Доля собственника в жилом помещении. Жилищное право россии. Что является совместным имуществом жильцов дома

Разъяснения Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению положений Федерального закона от 6 октября 2003г. № - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»

Вопросы местного значения (вопросы и ответы по положениям главы 3, статьи 14-16)

Вопрос. При определении полномочий органов местного самоуправления в Федеральном законе используются формулировки «создание условий», «организация», «обеспечение», значение которых остается неясным.

Какие из этих полномочий являются обяза­ тельными?

Также остается неопределенным вопрос о том, каким образом могут быть реализованы эти полномочия, если доходов местного бюдже­ та недостаточно для того, чтобы реализовать все полномочия органов местного самоуправ­ ления?

Ответ . Однозначное юридическое значение по­нятий «организация», «со­здание условий», «обес­печение» Федеральным законом не дано. Значения этих понятий следует оп­ределять из содержания норм Федерального закона, положений Конс­титуции, на основании которых сформулированы вопросы местного значе­ния, а также положений законодательных актов, регулирующих решение вопросов местного зна­чения органами местного самоуправления.

Анализ положений Фе­дерального закона ведет к следующим выводам.

Указанные понятия зачас­тую используются в сходных значениях.

Понятие «организация» в большей степени означает осуществление исполни­тельно-распорядительных функций;

Понятие «создание ус­ловий» преимущественно указывает на осуществле­ние нормативно-правового регулирования и создание условий, благоприятных для данного вида деятель­ности.


Понятие «обеспечение» указывает на обязатель­ность решения органами местного самоуправле­ния вопроса местного значения.

При этом правовое регу­лирование, влечет и испол­нительно-распорядитель­ную деятельность, а де­ятельность местных адми­нистраций основывается на положениях нормативных актов .

Порядок реализации от­дельных полномочий по ре­шению вопросов местного значения регулируется от­раслевыми федеральными законами, а также норма­тивными правовыми актами Правительства Российс­кой Федерации и законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с федераль­ными законами.

Для реализации ука­занных положений органы местного самоуправле­ния могут и обязаны при­менить все имеющиеся в их распоряжении право­вые, управленческие, ма­териальные и финансовые ресурсы.

При этом органы местного самоуправления самостоя­тельно устанавливают приори­теты в направлении средств на решение вопросов местного значении, и определяют объем финансирования.

В случае недостаточнос­ти доходов местных бюдже­тов для решения вопросов местного значения недоста­ющие финансовые средства предоставляются из дохо­дов бюджета субъекта РФ.

Вопрос. Определения многих вопросов мес­ тного значения поселений и муниципального района имеют тождественное или очень близкое значение. Можно ли разграничить решение воп­ росов местного значения в указанных случаях между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, законом субъекта РФ или уставом муниципального образования ?

Если разграничить нельзя, то для органов какого муниципального образования решение подобных вопросов местного значения является обязательным, а для какого необязательным?

Ответ. Действительно, определения ряда вопросов местного значения город­ских и сельских поселений и муниципальных районов полностью тождественны или в значительной части совпадают.

Разграничивать вопросы местного значения в таких случаях какими-либо норма­тивными актами не требуется, поскольку разграничение предметов ведения между муниципальными района­ми и входящими в их состав муниципальными образова­ниями уже осуществлено Фе­деральным законом. Совпа­дение определений или даже их тождественность означает, что данные вопросы местного значения должны решаться как органами местного само­управления муниципального района, так и органами мест­ного самоуправления входя­щих в его состав поселений.

При этом вопросы мес­тного значения решаются органами местного самоуп­равления самостоятельно, исходя из уровня спроса населения на общественные услуги по таким вопросам местного значения, а также финансовых и экономичес­ких возможностей.

Например, по вопросу местного значения, опреде­ленному в пункте 14 части 1 статьи 14 и пункте 26 части 1 статьи 15, «обеспечение условий для развития физи­ческой культуры и массового спорта, организация про­ведения официальных физ­культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий» для органов местного само­управления сельских посе­лений актуально:

Создание условий для занятий жителей физи­ческой культурой и спортом по месту жительства (стро­ительство и содержание спортивных сооружений и площадок),

Участие местных спорт­сменов в спортивных сорев­нованиях районного и реги­онального значения,


Развитие детско-юно­шеского спорта в образовательных учреждениях (статья 16 Федерального за­кона от 01.01.01 года №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Россий­ской Федерации»).

С этой целью органы местного самоуправления поселений могут проводить первенства муниципального образования, спортивные праздники и соревнования, приуроченные к знамена­тельным датам, межмуни­ципальные соревнования, первенства и встречи спор­тивных коллективов .

Органы местного самоуп­равления сельских поселений при решении данного вопроса местного значения должны взаимодействовать с органа­ми местного самоуправления муниципального района:

Участвовать в организа­ции и проведении спортив­ных мероприятий районного значения (пункт 26 части 1 статьи 15),

Принимать участие в региональных программах по развитию физкультуры и спорта,

Обеспечивать участие жителей поселений в ре­гиональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях (пункт 30 части 3 статьи 26.1 Феде­рального закона «Об общих принципах организации за­конодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс­кой Федерации»).

Вместе с тем органы местного самоуправления муниципального района могут направлять на цели развития физической куль­туры и спорта более значи­тельные средства, чем сель­ские поселения с тем, чтобы обеспечивать удовлетво­рение потребностей всех жителей муниципального района, а также обеспечить удовлетворение отдельных потребностей на качествен­но более высоком уровне.

На общественные услуги по некоторым другим воп­росам местного значения в отдельных муниципальных образованиях спрос может отсутствовать полностью. Например, в некоторых посе­лениях, в которых нет водных акваторий , водоемов общего пользования, не существует спрос на такую обществен­ную услугу, как обеспече­ние безопасности людей на водных объектах, охрану их жизни и здоровья.

Если на территории райо­на только на территории одного поселения имеются акватории водоемов общего пользования, при пользова­нии которой может возник­нуть угроза безопасности людей на водных объектах, очевидно, можно считать, что в масштабе территории района спрос на такую услугу невелик и может удовлетво­ряться органами местного самоуправления поселения.

