Декларация аттестации рабочих мест. Декларация по соут: куда подавать и кто сдает

Декларация рабочих мест по СОУТ

В 2016 году декларация по спецоценке условий труда (СОУТ) остается документом, который подтверждает отсутствие вредных или опасных производственные факторы на определенном рабочем месте предприятия. Декларирование рабочих мест по результатам СОУТ - обязанность работодателя.

Для чего нужна декларация СОУТ

В первую очередь - для уменьшения размера отчислений страховых взносов на работников, которые не работают в опасных или вредных условиях. Кроме того, сотрудникам, занятым в безопасных условиях, не надо дополнительно доплачивать за вредность.

Это не значит, что надо экономить на своих сотрудниках.

Это значит, что надо создавать рабочие места, которые соответствуют государственным нормативам,- в этом случае и сотрудники здоровы, и работодателю легче в финансовом плане.

Тем не менее, существуют должности, которые изначально включены в списки вредных или опасных (например, все, кто работает под землей), и как ни крутись, но поделать с этим ничего нельзя.

В отношении этих работ установлены дополнительные тарифы страховых взносов, которые могут составлять до 8 процентов (опасные условия труда).

Таблица дополнительных тарифов страховых взносов


Условия труда

Класс

Тариф

оптимальные

1

0

допустимые

2

0

вредные*

3.1

2

3.2

4

3.3

6

3.4

7

опасные

4

8

* Установление классов условий труда определяется Методикой, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Но можно закупить и выдать работникам новые и современные средства индивидуальной и коллективной защиты, провести внеплановую спецоценку и снизить класс вредности (законодательство это позволяет, за исключением 4 класса, этот класс не снижается), а следовательно, уменьшится размер отчислений, и будет составлять не 7 (класс вредности 3.4), а, скажем, 2 процента (класс вредности 3.1.)

Поэтому оценка рабочих мест по условиям труда - деятельность необходимая не только в силу закона, но и по экономическим причинам.

Порядок подачи

Куда подавать декларацию СОУТ?

В территориальный орган государственной инспекции по труду (туда, где предприятие зарегистрировано).

Кто сдает декларацию по спецоценке условий труда?

Работодатель или его доверенное лицо.

Форма декларации по спецоценке условий труда утверждена приложением № 1 к приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Заполняется и подается работодателем в государственную инспекцию по труду (территориальный орган) в порядке, который изложен в приложении № 2, в течение 30 дней с даты утверждения отчета по спецоценке.

Форма подачи может быть:


  • личная (посетить государственную инспекцию и отдать документы на бумажном носителе);

  • в электронном виде на официальном сайте федеральной службы по труду (в этом случае подписывается электронной цифровой подписью);

  • через Почту России (также как и лично, только ездить никуда не надо).
Трудовая инспекция обязана проверить присланное в течение десяти рабочих дней и, если все заполнено правильно, принять и зарегистрировать.

Если документы заполнены неправильно по форме, или в них отсутствуют необходимые сведения, их вернут на доработку.

Декларация не подается в отношении следующих рабочих мест (даже если условия труда на них оптимальные или допустимые с учетом применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты):


  • которые включены в списки, утвержденные Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, и труд на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

  • на которых сотрудникам при поступлении на работу сразу предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Если в последующие пять лет на декларируемых рабочих местах не произойдет несчастный случай, или работник не приобретет профессиональное заболевание (которое должно быть установлено медицинской комиссией), действие декларации считается продленным на следующие пять лет, что дает работодателю право не проводить СОУТ по данным рабочим местам в этот период.

Если произойдет несчастный случай или появятся иные причины (полный список указан в статье 17 закона № 426-ФЗ), работодателю придется организовать внеплановую спецоценку, а действие декларации будет аннулировано.

Бланк декларации по СОУТ (форма уточненной декларации)

СКАЧАТЬ

Особенности заполнения

При заполнении декларации следует руководствоваться положениями, изложенными в Письме Минтруда от 23.06.2014 № 15-1/B-724.

