Если поймают пьяным на велосипеде лишают прав. Чем грозит нетрезвое вождение велосипеда

Ответственность велосипедиста за наезд на пешехода на тротуаре: Пример из жизни

Велосипедист в равной степени такой же участник движения, как водитель моторизированного транспорта и пешеход. Обязанностей у велосипедистов, конечно, меньше, чем у автомобилистов, но правила вождения двухколесного транспорта на мускульной тяге все же прописаны в ПДД, и их нужно знать любому владельцу велосипеда. Зачем? Хотя бы, чтоб не попасть в ситуацию, в которой оказалась велосипедистка из Санкт-Петербурга.


Это сюрреалистичное событие уже осветили разнокалиберные СМИ. Вот что произошло:

Велосипедистка из города на Неве, проезжая по тротуару, по случайности совершила наезд на пешехода. После случившегося ДТП (а такое столкновение, повлекшее причинение телесных повреждений, является в правовом поле именно дорожно-транспортным происшествием) виновница столкновения не растерялась, и не уехала.

Напротив, сделала все возможное для того, чтобы помочь сбитой ей женщине:

«Остановилась, спросила, как она себя чувствует, предложила вызвать такси хотя бы до травмпункта».

На предложение поехать в больницу пострадавшая ответила отказом. При этом она пожаловалась, что у нее болит рука и нога. От «Скорой», которую была готова вызвать велосипедистка, пострадавшая также отказалась. Очень нехороший звонок для виновника подобного ДТП, поскольку это дает пострадавшему возможность в дальнейшем, при наличии злого умысла, значительно завысить материальную плату за причиненный вред здоровью. Впрочем, взятую «с потолка» сумму истцу придется обосновать через суд, но все же.

Обратите внимание, что велосипедистка, понимая вину за совершенное столкновение, изначально старалась перевести дальнейшие разбирательства в законное русло, в том числе предлагая оформить недоразумение через полицию.

Светлана, так зовут петербурженку, предложила отдать деньги за испорченные вещи, но поскольку наличности с собой не было, женщина предложила перевести в этот же день 5,000 рублей, как только появится такая возможность. Эта сумма приблизительно должна была покрыть причинённый ущерб: испачканную одежду и легкие ссадины. Именно так визуально выглядела пострадавшая.

На этот момент мы также обращаем внимание, а именно, что визуально человек действительно может не выглядеть травмированным, у него может быть адекватная речь, он может стоять на ногах и так далее. Но это вовсе не означает, что при падении он не ударился головой, не получил сотрясение мозга, не вывихнул сустав. Все вышеперечисленные травмы по законодательству относятся к среднему вреду здоровью и подпадают под действие Гражданского или даже Уголовного кодекса.

Женщины обменялись телефонами и разошлись каждая в свою сторону.

«…дня через четыре позвонила, сказала, что она была в травмпункте, ей наложили гипс, и у нее перелом руки. Поэтому та сумма, на которую мы договаривались изначально, ее не устраивает, озвучила, что у нее оклад в 25 тыс. руб. и она бы хотела компенсировать себе месяц, что она будет на больничном» , - рассказала Светлана «Коммерсантъ FM».

Велосипедистке грозит лишение прав до 1.5 лет или арест на пятнадцать суток за столкновение с пешеходом на велосипеде

Что тут скажешь. Классический случай, доказать обратное в котором виновнику будет крайне тяжело. Причем действует это, как мы увидим далее, вполне безотказно как с автомобилистами, так и с велосипедистами. Разумеется, это абсолютно не означает, что женщина, оказавшаяся под колесом велосипеда, симулирует и «играет» нечестно, просто оформляться следовало сразу, а не постфактум. Это очень важно, если вы не хотите в подобной ситуации выслушивать слезливые речи о переломах и других травмах, практически не совместимых с жизнью, и настойчивые требования крупной суммы денег на "лечение".

