Охарактеризуйте основные принципы конституции 1993

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Принцип ответственности министров является основой нашей конституционной системы контроля над властью. Он наделяет министров конституционной ответственностью перед парламентом, который является уникальным для них и отличает их от других, которые занимают должность под короной. Принцип регулирует ответственное использование власти и не полагается на его эффективность в отношении применения окончательной санкции за утрату должности. Случаи, в которых министры должны были подать в отставку, были относительно небольшими.

Тот факт, что министры, вероятно, не потеряют должность в результате разоблачения конкретного случая бесхозяйственности или даже злоупотребления должностными полномочиями, не умаляет их конституционной ответственности или их обязанности обеспечивать, чтобы такие случаи не происходили. В самом деле, эта ответственность оттачивается постоянно присутствующей возможностью, что в определенных обстоятельствах министры могут смущаться, терпеть потерю престижа, ослабляющего себя и правительство, ставить под угрозу их положение со своими коллегами и, следовательно, свое политическое будущее, или даже быть вынужденными подчиняться общественное расследование, возможно, приведет к порицанию и потере должности в результате того, как их сила была использована.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Эволюция Конституции

Канадцы живут в политической системе, которая развивалась на протяжении столетий в ответ на необходимость контролировать власть. Правительство является средством организации контроля над властью, и как бы ни было сложное общество и его проблемы, ответственное осуществление власти в конечном счете имеет фундаментальное значение для решения национальных проблем и стабильности и благосостояния общества.

Необходимость контролировать осуществление власти государством является основной. Средства, которые мы выбрали, также являются основными: наложение конституционной ответственности на министров. Знать и понимать нашу историю состоит в том, чтобы сформулировать систему, в соответствии с которой мы руководствуемся, осознать, что это система, и что ее изменение каким-то образом требует, чтобы мы понимали, как это относится к общности наших практик, почему он есть, какие последствия будут вытекать из изменений, и какие другие изменения могут потребоваться для обеспечения целостности всей системы в целом.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Поэтому важно, чтобы мы знали нашу историю и понимали происхождение наших практик. Они обеспечивают основу, в рамках которой следует искать решения текущих сложностей или, если они неадекватны, они обеспечивают отправную точку для эффективной и, следовательно, целесообразной реформы системы.

Это проистекает из индивидуальной ответственности министров, которая по сути является личной, а не институциональной. Ответственность несет министр, а не офис, и именно это наделяет каждого министра уникальной конституционной ответственностью за использование власти.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

  • В законе корона в Канаде - королева, представленная генерал-губернатором.
  • Сэр Ивор Дженнингс, правительство правительства, 2-е издание, стр. 1.
Конституция Южной Африки предусматривает создание одного суверенного государства, единого южноафриканского гражданства и демократической системы правления, приверженной достижению равенства между мужчинами и женщинами и людьми всех рас.

Все пользуются всеми общепринятыми основными правами, свободами и гражданскими свободами, которые должны быть предусмотрены и защищены закрепленными и подлежащими защите положениями Конституции, которые будут разработаны после должного рассмотрения, в частности, основных прав, содержащихся в главе 3 настоящей Конституции.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция запрещает расовую, гендерную и все другие формы дискриминации и способствует расовому и гендерному равенству и национальному единству. Конституция является высшим законом страны. Он является обязательным для всех государственных органов на всех уровнях государственного управления.

Правовая система должна обеспечить равенство всех перед законом и справедливый правовой процесс. Равенство перед законом включает законы, программы или виды деятельности, которые в качестве своей цели способствуют улучшению условий жизни находящихся в неблагоприятном положении, в том числе находящихся в неблагоприятном положении по признаку расы, цвета кожи или пола.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Судебная власть должна быть квалифицированной, независимой и беспристрастной и иметь полномочия и юрисдикцию для защиты и обеспечения соблюдения Конституции и всех основных прав. Должно быть представительное правительство, охватывающее многопартийную демократию, регулярные выборы, всеобщее избирательное право взрослого населения, общий опрос избирателей и, в целом, пропорциональное представительство.