Если же такие акватории велики и угрозы безопаснос­ти людей на водных объектах значительны, то органы мес­тного самоуправления муни­ципального района могут со­здавать специализированные формирования по спасению людей на водных объектах, а также осуществлять коор­динацию деятельности таких формирований, созданных органами местного самоуп­равления поселений.

Обязательность воп­росов местного значения следует из конституцион­ной природы их правого содержания - обязанности обеспечения конституцион­ных прав и свобод граждан, таких как создание условий для осуществления права граждан на:

Жилище, бесплатное предоставление жилья нуж­дающимся в жилище мало­ имущим гражданам,

Бесплатное предостав­ление медицинской помощи в муниципальных учрежде­ниях здравоохранения,

Бесплатное предостав­ление дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального обра­зования в муниципальных образовательных учрежде­ниях,

Бесплатное предостав­ление высшего образования в муниципальных образовательных учреждениях, владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью,

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета , установление местных налогов и сборов,

Осуществление охраны общественного порядка,

Создание условий для проведения досуга и от­дыха, занятий физической культурой и спортом, участия населения в культурной жиз­ни, доступности для населе­ния культурных ценностей,
исторического и культурного наследия, памятников исто­рии и культуры,

На благоприятную ок­ружающую среду.

Перечисленные права следуют из статей 37, 40, 41,42,44, 130, 132 Консти­туции Российской Федера­ции, а также из положений отраслевых федеральных законов.

В соответствии с Конс­титуцией Российской Фе­дерации органы местного самоуправления решают вопросы местного значения самостоятельно. Полномо­чия органов местного са­моуправления по решению вопросов местного значе­ния регулируются также от­раслевыми федеральными законами.

В федеральных законах могут быть установлены предписания, определяю­щие обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов мес­тного значения.

Вопрос. В Федеральном законе и иных законах, определяющих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не указывается, какой орган местного самоуправления - представительный или исполнительный обладает правом исполнять соот­ветствующие полномочия. Депутаты представи­тельного органа вмешиваются в деятельность местной администрации и принимают решения по вопросам местного значения.

Глава местной администрации считает, что де­ путаты превышают свои полномочия, поскольку решение вопросов местного значения, если иное не установлено федеральными законами, являет­ся полномочием исполнительного органа. Кто прав - депутаты или глава?

Ответ. Ответ. В соответствии с положениями Федерального закона полномочия предста­вительного и исполнительного органов местного самоуправ­ления по решению вопросов местного значения разгра­ничиваются уставом муници­пального образования(часть 8 статьи 22, часть 8 статьи 25, часть 3 статьи 34, часть 11 ста­тьи 35, часть 1 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 44). В Феде­ральном законе установлены отдельные полномочия пред­ставительного органа и испол­нительно-распорядительного органа с целью обеспечения конституционных гарантий осуществления местного са­моуправления.

В отраслевых федераль­ных законах, как правило, компетенция органов мест­ного самоуправления не разграничивается (в качестве субъекта правоотношений указываются органы мес­тного самоуправления му­ниципального образования во множественном числе). В таких случаях в уставе му­ниципального образования или нормативных правовых актах, принятых в соот­ветствии с уставом, также должны быть разграничены компетенция и полномочия между органами местного самоуправления муници­пального образования.

В некоторых случаях (в узко специализированных законодательных актах) пол­номочия представительного органа, исполнительного органа или выборного долж­ностного лица (главы муни­ципального образования) устанавливаются непосредс­твенно (например, в законо­дательстве, регулирующем избирательные права граж­дан), но такой способ опре­деления полномочий органов местного самоуправления скорее является исключени­ем, чем правилом.

Таким образом, разгра­ничение полномочий между органами местного самоуп­равления (в том числе по ре­шению вопросов местного значения) должно осущест­вляться уставом муниципаль­ного образования, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с уставом муни­ципального образования.

При разграничении полно­мочий следует руководство­ваться принципом разделе­ния функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представи­тельного органа относить нормативное регулирова­ние, утверждение норматив­ных актов подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения пол­номочий администрацией и ее должностными лицами и т. п., а к полномочиям адми­нистрации следует относить исполнительно-распоряди­тельные функции.

В соответствии с изло­женным не имеется правовых оснований для утверждения, что полномочия органов местного самоуправления, установленные в федераль­ных законах и не отнесенные (данными федеральными законами) к компетенции представительных органов, относятся к ведению испол­нительно-распорядительных органов муниципальных об­разований.

Вопрос. Что понимается под первичными мера­ ми противопожарной безопасности? Является ли обязательным создание муниципальной пожар­ ной охраны?

Ответ. В соответствии со статьей 19 Федераль­ного закона от 01.01.01 года №69-ФЗ «О по­жарной безопасности» к пол­номочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности от­носится обеспечение первичных мер пожарной безопас­ности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с Фе­деральным законом от 01.01.01 года «О пожарной безопасности» создание муниципальной пожарной охраны не являет­ся обязательным для муни­ципальных образований.

При этом необходимо от­метить, что тушение пожаров в населенных пунктах отно­сится к полномочиям терри­ториальных подразделения федеральной противопо­жарной службы, оператив­ное руководство которыми осуществляют органы го­сударственной противопожарной службы субъектов РФ (статьи 16,18 указанного федерального закона).

Под первичными мерами пожарной безопасности по­нимается реализация приня­тых в установленном порядке норм и правил по предотвра­щению пожаров, спасению людей и имущества от по­жаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения по­жаров (статья 1 указанного Федерального закона).

При принятии первичных мер пожарной безопасности следует руководствоваться «Правилами пожарной безо­пасности в Российской Фе­дерации», утвержденными приказом МЧС России от 01.01.01 года № 000.

Согласно статье 19 ука­занного Федерального зако­на, вопросы организацион­но-правового, финансового, материально-техническо­го обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунк­тов поселений, городских ок­ругов устанавливаются нор­мативными актами органов местного самоуправления.

Также одной из первич­ных мер пожарной безо­пасности может являться создание в муниципальном образовании муниципаль­ной и добровольной пожар­ной охраны.

Вопрос. Каковы особенности компетенции орга­ нов местного самоуправления поселений и муници­ пальных районов по решению вопросов местного значения в сфере библиотечного обслуживания?