Из травмпункта, куда обратилась пострадавшая, в ГИБДД прислали телефонограмму. На следующий день с велосипедисткой связался сотрудник ГИБДД и пригласил на объяснение. Вот тут началось самое «интересное». Как рассказывает Светлана, сотрудник обрисовал ситуацию следующим образом: «Езда по тротуару - 3700, за с причинением легкого и среднего вреда - 2500, лишение прав. Я спросила: «За что?» Он говорит, что это оставление места ДТП. 28 мая у меня есть повестка, иду, собственно, подписывать протокол, в котором все будет перечислено».

Вот такие доводы и выводы были у инспектора. Он посчитал, что в данном конкретном случае велосипед - это транспортное средство, которым управляет водитель, который, в свою очередь, оставил место ДТП. И финальная точка в этом - лишение ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ. Нет, это даже не точка, просто вишенка на торте абсурда!


В таком выводе ГИБДД можно усомниться, и вот по какой причине:

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях не рассматривает как транспортное средство. Читаем примечание к статье 12.1:

«Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право».

Как видно, о велосипедах ни слова! Таким образом, применять к , совершившему наезд, положения главы 12 КоАП, никак нельзя, и уж тем более лишать петербурженку водительских прав, применяя статью 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».

Для велосипедистов в КоАП прописаны две другие статьи:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Применяется часть 2,3 ст. 12.29:

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства),
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения,

Велосипедистке-петербурженке вменяют нарушения по двум статьям: езда по тротуару (ч. 2 ст. 12.15 КоАП) и оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП)

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств,
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Часть 2 статьи 12.30 как раз отлично подпадает под вышеописанную ситуацию, в которой, конечно же, никто никого водительского удостоверения на полтора года лишать не будет. Виновнику ДТП обязаны будут выписать штраф в размере до 1.5 тыс. рублей, и уже через суд ответчик и истец продолжат решать конфликт, возникший как итог столкновения на тротуаре, о выплате материальной компенсации.

С тех пор как белорусские водители наконец-то худо-бедно поняли, что с алкоголем внутри безопаснее/дешевле/проще ходить пешком, на горизонте замаячила альтернатива - . "А можно ли ехать на велосипеде пьяному? А что за это будет? А заберут ли "права"?" - посыпались в редакцию вопросы, и мы решили, что с этой темой надо разобраться. Тем более что разбираться есть с чем. Итак, поехали!

1. Столкновение автомобиль - велосипед

Подобное происшествие полностью укладывается в рамки ДТП, определение которого можно найти в п.2.18 ПДД: происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Это значит, что само ДТП будет рассматриваться сотрудниками ГАИ, а действия его участников, а также их состояние - оцениваться по отработанной схеме.

Если виновным будет признан велосипедист, он будет привлечен к ответственности по ст.18.23 КоАП. К слову, это "главная" статья в КоАП для велосипедистов.

Статья 18.23. Hарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ пешеходом, ЛИЦОМ, УПРАВЛЯЮЩИМ ВЕЛОСИПЕДОМ, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, повлекших СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, - влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

2. Столкновение велосипед - велосипед, велосипед - пешеход

В рамках ст.18.23 КоАП будут оцениваться действия велосипедиста и тогда, когда столкновение произошло с другим велосипедистом или пешеходом. Правда, на такой вызов сотрудники ГАИ уже не поедут.

Такие случаи не относятся к компетенции ГАИ, поскольку не являются ДТП. Ведь велосипед не является механическим ТС, поскольку приводится в действие мускульной силой человека, - сообщили нам в профильном ведомстве.

К кому же тогда обращаться? В пресс-службе МВД пояснили:

Если в результате столкновения велосипедисту или пешеходу причинены телесные повреждения и (или) материальный ущерб (сломался велосипед, порвалась одежда, пришли в негодность багаж или ручная кладь и т.п.), необходимо обращаться в милицию по телефону 102. Правильно будет записать координаты очевидцев (имя, фамилию, номер телефона). Далее составляется заявление в РОВД по месту происшествия, проводится проверка, устанавливается виновник происшествия, а уже вопрос о возмещении ущерба затем решается в судебном порядке.

