ДУХ это что такое ДУХ: определение — Философия.НЭС. Почему дух и душа разные понятия: в чем разница

  • ДУХ , -а (-у), м.

    1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. [Якоби:] Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает - болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. Чехов, Крыжовник. Тот, кто не художник, не может испытать забвения всего окружающего, когда дух погружен в образы. Гаршин, Надежда Николаевна. || В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи. --- [Махисты] требуют от материалистов такого определения материи, которое бы не сводилось к повторению того, что материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое - вторичное. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. || В идеалистической философии: нематериальное начало, лежащее якобы в основе всех вещей и явлений, являющееся первичным по отношению к материи. Абсолютный дух. || По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное, божественное начало в человеке; то же, что душа . Старший молвил: - Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Пушкин, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут. Л. Толстой, Война и мир.

    2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. Дух войска. Подъем духа. Упадок духа. Как был я духом бодр, как полон юных сил! Плещеев, Странник. Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе. Радин, Смело, товарищи, в ногу. Казалось, чем слабее и немощнее становилось его [Комиссара] тело, тем упрямее и сильнее был его дух. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. || Смелость, решимость, мужество (обычно в устойчивых сочетаниях). Собраться с духом. Набраться духу. [Саша (встает):] Как у вас хватает духа говорить все это про человека, который не сделал вам никакого зла? Чехов, Иванов.

    3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-л. Противоречить духу закона. Обстоятельства жизни --- дали ему возможность узнать истинные нужды народа и проникнуться его духом. Добролюбов, А. В. Кольцов. [Настроение], широко охватывающее всех, и дает то, что принято называть «духом времени». Короленко, История моего современника. || чего или какой. Какое-л. начало, определяющее поведение, образ мыслей и т. п. Кастовый дух. Воинственный дух. Дух противоречия. [Толя Попов] привнес во все, что бы ни делала молодежь «Первомайки», дух ответственной дисциплины и решительной смелости. Фадеев, Молодая гвардия.

    4. По мифологическим и религиозным представлениям: бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека. Добрый дух. Горные духи. Суда бросали, бывало, медную монету духу, охраняющему остров, чтобы он пропустил мимо без бурь. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    5. Разг. Дыхание (обычно в устойчивых сочетаниях). Дух захватывает. Дух занимает. Дух замирает. Затаить дух. Перевести дух.

    6. Прост. Воздух. - Давно нашим лесным духом не дышал, - --- сказал Матвей. Марков, Строговы.

    7. Прост. Запах, аромат. [ Ефросинья Потаповна:] Ваниль этот дорогой ---. Ну и положил бы чуточку для духу, а он валит зря. А. Островский, Бесприданница. - Откроешь кастрюлю, а из нее пар, грибной дух даже слеза прошибает иной раз! Чехов, Сирена. [Изба] была недавно построена ---. Из горницы до сих пор еще не выветрился скипидарный дух свежего леса. С. Антонов, Лена.

    8. в знач. нареч. ду́хом . Прост. а) Очень быстро, мигом. Духом домчаться. б) Без остановки, сразу, в один прием. Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Ермолай привстал, перекрестился и выпил духом. Тургенев, Ермолай и мельничиха.

    Вольный дух см. вольный .

    Злой (или нечистый) дух - бес, дьявол.

    Святой дух - по христианскому вероучению - одно из лиц святой троицы.

    Святым духом (узнать) (шутл. ) - догадаться, сообразить или узнать из неожиданного, необычного источника.

    В духе - в хорошем настроении.

    Не в духе - 1) в плохом настроении; 2) (с неопр. ) не расположен, нет желания заниматься чем-л. - Я не в духе рассказывать. Лермонтов, Бэла.

    Во весь дух или что есть духу (бежать , мчаться и т. п.) - очень быстро, стремительно, изо всех сил.

    На духу́ (прост. устар. ) - на исповеди (у священника).

    Как на духу́ (прост. устар. ) - откровенно, ничего не утаивая.

    Дух вон у кого (в знач. сказ.; прост. ) - умер, умерла.

    Вышибить дух из кого см. вышибить .

    Испустить дух см. испустить .

    Воспарить духом см. воспарить .

    Воспрянуть духом см. воспрянуть .

    Пасть (или поникнуть) духом - впасть в уныние, отчаяние.

    Расположение (или состояние) духа - настроение, душевное состояние.

    Ни слуху ни духу о ком-чем - нет никаких известий.

    Ни сном ни духом не виноват в чем; ни сном ни духом не знать (или не ведать) чего см. сон .

