Действительно ли люди, говорящие на двух языках, умнее остальных. Дети-билингвы: особенности воспитания

Гипотеза о том, что знание двух языков положительно сказывается на работе мозга, хорошо известна и горячо любима разными СМИ, особенно научно-популярными. Исследования неоднократно показывали, что люди всех возрастов, знающие , опережают по показателям работоспособности тех, кто знает только один. Кроме того, не единожды повторялось, что изучение второго языка позволяет отсрочить наступление слабоумия и заставляет мозг работать активнее.

За последние несколько лет было предпринято немало попыток повторить некоторые оригинальные исследования с целью ещё раз подтвердить это преимущество. Однако на практике всё вышло совсем иначе: результаты экспериментов показали, что по прошествии нескольких лет связь между билингвизмом и познанием не подтвердилась. Из-за этого в научном сообществе возникли горячие споры, а сама тема вызвала широкий резонанс в прессе (особенно на страницах журнала Cortex).

Одним из первых, кто опроверг теорию о связи билингвизма и улучшения работы мозга, был Кеннет Паап (Kenneth Paap), профессор психологии из Университета Сан-Франциско. Он утверждал, что двуязычие не даёт преимуществ и его позитивное воздействие на мозг ещё нужно для начала доказать.

Первым делом Паап обрушился с критикой на исследования канадских коллег, которые акцентировали внимание на положительных сторонах билингвизма. О том, что это были за исследования, расскажем ниже.

Эллен Биалисток (Ellen Bialystok), доктор наук и психолог из Йоркского университета в Торонто, совместно с коллегами провела огромную работу, результаты которой помогли опровергнуть идею о том, что билингвизм может быть вреден для интеллектуального развития детей. Более поздние исследования зашли ещё дальше: обнаружилось, что дети, которые знают два языка, показывают лучшие результаты в тестах на исполнительную функцию, чем те, которые знают только один.

Исполнительная функция состоит из трёх компонентов: подавления, рабочей памяти (определяет способность человека держать в уме информацию, необходимую для решения текущих дел) и переключения между задачами. Распространённое объяснение преимущества двуязычия таково: постоянная языковая практика тренирует мозг.

В 2004 году Биалисток и её коллеги изучали и сравнивали познавательные способности пожилых билингвов и монолингвов. Особое внимание уделялось разнице в и восприятии информации. Мало того, что это исследование впервые выявило преимущества билингвизма для людей старшего возраста, его результаты также показали, что знание двух языков позволяет отсрочить снижение познавательной деятельности мозга. Последующие эксперименты ещё раз подтвердили, что двуязычие позволяет задержать начало деменции (слабоумия) приблизительно на четыре-пять лет.

Во многих исследованиях, связанных с билингвизмом, участникам предлагается пройти тест Симона. На экране показываются картинки, чаще всего это стрелочки, которые появляются либо справа, либо слева. Когда испытуемый видит стрелку, указывающую вправо, он должен нажать правую клавишу, когда стрелка указывает влево, то левую. При этом важно только направление самой стрелки, а не то, с какой стороны экрана она появляется. Этот эксперимент позволяет определить скорость реакции.

Люди-билингвы чаще задействуют определённые участки мозга, следовательно, и тренируют их больше, не позволяя двум языкам слиться в один. Всё это идёт на пользу когнитивным способностям. Исследования доктора Биалисток вдохновили многих последователей переработать огромный объём данных и провести крупные научно-исследовательские работы, посвящённые изучению механизмов функционирования и причин преимуществ двуязычия.

Но вот Паап и его коллеги нашли несколько недостатков в исследованиях, описанных выше. Основной их минус заключался в том, что эксперименты проводились в лабораторных условиях. При этом не учитывались социально-экономические, национальные и культурные различия между испытуемыми, а это бросало некоторую тень на чистоту эксперимента.

Ещё одним камнем преткновения стали причинно-следственные связи. Способствует ли двуязычие развитию познавательной способности, или, наоборот, познавательная способность побуждает человека изучать несколько языков? На этот вопрос ответа так и не было найдено.