Основные требования:


  • указывается полное наименование работодателя и адреса в точном соответствии с уставными документами, при этом если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале без образования юридического лица, адрес указывается не по филиалу, а по основному подразделению;

  • наименование должностей или работ сотрудников, чьи места декларируются указываются из карты спецоценки этого служебного места;

  • численность работников также берется из карты спецоценки (третий раздел отчета);

  • индивидуальные номера рабочих мест берутся из первого графы перечня служебных мест на которых проводилась спецоценка (раздел два отчета);

  • аналогичные рабочие места отмечаются литерой А согласно сведений из четвертой графы перечня второго раздела отчета;

  • кроме реквизитов заключения эксперта необходимо указывать его фамилию и инициалы.

Образец уточненной декларации по спецоценке условий труда

Штрафы

За несвоевременную подачу декларации работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП и оштрафован до 80000 рублей. Если подобное нарушение будет допущено повторно работодателя могут оштрафовать до 200000 рублей или приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней.

Нужно ли подавать уточненную декларацию СОУТ

С 1 мая 2016 года декларация по СОУТ может подаваться работодателем, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми. Указанное изменение было внесено Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ. Данный вид документа получил название “Уточненная декларация по спецоценке условий труда”, и подавать ее работодателю необходимо. Данный документ не является формальным, и если по результатам спецоценки будет установлено, что условия деятельности оптимальные, или вредные факторы не выявлены, работодатель обязан подать документы в государственную инспекцию по труду (статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Каким документом оформляются итоги специальной оценки условий труда на предприятии? Расскажем, как подавать в ГИТ результаты СОУТ, является ли обязательной подача декларации СОУТ в ГИТ. Поясним, какая ответственность предусмотрена за не предоставление документов или нарушение срока подачи.

Что такое декларация по результатам спецоценки

Декларация по результатам специальной оценки условий труда представляет собой сводный документ, составляемый на основании отчета проведенных работ.

Она составляется только на те рабочие места, для которых в ходе проведения спецоценки не было выявлено никаких опасных и вредных факторов.

Декларация составляется на специальном бланке, который разработан и утвержден Приказом Министерства труда РФ № 80 от 07.02.2014 года.

В декларацию вносятся следующие сведения и реквизиты:

  • Полное наименование организации и ее юридический адрес;
  • Данные об организации, проводившей СОУТ и отдельной строкой указываются сведения об эксперте, его фамилия, имя и отчество;
  • Все данные о рабочем месте, согласно карте спецоценки;
  • Реквизиты организации, на которой проводилась спецоценка и организации, которая выполняла работы;
  • Дата составления декларации и дата окончания срока ее действия.

Посмотрите видео по теме:

Срок действия декларации

Срок действия декларации составляет 5 лет, но при этом в нее можно вносить поправки, изменения и дополнения.

Если в период действия декларации на данном рабочем месте произойдет несчастный случай, то , а соответственно составляется новая декларация.

Декларация может быть продлена еще на 5 лет, если отсутствуют следующие события:

  • Несчастный случай или травма на производстве;
  • Выявление профессионального заболевания;
  • Выявление нарушений законодательства в части охраны труда.

Также срок действия декларации может сократиться по решению инспектора ГИТ.

Подача декларации в инспекцию по труду

После того, как работодатель провел СОУТ и составил декларацию, ее необходимо направить в инспекцию по труду. В ГИТ СОУТ и ее результаты учитываются в специальном реестре организаций.

Порядок подачи декларации

Тема номера

Также читайте о том, как достать пропавшего работника и когда можно отказать сотруднику, передумавшему увольняться

При этом уплата штрафа не освобождает организацию предоставить декларацию в инспекцию по труду. Такая ответственность появилась не сразу с введение обязанности подавать декларацию, а только в 2015 году. Специальная оценка условий труда должна проводиться на всех предприятиях. Если в ходе ее проведения были выявлены рабочие места с условиями не несущими в себе опасные и вредные факторы, то есть 1 и 2 класс, то на основании отчета составляется декларация. Ее необходимо подать в ГИТ.

Для декларации соответствия условий труда установлен специальный бланк и разработаны рекомендации по его заполнению. Если декларацию будет заполнена на другом бланке или с нарушениями, то работники инспекции могут отказаться принять ее. Что будет приравнено к уклонению от предоставления необходимой документации.

Декларация должна быть предоставлена в ГИТ в течение месяца со дня подписания отчета. Подать ее можно несколькими способами: лично, почтой, электронно с подписью.

За не предоставление или опоздание при подаче декларации предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер зависит от того, на кого он наложен, на физическое или юридическое лицо.

Содержание журнала № 16 за 2017 г.

