Для чего нужен язык общения людям. Рассказ «Язык — важнейшее средство человеческого общения

Язык любого народа - это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз-личных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык - душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.

Человеческий язык -- удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал когда-то Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык с точки зрения того, для чего он предназначен.

Мне часто приходится слышать следующий вопрос: ««. И задают его не только дети, но и взрослые. Как думаете, как я отвечаю? А все зависит от формулировки. Ведь можно спрашивать о том языке, который у нас во рту, а можно спрашивать о языке, на котором общаются люди разных стран и народов. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем же нужен язык?

Его можно вкусно приготовить!))) Рецептов заливного языка в Интернете много! А можно и отбивные сделать и т.д.)

А еще зачем людям нужен язык:

  • для правильного произношения разных звуков, которыми богата наша речь
  • для того, чтобы во время трапезы было удобнее отправлять пищу в желудок
  • для того, чтобы )))

Теперь разберемся с лингвистическими особенностями и ролью языка для общения и взаимопонимания.

Зачем нужен иностранный язык?

  • На этот вопрос каждый ответит по разному:
  • Кто-то хочет быть умнее
  • кому-то требуется знание иностранного языка для осуществления профессиональной деятельности
  • кто-то едет в другую страну на ПМЖ и хочет досконально знать иностранный язык
  • и т.д.

Если Вы считаете, что изучать язык могут только те люди, которые имеют к этому большую предрасположенность или лучше учились в школе (ВУЗе), то Вы ошибаетесь. Каждый может освоить любой иностранный язык. Известны случаи, когда человек в течении жизни приобретал способность разговаривать на более, чем 100 языках и их диалектах. Таких «уникумов» называют полиглотами.

Все зависит от памяти и речевого аппарата. Ведь каждый язык имеет свои особенности, связанные с произношением и написанием. Представители славянской лингвистической группы предрасположены к легкому усвоению большинства языков, поскольку наш язык (русский, украинский) богат на разные обороты и сложные правила, изучив которые можно свободно браться за любой иностранный язык. Исключения составляют лишь языки народов Африки, которые требуют особого подхода. Но и необходимость их изучения крайне невелика.

Зачем еще нужен иностранный язык?

Изучение иностранных языков способствует улучшению памяти, аналитических способностей мозга, вычислительных функций и даже развитию творческого мышления! Доказано — те, кто изучает иностранные языки начинает лучше разбираться в языке родном.

Язык играет важную роль в формировании мирового сообщества, что очень актуально в эпоху социальных сетей и международного общения, то есть, в наше время. Знание дополнительного иностранного языка открывает перед нами новые возможности. К примеру, еще давно я искал работу и увидел следующее объявление в газете: «Международной компании Х требуются менеджеры, экономисты, маркетологи и т.д. для работы в официальном представительстве с доскональным знанием английского языка. Зарплата — сумма с пятью нолями!» В тот момент я понял, чего мне не хватает, но времени на изучение мне никто бы не предоставил. Упущенная возможность…

Даже если Вы решили поехать на отдых или работать в другую страну, то намного приятнее общаться с человеком на его языке, чем «объяснять на пальцах», чего Вы хотите.

Хорошо, с иностранным языком разобрались.

А зачем нужен русский язык? Зачем нужно знать русский язык?

Или не так — зачем людям нужен язык, какова его роль в обществе?

Язык — это символ государства. Нет языка — нет народа! Представьте себе ситуацию — русские люди начинают разговаривать на китайском, забывая родной язык. Во что тогда превратиться страна? Правильно, во второй Китай! А это нам надо?

Мы должны дорожить языком, беречь его и развивать, не нанося ущерба основам, которые были заложены много веков назад. Без родного языка не было бы возможным общение и взаимопонимание между жителями одной страны. Достаточно вспомнить притчу о Вавилонской башне. Пока все говорили на одном языке — все было хорошо. А что случилось потом? Люди перестали понимать друг друга и забросили начатое дело… В жизни и такое случается!)

Так сложилась ситуация в наше время, что международным языком считается английский. Поэтому, само собой отпадает вопрос «Зачем нужен английский язык?». Но это не повод отрекаться от родного языка, который передавался из поколения в поколение. И пока так будет продолжаться, пока и будет существовать народ!