Паап на этом не остановился и вместе с коллегами проанализировал результаты всех тестов, которые были направлены на сравнение исполнительных функций билингвов и монолингвов, начиная с 2011 года. Выяснилось, что в 83% случаев различий между двумя этими группами выявлено не было.

Такое заявление было довольно сложно опровергнуть, но Биалисток привела такой аргумент: подавляющее количество отрицательных результатов эксперимента связано с тем, что испытуемыми в большинстве случаев были молодые люди. Для них преимущества билингвизма ещё не так очевидны: их пока находится на пике независимо от языковых навыков. По словам Биалисток, позитивное воздействие билингвизма наиболее ярко выражено у детей и пожилых людей.

Однако нашлись нестыковки и в том, что касается пользы билингвизма для пожилых людей. Некоторые исследования утверждают, что у билингвов болезнь Альцгеймера проявляется на четыре-пять лет позже, но другие эксперименты этого не подтверждают.

Психолог из Эдинбургского университета Анджела де Бруин (Angela de Bruin) проверяла, зависит ли это от того, когда было зафиксировано начало болезни. Отобрали две группы испытуемых: тех, у которых только начали проявляться признаки слабоумия, и тех, у которых болезнь прогрессировала в течение уже нескольких лет. По словам Анджелы, существенных различий не наблюдалось.

Интересные исследования на тему билингвизма проводила и Эви Вуманс (Evy Woumans) из Гентского университета, Бельгия. Она решила изучить связь между билингвизмом и тем, как часто человек переключается между двумя языками. Для этого в качестве испытуемых были отобраны переводчики-профессионалы и обычные люди, знающие два языка и не очень часто переключающиеся между ними. В итоге было выявлено, что способность с готовностью перейти на другой язык без профессиональной необходимости приводит к лучшему исполнительному функционированию.

Кроме того, Вуманс выступает за примирение двух воинствующих лагерей: сторонников и противников билингвизма, а также активно призывает их к взаимному сотрудничеству и обмену опытом.

Таким образом, нельзя однозначно и с уверенностью утверждать, что люди, знающие два языка, умнее остальных. Польза от двуязычия, конечно, есть: можно вписать знание языка в резюме, без проблем общаться с носителями языка, читать книги в оригинале и многое другое. Но вот то, что именно билингвизм положительно влияет на работу мозга, ещё предстоит доказать.

Билингвы - люди, с рождения или раннего возраста владеющие двумя или более языками. Дети-билингвы чаще всего растут в смешанных браках или семьях эмигрантов. Хотя существуют страны, где одинаково распространены два языка, и где билингвизм - норма жизни.

Казалось бы, владение двумя языками дает большие преимущества. С другой стороны, это чревато определенными трудностями: дети-билингвы больше склонны к заиканию и нервным срывам, а их речь иногда представляют из себя «кашу» из разных языков. Что делать родителям, чтобы развитие ребенка проходило гармонично?

Как формируется билингвизм

Воспитание в иноязычной среде. Когда семья переезжает в другую страну, ребенок попадает в среду, где говорят на незнакомом языке. У некоторых детей адаптация проходит более гладко, у кого-то - напротив, с трудом. Это зависит от возраста и личностных особенностей ребенка. Во многом ответственность лежит на родителях: воспитание двуязычных детей требует соблюдения определенных правил.

Мама и папа говорят на разных языках. Дети в смешанных браках, где папа и мама говорят на разных языках, тоже имеют все шансы вырасти билингвами. Иногда родители принимают решение учить ребенка только одному языку - обычно тому, на котором говорят в стране проживания. Но нередко оба родителя хотят, чтобы дети знали язык их предков, а значит, в семье будут использоваться оба языка. Такие дети называются врожденными билингвами.

