Диоген, его жизнь и взгляд на мир

Многие его слышали, но мало кто знает, что оно означает. Оно пришло к нам из Древней Греции и до сих пор остается на слуху. Выражение «бочка Диогена» появилось благодаря одному философу, и чтобы узнать, что в действительности оно означает, надо начать с изучения личности Диогена.

Кто это?

Диоген - древнегреческий философ, живший в IV веке до нашей эры. Он придерживался мировоззрения киников и однозначно был одним из самых ярких его представителей. В наше время его бы назвали эпатажным.

Был рожден в городе Синопа, малоазийском полисе (полисами в Древней Греции называли области страны), расположенном на берегу Черного моря. Из родного города Диогена изгнали за изготовление фальшивых денег. Потом он долго скитался по городам Греции, пока не остановился в Афинах. Там он прожил большую часть своей жизни. В столице Древней Греции он обрел славу философа и имел учеников, веривших в мудрость и гениальность их учителя. Несмотря на это, Диоген отвергал такие науки, как математика, физика и прочие, называя их бесполезными. По словам философа, единственное, что человек должен познавать, - самого себя.

Философия Диогена

Существует легенда о том, как Диоген пришел к философии. Как-то он наблюдал за мышью и размышлял. Грызуну не требовалось много денег, большого дома, красивой супруги, ему всего хватало. Мышонок жил, радовался, и все у него было хорошо. Сравнив себя с ним, Диоген решил, что в жизненных благах нет необходимости. Человек может быть счастлив, не имея ничего, кроме самого себя. А необходимость богатства и роскоши - это выдумка людей, из-за которой они становятся еще несчастней. Диоген решил отказаться от всего, что у него есть. Оставил себе только суму и чашу для питья. Но впоследствии, увидев, как мальчик пьет воду с рук, отказался и от них. Поселился Диоген в бочке. В ней он и прожил до конца своих дней.

Почему Диоген жил в бочке? Потому что придерживался теории кинизма. Она появилась задолго до него, но именно он развил эту идею и донес до людей. Кинизм проповедовал полную духовную свободу человека. Отторжение общепринятых норм, обычаев, отрешенность от мирских жизненных целей, таких как власть, богатство, слава, удовольствия. Поэтому и поселился Диоген в бочке, так как считал дом роскошью, от которой тоже нужно отказаться.

Диоген проповедовал полную свободу человеческой души, и это же, по его мнению, было истинным счастьем. «Свободен только тот, кто свободен от большинства своих потребностей», не исключением были гастрономические, физиологические и сексуальные.

Образ жизни Диогена

Диоген придерживался аскетического Вошел в историю как Аскеза - это философское понятие, а также образ жизни, основывающийся на каждодневных тренировках тела и духа. Умение противостоять жизненным невзгодам - вот что было идеалом Диогена. Умение контролировать свои желания, свои потребности. Он воспитывал в себе презрение ко всем удовольствиям.

Однажды прохожие увидели, как он просит подаяния у статуи. Они спросили его: «Зачем ты просишь, ведь она тебе все равно ничего не даст». На что Диоген им ответил: «Чтобы приучить себя к отказам». Но в жизни он редко просил денег у прохожих, а если приходилось брать, то говорил: «Я беру не взаймы, а то, что мне должны».

Поведение Диогена на людях

Надо сказать, что Диоген не особо любил людей. Он считал, что они не понимают смысла человеческой жизни. Самым ярким примером можно назвать такой: он ходил по городу среди толпы с зажженным фонарем со словами: «Ищу человека».

Поведение его было вызывающим и даже экстремистским. Последнее - потому что прилюдно демонстрировал свою физиологическую независимость от женщины со словами: «Вот бы и с голодом так же».

Высказывания Диогена всегда были ироничны и даже саркастичны. Если прочитать все его афоризмы, среди них ни будет ни одного, не оспаривающего мнения человеческого. Если толпа ругает музыканта, то философ хвалит за то, что тот играет, а не ворует. Если народ кого-то восхваляет, Диоген обязательно высмеивает.

