Фас мо 271 фз о розничных рынках. Закон о рынках не нравится никому (кроме его инициаторов). Признание дома аварийным и изъятие

15) реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ

    Определение от 4 апреля 2019 г. по делу № А62-3133/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А25-1792/2018

    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

    В размере от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. В соответствии с пунктом 3 . 3 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3 . 2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, ...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А63-18236/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Законом № 271-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона № 271-ФЗ). Торговым местом в силу части 8 статьи 3 Закона № 271-ФЗ считается место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А25-1795/2018

    Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)

    Или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3 . 3 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. В силу части 2 статьи 3 . 4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А14-14014/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Числа, предшествующего расчетному. При заключении договора на срок до одного месяца плата вносится арендатором единовременным платежом в полном объеме в день заключения договора (пункты 2. 3 . договоров). Кроме того, между СПОК «СРКР «Центральный» (управляющая рынком компания) и индивидуальным предпринимателем Великородных В.Т. (арендатор) заключены договоры о предоставлении холодильного оборудования №000016592 от 07.07....

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А62-3133/2017

    Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

    Привлечения для реализации данных целей без согласия арендодателя любых третьих лиц по своему усмотрению, с правом размещения торговых павильонов, иных других нестационарных объектов (пункт 1. 3 договора). При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора за 30 дней до истечения его срока, договор считается продленным на срок 5 лет (пункт 1.5). ...

От 30 декабря 2006 г.
Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
Опубликовано 10 января 2007 г.

Выдержки из ФЗ №271,
имеющие отношение к ОАО "Даниловский рынок"

ОАО Даниловский рынок - специализированный розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

ОАО Мосрегионторг - управляющая рынком компания.

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).

Продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.

Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

На рынке:

1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

На рынке размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.

На рынке в доступном месте установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

Размещение и порядок предоставления торговых мест

1. Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

3. При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должны предоставляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

4. Сведения, предоставляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтверждены документально.

5. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

6. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

7. Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

8. Управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.

9. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.

Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке

1. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном рынке осуществляется в установленном статьей 15 настоящего Федерального закона порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества.

3. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания также должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

4. Торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев.

5. В упрощенном порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются торговые места на сельскохозяйственном рынке.

6. Торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), а также юридических лиц. Коллективное обращение подается от имени не более чем десяти лиц, и в нем указываются сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, о каждом включенном в коллективное обращение лице.

Статья 21. Требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

1. При осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

1) соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;

2) соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

2. При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы также должны:

1) своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

2) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

3) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

4) иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

5) иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

3. В случае, если продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке осуществляется с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других), продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Минпромторг предлагает отменить часть требований к работе розничных рынков, считая их избыточными. В результате может быть отменено условие для управляющих компаний обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства и обязанность согласовывать расположение торговых мест с надзорными органами.

В Минпромторге предлагают вообще отменить закон «О розничных рынках…», включив требования к ним в закон «О торговле». Сами торговцы объясняют, что одно из основных препятствий в открытии рынков - требование отдавать не меньше половины мест фермерам-производителям, число которых пока невелико.

Минпромторг намерен ослабить требования к управляющим компаниям розничных рынков и разрабатывает соответствующие поправки в законодательство, рассказали «Известиям» в ведомстве. Министерство предлагает признать утратившим силу Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках …», «так как указанный документ нуждается в существенной коррекции». Он устанавливает порядок организации, обустройства, оборудования и содержания розничных рынков, порядок предоставления мест и т.д.

Действующим законодательством о рынках установлены избыточные требования к ним: максимум обязанностей управляющих компаний при минимуме прав. Например, в торговых центрах управляющая компания не несет ответственности за своих арендаторов. На рынках управляющие компании обязаны обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, - рассказали в пресс-службе Минпромторга. - Это при том, что управляющая компания не обладает контрольными функциями, а торгующие на рынке - независимые предприниматели.