Если Вы решили изучать иностранный язык, то Вы правильно делаете. Но перед тем как приступить к процессу обучения, стоит составить список приоритетов — зачем Вам нужен этот новый язык, где Вы его будете применять, нужен ли он Вам, а может лучше усовершенствовать родную речь? Учитывая тот фактор, что популярность многих интернет профессий стремительно растет, стоит уделить русскому языку больше внимания. К примеру, копирайтеры, рерайтеры и контент-менеджеры, которые пишут тексты для тысяч сайтов, зарабатывают очень приличные деньги. Но главное требование к таким специалистам — доскональное знание родного языка! И это не единичный пример!

Уверен, многим пригодится эта статья, если нужно написать сочинение на тему зачем нужен человеку язык!)

Образование

Зачем нужен язык? Зачем нужно изучать языки?

30 октября 2015

Мы часто слышим, что нужно знать родной язык, нужно знать другие языки. Но с какой целью? Зачем нужно изучать языки? Самое забавное, что чаще всего это говорят своим детям родители, сами при этом не знающие никакого другого языка, кроме родного.

«Мы знаем лучше» от создателей тебя

Родители, видя то, что переводчики много зарабатывают, стараются впихнуть своего ребенка в такую школу, где имеется уклон на изучение иностранных языков, или к специальному репетитору, который за немалые деньги должен обучить новым языкам. Инвестиции в будущее, чтобы сынок смог хорошо зарабатывать и помогать своим родителям. Если ребенок спокойно поддается этому, изучение идет хотя бы относительно легко, он не протестует против занятий, желая погулять, поиграть в футбол или пойти на вязание, то ему от этого будет только хорошо. В будущем он поймет и оценит старания своих родителей. Но встречаются такие ситуации, когда ребенок не способен выучить один единственный язык, хотя бы свой родной - русский, болгарский, украинский - не важно. Если человек не приспособлен к этому, не нужно насильно впихивать в него эти знания. Заняться повышением его грамотности - да, но зачем нужен язык другой страны человеку, который силен в других областях и никак не может запомнить простую приветственную фразу на итальянском? Проблема тут состоит в том, что родители ищут лучший, как им кажется, вариант без учета возможностей своего ребенка. В результате человек, может быть, и выучит язык, но скорее всего не будет понимать, зачем нужно знать языки, и будет ненавидеть все те часы и дни, которые он потратил на постоянный зубреж новых слов вместо того, чтобы направить свои силы и время на познание другой области, близкой к его интересам.

Необходимость знания языка в обыденности

Но если говорить не об иностранных языках, а просто о том, зачем нужен язык вообще. В первую очередь, это средство коммуникации. Зная язык людей, которые находятся в твоем окружении, ты легко сможешь узнать все необходимое, что тебе нужно: погоду на улице, цену на продукты, расспросить о расписании, учиться, работать, общаться, обсуждать новые фильмы - все это невозможно без языка. Вы скажете, что есть немые люди, которые не способны общаться при помощи обычного для здоровых людей способа? Верно, но у них тоже существует свой язык, который они выучили и посредством которого они общаются между собой. Для этого им не нужен речевой аппарат такой, каким он является у нас, - они заменили его жестами.

Ещё один ответ на вопрос о том, зачем нужен язык, - с его помощью передаются знания.
Человечество придумало слова, придумало, как их записывать, с помощью этого передает информацию из поколения в поколение. Ни одна старшая собака не расскажет своему младшему поколению о том, что туда не нужно ходить или вот это не нужно кушать. Конечно, информация передается на определенном уровне при помощи запоминания запахов и прочих возможностей животного. Но у нас есть замечательная возможность передавать всю информацию при помощи речи и записи.

Видео по теме

Зачем нужен русский язык

Как и любой другой родной язык, русский объединяет между собой население страны. А в конкретном случае - даже многих стран, некогда существовавших в объединении под названием СССР.
То есть одно звено воссоединяет умы огромной части материка Евразия - достаточно мощный аргумент, не правда ли? Но современное состояние языка оставляет желать лучшего. Возможно, оно и ранее было таким, ведь до определенного момента школа, где тебя научат писать, читать и, соответственно, грамотно выражать мысли при помощи звуков, исходящих от голосовых связок, была не доступна для "простых" людей.