Ответ. В соответствии с нормой пункта 11 части 1 статьи 14 Федерального закона к вопросам местного значения поселения отно­сится организация библио­течного обслуживания насе­ления. В то же время пунктом 19 части 1 статьи 15 Феде­рального закона к вопросам местного значения муници­пального района отнесены организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками и комплектование их библиотечных фондов.

Полномочия по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления каждого муниципального образования самостоятель­но, а подчиненность органа или должностного лица од­ного муниципального обра­зования органу или долж­ностному лицу другого му­ниципального образования не допускается (часть 3 статьи 17 Федерального за­кона). Учитывая это, а также то, что в Федеральном зако­не от 01.01.01 года №78-ФЗ «О библиотечном деле» под централизован­ной библиотечной системой понимается добровольное объединение библиотек (статья 1), такая система может быть создана лишь с согласия органов местно­го самоуправления - учре­дителей соответствующих библиотек.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (вопросы и ответы по положениям главы 4).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 19)

Вопрос. В статье 19 Федерального закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопро­сам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, явля­ются отдельными государственными полномо­чиями, передаваемыми для осуществления ор­ганам местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 85 Правительство Российской Федерации должно было до 1 ян­варя 2005 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты с целью приведения федераль­ных законов в соответствие с Федеральным законом.

Однако указанные законопроекты не внесе­ны, в связи с чем возникает вопрос: обязаны ли органы местного самоуправления исполнять полномочия, установленные федеральными законами, по вопросам, не отнесенным Феде­ральным законом к вопросам местного значения, которыми органы местного самоуправления не наделены как отдельными государственными полномочиями?

Ответ. Да, обязаны.

В соответствии с Конс­титуцией Российской Феде­рации федеральные законы имеют верховенство и при­меняются на всей террито­рии РФ и не могут противоречить положениям Кон­ституции и федеральным конституционным законам. Возможность установле­ния каких-либо иерархи­ческих отношений между федеральными законами Конституцией не предусмотрена. Следовательно, федеральные законы имеют равную юридическую силу и их положения должны применяться до утраты ими юридической силы.

Вопрос. Органы местного самоуправления сельских Советов нашего района осуществляли регистрацию актов гражданского состояния. Теперь мы лишены этого права, что созда­ет крайнее неудобства для наших жителей, поскольку для этого требуется ехать в район за 30-50 километров. В районе нам сказали, что, для того чтобы сельские администрации вновь могли бы регистрировать рождение ребенка, вступление в брак и смерть, нужно, чтобы наш сельсовет был наделен таким го­сударственным полномочием. Почему предус­мотрена такая сложная процедура и может ли Государственная Дума наделить наш сельсовет этими полномочиями?

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 4 Феде­рального закона «Об актах гражданского состояния» органы местного само­управления в том числе и органы местного само­управления сельских поселений могут наделяться полномочиями по госу­дарственной регистрации рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти законом субъекта РФ. Представительный ор­ган сельского поселе­ния или муниципально­го района могут внести в законодательный орган субъекта РФ соответству­ющую законодательную инициативу .

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (вопросы и ответы по положениям главы 5).

Муниципальные выборы (статья 23).

Вопрос. Может ли законом субъекта РФ уста­ навливаться только одна избирательная система, применяемая на муниципальных выборах?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 23 Феде­рального закона законом субъекта РФ устанавлива­ются виды избирательных систем, которые могут при­меняться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установ­ленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муници­пального образования оп­ределяется та избиратель­ная система, которая при­меняется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Приведенное положение Федерального закона оз­начает, что закон субъекта РФ должен обеспечивать возможность выбора муни­ципальным образованием одной избирательной систе­мы из нескольких, установ­ленных субъектом РФ.

Таким образом, установ­ление законом субъекта РФ только одной избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, не соответствует Федеральному закону.

Вопрос. Какой орган или должностное лицо уполномочены назначать выборы в случае пре­образования муниципального образования?

Ответ. В соответствии со статьей 34 Федерально­го закона структура органов местного самоуправления муниципального образо­вания, которое создано в результате преобразо­вания муниципального об­разования, определяется на местном референдуме. Назначение выборов в ор­ганы местного самоуправ­ления в данном случае осу­ществляется в соответс­твии с Федеральным зако­ном от 01.01.01 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Согласно указанному закону в случае отсутствия органа или должностного лица, уполномоченного назначить выборы, а также отсутствия и невозмож­ности формирования соответствующей избиратель­ной комиссии избиратели, избирательные объеди­нения, органы государс­твенной власти субъектов РФ, органы местного са­моуправления, прокурор имеют право обратиться в суд, который вправе воз­ложить на избирательную комиссию субъекта РФ обязанность сформировать временную избирательную комиссию. Кроме того, суд вправе установить срок, в течение которого ука­занная комиссия должна назначить выборы.

В таком же порядке на­значаются выборы в пред­ставительный орган вновь образованного муниципального образования, если в течение месяца со дня принятия закона субъекта РФ граждане не выступят с инициативой проведения местного референдума о структуре органов местно­го самоуправления. В этом случае структура определя­ется представительным ор­ганом вновь образованного муниципального образо­вания после его избрания. Определение срока пол­номочий данного органа возможно в решении суда в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.01.01 года «Об обеспечении консти­туционных прав граждан Российской Федерации из­бирать и быть избранными в органы местного самоуп­равления». Число депутатов представительного органа должно соответствовать ми­нимальной численности, ус­тановленной Федеральным законом, как это предусмот­рено статьей 4 Федерально­го закона.

Территориально общественное самоуправление (статья 23).

Вопрос. В чем заключается сущность терри­ториального общественного самоуправления? Какими актами регулируется деятельность ТОС? Какой орган - представительный орган или мест­ ная администрация - должен утвердить границы территориального общественного самоуправле­ ния?

Ответ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 131) и Федеральным законом (часть 1 статьи 10) местное самоуправление осущест­вляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородской тер­ритории городов федераль­ного значения. Решение вопросов непосредствен­ного обеспечения жизнеде­ятельности населения му­ниципального образования (вопросов местного значе­ния) осуществляется насе­лением непосредственно или через органы местного самоуправления.

