Джоэль ч харрис сказки дядюшки римуса. Джоэль чендлер харрис сказки дядюшки римуса

Известный американский писатель написал прекрасный сборник, в котором все небольшие рассказы предназначены для детского чтения. Повествование в этих коротких рассказах ведется от лица дядюшки Римуса, который старается поведать их маленькому мальчику, внуку хозяев, у которых он служит. Джоэлю очень нравятся рассказы старого афроамериканца, поэтому каждый вечер он приходит к нему в комнату, чтобы послужат их.

Все короткие истории, которые рассказывает дядюшка, совсем не похожи на сказки. Да и строение у таких дядюшкиных сказок совсем иное: начинается с предыстории, затем плавно начинается основная часть, которая обязательно переходит в концовку. Всегда в этих сказках для маленького мальчика концовка в необыкновенных рассказах Римуса поучительная и счастливая.

Но уже в следующий вечер эта длительная история с одним и тем же главным героем продолжается. Все эти забавные и веселые истории можно собрать в одну сагу, которая не будет иметь конца. Кстати, основные персонажи этих маленьких и забавных историй, - это животные, которые обладают волшебным даром и умеют говорить. Все они умеют разговаривать на языке, который понятен и ясен человеку. Кроме того, черты характера у этих животных человеческие: хитрость и находчивость, а также и предприимчивость и ловкость.

Поэтому и сказки, которые звучат из уст сказочник, всегда имеет поучительное содержание. Считается, что все эти рассказы были созданы специально, чтобы показать поступки людей в жизни, но только их совершают в фантастических историях персонажи-животные.

Главный герой во всех этих рассказах - это несравненный и восхитительный Братец Кролик. Это положительный герой, но он хвастун и врун, а вот его проделки часто оказываются настоящей бедой для окружающих, даже для его друзей.

Во всех историях за веселым и забавным озорником, который всегда непредсказуем, постоянно гоняется Братец Лис, но вот поймать никак не получается, так как проворный герой оказывается не только хитрым, но еще и находчивым. В каждой новой дядюшкиной сказке он старается, но у Лиса так и не получается поймать ушастого героя.

Все истории, которые происходят с Братцем Кроликом, взяты из фольклора негров. Сам дядюшка Римус собирал их долгие годы, выделяя лишь только интересные и уникальные. Многие истории, которые ему рассказывали, он не только записывал, но и перерабатывал. Чаще всего, эти необыкновенные и красочные сказки рассказывали старому дядюшке рабы, которые были выходцами из Африки.

Поэтому так много критики уделяли такому персонажу, как Братец Кролик, который в повествовании Римус кажется ребенку самым прекрасным героем, о котором всегда хочется слушать. Иногда внуку хозяина становится непонятно, почему иногда история оканчивается, но хвастунишка по-прежнему остается в ситуации, где ему грозит несчастье. Например, в очаровательном и трогательном сюжете «Смоляное чучело» очаровательному и позитивному вруну и хвастунишке не повезло: попался на одну из хитрейших лисьих уловок и прилип лапами к чучелу, которое было обмазано смолой. Это чучело специально сделано, чтобы поймать ловкого хвастуна.

Многие истории для главного героя и для читателей оказываются непредсказуемы, и порой даже непонятно, съели ли лис веселого и беззаботного героя, или нет. А чтобы это понять, необходимо читать продолжение, которое следует далее. Известно, что кроме Кролика по сюжету еще действуют и другие персонажи. Например, Енот, Черепаха, Медведь, Опоссум и другие веселые и умные, хитрые и находчивые, изобретательные и смышленые лесные жители.

Но и основной сказочный персонаж не всегда поступает правильно и красиво. Так, в одной из историй он оставляет Братца Опоссума без хвоста, а ведь тот всегда помогал ему, не делал зла и считал себя другом. Но Кролик обо всем этом забыл, и заманил друга, который был голоден, в сад, где росли вкусные и аппетитные финики. Но только этот сад принадлежал Братцу Медведю и Кролик об этом знал. Сам Кролик и поднял крик, что воры залезли в сад, чтобы привлечь внимание Медведя, а уже косолапый постарался. Так и остался Опоссума без своего единственного хвоста.