Непонимание ценности

Сейчас же дети просто не ценят того, что они имеют возможность бесплатно обучаться, поглощать информацию об окружающем мире, когда ранее многие были готовы ходить в школы за много верст, чтобы просто почеркать на чем-то не совсем похожем на бумагу куском угля или огрызком карандаша.
Зачем нужен язык, и зачем стоит тратить десять лет на обучение, если в итоге ты пишешь девушке "привет, как дила"? Огорчает и то, что русский язык, как магнит, притягивает к себе иностранные словечки, которые плотно заседают в нем и даже вытесняют исконные выражения. Зачем нужен русский язык, в котором постоянно слышится "окей", "траблы", "герла" и т.п.? За чистоту родной речи никто не волнуется, но тем не менее это должно заставить думать каждого носителя.

Конспект урока русского языка.

Класс : 5

Тема учебного занятия : «Зачем человеку нужен язык»

Продолжительность учебного заня тия: 45 мин.

Тип учебного занятия : Изучение нового материала..

Целеполагание :

Показать учащимся, что язык – это универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в школе;

Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов;

Привить любовь и уважение к родному языку.

Оборудование:

Учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс», 2009г.;

Компьютер, проектор;

Презентация;

Таблица «Единицы языка и разделы лингвистики»;

Таблица «Слово»,

Словари русского языка,

- инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП.

Ход урока .

I . Целеполагание.

1.Интрига. .

Учитель.

Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент . Что означает это слово? (Опыт.) Кто из вас хочет хоть на минуту побыть актером? Задание детям (два человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Пятерку получил».

Беседа.

Что изображали наши «актеры»?

На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)

Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи? (Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.)

2. Объявление темы и целей урока .
Учитель : Вы немного удивлены такому необычному началу урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока).
- Народная мудрость гласит: «Язык дан человеку, животным - немота».

Нам сегодня предстоит выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языком вне общества, какой речью должен владеть человек. А в этом нам помогут лингвистические тексты учебника, словари русского языка, таблица, презентация и, конечно, ваши знания .(Слайд №1). Сформулируйте и запишите свои задачи на этот урок.

II . Актуализация знаний .

1) Вводная беседа «Что вы можете рассказать о языке?».

Вопросы к беседе :

Что, по вашему мнению, называется языком?

Какие языки вы знаете?

Для чего человеку нужен язык?

Можно ли обойтись без языка в жизни?

Что объединяет разные языки, например, русский и немецкий?

2) Словарная работа .

- А теперь обратимся к толковому словарю С. Ожегова. В нём мы найдем
точное значение слова
язык :

О каком языке мы будем говорить на уроке?
3) Объяснение смысла эпиграфа.

Эпиграфом урока является высказывание Г.Р.Державина: « Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Слайд №2) . Как вы понимаете смысл высказывания.

Что такое «эпиграф»? Спишите его без ошибок.

4) Исследование таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики».

Учитель. Язык изучает лингвистика. (Слайд №3) . Мы знаем, чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей, давайте закрепим лингвистические термины , чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.

Рассмотрите таблицу, прочитайте её, подбирая примеры. (Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов)

Единицы языка и лингвистики.

фонетика

орфоэпия (правила произношения звуков)

графика (правила обозначения звуков на письме)

морфемика (состав слова)

словообразование

орфография (правила написания морфем)

морфология

стилистика (употребление слова в разных частях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различие собственных и нарицательных имен на письме);

различие слова и СС (малопонятный и мало понятный)

Словосочетание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление СС в разных стилях речи)

Предложение

синтаксис

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности методической и ритмической организации предложения)

5)Работа по учебнику. Анализ лингвистических текстов учебника .

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе.

Объясните, о чём этот текст? Озаглавьте его. (Слайд № 4)

Найдите предложения, которые выражают главную мысль текста и запишите их..

(Слайд № 5).

- Какие слова вам незнакомы?

- Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»

Спишите без ошибок первый абзац, проговаривая по слогам трудные для написания слова.

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.

Озаглавьте текст. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. (Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научиться говорить). Почему?

Зачем человеку нужен язык? (Слайд № 6).

6) Физкультпауза .

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

?). Работа по учебнику Подробное знакомство с рубрикой ЗСП . (Слайд № 7).

Кто попробует расшифровать ЗСП?(учитель помогает учащимся).

З – значение слова (происхождение)

С – морфемное строение (структура)

П – правописание.

Рассмотрим таблицу «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. (Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу).