ТОО является одной из форм участия населения в осуществлении местно­го самоуправления, которое может осуществляться на части территории посе­ления (статья 27 Федераль­ного закона).

Важно обратить внима­ние на то, что организация ТОС на той или иной терри­тории не является обяза­тельной (в отличие от мес­тного самоуправления), а само ТОС представляет собой самоорганизацию граждан по месту житель­ства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собствен­ных инициатив по вопросам местного значения. При этом органы ТОС не явля­ются органами местного са­моуправления, и передача им полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления, Феде­ральным законом не пре­дусматривается.

В соответствии с норма­ми части 1 статьи 6 и части 11 статьи 27 Федерального закона порядок организа­ции и осуществления ТОС, помимо Федерального за­кона, определяются уставом муниципального образова­ния и (или) нормативными правовыми актами пред­ставительного органа му­ниципального образования. Регулирование ТОС пра­вовыми актами субъектов РФ Федеральным законом не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона границы территории, на ко­торой осуществляется ТОС, утверждаются представи­тельным органом муни­ципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.

Вопрос. В какой организационно-правовой форме регистрируется ТОС? Подлежат ли регис­трации в качестве юридических лиц органы ТОС? Возможно ли осуществление ТОС хозяйственной деятельности без регистрации в качестве юри­дического лица?

Ответ. Правовой ста­тус, порядок создания, де­ятельности, реорганизации и ликвидации ТОС в качес­тве юридического лица оп­ределяются Федеральным законом, а также ГК и Фе­деральным законом от 01.01.01 года №7-ФЗ «О некоммерческих орга­низациях». Часть 3 статьи 2 Феде­рального закона от 12 ян­варя 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях » допускает создание некоммерческих органи­заций не только в форме общественных или религи­озных организаций (объ­единений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и со­юзов, но и в других формах, предусмотренных феде­ральными законами.

Одной из таких форм является ТОС - его регис­трация в организационно-правовой форме некоммерческой организации предусмотрена частью 5 статьи 27 Федерального закона. Следовательно, ТОС является самостоятельной формой некоммерческой организации.

Для осуществления ор­ганами ТОС хозяйственной деятельности необходимо, чтобы ТОС имело статус юридического лица, пос­кольку это дает право орга­нам ТОС участвовать в граж­данских правоотношениях.

Вопрос. Граждане участвуют в ТОС по месту их жительства. Должны ли граждане быть за­регистрированы на соответствующей террито­рии? Если нет, то каким образом определяется и подтверждается факт проживания гражданина на данной территории?

Ответ. В соответствии с Законом Российской Фе­дерации от 01.01.01 года № 000-1 «О праве граж­дан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­сийской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом манев­ренного фонда, специальный дом для одиноких престаре­лых, дом-интернат для инва­лидов, ветеранов и другие), а также иное жилое поме­щение, в котором гражданин постоянно или преимущест­венно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных осно­ваниях, предусмотренных за­конодательством РФ. Данное понятие применяется во всех случаях, когда в законода­тельстве идет речь о мес­те жительстве гражданина, в том числе в положениях Федерального закона об ор­ганизации территориального общественного самоуправ­ления.

Вопрос. Вправе ли представительный орган муниципального образования устанавливать му­ниципальным правовым актом ограничение «на одной территории - одно ТОС»?

Ответ. Согласно ста­тье 27 Федерального за­кона с предложениями о границах территории, на которой осуществляет­ся ТОС, выступают гражда­не. Если в отношении од­ной и той же территории, например, жилого дома, таких инициатив будет несколько, то необходимо зарегистрировать в ка­честве ТОС предложение, поступившее первым.

Для того чтобы в даль­нейшем не возникало ка­ких-либо разногласий по ор­ганизации ТОС на тех территориях, где уже таковые зарегистрированы, пред­ставительный орган муни­ципального образования вправе предусмотреть в му­ниципальном правовом акте норму о том, что на одной территории может действо­вать одно ТОС.

Вопрос. Могут ли служить основанием для от­ каза в регистрации ТОС: отсутствие жилых домов на предложенной территории, наличие собствен­ника или арендатора земельного участка при отсутствии их волеизъявления на включение участка в состав границы ТОС?

Ответ. Федеральный закон предусматривает возможность осуществле­ния ТОС в пределах таких территорий проживания граждан как: группа жи­лых домов, жилой микро­район, сельский населен­ный пункт, не являющийся поселением. Естественно, что в этих случаях деятель­ность ТОС распростра­няется и на территорию, которая непосредственно не занята жилыми домами.

Но при этом ТОС не может выходить за пределы своих полномочий. В границах террито­рии осуществления ТОС могут располагаться земельные участки, нахо­дящиеся в собственности или в аренде физичес­ких или юридических лиц.

В этом случае ТОС долж­но осуществлять свою деятельность, не нару­шая прав собственников или арендаторов.

Вопрос. Возможно ли делегирование органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления?

Ответ. ТОС не являются органами местного самоуп­равления, то есть органами публичной власти. ТОС - это одна из форм участия населения в местном са­моуправлении, реализация которой зависит от желания граждан непосредственно предпринимать практи­ческие действия в сфере вопросов местного значения. Поэтому некорректно говорить о передаче пол­номочий органов местного самоуправления ТОСам. Вместе с тем органы мест­ного самоуправления в со­ответствии с Федеральным законом вправе привлекать ТОС на договорных усло­виях к решению вопросов местного значения, выде­ляя им на определенные цели средства местных бюджетов. В данном случае речь идет именно о праве органов местного самоуп­равления. Федеральный за­кон не содержит положения о том, что в случае осущест­вления на определенной территории ТОС органы местного самоуправления обязаны заключать с ним договор.

Вопрос. Правомерно ли предусмотреть в ус­ таве муниципального образования осуществле­ние контроля органов местного самоуправления за расходованием органами ТОС средств, предо­ ставленных из местного бюджета?

Ответ. Да, правомерно. Органы местного самоуправ­ления выделяют ТОС средства местного бюджета для опре­деленных целей, поэтому они должны обладать полномочиями, позволяющими проконт­ролировать, на что использо­ваны указанные средства.

Вопрос. Финансируется ли деятельность по ор­ганизации ТОС, материального обеспечения орга­нов ТОС из средств местного бюджета?

