Джозеф Смит в Киртланде. Организация миссионерской работы

В американской истории он известен как главный идеолог религиозного движения мормонов. Вместе с тем для многих граждан Джозеф Смит был обыкновенным авантюристом и лжепророком, поскольку ни одно из его предсказаний так и не сбылось. Примечателен тот факт, что этот «мессия», который был женат на 72 женщинах и далеко не сразу нашел свой путь в жизни. Вполне вероятно, что Джозеф Смит стал руководить одной из крупнейших религиозных сект благодаря тому, что еще во времена его юности в США было распространено огромное количестве течений вероисповедания. В его семье, с формальной точки зрения, все были христианами, однако никто из родственников будущего лжепророка не считал, что конкретная религия - это истина в последней инстанции. Естественно, они практически не посещали службы в церкви.

Каким же образом обыкновенный юноша из бедной семьи превратился в ярого сторонника мормонского движения? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства

Безусловно, биография Джозефа Смита не лишена интересных и примечательных фактов. Он родился в 1805 году в штате Вермонт (США). Его отец был простым ремесленником, поэтому семья жила небогато. Как уже подчеркивалось, детство Джозефа пришлось на тот период, когда в Америке господствовала толерантность к религиозным течениям, коих в первой половине 19 столетия было много. Мать будущего проповедника была очень суеверной особой, и интерес к мистике она зародила у собственного сына. Так или иначе, но уже в 14-летнем возрасте юный Джозеф Смит увидел видение, в котором потусторонние силы сообщили ему, что он будет «великим миссионером».

Искатель кладов

Вскоре молодой человек заявил, что он обладает уникальными способностями: якобы при помощи магических кристаллов он может находить богатства, зарытые под землей. Особенно он верил в силу «талисмана Юпитера».

Однако никаких сокровищ он не находил, и общественность поспешила сообщить, что запредельное увлечение оккультными науками негативно отражается на его психике и критическом мышлении, вследствие чего он постепенное утрачивает способность воспринимать реальную действительность. После таких жизненных неудач будущий мессия встал на криминальный путь, занявшись фальшивомонетничеством, как и его однофамилец - Джордж Джозеф Смит, который жил на рубеже 19-20 веков и промышлял серийными убийствами, мошенничеством, а также воровством. Но молодой человек из спустя некоторое время свернул с преступного пути, полностью сосредоточившись на идее миссионерства. А вот британец Джордж Джозеф Смит, который убил всех своих жен, закончил очень плохо - его приговорили к смертной казни через повешение. Но проблемы с законом случались и у идеолога мормонов.

Еще одно видение…

Осенью 1823 года во время ночной молитвы Джозеф Смит вновь контактировал с потусторонними силами. Он будто бы увидел свет, который становился все больше, и вдруг у постели молодого человека возник субъект (Мороний) в белой мантии, ноги которого были оторваны от земли… Он сообщил Джозефу, что тот должен исполнить божье повеление.

Незнакомец поведал Смиту о некой «Золотой книге», в которой отражена вся история США, а еще в ней содержатся важные откровения религиозного толка. Только спустя четыре года идеолог мормонов смог увидеть книгу.

В 1827 году по велению высших сил миссионер отправился на вершину горы Кумора (штат Нью-Йорк) и в одной из пещер он обнаружил тонкие листы из золота, на которых отчетливо виднелись иероглифы. Также были найдены оптические артефакты, посредством которых и благодаря подсказкам ангела удалось перевести «Золотую книгу» на английский язык. В итоге в 1830 году книга Мормона была издана в количестве 5 000 экземпляров.

Создание секты

Вскоре после опубликования религиозных откровений в Файети (Нью-Йорк) была создана первоначально состоявшая из шести человек. Спустя некоторое время численность «нового течения» стала возрастать: к рядам мормонов примкнули авторитетные протестанты - Сидни Ригтон и Парли Пратт. Однако далеко не все члены общества лояльно относились к «новоиспеченной» религиозной структуре. Секта Джозефа Смита порой подвергались презрению и гонению, поэтому ее последователи были вынуждены регулярно менять место жительства. Представители новой веры учредили несколько городов, куда должен явиться «сын Божий».

Взгляды сектантов

Вся философия мормонского движения закреплена в нескольких «священных книгах»: «Библия», «Учения и союзы», «Книга Мормона», «Драгоценная жемчужина». Сподвижники новой веры не считают, что у человека есть греховное начало, а после смерти его ждет подземная, земная или небесная слава.

Мормоны продолжительное время проповедовали принцип многоженства, который впоследствии под давлением американских властей они «упразднили». До сих пор полигамия рассматривается ими как нормальная и естественная форма человеческого бытия. Процедуру крещения (освобождение от грехов и прием в члены церкви) представители новой веры принимают вместо усопших.

Мормоны тщательно следят за своей внешностью и культурным обликом. Они опрятны, вежливы, интеллигентны и чистоплотны.

Убийство идеолога

Проповедничество идеи многоженства не нравилось многим американцам, поэтому они резко критиковали взгляды и убеждения представителей новой веры. После того как широкой общественности стало известно, что сектанты поощряют «гаремную» линию, СМИ начали активно «мусолить» эту тему. В итоге Джозеф Смит (мормон) предпринял попытку физической расправы над «акулами пера», работавшими в периодическом издании «Обозреватель Нову». В дело было вынуждена вмешаться полиция, и идеолог мормонов вместе со своим родственником Хайрумом оказались за решеткой. Однако американцы требовали более сурового наказания для сектантов.

Однажды они ворвались в тюрьму, чтобы самостоятельно судить миссионеров. В результате перестрелки лидер мормонов был убит.