Скандальное поведение мало кому нравилось в городе, но и последователей было тоже много.

А была ли бочка?

Выражение «бочка Диогена» применяется как символ существования в полном одиночестве. Это также признак аскетизма и отказа от благ. Маленькие и бедные дома, квартиры, лишенные удобств и без излишних прикрас, тоже называют «бочка Диогена», так как им присуща некоторая аскетичность. Надо сказать, многие отрицают, правдоподобность легенды. На самом ли деле жил Диоген в бочке? Дело в том, что такой тары в Древней Греции не было. Бочкой называют крупный сосуд из деревянных досок, скрепленных обручем. А в Греции были только огромные глиняные кувшины размером с человека, и назывались они «пифос».

Подводя итог, можно сказать, что "бочка Диогена" - это крылатое выражение, подразумевающее образ жизни и определенные идеалы.

Диоген November 19th, 2010

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ.

Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма.

Что известно о жизни мыслителя? Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»? Об этом можно узнать в статье.

Общие сведения о Диогене Синопском

Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, К этому времени после смерти прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно.

Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. э. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься. Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии.

Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом, которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.

Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным.

Аскетизм

Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, довольствуясь малым. Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке. Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.

Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба.

Афоризм с бочкой

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

А была ли бочка?

Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании.

Афиняне пользовались вместо этого большими (в рост человека) глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло.

Именно в подобном пифосе мог жить философ. Сосуд было достаточно положить горизонтально для того, чтобы в нем спать, укрывшись плащом. Все остальное время мыслитель мог проводить вне сосуда, находясь на улице. Для гигиенических нужд в то время все пользовались общественными банями и туалетами, поэтому потребность в доме у Диогена действительно могла отсутствовать.

Однажды дети разбили пифос, в котором жил Диоген. Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины.

Последний период жизни

Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. э. между Македонией и Афинами с Фивами. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств.

Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков.

Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным.

Смерть философа

Умер философ в 323 году до н. э. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни.

Сегодня память о философе хранит известный фразеологизм «бочка Диогена».

В Греции не только бочек не было, но скорее всего и Диогена никогда не существовало. Отсутствие трудов автора в оригиналах однозначно предполагает фальсификацию или фантазии некоторых более поздних авторов. Почему то наши историки совсем не допускают наличия литературной беллетристики в стиле исторической фантазии, хотя примеров есть огромное количество. Прогуливающиеся под сенью портиков или проживающие в бочках древнегреческие мыслители мимоходом совершают великие открытия, не имея никаких приборов кроме солнечных часов и измеряют расстояния делая невероятные расчеты по скорости передвижения верблюжьих караванов. Маленький народец не знающий технологий обработки металла и живущий натуральным хозяйством, видимо страшно разбогатев на продаже козьего сыра вдруг выставляет стотысячную армию тяжелой пехоты (знаменитую македонскою фалангу) и бросает к ногам своего молодого царя весь цивилизованный мир. Неважно что совершенно невозможно с помощью дерева и меди сделать копье длиной 15-17 метров, неважно, что во всей Греции той эпохи невозможно было произвести медь, бронзу, а тем более черную бронзу. Ибо невозможно сделать бронзу без развитой металлообработки черных металлов (т.е. сталь нужна) печи для добычи олова нужны из полиметаллической руды, а черная бронза это вообще высший пилотаж даже сегодня. Неважно что в 1914 г. вся Греция с большим трудом смогла поставить под ружье 84 тыс. пехотинцев. Список можно продолжать очень долго. Вся историческая наука оперирует данными придуманными на мягких диванах и в теплых кабинетах. Дайте сотне атлетов щиты весом 15 кг., каски весом 6-7 кг. копье весом 4-5 кг., доспехи медные еще на 10 кг, мечи весом 3-4 кг. три дротика весом более 1500 гр. каждый, нож, заплечный ранец с запасом еды на три дня и проведите строем под солнцем или дождем по непаханому полю, заросшему бурьяном и кустарником и вы поймете, что даже римские легионы - просто бред. Я уж не говорю о том, чтобы построить их в черепаху. Постойте с щитом весом 15 кг подняв его над головой хотя бы 10 мин. даже без всего остального. Простой пример, по ценам середины 15 века один лист пергамента стоил 17 золотых монет. Из-за страшной дороговизны книга в сто страниц имела цену среднего баронства. На чем были записаны (внезапно утерянные)оригиналы трудов римских историков? Тем более в сотни томов. Куда исчезли два корабля папирусов из Египта, которые Наполеон вывез во Францию. Что в них на самом деле записано? Зачем Великая Инквизиция сожгла ВСЕ древние книги, даже королевские библиотеки? Зачем сожгли во время реформы все летописи и рукописи на Руси?

