Должен ли гражданин проживать по месту прописки? Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США. Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?

Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница?

Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.

Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.

Разрешается ли в России иметь двойное гражданство

Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).

Соглашения РФ о двойном гражданстве

На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.

В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.

Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.

Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.

В каких случаях не допускается множественное гражданство

Строго запрещено иметь второе гражданство:

  • лицам, поступающим на государственную службу, если это не предусмотрено международными договорами;
  • учредителям или участникам СМИ;
  • сотрудникам редакций СМИ;
  • учредителям и владельцам более 20% акций СМИ;
  • сотрудникам прочих организаций, осуществляющих вещание;
  • членам Общественной палаты РФ;
  • членам избирательных комиссий с решающим правом голоса.

Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.

Можно ли россиянину быть гражданином другой страны

На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, статья 62

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

В каких странах россиянину допустимо приобрести второе гражданство

Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:

  • Австралия,
  • Азербайджан,
  • Аргентина,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Великобритания,
  • Греция,
  • Грузия,
  • Доминикана,
  • Израиль,
  • Ирландия,
  • Италия,
  • Канада,
  • Киргизия,
  • Новая Зеландия
  • Сербия,
  • Турция,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Чили,
  • Ямайка.

Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:

  • Беларусь,
  • Германия,
  • Индия,
  • Казахстан,
  • Китай,
  • Латвия,
  • Литва,
  • Мальта,
  • Польша,
  • Украина,
  • Хорватия,
  • Эстония,
  • Южная Корея,
  • Япония.

Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США

При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.

Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.

Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).

Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.

Видео: закон Российской Федерации о двойном гражданстве

Правила уведомления и регистрации в ФМС

О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.

Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.

Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке .

В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:

  • общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
  • паспорта иностранного государства;
  • документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
  • документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.

Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.

Штрафы и иные наказания за неуведомление

Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.

Видео: чем может грозить сокрытие второго гражданства

Бипатриды: их права, обязанности и ответственность

Бипатрид - это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.

Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.

В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.

Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.

Возможные проблемы бипатридов

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.

Большое количество иностранных граждан въезжают на территорию нашей страны в соответствии с миграционным законодательством, но нередко по тем или иным причинам утрачивают основания для нахождения в России, в результате чего становятся нелегальными мигрантами.

Так, иностранный гражданин может пребывать в Российской Федерации в течение срока действия выданной ему визы. В случае, если он прибыл в страну в порядке, не требующем получение визы, то срок его проживания в России ограничен 90 днями (ч. 1-2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ " "; далее – закон об иностранных гражданах). Таким образом, иностранец обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока его легального пребывания в стране, в противном случае его нахождение на территории России становится незаконным (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ " "; далее – закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию).

ФОРМА
Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства

Для нарушителей миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность, в том числе и такая мера, как принудительное выдворение. Согласно нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы страны. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу за ее пределы (). Такой вид наказания назначается судьей ().

Вместе с тем, например, Московский городской суд доводы нарушителя Д. о том, что его жена является гражданкой Российской Федерации и проживает в нашей стране, учел при назначении наказания. По его мнению, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и такая мера наказания, как выдворение, не может быть признана правомерной при таких обстоятельствах (решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-13565/2016).

Однако некоторые суды принимают во внимание наличие у нарушителя родственников в России, но не любых. Севастопольский городской суд на доводы иностранца по аналогичному делу о том, что у него имеются родственники в России – дяди и тети, в решении отметил, что у виновного отсутствуют на территории Российской Федерации семья и близкие родственники (). Напомним, что в соответствии со близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Отметим также, что намерение иностранного гражданина создать в России семью судами также не принимается как основание признания правонарушения малозначительным (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Так, по делу о привлечении гражданки Ч. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России суду была предоставлена справка о том, что она беременна и, с ее слов, намерена вступить в брак с гражданином Российской Федерации. Но суд посчитал, что гражданка Ч. на момент рассмотрения в суде дела в отношении нее в браке с гражданином России не состояла (заявление о регистрации брака подано уже после вынесения постановления о возбуждении дела), сведений о невозможности получения сопутствующего беременности медицинского обслуживания на территории страны гражданской принадлежности ею не было представлено. В связи с чем суд посчитал, что оснований для признания правонарушения, вмененного Ч., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.

В то же время Верховный Суд Российской Федерации недавно дал ответ на вопрос, следует ли назначать в отношении иностранных граждан, имеющих семью и детей на территории Российской Федерации, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации при нарушении ими режима пребывания на территории России ().