Сектанты сегодня

Детище, которое создал Джозеф Смит, пресвитерианская церковь считает ложным религиозным течением потому, что ее представители не видят в себе греховное начало. Тем не менее в настоящее время мормоны - это крупнейшее религиозное объединение в мире. Численность представителей «Церкви Иисуса Христа святых последнего дня» сегодня составляет почти 7 миллионов человек. Миссионеры-мормоны ведут активную пропаганду своих идей, вовлекая в секту все большее количество людей.

СМИТ, ДЖОЗЕФ (Smith, Joseph) (1805–1844), американский религиозный деятель, основатель Церкви мормонов (Церкви Иисуса Христа святых наших дней). Родился в семье в семье фермера в Шароне (шт. Вермонт) 23 декабря 1805. Когда Джозефу было 10 лет, семья переехала в Пальмиру (шт. Нью-Йорк). О юности Смита известно мало; рассказывают, что он отличался религиозностью и в 14-летнем возрасте пережил видение Бога и Иисуса Христа . Как утверждает Смит, в 1823 ангел по имени Морони явился ему и рассказал о существовании книги на золотых пластинах, содержащей «полноту вечного Евангелия» и рассказ о прежних обитателях континента, потомках благочестивого еврея, переселившегося ок. 600 до н.э. из Иерусалима в Америку. Из этого рода и был автор книги, пророк Мормон. Место, где хранится книга, было открыто Смиту в 1827, и с помощью магических камней (или очков) – урим и туммим – он перевел ее на английский язык с языка оригинала, написанного особыми, по словам Смита, «новоегипетскими» иероглифами. Книгой Мормона (Book of Mormon , 1829) Смит завоевал себе множество последователей, которых он организовал в церковь (1830). Смит учил, что его церковь – единственно истинная и что Бог через него восстановил древнее священство, погибшее в миру в результате человеческой испорченности. В его церкви Библия почиталась как священная книга, но Смит утверждал, что и его перевод древних писаний, Книга Мормона , и Бесценная жемчужина (Pearl of Great Price , 1851), а также его опубликованные откровения Учение и заветы (Doctrine and Covenants , 1835) являются божественными писаниями.

Враждебность соседей к новой религии вынудила Смита в 1831 перебраться со своей церковью в Киртленд (шт. Огайо), а оттуда еще дальше на запад, в штат Миссури. Мормоны были предприимчивыми людьми, их общины («ограды Сиона») с обобществленным хозяйством процветали. Поселенцы в Миссури побаивались этих странных людей, возникали стычки, что привело к повторному аресту Смита и других мормонских лидеров. В 1839 мормоны были изгнаны из Миссури. Большинство из них вернулось в Науву (шт. Иллинойс). Здесь Смит учредил сплоченную теократическую общину, имевшую собственную милицию. Ссылаясь на божественные откровения и свое лидерство в священстве, Смит управлял делами общины во всех сферах – экономической, общественной и богословской. У него было известное политическое влияние, и в 1844 он выразил желание стать президентом США . В общине стало нарастать недовольство Смитом. Его противники издавали газету «Экспозитор», в которой он подвергался ожесточенной травле. Вскоре Смит навлек на себя гнев властей штата и вместе со своим братом Хайрамом был арестован по обвинению в государственной измене и заговоре. Их поместили в тюрьму в Карфагене (шт. Иллинойс), а через три дня, 27 июня 1844, они были расстреляны толпой.

По общему признанию, Смит был исключительно одаренным человеком, с богатым воображением и блестящими организационными способностями. Основанная им религия крайне эклектична. Идея, что человечество способно к вечному прогрессу, повлияла и на его теологию (он учил о «прогрессирующих» стадиях спасения).

Джозеф Смит


Основоположник секты мормонов американский проповедник Джозеф Смит, уроженец штата Вермонт, родился в 1805 г. в семье бедного ремесленника. Уже в 14-летнем возрасте он в чудесном видении узнал о предназначенной ему роли пророка и миссионера. Однако свой путь в жизни Джозеф нашел не сразу. Первое время он добывал средства к существованию тем, что выдавал себя за колдуна и открывателя кладов. Но потом новое вмешательство небесных сил кардинально изменило его жизнь.

21 сентября 1823 г. во время ночной молитвы ему было второе видение. «В то время, как я взывал к Богу, - вспоминал позже Смит, - я заметил, что в моей комнате появился свет, который увеличивался, пока в комнате не стало светлее, чем в полдень, и тут внезапно у моей постели появился человек, который стоял в воздухе, так как ноги его не касались земли. Он был обличен в мантию чрезвычайной белизны, подобной которой я никогда не видел на земле… Он назвал меня по имени, сказав, что он вестник, посланный ко мне от лица Бога, и что имя его - Морони, что Бог имеет до меня дело, требующее исполнения».

Затем пришелец поведал изумленному Смиту о некой «Золотой книге», содержащей в себе древнюю историю восточной части Северной Америки и неизвестные миру религиозные откровения. Завладеть этой книгой Смит смог лишь четыре года спустя. В 1827 г. тот же Морони во второй раз явился к Джозефу и проводил его на вершину горы Кюмора (в штате Нью-Йорк). Здесь в одной из пещер юный пророк действительно нашел тонкие золотые листы, уложенные в каменный ящик и исписанные неведомыми письменами.

При рукописи находились таинственные оптические инструменты. По словам ангела, это были Урим и Туммим - прорицательные снаряды древних еврейских священников, помогавшие видеть далекое прошлое. С помощью этих магических кристаллов, а также благодаря подсказкам ангела Смиту удалось успешно перевести найденную книгу на английский язык. Полный перевод ее был издан в 1830 г. в Пальмире (штат Нью-Йорк).