Многим детям нравится история о том, как Братец Черепаха смог обмануть хвастунишку Кролика, который считал себя хитрее всех. А началась эта история со спора: кто же из друзей быстрее. Чтобы этот спор рассудить, приглашены были и судья, и деньги на кон друзья поставили. Но подошли они к этому спору по-разному. Кролик с утра до вечера готовился и занимался физкультурой, а Черепах целыми днями скучал и ничего не делал, но только он и победил. А победил Черепах обманом: помогли черепашьи дети, которые были его точной копией. Ведь Кролик, который всегда сам легко всех обманывал, попробовал теперь, каково бывает тем, на месте которых он оказался.

Множество существует различных произведений, которые интересны как маленьким детям, так и взрослым. Мы рассмотрим целый цикл коротких рассказов, которые относятся к этой категории, а именно «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание каждой рассматривать не будем, так как их двадцать пять, но особенно интересные обязательно разберем.

Рассказчик

Как уже понятно из названия, повествует эти мини-рассказы дядюшка Римус. Но кто это и кому их рассказывает? Это старый афроамериканец, а его внимательный слушатель - внук его хозяев. Мальчику, который ежедневно по вечерам пропадал, внимательно слушая пожилого дядюшку, звали Джоэль.

Сказки дядюшки Римуса представляют собой сборник небольших рассказов, которые отличаются от обычных привычных нам сказок. Как правило, повествуется всего одна история, содержащая небольшую предысторию, сам рассказ и концовку, которая всегда и поучительная, и счастливая. Вот так незатейливо строит свое повествование Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» - это бесконечная и увлекательная сага.

Выход в свет

Очень интересны рассказы этого цикла и поучительны. Но кто же создал это творение? Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» создавал на протяжении долгих лет, на промежутке с тысяча восемьсот восьмидесятого года до тысяча девятьсот сорок восьмого. Оригинал представляет собой целый комплекс сборников, а сами они заимствованы из негритянского фольклора.

До нас они дошли в тысяча девятьсот тридцать шестом году. Сказки дядюшки Римуса стали нам известны благодаря Гершензону, который их перевел и пересказал. После этого они много раз переиздавались.

Герои

Еще одна черта, отличающая «Сказки дядюшки Римуса», заключается в том, что все персонажи без исключения - это животные. Они наделены человеческими качествами, могут говорить, думать, многие их действия схожи с поступками людей. Они так же хитры и предприимчивы.

Хитрый Кролик и Лис - главные герои произведений, которые написал Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» в основном повествуют о том, что Братец Лис хочет поймать Братца Кролика, но второй настолько хитер и умен, что Лису никак не удается достичь желаемого.

Смоляное чучело

Рассказы, которые слушает Джоэль каждый вечер, вызывают у него очень сильный живой интерес. Он искренне переживает за героев из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание им даже не нужно, ведь они настолько короткие и интересные, что читаются на одном дыхании.

Некоторые рассказы вызывают недоумение, как так, сказка закончилась, а главный герой остался в беде? Например, как в «Смоляное чучело». Это и разжигало интерес мальчика, так он снова и снова, каждый вечер приходил слушать дядюшку Римуса.

О чем же эта сказка? Хитрый Лис слепил из смолы чучело, чтобы поймать Братца Кролика, который так ловко от него ускользнул и посадил его возле дороги, а сам спрятался. Кролик шел мимо и поздоровался с ним, чучело не ответило, и кролик его решил проучить. Так и прилип он. На этом сказка и кончилась.

Опоссум

Есть и другие персонажи, которые встречаются в рассказах сборника «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание одной из них рассмотрим прямо сейчас.

