«Дело Фомина»: люксовый внедорожник, фальшивые командировки и сын-«подснежник». Забайкальская газета публикует подробности громкого дела бывшего начальника ЗабЖД. Железная дорога за решётку

Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета (СК) РФ раскрыло подробности резонансного уголовного дела о коррупции, в рамках которого был арестован начальник Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Валерий Фомин, который ранее долгое время работал на посту заместителя начальника Свердловской железной дороги (СвЖД), передает корреспондент "ВЕДОМОСТЕЙ Урал".

"Следственными органами Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации по факту получения коммерческого подкупа в отношении начальника Забайкальской железной дороги возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 4 ст. 204 УК РФ (незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, имущества за незаконные действия в интересах дающего). По версии следствия, в июле 2015 года начальник Забайкальской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» через посредников незаконно получил в собственность от генерального директора одной из коммерческих организаций автомобиль марки «Toyota Land Cruiser 100» стоимостью около 1,8 миллиона рублей в качестве вознаграждения за заключение договора на обслуживание в сфере предоставления автотранспортных услуг и общее покровительство при осуществлении коммерческой деятельности. По ходатайству следствия судом в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование данного уголовного дела продолжается", - рассказали нашему изданию в пресс-службе силового ведомства.

Интересно, что название коммерческой структуры и подробности заключавшегося с ней железнодорожниками контракта следователями пока не разглашаются.

Напомним, что, как ранее сообщали "ВЕДОМОСТИ Урал", накануне Фомин был арестован на два месяца по решению Центрального районного суда города Читы. По стражей высокопоставленный сотрудник РЖД пробудет как минимум до 21 декабря этого года. Известно, что адвокаты Фомина в ходе судебного заседания просили освободить их подзащитного под залог в размере 3 миллионов рублей. Сам глава ЗабЖД также возражал против удовлетворения ходатайства об аресте, заявив, что он не намерен скрываться от следствия или оказывать давление на свидетелей.

Однако в итоге суд принял решение заключить Валерия Фомина под стражу, «так как он может скрыться от суда и следствия, а также поскольку он обвиняется в особо тяжком коррупционном преступлении». Пока Фомин и его адвокаты не обжаловали решение суда об аресте начальника Забайкальской железной дороги.

Ранее (17-18 октября нынешнего года) в управлении ЗабЖД, в том числе и в кабинете Фомина, прошли обыски.

Как сообщили в пресс-службе ЗабЖД, предприятие готово сотрудничать со следствием по делу Фомина, предоставить все документы, необходимые для проведения следственных мероприятий. В связи с арестом Фомина обязанности руководителя ЗабЖД возложены на его первого заместителя Валерия Зубкова.

Известно, что Валерий Фомин был назначен начальником ЗабЖД примерно три с половиной года назад - в мае 2013 года. До этого он занимал пост первого заместителя начальника Свердловской железной дороги (СвЖД). Фомин - коренной свердловчанин, он родился 7 сентября 1961 года в Кушве. Фомин закончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне - УрГУПС). Работал первым заместителем начальника Сургутского отделения СвЖД, начальником Тюменского отделения, начальником пассажирской службы СвЖД, главным ревизором по безопасности движения поездов. На должность первого замглавы СвЖД он был назначен в 2006 году: эту должность он занимал на протяжении семи (!) лет.

Добавим, что Фомин в свое время считался видным членом "команды" экс-начальника СвЖД, бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина, который сейчас занимает должность первого вице-президента РЖД и курирует весьма амбициозный проект строительства в России высокоскоростных магистралей. По мнению экспертов и наблюдателей, не исключено, что решение суда об аресте Фомина повлияет и на карьеру бывшего свердловского губернатора.

1 0

Двенадцать эпизодов уголовного дела, более 700 листов обвинительного заключения и новые подробности. 3 мая Центральный районный суд Читы вынес приговор бывшему начальнику Забайкальской железной дороги.

Валерий Фомин возглавил Управление Забайкальской железной дороги в мае 2013 года. Не проработав и двух лет, оказался за решёткой СИЗО с внушительным букетом статей Уголовного кодекса, которые в совокупности вытянули почти на 14 лет лишения свободы и 19 миллионов рублей штрафа. Все это время шли суды, в которых защита опровергала все предъявленные обвинения. Сам Фомин уверял, его оговорили.

"Поставили на рельсы уголовное дело в отношении Валерия Фомина сотрудники ФСБ, а затем и следственное управление на транспорте выявило новые подробности. Закрутилась эта история вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 100 стоимостью более 1,8 млн рублей. Иномарка была подарена Валерию Фомину за заключение с фирмой договора на обслуживание и общее покровительство ей".

А затем непростое дорожное дело стало обрастать всё новыми эпизодами: это и злоупотребление должностными полномочиями, и коммерческий подкуп, и мошенничество, и даже незаконное хранение оружия.