В ведомстве также назвали «необъяснимым» запрет для управляющих компаний закупать оптом товары с целью продажи на этом же рынке.

Еще один барьер - план размещения торговых мест на рынках. Он должен быть согласован с множеством органов - пожарными, санитарами. В то же время, если хозяин рынка захочет поставить бабушку со своим укропом с маленьким столиком, управляющую компанию за это могут крупно оштрафовать, - отметили в пресс-службе.

В Минпромторге считают проблемой и закрепление в законе максимального срока, на который могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственных рынках, - не более трех месяцев.

Это не позволяет мелким торговцам планировать свою предпринимательскую деятельность на длительный срок, устанавливать долговременные деловые связи с производителями, - заметили в Минпромторге.

С отменой профильного закона «О розничных рынках…» требования к ним чиновники предлагают прописать в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (закон «О торговле»). Сейчас его положения не применяются «к отношениям, связанным с организацией и осуществлением… деятельности по продаже товаров на розничных рынках», следует из ст. 4 закона «О торговле». Какие именно требования могут быть предъявлены к рынкам в результате изменений, в Минпромторге не уточнили.

В ведомстве подчеркнули, что добиваются облегчения процесса создания новых розничных рынков, работы уже существующих и увеличения количества малых предпринимателей, торгующих на рынках.

Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков полагает, что основная сложность в открытии рынков состоит в требовании предоставлять не меньше половины торговых мест отечественным товаропроизводителям (такая норма установлена законом «О розничных рынках…»).

У нас просто нет такого количества мелких фермеров, которые могут поставить качественный продукт на рынки. Большинство овощей есть не круглый год, а сельхозпроизводители молока и мяса пока малочисленны, - пояснил Вадим Зуйков.

В Минпромторге привели данные Росстата, по которым в период с 2010 по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) России снизилась с 12,4 до 6,6%. При этом количество рынков за последние семь лет сократилось в три раза - с 3497 до 1158.

конференция-онлайн
Из Таганрога от Администрация ООО «ИНТРАС»

Уважаемые коллеги!

Мы, администрация управляющей одним из розничных универсальных рынков города Таганрога («Привокзальный») компании - ООО «ИНТРАС», как, вероятно, и масса других аналогичных компаний по всей стране, крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся на сегодняшний день в нашей сфере деятельности.

Основным «камнем преткновения», ставящим под угрозу дальнейшее функционирова- ние, да и непосредственно существование различных рынков, как жизненно необходимых элементов инфраструктуры любых населенных пунктов (от мегаполисов до небольших городов, райцентров и др.) является Федеральный закон №271-ФЗ от 31.12.2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Необходимость принятия данного нормативно-правового акта была обусловлена необходимостью правового урегулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков, а также с организацией торговой деятельности на данных рынках (розничных, универсальных, специализированных, сельскохозяйственных, сельскохозяйственных коопера- тивных), т.е., деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как говорится, хотели, как лучше (хотя вопрос: а хотели ли, и чего вообще?), а получилось, …


Когда вчитываешься в некоторые положения данного закона, невольно задаешься вопросом: а какими, вообще, соображениями руководствовались его авторы в процессе разработки, а также те, кто в последствие его принимал?

Особенно поражает 24-я статья (в которую, кстати, уже вносились изменения) данного нормативно-правового акта, часть 3 которой гласит, что «с 1 января 2013 года для организа- ции деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается».

Содержание и смысл данной части статьи 24 Федерального закона №271-ФЗ надо оценить. Оценка однозначна: данная правовая норма направлена (и это совершенно очевидно) на скорейшее уничтожение подавляющего большинства рынков по всей стране. Некоторая отсрочка предоставлена лишь сельскохозяйственным и сельскохозяйственным кооперативным рынкам - до 2015 года. Однако на вопрос: «А много ли в нашей стране подобных рынков?» любое обладающее познаниями в данной сфере деятельности лицо, ответит однозначно - «НЕТ»! Хотя действительно, хочется знать, сколько их на самом деле, и в каких именно регионах и городах?