Особый случай - этнически смешанный брак, при котором семья к тому же живет в «третьей» стране, которая не является родиной ни одного из супругов. То есть мама говорит на одном языке, папа - на другом, а окружающие люди, воспитатели в детском саду и товарищи по играм - на третьем. В редких случаях такое может происходить и без переезда в другую страну. К примеру, большинство жителей острова Маврикий - полилингвы. Здесь одинаково распространены два государственных языка - английский и французский, а большая часть населения к тому же имеет индомаврикийские корни и говорит на хинди. Знать с рождения сразу три языка кажется весьма заманчивым. Но на деле для ребенка это может обернуться проблемами с формированием устной и письменной речи, и даже с нервной системой в целом.

Есть еще, так сказать, искусственный билингвизм. Интернет буквально переполнен статьями о том, как воспитать ребенка-билингва в самой обычной семье, живущей на родине. Нужно ли предпринимать такие усилия - большой вопрос. Неясно, зачем устраивать малышу такой стресс, когда существует немало действенных методик обучения дошкольников иностранным языкам. При хорошей тренировке к подростковому возрасту ребенок сможет освоить даже несколько языков. Конечно, они не будут для него родными. Но даже при наличии иностранной гувернантки второй язык так и останется иностранным для ребенка, который не растет в языковой среде. Если вас вдохновляет пример дворян XVIII-XIX веков, следует вспомнить, что на французском тогда изъяснялись все представители высшего общества, так что иностранную речь дети слышали вокруг постоянно.

Трудности билингвизма

Если у обычных родителей есть выбор, учить ребенка иностранному языку с младенчества или подождать до школы, то у семьи, переехавшей в другую страну, либо у родителей в смешанном браке, дети в любом случае вырастают билингвами. Какие трудности может принести одновременное освоение двух языков?

Научиться говорить даже на одном родном языке - непростая задача для развивающегося мозга маленького ребенка. Освоение двух языков дает огромную нагрузку на центральную нервную систему. Дети-билингвы больше, чем сверстники, склонны к нервным срывам, заиканию, а в исключительных случаях - к полному исчезновению речи, которое по-научному называется “мутизм”.

Нарушения речи

Усвоение двух языков, которые могут иметь совершенно разную систему, иногда приводит к лингвистическим трудностям. В обоих языках у ребенка появляется акцент, он начинает делать ошибки в словах, использовать неправильные грамматические и синтаксические конструкции. Такая ситуация может сохраняться и во взрослом возрасте, у детей-подростков. Вот пример, как школьник, растущий в Австралии, объясняет слово «любовь»: «Это когда берешь кого-то в свое с ердце».

Трудности с чтением и письмом

Если родители вовремя не отследили предыдущую проблему и не решили ее, у ребенка могут быть трудности с освоением навыков чтения и письма.

Языковая путаница

«Я хочу слипеньки », – говорит маме трехлетняя девочка, растущая в смешанной русско-американской семье. Самая распространенная проблема, на которую жалуются родители двуязычных детей, - жуткая «каша» из языков в голове у ребенка. Как утверждают специалисты, в период с года до 3-4 лет это неизбежно. Однако позже ребенок должен «разделить» языки и не смешивать части слов и выражения.

Социальные проблемы

Детям 4-6 лет обязательно требуется языковая подготовка, чтобы они усвоили азы грамматики и фонетики. Остальное они смогут «набрать» уже непосредственно в языковой среде. Младшим школьникам желательно освоить язык так, чтобы понимать учителя: незнание языка чревато отставанием в учебе и невозможностью завести друзей.

Кризис идентичности

Хотя кризис идентичности и не имеет прямого отношения к лингвистическим трудностям, он может быть связан с выбором языка. С наступлением подросткового возраста ребенок, с детства говоривший на двух языках, может задаться вопросом: «А какой же из них все-таки мой родной?». Эти метания связаны с поиском себя, который у детей эмигрантов нередко проходит сложнее и драматичнее.

Пути преодоления

Серьезные трудности вроде заикания или исчезновения речи, разумеется, должны решать логопед в паре с психологом или невропатологом. К счастью, такие нарушения у детей-билингвов появляются не так часто. А как быть с остальными проблемами?

