Добровольная и насильственная изоляция. Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация

Ощущая свою изоляцию от сверстников, многие лесбиянки, геи

й бисексуалы и в дальнейшем уклоняются от социальных кон

тактов, поскольку опасаются, что это может спровоцировать

весьма неприятные переживания. Общение с представителями

того же пола вызвает у них сильные эмоции и сексуальные пе

реживания, общение же с противоположным полом лишь на

поминает об отсутствии какого-либо сексуального интереса и

верса (Rivers, 1994; 1995а) показали, что многие молодые гомо-

сексуалы действительно ощущают свою изоляцию и пережива

ют унижение из-за реальной или всего лишь воображаемой го

мосексуальности.

В Великобритании все еще мало молодежных гомосексуаль

ных групп. Те немногие, которые оформились в последние

годы, имеют весьма ограниченные ресурсы. Поддержка со сто

роны местных отделов образования является скорее исключе

нием, чем правилом, особенно памятуя о 28-й статье местного

Правительственного акта от 1988 года, который предостерега

ет местные власти от «сознательного поощрения гомосексуаль

Молодежные группы лесбиянок и геев обычно построены на

демократических принципах. При этом специалисты, работаю

щие с молодежью, почти не принимают участие в деятельности

этих групп. Хотя причины этого имеют в основном экономиче

ский характер, нельзя не отметить, что отсутствие таких специ

алистов способствует развитию самодирективности этих групп

и нередко вызывает у подростков ощущение тревоги, усиливая

в какую-либо молодежную гей-группу, необходимо, чтобы пси

хотерапевт выяснил, существуют ли таковые в районе прожи

вания подростка и чем они занимаются. Однако полезно

помнить, что ситуация в данных группах постоянно изменяет

ся, и членство в них может быть чревато различными послед


2 2 8 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Хетрик и Мартин (Hetrick and Martin, 1987) также замети

ли, что ощущение социальной изоляции заставляет молодых

геев искать такие места, где они могли бы знакомиться с други

ми геями - главным образом для занятий сексом. Возможно

сти же их социального взаимодействия при этом весьма огра

ничены (одним из примеров являются, например, встречи геев

в общественных туалетах). Это приводит к формированию по

веденческих стереотипов, связанных с сексуальными проявле

ниями уже на первом этапе знакомства, и не позволяет моло

дым геям общаться на иных уровнях, а кроме того, еще больше

снижает их самооценку, поскольку они начинают думать, что

другие хотят лишь заниматься с ними сексом, и усиливает ощу


щение того, что гомосексуальность связана с промискуитетом.

С этим связаны и иные опасности, например для здоровья и без

опасности молодых людей. В нынешней ситуации, когда закон

запрещает вступать в сексуальные отношения до 18 лет, они

предпочитают непродолжительные связи, так как полноценные

интимные отношения с геями более старшего возраста содер

жат значительный риск.

Для молодых лесбиянок социальная изоляция может при

вести к тому, что, знакомясь друг с другом, девушки попадают

в сильную эмоциональную зависимость друг от друга, и это ме

шает их общению с другими людьми (см. шестую главу). Рот-

блюм (Rothblum, 1990) указывает на то, что изоляция молодых

лесбиянок приводит к депрессии, наркомании и самодеструк

тивному поведению.

Эмоциональная изоляция

Проявления эмоциональной изоляции вызываются у подрост

ков возникновением чувства отчуждения от родственников,

необходимостью прятать свои сексуальные проявления от

окружающих и следить за своим поведением. Кроме того, мо

лодые люди могут пугаться своих собственных чувств и потреб

ностей, а потому стремиться их подавлять. Очевидным резуль

татом этого является депрессия; данные исследований указы

вают на то, что 20 % молодых лесбиянок и геев предпринимали

суицидные попытки (Trenchard and Warren, 1984; Hetrick and



Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми {229

tylartin, 1987). Исследования, проведенные Яном Риверсом на

базе Лутонского университета, показывают, что издевательства

подростков над своими сверстниками-гомосексуалами, а также



иные проявления гомофобии усиливают социальную и эмоци

ональную изоляци ю молодых лесбиянок и геев, ведут к их от


чуждению от


окружающих и


депрессиям в зрелом


возрасте.


