Дифференциация ч ш щ конспект занятия. Конспект занятия по дифференциации звуков щ и сь план-конспект занятия по логопедии на тему. Задачи образовательных областей

Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.

    • выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
    • научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
    • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
    • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
    • работать над развитием грамматических форм речи.

    Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

    Ход занятия

      1. Орг. момент.
      2. Сядет тот, кто исправит предложение:

        Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

      3. Работа над ВПФ:

    О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

    О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.

    (они говорят, беседуют и т. п.)

    Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

    Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

    1. Введение в тему.
    • Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

    а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Щ )

    б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

    Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч )

    Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

    1. Изучение темы.
    1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
    • Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
    • Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.

    В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

    Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

    Щ долгий, щелевой

    1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:

    “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

    Ща-ща-ча – наша каша горяча.

    Щу-чу-щу – я грибы ищу.

    Чу-щу-чу – колесо качу.

    Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

    Ча-ча-ща - поймаю я леща.

    Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

    3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.

    • Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

    Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

    Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой

    Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

    Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

    4) Развитие фонемного анализа:

    Игра “Шифровщики”.

    Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)

    Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

    • Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
    1. Динамическая пауза.
    2. Игра с перекидыванием мяча.
  • – Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

    1. Работа с буквами.

    а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    Правильно, это буква Щ.

    Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)

    От каких букв надо отличать Щ ? (от Ш и Ц )

    б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

    Обведите по контуру только буквы Щ . (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).

    • Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

    в) А теперь о какой букве стихотворение?

    Да! Вы правильно решили:

    Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

      • Молодцы! Это буква Ч.

    На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).

    От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч ? (от У )

    г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).

    1. Работа на уровне слова.

    а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.

    • Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
    • Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):

    На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).

    Карточки:

    Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)

    б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:

    Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.

    Карточка:

    1. Работа на уровне предложения.

    а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ ).

    • Соловей принес нам задание:
    • Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.

    Предложения:

    Овощи чистят мальчика.

    Плащ надевает девочку.

    Удочка попалась на леща.

    Комната освещает свечу.

    В птенчиках пищит гнездо.

    За сверчком пищит печка.

    б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)

    Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:

    в чаще щебечутщеглы

    • Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).

    В чаще щебечут щеглы .

    Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.

    Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.

    VIII. Итоги.

    С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?

    Какое задание больше всех понравилось?

    Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].

    Елена Устинова
    Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»

    Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.

    Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.

    Ход НОД.

    1. Организационный момент.

    Артикуляционная сказка на звуки с , щ.

    Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).

    Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .

    2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.

    Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .

    Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.

    Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .

    Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.

    Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.

    ООооОоооОО оооООоОооООО

    3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.

    Игра «Разложи картинки» .

    Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .

    Игра «Где живет звук (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.

    Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.

    Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.

    Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .

    4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому

    В гости к пальчику большому

    Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

    Приходили прямо к дому

    Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .

    Указательный и средний,

    Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

    Сам мизинчик – малышок

    Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

    Постучался на порог.

    Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

    Вместе пальчики-друзья,

    Друг без друга им нельзя.

    Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

    5. Дифференциация звуков в предложении .

    Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .

    Щавель нужен для супа.

    Щенок грызет кость.

    Игра «Повтори скороговорки» .

    Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.

    У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.

    6. Подведение итогов. Поощрение.

    Какие звуки поспорили ?

    Как мы их мирили?

    Для чего мы их учились различать?

    Победила команда. Молодцы!

    Елена Лесникова
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»

    Тема : «Дифференциация звуков [Щ] , [Ч].

    Задачи :

    1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ] , [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;

    2. Развивать чувство ритма.

    3. Воспитывать активность, дружелюбие.

    Место проведения : группа.

    Количество детей : 8 человек.

    Методы :

    Словесный (рассказ, диалог)

    Наглядный (демонстрационный материал, игрушки)

    Игровой (игровая ситуация)

    Практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)

    Приёмы :

    Организация детей на занятие ;

    Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация) ;

    Активизация словарного запаса математическими терминами;

    Использование ТСО;

    Оптимальное использование демонстрационного материала.

    Материал :

    демонстрационный : Игрушки, буквы.

    раздаточный : картинки со звуками .

    Дети встали в круг.

    Игра «Доброе утро»

    В : Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.

    Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.

    Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки ?

    В : Саша?

    С : Это звуки[ Ч ]и [Щ] .

    В : Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ] .

    Дайте характеристику звука [ Ч ]

    Какой он? (гласный или согласный)

    Почему он согласный Миля?

    М : Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.

    В : Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?

    С : Он всегда мягкий, глухой.

    В : правильно (вывешивают на доску звук [Ч] )

    В : А сей час дайте характеристику звуку [Щ] .

    В : Какой он Никита?

    Н : Согласный.

    В : Почему?

    Катя : Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.

    В : Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?

    В : Всегда мягкий, глухой.

    В : Ребята скажите а что у них общего?

    Д : Они согласные, всегда мягкие, глухие.

    В : Молодцы.

    В : Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил :

    Взял я щетку и растческу

    Расчешу щенку я шерстку.

    В : Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)

    В : Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ] , 2 слова со звуком[Ч] .