лексическое значение строение (структура) как часть речи

главный смысл грамматическое

значение

Учитель . А.П.Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться.

Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно применить правило.

Для того, чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе. (Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке).

Внимательно рассмотрите слова рубрики ЗСП- 1.. Подберите к ним однокоренные, составьте с ними предложения. (Слайд № 8).

Инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП

(учитель раздаёт каждому учащемуся на уроке).

1. Проанализируйте слово.

2.Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.

3.Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание.

4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.

5.Запомните правописание каждого слова.

8)Послушайте легенду о языке.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

- Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте на вопрос профессора: «Когда язык становится врагом человеку?» (Слайд № 9).

При подготовке ответа пользуйтесь планом:

1)Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами.

2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других.

3) Невежливая, неуважительная речь.

4) Неграмотная речь.

5. Рефлексия

Зачем человеку язык?. (Слайд № 10).

(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)

- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался, я научился….»

- «На уроке мне особенно понравилось…»

- «Сегодня нам удалось…»

Учитель .

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю, что всем понятно, в каких значениях употреблено слово «язык». Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

6) Выставление оценок за урок.

7) Домашнее задание :

1.Для всех – на основе лингвистических текстов учебника составить связный рассказ на тему «Зачем человеку нужен язык»; параграф 1,упражнение 5 (письменно), ЗСП 2.

Язык – орган чрезвычайно важный. Находится он, как известно, во рту. Имеет очень удобное мышечное устройство, позволяющее показывать его, когда это необходимо. Но, сегодня давайте поговорим серьёзно о том, зачем человеку нужен язык.

Язык как орган

Язык – это орган вкуса. На его поверхности находятся вкусовые рецепторы (клетки, воспринимающие вкус). Все разнообразие вкусовых ощущений возникает из сочетания четырех основных (горький, сладкий, кислый, соленый). А рецепторы, распознающие эти вкусы, находятся в разных зонах языка.

Как часть системы пищеварения, язык участвует в механической переработке пищи, распределяя ее в полости рта, и в глотании. В грудном возрасте значение языка вообще трудно переоценить. Ведь этот орган – главный в акте сосания.

Язык как орган осязания воспринимает тепло и холод. На слишком острую пищу реагируют находящиеся на языке рецепторы боли.

По внешнему виду языка (цвету, налету) можно определить состояние здоровья, поэтому врачи при осмотре просят показать язык. А по отпечатку языка, к слову, можно идентифицировать любого человека – форма и рисунок поверхности языка абсолютно индивидуальны.

А еще, зачем человеку язык? Он участвует в образовании звуков речи и относится к активным, т. е. подвижным, органам (в отличие от неподвижных – нёбо, зубы). Язык, изменяя свое положение, создает во рту препятствия для выдыхаемого воздуха. Так возникает источник шума, без которого не было бы согласных звуков. От положения языка зависит и специфическое звучание каждого гласного (например, [и] или [ы] при одинаковом положении губ).

Вот и попробуйте теперь представить человека без языка. Ни поесть нормально, ни поговорить. Кстати, вот и еще одно значение слова «язык».

Язык как речь

А что такое речь? Это форма и средство общения людей. Язык возник на самых ранних этапах формирования человеческого общества. Язык изначально представлял собой примитивную систему определенных сигналов (мимических, звуковых, тактильных) для передачи информации. Люди, в процессе совместной деятельности (труда, охоты и т. д.), должны были как-то координировать свои действия. Именно из-за необходимости общения и возникла речь. Считается, что произошло это примерно 2 млн. лет назад. Постепенно формировалась членораздельная речь, способствовавшая дальнейшему развитию человека, его сознания и общества в целом.

Просто страшно представить, что бы было, если бы не появилась разговорная речь. Возможно, человечество так и осталось бы на нижней (первобытной) ступени развития. Ведь именно благодаря разговорной речи люди общаются, накапливают знания и опыт, передают их из поколения в поколение. Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Язык, с одной стороны, закрепляет результаты деятельности мышления, а с другой – способствует большему развитию мыслительных процессов. Таким образом, язык – это средство интеллектуальной деятельности, на котором строится способность человека воспринимать различные образы, думать, запоминать, творить, воображать и т. д.

Теперь вы знаете все о функциях языка и возникновении языка разговорного. Воспользовавшись этой информацией, даже школьник сможет написать сочинение: зачем человеку язык.