Дорожные знаки и разметка. Разметка на дороге (ПДД): правила, знаки. Новая разметка на дорогах Пдд сплошная разметка с пояснениями

Последние новшества в стандарт и порядок нанесения дорожной разметки в 2019 году были сделаны для 22.03.2014 г. и 02.04.2015 г.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

У линий могут быть разные функции, равно как их изображение и значение. Они принадлежат сигнальной системе, которая в совокупности с дорожными знаками, либо без таковых, диктуют участникам автодорожного движения действия для безопасного проезда, остановки, поворота и т.д.

Благодаря разметке, следованию правилам её прочтения водителями, на дорогах поддерживается порядок.

Изменения в 2019 году

Дорожная разметка – это обозначения разной конфигурации, цвета, параметров и назначения, которыми отмечается проезжая часть и прилегающие к ней места. Она наносится на асфальт, либо встраивается в обочины и иные участки автодорог.

Какой бы ни была подобная предупредительно-сигнальная система, она выполняет дорожными работниками строго по .

В 2019 году с 1 июня вступили в силу некоторые новшества, внесенные не в Правила, а в ГОСТ (). Это говорит о том, что в инфраструктуре дорог изменения не будут реализованы до тех пор, пока они не будут освещены также и в Правилах.

Автомобилисты должны понимать обозначения на полотне, а для этого Пункты правил как раз все и разъясняют.

Поэтому в скором времени, во второй половине 2019 года, ожидаются поправки и в пунктах ПДД, где речь идет о следовании правилам и ограничениям, продиктованными автодорожной разметкой.

Речь идет о следующих изменениях:

Параметр
разметки
Пример изображения Было Стало
Желтая Применялась исключительно для участков, предназначенных для разрешенной стоянки, остановки. Будет использоваться и для разделения потоков противоположенного движения на некоторых дорогах.
Синяя Не использовалась Обозначение границ на участках:
— перекрестки;
— парковка.
Зеленая Не использовалась Альтернатива синей разметке
«Вафельница» Использовалась в экспериментальный период в Москве по некоторым участкам автодорог. Будет продолжено нанесение «вафельницы» на полотна дорог Москвы и других крупных городов.
Фотовидеофиксация Предупреждение о видео или фотосъемке ограничивалось только вертикальными указателями. Через каждые 500 м в населенном пункте.
До точки видеооборудования – 100 м в городе и 300 м – вне города.
Зарядка электромобиля Отсутствовала Обозначает стоянку для зарядки двигателя электромобилей.
Стрелки-указатели Были в минимальном количестве и только участках повышенной опасности.
Чаще всего функцию выполняют дорожные знаки, устанавливаемые вертикально у дороги.
Указатели направлений, куда следует машине двигаться в приоритете.

Виды

Дорогу размечают в разных вариациях, соответствующих назначению того или иного сигнального обозначения.

Классификация основных линий по следующим признакам:

  • цвету;
  • форме;
  • количеству;
  • положению по отношению к поверхности земли;
  • содержанию.

Количество – имеется в виду, сколько дублируется одинаковых элементов, каковы они. Это может быть одна сплошная, либо двойная сплошная. Точно также и касательно пунктирной.

Формой разметки является – линия, зигзаг, вафельная, зебра. Вид разметки по смысловому содержанию отличается наличием знаков. Например, стрелки, буквы или цифры.

По цвету

Цвет играет большую роль в сигнально-указательной системе благоустройства автодорожной инфраструктуры. Определяют конкретный оттенок специально из соображений контрастности, интенсивности цвета краски и яркости.

Самый контрастный цвет – белый и желтый. Они более всех привлекают внимание водителей, а потому их используют для обозначения самых опасных зон.

Например, там, где нельзя пересекать черту, чтобы не попасть на полосу встречного потока движения. Или в местах, где запрещено парковаться, останавливаться даже на короткое время.

Белая

Прежде всего, белая разметка – это постоянного типа обозначения на дороге.

Её назначение:

  1. Делить полотно на два (и более) разнонаправленных потоков перемещения транспортных средств.
  2. Очерчивать границы полотна, за которые машинам запрещено выезжать.
  3. Обозначать границы мест стоянок, временных остановок, где разрешено ставить авто.

Нумерация указана в таблице:

Номер разметки Описание
1.1 Одинарная сплошная
1.2 Одинарная сплошная средней ширины
1.3 Двойная сплошная
1.5 Пунктирная – черточки средней величины.
1.6 Пунктирная крупная
1.7 Пунктирная мелкая
1.8 Пунктирная – широкие черты
1.9 Пунктирная двойная
1.10 Пунктирная в комбинации со сплошной
1.12 Сплошная одинарная широкая
1.13 Мелкие конусы в ряд
1.4.1-1.14.2 Перпендикулярно ходу движения машин расположенные линии – пешеходный переход.
1.15 Пунктирная по обочинам – показывает, где велодорожки могут пересечь проезжую часть.
1.16.1-1.16.2 Островная (полосатым треугольником, иной формы).
1.18-1.19 Стрелки
1.20 Треугольник (предупреждение о ближайшей разметке 1.13).
1.21 «СТОП»
1.22-1.23.1 «А-101» (номер трассы)
1.25 «Шахматка»
Указывает на наличие искусственных неровностей.

Красная

Сейчас в России этот цвет может использоваться там, где запрещается ставить машину, либо пересекать участок не остановившись предварительно. Эта маркировка относится к временной разметке.

Красные линии и штриховки наносят в следующих зонах:

  • пешеходные переходы;
  • пересечения велодорожек с проезжей частью;
  • цилиндрические высокие вертикальные бордюры вдоль дорог (2.3);
  • вертикальные щиты под синими круглыми знаками со стрелками, имеющими номера 4.7-4.9.

Интерес Госавтоинспекции и дорожных ремонтно-хозяйственных служб к красному цвету преимущественно возник для благоустройства дорог при подготовке к осенне-зимнему периоду.

Желтая

Желтая разметка считается постоянной, как и белая. Чаще всего её наносят на участок проезжей части, если это касается обочин, заездных карманов.

Например, места остановки автобусов и других маршрутных автотранспортных средств, перевозящих пассажиров, могут оснащаться зигзагом желтого цвета.