Сразу предупредим: нельзя позволять детям смешивать разноязычные слова и выражения в одном разговоре. Как бы ни умилял папу и маму такой «птичий язык», в будущем это приведет к массе сложностей: ребенок просто не сможет нормально разговаривать ни на одном языке. Родителям следует спокойно поправлять его, помогая подобрать слово на нужном языке, или переспрашивать, показывая, что предложение составлено неправильно. К возрасту 3-4 лет языки «раскладываются по полочкам» в голове, и подобных проблем возникать не должно.

Существуют три основные стратегии, позволяющие ребенку нормально освоить два языка, не путаясь в них, и не создающие чрезмерной нагрузки на нервную систему. Родителям стоит выбрать одну из них и строго придерживаться этой системы.

С истема «один родитель - один язык» подходит семьям, образованным в результате смешанных браков, где муж и жена говорят на разных языках. В этом случае ребенка стоит последовательно приучать к тому, что с мамой он разговаривает на одном языке, а с папой - на другом. Между собой супруги могут разговаривать на любом из них, но с ребенком правило должно соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от того, где находится семья: дома, в гостях, на улице и так далее. Если в семье несколько детей, можно позволить им самостоятельно выбрать язык, на котором они будут общаться между собой (но нужно следить за тем, чтобы на нем они говорили правильно, иначе есть риск, что они придумают свой язык). По аналогичному принципу стоит «разделить» и других взрослых, которые принимают участие в воспитании ребенка: няню, воспитательницу, бабушек и дедушек. Им также нужно выбрать один язык и разговаривать с ребенком только на нем.

С истема «Время и место». Этот принцип предполагает «деление» языков по времени или месту использования. К примеру, дома и в магазине родители разговаривают с детьми на родном языке, а на детской площадке и в гостях - на языке страны проживания. Или же утро и вечер - время родного языка, а в промежутке между обедом и ужином семья говорит на местном. Эта система, с одной стороны, более гибкая, с другой - имеет много недостатков. У маленьких детей чувство времени еще не развито, и им будет сложно отследить время перехода с одного языка на другой. Такая неопределенность может создать у ребенка тревогу и чувство постоянной неуверенности. Система «одно место - один язык» не учитывает, что окружающие люди в магазине или на улице в любом случае будут говорить на местном языке. Поэтому для детей эмигрантов более эффективной считается следующая модель.

С истема «Домашний язык» очень проста: дома родители говорят с ребенком только на родном языке, в остальных местах он общается на языке страны проживания. Это помогает сохранить «в активе» родной язык, в то же время осваивая новый и беспрепятственно общаясь со сверстниками. Со временем ребенок, все более активно осваивающий второй язык, попытается перейти на него и дома. В этот момент родителям стоит проявить твердость. «Если я дома спрашиваю что-то по-шведски, мне просто не отвечают», - рассказывает девушка, чьи родители десять лет назад переехали в Швецию из России.

Так много рассказав о проблемах и трудностях, нельзя не сказать и о положительных сторонах билингвизма, которых на самом деле очень много.

Преимущества билингвизма

Мозг билингвов развит лучше, чем мозг людей, говорящих на одном языке. Это означает, что они лучше усваивают информацию, имеют больший объем памяти и обладают более совершенным аналитическим мышлением. А еще в старости клетки их мозга медленнее разрушаются. Можно сказать, что двуязычие продлевает молодость. Во всяком случае, молодость ума.

Знание двух языков дает большие преимущества в жизни. Этот пункт можно даже не комментировать: возможность обучения на любом из двух языков, карьерные перспективы, да и просто возможность общаться с представителями как минимум двух разных национальностей на их родном языке.

Билингвизм развивает творческие способности. Благодаря изучению двух языков с разной структурой и логической организацией у двуязычных людей формируется более креативный взгляд на мир. Человек, в одинаковой степени владеющий двумя языками, способен более полно видеть проблему и находить нестандартные выходы из ситуаций. Есть данные, свидетельствующие, что у билингвов лучше развиты оба полушария мозга и межполушарные связи, а значит, они имеют хорошие способности к рисованию, музыке и к переводческой деятельности.