    Дети : Щенок, щетка, расчёску, расчешу.

    В : правильно.

    В : Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч] . например : не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена) .

    В : Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.

    В : А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :

    Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.

    В : Хорошо

    В : Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.

    Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.

    Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.

    В : Молодцы.

    В : Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть :

    Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч] , топни тожкой, если услышишь звук [Щ]

    Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.

    В : Молодцы.

    В : Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.

    Ответы детей : Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.

    В : Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.

    (Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)

    В : Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.

    Внимательно посмотрите и составьте предложение.

    В : Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.

    Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.

    С : потому что в этом слове слышится звук Ч .

    В :Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.

    Рефлексия : С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

    А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч , Щ.

    Дети называют слова и уходят).

    Публикации по теме:

    Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

    Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

    Звуков Щ, Ч, Т*.

    Задачи:

    Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах;

    Оборудование: индивидуальные зеркала; сюжетные картинки на «Щ», «Ч» и «Т*»; наборы для звукового анализа; игра «Четвертый лишний»; схемы звуков «Щ», «Ч», «Т*»;

    игра «1 – 2 – 5»; «чудесный мешочек» с буквами; цветные карандаши; пособие «Бабочки» для развития речевого дыхания; карточки-задания; схема предложения, мяч.

    1. Организационный момент:

    В группу въезжает Емеля на печи.

    Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости приехал Емеля. Он приехал не один, а вместе со своей щукой. (Емеля предлагает ребятам поиграть).

    Игра «Чудесный мешочек» («Составь букву из двух половинок: одну половинку возьми из мешочка, а другую отыщи в группе»).

    2. Основная часть: Логопед: Ребята, Емеля просит у нас помощи: он не знает, как правильно сказать слово «щука». У него получается то «чука», то «тюка». Давайте ему поможем. Для того чтобы правильно произнести это слово нужно сделать гимнастику для язычка:


    ü Артикуляционная гимнастика (сопровождается показом наглядного материала):

    Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки) С ними худые лишь кожа да кости. (щеки вовнутрь) Бабушка с дедушкой им улыбнулись, (улыбочка) Поцеловать они их потянулись. (хоботок) Утром проснулись – в улыбочку губы. (заборчик) Чистили мы свои верхние зубы: (почистить зубки) Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Чашки поставим – чтоб чаю налили. (чашечка) На нос подуем – мы чай остудили. (подуть с чашечки на нос) Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (облизать верхнюю губу широким языком)

    3. Логопед: А теперь мы расскажем Емеле, с какими звуками мы сегодня будем играть: Введение в тему:

    ü Отгадай, какая картинка лишняя? Почему? Какой первый звук слышится в названии лишней картинки?

    Собака – свеча – самолет – щетка – Щ

    Щетка – щепки – щука – часы – Ч

    Чашка – черепаха – чайник – телефон – Т*

    Логопед: Правильно, сегодня мы играем со звуками Т*, Ч, Щ (на доске появляются символы этих звуков и их цветовое обозначение – зеленый квадратик). А сейчас мы расскажем Емеле что мы знаем об этих звуках.

    4. Повторение: - Вспомнить характеристику этих звуков. - Что общего? (все согласные, мягкие, глухие) - Что различного? (звуки «Щ» и «Ч» - всегда мягкие, а у звука «Т*» есть твердая пара – звук «Т»)

    Логопед: А ты знаешь, Емеля, что эти звуки могут стоять в слове и в начале, и в конце, а также в середине. Сейчас ребята докажут тебе это.

    ü Игра «Сложи и угадай»: дети достают из конвертиков разрезные картинки, складывают их и определяют в какой позиции находятся звуки в слове (в начале, середине или конце).

    5. Логопед: Ребята, а сейчас мы научим Емелю правильно произносить эти звуки и не путать их: Развитие фонематического слуха и памяти:

    ü «Посчитай сколько звуков «Щ» я произнесу»:

    щ, ш, щ, ч, ть, щ, с, щ, ц, ч, щ.…

    ü «Хлопни в ладоши, если услышишь «Ч»:

    ча, це, ти, чу, ще, чи, со, че, тя, чи…

    ü «Подними фонарик на звук «Т*»: телефон, чижик, тигр, щенок, часы, тихо, щука, тир, тюлень, тяпка…

    ü «Повтори»:

    Ща-ща-ща – ходит мальчик без плаща, мальчики

    Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

    Ча-ча-ча – дай мне калача, девочки Ач-ач-ач – пришел врач.

    Тя-тя-тя – у меня дитя, все вместе Ать-ать-ать – я иду гулять.

    6. Логопед: А теперь давайте отдохнем и позовем с собой нашего гостя: Дыхательная гимнастика «Бабочка»:

    (Логопед спрашивает у детей и Емели, какое время года сейчас? – «Весна». Весной просыпаются не только животные, но и насекомые). Задание:

    снять бабочку с волшебного дерева, заставить ее летать (подуть). Затем составить предложение по заданной схеме с любым предлогом:

    7. Физ. минутка «Разминка для Емели»:

    Наш Емеля потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел: Видно щуку не нашел. (отвести глаза вправо, влево – отыскать щуку).