Виды:

Название Номер, назначение Изображение
Зубчатая, зигзаг 1.17, 1.17.2 – остановка для общественного транспорта.
Прерывистая 1.10.1 – делит полотно на два потока.
Сплошная 1.4 – делит движение на два потока, при этом линию пересекать запрещается, либо может указывать на ограничения для проезда машин, где есть пешеходный переход.
Вафельная 1.26 – демонстрирует участок дороги, на который нельзя заезжать, когда на дорогах затор. Она наносится на зону перекрещения путей.

Синяя

Появилась недавно и активно будет применяться в 2019 году. Основной целью нанесения таким цветом некоторых мест на автодорогах и прилегающих к ним территориях – это указывать на менее безопасные участки. Цвет выбран из-за оптимального оттенка, который не сильно отвлекает водителей.

Функции:

  1. Очерчивать границы перекрестка.
  2. Указывать на места платных или бесплатных парковок.

Номер в ПДД синей разметки – 1.7.Необходимость в таком оттенке возникает еще и тогда, когда на перекрестке очень много разной разметки белого цвета.

От этого визуально автомобилисты теряются, не могут быстро сообразить, куда ехать или вворачивать по каким правилам и сигналам. Синий цвет призван в таких случаях немного приглушить пестроту изобилия белых указателей.

Оранжевая

Оранжевым цветом наносят сугубо временную разметку, отмечая, таким образом, зоны, требующие уточнения.

В основном это участки, где прочтения знаков водителями чаще всего неоднозначное, вносит некоторую путаницу. Тогда оранжевая разметка позволяет прояснить ситуацию и помочь водителю вовремя и правильно сориентироваться.

Например, когда часть трассы ремонтируется, либо подвергается реконструкции, модификации, то водитель для объезда может воспользоваться пересечением сплошной линии только в том случае, если поверх нее нанесена оранжевая пунктирная, а рядом – очерчена зона объезда в виде «кармана».

Но здесь главное условие – автомобилисту нельзя пересекать границ временно нанесенных линий.

Вертикальная и горизонтальная

Горизонтальная разметка – это начерченные специальной краской линии на автодорожном полотне, идущие параллельно траектории массового движения автомобилей, вдоль или перпендикулярно дороги.

Обозначения называют «горизонтальными» потому, что они выполнены в горизонтальной плоскости – на дорожном полотне.

Функционально такие обозначения делят проезжую часть на разнонаправленные потоки движения. Вдобавок еще могут предупреждать о каких-либо ограничениях для водителей или о стоящих впереди дорожных знаках.

Есть и другие задачи, которые выполняются горизонтальной линией, но они уже зависят от того, как внешне она выглядит.

Модификаций выполнения линий, идущих вдоль дороги, много. Они могут идти посреди дорожного полотна, а некоторые располагаются у обочин.

Виды:

  • продольная;
  • перпендикулярная;
  • временная (оранжевая);
  • постоянная (белая);
  • сплошная;
  • двойная сплошная;
  • пунктирная;
  • двойная пунктирная;
  • «зубчатая»;
  • широкая («стоп-черта»);
  • островная;
  • стрелки-указатели;
  • предупреждающая треугольная;
  • шахматная.

Вертикальная разметка – это сигнальные обозначения в виде оборудования, сооружений, приспособлений, элементов, установленные вдоль дорожного полотна над определенным уровнем над поверхностью земли.

Чаще всего цвета такой разметки – черно-белые. Называют «вертикальными» потому, что они установлены вертикально по отношению к плоскости поверхности земли.

Функции:

  • демонстрирует габариты дороги;
  • указывает на конструкцию отличную от других участков (напр., маленький мост или крутой спуск впереди);
  • обеспечивает хорошую зрительную ориентировку.

Виды:

  • столбы и столбики (2.1.1-2.1.3, 2.3-2.4);
  • заграждения у обочин (2.2);
  • брусья, бордюр (низкий, высокий) – нижняя точка пролетов тоннеля, путепровода, моста (2.5, 2.7);
  • опоры мостов;
  • парапеты (торцевые части – 2.6);
  • тумбы – цилиндрические, круглые;
  • боковые поверхности обочин дорог иного типа.

По линиям

Каждый тип разметочной черты имеет свои параметры – месторасположение в дорожной инфраструктуре, форму, цвет, размер, протяженность (не для всех) и назначение.

В классификации разметок дорог по ГОСТу указывается диапазон, в рамках которого можно красить линию. Например, приблизительно в диапазонах, каких ширин можно наносить краской линию.

Сплошная

Параметры сплошной линии:

Задачи:

  1. Указать наличие большого риска попадания в при нарушении движения.
  2. Служит границей тех участков дороги, куда запрещено заезжать водителям.
  3. Может еще показывать места стоянки ТС – это значит, что им разрешается находиться без движения в пределах зоны действия такой черты.

Двойная сплошная

Параметры двойной сплошной:

Прерывистая

Параметры прерывистых линий:

Номер по ГОСТу Вид, форма Цвет Размеры, м Назначение
1.5 С редкими короткими штрихами Белый Ширина штриха – 0,1-0,15.
Масштаб исполнения длин штрихов и расстояний к ним – 1:3.
Разделение направлений движения с двух или трехсторонним потоком. При этом направления могут быть противоположными или односторонними.
1.6 Длинные штрихи близко друг к другу Белый Ширина одного штриха – 0,1-0,15.
Длина – 0,6-0,9.
Расстояние между пунктирами – 0,2-0,3.
Служит предупреждением о приближении к разметке под номерами 1.1 или 1.11.
1.7 Короткие штрихи на коротком расстоянии Белый Ширина – 0,1-0,15.
Длина – 0,5.
Длина расстояния между штрихами – 0,5.
Ограничивает потоки в районе перекрестков.
1.8 Широкие штрихи на большом друг от друга расстоянии Белый Ширина:

— 0,4 на трассах 5.1 (ГОСТ 52290);
— 0,2 – на остальных типах дорог.

Длина расстояния между штрихами – 0,3.
Длина штриха – 0,1.