С удивлением узнала, что в Москве существуют билингвальные детские сады, раньше я о таком даже и не слышала. А сегодня не только услышала, но и увидела, как билингвальное образование применяется на практике.

Так что же значит билингвальное? Это значит, что половина занятий в садике проходит на английском языке, а половина – на русском. При этом, у детей есть возможность получать знания непосредственно от носителя английского языка.

Было забавно и необычно наблюдать, как с такими малышами общаются только на английском языке, но самое удивительное,что дети прекрасно понимали своего воспитателя и отвечали ему практически не раздумывая, как будто английский их родной язык.

Этот частный детский садик находится в Таганском районе. Он рассчитан на 90 детей, 6 групп по 12 человек и 2 группы по 9 человек.

Очень уютный детский сад, в котором дети могут полноценно развивать свои не только умственные, но и творческие, а также физические способности.

Здесь есть все, что нужно ребенку дошкольного возраста: спортзал и бассейн.

Кружки, спортивные секции,медицинское обслуживание, психологическое и логопедическое сопровождение.

Детские книги, причем на двух языках!

Общая площадь нового детского сада – 2,4 тыс. кв.м. Здание – трёхэтажное. Построено по индивидуальному проекту и представляет собой сложную композицию из разновеликих элементов и архитектурных форм.

А интерьер садика выполнен по мотивам сказок Англии, Германии, Франции. Немало внимания уделили и Пушкинскому наследию.

Конечно, кто-то скажет, что этот садик построен на деньги частных инвесторов, именно поэтому тут так красиво и здорово. И будет абсолютно прав! Дело в том, что в Москве детских садов, построенных на частные инвестиции, с каждым годом все больше и больше, и они пользуются популярностью у москвичей. За последние 5 лет сеть детских садов и школ в Москве пополнилась 238 новыми зданиями, из них 51 здание было построено за счёт частных инвестиций.

Как правило, инвесторы потом передают образовательные учреждения в собственность города, выполняя условия контракта. И москвичи получают больше новых мест в детских садах и школах, что особенно актуально в районах массовой застройки. Есть в Москве и частные детские садики и школы. Таких учреждений немного, и они пользуется спросом у горожан.

В 2015 году город построил 30 детских садов и школ, а инвесторы – 16. Вот лишь несколько примеров ярких и необычных детских садов.

Вообще, думаю, что давно пора отходить от "совковой" модели детских учреждений, побольше бы строили таких садиков, как считаете?

Что такое билингвизм или двуязычие? Вы уже думали об изучении второго языка , но до конца пока не уверены? То общество, в котором мы живём, с каждым разом становится более конкурентным и предъявляет к нам всё более жёсткие требования, среди которых – знание иностранных языков. Но если вы всё ещё не уверены в том, что изучение второго языка может открыть перед вами больше возможностей, то мы постараемся убедить вас в этом и продемонстрировать те социальные и когнитивные преимущества, которые вы получаете, изучая новый язык.

Какие преимущества даёт изучение нового языка?

1. Мы становимся умнее?

Билингвы умнее? И да, и нет. Интеллект – это очень широкое понятие, и вполне вероятно, что изучение второго языка может способствовать его развитию. Но на сегодняшний день нет официальных исследований, подтверждающих, что умение говорить на двух языках делает человека более умным. Тем не менее, последние исследования показывают, что если изучение второго языка и не делает нас умнее, то по крайней мере заставляет наш мозг выполнять определённые процессы, которые предполагают его дополнительную тренировку и, следовательно, имеет явное преимущество перед любым умственным упражнением.

2. Начинаем думать более эффективно

Когнитивные стратегии связаны с разработкой планов и программ для достижения намеченной цели. Язык является ещё одним инструментом организации в нашей голове. Он позволяет нам организовать ряд идей с помощью грамматики и классифицировать концептуальные понятия, чтобы осмыслить и ассоциировать их через семантику и лексику. Если человек владеет двумя языками, он обладает двойным преимуществом по сравнению с людьми, которые говорят только на одном языке, поскольку он имеет в своём распоряжении расширенный диапазон логических рассуждений и систем классификации.