Статья 24 Федерального закона №271-ФЗ уже неоднократно называлась в СМИ (как в различных печатных изданиях, так и во всемирной информационной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ) «антиконституционной» и «антинародной», а сам Федеральный закон №271-ФЗ получил еще более резкую и негативную оценку.

Чего, собственно говоря, хотел добиться законодатель, принимая такую правовую норму, можно предположить: замену подавляющей части рынков (которые, в силу многих обстоятельств, просто не в состоянии будут осуществить строительство капитальных торговых сооружений) определенным количеством торговых сетей (гипер- и супермаркетов), неуклонно разрастающихся в последние годы в нашей стране.

Однако, при создании и развитии инфраструктуры населенных пунктов (в первую очередь, городов) необходимо учитывать менталитет живущего на данной территории народа, т.е., его мироощущение, мировосприятие, отношение к жизни вообще, систему его ценностей.

Поскольку такие понятие, как «супермаркет» и «гипермаркет», пришли к нам, естественно, из-за рубежа, и пришли относительно недавно, большинству населения нашей страны (особенно, людям более старших поколений, росших и воспитывавшихся на совершенно отличной от современной системе ценностей) они чужды, непонятны, да и вообще, можно сказать, вряд ли приемлемы. Многие пожилые и старые люди вообще не представляют, как можно покупать определенные продукты в магазине, не имея ни возможности попробовать их, ни поторговаться, как они всегда это делают на рынке. А, учитывая уровень доходов большей части населения нашей страны, рынок (где всегда, для любого социального слоя, есть выбор товара, как по качеству, так и по цене) - это жизненно важная артерия любого населенного пункта, а города, особенно. Данные обстоятельства, на наш взгляд, обязательно должны были быть учтены законодателем, однако, на деле мы видим обратное (недаром статья 24 названа «антинародной»).

Стоит сказать также несколько слов в защиту тех, кто осуществляет на рынках торговую деятельность. Контингент этот весьма широк: и юридические лица-организации, и индивидуальные предприниматели, и сельхозпроизводители-фермеры, и простые граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.

Представителями государственной власти постоянно подчеркивается (мы слышим это практически во всех СМИ), что государство должно делать все возможное для поддержки отечественного производителя, т.е. создавать такие условия хозяйствования, при которых представителям малого и среднего бизнеса (а большинство рынков можно отнести именно к данной категории) будет выгодно осуществлять свою деятельность, чувствуя определенную поддержку со стороны государства.

Однако сам собой напрашивается вопрос: а улучшится ли положение вышеназванных лиц после их перехода (еще вопрос: а захотят ли они этого перехода вообще?) в капитальные строения? Ведь данный переход, безусловно, отразится на стоимости торгового места. Во-первых, в результате реконструкции любого рынка, определенное количество торговых мест ликвидируется (не менее 40% от общего их числа ) вследствие занятия определенной площади торговыми павильонами, для нормальной эксплуатации которых, в свою очередь, также потребуется определенная, прилегающая к ним, площадь. Во-вторых, стоимость услуг по предоставлению вновь образовавшихся торговых мест, естественно, возрастет (что вполне оправдано), поскольку уменьшение доходов управляющей рынком компании повлечет за собой многие нежелательные для нее последствия (сокращение фонда заработной платы, уменьшение объема оборотных средств, определенные трудности с уплатой налогов, бремя которых с 2011 года для многих рынков значительно увеличилось и др.). Кстати, вполне возможно, что часть вновь образовавшихся торговых мест может остаться не занятой в связи с их достаточно высокой стоимостью.

Учитывая данные обстоятельства, многие лица, осуществляющие на территории рынков торговую деятельность, вынуждены будут увеличивать цену на свой товар, иначе же они просто не в состоянии будут оплачивать налоги (неуклонно растущие) в требуемом размере, да при этом, еще и иметь в обороте свободные денежные средства на закупку нового товара и оплату услуг по предоставлению торгового места.