Отделяет поток основной от полосы, где можно брать разгон.
1.9 Двойная Белый Ширина штриха – 0,1-0,2.
Длина – 0,3-0,6.
Расстояние между параллелями – 0,1-0,18.
Расстояние между штрихами – 0,1-0,3.
Разграничивает потоки с реверсивным регулированием.
1.10 Одинарная жирная пунктирная Желтый Ширина штриха – 0,1-0,2.
Длина – 0,1.
Расстояние между чертами – 0,1.
Предупреждает о том, что в зонах нанесения разметки нельзя ставить машину.
1.11 Комбинированная – пунктир и сплошная. Белый Ширина – 0,1-0,2.
Длина штриха – 0,9.
Определяет сторону, где можно делать перестроение при разделенных транспортных потоках движения.
Перестраиваться можно только со стороны, где нанесена прерывистая линия.
1.15 Параллельная мелкопунктирная Белый Ширина и длина штриха – 0,4.
Расстояние между параллелями – 1,8.
Расстояние между штрихами – 0,4.
Обозначает, что велодорожка пересекает проезжую часть.

Вафельная

Параметры «вафельной» разметки:

  1. Внешний вид – пересеченные между собой полосы, образующие диагональную клетку.
  2. Месторасположения – пересеченные дороги.
  3. Функции – запрет въезда на «вафельницу», если на перекрещенных дорогах образовалась пробка.
  4. Назначение – избавить перегруженные участки дорог, перекрестков, поворотов от затрудненного проезда в часы наиболее вероятностных заторов (час пик).

Подъезжая к такому участку, каждый автомобилист обязан остановиться, посмотреть, насколько свободен проезд.

Если правила въезда на участок, где нарисована «вафельница», будут нарушаться, то за это грозит наложение денежных взысканий. Фиксация нарушений производится при помощи систем дорожной видеосъемки. Номер такого обозначения – 1.26.

Пешеходный переход

Участок пути, который имеют пересекать пешие люди, обозначается, так называемой, «зеброй». Номер пешеходного перехода в ПДД обозначен – 1.14.

Представляет собой перпендикулярно идущие по отношению к проезжей части линии, которые очерчивают строго путь, предусмотренный для перехода людьми (в том числе с колясками, тележками, велосипедами).

Виды:

На парковке

Парковаться в городе или за его пределами разрешено исключительно в специально для этого отведенных местах. Существуют платные парковки, но есть и бесплатные.

Первые организованы в зонах повышенной значимости и востребованности, остальные – там, где малая проходимость населения.

Для инвалидов, ветеранов Труда, ВОВ и прочих граждан, управляющих ТС, имеются некоторые льготы по оплате за парковку. Но они назначаются в порядке и по условиям, предусмотренными федеральными и региональными законами.

Но, кроме того, есть еще и специальные обозначения на асфальте, разрешающие останавливаться только общественному транспорту.

Типы и формы разметки для парковки:

Кроме линий на асфальте, могут использоваться иные элементы-информаторы:

  • цифры рядом с линией;
  • столбики;
  • указатели вертикальные – знаки;
  • знак – буква «Р»;
  • другого типа разметки, принятые местными властями в городе (напр., «ёлочка»).

Все они служат как отдельными сигнальными приспособлениями, так и идущие в качестве дополнения к разметке на дорожном полотне.

Отдельно предусматриваются места для легковых авто, отдельно – для грузовиков или пассажирского транспорта, и отдельно для льготной категории лиц (инвалидов, напр.).

На перекрестке

Перекрестки бывают разной конфигурации:

  • «Т»-образные;
  • «У»-образные;
  • «Х»-образные;
  • «+»-образные;
  • иные.

Правила нанесения и цели:

  1. Дублировать сопутствующие дорожные знаки.
  2. Информировать, в том числе и надписями, стрелками, цифрами.
  3. Стрелки указывают направление, куда правильнее будет ехать.
  4. Оснащение зонами пешеходных переходов, велодорожек, островками безопасности и иными элементами.

На детской площадке

Участки, где играют дети, должны снабжаться предупредительными для автомобилистов знаками и соответствующей разметкой.

Такое благоустройство призвано удержать с максимальной гарантией водителей от опрометчивых поступков, могущих привести к травмированию детей наездом авто и прочими ошибками.

Обязательные элементы:

  1. Пешеходный переход.
  2. Стоп-линия.
  3. Велодорожка.
  4. Пешеходная дорожка.
  5. Указатель кругового движения.
  6. Разделители транспортных потоков.

Дополнительно могут быть предусмотрены элементы зонирования самого пространства детской площадки, если тесно прилегает к автостоянке (напр., у какого-либо торгово-развлекательного комплекса).

Также ставят барьеры-ограничители, чтобы машины не заезжали случайно колесом на площадку.

На обочине

Легко можно перепутать по внешнему виду разметку обочин и ту, что отделяется разные потоки движения ТС. Первую линию часто именуют – «краевая», вторую – «разделительная».

Номер разметки для обозначения границ у обочин дорог в сравнении с разделительной линией:

Временная

Существует правила нанесения временной разметки:

  1. Материал маркировки необходимо применять исключительно демонтажный – то есть тот, который легко бы стирался, смывался со временем.
  2. Линии, их направление должно соответствовать стандарту п.2.5.2 ПДД, назначения ограждений.
  3. Удалять постоянную разметку не следует.
  4. Как только все работы проведены, временные указатели с полотна устраняются.
  5. Если была повреждена при демонтаже временных линий постоянная разметка, тогда ее необходимо привести в первоначальный внешний вид.

Цвет временных обозначений всегда оранжевый. Если нарушения порядка потока движения машин по причине ремонта дороги или иной реорганизации планируется вводить в течение 3-х суток (и более), тогда обязательно наносят оранжевую разметку.

Отсутствие разметки

Отсутствие разметки всегда должно компенсироваться дорожными знаками. Такое может встречаться на законных основаниях там, где одностороннее движение. В остальных же случаях разметка наносится обязательно, чтобы водителям проще было управлять авто при наличии встречного потока.

В том случае, когда разметку на дорогу еще не нанесли (к примеру, после реконструкции, ремонта или стройки), автомобилистам Правила предлагают самостоятельно визуально определять границы потоков, а также количестве полос.