Это сочинение, известное теперь как «Книга Мормона», представляет чрезвычайно любопытный документ. И по языку и по форме изложения оно напоминает Библию и содержит в себе более 300 цитат из нее. «Книга Мормона» рассказывает о том, как за шесть столетий до Рождества Христова в Америку, после долгих скитаний, переправилась часть «иерусалимских израильтян», возглавляемая Лехи. Здесь переселенцы, назвавшие себя нефитами, создали высокоразвитое цветущее государство. Господь продолжал печься о Своем народе, оказавшемся, волею судьбы, в Новом Свете. После Своего Вознесения Христос вновь явился в Америке и совершил здесь, специально для нефитов, те же чудеса, которые описаны в Евангелии. Но потом пришли тяжелые времена, и государство нефитов погибло в войне с кровожадными ламанитами - предками современных индейцев. В этот период угасания и кризиса их цивилизации, один из нефитов по имени Мормон записал на золотых скрижалях историю своего народа. Вскоре все нефиты погибли. Спасся только сын Мормона Морони, который в 420 г. закопал золотые скрижали в пещере на горе Кюмора, после чего превратился в ангела. На свет Божий писания Мормона оказались извлечены лишь по прошествии пятнадцати веков. Произошло это, конечно, не случайно, а по велению Бога, предназначившего Америке невиданное процветание и огромное влияние на судьбы человечества. Причем важнейшим элементом этого влияния должна стать «возрожденная христианская религия» нефитов, пророком и распространителем которой и стал избранник неба Джозеф Смит.

Уже в первый год проповедей Смита его учение подверглось нападкам с неожиданной для него стороны. Стало известно, что некий Соломон Сполдинг, проповедник одной из протестантских сект, около 1812 г. написал фантастический роман в библейском стиле под названием «Найденная рукопись». В нем будто бы рассказывалась история двух еврейских колоний, основанных в Америке в древнейшие времена и оставивших вырожденное потомство в виде краснокожих племен. Это сочинение не было напечатано. Однако списки его ходили по рукам. Едва «Книга Мормона» вышла в свет, многие лица, знакомые с сочинением Сполдинга, заявили, что она представляет из себя не что иное, как точное воспроизведение его романа.

Впрочем, доказать свое обвинение в плагиате родственники Сполдинга так и не смогли, поскольку не сумели предоставить ни одной рукописи романа - все они таинственным образом исчезли (по их словам, были украдены) Сам Смит находился не в лучшем положении - подлинника «Книги Мормона» у него не оказалось (сразу после перевода тот будто бы был унесен ангелом). Смит, правда, ссылался на свидетелей, которые «своими глазами» видели золотые скрижали, но оказалось, что часть этих свидетелей были родственниками пророка, а часть - люди с темным и даже уголовным прошлым. Так что вопрос о подлинности «Книги Мормона» по сей день остается открытым.

Но, как показали дальнейшие события, многие люди и не нуждались ни в каких доказательствах. Едва «Книга Мормона» вышла в свет, тысячи американцев уверовали в каждое ее слово и безоговорочно признали Смита посланником Божьим, призванным собрать новый американский Израиль и приготовить его к тысячелетнему царству.

Уже в апреле 1830 г. основанная Смитом Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня получила официальный статус. Ее сторонников в просторечии стали называть мормонами. К 1831 г. большинство последователей Смита сосредоточилось в местечке Индепенденс, в штате Миссури. Окрестное население вскоре было возмущено высокомерием пришельцев, признававших только себя истинными христианами и взиравших на всех остальных жителей как на закоренелых грешников. Дело дошло до того, что в 1838 г. губернатор штата Миссури призвал своих сограждан обращаться с мормонами как с заклятыми врагами: «Мы должны либо уничтожить их, либо навсегда изгнать из штата», - заявил он. Мормонам пришлось избирать одно из двух зол, и они предпочли переселение. В том же году Смит и его последователи перебрались в захолустное местечко Коммерс, в штате Иллинойс. Местные власти, заинтересованные в притоке колонистов, заключили с мормонами договор, предоставлявший им значительную внутреннюю автономию. Через пять лет Коммерс превратился в цветущий город с 40-тысячным населением. Но потом между мормонами и местными жителями вновь возникли сильные трения. Обстановка накалялась год от года. Все шло к стихийному возмущению. Последней каплей, переполнившей чашу терпения иллинойсцев, стало введение у мормонов полигамии. В 1843 г. Смит объявил своим последователям, что Господь повел им иметь как можно больше жен, чтобы быстрее увеличить свое число. Вскоре многие мормоны уже имели по несколько жен. У самого Смита их было 33. С подобным положением власти, конечно, не могли смириться. Летом 1844 г. Джозеф Смит и его брат были арестованы по обвинению в многоженстве и помещены в тюрьму. Но справедливого суда они не дождались. 27 июня возбужденная против мормонов толпа ворвалась в тюрьму и линчевала обоих.

Преемником Смита стал один из его ближайших сподвижников Брайам Янг(1844–1877).

В 1846 г. мормоны под его предводительством оставили Иллинойс и отправились на запад искать землю, которая могла бы их приютить. Тяжелое путешествие почти через весь континент продолжалось два года. В 1848 г. переселенцы добрались до долины Большого Соленого озера на индейской территории Юта. Это была настоящая пустыня, считавшаяся совершенно непригодной для жизни человека. Но Янг, повинуясь небесному внушению, велел строить здесь город, которому суждено было отныне сделаться столицей мормонов. Официально он носил гордое название Новый Иерусалим, однако прижилось другое, принятое в просторечии - Солт-Лейк-Сити (Город Соляного озера). Мормоны были деятельными и умелыми работниками.