Ответ. ТОС является самоорганизацией граж­дан, объединяющихся с целью самостоятельного и под свою ответственность осуществления собствен­ных инициатив по вопросам местного значения. Таким образом, из смысла данного понятия следует, что у органов местного самоуправле­ния нет обязанности по фи­нансированию организации ТОС, по материальному обеспечению органов ТОС.

Органы и должностные лица местного самоуправления (вопросы и ответы по положениям главы 6).

Представительный орган муниципального образования (статья 35).

Вопрос. В случае преобразования муници­пального образования, какой орган уполномочен принимать решение о досрочном прекращении полномочий представительного органа данного муниципального образования?

Ответ. В случае преоб­разования муниципального образования, согласно статье 35 Федерального закона, полномочия его представительного органа прекращаются досрочно. При этом ни Федеральный закон, ни Федеральный за­кон от 01.01.2001 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и пра­ва на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» не содержат нормы, регламентирующей данную ситуацию. Пола­гаем, что соответствую­щее решение может быть принято законом субъекта РФ.

Вопрос. Законом субъекта РФ изменен статус городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Досрочное прекра­ щение полномочий представительного органа данного муниципального образования является обязательным?

Ответ. Часть 16 статьи 35 Федерального закона устанавливает перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образова­ния. Использование в ука­занной норме словосочета­ния «могут быть» означает, что указанный перечень является исчерпывающим. Названное словосочетание не предполагает возмож­ность сохранения полно­мочий указанного органа после наступления перечис­ленных правовых событий.

Иной подход означал бы, например, возможность сохранения полномочий представительного органа муниципального образова­ния даже после принятия закона субъекта РФ о до­срочном их прекращении в соответствии со статьей 73 Федерального закона. Однако названная статья Федерального закона со­держит императивную нор­му, согласно которой пол­номочия представительного органа муниципального об­разования прекращаются со дня вступления в силу соответствующего закона субъекта РФ.

Статья 35 Федерального закона в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования предусматривает преобразо­вание муниципального обра­зования. При этом каких-либо исключений не установлено. Из этого следует, что и в слу­чае наделения города стату­сом городского округа полно­мочия его представительного органа должны быть досрочно прекращены.

Вопрос. В каких случаях выборные должност­ ные лица местного самоуправления могут входить в состав представительного органа муниципаль­ного образования?

Ответ. Согласно пункту 2 части 2 статьи 36 Феде­рального закона глава му­ниципального образования в соответствии с уставом муниципального образо­вания в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав пред­ставительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председате­лем, либо возглавляет мес­тную администрацию.

В случае избрания главы муниципального образо­вания представительным органом муниципального образования и в случае формирования представитель­ного органа муниципаль­ного района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона глава муниципального образова­ния исполняет полномочия его председателя (пункты 3 и 5 части 2 статьи 36 Феде­рального закона).

При этом Федеральным законом не предусмотре­ны другие случаи вхож­дения в состав предста­вительного органа муни­ципального образования выборных должностных лиц местного самоуправ­ления с правом голоса, а также наделение их пра­вами и обязанностями де­путата представительного органа муниципального образования.

Кроме того, нормы части 6 статьи 40 Феде­рального закона предус­матривают, что депутаты представительного органа муниципального образова­ния не могут одновременно исполнять полномочия вы­борных должностных лиц местного самоуправления, за исключением случаев, ус­тановленных Федеральным законом.

В связи с изложенным, глава муниципального об­разования, возглавляющей местную администрацию, не может входить в состав представительного органа муниципального образова­ния с правом решающего голоса.

Местная администрация (статьи 37).

Вопрос. Должен ли контракт с главой местной администрации заключаться на срок полномо­ чий представительного органа муниципального образования?

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 37 Фе­дерального закона срок полномочий главы местной администрации, назнача­емого по контракту, опре­деляется уставом муни­ципального образования.

Назначение на указанную должность относится к пол­номочиям представитель­ного органа муниципаль­ного образования. При этом Федеральный закон не устанавливает зави­симость между сроками полномочий главы местной администрации и предста­вительного органа (часть 6 статьи 37 Федерального закона). Данный вопрос является предметом регу­лирования устава муници­пального образования.

Вопрос. Вправе ли конкурсная комиссия пред­ставлять одного кандидата для утверждения представительным органом муниципального образования на должность главы местной адми­нистрации по контракту?

Ответ. Согласно части 2 статьи 37 Федерально­го закона главой местной администрации являет­ся глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной админис­трации по контракту. При этом на замещение указан­ной должности необходи­мо проведение конкурса, по результатам которого определяются кандидаты. В части 6 статьи 37 Феде­рального закона речь идет о нескольких кандидатах, представленных конкурсной комиссией. Такая норма на­правлена на то, чтобы обес­печить привлечение для учас­тия в конкурсе нескольких специалистов, среди которых в дальнейшем можно было бы выбрать наиболее професси­онального. Представитель­ный орган муниципального образования должен иметь возможность выбора между кандидатами, иначе теряется смысл проведения конкурса. Исходя из этого, полагаем, что на рассмотрение пред­ставительного органа необ­ходимо представить не менее двух кандидатур.

Вопрос. В каком порядке формируется конкур­сная комиссия для проведения конкурса на заме­ щение должности главы местной администрации впервые в муниципальном районе (городском округе), не являющемся вновь образованным, и что в редакции пункта 7 части 1 статьи 85 Федерального закона означают слова «предста­вительный орган муниципального образования первого созыва»?

Ответ. В соответствии с нормой абзаца третьего части 5 статьи 37 Федераль­ного закона при формиро­вании конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы местной админист­рации (далее - конкурсная комиссия) в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назна­чаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законода­тельным (представитель­ным) органом государс­твенной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Однако согласно пункту 7 части 1 статьи 85 Феде­рального закона органы государственной власти субъектов РФ вправе при проведении указанного конкурса представительным органом муниципаль­ного образования первого созыва, сформированным в порядке, установленном Федеральным законом, назначить членов конкур­сной комиссии в коли­честве, равном количес­тву членов, назначаемых представительным орга­ном муниципального об­разования.