Но это все условно. Самое главное – не создавать аварийных ситуаций или препятствий для проезда другими машинами.

Чем руководствоваться, если знак противоречит

В случае несогласованной работы между сотрудниками дорожно-ремонтной службы и служащими Госавтоинспекции, могут возникать разночтения в установленных знаках и нанесенной разметке на дороге.

Примеры:

  1. Знак запрещает поворот направо, а разметка разрешает.
  2. Обгонять в конкретном месте нельзя, но разметку нанесли прерывистую, либо вообще нет никакой разметки.
  3. Бордюр покрашен и сигналит о запрете на остановку, но тут, же рядом стоит знак, который допускает к стоянке авто.
  4. Судя по разметке поворот следует делать с одной стороны, а знак указывает на то, что поворачивать разрешается совсем с другой стороны.

Руководствоваться автомобилистам в подобных случаях необходимо:

  • временными знаками (если они есть) (ст.8 Приложения №1);
  • дорожными знаками (ст.1.25 Приложения №2);
  • линиями временной разметки (п. 1.25 Прложения№2).

Это касается случаев, когда разметка плохо различима – занесена снегом или стерта. Об этом говорится в правительственном Постановлении №1090 от 23.10.1993г. В частности информация содержится в Приложениях к данному Постановлению.

Ответственность за нарушение

За нарушение правил использования разметки существуют штрафы и иные виды наказаний, определенные в КоАП РФ:

Тип линии Нарушения Ответственность
Любая разметка Несоблюдение её требований Штраф – 500 руб.
Краевая, сплошная разделительная. Пересечение Штраф – 1000 руб.
Для стоянки общественного автотранспорта, парковки. Нелегальное нахождение ТС Штраф:
— для москвичей – 2500-5000 руб.;
— для остальных – 500-1000 руб. (в зависимости от типа разметки)
Инвалид Незаконное занятое место Штраф – 5000 руб.
Желтая (двойная, одинарная) Пересечение границы у обочины за пределами города. Штраф – 1500 руб.
Желтая (двойная, одинарная) Такое же нарушение только в пределах Москвы. Штраф – 3000 руб.
Желтая зигзагообразная Парковка в зоне желтой разметки. Штраф – от 1500 руб.
Принудительная эвакуация с постановкой на платную штрафплощадку.
На перекрестках Неправильно сделал разворот Штраф – 500 руб.

По мнению экспертов, среди автомобилистов, если в России все дороги приведут в надлежащий порядок, чтобы само плотно было максимально безопасным в любое время года, тогда введенные новшества самой разметки будут служить только удобством для участников движения.

Что должен знать водитель, для того чтобы безопасно передвигаться по любым автомобильным дорогам - . Они, помимо всего прочего, включают в себя знание разметки автобанов и городских улочек. Конечно, это не самое главное, да и в нашей стране не на каждой дороге можно встретить маркировку, но всё же. Дорожная разметка - это не просто маркировка, она несёт в себе определённую информацию, которая позволяет водителю двигаться с полной уверенностью, что он не создаст аварийной ситуации.

Впервые дорожные обозначения начали наносить в прошлом столетии на бетонных и асфальтовых дорогах.

Типы, виды и цвет

В настоящее время, согласно ГОСТам, существует два вида маркировки дорожного полотна - вертикальная и горизонтальная. Далее мы рассмотрим более подробно, что означает каждая из них. Дорожная разметка и её характеристики также указываются в ГОСТах.

Также любая маркировка бывает временной или постоянной. Первая наиболее часто используется в случае проведения строительных или ремонтных работ на дороге. В некоторых европейских странах её можно распознать по жёлтому или оранжевому цвету, в России эта маркировка характеризуется красным цветом. Если временная разметка дорожного покрытия не совпадает с постоянной, то во внимание следует брать временную.

Постоянная дорожная наносится на автобан, шоссе и городские улицы белой краской или пластиковым материалом. Последний в нашей стране практически не используют, так как он относится к дорогостоящим материалам.

Видео о дорожной разметке и её характеристиках:

Горизонтальная маркировка

Такой тип включает как продольные, так и поперечные линии. Сюда также входят стрелы, различные надписи и другие обозначения, которые расположены на проезжей части. Она позволяет установить некий требуемый и его режимы. Разделяют следующую маркировку:

  1. Осевая линия на трассе с 2 или 3 полосами, по которым автомобили движутся в обоих направлениях, разделяет потоки автомобилей противоположных направлений. Кроме этого, она может выступать в качестве границ полос движения в небезопасных местах на дороге, границ проезжей части, на которые запрещено заезжать, или границы стоянки. Эту линию пересекать запрещается.
  2. Сплошная линия всегда указывает водителю на край проезжей части. Также не пересекается автомобилем.
  3. Линия со штрихами , в 2 раза меньшими, чем промежутки между этими штрихами, обычно говорит о краях проезжей части, состоящей из двух полос.
  4. Линия, штрихи которой превышают промежутки между пунктирами в три раза, называется линией приближения и предупреждает о скором приближении к сплошной, что делит дорожное полотно на противоположные транспортные потоки.
  5. Пунктирная линия с одинаковыми штрихами и промежутками указывает на полосы движения на перекрёстке.
  6. Широкая прерывистая линия - это граница между полосой торможения или разгона и основной полосой движения. Её можно встретить на пересечениях дорог, на перекрёстках, на автобусных остановках и т. д.
  7. Стоп-линия , что он должен немедленно здесь остановится для соблюдения требований соответствующего знака, регулировщика или светофора.
  8. Наверное, наиболее известной является «зебра », которая указывает на место перехода проезжей части пешеходами. Стрелки на ней соответствуют направлению движения людей.

Вертикальная разметка

Эта маркировка дороги может быть представлена линиями и обозначениями. Их обычно наносят на опоры моста, путепроводов, внутри туннелей, на парапеты, бордюры и ограждения. Этот вид нанесения обозначений служит для повышения видимости некоторых объектов участниками дорожного движения. С её помощью вы можете хорошо ориентироваться в размерах объекта. Указание габаритов различных мостов и туннелей очень помогает при движении по незнакомой местности. Вертикальная разметка наносится белой и чёрной краской. С её помощью также маркируют боковые поверхности ограждений на трассах и островков безопасности.