Сотрудник УФСБ России по Забайкальскому краю: "Помимо этого в ходе проведения неотложных следственных действий по месту жительства Фомина, а также в его служебном кабинете были изъяты документальные материалы, а также предметы, доказывающие совершение Фоминым вышеуказанных преступлений. В частности, документы на машину".

А также Валерий Фомин обвинялся в том, что фиктивно устроил своего сына на работу в ЗабЖД. В итоге за три года последний получил более 5 млн рублей. В деле также был и третий фигурант, который, по версии следствия, вместе с сыном Фомина совершил поездки в том числе за границу, оформленные как командировки, получив при этом порядка 700 тысяч рублей на покрытие расходов. И, пожалуй самый интересный эпизод: якобы Фомин в личных целях использовал служебно-технический вагон, причинив ущерб на сумму около 800 тыс. рублей. Удивила следователей и находка в квартире экс-начальника дороги: практически склад огнестрельного оружия. В итоге суд приговорил пособника Фомина к 3 годам лишения свободы условно. Ключевой фигурант дела получил 6 лет колонии общего режима и штраф не 19 миллионов, как запрашивала прокуратура, а 900 тысяч рублей.

Валерий Фомин, обвиняемый: "По тем обвинениям, по которым сегодня мне дали срок, я считаю, что они абсурдны и они не доказаны".

Ирина Алабужева, адвокат Валерия Фомина: "Мы будем отстаивать абсолютную невиновность Валерия Константиновича в вышестоящих инстанциях".

Лариса Змитрук, корреспондент: "Общественные наблюдатели, которые присутствовали при рассмотрении уголовного дела, по существу посчитали, что приговор в виде шести лет лишения свободы для Валерия Фомина слишком мягкий. С учетом того, что последние полтора года он провел в СИЗО, общий срок наказаания в колонии общего режима составит всего 4,5 года, и то это не окончательно, ведь адвокат обвиняемого намерена обжаловать решение суда ".

Уголовное дело бывшего начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина стало своего рода фигурой умолчания и для РЖД, и для следствия. Видимо, и тем, и другим есть то, что не хотелось бы афишировать. Тем не менее суд над руководителем одной из крупнейших ж/д магистралей страны нельзя утаить от прессы. Краевая газета «Забайкальский рабочий» собрала всю имеющуюся информацию о деле. Правда, с публикацией материала тоже было не всё гладко. Текст первоначально появился на сайте издания 20 декабря, но исчез через несколько часов. И только 27 декабря вернулся на сайт. Почему материал был снят и что происходило в течение недели – можно только догадываться. Ниже приводим «Дорожное дело №1» с сайта издания.

Что известно о громком деле экс-начальника ЗабЖД сегодня

Больше года назад, а точнее 19 октября 2016 года, в своем служебном кабинете был задержан начальник Забайкальской железной дороги Валерий Фомин.

Расследование этого громкого даже по федеральным меркам уголовного дела и начавшийся недавно судебный процесс шли в режиме практически полного информационного молчания. Последний официальный пресс-релиз по делу датирован 21 сентября текущего года, до него силовики молчали почти полгода.

«Забайкальский рабочий» решил собрать воедино всё, что на сегодняшний день известно об этом громком и неоднозначном деле.

В чём обвиняют?

Обвинительное заключение по делу теперь уже бывшего начальника Забайкальской железной дороги насчитывает более 700 листов. Кроме самого Фомина по делу проходит его сын и еще один обвиняемый.

Следствие насчитало Валерию Фомину девять эпизодов по четырем статьям Уголовного кодекса – злоупотребление полномочиями (ст.201), коммерческий подкуп (ст.204), мошенничество (ст.159) и незаконное хранение оружия (ст.222).

Фактически все дело строится вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 100.

«По версии следствия, в июле 2015 года начальник ЗабЖД через посредника незаконно получил автомобиль стоимостью более 1,8 миллиона рублей в качестве подарка за заключение с фирмой договора на обслуживание и общее покровительство ей», - говорится в сентябрьском пресс-релизе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте.

В открытых источниках нетрудно найти, что компания, о которой идет речь, называется ООО «РесурсТранс». Ее центральный офис находится в Москве. Занимается фирма оказанием транспортных услуг. Клиентами «РесурсТранса» являются несколько железных дорог России, в том числе и Забайкальская.

Кроме того, следствие считает, что Фомин в 2013 и 2015 годах незаконно устроил своего сына на одну из должностей на ЗабЖД, зная, что тот фактически не будет выполнять свои обязанности. В результате сын обвиняемого три года получал заработную плату. По версии следствия сумма составила более 5 млн. рублей. Следователи также считают, что Фомин в личных целях использовал служебно-технический вагон, причинив этим ущерб в 800 тыс. рублей. Помимо этого, при обыске в доме бывшего начальника ЗабЖД найдены оружие и боеприпасы. Правоохранители также считают, что в 2015-2016 годах сын и второй обвиняемый пять раз съездили в Екатеринбург и Монголию в личных целях, оформляя поездки как командировки и получив около 700 тыс. рублей на командировочные расходы.