Сейчас речь пойдет об одном закадычном друге Кролика - Братце Опоссуме, который очень сильно хотел есть. Кролик, конечно, подсказал ему, где можно полакомиться отличными финиками. Это место оказалось садом Братца Медведя. Как уже говорилось, сказки дядюшки Римуса - это не бездумный вымысел, каждая имеет свой глубокий смысл. Так этот рассказ показывает то, что за чужие проступки иногда приходится отвечать тебе. Заманив своего друга в сад, он поднял крик, который услышал Медведь и оставил воришку с лысым хвостом.

Хитрая черепаха

Рассмотрим еще одно произведение из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание рассказа про то, как Черепаха смогла перехитрить очень находчивого Братца Кролика.

Как же обстояло дело? Завели они спор, кто из них быстрее, пригласили судей и поставили деньги на кон. Давайте теперь разберем, как же самое медленное существо на земле смогло прийти первым в забеге, обогнав шустрого и быстрого Кролика? Братец Черепаха совсем не готовился, все время лежал и отдыхал, а наш работяга, не покладая шустрых лапок, готовился.

Все дело в том, что детки Черепахи были как капля воды похожи на него, они-то ему и помогли обхитрить умного Кролика. Глубокий смысл скрыл в своих рассказах Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» учат нас тому, что обман часто встречается в нашей жизни. Как бы ни был человек хитер и изворотлив, найдется тот, который обойдет его. Нельзя верить всему и всем, надо быть начеку всегда.

Эти короткие рассказы сильно любят дети, ими нельзя утомить, так как все очень веселые и увлекательные. Их хорошо читать малышам на ночь, только не стоит забывать о том, как их рассказывал дядюшка Римус. Он не утомлял Джоэля непрерывным чтением, а вызывал в нем интерес.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.

Педагогическая целесообразность данной программы - это формирование у учащихся представлений о диалоге культур, требующих от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур.

Основная цель образовательной программы - сформировать у учащихся навыки аналитического чтения художественной литературы, познакомить их с основами композиции и структуры художественного текста, научить понимать авторский замысел и способы его воплощения с помощью композиции и основных стилистических приемов.

В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.

На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.

С начальных классов перед занятиями учащиеся получают творческие домашние задания - нарисовать иллюстрацию, придумать продолжение сказки и т.д. Творческие задания, создание образов запускают внутренние механизмы развития личности. Результаты таких творческих заданий уникальны и неповторимы.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Во время обсуждения книг затрагиваем общечеловеческие ценности. Так, беседуя о "Сказках Дядюшки Римуса" в третьих классах, мы проводим сравнение героев - животных и реальных людей. Обсуждаем их человеческие качества, сравниваем английские сказки, пословицы и поговорки с русскими. Поэтому я привожу пример урока внеклассного чтения по книге Дж. Харриса "Сказки Дядюшки Римуса".

Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.

  • Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
  • Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
  • Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
  • Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
  • Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
  • Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
  • Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.

Подготовка к мероприятию:

  • Учащиеся делятся на три группы, заранее готовят инсценирование эпизодов, которые выбирают жребием (главы "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка");
  • В тексте находят поговорки и пословицы;
  • Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
  • Презентация.

Ход беседы (слайд 1)

(слайд 2) Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. (слайд 3) (щелчок)

И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)

Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).

Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.

(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)

Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)

Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.

Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)

А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)

Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (слайд 9) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет. Да и нет в его мире деления на "добрых" или "злых", а есть непрерывная борьба за жизнь и свободу.)

Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)

Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)

Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.

А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.

Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.

Вопросы группам.

  1. Отчего Братец Опоссум и Братец Енот не разговаривают друг с другом?
  2. Почему у Братца Опоссума голый хвост?
  3. Откуда у Братца Кролика взялась лошадь? Как ему удалось перехитрить Братца Лиса?
  4. Как удалось Братцу Кролику напоить всю семью молоком и при этом целым остаться?
  5. Почему Братец Лис сердится на Братца Черепаху?
  6. Как Братец Лис раздобыл чуточку ума?
  7. Кто таскал горох у Братца Лиса и кому за это досталось?