Так, по делу гражданки Д., которая по истечении разрешенного срока временного пребывания не выехала за пределы Российской Федерации, суд первой и надзорной инстанции определили ей наказание в виде штрафа с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации (постановление Ногликского районного суда Сахалинской области от 1 октября 2013 г. по делу № 5-31/2013 , постановление Сахалинского областного суда от 11 января 2016 по делу № 4а-1/2016). На доводы защитника Д. о том, что нарушитель находится в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации и имеет несовершеннолетнего ребенка, суды посчитали, что эти обстоятельства не освобождают ее от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство и не являются основанием к невозможности применения к ней наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

ВС РФ с позицией судов первой и надзорной инстанций не согласился (). По мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности. Кроме того, суд считает, что такая мера наказания назначается в случае, если это единственно возможный способ достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Суд также отметил, что согласно данный кодекс основывается на , общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В силу положений (далее – Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права. Вместе с тем иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения (). Таким образом, суд пришел к выводу, что такая мера наказания, как выдворение, не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Д. на уважение семейной жизни.

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что признал, что устанавливаемые в правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, личность правонарушителя, но и гарантировать тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Так, с учетом личности Д., а также конкретных обстоятельств (ее семейного положения), суд принял решение, что назначение Д. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям .

Таким образом, постановления судов первой и надзорной инстанции подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ей административного наказания в виде административного выдворения, постановил ВС РФ.

Многие граждане нашей страны хотят побывать за границей, чтобы посмотреть устои жизни иностранных жителей, отдохнуть и узнать много нового. Но стоит понимать, что, находясь за границей вы подпадаете под юрисдикцию другой страны, но это не отменяет того факта, что Российская Федерация по-прежнему может вас защищать в проблемных ситуациях. В данной статье мы поговорим о правах Россиян за границей , куда можно обратиться за помощью , кто должен помогать в другом государстве , и что если возникли проблемы , можно ли обратиться в посольство ?

Права Россиян за границей

Конституция Российской Федерации в статье 27 говорит о том, что любой гражданин может выезжать за пределы государства. Кроме того, данный гражданин Российской Федерации имеет право вернуться в свою страну.

Граждане могут выезжать по различным основаниям: отдых, смена временного жительства, приглашение родных и близких, образование, работа, туризм и т. д. Документом, удостоверяющим личность, по-прежнему остается паспорт, а для специальных субъектов это может быть паспорт дипломата, паспорт по службе, паспорт моряка. Связь с государством имеет важное значение, ведь именно оно взяло на себя обязанность заботится о своих граждан и защищать их права и обязанности. При контакте с государством стоит прежде всего обратить на свои права, которые первоначально даются в Конституции. Если вы контактируете с определенным государственным органом, то его деятельность регулируется либо федеральными законными, либо ведомственными актами.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

Таким образом, вы можете осознавать взаимные права и обязанности, и понимать их значение. Тем не менее, лучше почитать доктрину и практику по этому вопросу. Естественно стоит находить современную информацию, так как источники права могут поменяться, а информационные источники так и остаются в книгах и интернете. Практика имеет важное значение для изучения вопроса, так как несмотря на принцип законности, все же имеется масса действий, которых на самом деле производятся в нарушении нормативных норм и основополагающих принципов внутригосударственного и международного права.

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В таком случае, например, если в Российской Федерации установлено правостороннее движение, а в Великобритании левостороннее, то, естественно, лицо не будет ездить по правой стороне дороги, если в РФ установлено иное. Также существуют лица с двойным гражданством, поэтому они обязана соблюдать законы так же обеих стран.

Кто должен помогать в другом государстве

Очень важно иметь ввиду статью часть 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что, когда гражданин выезжает за границу Российская федерация покровительствует его интересы.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ.

По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами. Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод. Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином.

Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах. Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции. Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

При взаимодействии с государственными органами важно учитывать, что там люди хорошо знают свою компетенцию в виде права и обязанностей. Таким образом, доказать свою правоту в спорной ситуации может быть проблемной, учитывая, что у данных лиц есть определенные контакты с другими государственными органами. Тем не менее очень часто данные сотрудники превышают свои полномочия и не выполняют определенные обязанности, в этом случае может помочь обычная жалоба на имя начальника, либо в вышестоящий орган.