Благодаря их трудам безжизненная пустыня всего через несколько лет превратилась в цветущий оазис. Проведя воду из гор, они вызвали к жизни роскошные нивы, луга и сады. Население колонии быстро росло (выполняя завет Джозефа Смита, мормоны считали плодовитость одной из главных человеческих добродетелей. В среднем, каждая женщина имела здесь 6–8 детей, но часто встречались семьи, в которых было по 12–14 детей). В короткий срок на различном расстоянии от Солт-Лейк-Сити выросли десятки новых мормонских городов и поселений. Территорию Юты охватила сеть сложных ирригационных сооружений, во все стороны протянулись каналы, выросли дамбы Для удобства сообщения прокладывались дороги. За постоянными заботами о хлебе насущном не забывали и о духовной пище. Центром религиозной жизни общины стал огромный храм в центре Солт-Лейк-Сити. Большое внимание уделялось обучению подрастающего поколения. Уже в середине XIX в. здесь была создана всеохватывающая система образования - одна из лучших в тогдашней Америке: было открыто множество школ, колледжей, коллегий и академий. В 1850 г.

Янг основал местный университет. Все учебные учреждения были прекрасно оснащены всем необходимым, имели хороших преподавателей и великолепные библиотеки.

Фактически в долине Большого Соляного озера возникло независимое и своеобразное государство. Общественный строй мормонов определяют как теократию. Во главе общины стоял пользующийся неограниченной властью пророк или провидец, получающий непосредственные откровения от Божества. При обсуждении дел ему помогал Верховный совет Трех, имевший, впрочем, только совещательные функции. Орудием пророка в управлении и распространении секты служили две коллегии: Двенадцати апостолов и Семидесяти учеников. Все остальные должности оставались выборными. Служба проводилась мирянами (профессионального священства у мормонов нет). Каждый член общины должен был выплачивать церкви-государству десятину со всех своих доходов.

Это содействовало образованию богатого фонда, шедшего на покрытие общих издержек и выдачу денежной помощи нуждающимся. При преемнике Янга, Джоне Тейлоре (1877–1887), вновь стали обостряться отношения с федеральными властями. В 1882 г.

Конгресс США издал закон, запрещавший полигамию. Его острие было направлено против мормонов. Те вновь оказались перед выбором: либо принять главенство федеральных законов, либо отправиться на поиск нового убежища. Но последнее в конце XIX в. едва ли было осуществимо. Наследник Тейлора Вильфорд Вудрафф решил пойти на уступки и в 1890 г. объявил о переходе своих единоверцев к единобрачию.

В 1896 г территория расселения мормонов вошла в состав США в качестве штата Юта.

В настоящее время «Мекка мормонов» - Солт-Лейк-Сити - преуспевающий американский город, имеющий более миллиона жителей. Процент состоятельных людей на душу населения здесь один из самых высоких в США.

Учение мормонов, кроме «Книги Мормона», изложено в «Книге учения и заветов» Джозефа Смита, а также в сборнике его откровений (всего их было 112). В Солт-Лейк-Сити это вероучение развернулось в тщательно разработанную систему.

Согласно концепции мормонов, в основе мироустройства лежит закон прогресса, то есть всеобщего развития всех форм от простого к сложному. Огромная и важная роль во Вселенной отводится богам. Их много, они могущественны и бессмертны, но не всемогущи и не извечны, ибо вечна одна только материя. Все, что «нематериально», с точки зрения мормонов не существует, и «чистый дух» есть чистое ничто. Формы матери многообразны, и то, что называется духовным или божественным, есть на самом деле особое состояние утонченной материи. Реальность направляется богами и в то же время находится под контролем законов природы. Мормоны отрицают чудеса и все то, что недоступно человеческому разуму. Их религия отличается строгой верой в его всесилие. «Все можно познать, - утверждают они, - и пути Бога объяснимы разумом». Эта вера идет от самого Джозефа Смита, который считал, что разум и интеллект человека могут быть в известном смысле приравнены к разуму и интеллекту бога.

Одним из итогов сложного развития материи стало появление Верховного Божества нашей Вселенной, пребывающего в центре мира на светиле Колоб. Как и все материальное, Он существует во времени и пространстве и является совершеннейшим из всех существ, но не Сущим как таковым. Это Божество последовательно породило всех прочих богов и богинь, управляющих звездами и планетами. Тот Бог, Которому поклоняются мормоны, не есть Верховное Божество, а только особый Бог планеты Земля. Он также существо материальное - телесный организм, существующий в пространстве и времени и подверженный душевным страстям. Хотя в кратких символах веры мормоны употребляют христианскую формулу Троицы, но в вероучительных книгах разъясняется, что действительно существуют в Боге Земли только два божественных лица - Отец и Сын (Христос), а третье лицо (Дух) есть лишь безразличная энергия, исходящая из обоих. У Бога Земли от сочетания Его с богиней планеты Венеры есть еще другой сын Люцифер, но он потерял свое божественное достоинство и стал злым духом. Когда Бог Отец решил населить Свою планету Землю людьми, Он стал совещаться со Своими двумя сыновьями. Люцифер сказал тогда: «Воздай мне честь, пошли меня, чтобы научать и исправлять людей, чтобы ни одна душа не пропала», а Христос сказал Отцу: «Да будет воля Твоя, и Тебе слава вовеки». Бог поручил дело спасения Христу, что вызвало восстание со стороны завистливого Люцифера, увлекшего за собой третью часть всех богов и богинь. Родоначальником человеческого рода стал бог Михаил, прозванный в своем воплощении Адамом. Дальнейшая священная история Ветхого и Нового Завета принимается мормонами без существенных изменений, а будущие судьбы мира излагаются с дополнениями, вытекающими из особой роли мормонов и Америки.