Норма пункта 7 части 1 статьи 85 Федерального закона распространяется только на случай проведения конкурса представительным органом муниципального образования первого созы­ва и является специальной по отношению к общей нор­ме абзаца третьего части 5 статьи 37 Федерального закона. Специальная нор­ма имеет приоритетное применение по отношению к общей.

Необходимо отметить, что пункт 7 части 1 статьи 85 Федерального зако­на устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти субъектов РФ назначить членов конкурсной комис­сии в количестве, равном количеству членов, назна­чаемых представительным органом муниципально­го образования. То есть органы государственной власти субъектов РФ могут не пользоваться указан­ным правом и назначать членов конкурсной комис­сии в соответствии с нор­мой абзаца третьего части 5 статьи 37 Федерального закона.

Действие пункта 7 части 1 статьи 85 Федерального закона распространяется на все муниципальные обра­зования, а не только на вновь образованные муниципаль­ные образования. При этом представительным органом муниципального образова­ния первого созыва являет­ся представительный орган муниципального образова­ния, сформированный пос­ле вступления в силу главы 12 Федерального закона.

Контрольный орган муниципального образования (статьи 38).

Вопрос. Проведение финансового контроля предусмотрено также БК (статьи 265, 266, 270). Является ли контрольный орган муниципального образования органом, который осуществляет этот контроль?

Ответ. Контрольный ор­ган муниципального обра­зования - это орган мест­ного самоуправления, не­зависимый в своей деятельности от представительного органа муниципального образования и от местной администрации, а БК пре­дусматривает осуществление финансового кон­троля представительными органами муниципального образования, исполнитель­но-распорядительными

органами муниципального образования. При этом, в частности, установлено, что формами финансового контроля представитель­ного органа муниципаль­ного образования явля­ются предварительный, текущий и последующий контроль (статья 265 БК). Кроме того, полномочия контрольного и финансо­вого органа, предусмот­ренного статьей 270 БК, иные, чем цели контрольно­го органа муниципального образования. В частности, финансовый орган «осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получа­телей бюджетных средств, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных ин­вестиций и муниципальных гарантий условий выделе­ния, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств». Кон­трольный орган муници­пального образования ре­шает две основные задачи: во-первых, контроль за соблюдением порядка приня­тия, исполнения местного бюджета и представления отчета о его исполнении и, во-вторых, контроль за соб­людением установленного порядка управления и рас­поряжения муниципальной собственностью , что не вхо­дит в содержание финансо­вого контроля, осуществля­емого в соответствии с БК. Таким образом, конт­рольный орган муниципаль­ного образования не следует рассматривать как финансовый орган, предусмотрен­ный БК.

Вопрос. Вправе ли устав муниципального об­разования предусмотреть подотчетность конт­рольного органа муниципального образования представительному органу муниципального об­разования?

Ответ. Представитель­ный орган муниципального образования рассматривает проект местного бюджета и утверждает его, рассмат­ривает и утверждает отчет об о исполнении местного бюджета. А в полномочия контрольного органа входит осуществление контроля за соблюдением порядка рассмотрения проекта мес­тного бюджета и отчета его исполнения. Таким обра­зом, контрольный орган му­ниципального образования не может быть подотчетен в своей деятельности пред­ставительному органу му­ниципального образования, как и любому другому органу местного самоуправления, иначе теряется смысл его создания.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40).

Вопрос. Вправе ли депутат представительного органа муниципального образования обращаться в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления?

Ответ. Согласно положе­ниям части 1 статьи 46 ГПК органы государственной власти, органы местного самоуправления, организа­ции и граждане вправе об­ратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом. Порядок осуществле­ния производства по делам о признании недейс­твующими нормативных правовых актов полностью или частично, а также об ос­паривании решений, дейс­твий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих опреде­ляется главами 24-25 ГПК.

Положения части 2 статьи 251 ГПК предусматривает, что с заявлением о призна­нии нормативного право­вого акта противоречащим закону полностью или в час­ти в суд вправе обратить­ся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, за­конодательный (представи­тельный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган мест­ного самоуправления, глава муниципального образова­ния, считающие, что при­нятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компе­тенция.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде ре­шение, действие (бездейс­твие) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, должнос­тного лица, государствен­ного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (части 1 статьи 254 ГПК). Однако положе­ния ГПК не предоставляют возможности депутатам представительного органа муниципального образо­вания обращаться с заяв­лением в суд о признании нормативного правового акта противоречащим за­кону, а также оспаривать в суде решение, действие (бездействие) органа госу­дарственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, нарушающие права и свободы граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущест­венные и иные права и обя­занности, выступать в суде без доверенности могут: глава местной администра­ции, другие должностные лица местного самоуправ­ления в соответствии с уста­вом муниципального обра­зования. При этом депутат представительного органа муниципального образо­вания может быть наделен полномочиями на ведение дел в суде от имени пред­ставительного органа муни­ципального образования со­ответствующим решением указанного органа местного самоуправления.

Вопрос. Является ли председатель предста­вительного органа муниципального образования, избранный из его состава, выборным должност­ным лицом местного самоуправления и может ли он работать на постоянной основе, не входя в 10 процентов депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе?

Ответ. В соответствии с нормой абзаца третьего части 5 статьи 40 Федераль­ного закона на постоянной основе в представительном органе муниципального об­разования могут работать не более 10 процентов де­путатов от установленной численности представи­тельного органа муници­пального образования. При этом абзац первый части 5 статьи 40 Федерального за­кона устанавливает, что вы­борные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Избрание лица предсе­дателем представительно­го органа муниципального образования из состава депутатов представитель­ного органа муниципально­го образования не влечет за собой приобретение им статуса выборного долж­ностного лица местного са­моуправления, так как, в со­ответствии с нормой абзаца пятнадцатого части 1 статьи 2 Федерального закона, такой статус может быть приобретен им только в ре­зультате избрания на основе всеобщего равного и пря­мого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выбо­рах.

Таким образом, норма абзаца первого части 5 ста­тьи 40 Федерального закона в отношении председателя представительного органа муниципального образова­ния не применяется. Пред­седатель представитель­ного органа муниципаль­ного образования входит в общее число депутатов представительного органа муниципального образо­вания, на основе которого определяется количество депутатов, имеющих право, в соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 40 Федерального закона, осу­ществлять свои полномочия на постоянной основе.