Братец Кролик много раз высмеивал своих товарищей. Не только Братцу Лису досталось. Вспомните, кто ещё пострадал от этого шутника. Расскажите об этом. (глава 7 - Братец Сарыч, глава 9 - Матушка Корова, глава 13 - Братец Волк, глава 22 - Братец Медведь)

Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка".) (слайд 11)

Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).

А кто ваши любимые герои? Почему?

Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.

Сюжет каких эпизодов из сказок дядюшки Римуса похож на русские сказки?

  • Горшочек с маслом - "Лиса и Медведь"
  • История с хвостом Братца Кролика - "Лиса и Волк"
  • Братец Кролик строил разные дома - "Три поросёнка"
  • Братец Лис съел Братца Воробушка - "Колобок". (слайд 13)

Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (слайд 14) А чему научили вас эти сказки? Найдите в сказках поучительные поговорки и пословицы.

  • Вы, соседи, должны жить дружно.
  • Будет слишком холста на пару штанов.
  • Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
  • Один натворит бед, а другой отвечает.
  • Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.

Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.

Джоэль Чандлер Харрис (1848 - 1908) - американский писатель, автор всемирно известных «Сказок дядюшки Римуса». «Сказок дядюшки Римуса» включают веселые и забавные приключения Братца Кролика, Братца Лиса, Братца Волка и других зверей: , и многие другие сказки. Эти сказки, полные юмора, фантазии и мудрости, давно полюбились детям всего мира.

Харрис Джоэль Чандлер
«Сказки дядюшки Римуса»

Сказки дядюшки Римуса — собирательное название нескольких сказок, записанных и обработанных американским писателем-фольклористом Джоэлем Чандлером Харрисом (1848-1908), основанных на негритянском фольклоре, полных юмора и народной мудростью, объединённых рассказчиком дядюшкой Римусом.

Дядюшка Римус — это старый негр, который рассказывает вечерами маленькому мальчику Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях — Братце Еноте, Матушке Корове, Братце Медведе, Братце Опоссуме, Матушке Мидоус и многих других животных.

В далёкие-далёкие времена в Северной Америке жил плут и проказник Братец Кролик. Прославился он тем, что никто из зверей не мог тягаться с ним в хитрости.

Захватывающие, смешные и познавательные истории нравились не только одному мальчику Джоэлю, но и еще тысячам маленьких читателей по всему миру, ведь «Сказки дядюшки Римуса» были переведены на огромное количество языков.

Биография Харрис Джоэль Чандлер

Джоэль Чандлер Харрис (1848 — 1908) — американский писатель, автор всемирно известных «Сказок дядюшки Римуса».

Харрис Джоэль Чандлер родился в очень бедной семье. Уже в 13 лет ему пришлось оставить свой дом и уйти на заработки. Харрис поступил в ученики к плантатору и издателю газеты Джозефу Тёрнеру. На плантации Тёрнера он впервые столкнулся с негритянским фольклором. Именно обработка негритянского фольклора впоследствии сделала Харрисса знаменитым.

Первые публикации обработанных фольклорных сказок появились в 1879 г. в атлантской газете «Atlanta Constitution».

20 июля 1879 года, Харрис опубликовал «Историю господина Кролика и мистера Фокса, как её рассказал дядюшка Римус» в «Atlanta Constitution». Это была первая из 34 басен плантации, которые будут потом собраны в книге. Истории, в основном собранные непосредственно из афро-американского фольклора, были революционными в использовании диалектов, животных персонажей, и описании пейзажей.

Харрис не собирался продолжать писать сказки дядюшки Римуса , но когда прежний редактор вновь покинул газету, Харрис продолжил. Он понял, что значение историй, услышанных им от рабов на плантации, достаточно велико. Харрис принялся записывать истории, эта работа оказалось для него непростым занятием, учитывая профессиональные обязанности, то, что он был городским жителем, его расу и его славу.

«Сказки дядюшки Римуса» встретили неоднозначный приём и продолжают вызывать противоречивую реакцию в американском обществе. Некоторые полагали, что авторский вклад Харриса пренебрежимо мал. Для чернокожих писателей обработки Харриса выглядят посягательством на чужую культуру.