А реально это невозможно сделать. Все уничтожено или спрятано. Можно только отрицать очевидные глупости. А в исторических опусах куда не ткнись - сплошной бред. С таким же успехом можно изучать историю по "Властелину колец". Результат будет аналогичен. Зачем далеко ходить. Я проживаю во Франции и могу с полной уверенностью сказать, что в этой стране нет свободы слова вообще, но ведь и в России ее то же нет. Одни и те же события трактуются совершенно по разному. Если убрать даты, имена и названия из текстов об одном и том же событии, то вы ни за что не поверите что речь идет об одном и том же. Даже события глобальные освещаются совершенно по разному.

Ответить

Прокомментировать

Бочка Диогена БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) . Первым он противопоставил диогеновскую бочку, и пока они занимались осуждением его причуд и странностей, он ускользнул от их гонения (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). - По имени древнегреческого философа Диогена из Синопа (около 400-325 гг. до н. э.), который, по преданию, жил в бочке, пренебрегая общественными нормами жизни.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Бочка Диогена" в других словарях:

    Бочка Диогена - По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400 325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для… … Словарь крылатых слов и выражений

    Бочка Диогена - Бочка Діогена. Прятаться въ діогеновскую бочку (иноск.) удаляться отъ людей (намекъ на циника Діогена, удалившагося отъ людей, избравъ мѣстомъ пребыванія бочку). Ср. Марка онъ видѣлъ, и какъ ни прятался тотъ въ діогеновскую бочку, а Райскій… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    бочка Диогена - Прятаться в диогеновскую бочку (иноск.) удаляться от людей (намек на циника Диогена, удалившегося от людей, избрав местом пребывания бочку) Ср. Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, а Райский успел уловить главные черты… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Бочка Диогена - Книжн. О чём л., символизирующем оторванность от жизни, от общества. БТС, 93; Ф 1, 33. /i> Восходит к одному из преданий о древнегреческом философе Диогене. БМС 1998, 56 57 …

    бочка Диогена - О месте проживания человека, ведущего аскетический образ жизни. Согласно легенде, древнегреческий философ Диоген (404 323 гг. до н.э.) жил в бочке, доказывая возможность быть счастливым при сведении своих жизненных потребностей к минимуму … Словарь многих выражений

    БОЧКА - Наговорить (насказать) сорок бочек арестантов. Прост. Ирон. Очень много наговорить чего л. неправдоподобного. БТС, 46, 93; Жиг. 1969, 112; Подюков 1989, 16; Мокиенко 1986, 110; Мокиенко 1990, 140; БМС 1998, 57. Наплановать семь бочек арестантов.… … Большой словарь русских поговорок

    бочка - и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. см. тж. бочечка, бочечный, бочковый, бочковой 1) а) Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как… … Словарь многих выражений

    бочка - и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как тара для хранения и перевозки продуктов, горючего … Энциклопедический словарь

    БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА. Первым он… … Фразеологический словарь русского литературного языка