Кроме того, отсутствие поддержки со стороны родственников

и страх перед родителями и учителями вызывают у подростков

ощущение безнадежности и отчаяния, а также попытки члено

вредительства или самоубийства. Риверс цитирует заключение


американского


Департамента здравоохранения и


социальной


защиты от 1989 г., из которого следует, что попытки самоубий


ства совершались


молодыми лесбиянками и геями в пять раз


чаще, чем их сверстниками-гетеросексуалами (см. Rivers, 1994;

1995а; 1995в).

Когнитивная изоляция


Молодые люди часто



возможности


получать о гомо


сексуальности корректную информацию.


Школьные библио


теки боятся


держать книги,


представляющие


гомосексуаль


ность в положительном свете, и даже если в них бывают такие



подросток не захочет их брать, опасаясь стигматиза


ции. Из-за отсутствия подходящих ролевых моделей молодые

геи и лесбиянки полагают, что им не остается ничего иного, как

следовать худшим примерам гомосексуального поведения. Им


кажется, что они либо могут


воспроизводить


стереотипный


образ гомосексуальности, либо отрицать ее в себе, тем самым


усугубляя свою


социальную изоляцию и затрудняя принятие


своей сексуальной идентичности. Более подробное обсуждение

гомофобии и процесса «обнаружения» содержится в третьей и

четвертой главах.

Клинический пример 1

В качестве однго из примеров изоляции может быть приведен

случай с Джеми - 15-летним геем, направленным к школьному

психологу из-за издевательств со стороны сверстников в шко

ле. Джеми явился на первую встречу с психологом в макияже


2 3 0 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


и женской одежде. Его «женоподобие» сделало подростка пред

геем еще с 9 лет. Недавно он начал «тусоваться» с другими

трансвеститами в местном пабе для геев. Подросток полагал

что окружающие ожидают, что он будет вести себя как женщи

на, поскольку он «не настоящий мужчина». Те же люди, кото

рые принимали подобное его поведение, выражали ему свою

поддержку. Однако их было мало, и Джеми чувствовал себя

очень одиноким. Психолог постарался убедить подростка в

том, что он, несмотря ни на что, является мужчиной, и что су

ществует много ситуаций, когда он может это почувствовать.

Поэтому ему нет необходимости следовать стереотипным пред

ставлениям о геях для того, чтобы быть геем. Переодевание

Джеми в женскую одежду можно расценить как отражение не

осознанного стремления вызвать негативную реакцию окружа

ющих, поскольку он чувствовал, что они, за исключением уз

кого круга трансвеститов, все равно его не поймут. После зна

комства Джеми с другими лесбиянками и геями, а также после

проведенной психотерапевтом работы, направленной на повы

шение его самооценки, подросток отказался изображать «жен

щину» в школе и переодевался в женскую одежду лишь в под

ходящих для этого условиях.



самооценки


Изоляция существенно влияет на самооценку подростка. Ин-

тернализированная гомофобия имеет самые разнообразные

проявления, которые могут быть связаны с ВИЧ-инфицирова

нием, попытками самоубийства и сексуальным насилием.

ВИЧ-инфицирование

Если молодые геи или бисексуалы тяготятся своей сексуально

стью, вполне возможно, что в ходе сексуальных контактов они

не будут принимать никаких мер защиты. Сниженная само

оценка препятствует проявлению ими настойчивости и прин

ципиальности при обсуждении со своими партнерами необхо-



Психотерапевтическая работа с молодыми людьми I 2 3 1


умости исследования средств защиты. Они ощущают, что «не

достойны» эти средства использовать и что в будущем их ожи


дают лишь унижения и


насмешки. Они


занимаются сексом в


состоянии алкогольного или наркотического опьянения и из-


за этого также не применяют средства защиты.