В этом случае можно рассчитывать на то, что действия сотрудника будут пресечены, а ваши права восстановлены. Кроме того, жалобы на государственные органы можно подавать до самой верховной инстанции органа, либо подать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за государственными органами. Методов защиты свои прав большое множество, просто необходимо научиться правильно пользоваться этим институтом. В этом случае вы сможете защищать свои права в любых правоотношениях, когда они были нарушены либо ущемлены.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Куда можно обратиться за помощью

  1. Идите в полицию.А лучше возьмите свидетеля и идите в полицию. Даже если кража или нападение случились минуту назад, не пытайтесь найти воров самостоятельно. Потеряете время или нарвётесь на ещё большие неприятности.
  2. Если до поездки вы выполнили 10 перечисленных пунктов, копия паспорта у вас есть.Как и список ценных вещей. В списке подчёркиваете потерянное и вместе с копией паспорта отдаете сержанту на исполнение.
  3. Международной связи и интернета в полицейском участке, как правило, нет.Стандартная практика. С полицейским вам предоставят 10-15 бесплатных минут интернета в любом ближайшем отеле или кафе. Этого достаточно, чтобы сделать три вещи:
  4. Итак, рапорт у вас на руках.С печатью отделения полиции, подписью офицера и штампом, заверяющим подпись – без этого документ не действителен. Сделайте несколько копий.

Возникли проблемы можно ли обратиться в посольство?

При возникновении проблем именно в посольства, консульские и дипломатические учреждения необходимо обращаться в первую очередь. Некоторые ситуации, конечно, можно попробовать разобрать в иностранных государственных органах, но лучше сначала обратиться к своим соотечественникам, и выслушать их совет по этому поводу.

В иностранном государстве гражданину чужой страны тяжело защищать свои права. При спорных ситуациях с государственными органами стоит грамотно разработать последовательность действий. Возможно в данной ситуации вам понадобится юридическая помощь в зависимости от того, насколько сложная данная ситуация.

Бывает, что даже жалобу в государственные органы стоит правильно составить для того, чтобы она была правильно рассмотрена и оценена. Кроме того, ссылки на нормы права и правильное объяснение ситуации дает возможность оценить общественные отношения, указанные в жалобы с юридической точки зрения.

Таким образом, лучше первоначально обратиться за юридической консультации, где будет оценена ваша ситуация, потом юрист сможет понять, насколько вы правы и что можно сделать. Жалобы в вышестоящие органы и прокуратуру могут сыграть ключевую роль, но нельзя забывать о судебной защите граждан, которая тоже может оказать весомую роль для защиты ваших прав и свобод. В конечном итоге, реализация института защиты прав и свобод гражданина требует определенных познаний юридической сфере.

Важно! По всем вопросам прав граждан России за границей, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по международным вопросам и вопросам миграции, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Данный материал посвящен регистрации граждан по месту пребывания и возможности путешествовать в другие города, не задумываясь о наличии последней, а также способах общения с сотрудниками милиции желающими видеть вашу регистрацию в другом городе.

Начнем с разоблачения известных мифов. Существует мнение, что приехав в другой город, область или край все граждане РФ должны в течении 3 дней получить временную регистрацию. Иногда более грамотные утверждают, что этот срок составляет 90 дней. При чем подтвердить время вашего пребывания в данном населенном пункте можно исключительно железнодорожными билетами или еще чем либо. Все это от начала до конца является абсолютным бредом с юридической точки зрения.

Для начала разберемся, что такое регистрация по месту пребывания (то что в обиходе называется временной регистрацией) и для чего она нужна. Место пребывания гражданина определено в статье 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 (далее - Закон РФ )

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина , - в которых он проживает временно.
Схожее определение иметься в пункте 3 «Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713) (далее - Правила ). Правила утверждены в соответствии со статьей 3 Закона РФ.

И так место вашего пребывания это жилое помещение, а ни как не улица, или бульвар в другом городе. Что же тогда является местом жительства гражданина. Местом жительства в соответствии со статьей 3 Закона РФ называется:

«Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. »

Как видно место жительство у гражданина одно, а регистрация по месту жительства (то самое что мы называем пропиской, постоянной пропиской) осуществляется, например путем проставления отметки в паспорте гражданина РФ. Это закреплено в пункте 18 Правил:

«18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства . Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. »

Теперь посмотрим, когда на гражданина возлагается обязанность зарегистрироваться по месту временного пребывания. Пунктом 9 Правил установлено следующие:

«9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях , не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:………. »