    Одним (или единым) духом - 1) очень быстро, мигом. - Торопи ямщиков ---. Чтобы живо! - Единым духом … - и голова старосты исчезла за дверью. Короленко, Черкес; 2) сразу, в один прием. Он одним духом выпил большой бокал. Б. Полевой, Пан Тюхин и пан Телеев.

    Присутствие духа см. присутствие .

    Чтобы духу чьего не пахло (или не было); чтобы духом чьим не пахло - о требовании чьего-л. немедленного и обязательного удаления.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как объясняют эти два слова: душа и дух - в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа - это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Дух - это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух - это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух - совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать . Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

- (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

А (у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

Муж. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе… … Толковый словарь Даля

- [душа человека] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? духа, чему? духу, (вижу) что? дух, чем? духом, о чём? о духе 1. Духом называют нематериальную часть человека, к которой относят сознание, чувства, характер и т. п. Свойства… … Толковый словарь Дмитриева

ДУХ, духа, муж. 1. только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле. 2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом (см. собраться). Пасть духом (см. пасть1). 3. В… … Толковый словарь Ушакова

Дух: В Викисловаре есть статья «дух» Дух (философия) философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Дух (мифология) … … Википедия

См. душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу,… … Словарь синонимов

Философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление,… … Большой Энциклопедический словарь

М. Одно из лиц Святой Троицы; Дух Святой (по христианскому вероучению). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ДУХ 1, а (у), м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Дух , Евгений Данильченко. Книга рассказывает о дедовщине в армии. Она не ставит своей целью просто показать все ужасы дедовщины. Цель – рассказать, откуда дедовщина возникает, почему она такая живучая и какое значение… электронная книга
  • праведный
  • архиеп.
  • прот. Николай Депутатов
  • свящ. Илия Гумилевский
  • Дух - 1) бестелесное личностное существо ( (), (), душа почившего человека () либо человеческая вообще (); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. ); 4) , нрав () (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 5) настроенность (пример: воинственный дух); 6) суть (пример: дух произведения).

    «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. )

    Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

    По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

    «Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. . В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

    Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

    «Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

    Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (; ). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (). Преподобный на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (; ), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого , он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

    Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

    «Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

    Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

    1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

    2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

    3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

    Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

    Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

    Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

    Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

    В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

    Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

    В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

    В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

    Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

    Что такое душа, и что есть дух? Душа и дух - это понятия тождественные, или же они отличаются друг от друга? Вопросы не новые, глубинные, не имеющие однозначного ответа… Однако мы не можем не задавать их. Суть наша ищущая, неугомонная, вечно блуждающая и томящаяся в неведении, но оттого живая, настоящая, развивающаяся и бесконечная. Если бы нам было дано подойти к истине вплотную и взглянуть ей в глаза, мы бы в тот же самый миг исчезли, испарились, поскольку утратили бы свою суть, а значит, и смысл своего существования. Поэтому в сегодняшнем ответе на вопрос «дух - это что?» будет малая часть истины.

    Православие

    В основе Православной веры лежит учение о трихотомии в составе человеческой природы, иначе - признание того, что человек состоит не только из двух основных субстанций (души и тела), но и ещё третьего благодатного дарования - духа. Однако у учителей Церкви учение о трёхсоставности человека, к сожалению, носило более «само собой разумеющийся» характер, нежели было глубоко и всесторонне разработанной доктриной, вследствие чего по этому вопросу всегда возникали споры и возражения. Противники трихотомии настаивали на том, что сущность человека состоит лишь из души и тела, а встречающиеся в Святом Писании слова «дух» и «душа» - понятия однозначные.

    В свою очередь сторонники теории о трёхсоставности природы человека также не отличаются единством. Одни полагают, что душа - абсолютно нематериальная субстанция, низшее проявление духа, потому материальным может быть только тело человека. Другие допускают иное: дух - единственная духовная составляющая человека, в то время как тело и душа материальны по своей сути и объединены в нечто единое целое, иной раз обозначаемое библейским термином «плоть».

    По этим вопросам написано множество книг. Это и «Прибавление к Слову о смерти» епископа Игнатия, «Беседы и слова преподобного Макария Великого», «Душа и Ангел - не тело, а дух» Епископа Феофана и многие другие. Рассуждения интересные, глубокие и поучительные, однако разрешение сего спора по своей сути невозможно, поскольку глубина его бесконечна, посему - недостижима.