Следует отметить, что при такой «поддержке» государством малого и среднего бизнеса будет наблюдаться весьма устойчивая тенденция к дальнейшему увеличению количества свободных мест.

Таким образом, статья 24 Федерального закона №271-ФЗ ставит под угрозу (и это, отнюдь, не преувеличение) интересы и потребности:

1) управляющих рынками компаний . На примере ООО «ИНТРАС» следует сказать, что для полного завершения работ по реконструкции рынка «Привокзальный», потребуется сумма в десятки миллионов рублей. Учитывая снижение объемов продаж в связи со снижением покупательской способности населения и существенным увеличением налогового бремени, собрать такую сумму без привлечения для этой цели кредитных средств, в настоящее время невозможно.

Однако большинством финансово-кредитных учреждений устанавливаются не только достаточно высокие кредитные ставки (что для большинства субъектов малого и среднего бизнеса является непосильным бременем), но еще и очень жесткие условия залога (практически все ликвидное движимое и недвижимое имущество залогодателя в случае «ненадлежащего» (под эту формулировку банки стараются «подтянуть» все, что только возможно) исполнения им обязательств по кредитному договору, переходит в собственность кредитора-залогодержателя);

2) лиц, осуществляющих на рынках торговую деятельность (в особенности тех, кто, вырастив какую-либо продукцию (плодоовощную, либо животного происхождения) на своем дачном или приусадебном участке, хочет реализовать на рынке ее излишек. Как правило, это малообеспеченные пенсионеры, испытывающие практически постоянную нужду в денежных средствах. Увеличение оплаты за предоставление торгового места для данной категории лиц просто сделает их труд бессмысленным (большая часть денежных средств, вырученных ими от продажи своей продукции, будет уходить на оплату за предоставление торгового места);

3) населения (практически всех, без исключения, социальных слоев).

Подобная позиция государственной власти является, мягко говоря, каким-то цинизмом по отношению к своим гражданам (большинство из которых, кстати, являются добросовестными налогоплательщиками и зарегистрированными избирателями).

Для составления более полной картины сложившейся ситуации, мы провели небольшой социальный опрос различных категорий лиц на территории рынка «Привокзальный» (как осуществляющих на нем торговую деятельность, так и посетителей). Вот его результаты.

Вопрос: Ваше мнение по поводу требований о необходимости перехода торгующих лиц в капитальные строения, установленных статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ?

Ответ группы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на промтоварных рядах:

И «да» и «нет». С одной стороны, мы живем в 21-м веке, а значит, должны придерживаться современных, цивилизованных методов хозяйствования. Осуществление торговой деятельности в том виде, в котором оно имеет место в настоящее время, цивилизованным вряд ли назовешь. Однако, вопрос: а сможем ли мы позволить себе данную цивилизованность? И ответ: вряд ли «да»! Конечно, приятно торговать в комфортабельном, благоустроенном павильоне, где имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления (что, учитывая климатический пояс, в котором находится город Таганрог, весьма немаловажно), и должным образом оборудованные примерочные, и санузлы, и прочие блага цивилизации. Но, как известно, за все в жизни нужно платить. А платить придется значительно больше того, что платится нами в настоящее время. Если к этому еще прибавить сумму ежегодно уплачиваемых налогов, то реализуемый нами товар для потенциального потребителя будет просто «золотым», а это, естественно, скажется на объеме продаж и сумме получаемой прибыли. Что ожидает нас дальше, говорить не будем - сами понимаете. Поэтому, как говорится, «и хочется, и колется».