Проведенные в


Австралии


исследования


показывают, что чаще


контрацепти


вы применяются там, где геи включены в

общество.


гомосексуальное со


«Поддерживая в целом друг с другом тесные связи - сексуальные,

мосексуальных сообществ имеют больше возможностей изменить

формы своей сексуальной практики. И напротив, те геи, которые

почти не общались с себе подобными и не включены в гомосексу

альное сообщество, труднее изменяют формы своей сексуальной

практики» (Kippax et al., 1992, p. 116).

В данном исследовании поднимается вопрос о необходимо



обучения


молодых людей


использованию мер защиты и


следованию более


безопасным



сексуального поведе



Молодые люди, лишь начинающие себя


«обнаруживать»,


ощущающие свою


изоляцию и еще не


пытающиеся



вызов мифам и стереотипным представлениям о гомосексуаль


ности, не


чувствуют себя частью


сообщества геев и не имеют


достаточной самооценки, необходимой для того, чтобы позабо

титься о здоровье и безопасности. В этом случае психотерапевт


может сыграть очень важную роль,




осознать


свое отношение к ВИЧ-инфицированию и безопасному сексу.

Обращаем внимание читателей на работу Шерноффа (Shemoff,


психотерапевтов




возможности для


всестороннего


обсуждения с


клиентами



вопросов, притом что они


чувствуют себя


готовыми к их


обсуждению и


обладают


достаточными


знаниями о



фицировании и

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Страница 21 из 32


Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация

Социальная изоляция, арест, террор, психоиндокринация – это мощные стрессовые факторы (их также можно назвать и экстремальным), которые у большинства людей, перенесших их, приводят к развитию психосоматических заболеваний, и в первую очередь, к развитию тяжелых форм депрессий.

Социальная изоляция – это изоляция человека от привычной для него социальной среды. Примером социальной изоляции может служит заключение под стражу, лишение свободы, помещение человека в одиночную камеру.

Влияние социальной изоляции на здоровье и психику человека достаточно хорошо изучено в экспериментальных моделях по сенсорно-социальной депривации на животных и в экспериментальных исследованиях на людях, помещенных в так называемую “камеру молчания”. Что происходит с нейроэндокринной системой человека в таких условиях, особенности работы его психики в условиях социальной изоляции, последствия этой изоляции для человека, эти и другие вопросы становятся особенно актуальными в связи с длительными полетами человека в космос.

Вот описание одного из многочисленных экспериментов по сенсорно-социальной изоляции человека. Студентам предложили, за соответствующее вознаграждение, выступить в роли испытуемых в камере сенсорной изоляции. Человек в такой камере не слышит никаких звуков (модель акустической изоляции), на руки надеваются специальные перчатки, которые уменьшают тактильные ощущения, непременное условие эксперимента – никаких социальных контактов. Время, проведенное в камере, не ограничивалось, по первому требованию испытуемого эксперимент прекращался. Более того, студентам было разрешено взять с собой книги, учебники. Первоначально, желающих было очень много, еще бы, за приличную почасовую оплату можно в спокойной обстановке, наконец-то посвятить все время учебе, подготовится к экзаменам, не отвлекаясь ни на какие раздражители. Просто мечта студента. Каково же было удивление испытуемых, что, несмотря на сильную положительную мотивацию, немногие из участвующих в эксперименте смогли продержаться в камере более трех часов.

Полная тишина явилась тяжелым стрессовым фактором для мозга человека, привыкшего находится в постоянном мире звуков, шумов. Большинство здоровых испытуемых описывали появление беспричинного чувства страха, сильного психического дискомфорта, появление разнообразных зрительных и звуковых галлюцинаций, в таких условиях нахождение в камере становилось физически невозможным.