Официальные законодательные процедуры должны соблюдаться законодательными органами на всех уровнях государственного управления. Разнообразие языка и культуры должно быть признано и защищено, и поощряются условия для их продвижения. Коллективные права на самоопределение в формировании, объединении и поддержании органов гражданского общества, включая лингвистические, культурные и религиозные ассоциации, должны быть признаны и защищены на основе недискриминации и свободной ассоциации.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Учреждение, статус и роль традиционного руководства в соответствии с законодательством коренных народов должны быть признаны и защищены в Конституции. Коренное законодательство, как и общее право, признается и применяется судами с учетом основных прав, содержащихся в Конституции, и законодательства, конкретно касающегося этого.

Положения конституции провинций, касающиеся учреждения, роли, полномочий и статуса традиционного монарха, признаются и охраняются в Конституции. Предусматриваются ассигнования для участия политических партий меньшинств в законодательном процессе в соответствии с принципами демократии.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

В основном процесс шел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала и связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

Поправки к Конституции требуют специальных процедур, лежащих в основе большинства. Правительство должно быть структурировано на национальном, провинциальном и местном уровнях. На каждом уровне правительства должно быть демократическое представительство.

Полномочия и функции национального правительства и провинциальных правительств и границ провинций определяются в Конституции. Полномочия и функции провинций, определенных в Конституции, включая компетенцию провинциального законодательного органа о принятии конституции для своей провинции, не должны быть существенно меньше или существенно уступать тем, которые предусмотрены в настоящей Конституции.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Границы провинций должны быть такими же, как те, которые установлены в соответствии с настоящей Конституцией. Поправки к Конституции, которые изменяют полномочия, границы, функции или учреждения провинций, в дополнение к любым другим процедурам, указанным в Конституции для внесения поправок в конституцию, требуют одобрения особого большинства законодательных органов провинций, в качестве альтернативы, если есть такая палата, две трети голосов палаты парламента, состоящей из представителей провинций, и если поправка касается только конкретных провинций, также потребуется утверждение законодательных органов таких провинций.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Даже сам порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, подчеркивают степень значимости тех или иных основных конституционных институтов.

Предусматриваются ассигнования на получение взглядов провинциального законодательного органа относительно всех конституционных поправок в отношении его полномочий, границ и функций. Полномочия и функции на национальном и провинциальном уровнях правительства включают исключительные и параллельные полномочия, а также полномочия выполнять функции для других уровней управления на основе агентства или делегации.

Каждый уровень правительства должен иметь соответствующие и адекватные законодательные и исполнительные полномочия и функции, которые позволят каждому уровню эффективно функционировать. Распределение полномочий между различными уровнями власти должно осуществляться на основе, которая способствует финансовой жизнеспособности на каждом уровне управления и эффективному государственному управлению и которая признает необходимость и способствует национальному единству и законной провинциальной автономии и признает культурное разнообразие.

Конституция 1993г. содержит преамбулу и состоит из двух разделов и глав.

Преамбула Конституции РФ 1993г. констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.

В ней Конституции указывается шесть основополагающих целей, отражающих суть всей российской конституционной реформы:

Утверждение прав и свобод человека,

При распределении полномочий национальному правительству и правительствам провинций применяются следующие критерии. В тех случаях, когда это необходимо для поддержания основных национальных стандартов, для установления минимальных стандартов, необходимых для оказания услуг, поддержания экономического единства, поддержания национальной безопасности или предотвращения необоснованных действий, предпринятых одной провинцией, что наносят ущерб интересы другой провинции или страны в целом, Конституция уполномочивает национальное правительство вмешиваться в законодательство или другие меры, которые могут быть определены в Конституции.

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Конституция Российской Федерации 1993 г. отражает кардинальные перемены, произошедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии.

В тех случаях, когда Южная Африка должна говорить с одним голосом или действовать как единое целое, в частности в отношении других государств, полномочия должны быть переданы национальному правительству. Если для определенной функции требуется единообразие по всей стране, законодательная власть над этой функцией должна распределяться преимущественно, если не наоборот, национальному правительству.