Вообще, проанализировав статью 24 Федерального закона №271-ФЗ, мы хотим задать представителям государственной власти вопрос: а станет ли государству легче после того, как большинство рынков по всей стране будет ликвидировано? Ведь после этого большинство лиц, осуществлявших ранее на рынках торговую деятельность, неминуемо пополнит ряды безработных граждан, которых в нашей стране, с учетом дефицита рабочих мест, и, так называемых, «ходовых специальностей», более чем достаточно. Получается, что после закрытия рынка большинству из нас одна дорога - на улицу. А как же наши семьи, дети, внуки? Государство об этом подумало? Сомневаемся! А ведь на пособие по безработице (которое, естественно, также не может выплачиваться дольше сроков, установленных законом) вряд ли проживешь.

Может быть, вместо того, чтобы окончательно «добить» рынки таким законом (и без того на субъектов малого и среднего бизнеса за последние годы возложена масса непосильных требований, за неисполнение которых установлены крайне жесткие наказания), лучше было бы государству продумать систему каких-либо субсидий, кредитов, предоставляемых на более-менее льготных условиях управляющим рынками компаниям для осуществления той же самой реконструкции или строительства?

Считаем также, что срок реконструкции, установленный статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ, при существующем материальном положении большинства управляющих рынками компаний, явно не реален (хотя в свое время и был увеличен законодателем). Обращаемся к представителям государственной власти с просьбой о его обязательном увеличении.

Ответ группы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на овощных рядах:

Торговля плодоовощной продукцией - весьма специфическое дело. Весь товар, как правило, скоропортящийся, особенно тропические фрукты, ягоды, зелень. Для реализации данного товара (особенно, в зимний период, да, и в летнюю жару, тоже) требуются соответствующие условия. Понятно, что данным требованиям лучше всего будет отвечать торговое место в павильоне, построенном в соответствии со всеми установленными требованиями (санитарными, техническими и пр.).

Однако, как говорят, «по одежке и протягивай ножки». Предприниматели, так сказать, «твердо стоящие на ногах», то есть, имеющие в обороте большое количество денежных средств, могущие позволить себе большой ассортимент товара, и, как следствие, получающие большую, по сравнению с другими, прибыль, возможно, могут позволить себе переход в капитальное сооружение. Что же касается более мелких предпринимателей (не говоря уже о частниках, занимающихся садоводством и огородничеством на своих дачных и приусадебных участках), то вопрос об их переходе в капитальные строения был и остается открытым.

Кроме того, цены на большинство видов плодоовощной продукции не высоки, и ждать от их реализации большой прибыли, позволяющей оплачивать торговые места в павильоне, не приходится. Ну, и налоги, налоги, и еще раз налоги! Одним словом, нашим законодателям есть о чем подумать.

Мы же считаем, что сроки реконструкции и застройки рынков, установленные статьей 24 Федерального закона №271-ФЗ обязательно должны быть увеличены законодателем, причем вновь установленные сроки должны быть абсолютно реальными (не менее 4-5 лет), а не взятыми, что называется, «с потолка».

Вопрос о дополнительном субсидировании или льготном кредитовании государством управляющих рынками компаний также является весьма острым, и должен быть в ближайшее время обязательно рассмотрен и решен законодателем.

Ответ группы лиц, занимающихся садоводством и огородничеством на своих приусадебных и дачных участках, осуществляющих торговую деятельность на овощных рядах (в том числе и сезонно):

Да, действительно, есть о чем подумать, как законодателям, так и нам, простым гражданам. Уж сколько лет мы торгуем на рынке тем, что честно выращиваем на своей земле своими руками, и до настоящего времени не испытывали никаких проблем с реализацией своего товара. У многих из нас данная деятельность носит исключительно сезонный характер (например, рассада, летние фрукты, овощи и др.).

И что, теперь мы вынуждены будем оплачивать в несколько раз больше за предоставление торговых мест в павильоне? Да нам (а сезонникам, так и вообще) это вовсе не нужно, а нужно нам другое - иметь возможность хоть что-то заработать. С таким же увеличением оплаты это вряд ли будет возможно. Многие из нас - пенсионеры (большинство - не работающие, да еще с мизерной пенсией), и другого способа заработать себе на сколько-нибудь достойную жизнь, у нас нет. Поэтому, нашему возмущению нет предела: как такой закон вообще мог быть принят людьми, хоть немного болеющими душой о своем народе?!