Обратим внимание, что обратится за регистрацией по месту временного пребывания необходимо только по истечении 90 дней проживания в жилом помещении не являющимся местом жительства гражданина. То есть регистрироваться по месту временного пребывания необходимо, только в случае постоянного и непрерывного проживания в одном жилом помещении более 90 дней. И что самое главное речь идет о жилом помещение не являющимся местом вашего жительства (указанным в вашем паспорте гражданина РФ). В законодательстве не упоминается, что это помещение должно быть обязательно в другой области или городе. Формально проживая даже в соседнем подъезде не по месту вашего жительства более 90 дней вы должны зарегистрироваться по месту временного пребывания. Но сотрудники милиции пытаются спрашивать регистрацию у иногородних граждан и при ее отсутствии грозят административным штрафом. Статья которую они обычно пытаются инкриминировать 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП ).

« Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации 1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации , обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. »

Как мы видим, административная ответственность наступает в случае проживания в конкретном жилом помещении без регистрации по месту временно пребывания по истечении 90 дней. Само по себе нахождение на улице любого другого города не говорит о том, что вы в данном городе проживаете. Но как правило сотрудники милиции спрашивают когда вы приехали и если вы ответите, что менее 90 дней, то требуют от вас это доказать всякого рода билетами. Также могут сказать вам, что срок не 90 дней, а всего лишь 3 дня, после вам чего необходимо регистрироваться. А если ответите, что более 90 дней, то грозят вам штрафом за отсутствие регистрации в данном городе. О том, как в таких случаях отвечать сотрудникам милиции и почему вы не обязаны доказывать время вашего прибытия скажем ниже , а пока обсудим абсурдность использования билетов как доказательств вашего пребывания.

Способов перемещаться по стране может быть множество это поезд, самолет, машина. Если в случае поезда или самолета имеется билет, то для машины вы ни как не докажите факт своего приезда в данный день. Некоторые сотрудники милиции в случае прибытия автотранспортом требовали чеки на бензин и прочую чушь. Но согласитесь если вы приехали на машине вашего знакомого, ни каких чеков от оплаты им бензина у вас нет. И так есть много вариантов при которых доказать фактическое время вашего приезда в город не возможно.

Теперь разберемся, почему собственно вы не должны доказывать время вашего приезда. Это все известная презумпция невиновности и в административном законодательстве установлена в статье 1.5 КРФоАП:

« Статья 1.5. Презумпция невиновности 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность , за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. »

То есть доказывать, что вы не нарушали административного законодательства вы не обязаны. Но как же все это объяснить встретившемуся на улице сотруднику милиции, приведем пример общения с ним на эту тему.

Сотрудник милиции, например спрашивает вас: «Когда вы приехали в город». Если вы приехали менее 90 дней назад можете смело назвать точную или приблизительно дату вашего приезда. Если же вы находитесь в городе более 90 дней лучше ответить что месяц, два назад. Хотя как мы знаем само по себе нахождение на улице другого города без регистрации по месту пребывания не правонарушение, может последовать логичный вопрос: «Если вы в городе более 90 дней, то где вы проживаете?». И если ответите правду, но у него появится шанс составить на вас протокол за проживания в жилом помещении без регистрации по месту временного пребывания. Хотя теоретически вы могли жить в разных жилых помещениях не задерживаясь более чем на 90 дней в каждом, если сможете так ответить то попробуйте.

После ответа, что вы находитесь в городе менее 90 дней вас может сотрудник милиции спросить: «А как вы можете это доказать?» Можно без рассуждения на тему презумпции невиновности ответить так: «А вы можете доказать, что я приехал в город не того числа, которое вам сказал, у вас есть основания так считать?». Фактически ответ вопросом на вопрос, но доказательств у него нет, и следовательно таким же будет его ответ. На любые рассуждения на тему необходимости регистрации в городе, можете добавить: «Что регистрироваться по месту временного пребывания нужно не в городе, а конкретном жилом помещении по истечении 90 дней». При попытке сказать вам, что регистрироваться нужно по истечении 3 дней (они знают, что это не так, но пытаются сыграть на вашем неведении) сошлитесь на пункт 9 Правил регистрации граждан РФ. После данного диалога сотрудник милиции должен вас отпустить, так как законных оснований вас задержать для составления протокола у него нет. Вопрос задержания для установления личности в случае отсутствия у вас паспорта тема отдельного обсуждения, и может возникнуть даже при вашем нахождении в родном районе.