- Но к столкновению так или иначе все равно приводит чья-то ошибка. Это значит, кто-то из участников нарушил ПДД и должен быть привлечен к ответственности…

Да. Вопрос привлечения к ответственности за нарушения ПДД по статье 18.23 КоАП решается органами внутренних дел. И здесь, кстати, важно знать, что деяния, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.23 КоАП, в случае причинения лицом, управлявшим велосипедом, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, влекут административную ответственность ЛИШЬ ПРИ НАЛИЧИИ выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях порядке ТРЕБОВАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Какими бы легкими ни казались травмы

- Особо следует обратить внимание на причинение вреда здоровью участников таких столкновений, - отмечают в пресс-службе МВД. - Кто бы ни был прав или виноват, окажите друг другу посильную первую помощь и в случае необходимости вызовите "скорую". Даже если полученные травмы не кажутся серьезными, не будет лишним посетить поликлинику и проверить состояние здоровья. Не забывайте, что при необходимости пешеход или велосипедист может попросить у сотрудника милиции направление на судебно-медицинскую экспертизу или самостоятельно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз Республики Беларусь.

3. Нарушение ПДД велосипедистом

Естественно, в случае фиксации нарушения ПДД велосипедист будет привлечен к ответственности все по той же ст.18.23. Чтобы правильно квалифицировать его проступок, он может быть освидетельствован на предмет употребления алкоголя. Как сказано выше, штраф для "принявших" увеличивается в разы.

Как нам сообщили в МВД, за 5 месяцев нынешнего года по данной статье, которая одновременно устанавливает ответственность и за нарушения ПДД пешеходом, лицом, управляющим гужевым транспортным средством, лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, органами внутренних дел составлено 145.349 протоколов об административных правонарушениях.

4. Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

А теперь, так сказать, самое интересное. Что будет, если велосипедист выпил, но ничего не нарушает, никого не травмирует, а просто аккуратно едет домой?

Здесь можно сломать голову, прорываясь сквозь дебри нашего законодательства.

Смотрим ПДД. Здесь сказано, что водитель - это физическое лицо, управляющее ТРАНСПОРТНЫМ средством (…), а велосипед - это ТРАНСПОРТНОЕ средство, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем.

При этом п.10.1 запрещает ВОДИТЕЛЮ "управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения".

А что у нас предусмотрено за нарушение ПДД? Правильно, ответственность по ч.1 ст.18.23 КоАП!

Но с применением ч.2 в таком случае уже возникают проблемы: привлекать к ответственности за нарушение ПДД, заключившееся в управлении велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, и как отягчающий признак указывать все то же состояние алкогольного опьянения? Это уж никуда не годится.

Очевидно, что законодатель имел в виду нарушение иных требований ПДД, касающихся участия велосипедиста в дорожном движении, но, как обычно, неудачно сформулировал норму?

Такой "формальный" подход к нарушению велосипедистом ПДД нелогичен и несправедлив. Поэтому на практике нормы закона трактуются "по совести":

За что я буду штрафовать велосипедиста, который ничего не нарушает? Едет человек - пусть едет! А вот если он нарушил правила маневрирования, расположения на проезжей части или что-то еще, то будет привлечен к ответственности. Если он при этом будет пьян, штраф будет больше, - рассуждают в неофициальных разговорах сотрудники ГАИ.

На словах все, конечно, хорошо. Но пока в проблеме привлечения велосипедистов к ответственности не будут расставлены точки над "i", каждый, кто сядет за руль велосипеда выпившим, будет "под колпаком". Пусть даже и формальным.

***
Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения. Поэтому попытки управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения должны пресекаться, а нарушители - преследоваться. Однако если мы требуем от водителей соблюдения правил и законов, эти правила нужно четко прописать.

В апреле этого года Конституционный суд Польши одобрил решение о том, что пьяные велосипедисты должны быть приравнены к водителям транспорта и отвечать за это нарушение по всей строгости закона. Велосипедисту «под мухой» грозит штраф или до двух лет тюрьмы в зависимости от степени опьянения. А как обстоит дело у нас?