Е.А. Шаповал,
ведущий юрист

После того как организация провела специальную оценку условий труда, она должна задекларировать рабочие места, на которых установлены оптимальные (класс 1) и допустимые (класс 2) условия труда.

Подаем декларацию по СОУТ

В каких случаях надо подать декларацию

Внимание

За непредставление или несвоевременное представление декларации по результатам спецоценки трудинспекция может вынести предупреждение или оштрафовать организацию на сумму от 60 000 до 80 000 руб., руководителя организации или предпринимателя - на сумму от 5000 до 10 000 руб.ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Декларацию по СОУТ нужно подавать в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда. И неважно, признаны они таковыми по результатам идентификации или по результатам исследований и замеровч. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . Кстати, декларацию нужно подавать, даже если класс 1 или класс 2 был установлен только на одном рабочем месте.

Как подавать декларацию

Работодатель обязан представить декларацию по установленной форме в трудинспекцию по местонахождению организации или филиала (далее - Приказ № 80н) . На это есть 30 рабочих дней с даты утверждения отчета по спецоценкеч. 1 ст. 11 Закона № 426 ; пп. 3, 5 приложения № 2 к Приказу № 80н .

Декларацию можно податьпп. 3, 4 приложения № 2 к Приказу № 80н :

или на бумажном носителе лично либо по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;

или в электронном виде на сайте Роструда → Работодателю → Реестр деклараций соответствия условий труда), заверив ее квалифицированной электронной подписью.

Отказать в принятии декларации трудинспекция может только по одному основанию: если декларация была заполнена не по установленной форме. Тогда бумажную декларацию трудинспекция вернет вам по почте в течение 10 рабочих дней. В этом случае нужно заполнить декларацию по формеприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н (далее - Приказ № 80н) и заново направить ее в трудинспекциюпп. 8, 9 приложения № 2 к Приказу № 80н .

Как заполнить декларацию

Покажем заполнение отдельных строкПисьмо Минтруда от 23.06.2014 № 15-1/B-724 .

Приложение № 1
(в ред. Приказа Минтруда России
от 14.11.2016 № 642н)

заявляет, что на рабочем месте (рабочих местах)

«бухгалтер»,а номер рабочего места 57,33А) на котором занят 1 работник,

(наименование должности, профессии или специальности работника (работников),

«директор»,Указываете наименования профессий, должностей или специальностей тех работников, чьи рабочие места декларируются по результатам спецоценки из карты специальной оценки условий труда раздела III отчета о проведении специальной оценки условий трудаприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н (карта СОУТ). Наименование профессий или должностей сотрудников должно соответствовать названию должности, указанной в штатном расписании и трудовом договоре номер рабочего места 63,Номера рабочим местам присваивает комиссия по спецоценке, когда определяет перечень рабочих мест, на которых она проводится, и указывает их в отчете о проведении спецоценки условий труда. То есть номера рабочих мест указываете на основании графы 1 раздела II отчета. При наличии аналогичных рабочих мест укажите их номера и поставьте рядом букву «А» на основании данных графы 4 раздела II (например, 33А)подп. 1 п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н на котором занят 1 работник,Численность работников указываете на основании данных строки 020 карты СОУТ

занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах), индивидуальный номер (номера)

по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы...

Декларация подана на основании

Срок действия декларации

Декларация действует в течение 5 лет с момента утверждения отчета о спецоценкеч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .

Срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет (то есть через 5 лет не придется проводить спецоценку и подавать декларацию), если в это время на рабочем местеч. 5, 7 ст. 11 , ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ ; :

не было несчастного случая с работником либо несчастный случай произошел по вине третьих лиц;

у работника не было выявлено профессионального заболевания в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

не было выявлено трудинспекцией нарушений требований охраны труда.

В этих трех случаях действие декларации прекращается в отношении только того рабочего места, на котором они выявлены. Тогда на этом рабочем месте нужно провести внеплановую спецоценку в течение 6 месяцевч. 5 ст. 11 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ :

со дня, когда произошел несчастный случай или было выявлено профессиональное заболевание;

со дня получения предписания трудинспекции о проведении внеплановой спецоценки из-за нарушения требований охраны труда.