Рассмотрим еще часто встречающейся случай с визитом участкового для проверки регистрации к вам домой. Можно конечно банально не открывать дверь, но рано или поздно, при наличии его рвения вы встретитесь. Впрочем, диалог на тему времени вашего нахождения в данном жилом помещении аналогичен, с той лишь разницей, что вас будут спрашивать про время вашего приезда не в данный город, а в данное жилое помещение. Тут возможностей доказать у него, что вы живете более 90 дней чуть больше. Это показания соседей, но даже в этом случае не уверен, что можно найти свидетелей, которые подтвердят, что вы непрерывно проживали более 90 дней, если вас хотя бы два дня не видели, вы можете смело заявить, что ездили домой, в другой город. И на вопрос доказать это, вы можете также смело сказать: «А вы можете доказать, что я в эти дни не уезжал домой или еще куда либо?». Как сами видите процедура доказательства вашего проживания в конкретном жилом помещении более 90 дней очень затруднительна для участкового.

Dec. 25th, 2013 03:07 pm Чем грозит новый закон о регистрации

«В 1921 году было несколько иначе, чем в 1924 г. Именно нельзя было так ездить: снялся и поехал черт знает куда! Очевидно, те, что ведали разъездами граждан, рассуждали приблизительно таким образом:

Ежели каждый начнет ездить, то что же это получится?

Нужно было поэтому получить разрешение.»

М. Булгаков «Богема»

Попытался тут разобраться, чем же грозит нам всем новый закон об ужесточении наказания за нарушение правил регистрации, подписанный президентом несколько дней назад . Текст закона можно посмотреть вот здесь - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010 или http://www.rg.ru/2013/12/25/izmeneniya1-dok.html . Там много чего понаписано: внесены дополнения в «Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в «Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и т. д.

Подробно пересказывать и разбирать все эти пункты не буду, поскольку главное для меня - понять, чем они грозят законопослушным гражданам. А грозят они появлением двух новых статей в Уголовном кодексе РФ и трёх статей - в Кодексе РФ об административных правонарушениях. То бишь, граждане, нас всех теперь дополнительно можно засудить за два уголовных и за три административных правонарушения. Сейчас попробую рассмотреть их все по порядку.

Для простоты, если отдельно не указано обратное, я объединяю понятия «постановка на миграционный учёт иностранного гражданина», «регистрация иностранного гражданина по месту жительства», «регистрация гражданина РФ по месту пребывания», «регистрация гражданина РФ по месту жительства» в одно общее понятие - «регистрация». Это всё немного разные вещи и регулируются они разными нормами, но за нарушение этих правил предусмотрены схожие санкции, а для объяснения сути дела так будет проще.

Уголовка

Итак, в Уголовном кодексе РФ появились две новые статьи и, соответственно, два новых преступления: «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ» (ст. 322.2 УК РФ) и «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ» (ст. 322.3 УК РФ). За эту самую «фиктивную регистрацию» по обеим статьям суд может впаять огромный штраф, принудительные работы и даже три года (!) лишения свободы.

Естественно, сразу возникает вопрос, что же это за зверь такой - фиктивная регистрация. Процитируем текст закона, причём наиболее интересные места я выделил жирным шрифтом.

Так вот, фиктивная регистрация гражданина РФ - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении , либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2).

Фиктивная регистрация иностранных граждан похожа по содержанию - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания) » (новая редакция УК РФ, ст. 322.3).

Что такое «намерение пребывать (проживать) в помещении», в чём оно выражается и как доказать его отсутствие у человека - лично мне не очень понятно. Например, мой друг зарегистрировал меня у себя дома на месяц, я у него прожил денёк и уехал в другое место - у меня было намерение проживать или нет? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, и я даже громогласно заявил ему о намерении проживать у него, но, только получив регистрацию, передумал и сразу уехал - это как расценивать? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, а потом говорит: «Слушай, дружище, извини, ко мне тёща с тестем приезжают, а они гостей не любят, поживи, пожалуйста, у кого-то другого» - было тут намерение «нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение» или он мне дурил голову?

В общем, когда отсутствие определённого мыслительного процесса в голове человека является неотъемлемой частью состава преступления - это выглядит несколько странно. Вы в любой момент можете сказать, что намерение у вас было, «но, знаете, как-то не сложилось». И кто, кроме вас, может достовернее сказать, что происходит у вас в голове? В общем, доказать «отсутствие намерения» в принципе невозможно, и как суды будут это делать, мне совершенно непонятно. Логика и здравый смысл подсказывают, что осудить человека по этим статьям невозможно. Но так как в российском суде возможно всё, то на логику и здравый смысл я бы, конечно, не уповал.