3. Развиваем память

Среди ранее упомянутых преимуществ можно выделить следующие: память , внимание и способность к обучению. Дело в том, что использование второго языка заставляет наш мозг задействовать те области, которые обычно не использует мозг людей, владеющих лишь одним языком. Это делает мозг более гибким и эффективным. Знание двух языков способствует созданию новых путей ассоциирования информации. Они, в свою очередь, становятся новыми путями для доступа к воспоминаниям. Это означает, что люди, которые говорят на втором языке, имеют больше способностей или, как правильнее будет сказать, навыков для запоминания и, следовательно, имеют более развитую память.

4. Улучшаем внимание и концентрацию

Другим фактором, на котором положительно сказывается изучение второго языка, является наша способность к вниманию и концентрации. Как было подтверждено рядом исследований, двуязычные люди с большей легкостью отсеивают ненужную информацию, в отличии от тех, кто говорит только на одном языке . Умение выбрать из информационного потока наиболее важную информацию и игнорировать ту, которая не имеет особого значения, является тем фактором, который в значительной мере способствует развитию внимания и концентрации на конкретной цели.

5. Начинаем лучше понимать собственный язык

Изучение второго языка позволяет нам понять, что наш язык не является единственным способом концептуализации мира, в котором мы живём. Каждое слово в нашем языке связано с неким концептом, с неким ментальным представлением. Тем не менее, слово может исказить определенным образом сам концепт, или могут существовать концепты, для которых в конкретном языке не закреплено никакое словесное обозначение. Например, французское выражение “l’esprit de l’escalier” (в переводе – “дух лестницы” или “лестница остроумия”) означает акт осознания подходящего остроумного ответа в тот момент, когда уже слишком поздно его использовать. Это тот случай концепта, для которого нет прямого словесного обозначения ни в русском, ни в английском языке.

6. Заботимся о нашем мозге

Различные исследования продемонстрировали, что умение говорить более чем на одном языке замедляет процессы старения нашего мозга, и помогает предотвратить или задержать возрастные заболевания, такие как деменция или болезнь Альцгеймера .

Так, исследование доктора Томаса Бака из Эдинбургского университета, опубликованное в журнале “Annals of Neurology”, обнаруживает некоторые неизвестные факты о преимуществах билингвизма. Во-первых, он утверждает, что люди, которые говорят более чем на одном языке, меньше страдают от ухудшения когнитивных процессов с течением времени. Во-вторых, исследование продемонстрировало, что двуязычные испытуемые обладают более развитыми когнитивными способностями чем те, кто говорит только на одном языке. В том числе в отношении процесса чтения и общего интеллекта. И, наконец, это исследование показало, что умение говорить на двух языках действительно замедляет процессы старения нашего мозга, вне зависимости от возраста, в котором изучался второй язык. Так что если вы по той или ной причине не изучали иностранный язык в детстве, это не повод, чтобы не сделать это прямо сейчас.

7. Получаем перспективы карьерного роста

Это уже давно ни для кого не секрет, и всё ещё справедливо. Иностранные языки являются одним из ключей, которые открывают нам двери в мир престижной работы. Не только потому что они пользуются большим спросом практически в любой сфере, но и потому что они расширяют границы привычного рынка труда и дают вам возможность найти работу за границей.

Иногда знание иностранного языка – это как раз то, чего больше всего не хватает вашему резюме.

8. Строим социальные отношения

Трудовые отношения являются не единственной областью, где иностранный язык может быть полезен. Наши социальные отношения развиваются более интенсивно, по мере того как мы изучаем новые языки. Совершенно очевидно, что владение иностранным языком не сможет решить такие проблемы, как, например, застенчивость. Но оно может дать вам возможность изменить к лучшему вашу социальную жизнь по двум причинам. Первая причина является довольно очевидной. Чем больше языков вы знаете, тем больше людей могут войти в круг ваших контактов. Но, пожалуй, более полезной является вторая причина. Поскольку знание второго языка может помочь вам обрести более высокий уровень безопасности и уверенности в себе.