Скорее всего, класс вредности по итогам такой внеплановой спецоценки на рабочем месте повысится и подавать новую декларацию в отношении этого рабочего места уже не придетсяп. 3 ч. 3 ст. 10 , ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ . Но если все же условия труда по результатам внеплановой спецоценки будут признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2), то в отношении этого рабочего места надо будет подать в трудинспекцию новую декларацию.

Подача новой декларации по результатам внеплановой спецоценки

Если по результатам внеплановой спецоценки на рабочем месте будут выявлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, то работодатель обязан представить в трудинспекцию новую декларацию в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о спецоценкеч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Ведь в этом случае спецоценка проводится заново, а не подтверждаются результаты ранее проведенной спецоценки.

Кстати, Роструд в этих трех случаях может прекратить действие декларации в отношении всех указанных в ней рабочих мест. Об этом он сделает запись в реестре в течение 10 календарных дней со дня наступления этих обстоятельствч. 6 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Но сообщать об этом работодателю не обязан.

Также действие декларации будет прекращено в том случае, если в ней будут выявлены недостоверные сведения. Тогда Роструд или трудинспекция внесут в реестр информацию об этом в течение 5 рабочих дней с момента их выявления. Однако обязанности сообщить об этом работодателю у Роструда тоже нет.

Прекращение действия декларации о спецоценке: возможные последствия

Законодательством не предусмотрена обязанность Роструда по информированию работодателя о прекращении срока действия декларации о спецоценке, в которой выявлены недостоверные сведенияп. 6 приложения № 3 к Приказу № 80н . Вместе с тем такая информация размещается на официальном сайте Роструда. Хочу обратить внимание, что в зависимости от выявленных недостоверных сведений трудинспекция может подать представление на проведение государственной экспертизы условий трудап. 1 ч. 2 ст. 24 Закона № 426-ФЗ .

Какие рабочие места нельзя задекларировать

Запрещено декларировать по результатам спецоценки на основании исследований и замеров так называемые вредные рабочие места, даже если условия труда на них будут отнесены к оптимальным (класс 1) или допустимым (класс 2). Это рабочие места:

по профессиям (должностям), видам работ, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старостип. 1 ч. 6 ст. 10 , ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ ;

работников, которым положена доплата за работу во вредных, тяжелых, опасных условиях труда, сокращенный рабочий день и дополнительный отпускп. 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ ; статьи 92 , , 147 ТК РФ ;

на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия трудап. 3 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .

Декларация за прошлые периоды

Вот что надо учитывать в отношении рабочих мест с потенциально вредными производственными факторами, на которых спецоценка с исследованиями и замерами проводилась с 01.01.2014 до 01.05.2016. В этот период нельзя было подавать декларацию по результатам спецоценки, если условия труда на таких рабочих местах были признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2). После 01.05.2016 декларацию можно подавать и в отношении таких рабочих мест за прошлое время. Минтруд разъяснил, что сделать это целесообразно после вступления в силу измененного Порядка подачи декларацииприложение № 2 к Приказу № 80н (то есть после 18.02.2017)Приказ Минтруда от 14.11.2016 № 642н .

Может ли компания сейчас подать декларацию в отношении таких рабочих мест без каких-либо санкций?

Санкции за неподачу декларации о спецоценке за период до 01.05.2016

Если работодатель провел спецоценку до 01.05.2016 и по результатам замеров у него были выявлены рабочие места, отнесенные к классу 1 и классу 2, то он может подать декларацию по спецоценке в отношении этих рабочих мест в любое время до истечения срока действия результатов спецоценки, поскольку сроки подачи такой декларации за прошлое время законом не определены. Следовательно, нет основания для привлечения работодателя к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление декларации по результатам спецоценки по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, компании выгодно подать декларацию по результатам спецоценки за период до 01.05.2016, поскольку не придется тратить деньги на проведение очередной спецоценкич. 5, 7 ст. 11 , ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ ; п. 10 приложения № 2 к Приказу № 80н .

Если «безвредные» рабочие места были отнесены по результатам спецоценки к вредным (класс 3), а ваша компания после этого улучшила условия труда на рабочих местах, можно провести внеплановую спецоценку, чтобы снизить класс вредностист. 17 Закона № 426-ФЗ № 426-ФЗ . Поэтому по ним придется провести спецоценку через 5 летч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ .

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.

Зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014.

Действует с 08.06.2014.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"

Приложение N 2
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3
к приказу Минтруда России
от 07.02.2014 N 80н

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.