Если вы хорошо владеете знаниями о разметке на дорогах, то вы можете сделать ваше движение по трассе не только безопасным, но и эффективным. На самом деле для хорошей ориентации во время уличного движения необходимо знать всего лишь самые основные виды обозначений на проезжей части улиц. Помните, водитель всегда должен быть уверен в правильности его , иначе может приключиться весьма неприятный инцидент.

По данной теме.

Горизонтальная дорожная разметка наносится на дорожное покрытие, может иметь белый, желтый или оранжевый цвет. Горизонтальная разметка устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств, она может быть постоянной (наносится белым/желтым цветом) или временной (оранжевый цвет). Временная разметка наносится поверх постоянной и является приоритетной.

ВАЖНО!:

  • Если значения дорожных знаков (в том числе и временных) и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу - водитель должен ркуоводствоваться дорожными знаками.
  • Если разметка недостаточно различима - водитель должен ркуоводствоваться дорожными знаками.
  • Если линии постоянной разметки и линии временной разметки противоречат друг другу - водитель должен руководствоваться линиями временной разметки.

Горизонтальная разметка белого цвета может наноситься:

  • вдоль проезжей части;
  • поперек проезжей части;
  • между проезжыми частями на островках безопасности;
  • посреди полос движения.

Горизонтальная разметка, наносимая вдоль проезжей части

Вдоль проезжей части наносятся сплошные или прерывистые линии, которые могут одинарными или двойными.

Горизонтальная разметка 1.1 обозначает границы полос движения, на которые запрещен въезд; разделяет транспортные потоки противоположных направлений; обозначает границы стояночных мест.

1.2.1 (сплошная линия) обозначает край проезжей части.

1.3 разделяет противоположные потоки транспорта на дорогах, которые имеют 4 и более полос движения.

Пересечение сплошных линий горизонтальной разметки 1.1, 1.2.1, 1.3 запрещено. Исключение составляет места, где разрешены остановка и стоянка; также можно пересекать сплошную линию 1.2.1, которая обозначает край проезжей части и расположена справа по ходу движения.

1.2.2 (прерывистая линия с длиной штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах.

1.5 разделяет противоположные транспортные потоки на дорогах с 2 или 3 полосами; обозначает границы полос движения при наличии 2 и более полос в одном направлении.

1.6 (прерывистая линиия с длиной штриха, который в 3 раза превышает промежутки между ними) предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11.

1.7 (прерывистая линия с длиной короткого штриха, равной длине промежутка) обозначает полосы движения в пределах перекрестка, применяется для разметки зоны парковки.

1.8 (широкая прерывистая линия) обозначает границу между полосой разгона (торможения) и основной полосой проезжей части.

1.9 обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение (разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с реверсивным регулированием).

  • Одинарные прерывистые линии разметки 1.2.2, 1.5-1.8 разрешается пересекать с любой стороны.
  • Двойную прерывистую линию разметки 1.9 разрешено пересекать в случае, когда реверсивный светофор позволяет занять полосу, которая предназначена для реверсивного движения.
  • Двойную линию разметки 1.9 разрешается пересекать в случае, когда она находится с правой стороны, и, во время движения по реверсивной полосе реверсивный светофор выключился или запрещает дальнейшее движение по реверсивной полосе.

1.11 разделяет транспортные потоки на участках дорог, где перестроение разрешено только с одной полосы. Также обозначает место разворота, въезда/выезда со стоянки, где движение разрешено только в одну сторону. Разметку 1.11 можно пересекать только со стороны прерывистой линии. Исключение составляют случаи, когда данная разметка разделяет противоположные транспортные потоки, в таком случае при выезде для обгона на встречную полосу со стороны прерывистой линии, разрешено позже вернуться на свою полосу со стороны сплошной линии.

Горизонтальная разметка, наносимая поперек проезжей части

Поперек проезжей части наносится горизонтальная разметка, которая обозначает места остановки транспорта и переходы через проезжую часть, а также искусственные неровности на ней.

1.12 (стоп-линия) указывает место, где водитель должен остановиться. Данная разметка наносится перед регулируемым перекрестком и в местах, где установлен знак 2.5 "Движение без остановки запрещено". .

Линия 1.13 указывает место, где водитель должен остановиться уступая дорогу. Данная размета может наносится в виде ряда треугольников в местах, где установлен знак 2.4 "Уступите дорогу". .

1.14.1
1.14.2 "зебра" обозначает пешеходный переход, стрелки указывают направление движения пешеходам.

Горизонтальная разметка 1.14.1 и 1.14.2 обязывает водителя утсупать дорогу пешеходам, находящимся на разметке, независимо от того, установлены или нет знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" .

1.15 место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. Данная разметка предоставляет велосипедистам преимущество при движении.

1.25 обозначает искусственные неровности на проезжей части (лежачие полицейские).

1.16.1
1.16.2
1.16.3 обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния проезжих частей, заезжать на эти островки запрещено.

Горизонтальная разметка в виде стрелок, надписей

1.18 указывает на перекрестке разрешенные направления движения по полосам. Может применяться, как самостоятельно, так и в сочетании со знаками 5.15.1 и 5.15.2

Разметка с изображением тупика запрещает поворот на ближайшую проезжую часть. Разметка, которая разрешает поворот налево из крайней левой полосы, разрешает также и разворот.

1.19 предупреждает о сужении дороги (приближении к концу полосы). Данная разметка может наноситься вместе с линиями разметки 1.6 при приближении к линии разметки 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1-1.20.3

1.20 наносится в виде предупреждающего треугольника посередине каждой полосы одного направления при приближении к знаку 2.4 и разметке 1.13 .

1.21 надпись "СТОП" предупреждает о приближении к стоп-линии 1.12, если в месте, где она нанесена установлен знак 2.5

1.22 номер дороги (маршрута) наносится посередине полосы перед перекрестком и после него в случае, если дорога меняет направление на перекрестке. В случае, если и на полосе движения нанесена разметка 1.18 с несколькими направлениями движения, номер маршрута наносится под боковой стрелкой разметки 1.18 шрифтом меньшего размера.