Мы твердо убеждены, что, с учетом климатических особенностей юга России и сезонным характером осуществления торговли некоторыми видами плодоовощной продукции, на территории любого из южных рынков просто необходимо сохранять определенное количество мест, расположенных не в павильонах, а под навесами, на открытом воздухе. Данные места как раз и должны предоставляться, в первую очередь, лицам, занимающимся садоводством и огородничеством на своих приусадебных и дачных участках, то есть, нам, а также сельхозпроизводителям - фермерам и арендаторам, т.е., именно тем категориям торгующих, деятельность которых носит, в основном, сезонный характер.

Уважаемые законодатели, представители государственной власти, услышьте голос простого народа, благодаря которому, Вы, кстати сказать, и занимаете свое теперешнее положение!

Ответы посетителей рынка:

Работник крупного предприятия: Увеличение размера арендной платы (после перехода торгующих лиц в капитальные сооружения) неминуемо повлечет за собой увеличение цены на реализуемый товар, что незамедлительно скажется на покупательской способности большинства населения. Лично на состоянии моего семейного бюджета данное увеличение, может быть, и не особенно отразится (хотя, как знать, на сколько цены увеличатся), но для малообеспеченных категорий населения это будет весьма серьезной, а может быть, и вовсе неразрешимой проблемой, могущей поставить их на черту бедности.

Индивидуальный предприниматель: Лично мне все равно, где будет осуществляться торговая деятельность: в павильонах или на открытых торговых рядах. Как-то не особенно задумываюсь по этому поводу. Главное, чтобы организация беспроблемно и бесперебойно работала и приносила государству прибыль в виде налогов. А курицу, которая несет золотые яйца, как известно, не режут (как бы она при этом не выглядела). Думаю, наши законодатели должны это понимать.

Пенсионер: Конечно, хочется, чтобы цены на товары (особенно первой необходимости) росли не так быстро, как это происходит у нас. И вообще, наше поколение привыкло ходить за товаром на рынок. Ведь в посещении рынка, помимо собственно покупки товара, присутствуют еще и определенные социальные факторы, как то, возможность встретиться и пообщаться со своими знакомыми, друзьями, а это для нас, пенсионеров, особенно для неработающих, очень важно и, можно сказать, жизненно необходимо. Поэтому мы все хотим, чтобы рынки в нашей стране обязательно были сохранены и успешно работали.

Итак, мнения различных социальных слоев, как мы видим, довольно схожи: рынкам - быть! Веками они существовали, успешно функционировали, обеспечивали потребности населения в различного рода товарах. Однако, проводимая в настоящее время государством в отношении рынков политика, для последних просто губительна!

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что поддержка малого и среднего бизнеса, о которой в последние годы так много говорится и пишется в российских СМИ, лишь декларируется, но практически не осуществляется.

Поэтому, прошу Вас, уважаемые коллеги, принять обязательное участие в обсуждении данной проблемы, заняв при этом наиболее активную гражданскую позицию.

Только сообща мы сможем добиться желаемого результата!

Администрация ООО «ИНТРАС»

17.07.2012

Проект
Внесен депутатами
Государственной Думы

Г.В.Куликом,
Н.В.Панковым,
И.Н.Руденским,
А.Н. Хайруллиным,
Н.В.Школкиной,
И.А.Яровой,
И.И. Гильмутдиновым,
Э.Г.Глубоковской.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692; 2009, № 29, ст. 3593; 2011, № 50, ст. 7338) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона.»

3) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, сроки вступления в силу указанных требований устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-кооперативные рынки независимо от места их расположения, являются комплексными торговыми объектами, на которых кроме продажи сельскохозяйственных и продовольственных продуктов может продаваться поголовье молодняка скота и птицы, зерно, комбикорма, минеральные удобрения и ядохимикаты, рассада и саженцы плодовоовощных культур и цветов, сельскохозяйственный инвентарь, строительные материалы и оборудование для строительства жилья и производственных объектов, сельскохозяйственных объектов, хозяйственные и бытовые товары и товары личного пользования, а также мелкооптовая торговля сельскохозяйственной продукции, торговля со специально оборудованных транспортных средств, в ларьках и с прилавков, продажа отдельных видов сельскохозяйственной и другой продукции, указанной в части 4, переводится в капитальные здания и сооружения, в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, где расположены указанные рынки.".

Статья 2

Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2020 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

В.В. Путин




Сроки перевода розничных рынков в капстроения уточнят осенью

11.07.2012 ИТАР-ТАСС

Совет Госдумы накануне перенес на осеннюю сессию 2012 года рассмотрение в первом чтении законопроекта о передаче региональным и местным органам власти права устанавливать сроки перевода розничных рынков в капитальные строения, здания, сооружения. Первоначально документ планировалось рассмотреть на пленарном заседании 11 июля.

Как сообщил ИТАР-ТАСС председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, перенос носит чисто технический характер. "Дело в том, что законопроект был внесен в достаточно сжатые сроки и поэтому нет отзыва правительства, - пояснил депутат. - И мы, соответственно, чисто по техническим причинам перенесли его на осень для того, чтобы дождаться отзыва правительства и отзывов от наших регионов, куда он будет разослан". Глава профильного комитета надеется, что "в сентябре уже будет отзыв правительства" и законопроект может быть рассмотрен на пленарном заседании.

Проект закона входит в пакет законодательных инициатив, внесенных депутатами из фракции "Единая Россия" и призванных нивелировать для АПК последствия присоединения России к Всемирной торговой организации.

Действующая редакция закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривает перевод сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные строения с 1 января 2015 года. Несельскохозяйственные рынки на территории Москвы и Санкт-Петербурга должны быть переведены в капитальные сооружения с 1 июля 2012 года, административных центров субъектов РФ и крупных городов, население которых превышает 500 тыс человек, и других населенных пунктов - с 1 января 2013 года.

Законопроектом органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочием по определению срока начала использования капитальных строений для организации деятельности по продаже товаров /выполнению работ, оказанию услуг/ на розничных рынках. При этом для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков такие сроки должны будут устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых такие рынки расположены. Кроме того, законопроект устанавливает, что до 1 января 2020 года договоры о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, будут заключаться в упрощенной форме. Таким образом, упрощенный порядок предоставления таким гражданам торговых мест, который сейчас существует только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, вводится для любых розничных рынков.

Авторы законопроекта обращают внимание, что в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан. Невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем, по их мнению, позволяет на сегодняшний день обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов. А запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 июля 2012 года повлечет существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей. В результате они не смогут реализовать выращенную продукцию, считают думские законодатели.

Как ранее передавал ИТАР-ТАСС, комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, признавая имеющиеся проблемы перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения и поддержав законопроект, тем не менее, отметил необходимость его доработки. Так, из общих норм, уточняющих порядок оборудования /застройки/ рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с численностью населения более 500 тыс человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов РФ. Однако положений, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков на территориях таких городов, законопроект не содержит.

Профильный комитет также предлагает определить, будет ли переход единовременным для всех розничных рынков, расхоложенных на территории отдельного региона /муниципального района/, или решение о переходе в капитальные строения будет приниматься отдельно по каждому из рынков по мере их готовности. При этом предлагается уточнить, каким органом будет регламентирован /утвержден/ этот порядок.

Действующей редакцией закона определены окончательные даты перевода розничных рынков в капитальные строения. Законопроект исключает конкретные даты. В связи с этим комитет опасается, что после наделения органов местного самоуправления данными полномочиями, сроки могут быть сокращены и, соответственно, положение сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков ухудшится.