    Понятие духа в Исламе

    В Исламе существуют такие понятия, как «нафс» (душа) и «рух» (дух). Что они означают? Учёные и толкователи Корана разошлись во мнениях. Одни считают, что данные слова являются синонимами, и различия можно обнаружить лишь в их качествах и свойствах. Например, слово «рух» (дух) может иметь такие эквиваленты, как «рих» - ветер, благоприятствующий появлению новой жизни, «равх» - умиротворение, а понятие «нафс» (душа) происходит от «нафис» - дорогой, бесценный, и от «танаффаса» - дышать. К числу других относятся толкователи, которые говорят, что от рождения человеку дана «хайят» (жизнь), «рух» (дух) и «нафс» (душа). Дух - это божественное начало, он светлый, а душа - человеческое, сотворена из глины и огня.

    Однако есть мудрецы, которые призывают не вступать в беседы о душе и о её сути, ибо когда Пророка спросили о том, что такое душа (дух), он не дал однозначного ответа, терпеливо ожидая божественного откровения. Ниспосланный аят был глубоким и мудрым: «Дух нисходит от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». Иными словами, подтверждалось существование духа и его божественное происхождение, однако суть его оставалась скрытой и незримой. Ум человека ограничен. Он не может себе представить понятия, не имеющие явной формы и окраски, не обладающие определёнными размерами, которые невозможно взвесить или изучить иным способом. Поэтому, если бы спрашивающие получили определённый ответ, то всё равно не смогли бы постичь услышанное, поскольку в «мире приказов» нет определений, что является большим или маленьким, красным, синим, квадратным или круглым. Рассуждая о душе, можно лишь говорить о том, что исходит от той или иной души, что или кто может оказывать влияние на неё, что может её портить или возвышать. Говоря другими словами, люди могут только рассуждать об особенностях души, а Аллах ведает истину.

    Дух - это сила

    В Исламе, помимо изложенного выше понятия «рух» (дух, душа), существует ещё одно представление. Аллах поддерживает всех верующих в Него другим духом: «Аллах начертал в их сердце веру и укрепил их духом от Него» (Коран 58/22). То есть, помимо духа - души, который изначально находится в теле человека, Бог по Своей воле даёт поддержку и посылает другие возможности. Отсюда слово «дух» приобретает особый смысл: дух - это сила. Поэтому и говорят «сильный духом» или «слабый духом человек», «чувствуется здоровый дух». Однако в отличие от духа - души, этот дух смертен. Он исчезает, когда тело погибает.

    Обыкновенное чудо

    Однажды преподобный Сергий, трапезничающий с братией монастыря, вдруг резко встал из-за стола, повернулся, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, благословение Господне да будет с тобой». Удивились сильно монахи, не удержались и спросили отче святого, кому были адресованы сии слова. Каково же было их еще пущее изумление, когда преподобный ответил, что в восьми верстах от монастыря остановился направляющийся в Москву епископ Пермский Стефан. Он поклонился и произнёс слова: «Мир тебе, духовный брат». Вот поэтому Сергий и ответил ему. Не все поверили словам Святого Старца, некоторые поспешили к тому самому месту и вскоре действительно догнали Стефана, который и подтвердил слова Сергия.

    Приведённый пример удивителен, но не единичен. Как верующим людям, так и деятелям науки сотни раз приходилось сталкиваться с подобными явлениями. Первые называют происходящее Божественным чудом, в секунду меняющим обычную логику вещей. Последние пытаются подойти к вопросу научно (Ш. Рише, Котик, Оливер Лодок) и предлагают теорию невидимого излучения энергии мыслящим мозгом, т.е. всякая мысль - энергия, которая излучается наружу и имеет как психические, так и физические свойства.

    Душа и дух

    Кто прав, и что есть истина в этом случае? Сие великая тайна. Душа и дух - это одно и то же по сути, они соединены в единую сущность, и происхождение их божественно. Они первичны, они есть начало и источник всего видимого и невидимого. Однако существуют и различия. В чем они заключаются? Душа - это солнце, огромное, яркое, вечное. Дух - это исходящая от солнца энергия, лучи, несущие всем и каждому свет и тепло. Дух - та связующая нить, невидимая, но очень прочная, что соединяет всех и вся между собой и Богом. Таким образом, душа передает и распространяет ту силу, веру, те переживания, чувства, знания, всё то осознанное и бессознательное, что есть в ней на данный момент. Чем глубже душа, тем сильнее и чище дух, тем он более безграничен и всеохватывающ.