Разбираться в этом деле должны мировые судьи (им подсудна уголовка с наказанием не более чем на три года лишения свободы). С одной стороны, это наименее квалифицированные и компетентные судьи в российской судебной системе, с другой стороны, они ближе всего к населению и у них, возможно, ещё не атрофировано понятие о здравом смысле и справедливости, что иногда бывает с судьями вышестоящих судов. Короче, не очень понятно, как это всё будет реализовано на практике.

При этом, что характерно, в Уголовном кодексе РФ не появилось статей «Нерегистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства» или «Непостановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания» или что-то в этом роде. То есть неправильная регистрация наказывается, а если вы её не делаете - никакого наказания нет. Таким образом, собственник жилья будет иметь меньше стимулов регистрировать живущего у него человека. И я бы, кстати, тоже не рекомендовал делать это без лишней необходимости: как уже было сказано, российский суд может выдать какой-то кульбит и посадить вас на три года только за то, что вы прописали у себя приятеля из другого города, а он сразу свалил к себе домой. А если вы никому никакой регистрации не делали, то и повода наказывать вас нет. Вернее, есть повод наказать вас за административные правонарушения по новой статье 19.15.2 КоАП РФ или по старой статье 18.9 КоАП РФ (часть 4), но там максимальное наказание - штраф 5 тыс. р. (в Москве и Питере - 7 тыс. р.). А это, согласитесь, не так фигово, как загреметь в лагерь на три года.

Вывод такой: новый туманный и неоднозначный закон позволяет трактовать как преступные многие действия по оформлению регистрации, так что лучше без крайней необходимости никого не регистрировать. Если же вы кого-то не зарегистрировали, то это пока не считается преступлением, так что при прочих равных это более безопасный вариант.

Да, и ещё одно небольшое лирическое отступление. Я тут всё пугаю собственников жилья, а может быть, всё напрасно - вообще-то в законе недостаточно чётко указан субъект преступления. Ведь регистрация - это «фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2). То есть действие под названием «регистрация» производит «орган регистрационного учёта», а если точнее - работник Федеральной миграционной службы, которому вы относите все необходимые документы. Соответственно, это он производит регистрацию, а если вы принесли ему заведомо недостоверные документы или достоверные, но без намерения вашего гостя жить у вас, то опять же именно он производит фиктивную регистрацию, а вовсе не вы (вы же никого не регистрируете, вы только документы принесли). То есть по идее, если у вашего гостя нет намерения проживать в вашей квартире, закон предписывает наказать за фиктивную регистрацию именно этого несчастного работника ФМС. Выглядит абсурдно, так что, видимо, наказывать будут всё-таки собственника жилья. А может, и нет. Впрочем, я еще не изучал уголовное право, и могу, конечно, что-то напутать. Ау, специалисты по уголовке! Мне правильно кажется, что закон как-то хреново написан, или я просто что-то не до конца понимаю?

Административка

Но вернёмся к нашим баранам и поговорим о новых административных правонарушениях. Благодаря новому закону появились две новых статьи в КоАП РФ, а одна старая статья была изменена. Раньше в КоАП РФ была только статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации». Она предусматривала наказание (максимум - штраф 2500 р.) за следующие действия: а) проживание без паспорта; б) проживание без регистрации; в) допущение собственником жилья того, что кто-то у него дома совершает «а» или «б».

Теперь все эти вещи развели по разным статьям и у нас получилось три отдельных статьи: статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)», статья 19.15.1 «Проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» и статья 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении». Наказать по-прежнему можно и «регистрирующего», и «регистрируемого» - как за незаконную регистрации, и за её (регистрации) отсутствие. Штрафы за всё это дело повысили, но, к счастью, других наказаний не ввели (а могли бы и ножичком полоснуть, то есть могли бы и административный арест подвести под эту статью).

Статьи получились особенно многословными, потому что указаны некоторые категории граждан, которые могут не регистрироваться. Например, в качестве особого благодеяния могут забить на регистрацию супруг или ребёнок или родитель или бабушка и дедушка собственника жилья. Также можно забить на неё, если вы зарегистрированы в одном месте, а живёте в любом другом месте в том же регионе (при этом москвичам и питерцам можно также жить соответственно в Подмосковье и Ленобласти, и наоборот - жителям Подмосковья не нужно регистрироваться в Москве, а жителям Ленобласти - в Питере).