Важное значение в их доктрине играет теория ангелов и духов, которых не следует смешивать с богами. Духи - это предшествующие люди, собирающиеся воплотиться на земле, а ангелы - это души тех умерших людей, которые, имея правую веру и проводя добродетельную жизнь, не исполнили главного назначения человека: иметь жен и детей, чтобы содействовать воплощению возможно большего числа духов, будущих богов. (Одинокие люди не воскреснут в настоящих материальных телах, а останутся эфемерными ангелами, и хотя войдут в будущее царство Божие, но лишь в качестве домашней прислуги при святых.) Мормоны признают, что человек состоит из души и тела, но не считают их чем-то принципиально отличным. Душа так же материальна, как и тело, но она имеет настолько совершенную организацию, что продолжает свое существование и после распада тела.

Современная мормонская церковь организована строго иерархически. Во главе ее стоит президент, признаваемый пророком, и два помощника, которые входят в президентский совет. В настоящее время Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня владеет значительными финансовыми средствами. Ей принадлежат почти все здания в центральной деловой части современного Солт-Лейк-Сити, телестудии, швейные фабрики, торговые центры, издательства, отели, земельные участки. Свои капиталы она помещает в крупные предприятия в Америке и за рубежом. Экономисты неизменно включают ее в число 50 крупнейших корпораций США. Это позволяет успешно распространять вероучение Джозефа Смита. Мормоны имеют свои общины более чем в ста странах. Сегодня их число приближается к 7 миллионам и продолжает быстро увеличиваться. Миссионерская работа организована на самом высоком уровне, и ежегодно 28 тысяч мормонов разносят идеи своей религии по всему миру.

(1805-1844)
Родился в семье в семье фермера в Шароне (шт. Вермонт) 23 декабря 1805. Когда Джозефу было 10 лет, семья переехала в Пальмиру (шт. Нью-Йорк). О юности Смита известно мало; рассказывают, что он отличался религиозностью и в 14-летнем возрасте пережил видение Бога и Иисуса Христа. Как утверждает Смит , в 1823 ангел по имени Морони явился ему и рассказал о существовании книги на золотых пластинах, содержащей "полноту вечного Евангелия" и рассказ о прежних обитателях континента, потомках благочестивого еврея, переселившегося ок. 600 до н.э. из Иерусалима в Америку. Из этого рода и был автор книги, пророк Мормон. Место, где хранится книга, было открыто Смиту в 1827, и с помощью магических камней (или очков) - урим и туммим - он перевел ее на английский язык с языка оригинала, написанного особыми, по словам Смита , "новоегипетскими" иероглифами. Книгой Мормона (Book of Mormon, 1829) Смит завоевал себе множество последователей, которых он организовал в церковь (1830). Смит учил, что его церковь - единственно истинная и что Бог через него восстановил древнее священство, погибшее в миру в результате человеческой испорченности. В его церкви Библия почиталась как священная книга, но Смит утверждал, что и его перевод древних писаний, Книга Мормона, и Бесценная жемчужина (Pearl of Great Price, 1851), а также его опубликованные откровения Учение и заветы (Doctrine and Covenants, 1835) являются божественными писаниями.
Враждебность соседей к новой религии вынудила Смита в 1831 перебраться со своей церковью в Киртленд (шт. Огайо), а оттуда еще дальше на запад, в штат Миссури. Мормоны были предприимчивыми людьми, их общины ("ограды Сиона") с обобществленным хозяйством процветали. Поселенцы в Миссури побаивались этих странных людей, возникали стычки, что привело к повторному аресту Смита и других мормонских лидеров. В 1839 мормоны были изгнаны из Миссури. Большинство из них вернулось в Науву (шт. Иллинойс). Здесь Смит учредил сплоченную теократическую общину, имевшую собственную милицию. Ссылаясь на божественные откровения и свое лидерство в священстве, Смит управлял делами общины во всех сферах - экономической, общественной и богословской. У него было известное политическое влияние, и в 1844 он выразил желание стать президентом США. В общине стало нарастать недовольство Смитом . Его противники издавали газету "Экспозитор", в которой он подвергался ожесточенной травле. Вскоре Смит навлек на себя гнев властей штата и вместе со своим братом Хайрамом был арестован по обвинению в государственной измене и заговоре. Их поместили в тюрьму в Карфагене (шт. Иллинойс), а через три дня, 27 июня 1844, они были расстреляны толпой.

По общему признанию, Смит был исключительно одаренным человеком, с богатым воображением и блестящими организационными способностями. Основанная им религия крайне эклектична. Идея, что человечество способно к вечному прогрессу, повлияла и на его теологию (он учил о "прогрессирующих" стадиях спасения).

  • Чат с мормоном

  • Встретиться с миссионерами

    Я подтверждаю, что у меня есть согласие на предоставление контактной информации данного лица Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Я также понимаю, что представители Церкви выполнят мой запрос связаться со мной или с лицом, которое я рекомендую.

  • Получить Книгу Мормона

    Спасибо, что заказали Книгу Мормона в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Миссионеры свяжутся с вами в ближайшие несколько дней.

    Спасибо, что заказали Библию в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Миссионеры свяжутся с вами в ближайшие несколько дней.

  • Джозеф Смит

    "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам". Амос 3:7

    Джозеф Смит: Пророк Бога

    Западная часть Штата Нью-Йорк в США в начале XIX века была известна, как «выжженный округ». Религиозный пыл людей был силен. Многие религии посылали служителей на поиски новообращенных для своей паствы. Так, что казалось, что уже некого было обращать в веру. Это было время и место богословского смятения.