    Между родственниками, матерью и ребёнком, любящими друг друга людьми устанавливается особая духовная связь, посредством которой люди не столько обмениваются большим количеством энергии, сколько передают друг другу энергию особого качества. Конечно, невозможно описать, измерить или дать оценку тому, что происходит за пределами нашего понимания. Однозначно, недостижимо определить количество, качество или силу духовной связи, до конца понять и осознать её, поэтому и используемые нами слова относительны и условны. Они дают лишь малое представление о том, кто мы есть.

    Злой дух

    Однако не всегда душа спокойна, мудра и возвышенна. Она может находиться на разных этапах развития, иметь различные степени духовности или прибывать во всяких состояниях. Как говорит есть люди духовные (1 Кор.2:14). Встречаются и люди-животные, люди-растения, люди-ангелы. К первой категории относятся которых прибывает на стадии инстинктов, а последние приближаются к духам без плоти. Отсюда и разного рода связи и посылы. Одно отважное пламенное сердце изливает боевой дух, дух храбрости и чести, воспламеняя сотни других душ. Другое, сердце матери, проливается нежным и сладостным потоком любви на прильнувшего к её груди ребёнка. А третье, искаженное злобой и ненавистью лицо, излучает злой дух, энергию, вызывая страх, тревогу или даже ответную ненависть и жестокость.

    Дух одного народа

    Нельзя отрицать и особую связь между людьми одной народности. Философское понятие «народный дух», подразумевающее сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа у представителей одного и того же народа, можно истолковать и как неведомую связь между людьми «одной крови», которая образует некое единство. По ней таинственным образом несутся потоки верований, ценностей, знаний, опыта, любви, особого качества, свойственные только данному народу. Эта сила находится в постоянном движении, однако в смутные времена в истории того или иного народа она может раскрыться с невиданной силой, стать потоком, сносящим все плотины.

    Говоря о народном духе, невозможно не упомянуть русский дух: «Волшебный град! Там люди в деле тихи, но говорят, волнуются за двух. Там от Кремля, с Арбата до Плющихи отвсюду веет чистый русский дух» (Некрасов). Что это? Здесь настоящий парадокс. Его нельзя описать, вернее, можно следующими словами: он высокодуховный, глубокий, мощный, гостеприимный, богатырский, яркий, однако ни один эпитет не даст стопроцентного понимания этого явления, и, несмотря на это, русский дух легко узнаваем и уважаем в разных частях планеты.

    Связь духа и формы

    Дух, душа ярко отражаются в материальных формах. Более того, дух творит формы. Например, человек, его глаза, нос, губы, форма тела, движения и мимика - всё соответствует и одновременно созидается душой и духом. Данная теория не является новой. Еще Оскар Уайльд в своём произведении «Портрет Дориана Грея» доводит до читателей мысль, что даже и нежные, тонкие черты искажаются до неузнаваемости под прессом, казалось бы, неуловимых, скрытых от взора окружающих мыслей, действий и поступков человека.

    Однако, помимо внешних изменений, которые невозможно утаить, существуют и малозаметные, неприметные особенности внешности человека. Смотришь на женщину: красивый пухлые розовые губы, идеально прямой нос - придраться не к чему, настоящий идеал красоты! Однако при более пристальном взгляде появляются совсем иные ощущения, прямо противоположные. Что это? Каждый день перед нами расстилаются два противоположных мира. Один доступен взору, другой, например дух человека, скрыт от глаз. Но их значимость обратно пропорциональна их «наглядности». Духовный облик первичен. Пусть душа живёт глубоко внутри нас, пусть дух в теле скрыт от взора, но только он является нашим истинным «я», и его не спрятать под «модным платьем». Минута-две, и в следующий миг туман начисто рассеивается, и пред нами откроется либо мёртвый лес, либо большая поляна под лучами яркого весеннего солнца.

    Иллюзия и реальность

    Верх и низ, внутри и снаружи, право и лево... Как ни крути, а не только человек, но и «физическое пространство» состоит из двух материй: видимой и невидимой. Мир, недоступный взору, бесплотный «дух» Земли и является тем ядром, началом всех начал, которое порождает и поддерживает внешний мир формы и видимости. Рождение, смерть, изменения климата, движение Земли - всё живое и неживое переживает, с одной стороны, настоящую драму жизни, а с другой - это лишь метафора, призванная облечь в яркую форму суть невидимого внутреннего мира. Для чего? Может, для того чтобы помочь каждому из нас найти пусть свой уникальный, неповторимый, но настоящий ключ от дверей с табличкой «Истинный дух мира».