Вопрос. Могут ли устанавливаться гарантии и компенсации, связанные с деятельностью депу­ тата представительного органа муниципального образования, законом субъекта РФ или муници­ пальными правовыми актами?

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 76 Консти­туции Российской Федера­ции по предметам совмест­ного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в со­ответствии с ними законы и иные нормативные пра­вовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут про­тиворечить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Норма абзаца второго части 1 статьи 6 Федераль­ного закона устанавливает, что правовое регулирова­ние вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ относится к полномочиям органов го­сударственной власти субъ­ектов РФ только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом. Установление гарантий и компенсаций депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным ли­цам местного самоуправле­ния не относится Федераль­ным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Соот­ветственно, осуществлять правовое регулирование в данной области органы государственной власти субъектов РФ не вправе.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 43 Федерально­го закона представитель­ный орган муниципального образования принимает решения по вопросам ор­ганизации деятельности представительного органа муниципального образова­ния, а глава муниципального образования в случае, если он является председателем представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопро­сам деятельности предста­вительного органа муни­ципального образования. Кроме того, часть 15 статьи 35 Федерального закона устанавливает порядок от­ражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представи­тельного органа муници­пального образования.

С учетом изложенного Комитет полагает, что ор­ганы местного самоуправ­ления вправе устанавливать гарантии и компенсации депутатам представитель­ных органов муниципальных образований, связанные с осуществлением ими сво­их полномочий. Установле­ние социальных гарантий депутатам представитель­ных органов муниципальных образований Федеральным законом не предусмотре­но.

Вопрос. Может ли депутат представительного органа муниципального образования работать на 0,5 ставки?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 40 Феде­рального закона полномочия депутата представительно­го органа муниципального образования начинаются со дня его избрания и пре­кращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. При этом полномочия депутата представительно­го органа муниципального образования исполняются им не в рамках рабочего времени , положения о ко­тором содержатся в главах 15 и 16 ТК, а непрерыв­но. Это обусловливает не­возможность применения к депутатской деятельности норм ТК о неполном рабо­чем времени, допускающих возможность оплаты труда работника пропорциональ­но отработанному им вре­мени или в зависимости от выполненного им объема работ (абзац третий статьи 93 ТК).

Таким образом, уста­новление ставок и пропорциональной оплаты труда депутатов представитель­ного органа муниципаль­ного образования является неправомерным.

Кроме того, работа депутата на 0,5 ставки означала бы, что он осу­ществляет свои полно­мочия частично на постоянной основе, а частично - на непостоянной. Одна­ко Федеральным законом предусмотрены только два варианта исполнения полномочий депутатом представительного органа муниципального обра­зования: на постоянной либо на непостоянной основе (абзацы второй и третий части 5 статьи 40 Федерального закона). Возможность осуществле­ния депутатом предста­вительного органа муни­ципального образования полномочий на смешанной основе Федеральным за­коном не предусмотрена.

Вопрос. Сколько депутатов представитель­ного органа муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, если общее количество депутатов пред­ставительного органа муниципального образова­ния не составляет целого числа?

Ответ. В соответс­твии с нормой абзаца третьего части 5 статьи 40 Федерального зако­на на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной числен­ности представительного органа муниципального образования.

В случае, если 10 про­центов не составляют це­лого числа, используются правила округления. Ок­ругление числа произво­дится в большую сторону, когда дробная часть числа больше или равна 0,5. По­этому, например, при об­щей численности депутатов представительного органа муниципального образова­ния 15 человек - 2 депутата могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Вопрос. Заключается ли с депутатами предста­ вительного органа муниципального образования трудовой договор ?

Ответ. В соответствии со статьей 56 ТК трудовой до­говор - это соглашение меж­ду работодателем и работни­ком, в соответствии с которым работодатель обязуется пре­доставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные тру­довым законодательством и иными нормативными пра­вовыми актами, содержащи­ми нормы трудового права , коллективным договором , соглашениями, локальными нормативными актами и дан­ным соглашением, своевре­менно и в полном размере выплачивать работнику за­работную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим согла­шением трудовую функцию, соблюдать правила внутрен­него трудового распорядка, действующие у данного ра­ботодателя. Как видно из указан­ной нормы, полномочия депутата не предполага­ют возникновения право­отношений «работник - работодатель», которые возникают при заключе­нии трудового договора и регулируются нормами ТК. Соответственно, трудо­вой договор с депутатами представительного органа муниципального образова­ния не заключается.

Вопрос. Какими правовыми актами должен регулироваться статус депутата, члена выборно­го органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления?

Ответ. Федеральным законом установлено, что органы государствен­ной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом. Принятие региональных законов по вопросу статуса депутата, выборного долж­ностного лица местного самоуправления Феде­ральным законом не пре­дусматривается. Не регла­ментируется в достаточном объеме данный вопрос и Федеральным законом, поэтому необходимо вне­сти соответствующие из­менения в Федеральный закон.

Вопрос. Вправе ли муниципальный служащий осуществлять полномочия депутата представи­ тельного органа муниципального образования на непостоянной основе?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года №67-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образо­вания не вправе замещать муниципальную должность муниципальной службы. Данное ограничение распространяется независи­мо от того, на постоянной или непостоянной основе депутат представительно­го органа муниципального образования осуществляет свои полномочия.

Вопрос. Какими нормами следует руководс­ твоваться при определении продолжительности отпуска депутата представительного органа му­ ниципального образования, осуществляющего полномочия на постоянной основе?

Ответ. Статьей 40 Фе­дерального закона соци­альные гарантии для де­путата представительного органа муниципального образования, в том числе продолжительность отпус­ка, не установлены. Приня­тие субъектами РФ закона по данному вопросу указан­ным Федеральным законом также не предусмотрено. Таким образом, нормы пря­мого действия, которые возможно применить имен­но к депутатам, в законо­дательстве отсутствуют. Однако указанные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, должны иметь воз­можность реализовать свое право на отпуск. Поэтому в отношении них правомер­но применение статьи 115 ТК, установившей продол­жительность ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно статье 116 ТК организации с учетом своих производственных и финансовых возмож­ностей могут самосто­ятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено феде­ральными законами. При этом порядок и условия представления дополни­тельных отпусков опре­деляются коллективными договорами или локальны­ми нормативными актами, то есть документами, ре­гулирующими отношения работника и работодателя. Депутат, выборное долж­ностное лицо местного самоуправления не состо­ят в трудовых отношениях, регулирование которых осуществляется ТК. В свя­зи с этим применение аб­заца второго статьи 116 ТК в данном случае представ­ляется некорректным.