Люди, пользующиеся дорогами, должны чётко понимать значение применяемой дорожной разметки на дороге. Безопасность движения находится в прямой зависимости от актуальных знаний его участников.

Горизонтальная дорожная разметка

1.1 Сплошная линия . Используется в следующих случаях:

  • для разделения полос дороги, предназначенных для движения транспорта в противоположных направлениях;
  • для ограничения полос на опасных участках;
  • для обозначения края проезжей части, если въезжать на него запрещается;
  • на стоянках для обозначения места, предназначенного для одного автомобиля.

1.2.1. Сплошная линия . Наносится более широкой полосой, по сравнению с разметкой 1.1. Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине. А также в случае выезда на дорогу.

1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков . Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.

1.3 Двойная сплошная полоса . Применяется для разделения потоков различных направлений при наличии 4-х и более полос для движения. Водителям запрещается пересекать её во всех случаях.

1.4 Полоса жёлтого цвета . Может наноситься на край проезжей части или бордюр, прилегающей к ней. Используется для обозначения мест, где запрещена остановка транспорта.

1.5 Прерывистая линия . Длина штриха составляет половину от размера промежутка. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Водители могут её пересекать в любом случае.

1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними . Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Служит для разделения потоков транспорта. Переезжать её разрешается.

1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками . Используется для обозначения границ полос на перекрёстках, если они имеют сложную конфигурацию. Также можно встретить на стоянках. Запрета на её пересечение нет.

1.8 Широкая прерывистая линия, используемая для обозначения границы полосы разгона/торможения . Водитель может её пересекать.

1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов . Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах.

Водители имеет право переезжать эту линию только при перестроении на полосу, расположенную справа. Или на попутную полосу, если работают реверсивные светофоры.

1.10 Прерывистая линия, нанесённая на бордюр или край дороги жёлтого цвета . Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку. Остановка при этом разрешается.

1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой . Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов. Переезжать данную разметку можно только в случае, если водитель завершает обгон или объезд.

1.12 Стоп-линия . Располагается на проезжей части поперёк полосы. Перед этой разметкой водитель должен остановиться при соответствующем сигнале светофора, регулировщика, либо при наличии знака 2.5.

1.13 Ряд треугольников, нанесённых перпендикулярно движению . В этом месте водитель уступает другим дорогу другим транспортным средствам, вплоть до полной остановки.

1.14.1 Прямоугольные полосы, расположенные по всей ширине дороги («зебра») . Обозначают место, отведённое для пешеходного перехода.

1.14.2 Те же полосы, только со стрелками , обозначающими направление движения пешеходов.

1.15 Линии широких коротких штрихов , обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.

1.16.1-1.16.3 Треугольники , которые используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.

1.17 Жёлтая линия неправильной формы . Используется для обозначения площадок, отведённых для остановки транспорта, движущегося по маршруту, а также такси.

1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании . Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам. Обозначение с изображением «тупика» указывает на запрет поворота на ближайшую проезжую часть.

1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки . Информирует водителя о сужении полосы для движения впереди.

1.20 Линия, образующая большой треугольник . Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.

1.21 Надпись стоп белыми буквами . Указывает на приближение к знаку 2.5 в сочетании с разметкой 1.12.

1.22 Указание номера дороги .

1.23.1 Изображение буквы «А» . Наносится на одной из полос дороги. Указывает, что по ней может двигать только маршрутный транспорт.

1.23.2 Схематичное изображение человека . Информирует о том, что данный участок является пешеходной дорожкой, либо пешеходной стороной велопешеходной дороги.

1.23.3 Схематичное изображение велосипеда . Используется для обозначения участка дороги, предназначенного для движения велосипедистов: велосипедной дорожки, стороны велопешеходной дорожки или специальной полосы на проезжей части.

1.24.1 – 1.24.4 Изображения, дублирующие информацию на соответствующих знаках .

1.25 Разметка в виде квадратов, расположенных поперёк проезжей части в «шахматном» порядке . Используется для информирования водителей об искусственно установленной впереди неровности.

Расположение горизонтальной разметки на дороге согласно ПДД

Вертикальная дорожная разметка

2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и чёрных полос, нанесённых под углом . Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Например, об опорах постов, столбах и т.д. Направление полос указывает сторону, с которой водитель объезжает препятствие.

2.2 Вертикальные полосы , нанесённые на нижний край инженерных сооружений, расположенных над дорогой (мостов, путепроводов и т.д.).

2.3 Горизонтальные полосы . Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.

2.4 Белая краска с одной чёрной полосо й. Подобным образом обозначаются элементы, расположенные у края дороги: столбики, надолбы, опоры осветительных мачт и так далее.

2.5 Чёрные штрихи, нанесённые на белую полосу . Так окрашиваются ограждения, размещённые на опасных закруглениях дороги или спусках.

2.6 Белые полосы по краям чёрной . Подобным образом окрашивают ограждения, которые установлены на иных участках.

2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими чёрными . Так обозначают высокие бордюры, иные инженерные сооружения на опасных участках, в том числе островки безопасности, уровень которых выше уровня проезжей части.

Расположение вертикального разметки на дороге согласно ПДД


Видео: Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка ПДД

Урок № 8 Тема: «Дорожная разметка и ее характеристики»

26.09.2013 17943 0

Цели и задачи урока: знакомство обучающихся с видами дорожной разметки; выработка навыков чтения и использования при движении дорожной разметки.

Материалы к уроку:

Дорожная разметка – средство организации дорожного движения, представляющее собой линии, надписи и иные обозначения которых наносятся на различные элементы дорог и дорожных сооружений. Разметка может применяться самостоятельно, а также в сочетании с другими средствами регулирования движения – дорожными знаками и светофорами. Выделяют два вида разметки: горизонтальную, которая наносится непосредственно на проезжую часть либо по верху бордюра, и вертикальную, которая наносится на вертикальные поверхности опор мостов, путепроводов и других сооружений, а также на элементах оборудования дорог. В этом случае разметка выполняется в виде черных и белых чередующихся полос.

