Дойдёт ли «Адмирал Кузнецов» до Сирии? Авиабаза на воде: зачем «Адмирал Кузнецов» пришел к берегам Сирии

Первыми сирийский регион покинут авианосец «Адмирал Кузнецов» и Крейсер «Петр Великий». В ходе исполнения решения о сокращении контингента российских войск в зоне конфликта. Об этом заявил начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Валерий Герасимов.

«В соответствии с решением верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина Минобороны России приступает к сокращению группировки Вооруженных сил в Сирии», - заявил он.

Как полагает военный эксперт Борис Подопригор а, участие российского авианосца в боевых действиях в Сирии, помимо боевых задач, имело еще и демонстрационные цели. «Я могу лишь предположить о роли «Адмирала Кузнецова» в миссии российских войск в Сирии, поскольку не отношусь к числу людей, которые принимают решения. Но, на мой взгляд, оно было продиктовано желанием показать возможности наших военных в этом конфликте, что и было сделано. Мы продемонстрировали, что у России есть серьезный флот, что являемся, в полном смысле этого слова, морской державой.

Сейчас острота конфликта в Сирии уже не та, что была несколько месяцев назад, Алеппо взят, боевики, очевидно, надолго утратили инициативу, хотя до полной победы еще далеко. В любом случае, держать авианосец у сирийских берегов без конкретной цели, просто так, ради демонстрации флагов, это просто было бы нелепо. Мы не настолько богаты, использование авианосца должно быть стратегически оправдано, это удовольствие не из дешевых», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня».

Миссию «Адмирала Кузнецова» в Сирии можно считать успешной. В этом уверен Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова. Как отмечает эксперт, системы ПВО судов российской авианосной группы осуществляли полное прикрытие не только самих кораблей, но и всей нашей группировки в Сирии.

«Адмирал Кузнецов» обеспечивал прикрытие всей российской группировки в Сирии

Известно, что в ходе кампании было потеряно два самолета авианосной группы «Адмирала Кузнецова». Один самолет был потерян во время тренировочных полетов, а второй - в процессе посадки на авианосец. Впрочем, как утверждает Андрей Кошкин, эти потери вполне в рамках «рабочего процесса».

«Это нельзя назвать нормальным явлением, хотя те же авианосцы США теряют самолеты постоянно, но надо понимать, что при эксплуатации такой сложной военной техники, как боевой самолет корабельного базирования, существует очень много различных технических сложностей», — заключает он.

Напомним, что в ходе операции в Сирии успешно опробовано более 160 образцов новейшего и перспективного оружия российского производства. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в предновогодней речи 27 декабря на селекторном совещании в Минобороны.

Повышение интереса зарубежных партнеров к российскому оружию после демонстрации его возможностей в Сирии отметил президент России Владимир Путин . Использование техники в Сирии открывает совершенно новые возможности в сфере военно-технического сотрудничества. Этим, по мнению президента, необходимо пользоваться по максимуму.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

Су-33 Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.


Ка-52К Фото: Виталий Кузьмин

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.


МиГ-29К Фото: Эдуард Чаленко

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

Фото: Global Look

В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

Фото: Wikimedia

Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

Фото: Wikimedia

Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.