Едет, к примеру, нетрезвый пан Зюзя на велосипеде или мопеде и радуется, что гаишников можно не бояться - такого останавливать никто не будет, даже если ехать будет задом наперед. В чем-то он прав, так как подобные персонажи малоинтересны сотрудникам ДПС с финансовой точки зрения. Однако в связи с участившимися случаями ДТП с участием нетрезвых водителей мопедов руководство ГИБДД дает установку на местах пристальнее следить за нетрезвыми велосипедистами и водителями мопедов. Чем это грозит? Сев за руль мопеда (велосипеда) в состоянии алкогольного опьянения, вы нарушили п. 2.7. ПДД , который прямо запрещает это. Однако КоАП РФ , довольно мягко обходится с такими нарушителями. Единственное, что им грозит, - это штраф в размере от 300 до 500 рублей (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ). Запомнили? А теперь разберем возможные варианты провокаций со стороны работников ДПС.

• Забираем велик (мопед) на штрафстоянку. Не получится. Среди оснований задержания транспортного средства (ст. 27.13. КоАП РФ) нет ст. 12.29 КоАП РФ, соответственно, и нет основания для задержания. Все увещевания из серии: «Пусть постоит, пока не протрезвеешь - потом заберешь» - должны отметаться, так как забрать свой аппарат со штрафстоянки вы сможете только за деньги или через суд.

• Ты – пьяный, дуй в трубку или поехали на медосвидетельствование. Можете поехать, только, кто будет присматривать за вашим добром, пока вас будут освидетельствовать? Ведь по закону (ст. 27.12 КоАП РФ) вас обязаны отстранить от управления транспортным средством и доставить к месту освидетельствования на служебном авто. Освидетельствование подтвердило ваше алкогольное опьянение. Сотрудник ДПС может начать стращать вас судом и арестом на 15 суток. Можете уже начинать смеяться. Если дело дойдет до суда, будете смеяться вместе с судьей. Вам будут пытаться «впарить» ч. 8 ст. 12.8. КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами». Для того, чтобы суд мог применить данную норму, гаишникам предварительно придется позаботиться о законодательном закреплении права управления велосипедом или мопедом только при наличии специального права. Пока такого требования нет, управлять ими может любой желающий, без опасения «загреметь» на 15 суток под арест. Наказание ограничивается вышеупомянутым штрафом от 300 до 500 рублей.

• Не поехал на медосвидетельствование – получишь 15 суток ареста. На этот раз пугать вас будут ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ . Для решения вопроса используем приведенные выше аргументы.

Важно запомнить, что ст. 12.29 КоАП РФ является специальной нормой, наказывающей пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов и возчиков. Любое нарушение ПДД, за исключением создания помех дорожному движению и причинения вреда здоровью, наказывается штрафом в пределах 100 – 500 рублей. Все попытки сотрудников ДПС привлечь вас к ответственности по другим статьям КоАП РФ являются либо попыткой вымогательства, либо свидетельствует о некомпетентности сотрудника.

В заключение

Огромная просьба к читателям - не расценивать данный материал как оправдание пьянства за рулем, пусть даже велосипеда, или призыв к этому. Садясь пьяным за руль, помните, что правила возникли не на пустом месте, а вследствие объективной необходимости, которая требует сохранения и заботы о жизни и здоровье. Стоит ли рисковать ими ради сомнительного удовольствия?..

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Поездки на велосипеде представляются приятным и беззаботным времяпровождением. Беспечность легко превращается в безответственность. Результаты – непредсказуемые. Около 75 % случаев ДТП с участием велосипедистов ими же и спровоцированы.

Дисциплинировать поведение призваны административные штрафные санкции. Финансовое бремя таких наказаний несколько ниже, чем для автомобилистов. Однако процедура отнимает время и портит нервы. Лучше ее избежать.