Для пешехода важно уметь определять дорожные разметки, указывающие на то, что в данном конкретном месте можно перейти проезжую часть дороги, т.е. пешеходные переходы:

– нерегулируемый пешеходный переход «зебра». При отсутствии разметки «зебра» ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками «пешеходный переход», установленными на разных уровнях противоположных сторон проезжей части дороги;

– регулируемый пешеходный переход, где движение регулируется светофором, и пешеход должен руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика, то пешеход обязан выполнять требования регулировщика.

Дорожная разметка на проезжей части дороги также подсказывает пешеходам как разрешается переходить дорогу:

– если на проезжей части имеется сплошная разделительная линия и поблизости ни слева, ни справа в зоне видимости нет обозначенного пешеходного перехода, то пешеход имеет право перейти дорогу при отсутствии пешеходного перехода, предварительно убедившись в хорошем обзоре (хорошо просматривается в обе стороны) в том месте, где решил ее пересечь под прямым углом к краю проезжей части. Пешеход, не успевший закончить переход, может остановиться на разделительной линии;

– если на проезжей части нанесена разделительная полоса конструктивно выделенный элемент дороги (газон, зеленые насаждения, огражденная полоса и т.п.), разделяющий смежные проезжие части, то пешеходу нельзя переходить дорогу вне зоны пешеходного перехода. Пешеход должен на такой дороге найти участок, где обозначен пешеходный переход и в этом месте перейти проезжую часть. На разделительной полосе запрещено движение и остановка как пешеходов, так и водителей.

Вертикальная разметка предназначена для исключения случаев наезда транспортных средств на опоры мостов, надолбы, бордюры и другие элементы дорожных сооружений.

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.

1. Горизонтальная разметка:

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

1.2.1. (сплошная линия) – обозначает край проезжей части;

1.2.2. (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) – обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;

1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 (линия приближения – прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) – обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

1.8 (широкая прерывистая линия) – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т.п.);

1.9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

1.10 - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.11 - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота,

Нумерация разметки соответствует ГОСТ Р51256-99. 38 съезда и выезда со стояночных площадок и т.п., где движение разрешено только в одну сторону;

1.12 (стоп-линия) – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

1.13 – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

1.14.1, 1.14.2 («зебра») – обозначает пешеходный переход; стрелка разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

1.15 - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

1.16.1–1.16.3 – обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

1.17 – обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

1.18 – указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.8.1, 5.8.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

1.19 – предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.18.1 – 1.18.3;

1.20 – предупреждает о приближении к разметке 1.13;

1.21 (надпись «СТОП») – предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;

1.2.2 – указывает номер дороги (маршрута);

1.23 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

1.24.1–1.24.3 – дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними;

1.25 – обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине.

Линии 1.2.2, 1.5 - 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или их отключении разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на скоростных дорогах и магистральных улицах, а также на других дорогах, по которым проходят маршруты общественного пассажирского транспорта. Вне населенных пунктов разметка применяется на автомобильных дорогах, имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки.

В других случаях горизонтальная разметка наносится, если это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Все линии продольной разметки, кроме линий 1.2 и 1.8, имеют ширину 0,1 м (такой же ширины промежуток между линиями разметки 1.3, 1.9 и 1.11). Разметка 1.2 имеет ширину 0,2 м, а линия 1.8 может быть шириной 0,4 м, если она применяется для отделения полосы ускорения или торможения на пересечениях и примыканиях дорог, и 0,2 м - в других случаях (в зоне автобусных остановок, у автозаправочных станций и т. п.).

К поперечной разметке относятся линии 1.12-1.14. Разметка 1.12 (стоп-линия) имеет ширину 0,4 м, разметка 1.13 образуется из равнобедренных треугольников с основанием 0,5 м и высотой 0,9 м, разметка пешеходного перехода 1.14.1 и 1,14,2 представляет собой полосы шириной 0,4 м с промежутками между ними 0,6 м (разметка 1.14.2 дополнена направляющими стрелами для упорядочения движения пешеходов на широких переходах).

Ширина размечаемого пешеходного перехода устанавливается с учетом интенсивности движения в часы «пик» из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м. Если ширина перехода более 6 м, то применяется разметка типа 1.14.2.

К другим видам горизонтальной разметки относится разметка 1.15-1.23.

Переезд для велосипедистов 1.15 обозначается квадратами размером 0,4x0,4 м (ширина переезда не менее 1,8 м). Островки 1.16, применяемые для разделения транспортных потоков, представляют собой площадь, ограниченную разметкой 1.1, с нанесенными под определенным углом широкими полосами (для лучшей видимости островка).

Разметка 1.17 наносится линиями шириной 0,1 м и применяется в основном в населенных пунктах для обозначения мест остановки маршрутных автобусов, троллейбусов или автомобилей-такси. Ширина полосы, на которой наносится такая разметка, составляет 2 м.

В зоне, обозначенной разметкой 1.17, разрешается остановка других транспортных средств, если это не создает помехи движению маршрутному автобусу, троллейбусу или автомобилям-такси. Стрелы 1.18 и 1.19 на участках дорог, где разрешено движение со скоростью не более 60 км/ч, имеют длину 3 м, а на участках с большей разрешенной скоростью - 6 м.

Стрела 1.18, показывающая поворот налево и нанесенная на крайней левой полосе, при отсутствии знака 3.19 «Разворот запрещен» разрешает и разворот.

Разметка 1.18 с изображением тупика наносится перед пересечением дорог с несколькими проезжими частями, когда поворот на ближайшую проезжую часть запрещен.

Треугольник приближения К20 имеет основание 1,6 м и высоту 4 м и наносится на расстоянии от 2 до 25 м до линии 1.13 (по форме разметка 1.20 напоминает знак 2.4 «Уступите дорогу» и служит дополнительным средством предупреждения о приближении к разметке 1.13).

Разметка 1.21 (надпись «СТОП») имеет высоту букв 1,6 м при общей ширине всей надписи 2.32 м и наносится на расстоянии от 2 до 25 м до стоп-линий только при наличии перед перекрестком знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Разметка 1.22 (номер дороги) наносится на полосе движения. Высота цифр и букв на участках дорог при разрешенной скорости до 60 км/ч составляет 1,6 м, а при большей скорости - 4 м. Буква «Е» означает, что данная дорога относится к системе европейских дорог, открытых для международного движения.