9. Открываем для себя новые культуры и новые идеи

Ещё одно преимущество умения говорить на другом языке – это возможность узнавать новые культуры, что становится частью процесса обучения. Несмотря на то, что мы зачастую не отдаём себе в этом отчёт, культура и обычаи собственной страны иногда являются серьёзным препятствием нашего развития. Ранее мы говорили о способах концептуализации мира, которыми пользуется наш язык. Каждая культура также отличается по способу визуализации окружающего мира.

Таким образом, новая точка зрения может стать топливом, необходимым для завершения разработки хорошей идеи.

10. Раскрываем творческий потенциал

Таким образом, мы можем понять, как влияет знание второго языка на наши процессы творческой деятельности. Мозг тех, кто говорит на двух языках, является более гибким и натренированным. Имеет более широкий доступ к воспоминаниям, уделяет всему больше внимания и лучше концентрируется на поставленной задаче. Обладает большим количеством ассоциативных путей и когнитивными стратегиями более высокого уровня. И это неудивительно, что в таком мозге процессы творческой деятельности развиваются активнее, чем в мозге носителя лишь одного языка.

Насчет изменения личности это вряд ли, но язык (его структура и особенности) влияет на мышление.

если сознание действительно зависит от языковой структуры, то у двуязычных людей мировосприятие должно быть смешанным, и у многих читателей, наверно, уже возник вопрос, не проводили ли подобные исследования с теми, кто говорит сразу на нескольких языках. Именно это и проделали Панос Атанасопулос (Panos Athanasopoulos) из Ланкастерского университета и его коллеги, опубликовавшие свои результаты в . В их эксперименте участвовали люди, говорящие на английском и немецком языках, либо на каком-то одном, либо на обоих. Немецкий и английский по-разному делает акценты на происходящем. Если в английском можно очень хорошо объяснить, в каком времени случилось событие и как разные его эпизоды соотносятся друг с другом на временной шкале, то в немецком больше внимания уделяется обстоятельствам действия: где, как и зачем оно происходило.
Если язык действительно влияет на сознание, то немецкоязычные и англоязычные индивидуумы должны по-разному видеть происходящее. И тем, и другим показывали серию видеороликов с людьми, которые гуляли, бежали, ныряли или катались на велосипедах, но смысл их действий был не вполне очевиден. Например, видео с гуляющей женщиной было снято так, что можно было решить, что у неё есть цель и она идёт к конкретному зданию – или же что она бесцельно гуляет по улице. И вот на таких сценках участников эксперимента просили всё же определиться с тем, есть ли цель у человека на видео или нет.
Оказалось, что говорящие на немецком в 40% случаев искали конкретную цель у происходящего на экране, тогда как говорящие на английском – лишь в 25%. (Подчеркнём, что речь здесь не идёт о правильном или неправильном ответе, обе интерпретации, и целеполагающая, и бесцельная имели право на существование.) Можно сказать, что немцы были ориентированы на возможные последствия действий, тогда как англичан больше занимало действие само по себе.
Ну, а что же двуязычные люди? Они занимали промежуточное положение, отчасти подчиняясь тому языку, который выучили. Если немец, свободно говорящий по-английски, находился во время эксперимента в своей родной стране и при этом с ним говорили по-немецки, то он по-прежнему был ориентирован на цель действия. Если же опыт ставили в Великобритании и на английском, то двуязычные немцы переключались на само действие. Конечно, и здесь можно говорить о влиянии общего культурного окружения. Однако следующий вариант эксперимента показал, что дело всё-таки в языке. Людей просили во время просмотра видео произносить вслух набор чисел, по-немецки или по-английски – так, по мысли авторов работы, можно было на время активировать один язык и «усыпить» другой. Оказалось, что восприятие видео менялось в зависимости от того, какой язык был активен: если человек считал вслух по-немецки, то он искал цель происходящего («женщина идёт, чтобы прийти»), если счёт шёл по-английски, то акцент был уже на самом действии («женщина просто гуляет»). Если язык счёта менялся по ходу эксперимента, то следом менялось и восприятие увиденного.