Одиночество и темнота в сочетании с изоляцией могут привести человека, не подготовленного соответствующими упражнениями, к психологическому сопротивлению, к психическому кризу. Например, тюремные психозы, состояние беззащитности при аресте. У людей, попавших в такие условия, возникает агрессивное возбуждение, нарушение ориентировки, появляются суицидальные мысли.

Исследование состояния людей, подвергшихся репрессиям , на фоне недоедания, лишения сна, длительного пребывания в освещенной камере, подвергавшихся длительным допросам, способствуют нарастанию суицидальных настроений, нарушению поведения, появлению разнообразных психосоматических заболеваний.

Исследования психических нарушений у лиц, подвергавшихся преследованиям по политическим и религиозным мотивам, показали, что жизнь в условиях террористической угрозы (гетто, нелегальное положение, жизнь в укрытиях, принудительный труд, концлагеря) причиняет ущерб психическому здоровью.

Психиатрия преследуемых свидетельствует о том, что у большинства, переживших систематический террор, выражены анестетические, реактивно-депрессивные, фобо-невротические и другие диссоциативные расстройства. У переживших вынужденную миграцию, слежку, преследования и систематические издевательства возникают реакции такого же типа. Личностные нарушения у жертв преследования выражены тем сильнее, чем продолжительнее на них воздействие. Это ограничивает их шансы на защищенность, стабилизацию психического состояния и установления солидарной связи с другими преследуемыми.

Заключенные концлагерей заканчивали жизнь самоубийством, у них развивался острый аффективный паралич (“аффективная анестезия”) со сновидно-дереализационным отключением от актуальной угрожающей ситуации, происходило редуцирование поведения до квазианималистической техники переживания (сверхугодливость при исполнении заданий в лагерях), развивалась прогрессирующая апатия вплоть до пассивного суицида при длительном голодании и страхе – список различных психопатологий можно продолжать очень долго.

После освобождения у этих людей наблюдался целых комплекс психосоматических нарушений.

Как правило, человек, подвергшийся преследованиям, остается на протяжении всей жизни травмированным опытом соприкосновения с терроризмом. Воспоминания об ужасных сценах прошлого преследуют людей в ночных сновидениях, дневных фантазиях, многие, потерявшие родных или близких, мучаются собственной виной перед ушедшими. Даже дети лиц, подвергавшихся террористическому преследованию, вследствие неуравновешенности своих родителей, страдают личностными нарушениями – синдром “преследуемые второго поколения”.

При психических заболеваниях жертв терроризма и насилия, предрасположенных к шизофренным и афффективным психозам, перенесенная психологическая травма и эндогенная (внутренняя) предрасположенность играют роль совместного причинного фактора в течение болезни.

Разрушение личности происходит вследствие воздействия тоталитарных доктрин. Формирование так называемого единообразного способа поведения у людей происходит под влиянием религиозных сект, милитаризированных организаций и группировок. Технология психологического воздействия на личность отработана веками. В психологии такое воздействие называется индокринированное разрушение личности – нарушение личности вследствие воздействия тоталитарных доктрин.

Квазирелигиозные ритуалы экстатического “очищения” и политическая техника перевоспитания (“промывание мозгов”) приводят к поразительному выравниванию личностных особенностей, к удивительному сходству вовлеченных в индокринацию людей.