    В таких условиях родился Джозеф Смит-младший, сын Джозефа и Люси Мак Смит. Его большая семья нашла себя в сердце этого религиозного возрождения, желая жить правильно, но не имея уверенности, к какой из конкурирующих церквей им следует присоединиться. Разные члены семьи Джозефа склонялись к различным религиям, но ни один из них не был уверен, что избранная им церковь была истинной Церковью Христа.

    Члены мормонской Церкви делятся своими чувствами и свидетельством о Джозефе Смите, Пророке.

    Ищущий истину

    Джозеф слышал так много конкурирующих версий истины, что решил, что нужно обратиться к Богу за ответом.

    Джозеф обратился за руководством к Библии. Он читал:

    "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему" (Иакова 1:5).

    Этот стих произвел на него глубокое впечатление. Он решил молиться о том, что ему делать, веря, что Бог услышит и ответит.

    Пророк Бога

    В ответ на кроткую молитву, Бог призвал Джозефа вновь установить Церковь Иисуса Христа.

    Весной 1820 года Джозеф пошел в рощу рядом со своим домом и склонил колени в молитве. Он описал то, что с ним произошло: «…я увидел прямо у себя над головой столп света ярче солнца, который постепенно спускался, пока не упал на меня. <…> Когда же свет почил на мне, я увидел двух Лиц, стоявших в воздухе надо мной, славу и блеск Которых невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указывая на другого: Сей есть Мой Возлюбленный Сын. Слушай Его!». (Джозеф Смит – История 1:16–17).

    Это видение Небесного Отца и Его Сына Иисуса Христа было началом призвания Джозефа Смита Пророком Божьим. Ему было сказано, что ни одна из Церквей на Земле не имела полноты истины. Через некоторое время Джозеф Смит был избран, чтобы установить Церковь Христа и восстановить священство, или власть действовать от имени Бога. Бог привел его к древним летописям и дал силу перевести их на английский язык. Эта летопись называется «Книга Мормона». Он продолжал молиться и получать откровения для Церкви в течение своей жизни. Эти откровения были собраны в книгу Священных Писаний, названную «Учение и Заветы». Она показывает, что Бог все еще ведет Своих детей сегодня. 6 апреля 1830 года Джозеф Смит официально организовал Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

    Руководитель Церкви Иисуса Христа

    начало


    Священная роща, Манчестер (около Пальмиры, штат Нью-Йорк)

    Утром прекрасного, ясного дня в начале весны 1820 года молодой Джозеф вошел в эту рощу, чтобы помолиться в заранее выбранном для этого месте. Здесь Бог-Отец и Его воскресший Сын, Иисус Христос, явились Джозефу Смиту, чтобы начать Восстановление Евангелия в последние дни.


    Тропа Священной рощи

    Священная Роща расположена в 400-ах метрах к западу и от бревенчатого дома Смитов в Пальмире, и от их каркасного дома в округе Манчестер.


    03 Бревенчатый дом семьи Смитов, Пальмира

    Приблизительно в 1818 году семья Джозефа Смита-старшего построила бревенчатый дом в лесу в нескольких милях к югу от деревни Пальмира, штат Нью-Йорк, и переехала туда. На приобретенных в собственность 40 гектарах земли, ставших семейной фермой, молодой Джозеф и его братья и сестры учились упорно трудиться, любить друг друга и делать то, что велел им Бог. В этом доме члены семьи Смитов вместе читали Библию и "всегда проводили семейные молитвы".


    Общая комната в доме семьи Смитов

    Люси Мак Смит так сказала о вечерних семейных беседах: "Джозеф время от времени излагал нам сведения, которые трудно даже представить себе. Он описывал древних жителей этого континента, их одежду, как и на каких животных они путешествовали, их города, здания в мельчайших деталях, как они вели войны, а также их религиозные службы. Все это он рассказывал так легко, как если бы вся его жизнь прошла среди них" (History of Joseph Smith, 83).


    Каркасный дом семьи Смитов, Манчестер (около Пальмиры)

    Смиты выращивали у себя на ферме пшеницу, кукурузу, бобы и лён. У них также был садовый участок, где росли 200 яблонь в дополнение к тому, что они собирали кленовый сок с 1 200-1 500 деревьев сахарного клёна (Ensign, Aug. 1985, 24-26).


    Общая комната в каркасном доме Смитов

    Живя в этой домашней Люси Макк Смит красил бы "покрытия клеенки для столов, стендов, и т.д.," и продают им в городе, чтобы помочь зарабатывать деньги для семьи (История Джозефа Смита, 64).


    Холм Кумора, Манчестер (около Пальмиры)

    Золотые листы, содержащие Книгу Мормона, были зарыты в холме Кумора приблизительно в пяти километрах к юго-востоку от семейной фермы Смита. Ранним утром 22 сентября 1823 года ангел Мороний показал Джозефу Смиту в видении точное место, где были зарыты эти древние летописи. Позже в тот же день Джозеф пошел к тому месту, которое показал ему ангел.


    Место публикации Книги Мормона, Пальмира

    Книга Мормона впервые была напечатана и продавалась в доме Грандина, расположенном в центре города Пальмира, штат Нью-Йорк. После перевода текста с золотых листов Джозеф Смит "договорился с господином Эгбертом Б. Грандином напечатать пять тысяч экземпляров"1 Книги Мормона. Публикация Книги была финансирована Мартином Харрисом, другом семьи, заложившим часть своей фермы, чтобы гарантировать стоимость печати в размере 3 000 долларов.


    Печатный станок в доме Грандина

    После того, как Грандин согласился напечатать Книгу Мормона, Джон Гильберт стал основным наборщиком, набиравшим Книгу Мормона. Это делалось путем последовательной установки каждой буквы на матрицу станка.


