжеским дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык...". Говоря о том, что Олег неуязвим в битве, старец объясняет это не столько несомненным личным мужеством и победами князя ("Победой прославлено имя твое"), сколько опять же высшей волей: "Незримый хранитель могущему дан". И этот же "незримый хранитель" оказывается бессильным перед "жребием", который предначертан князю: "Но примешь ты смерть от коня своего"...

Примечательно, что слова старца восприняты Олегом с недоверием - "Олег усмехнулся", - но ослушаться высшей воли даже князь не может, поэтому он прощается с конем, надеясь таким образом избежать уготовленной ему судьбы. Олег воин, поэтому по полагает, что "смерть от коня своего", - это смерть в бою, когда конь не выручит своего хозяина. Первая часть произведения "Песнь о вещем Олеге" заканчивается сценой трогательного прощания князя с "верным конем", которому теперь предстоит жить вдали от битв и опасностей, ведь Олег приказывает сделать всё так, чтобы конь ни в чем не знал нужды, проявлением такой заботы выражая благодарность ему за верную службу.

Вторая часть стихотворения начинается со сцены пира, на котором князь, "кудри" которого "белы, как снег" (с помощью этого образа автор показывает, что прошло много времени после предсказания) вспоминает о своем "коне ретивом", своем "товарище". Известие о смерти коня вызывает у князя горькое чувство, он винит старца в том, что тот "глупый, безумный старик", сожалеет о том, что поверил его предсказанию, и "хочет увидеть он кости коня".

Увидев "благородные кости" своего "одинокого друга", Олег обращается к ним со словами успокоения и сожаления, но, как выясняется, именно сейчас и наступает время исполниться предсказанию: "Так вот где таится погибель моя! Мне смерию кость угрожала! Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь"... Развязка наступила тогда, когда смертный, мыслящий земными категориями, не мог ожидать её - но предсказание "мудрого старца" сбылось, поскольку он всего лишь озвучил волю "Перуна" - верховного языческого божества славян.

Стихотворение "Песнь о вещем Олеге", анализ которого мы провели, утверждает незыблемость миропорядка, при котором от самого человека практически ничего не зависит, когда только высшая воля определяет судьбу каждого - от князя до последнего живого существа. Особого рода языческий фатализм, присущая древним славянам вера в судьбу выражены в этом стихотворении, которое очень необычно по жанру ("песнь"), в котором Пушкин-романтик полностью проявил себя.

По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


Идея

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Литературное наследие - один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей - Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

  • изображение таинственного, загадочного мира;
  • лаконичность;
  • переплетение лирической и эпической составляющих;
  • наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;
  • изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;
  • возможная замена сюжета диалогом между героями;
  • сочетание фантастики и реальности;
  • изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Майорова Ирина, 201 группа

“Песня о вещем Олеге” В. С. Высотского и “Песнь о вещем Олеге” А. С. Пушкина в сопоставительном аспекте.

Текст В. С. Высоцкого «Песнь о вещем Олеге» сильно отличается от произведения А. С. Пушкина. Первый пишет свою “Песню…” в середине двадцатого века, тогда как А.С. Пушкин написал “Песнь…” в начале девятнадцатого века (различие почти в полтора века). Результатом данной разницы становятся совершенно иные цели и задачи, поставленные авторами. За основу в обоих произведениях берется летописный свод, именующийся “Повестью временных лет”.

А. С. Пушкин стремился угадать “образ мыслей и язык тогдашних времен”, приблизить текст к действительности, сделать его максимально достоверным, тщательно вырисовывая детали. Также автор следует традициям романтизма, о чем говорит пышность повествования.

У В. С. Высоцкого прежде всего, десакрализуется образ волхва. «Кудесник, любимец богов» предстаёт перед слушателем то, как шепелявый старик, то как сборище пьяниц, то в образе одного пьяного старика. Но при этом основная сюжетная мысль остаётся неизменной.

Олег у А. С. Пушкина не только внимательно выслушал слова старца, но и принял их как данность:

Олег усмехнулся; однако чело

И взор омрачилися думой.

Старик у поэта является мудрым и, следуя концепции романтизма, свободным. Волхвы у Пушкина “не боятся могучих владык”, сам старик может покориться лишь богу Перуну. Их язык “правдив, свободен и дружен с небесною волей”. К ним обращаются в минуту жизни трудную и по самым волнующим вопросам.

В песне же В. С. Высоцкого Олег, мало того, что видит в старике не более, чем толпу пьяниц, так еще и слова его воспринимает в штыки, и, пользуясь своей волей без всяких раздумий, расправляется с волхвами с помощью дружины.

У А. С. Пушкина Олег с большим трудом отдаёт коня дружине, при прощании называет его “товарищем и верным слугой”, приказывает заботиться о нем, кормить “отборным зерном” и поить “ключевою водой”.

После смерти коня у А. С. Пушкина, Олег тихо наступает на череп коня, как бы стараясь не повредить останки. Для него данная поездка является, прежде всего, целью проститься со старым и верным другом, а не возможностью убедиться во “лжи” старца. У Высоцкого же князь откровенно глумится: “Олег преспокойно стопу возложил”. То есть проявляет неуважение к своему верному товарищу.

В песне В. С. Высоцкого о расставании Олега с конём совсем ничего не говорится, он упоминается уже в финале в посмертном виде. Собственно конь из песни В. С. Высоцкого исчезает вообще. Конь для древнерусского князя – это верный друг и помощник, и когда умирал воин, то рядом с ним хоронили и его коня. Всего этого, разумеется, мы не находим в “Песне…” В. С. Высоцкого, т. к. преследуются иные цели.

Десакрализации подвергается не только образ волхва, но и князя. Эпитет «вещий», т. е. мудрый становится всего лишь саркастическим определением, которое уже не несёт никакого смысла. Появляются многочисленные сатирические элементы.

Для чего же Высоцкий пишет такую «Песнь…»? Во-первых, поднимается тема социального неравенства: «Шутить не могите с князьями». Волхв у Высоцкого становится на одном уровне с черносошным крестьянином, а у Пушкина волхв уважаем и почитаем самим князем. Вполне возможно, что в образе князя, который «гнёт свою линию так, что никто и не пикнул» есть аллегория на советскую власть. Соответственно, волхвы – это глас народа в песне Высоцкого.

Каждый волхвом покарать норовит, –

А нет бы – послушаться, правда?

Олег бы послушал – еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Этот вывод тоже имеет аллегорический подтекст: неплохо иногда прислушиваться к «гласу народа». Если бы этот вывод был у Пушкина, можно было бы трактовать произведение в контексте романтизма: следует доверять видениям и предсказаниям. Но баллада Пушкина заканчивается поминальной тризной по Олегу:

Ковши круговые,запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Песня Высоцкого же благодаря обилию просторечной лексики (неча, не могите, ишь, кусила и т.д.) становится басней из-за того, что в конце есть нравоучительный вывод. А если это басня, то там обязательно должна быть аллегория, о которой и было сказано выше.

Подводя итоги всему вышесказанному, текст В. С. Высоцкого нельзя назвать пародией, так как он не преследует цель высмеять исходный текст. В. С. Высоцкий использует только сюжет и некоторые «опорные фразы» для того, чтобы, по признанию самого поэта, взглянуть на «Песнь…» с «другого боку».

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.