Но в принципе забить на регистрацию могут и все остальные граждане, поскольку закон не придумал ни новых санкций за её отсутствие, ни новых поощрений за её наличие.

Поясню подробнее - как и раньше, для граждан РФ сохранились два вида регистрации: регистрация по месту пребывания и регистрация по месту жительства. Отличаются они тем, что в первом случае гражданам выдается свидетельство о регистрации, во втором - ставится отметка в паспорт (прописка). И в первом случае регистрацию нужно сделать в течение 90 дней. Это всё раньше было прописано в постановление правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации…», а теперь - в «Законе о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в статьях 2 и 5 в новой редакции).

То бишь по-прежнему закон формально позволяет любому гражданину России временно проживать без регистрации в любом жилом помещении на территории нашей страны, если он проводит там не больше 90 дней. А фактически - неограниченное время, поскольку никто не в состоянии достоверно доказать, что он в течение 90 дней непрерывно проживал по какому-либо адресу .

Я об этом уже писал в статье про полицию (http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--37), но тут повторюсь. Главное, с чем нужно разобраться - с понятиями «место пребывания» и «временное проживание».

1) Место пребывания - это конкретное жилое помещение с определенным адресом. Из новой редакции «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения…»: «место пребывания - гостиница […] либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно». То есть местом пребывания не может быть территория города или какого-то населенного пункта. Находиться в Москве или другом городе без регистрации можно любое количество времени, если вы при этом не живете по одному адресу больше трёх месяцев либо живете, например, в палатке, на вокзале или на улице.

2) Временное проживание - понятие, которое в законе четко не определено. Но формально под ним можно подразумевать непрерывное проживание в течение 90 дней с обязательным ночлегом каждую ночь по этому адресу. Ведь если вы на ночь уедете в другое место, то уже будете «временно проживать» там и по возвращении на старое место отсчет 90 дней начнется заново.

Таким образом, штрафовать за отсутствие регистрации можно, только если вы непрерывно проживаете по определенному адресу больше 90 дней. И вспомните при этом про принцип презумпции невиновности - вы не обязаны доказывать, что живете по какому-либо адресу меньше 90 дней.

Да, и рассматривать дела по статье 19.15 КоАП, равно как и по новым статьям 19.15.1 и 19.15.2 могут только участковый (КоАП ст. 23.3 ч. 2 п. 9) или сотрудник Федеральной миграционной службы (КоАП ст. 23.67). Тут ничего не изменилось, так что любой другой сотрудник полиции (чиновник, сотрудник ФСБ и т. д.) все так же не имеет права ни проверять у вас регистрацию, ни тем более оформлять протокол или постановление о её отсутствии. Так что если постовой грозит вам «выписать штраф» за отсутствие регистрации, помните - это, скорее всего, пустые угрозы.

То бишь схема действий может быть такая: подходит к вам на улице очередной полицейский, проверяет документы и спрашивает: «А регистрация где?» - «А нету» - «А вы сколько в Москве находитесь?» - «Две недели» - «А как докажете?» - «Никак не докажу, но, как следует из принципа презумпции невиновности, гражданин не должен доказывать свою невиновность, это задача правоохранительных органов доказать его виновность» - «Чё, больно умный?» - «То, что я говорю, кажется вам слишком умным?» ну и так далее.

Если спросит: «Знаете, что ввели уголовное наказание за нарушение правил регистрации?» можно сказать: «Знаю, но это касается только фиктивной регистрации, а у меня, как видите, вообще никакой регистрации нет, так что наказывать меня не за что». Или: «Знаете, что ужесточили наказание за нарушение правил регистрации?» - «Знаю, но меня это не касается - я-то ничего не нарушил, поскольку не проживал ни в каком жилом помещении больше 90 дней». В конец концов, можете сказать: «Послушайте, товарищ майор, если я что-то нарушил, то готов ответить по всей строгости закона. Пишите протокол и постановление об административном правонарушении, а я уже пойду в суд, и он разберется, виноват я в чём-то или нет». Даже если у него хватит ума выписать такое постановление, вы легко обжалуете его, и полицейский, скорее всего, получит дисциплинарное взыскание за такую глупость.