    Ферма Питера Уитмера, Фейет

    Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была организована по велению Господа в доме Питера Уитмера в Фейете, штат Нью-Йорк, 6 апреля 1830 года. Джозеф Смит переехал в дом Уитмера в июне 1829 года, чтобы избежать преследований в штате Пенсильвания. В течение месяца после прибытия Пророк закончил перевод Книги Мормона, ангел Мороний показал золотые листы Трем Свидетелям и Господь показал то, как установить Его Церковь.


    Дом Нюэла К. Уитни, Киртланд, штат Огайо

    Святые последних дней начали перебираться из штата Нью-Йорк в Киртланд, штат Огайо, в 1831 году. Джозеф и Эмма Смит переехали в феврале того года. Они были любезно приглашены жить в доме Нюэла и Элизабет Уитни, имевших пятерых детей, где они оставались в течение нескольких недель.


    Ферма Исаака Морли, Киртланд, штат Огайо

    Джозеф Смит жил на ферме Морли с марта до сентября 1831 года. Исаак Морли, один из самых ранних поселенцев Киртланда, присоединился к Церкви в 1830 году. Он пригласил многих ранних новообращённых жить на его ферме, территория которой составляла 32 га, и вскоре после прибытия Пророка в штат Огайо построил здесь маленький домик для Джозефа и Эммы Смит.


    Склад Нюэла K. Уитни, Киртланд, штат Огайо

    Осенью 1832 года Джозеф Смит переезжает из Хайрама, штат Огайо, обратно в Киртланд. Епископ Нюэл К. Уитни приготовил жилище для семьи Пророка в помещении своего склада, и Джозеф прожил здесь до зимы следующего года. В течение того времени склад Уитни служил штаб-квартирой Церкви. Много откровений, входящих теперь в книгу «Учение и Заветы», были получены Пророком в этом месте, включая Слово Мудрости, клятву и завет Священства и повеление строить храм в Киртланде. Джозеф также заканчивает здесь большую часть своего вдохновлённого перевода Библии.


    Храм в Киртланде, Киртланд

    В декабре 1832 года Бог повелел Джозефу Смиту построить храм в Киртланде, штат Огайо. Пророк и еще несколько человек видели храм Киртланда в видении, которое легло в основу его проекта. Строительство началось в июне 1833 года в период большой бедности в Церкви. Работа замедлилась в 1834 году, потому что многие братья ушли с Лагерем Сиона. Когда они возвратились, Джозеф Смит стал трудиться вместе с другими, добывая в карьере песчаник, и энергичные усилия по строительству храма были возобновлены. Члены Церкви приносили огромные жертвы, чтобы закончить этот «Дом Господа».


    Дом Джона Джонсона, Хайрам

    Джозеф Смит и его семья переехали в дом Джона и Эльзы Джонсон в Хайраме, штат Огайо, в сентябре 1831 года. Джонсоны были новообращёнными в Церкви и познакомились с Пророком, когда были в Киртланде. В течение года, когда Джозеф Смит оставался здесь, дом Джонсона служил штаб-квартирой Церкви. Джозеф получал в этих стенах обильные откровения, включая великолепное видение Отца и Сына и трех степеней славы. Здесь также были проведены несколько конференций. В ноябре 1831 года конференция проголосовала за то, чтобы издать Книгу Заповедей, содержащих откровения, полученные Пророком. Господь одобрил эту книгу, которая, в конечном счете, стала Учением и Заветами.


    Тюрьма в Либерти, Либерти, штат Миссури

    Джозеф Смит вместе с несколькими церковными руководителями были несправедливо заключены в тюрьму Либерти с декабря 1838 до апреля 1839 года. Джозеф страдал, не имея поддержки и зная, что Святых последних дней изгоняли из Миссури согласно губернаторскому "Указу об истреблении". Пророк и его товарищи были заключены в грубую каменную тюремную камеру размером 4,25 на 4,25 метра, с потолком высотой чуть более 180 сантиметров. Свет и воздух проникали в камеру через два маленьких зарешеченных окна. Шесть заключенных страдали от зимней стужи, грязи, голода и болезни.


    Земельный участок Джозефа Смита и Мэншн-хаус, Наву, штат Иллинойс

    Джозеф Смит переехал на земельный участок в Наву в бревенчатый дом на восточном берегу реки Миссисипи после бегства из Миссури в апреле 1839 года. Здесь он вновь вернулся к Святым, нашедшим убежище возле этого болотистого городского поселения, первоначально называвшегося Коммерс, в штате Иллинойс. Здесь Джозеф решил предпринять попытку выстроить город, и Святые осушили болота и обустроили территорию. В течение четырех лет они построили один из самых больших городов в Иллинойсе, которому Пророк дал название Наву, что значит прекрасный. Этот земельный участок служил штаб-квартирой Церкви в течение приблизительно двух лет. В 1840 году Джозеф увеличил размеры дома. Здесь Джозеф записал инструкции о замещающем крещении для умерших, и Господь открыл ему, что Святые должны построить в Наву храм.


    Магазин из красного кирпича, Наву, штат Иллинойс

    В своем Магазине из красного кирпича в Наву, Иллинойсе, Пророк Джозеф Смит подготовил преемников, чтобы продолжить великое и могущественное дело Бога. 1Построенный в 1841 году, этот магазин стал штаб-квартирой Церкви вскоре после его завершения. Галантерейный магазин был расположен на первом этаже, а офис Джозефа и зал для собраний заняли верхний этаж. Здесь ключи Священства для управления Церковью были возложены на плечи Двенадцати Апостолов. Пророк провел много часов, обучая этих братьев в последние месяцы своей жизни таким образом, чтобы они могли вести Церковь без него.