Мнение следствия

Цитировать постановление о привлечении Фомина в качестве обвиняемого, которое подписал старший следователь Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Максим Коктышев, значит, собственноручно потоптаться по авторитету русского литературного языка. Но не привести выдержку из этого замечательного документа было бы неправильным.

«Фомин В.К., осознавая общественную опасность своих действий, посягающих на интересы службы в коммерческой организации ОАО «РЖД», предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий … ввиду ненадлежащего исполнения ООО «РесурсТранс» условий планируемого к заключению договора оказания автотранспортных услуг, что приведет к множественным срывам запланированных структурными подразделениями Забайкальской ж/д – филиала ОАО «РЖД» и территориальными подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД» работ… и сознательно допуская возможность наступления негативных для Забайкальской ж/д последствий…предложил передать ему автомобиль Toyota Land Cruiser 100 для его последующего использования в личных целях», - весьма казуистично говорится в следственном постановлении. В переводе с юридического на понятный русский логика следствия выглядит следующим образом. Фомин пообещал компании «РесурсТранс» всячески лоббировать ее интересы и прикрывать возможные нарушения договорных обязательств, а взамен потребовал подарить ему престижный внедорожник.

Слово адвоката

Адвокат Ирина Алабужева, представляющая интересы Валерия Фомина, последовательно опровергает все претензии со стороны следствия.

Изучение информации, которая находится в свободном доступе, показывает, что контракт, который был заключен между Забайкальской железной дорогой и ООО «РесурсТранс», был разработан и размещен на сайте компании «РЖД», а не ЗабЖД. Мог ли Фомин диктовать условия заключения контракта центральному аппарату ОАО «РЖД»? Сторона защиты настаивает на том, что, конечно, не мог. Тот факт, что контракт был заключен по распоряжению президента «РЖД» именно Фоминым по доверенности от главы компании, ни одна из сторон судебного процесса не оспаривает. В судебных заседаниях также установлено, что контракт с ООО «РесурсТранс» и в настоящее время является действующим, его успешно исполняют стороны договора, и вопрос о его расторжении не встает. Напрашивается вопрос: а мог ли он ослушаться и не заключать контракт? Мы полагаем, что не мог. Тогда за что могла заплатить компания «РесурсТранс», и платила ли она вообще? Это сейчас и пытается выяснить суд, - говорит Ирина Алабужева.

Ей вторит и высокопоставленный сотрудник ЗабЖД (фамилия есть в редакции – авт.): «Насколько я знаю, джип он покупал на личные деньги, а люди «РесурсТранса» просто помогли найти покупателя. Начальник железной дороги - человек весьма не бедный. Смысла ему брать в качестве взятки машину за 1,8 миллиона, если у него официальная зарплата в два раза больше, нет никакого».

Основной свидетель

При обыске дома у Фомина действительно было изъято несколько охотничьих ружей, однако в ходе следствия было установлено, что все оружие принадлежит сыну и самому Фомину на законных основаниях. Сын Фомина на момент ареста экс-начальника ЗабЖД проживал вместе с отцом, а следовательно, хранил свое оружие в месте проживания, как предписывает закон.

Эпизод с использованием командировок в личных целях адвокат называет абсурдным: в деле есть документы, подтверждающие, что командировки были вполне реальными с решением вполне конкретных задач.

Мнения по поводу того, формально ли был трудоустроен сын Фомина или нет, в ходе суда разделились. Часть свидетелей в пику официальной позиции следствия заявили, что неоднократно общались по работе с Денисом Фоминым, который в 2013-2015 годах был заместителем начальника службы административно-хозяйственного центра ЗабЖД, что косвенно доказывает, что он там все-таки работал.

По мнению защиты, примечательным является тот факт, что все свидетели по делу дают разные показания в суде и на следствии. В суде свидетели ведут себя достаточно спокойно и в свободном рассказе указывают именно им известные вещи, совсем не употребляя тех фраз, которыми пестрят протоколы допросов этих же свидетелей. Это может свидетельствовать, что люди говорят правду.

Ключевым рубежом защиты являются показания одного из основных свидетелей по делу. Бывший работник ЗабЖД (данные есть в редакции – авт.) сообщил суду, что дал изобличающие Фомина показания под давлением органов следствия. После такого натиска, утверждает свидетель, у него начались проблемы со здоровьем. Копия заявления свидетеля о фактах давления, которые имели место быть, направленного на имя главы СКР Александра Бастрыкина, имеется в распоряжении «ЗР».

Еще один примечательный момент – Фомин юридически продолжает являться сотрудником железнодорожного ведомства. После ареста он по личному заявлению был переведен с поста начальника ЗабЖД на должность главного инженера одного из структурных подразделений дороги. Это подтверждают два информированных источника. Таким образом, почти очевидно, что почти родная за 30 лет работы для Фомина структура не стала делать скоропалительных выводов, а решила дождаться решения суда для принятия каких-либо решений.

«Забайкальский рабочий» намерен следить за развитием событий вокруг этого громкого дела.