Правительства провинций обладают полномочиями либо исключительно, либо одновременно с национальным правительством, в частности. Для целей провинциального планирования и развития и оказания услуг; а также. В отношении аспектов правительства, занимающихся конкретными социально-экономическими и культурными потребностями и общего благосостояния жителей провинции.

В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими конституциями, содержатся принципиально новые положения.

По-новому закреплены принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Они не идеализированы в отличие от ранее действующих социалистических конституций.

В первой статье Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст. 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В тех случаях, когда взаимное сотрудничество является необходимым или желательным или когда требуется гарантировать равенство возможностей или доступ к государственной службе, полномочия должны распределяться одновременно с национальным правительством и правительствами провинций.

В Конституции указывается, каким образом полномочия, которые конкретно не предусмотрены в Конституции национальному правительству или провинциальному правительству, рассматриваются в необходимых случаях, связанных с полномочиями и функциями, выделяемыми либо национальному правительству, либо правительствам провинций.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), особая защита установленной системы государственной власти (ч. 4 ст. 3).

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе в ст. 13 Конституции РФ сформулирован принцип идеологического многообразия «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данный принцип дополняется признанием политического многообразия, многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в России в Конституции провозглашается светский характер государства «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).

В Конституции РФ 1993 г. впервые установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина. Следует отметить, что одной из основных задач конституционной реформы было, как можно более полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина, органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством, а также создать структуры, процедуры и нормы, то есть необходимые механизмы для осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти, закрепив принцип разделения властей. Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и выделяет ему особое место в системе высших государственных органов. По существу, Президент как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями государственной власти.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Если в ранее действующих конституциях устанавливался принцип равенства палат Верховного Совета, то Конституция РФ 1993 г. вводит определенные различия по порядку формирования, численности, особому статусу, сфере полномочий и работе. Надо отметить, что в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Так Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта ‑ федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

В связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов устанавливается система местного самоуправления (глава 8).

Основные принципы Конституции РФ 1993 г.

1. Демократизм (полновластие народа). Сущность этого принципа состоит, что ст.3 Конституции РФ устанавливает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция (ч, 2 ст. 3) закрепляет основные формы реализации народом своего суверенитета "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность ‑ строгое соблюдение требований закона. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В Ч- 2 ст. 15 закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Равноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Данный принцип выражается в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепляет юридическое равенство, выраженное в предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации.

4. Гуманизм. Гуманизм выражается в заботе о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. В Конституции РФ это ярко проявляется в ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения.

5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где провозглашается целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.

6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеральным устройством, он закреплен в ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты равноправны. Статья 73 закрепляет, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

7. Принцип разделения властей новый в российском конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

8. Конституция РФ закрепляет также ранее не известный российскому законодательству принцип идеологического многообразия, многопартийности Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция, как основной закон государства носит стабильный, долгосрочный характер, регулирует наиболее важные коренные общественные отношения и поэтому не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений.

Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Конституция РФ содержит основные начала всех законодательные актов, всех отраслей права. На нормах и принципах Конституции РФ базируется все текущее законодательство как Федерации, так и ее субъектов Значительные изменения и дополнения Конституции РФ влекут за собой коренную переработку всех отраслей российского законодательства. Существует, однако, и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции, что говорит об обязательной адекватности основного закона государства общественной жизни.

Важным юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок её принятия или изменения. Этот порядок установлен в девятой главе Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Так в нормах этой главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Порядок изменения положений глав Конституции РФ различен. Так, положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же предложения о таком пересмотре поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой если за нее проголосовало более половины избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Следующее юридическое свойство Конституции РФ ‑ контроль за её совпадением. Прочность конституционного строя России прямо зависит от соблюдения Конституции РФ, от законопослушности граждан, должностных лиц и органов государства.

В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции РФ.

Особое место в защите Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, который, как глава государства, является гарантом Конституции. Обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ.

Конституция РФ не возлагает специальных обязанностей по решению задач конституционного контроля на Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный и Высший суды РФ. Но, в силу своих конституционных полномочий, а также при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю России, они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в её защиту.

7. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

8. Понятие и содержание основ конституционного строя РФ.