    Храм в Наву, Наву

    Храм в Наву был первым, в котором проводились такие таинства как запечатывание брака на вечность и крещения для умерших. Строительство этого храма, который был столь неотъемлемой частью работы Господа, не было закончено до мученической смерти Джозефа Смита.


    Тюрьма в Картидже, Картидж

    В тюрьме Картиджа 27 июня 1844 года толпа убила Пророка Джозефа Смита и его брата Хайрама, которые таким образом запечатали своей кровью свидетельства об Иисусе Христе. Несколькими днями ранее Пророк и его спутники добровольно пошли в Картидж, центр округа, расположенный приблизительно в 32-ух километрах к юго-востоку от Наву, чтобы дать ответ на обвинения в учинении общественных беспорядков. Джозефа и Хайрама содержали в тюрьме Картиджа до предстоящего разбирательства, и губернатор Иллинойса гарантировал им защиту от насилия со стороны толпы.


    Тюрьма в Картидже, Картидж

    Пророк Джозеф Смит и его брат Хайрам

    Джозеф Смит вел растущую Церковь через физические, эмоциональные и духовные невзгоды.

    Иногда, когда мы достигаем ответственных позиций, мы чувствуем, что больше не нуждаемся в помощи, но Джозеф Смит даже больше полагался на Господа после того, как был призван в качестве Пророка. Он знал, что его ответственность была в том, чтобы распространять не свои собственные учения, а то, что явил ему Бог. Большинство текстов, составляющих Учение и Заветы – ответы Бога на молитвы и вопросы Джозефа Смита. Он просил, чтобы Бог разъяснил части Евангелия, а также просил о руководстве в том, как следовало вести Церковь и все растущих числом мормонов. Бог сказал ему призвать Апостолов, Пророков и других руководителей, чтобы присматривать за Церковью.

    Ранние мормоны претерпевали серьезные преследования из-за того, что воспринимались своими соседями как экономическая, политическая и религиозная угроза. Так что Джозеф и люди, призванные им помогать ему, были вынуждены руководить многочисленными мормонскими переселениями в более доброжелательные районы страны. Несмотря на все страдания, которые им пришлось вынести, первые члены Церкви строили храмы, делали миссионерскую работу, строили процветающие города и некоторые служили в армии Соединенных Штатов во время переселения на запад. За несколько лет до смерти Джозефа Господь указал ему организовать Кворум Двенадцати Апостолов, и в конечном счете Он даровал им все ключи, права, и власть, необходимые для того, чтобы вести Церковь. После смерти Джозефа Смита Бригам Янг, тогда старший Апостол на Земле, сменил его как второй Пророк и Президент Церкви. Сегодняшний Пророк, Russell M. Nelson, является уполномоченным преемником Джозефа Смита. Его власть и власть прочих Апостолов Церкви связана неразрывной цепочкой таинств с Иисусом Христом, и важную роль в этой цепочке сыграл Джозеф Смит.

    Преданный муж и отец

    Тяжелое бремя руководства Церковью не отдалило Джозефа от его ответственности перед женой и детьми; оно увеличило его любовь к ним.

    Один из более поздних Пророков Церкви сказал ее членам: «Никакой успех не может компенсировать неудачу в семейной жизни». Это утверждение прозвучало более века после смерти Джозефа Смита, но Джозеф был примером этой идеи всю свою жизнь. Даже при том, что Джозефа часто преследовали и иногда заключали в тюрьму по ложным обвинениям, он всегда в первую очередь думал о своей семье. Он написал жене, Эмме, во время своего заключения в тюрьму в Миссури:

    «Скажи детям, что я жив и полагаю, что я приду и увижу их в ближайшее время. Утешь их сердца, насколько это возможно, и постарайся утешиться сама, насколько это в твоих силах».

    Джозеф жил по тому учению, которое проповедовал: укрепление наших семей должно быть важным приоритетом нашей жизни. Когда его жизнь была в опасности, Джозеф полагался на свою веру в Иисуса Христа, чтобы поддержать не только себя, но также жену и детей.

    Мученик Восстановленного Евангелия

    Джозеф Смит отдал свою жизнь ради истины.

    Порой мы думаем, что умереть ради дела – это вернейший показатель преданности, но жить ради чего-то обычно требует намного большего. Джозеф Смит сделал и то, и другое. Он прожил всю свою жизнь в служении Богу, страдая от насмешек и насилия ради того, во что верил. Его смерть не имела сочувствия мира; он был застрелен толпой, будучи заточен в тюрьму по ложным обвинениям.

    Он показал свою преданность Богу в жизни и в смерти. О нем было сказано: «Он был великим в жизни и умер великим в глазах Бога и своего народа; и… запечатал своей кровью свою миссию и свои деяния» (Учение и Заветы 135:3).

    Пророк Джозеф Смит и его брат Хайрам. Тюрьма в Картидже, Картидж, штат Иллинойс.

    Некоторые люди по ошибке полагают, что мормоны поклоняются Джозефу Смиту. Это не правда; мы поклоняемся Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. Джозеф не был ни совершенным человеком, ни Божеством. Он был добродетельным человеком, выполнившим свое необычное призвание.

    Он выполнял работу Бога до того дня, в который была отнята его жизнь, и мы чтим его за его веру, смирение и благочестие. Мы благодарны за Церковь, которую он помог установить, за Священное Писание, которое он перевел, за откровения, которые он получил и за его учения, помогающие нам понимать пути Божии.

    То, как преданно Джозеф Смит трудился в течение своей краткой жизни, вдохновляет нас выполнять наши собственные обязанности вне зависимости от того, малы они или велики.