Дпс имеют права останавливать без нарушения. Может ли инспектор гибдд останавливать для проверки документов? Действия сотрудников гибдд после остановки автомобиля

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

(кликните, чтобы открыть)

Если Вас остановил сотрудник ГИБДД, то он должен иметь для этого предусмотренную правовой системой причину остановки. Ответ на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать движущийся транспорт в конкретной ситуации, можно получить, изучив пункт 63 Административного регламента МВД России от 02 марта 2009 № 185 . Он содержит перечень оснований для остановки транспорта инспекторами ГАИ. К ним относятся:

  • установленные зрительно либо зафиксированные техническими средствами признаки нарушений ПДД;
  • наличие информации, свидетельствующей о причастности пассажиров, водителя к преступлению, ДТП, административному правонарушению;
  • необходимость использования автомобиля;
  • наличие данных об использовании транспорта в противозаконных целях;
  • необходимость опроса участников дорожного движения об обстоятельствах преступления, ДТП, административного правонарушения, если они являются очевидцами;
  • наличие причин полагать, что средство транспорта разыскивается;
  • необходимость привлечения водителя либо пассажира в качестве понятого;
  • исполнение регулировочно — распорядительных функций на дороге;
  • необходимость привлечения водителя к оказанию помощи сотрудникам полиции, участникам дорожного движения;
  • проведение особых мероприятий, например, специальная операция на трассе;
  • и документов, предусмотренных ПДД (лишь на стационарных постах ДПС).

Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.

На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили, ответ однозначен. Он наделен подобным правом, но может его реализовать лишь в предусмотренных случаях, которые мы рассмотрели выше. Итак, Вас остановил сотрудник ГИБДД. Каковы его права в дальнейшем? Из анализа положений пункта 20 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» следует, что, помимо остановки транспорта, сотрудники полиции могут:


Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД. Вы хотите убедиться в правомерности его действий. Что делать в подобной ситуации? Можно позвонить на горячую линию и узнать, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили в том или ином случае.

Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт незаконно, то его действия можно обжаловать. Следует учитывать, что вышеуказанные правомочия предоставляются инспектору ГАИ только в пределах зоны его ответственности. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль вне ее границ, то его действия будут неправомерными.

Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».

Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.

Милиционер-стажер, выходя на пост, не имеет права одевать служебную форму сотрудника полиции (ДПС), и тем более не имеет служебного жетона. Таким образом, человек в гражданской одежде, даже имея при себе специальную экипировку, регулировщиком не является и, соответственно, отвечая на вопрос, имеет ли права стажер ДПС останавливать ТС, можно с уверенностью ответить — нет, не имеет.

Совершенно таким же образом можно ответить и вопросы, типа «имеет ли право ППС останавливать машину» или «имеет ли право участковый останавливать транспортное средство». Не имеют они такого права, так как не наделены функцией регулировки дорожного движения.

В Административном регламенте МВД РФ указано, где имеют право останавливать сотрудники ДПС. В соответствии с п. 82 Административного регламента МВД РФ, для проверки документов можно останавливать ТС только на стационарных постах ДПС. Вне стационарного поста тоже можно останавливать транспортные средства:

  • в случае нарушения водителем требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае ориентировки или указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.

Что такое стационарный пост? Понятие стационарного поста ДПС в действующем законодательстве четко не дается, но из п. 14 Административного регламента следует: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост милиции и контрольно-пропускной пункт». Таким образом, место, где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД четко прописано в законе.

Подпишитесь на свежие новости

Нередко автомобилистов останавливают сотрудники ГИБДД, требуют предъявить документы на автомобиль и при этом не называют причину остановки. Остановить автомобиль без причины сотрудник ГИБДД не имеет права. Остановка транспортного средства ограничена 14-ю основаниями.

Основания к остановке транспортного средства перечислены в пункте 84 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее – Административный регламент).

Основания к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД

Всего имеются 14 оснований для остановки ТС:

НАРУШЕНИЕ ПДД ИЛИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения. Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости. Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.

Во-вторых, почему законодатель привел такое широкое основание как нарушение требований безопасности дорожного движения, а не просто нарушение ПДД?

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Данная деятельность включает в себя не только принятие норм, регламентирующих и устанавливающих правила дорожного движения, но и других требований для обеспечения безопасности.

К обеспечению безопасности дорожного движения, помимо правил дорожного движения (ПДД), относятся:

  • требования по охране труда и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Данные требования в основном касаются водителей специального транспорта (экскаваторы, погрузчики, тракторы)
  • требования к техническому состоянию автомобилей (ст. 16 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Рассмотрим данное требование подробнее.

Несоответствие технического состояния автомобиля стандартам, правилам и руководству по их эксплуатации будет являться нарушением требований безопасности дорожного движения. Например, отсутствие опознавательных знаков (автопоезд, шипы, перевозка детей, глухой водитель и другие), неисправность внешних световых приборов, наличие шин различных размеров на одной оси и другие.