Если же в квартиру, где вы живете без прописки и регистрации, явился участковый либо сотрудник миграционной службы, они имеют полное право проверить у вас наличие регистрации. Впрочем, и они должны доказать, что вы непрерывно живете здесь больше 90 дней. Сложно представить, как они это сделают - разве что установят за вами слежку и будут три месяца дежурить в подъезде. Конечно, если у вас есть билеты на поезд или самолет, доказывающие, что вы пробыли здесь меньше 90 дней, можете их показать. Если нет - ничего страшного. Как уже было сказано, доказывать свою невиновность вы не должны.

Если кто не понял, то всё вышесказанное касается только граждан РФ. А с иностранными гражданами вообще ничего не изменилось. Нарушение иностранцем режима пребывания в России (под которое можно подвести отсутствие регистрации) всё так же предусмотрено статьей 18.8 КоАП и всё так же наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 руб. «с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового» (а если дело происходит в Москве, Подмосковье, Питере и Ленобласти - то штрафом от 5000 до 7000 и уже точно «с административным выдворением за пределы Российской Федерации»). Для тех же граждан РФ, кто принял у себя иностранцев, но не зарегистрировал, предусмотрен штраф в 2000-4000 р. (КоАП РФ, ст. 18.9 ч. 4) Все подробности про «регистрацию» иностранцев я уже расписал тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/foreign#TOC--23 , и тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--38 . Но вообще иностранцев новый закон почти не касается, направлен он, в основном, против граждан России - как тех, кто живёт не по месту прописки, так и тех, кто принимает у себя других граждан России или иностранцев.

Резюме

Таким образом, в новом законе нет никакого нового «кнута» за отсутствие регистрации, равно как и нет «пряника» за её наличие. Никаких новых стимулов делать регистрацию у граждан не появилось: по-прежнему вы можете в большинстве случаев работать без регистрации в любом регионе России, по-прежнему вы можете прикрепиться к поликлинике по месту фактического проживания, по-прежнему загранпаспорт вы можете оформить в любом отделении ФМС (правда, если у вас нет прописки в данном районе, то придётся ждать четыре месяца) и так далее и тому подобное. Каких-то вещей, правда, делать не сможете (например, голосовать на местных выборах), но в целом, как и прежде, жить без регистрации можно, чем и занимаются десятки и сотни тысяч наших сограждан. А президент Владимир Путин и партия «Единая Россия», вместо того, чтобы облегчить жизнь и гражданам, и государству, написали и приняли очередной бессмысленный закон.

Впрочем, ругать их нужно не столько за новый бестолковый закон, сколько за то, что совковую процедуру регистрации они до сих пор не приведут в соответствие с логикой и здравым смыслом. Вот, к напримеру, что пишет puerrtto о регистрации в Израиле (http://ru-antivisa.livejournal.com/332369.html?thread=1163857&): «Зашел на сайт МВД в интернете, заполнил онлайн форму, нажал "send". Примерно через неделю мне по почте пришел вкладыш в паспорт с новой регистрацией. Иными словами, абсолютно уведомительная система, при которой не нужно "выбивать" и "выстаивать". Здесь можно указать любой адрес, хоть канцелярии премьера. Важно только одно - если вы по этому адресу реально НЕ проживаете, то в случае, если вас будут искать (скажем, у вас долги в банке) и не найдут - дело поступит в суд. И вы не сможете постфактум говорить, что вы давно там не живете». Так что в израильских правилах регистрации я вижу удобство, логику и здравый смысл, в российском законе - нет.

А что касается освобождения ряда категорий граждан от регистрации (близких родственников собственника квартиры, людей, живущих не по месту прописки в пределах субъекта федерации и т. д.), то это ещё больше показывает абсурдность всех нынешних правил регистрации. То бишь по идее каждый обязательно-обязательно должен зарегистрироваться, чтобы его находили органы учёта и статистики, а также суд, полиция, прокуратура, налоговая и т. д. Но теперь, например, закон позволяет москвичу снять квартиру и жить без всякой регистрации в Солнечногорске или Дубне, жителю Сахалина - приехать и жить у своих внуков в Калининграде опять же без регистрации, жителю Норильска - уехать за две тысячи километров в Минусинск и безо всякой регистрации наслаждаться чистым воздухом на берегах Енисея - и вот это уже не страшно, тут всё в порядке, органы учёта и статистики, налоговая и прокуратура переживать не будут. То есть государство считает, что в пределах страны она не сможет найти человека без регистрации, а в пределах одного региона - без проблем. Это как с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан - всем нужно строго-настрого встать на учёт, но украинцам, белорусам и казахам мы в знак особой милости по международным соглашениям позволяем нарушать это правило. Было бы смешно, если бы не было так грустно.