    8. Логопед: Емеля, наши дети знают много слов на звуки «Ч», «Щ», «Т*». Игра «Мяч передавай – слово называй»: Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.

    Дети придумывают слова на звуки: «Ч», «Щ», «Т*».

    9. Логопед: Ребята, мне сейчас Емеля сказал, что по дороге он нашел какие-то картинки, а что делать с ними не знает. Давайте ему поможем разобраться (достает из печки картинки с животными). Развитие грамматического строя речи:

    Игра «Найди друзей и посчитай» (согласование существительных с числительными – слова со звуками «ч», «щ», «т*»):

    щ енок щ енка щ енков

    волч онок волч онка волч ат

    кот енок кот енка кот ят и т. д.

    10. Логопед: Ну что ж, ребята, звуки мы правильно произносить научились, считать мы тоже умеем, а теперь покажем Емеле, как у нас работают пальчики. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: Карандаш в руках катаю, Между пальцами кручу, Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.

    11. Далее логопед предлагает детям поиграть: найти на общей картинке – предметы, в названии которых есть звуки «Ч», «Щ», «Т*» и раскрасить их. – А теперь предлагаю обменяться листочками и проверить, как справился с заданием ваш сосед.

    12. Итог.

    – С какими звуками мы сегодня играли? Что вы можете сказать об этих звуках? – Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего? – Емеле занятие тоже понравилось, он научился говорить слово «щука». Наш гость благодарит вас, и он приготовил сюрприз (из печки Емеля достает конфеты и раздает детям).

    Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

    Цель

    выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

    Задачи

    Образовательные:

    Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

    Учить сравнивать артикуляцию звуков,

    Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

    Работать над обогащением словарного запаса.

    Коррекционные:

    Развивать зрительное восприятие и память,

    Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

    Развивать мелкую моторику, используя физминутку

    Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

    Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

    Работать над развитием грамматических форм речи

    Воспитательные:

    Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

    - воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

    Воспитывать общительность и активность на занятии.

    1.Организационный момент .

    Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    2.Объявление темы и целей занятия

    Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

    Какой звук издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч)

    Какой звук слышим, когда подметаем листья? (Щ-Щ-Щ) Молодцы!

    Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

    И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

    3.Артикуляционная гимнастика

    Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

    лягушата улыбаются (губы в улыбке)

    Трубочка

    Окошко (губы округлены)

    Заборчик

    Горка

    Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

    Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

    4.Характеристика звуков ч-щ

    Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

    Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

    Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

    Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

    Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

    Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

    Произнесите [ щ ]

    Какой он согласный или гласный? Почему?

    Звонкий или глухой? Почему?

    Твёрдый или мягкий?

    Чем же отличаются эти звуки?

    Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

    Дети: Оба мягкие

    Чем отличаются эти звуки?

    Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

    5Связь звука с буквой

    Ребята, что вы знаете о звуках?

    Звуки мы слышим и произносим.

    Что вы знаете о буквах?

    Буквы мы видим, пишем и читаем.

    Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

    «Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.»

    Молодцы! Это буква Ч.

    Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

    Буквой Ч.

    От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

    Обведите по контору только букву ч

    Буквой Щ.

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    На что похожа эта буква?

    На расческу Щ похожа.

    Какой буквой обозначается [щ]?

    Буквой Щ.

    От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

    Обведите по контуру букву щ

    Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

    Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

    6.Развитие фонемного восприятия.

    Внимательные ушки”.

    Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

    Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

    Если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

    Звуки:

    ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

    Слоги: ( АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

    Слова:

    (вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

    7.Развите звукового анализа на уровне слова

    Игра что «возьмем в дорогу»

    Ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик )

    Давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик(картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

    Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

    .( слова

    8.физкультминутка

    Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

    9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

    Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино )

    - Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

    Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
    Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

    полоскать –

    10.Работа на уровне слова

    Чиполино, принес нам карточки , На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

    __ука

    Енок

    Удо

    __ётка

    Еснок

    Улок

    Ека

    Егол

    Еловек

    гра__

    рощ_, чащ_, _авель

    11.Работа со словосочетаниями.

    Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

    К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

    (Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер , мощный луч, горящие щи , птичье чебетанье, учёный ченок , щистое помещение , молощная пища, овочная начинка , чудесное угощение)

    Что написано на карточке?

    Правильно ли оно написано?

    Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

    12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

    Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

    Если вы сейчас выполните следующее задание, то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

    Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

    Учит-учитель

    Стреляет из пулемета –пулеметчик

    Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

    Работает на подъемном кране –крановщик

    Дрессирует животных –дресировщик

    Играет на скрипке –скрипач

    Играет на барабане –барабанщик

    13.Работа на уровне предложения

    Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

    Дрессировщик дрессирует зверей.

    Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

    Скрипач играет на скрипке.

    Продавщица продает овощи.

    Врач лечит детей.

    Крановщик работает на кране.

    Пограничник охраняет границу.

    Часовщик чинит часы.

    Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

    (Записывают предложения в тетрадь.)