Этот поход российской группы кораблей в Средиземное море вызвал невиданный ажиотаж западной публики. И было от чего. Во-первых, там еще не привыкли к тому, что военный флот России все увереннее занимает свое место в Мировом океане, во-вторых, впечатлительным оказался сам состав нашей эскадры, куда вошли флагманы ВМФ, в том числе атомный крейсер «Петр Великий».И едва ли не главным «возмутителем спокойствия» для Запада стал единственный в составе российского флота авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которому впервые довелось принимать участие в реальной боевой операции.Телеканал «Звезда» продолжает цикл программ об этом уникальном корабле и его недавнем походе к берегам Сирии. На очереди рассказ о буднях авианосца и его главной составляющей – авиационной группировке. В рамках проекта «Военная приемка» эти и другие секреты крейсера раскроет журналист Алексей Егоров .В единой схеме антитеррора Боевой служба на корабле во время похода считается для всего экипажа. Например, подразделения морской пехоты, которыми в обязательном порядке комплектуется личный состав, постоянно находятся в режиме особого назначения. «Черные береты» (так иногда называют морпехов по цвету их головного убора) совершенствуют свое боевое мастерство прямо в море. Например, отрабатывают порядок применения антидиверсионного гранатомета, боеприпас которого создает эффект объемного взрыва в воде. У диверсионной группы противника, случись ей приблизиться к борту «Кузнецова», просто не останется шансов на выживание…Согласно принятому в ВМФ порядку, подразделения морской пехоты выполняют на кораблях задачи антитеррористических групп. Организуется охрана – при прохождении узких мест (проливов), во время нахождения в иностранных портах, на якорных стоянках. Основные задачи морских пехотинцев – не допустить атаку быстроходных малоразмерных катеров, летательных аппаратов, вскрыть и уничтожить диверсионные группы. На вооружении у морпехов, помимо упомянутого выше антидиверсионного гранатомета, – крупнокалиберные пулеметы «Утес», автоматические гранатометы АГС-17, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы.
С недавних пор своего рода средством антитеррора для «Кузнецова» может считаться и «расквартированный» на его борту вертолет Ка-52К «Катран». По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, эти машины оснащены лазерными дальномерами, инфракрасной системой наведения, телевизионными системами, что позволяет эффективно выполнять именно противодиверсионные функции.Для работы в море прежний Ка-52 преобразился, получив складывающиеся винты, швартовочные крюки, модифицированные колонки несущих винтов. Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов, который в этом походе был за старшего, убежден: за этими машинами – будущее винтокрылой морской авиации.
Технари, эскулапы, хлебопеки Наступают дни подготовки самолетного парка к непосредственному применению. Работа в отдельных случаях ювелирная. Это касается, например, «парковки» самолетов в ангаре, их подъема-спуска на специальном «лифте». Естественно, что всю авиационную технику необходимо заправить, снарядить, подготовить к полетам.Интересно, что первое же появление самолетов на палубе (до этого они были скрыты от посторонних глаз во внутреннем ангаре авианосца) мгновенно вызвало новый интерес у западных «партнеров». К «Кузнецову» как по команде потянулись самолеты НАТО, в числе которых оказались не только разведчики, но и вполне грозные боевые единицы, например истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
К счастью, наша авианосная группировка оказалась надежно защищена – и не только оружием, но и с точки зрения радиоэлектронного противодействия. Системы, которыми оснащен тот же «Кузнецов», позволяют, к примеру, блокировать каналы связи и управления ракетным вооружением противника. Ракета попросту не сможет взлететь в сторону нашего корабля, а если все же и стартует, то будет отвлечена системой постановки помех, которая обеспечит отвод на ложные цели.Под защитой чувствует себя не только крейсер, но и, безусловно, экипаж. Нет, речь сейчас не об оружии, а о медицине, которая, случись что, всегда придет на помощь. По словам начальника медицинской службы крейсера Эдемгурджи Мушкудиани, та же операционная, имеющаяся на борту, позволяет проводить операции практически любой сложности. К счастью, за время похода экстренного оперативного вмешательства никому из моряков не понадобилось. Даже на желудок никто не жаловался. К слову, питание на крейсере организовано в шести пищеблоках. Пекут на «Кузнецове» и собственный хлеб, причем из-за качки тесто лучше поднимается, и выпечка делается вкуснее.
Удары с моря «Кузнецов», несмотря на его исполинские размеры, вполне подвижен. Скорость хода может достигать 50 километров в час. Но случайная встреча с препятствием (например, айсбергом) здесь заранее исключена. Надводная обстановка постоянно мониторится средствами радиолокации. Мощный радар видит объекты за сотни километров. В свою очередь ситуацию под водой отслеживает гидроакустический комплекс.Во время нынешнего похода не без его помощи была обнаружена оказавшаяся поблизости подводная лодка НАТО. К слову, нанести авианосцу фатальное поражение торпедой практически невозможно. По словам главы Невского ПКБ Сергея Власова (именно в этом бюро когда-то проектировался крейсер), корабль разделен на водонепроницаемые отсеки. Повреждение одного или даже нескольких из них не повлияет на ходовые и боевые качества.
Нельзя не отметить, что экипаж обучен вести борьбу за живучесть корабля. Тренировки по этой части даже во время похода – обычное дело. Причем ремонт условной пробоины ведется не только изнутри, но и снаружи. За эту работу отвечает группа водолазных специалистов, которая также есть в составе экипажа. Вообще, времени на отдых у моряков не так много. А если и есть возможность спокойно провести свободное время, то к услугам экипажа собственная библиотека, спортзал с современными тренажерами.И вот – день полетов. Первыми в небо поднимаются спасательный вертолет Ка-27, противолодочный Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, радары которого «видят» на добрые две сотни километров. В это же время идет навеска бортового вооружения на самолеты. Ракеты для воздушных, наземных и морских целей, авиабомбы, боекомплект к авиационной пушке.…Взлеты, посадки. Мишенями российских Су-33 и МиГ-29К во время несения боевой службы авианосца в Средиземноморье у берегов Сирии стали пункты управления террористов, склады с оружием и боеприпасами.
Все это потом покажут в выпусках новостей. Работа же тех, кто обеспечил успех операции, в том числе экипажа авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осталась за кадром, и лишь благодаря телеканалу «Звезда» и его «Военной приемке» удалось восполнить этот пробел, показав жизнь и боевую службу единственного в составе российского ВМФ авианосца.

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.