Какие предусмотрены штрафы для велосипедистов

В 2018 году остается устойчивая тенденция к тому, чтобы приравнять велосипедистов к полноправным участникам дорожного движения. Это проявляется в общих и отдельных положениях соответствующих нормативных документов:

Определение статуса велосипедистов как действительных участников движения выражается в расширении прав и ответственности этой категории. Штрафы для велосипедистов в 2018 году пока остаются на уровне прошлогодних. Однако внесение очередных изменений размер штрафных санкций кажутся вполне вероятными.

Штрафовать водителей колесных средств могут, исходя из 2 важнейших положений. По определениям КоАП велосипедист несет ответственность:

    за прямое нарушение ПДД, не приведшее к появлению пострадавших лиц;

    за создание помех другим транспортным средствам в результате нарушения ПДД.

Представляется вполне уместным расширенный и детальный комментарий к этим категориям.

Штрафы за нарушение ПДД

Прямые нарушения ПДД водителями колесных средств подпадают под действие статьи 12.29 КоАП. Во 2-й части этой статьи определяется общий вид правонарушения:

«Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства)».

Там же уточняется санкция за нарушения такого вида – 800 руб. Практически это означает, что любое несоблюдение правил движения со стороны велосипедиста карается штрафом на эту сумму. Особая ответственность за эти виды правонарушений определяется, когда виновник находился в алкогольном опьянении. Доскональные пояснения таких ситуаций будут предоставлены ниже.

Важно уточнить, что правонарушения этого вида юридически фиксируются тогда, когда водитель колесного средства двигался. Другими словами, находился в седле. Человек, не едущий на велосипеде, а ведущий его рядом с собой, приравнивается к пешеходу. Если пеший водитель колесного средства допустил нарушение правил, то за это он отвечает как пешеход.

Штрафы за создание помех другим участникам движения

Как полноправный участник движения велосипедист отвечает не только за нарушение правил, но и за действия, которые привели к созданию помех других участникам. Ответственность велосипедиста за допущенные нарушения наступает независимо от того, вращал ли педали человек или вел колесного друга рядом с собой. Об этом говорит статья 12.30 КоАП. Первая часть фиксирует более мягкие последствия неосторожного поведения лиц (среди которых – водители колесных средств), создавших помехи другим участникам движения:

«Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств».

Провинившийся велосипедист наказывается штрафом, сумма которого составляет 1000 руб.

Вторая часть статьи 12.30 обозначает ответственность за создание помех, из-за которых были получены травмы потерпевшими:

«Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

Если окажется, что умышленные либо неосторожные действия водителя колесного средства спровоцировали причинение ущерба пострадавшим, тогда виновник вынужден будет платить штраф в пределах от 1000 до 1500 руб.

Какой грозит штраф за езду в пьяном виде

Состояние алкогольного опьянения приравнивается к отягощающему обстоятельству. Поэтому за аналогичное правонарушение штраф пьяному велосипедисту устанавливается больших размеров. Часть 3 статьи 12.29 Кодекса гласит:

«Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения».

За такой вид правонарушений предусмотрена возможность наложения штрафа в пределах от 1000 до 1500 руб. Пока остаются нормативно непрописанными ситуации, когда пьяный водитель колесного средства стал причиной ДТП либо создал помехи другим участникам, спровоцировал нанесение вреда пострадавшим.

Распространенные правонарушения

Ознакомление с основными видами правонарушений способно повысить грамотность велосипедистов, избежать штрафных санкций. Поэтому важно знать о типичных просчетах и эксцессах. Чаще всего велосипедисты-нарушители:

    двигаются во встречном направлении по ходу транспортных средств;

    проезжают по пешеходному переходу;

    не подают сигналы о совершаемых маневрах.

Повышая культуру вождения, велосипедист избежит неприятных штрафных санкций. Дело не только в тех 800 – 1500 руб., которых можно лишиться. Невнимательный или недисциплинированный велосипедист может стать как причиной травм или инвалидности других людей, так и жертвой собственной неграмотности. Берегите себя на дороге и уважайте других!