Разметка 1.23 (ширина основания буквы «А»- 1,4 м, высота - 3 м) наносится так, чтобы основание буквы «А» было обращено в сторону движущихся по этой полосе транспортных средств. Эта разметка наносится при наличии знака 5.9. С помощью этой разметки могут обозначаться полосы разгона и торможения перед остановками транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам,

Пересекать линии 1.1 и 1.3 запрещается, кроме случая, когда линия 1.1 использована для обозначения края проезжей части.

Сплошные линии продольной разметки наносятся на участках, где необходимо запретить маневрирование (на закруглениях малых радиусов, при ограниченной видимости, перед вершинами подъемов, на подходах к перекресткам, железнодорожным переездам и т.п.). Поэтому пересекать сплошные линии продольной разметки или даже наезжать на них запрещается. Исключение составляют случаи, когда линия 1.1 используется для обозначения края проезжей части. В этом случае ее можно пересекать для последующей остановки,

На проезжей части с помощью разметки могут быть выделены зоны, движение по которым запрещено. Это могут быть, например, посадочные площадки у трамвайных остановок, островки или «резервная зона», разделяющие транспортные потоки, и т. п.

Линии 1.2, 1.5-1.8 разрешается пересекать с любой стороны. Линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя. Линию 1.11 разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии.

Прерывистые одинарные линии продольной разметки применяются для разделения встречных потоков транспортных средств и выделения полос движения. Прерывистая осевая линия наносится главным образом на участках с обеспеченной видимостью, где не запрещаются обгоны, Пересекать прерывистые одинарные линии разрешается. Однако если полосы движения обозначены такими линиями, то водители должны придерживаться середины полосы и без необходимости не. наезжать на линию разметки.

Прерывистые двойные линии продольной разметки 1.9 применяют для выделения полос, на которых направление движения может изменяться на противоположное.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. Разметку 1.9 разрешается пересекать, только если она расположена справа от водителя.

Линия 1.11 применяется для ограничения маневрирования, как правило, на участках с ограниченной видимостью. Пересекать ее можно только со стороны прерывистой линии при выполнении любых маневров, а со стороны сплошной – лишь при завершении начатого ранее обгона. Если линия 1.11 применяется для разделения полос попутного направления, а не в качестве осевой, то ее пересекать можно только со стороны прерывистой линии для перестроения в соседний ряд.

На проезжую часть могут наноситься надписи и другие обозначения, помогающие водителям ориентироваться в обстановке, но не вводящие каких-либо ограничений.

В ряде случаев в целях более полной информации водителей об особенностях движения на проезжую часть могут наноситься наименования пунктов следования (в дополнение к разметке 1.17). Например, на проезжей части могут быть написаны слова «такси», «автобус». Могут применяться также и другие надписи или обозначения, понятные водителям (например, изображения дорожных знаков).

В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

Такая ситуация может возникнуть, как правило, в тех случаях, когда возникает необходимость временно изменить существующую схему организации движения (например, при проведении массовых мероприятий, народных гуляний). Водители должны руководствоваться временными знаками (устанавливаемыми на стойках), если даже их требования противоречат требованиям дорожной разметки.

Вертикальная разметка.

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

2.1.1-2.1.3 – обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.2 – обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

2.3 – обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;

2.4 - обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и т.п.;

2.5 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;

2.6 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

2.7 – обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

Как уже отмечалось, для вертикальной разметки используются сочетания черного и белого цвета. Черно-белые полосы разметки 2.1 наносятся под углом 45° к вертикали таким образом, чтобы их наклон был направлен в сторону проезжей части. При большой ширине вертикальной поверхности размечают только ближайший к проезжей части край на ширину 0,5 м, а при большой высоте - на высоту 2 м.

Применение вертикальной разметки

Разметка 2.2 применяется при вертикальном габарите искусственного сооружения менее 5 м и наносится над серединой каждой полосы движения.

При невозможности нанесения разметки 2.1 и 2.2 на поверхности сооружения ее выполняют на щитах, прикрепляемых к элементам пролетного строения или устанавливаемых перед ними.

Чередующиеся черно-белые полосы разметки 2.3 применяются для обозначения только тумб или маяков, устанавливаемых на островках безопасности в местах разделения или слияния транспортных потоков.

С помощью разметки 2.4 в виде наклонной полосы на белом фоне обозначают различные столбики, надолбы, опоры ограждений, а также растущие близко к проезжей части деревья. Черная полоса, проведенная под углом 60° к вертикали, имеет наклон в сторону проезжей части.

Разметка 2.5 представляет собой сочетание участков, окрашенных в черный и белый цвет (длина белого участка – 2 м, черного – 1 м).

Разметка 2.6 выполняется в виде черной горизонтальной полосы шириной 0,1 м на белом фоне боковых поверхностей дорожных ограждений.

Бордюрный камень и боковые поверхности островков в местах повышенной опасности окрашивают в черно-белый цвет при соотношении длины белого участка к черному 2: 1.

Вертикальная разметка не вводит каких-либо ограничений в движение и служит средством дополнительной информации водителей.

В целях лучшей видимости белые полосы вертикальной разметки 2.1-2.3 могут быть на 2/3 их ширины покрыты световозвращающей пленкой.

В настоящее время выпускается световозвращающая пленка, предназначенная для производства дорожных знаков. Эта пленка изготовляется из алюминиевой фольги, на которой с помощью специального синтетического лака закрепляется слой микрошариков диаметром 40-200 мкм с коэффициентом преломления 2,2. Эта пленка может использоваться в сочетании с вертикальной разметкой для улучшения видимости обозначаемых элементов в темное время суток. С этой же целью могут применяться световозвращатели (катафоты), аналогичные применяемым на транспортных средствах.

Вопросы для закрепления:

1. Какие правила должны соблюдать пешеходы находясь на остановке общественного транспорта?

2. Ты вышел из трамвая, посадочной площадки нет, как поступить в этом случае?

3. Что означает разделительная полоса?

4. В чем отличие назначения вертикальной и горизонтальной разметок?

5. Какую бы вы предложили схему разметки школьного двора, если бы в нем осуществлялось интенсивное движение велосипедистов?