Органы местного самоуправления как юридические лица (статья 41).

Вопрос. Каковы особенности деятельности органов местного самоуправления в качестве юридических лиц?

Ответ. Положения части 2 статьи 41 Федерального закона предусматривают, что органы местного са­моуправления, которые в соответствии с Феде­ральным законом и уста­вом муниципального обра­зования наделяются пра­вами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуе­мыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государствен­ной регистрации в качестве юридических лиц в соот­ветствии с федеральным законом.

В соответствии с поло­жениями главы 5 ГК, орга­ны местного самоуправле­ния, наделенные граждан­ской правосубъектностью (являясь юридическими лицами), совершая юри­дические действия, вы­ступают либо от имени муниципального образо­вания, либо от собственно­го имени. В первом случае из договора, заключенного от имени муниципально­го образования, права и обязанности возникают у муниципального обра­зования. Во втором - но­сителем прав и обязан­ностей становится сам орган. В этом качестве он заключает договор для удовлетворения обыч­ных для учреждения нужд (например, аренда по­мещения или приобрете­ние имущества для себя). Сам же орган несет от­ветственность при совер­шении деликта , не свя­занного с осуществлением им публичных функций. В подобных случаях муни­ципальное образование может отвечать только субсидиарно как собственник учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 120 ГК.

Органы местного само­управления, не являющиеся юридическими лицами, мо­гут выступать в гражданских правоотношениях в рамках своей компетенции только от имени муниципального образования.

Выступая от имени и в интересах муниципаль­ного образования, мест­ная администрация может своими действиями при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва и обязанности, в том числе и с целью получе­ния прибыли. Например, нормы части 2 статьи 51 Федерального закона пре­дусматривают, что органы местного самоуправления вправе передавать му­ниципальное имущество во временное или в пос­тоянное пользование фи­зическим и юридическим лицам, органам государс­твенной власти РФ (орга­нам государственной влас­ти субъекта РФ) и органам местного самоуправле­ния иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с феде­ральными законами.

Выступая в гражданском обороте от своего имени и в своем интересе, пред­ставительный орган муни­ципального образования и местная администрация как юридические лица дейс­твуют на основании общих для организаций данного вида положений Федераль­ного закона в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О некоммерческих организациях» применитель­но к учреждениям (часть 2 статьи 41 Федерального закона).

В соответствии с час­тью 1 статьи 24 Федераль­ного закона от 01.01.01 года №7-ФЗ «О не­коммерческих организа­циях» некоммерческая ор­ганизация может осущест­влять предприниматель­скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Кроме того, согласно час­ти 3 статьи 7 Закона Рос­сийской Федерации от 01.01.01 года № 000-1 «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товар­ных рынках» запрещается совмещение функций фе­деральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функция­ми или правами указанных органов власти органов или организаций с функци­ями хозяйствующих субъ­ектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами ука­занных органов, в том чис­ле функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

В связи с этим пред­ставляется, что местная администрация, выступая в качестве муниципального учреждения, не вправе вес­ти предпринимательскую деятельность , в том числе, и оказывая платные услуги.

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) утратил силу. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 87-ФЗ;

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями , и настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 и частью 10 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

4. В случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

В случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

Положения статьи 17 закона №131-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
    Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
  • Муниципальное имущество
    5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
  • Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
    проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в целях приведения данных федеральных законов в соответствие с требованиями статей 17 и 18 настоящего Федерального закона;

Гражданское

Суть спора: 2.103 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные споры членов кооперативов, участников ТСЖ (др. жил. организаций)

Дело № 2-3112/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Солдатовой С.В.

при секретаре судебного заседания Соловьевой Г.А.,

с участием истца Ловянникова П.С., представителя ответчика ТСЖ «Дом 55» - председателя правления ТСДЖ «Дом 55» - Юртаевой Т.П., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ловянникова П.С. к ТСЖ «Дом 55» о признании нарушения ответчиком принципов расчета (начисления) взносов на содержание, текущий ремонт общего домового имущества и взносов на капремонт, о возложении обязанности производить начисление соответствующих взносов по закону,

УСТАНОВИЛ:

Ловянников П.С. обратился в суд с настоящим иском, с учетом уточнения формулировки заявленных исковых требований, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в устной форме с занесением в протокол судебного заседания.

Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения - на основании договора купли продажи с «» от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на жилое помещение двухкомнатной квартиры кв. м.

Ответчик ежемесячно выставляет истцу платежные документы (счета) на содержание и ремонт ОДИ (общедомового имущества), а также взносов на капитальный ремонт, где в графе «Количество» указывает размеры его жилой площади, в то время как, кодексированный закон (ЖК РФ) в ст. 158 определил: «1.Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт....»

Истец Ловянников П.С. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом их уточнения, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ТСЖ «Дом 55» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на правомерность расчета доли истца, соразмерно площади его помещения, представив письменные пояснения по иску.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направив письменные пояснения, по существу в которых обращено внимание на то, что исходя из положений ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме соразмерна общей площади указанного помещения.

К расчету доли в праве общей собственности невозможно применять только общую площадь жилых и нежилых помещений и не учитывать земельный участок, на котором расположен данный дом, конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения, за которое собственники помещений обязаны нести бремя расходов.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, исходя из следующего.

В соответствии с требованиями ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу требований положений ч. 3 ст. , суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Ловянникова П.С. к ТСЖ «Дом 55» о признании нарушения ответчиком принципов расчета (начисления) взносов на содержание, текущий ремонт общего домового имущества и взносов на капремонт, о возложении обязанности производить начисление соответствующих взносов по закону - отказать в полном объеме.

По ТСЖ

Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