Полный список неисправностей содержится в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Поэтому сотрудник ГИБДД вправе остановить автомобиль не только за нарушение ПДД, но и при явных признаках неисправности транспортного средства.

Также стоит отметить тот факт, что инспектор может остановить автомобиль не только при явных нарушениях, но и их признаков. Признаком является достаточное условие для принадлежности события или действия к тому или иному виду нарушения. Например, степень тонировки невозможно определить при движении автомобиля, поэтому после остановки производятся замеры светопропускной способности стекла специальным прибором.

ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИЦО (ЛИЦ)

Ориентировка представляет собой документ, в котором имеется описание лица или группы лиц (возраст, рост, внешность, одежда и прочее).

Шутка

Обязан ли инспектор предъявить водителю ориентировку?

Согласно п. 89 Административного регламента после остановки автомобиля инспектор должен подойти к водителю, представиться и сообщить причину остановки. Обязанности по предъявлению ориентировки не установлено, также, как и водителю не запрещено требовать предъявить ориентировку. Данный вопрос законодательством не урегулирован. Однако ч. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции» установлено, что гражданин должен быть ознакомлен с документами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Но остановку автомобиля приравнять к ограничению прав и свобод достаточно сложно. Поэтому отказ в предоставлении ориентировки на столько же правомерен на сколько правомерно требование ее предъявить.

Остальные источники данных (информация дежурного, нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) носят исключительно устный характер и не могут быть проверены документально.

ОРИЕНТИРОВКА НА АВТОМОБИЛЬ

Данное основание отличается от предыдущего объектом розыска. В первом случае это физические лица, во втором – транспортные средства. Ориентировка на автомобиль содержит имеющуюся информацию о нем (марка, модель, гос номер). В требовании предъявить ориентировку сотрудником ГИБДД может быть также отказано.

ОПРОС ВОДИТЕЛЯ

В данном случае водитель будет выступать в качестве свидетеля (очевидца) ДТП, административного правонарушения или уголовного преступления.

Может ли водитель или пассажиры отказаться от опроса? Нет, не могут. Обязанность дачи показаний предусмотрена ч. 6 ст. 25.6 КоАП и ч. 6 ст. 56 УПК, а ответственность за отказ от дачи показаний – ст. 17.7 КоАП, ст. 308 УК. Как видно, обязанность и ответственность предусмотрена административным и уголовным законодательством и зависит от случившегося события.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПОНЯТОГО

Понятой – это любое лицо, достигшее возраста 18 лет и не заинтересованное в исходе дела. Функция понятого заключается в визуальной фиксации совершения процессуальных действий должностными лицами. Однако, водитель вправе отказаться выступить в роли понятого. Ответственность за отказ участвовать в качестве понятого не предусмотрена ни административным, ни уголовным законодательством.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ

К экстренным случаям относится:

  • предотвращение и пресечение преступлений или административных правонарушений
  • преследование и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления
  • проезд к мету совершения преступления
  • доставка граждан в мед учреждения для оказания неотложной медицинской помощи
  • отбуксировка с места ДТП поврежденных транспортных средств

В экстренных случаях остановка может быть осуществлена независимо от места и времени суток (п. 6.14 Административного регламента, пп. З п. З ст. 28 Ф3 «О полиции»). За отказ в предоставлении транспортного средства на водителя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств. В таком случае инспектор выступает в роли регулировщика.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕЗДА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ПРОЕЗЖУ СПЕЦТРАНСПОРТА

Организация беспрепятственного проезда к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

Данное основание является расплывчатым по своему содержанию и, по нашему мнению, дублирует такие основания остановки как использование автомобиля в экстренных случаях, привлечение в качестве понятого, остановки для опроса водителя о каких-либо фактах. Затруднительно представить ситуацию, когда инспектор останавливает автомобиль и просит водителя помочь поменять колесо на служебной машине. Основания для остановки формально есть – помощь сотрудникам полиции, однако обязанность водителя оказывать помощь в данном случае законодательством не предусмотрена.

СПЕЦ МЕРОПРИЯТИЯ

Так называемые рейды – осуществление автоинспекцией запланированных мероприятий в целях устранения массовых правонарушений. Например, сплошная проверка водителей на состояние алкогольного опьянения, проверка наличий лицензий на осуществление таксомоторной деятельности (операция «Таксист»).

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки. Как и в случае с ориентировкой закон не предусматривает обязанности инспектора предъявлять данную карточку водителю. О проведении спецмероприятия обычно свидетельствуют явные признаки: перекрытие проезжей части, обилие полицейских в бронежилетах, «кордоны» и патрули ОМОНа.

УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ремонтные работы, стихийные бедствия, производственные (техногенные) аварии, пожары и другими чрезвычайные обстоятельства, утечка опасных веществ.

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

Данное основание применяется для осуществления проверки документов на транспортное средство и право управления им, проверка документов на перевозимый груз.

Для проверки документов законодатель отдельно выделил 4 основания (пункт 106 Административного регламента), однако они из числа рассматриваемых 14.

Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении (пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения), являются:

  1. выявление признаков нарушения правил дорожного движения
  2. наличие ориентировок (иных данных) на водителя
  3. наличие ориентировок (иных данных) на транспортное средство
  4. проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (спец. мероприятия)

Помимо этого, пунктами 107, 108, 109, 110, 111 Административного регламента предусмотрены и иные основания для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, различных разрешений и лицензий (некоторые виды перевозок подлежат лицензированию), сверки маркировочных обозначений (WIN), проверки государственных регистрационных знаков (номеров), проверки технического состояния автомобиля.

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ

В случае, если водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления или находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются другие основания для их задержания.

Ответить на вопрос «Имеет ли сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство без причины?» прямо «да» или «нет» не совсем корректно, потому что:

  • для остановки автомобиля имеются только 14 оснований
  • неподчинение ЗАКОННОМУ требованию инспектора влечет наложение административного штрафа

Если руководствоваться нормами закона, то остановка автомобиля без причины незаконна. Однако нужно понимать, что оснований к остановке уж очень много и инспектору остается лишь выбрать подходящее.

Необходимые условия для остановки автомобиля

Помимо указанных оснований, сотрудник ГИБДД при остановке автомобиля должен обеспечить определенные условия. Другими словами, останавливать автомобиль где попало инспектору запрещается. Разберемся.

Время суток

Остановка в светлое время суток

Днем остановка ТС может быть осуществлена по всем основаниям.

Остановка в темное время суток

В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен иметь светящийся жезл (жезл с световозвращающими элементами) и световозвращающее снаряжение (п. 65 Административного регламента). Требования об освещенности участка остановки отсутствует.

Место остановки

Остановка на стационарном посту ДПС

Что является стационарным постом ДПС?

Стационарный пост ДПС (СПДПС) – место, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями (п. 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка»)

На посту остановка может производиться по любым основаниям, а также в любое время суток.

Стоит отметить, что припаркованный автомобиль ДПС не может являться стационарным постом, потому что как минимум автомобиль не является специальным служебным помещением.

Остановка вне зоны стационарного поста ДПС

Остановка не на стационарном посту возможна по всем основаниям. Однако в таком случае у инспектора на груди должен быть видеорегистратор, позволяющий фиксировать его действия и действия водителя. Тем не менее, отсутствие регистратора не является основанием не подчиняться требованию сотрудника ГИБДД.

Остановка под запрещающим знаком

Остановка на запрещенных для остановки участках дороги (не путать со стоянкой)
возможна только при осуществлении регулирования движения и при необходимости использования автомобиля в экстренных случаях. Остановка по иным причинам запрещается.

Особенностей остановки автомобиля в черте города или вне населенного пункта не предусмотрено.

Сопоставим основания для остановки с условиями остановки

Часто задаваемые вопросы водителей

Как водителю определить законно ли требование сотрудника ГИБДД остановить автомобиль?

Практически невозможно. Инспектор может аргументировать факт остановки автомобиля банальной проверкой документов. Какой нормальный инспектор признается: «Да у вас такая крутая тачка, просто хотел салон посмотреть… вот и остановил». Остановка ТС по любым основаниям запрещена на неосвещенных участках дороги, а также под знаком «остановка запрещена» (за исключением осуществления регулирования движения или необходимости использования ТС в экстренных случаях). В этих случаях остановка будет явно незаконной.

Что грозит за игнорирование требования инспектора об остановке?

Водитель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Какие меры воздействия могут быть применены к автомобилисту, проигнорировавшему требование об остановке?

При игнорировании требования об остановке инспектор может применить меры принудительной остановки (преследование, использование спец средств). Водитель не может наверняка знать причину остановки, поэтому во избежание недоразумений ему следует выполнить требования сотрудника ГИБДД и узнать причину остановки.

Предусмотрена ли ответственность сотрудника ГИБДД за остановку ТС без причины?

Если инспектор ГИБДД остановил транспортное средство без основания или в неположенном месте, он совершил административное правонарушение, за которое для должностных лиц предусмотрен штраф до 20 000 рублей (ст. 12.35 КоАП). Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует – практически невозможно.

Исчерпывающий перечень оснований для предъявления инспекторами ДПС требования об остановке транспортного средства содержится в приказе МВД России от 23.08.2017 N 664, которым утвержден так называемый «Административный регламент ГИБДД».

Такими основаниями являются:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения (при условии обеспечения безопасности иных участников движения), посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Когда машину могут останавливать обычные сотрудники полиции?

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона «О полиции».

Законом установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину причину и основания применения данных мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Вконтакте

Здравствуйте, дамы и господа. На связи Евгений Волков. Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Однако нужно понимать, что имеет право не любой сотрудник ГИБДД. Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.

Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?

Правила дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос

Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).

Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях

предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.

Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.

Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?

Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено .

Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?

Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.

С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://сайт согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:

Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80

Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.

А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.

Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).

Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.

Надеюсь, теперь вам понятно, кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи, то задавайте их в комментариях к статье ниже. Спасибо!