В первой фазе “индокринации” происходит резкое отторжение от прежних групп и связей (“отрезание хвоста”). Сразу же устанавливается реальная или воображаемая конфронтация со стимулом, вызывающим страх: бесовскими проповедями, прикосновением ядовитой змеи, демонстрацией открытых экзекуций и т.п. При этом, вызванное страхом или экстазом, формируется состояние сужения сознания, интенсивность которого увеличивается монотонными ритмическими движениями. Достигается имплантирование нового поведенческого стереотипа с помощью приема, который в психологии называют “формой эмоциональных качелей”. Что представляет собой этот прием? Это эмоциональное устрашение, например, угроза жизни родственникам человека, информационная блокада, которая объявляется несогласным, депортация упрямых и строптивых. На фоне запугивания параллельно идет награда за желательные декларации, поощряется доносительство. Еще один прием – лишение сна. Формирование нового поведения и профилактика возможного возврата к прошлому достигается через жесткие связи в ячейках, через коллективные исповеди, требования прекращения биосоциальных контактов, различными “испытаниями мужества”, требованиями преданности.

В настоящее время применение деструктивного психоиндокринирования наиболее опасно в криминальных молодежных сектах. Входящие в группу и связанные клятвой, общими “идеалами”, подростки объединены социальной изоляцией через вынужденную проституцию и криминализацию. Выйти из организации нельзя, так как вне ее их настигнет Закон. Преступления, которые совершают члены банды, человеческим обществом наказываются. Но и в банде правят свои жестокие законы, нарушение которых грозит смертью или страшными наказаниями.

Деструктивная индокринация тем действеннее, чем менее выражены существующие у данной личности религиозные, политические и другие установки и умственные способности. Такая индокринация может быть продолжительнее и крепче, чем более выражено давление на группу страха и насилия групповой солидарности. Элементы этой практики можно найти в солидарных действиях радикальных террористических объединений, в коллективной правовой пропаганде и методах перевоспитания, применяемых политическими диктаторами.

Люди, прошедшие обработку деструктивным психоиндокринированием, нуждаются в многолетнем лечении у психиатров, помощи психотерапевтов и психологов, социальной защите и поддержке. Таким образом, как бы хорошо ни было организовано общество, как бы социально оно не было обустроено, в нем всегда будут оскорбленные, несчастные, обиженные, неустроенные. Следовательно, социальная защита (как институт) необходима при любом государственном строе и политическом режиме. Конечно, если во главу угла правящих групп ставится такая непреходящая общественная ценность, как здоровье нации.

“Эксперименты природы”, как иногда называют связанные со стрессом заболевания, очень плохо поддаются причинно-следственному анализу. Пример, приводимый американским психиатром Сэмом Гьюзом, показывает, насколько сложно бывает отделить одни факторы от других. Женщина средних лет, страдавшая тяжелой депрессией, имела более или менее нормальное детство до тех пор, пока, вскоре после смерти матери от рака груди, у нее не развилась астма. Свидетельствует ли это о связи между раком и депрессией. Или же это означает, что смерть матери как причина стресса привела к “психосоматической” астме, а спустя много лет последствия той же психической травмы выразились в повышенном риске заболевания депрессией? А может быть, в основе всего лежит более общая, вероятно наследованная, недостаточность иммунной системы, которая привела к раку у матери и обусловила у ребенка повышенную чувствительность к ранее переносимым загрязнениям окружающей среды? Все эти предположения кажутся сомнительными. Но если бы мать, подавленная безнадежностью своей болезни, покончила с собой, то в этом случае, пожалуй, можно было бы думать, что и у матери, и у дочери имелась генетическая предрасположенность к развитию эффективного психоза.

Все эти объяснения могли бы быть и верными, и неверными. Во всяком случае исключить роль тех или иных факторов не менее трудно, чем доказать их участие в многогранных и запутанных причинно-следственных связях, которыми пронизана вся наша жизнь. Или – если изложить ту же мысль проще – всякое событие в любом отдельном клиническом случае можно истолковывать по-разному. Чтобы установить специфическую причинно-следственную связь между стрессом и болезнью, нужно сначала как-то выяснить, почему для одних людей некоторые события более стрессогенны, чем для других. Все эти вопросы весьма существенны для решения важнейших проблем здоровья и болезни, но, по крайней мере, на данном этапе, они мало доступны для имеющихся ныне исследовательских поисков.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