Кроме того, идиллические отношения между старым негром-рабом и мальчиком из семьи плантатора, которому он рассказывает свои сказки, объявляются некоторыми авторами попыткой оправдать рабство.

В то же время, многие считают, что следует отдать Харрису должное как одному из пионеров литературной записи негритянского фольклора южных штатов, много сделавшему для того, чтобы сохранить местный диалект для истории культуры.

Персонаж сказок Братец Кролик является трикстером, использующим свой ум против невзгод, хотя это ему не всегда удается. Братец Кролик является прямой интерпретацией Зайца из религии Йоруба. Хотя некоторые исследователи отмечают также влияние мифологии индейцев. Братца Кролика окружают друзья и враги, такие, как Братец Лис, Братец Медведь, Братец Волк и другие. Эти истории очень не похожи на сказки в западной традиции: вместо единичного события в отдельной истории, рассказывается сага о существах, работающих на плантации с незапамятных времён.

Харрис говорил, что «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу стала книгой, повлиявшей на выбор персонажей — рассказчика дядюшку Римуса и маленького мальчика. Когда он прочитал его в 1862 году, он сказал, что роман «оставил самые яркие впечатления в моей памяти, по сравнению со всем, что я когда-либо читал».

Первая книга со сказками дядюшки Римуса была издана в конце 1880 года. С тех пор были изданы другие книги. Последние три книги были опубликованы после смерти Харриса.

На русском языке «Сказки дядюшки Римуса » были впервые опубликованы в 1936 году в пересказе Гершензона М. А. С того времени «Сказки дядюшки Римуса» переиздавались множество раз.

Перевод М.Гершензона

Иллюстрации М.Волковой

Братец Лис и Братец Кролик

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.

И вот что услышала мама.

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, - сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь, вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик!

Эй, там, погоди, Братец Кролик! - сказал Лис.

Некогда мне, Братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! - так сказал Кролик.

Я видал вчера Братца Медведя, - сказал Лис. - Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой все не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскреб лапой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:

Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Я с удовольствием, - сказал Лис.

Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.

Домой пришел Братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженек? - спрашивает Матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, - говорит Кролик. - Нужно держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранехонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идет!

Тогда Кролик живо детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой - у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут - не идет Лис.

Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихоньку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить -

Разобьется миска.

Если близко лисий хвост -

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:

Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришел к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса.

Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит: сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.

Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис? - говорит Кролик.

Да, Братец Кролик, а какая молодая да свеженькая! - говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.

Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенек укроп. Бери скорей, пока не увял!

Смоляное Чучелко

Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? - спросил Джоэль на другой вечер.

Было и так, дружок, - чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?

Вот вскоре после этого пошел Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из нее человечка - Смоляное Чучелко.

Взял он Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался - глядь - идет по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.

Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Доброго утра! - говорит Кролик. - Славная погодка нынче.

Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.

Что ж это ты молчишь? - говорит Кролик.

Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Да ты оглох, что ли? - говорит Кролик. - Если оглох, я могу погромче кричать.

Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу! - говорит Кролик.

Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик. - Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!

Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвешь его: смола держит крепко.

А Чучелко все молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Отпусти сейчас же, а то ударю! - говорит Кролик. Ударил Кролик другой рукой, и эта прилипла.

А Чучелко - ни гуту, а Братец Лис - он лежит тихо.

Отпусти, не то я тебе все кости переломаю! - так сказал Братец Кролик.

Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает, и только. Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли. А Братец Лис лежит тихо.

Кролик кричит:

Если не пустишь, я буду бодаться!

Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.

Как поживаешь, Братец Кролик? - говорит Лис. - Да что ж ты не здороваешься со мною?

Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.

Ну сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.

…Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.

Старый Лис съел Братца Кролика? - спросил мальчик дядюшку Римуса.

А кто их знает, - ответил старик. - Сказка-то кончена. Кто говорит - Братец Медведь пришел, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовет тебя. Беги, дружок.