Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. В россии хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся Что входит в понятие материального стимулирования

Информация:

У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство... ... Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство...Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...

В России хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся

12:01 | 24.03.2019

Российские власти планируют начать со следующего года серьезные сокращения госслужащих, чтобы сделать их зарплаты конкурентоспособными. Об этом заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

В 2020 году чиновников в регионах сократят на 5%, в 2021 — еще на 10%. Сотрудников центрального госаппарата планируют сократить на 10%.

«Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему оплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень. Главная позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта "пирамида" перевернута», — пояснила "Интерфаксу" Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и повышение их зарплат станут только первым шагом реформы госуправления. Нестеренко сообщила, что сейчас минфин готовит реестр полномочий госорганов. Он позволит выявить дублирование их функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

Российские власти намерены в ближайшие два года значительно уменьшить количество госслужащих. Такие планы озвучила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости», Нестеренко заявила, что в территориальных органах под сокращение попадут 15% чиновников (в 2020 г. - 5%, в 2021 г. - 10%), а в центральном аппарате – 10%. Благодаря такой оптимизации оплата труда оставшихся сотрудников будет выведена «на конкурентный уровень».

По данным Росстата, в 2017 г. на госслужбе было занято около 2,2 млн человек, в том числе 1,4 млн человек – в федеральных госорганах. Средняя зарплата федерального чиновника в 2018 г. составляла 126,6 тыс. руб. в месяц. В Приморье на конец 2017 г. численность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления составила 32,9 тыс. человек, штаты были укомплектованы на 90%. В федеральных органах власти на конец года было занято 24,9 тыс. человек (из них 90,4% государственных служащих), в краевых – 3,1 тыс. человек (74,3%). За год их численность уменьшилась на 185 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в Приморье в 2017 г. составила 62 тыс. руб., что было выше среднекраевого уровня в 1,6 раза, в том числе работника федеральных органов власти – 62,2 тыс. руб., работника краевых органов власти – 60,4 тыс. руб.

Читайте также:

В рамках дальнейшей реформы госуправления Минфин планирует сформировать реестр полномочий и функций госорганов, чтобы выявлять их дублирование, сообщила Нестеренко. Не исключается, что некоторые функции госорганов передадут на аутсорсинг. Частью сокращения госаппарата станет упразднение сервисных подразделений внутри федеральных органов власти, полагает «Коммерсант». Из обсуждений на коллегии стало известно, что бухгалтерские функции министерств могут быть консолидированы на базе Федерального казначейства. Бухгалтерий уже лишились Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития.

В свою очередь, после 2022 г. аналогичный механизм планируется применить к кадровому учету, юридическим отделам и госзакупкам однотипной продукции. Например, кадровым учетом всех министерств, по мнению Минфина, должен заниматься Минтруд, а не профильный департамент аппарата правительства.

Планы Минфина противоречат идеям главы правительства Дмитрия Медведева. В прошлом году он в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», заявил о нехватке более 1 млн чиновников. «Сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными, - констатировал Медведев. - На первый план в научно-технологической конкуренции выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство».

Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями», отмечал премьер. «По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - подсчитывал он.

Минфин готовит новые масштабные сокращения численности госаппарата - эта тема во вторник обсуждалась на коллегии Федерального казначейства. Речь идет о снижении численности центральных аппаратов ведомств на 10% в 2020 году и сокращении на 5% их территориальных органов. В 2021 году территориальные подразделения федеральных властей сократят еще на 10% штатной численности. При этом Минфин не планирует снижать фонд оплаты труда госорганов - освободившиеся средства направят на повышение зарплат, чтобы сделать оплату труда госслужащих конкурентоспособной.


Правительство готовит масштабное сокращение госслужащих, заявила на коллегии Федерального казначейства первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко. Ресурсы для сокращения госаппарата Минфин рассчитывает, в частности, получить от централизации и автоматизации многих технических функций ведомств, при этом больший потенциал власти видят в территориальных подразделениях госорганов, но на его раскрытие уйдет больше времени. «Вопрос поставлен и будет решен в следующем порядке: 10% - центральный аппарат со следующего года и 5% - территориальные органы со следующего года, и через год еще 10%. То есть итого за два года территориальные органы - 15%»,- отметила госпожа Нестеренко.

Отметим, что, несмотря на крупное сокращение численности государственных гражданских служащих, Минфин не рассчитывает на бюджетную экономию в результате этого процесса: сохранение фондов оплаты труда (ФОТ) госорганов на нынешнем уровне позволит повысить зарплаты чиновников до конкурентных по экономике. «Мы примерно оценили этот конкурентный уровень в системе государственной службы, обсудили это на комиссии по государственному управлению при президенте и в правительстве, и, в принципе, решения такие приняты. Но без оптимизации эти решения никак не могут быть реализованы, на это требуется много денег»,- пояснила заместитель главы Минфина. Целью, по ее словам, является доведение постоянной части оплаты чиновников до 60% ФОТ (сейчас на нее приходится 40%, 60% составляют премии и переменные выплаты).

Параллельно на коллегии обсуждался и ход «репутационного», по оценке замглавы Минфина, проекта по переводу на бухгалтерское обслуживание в Казначейство ряда министерств и ведомств - первыми должны стать Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития, а всего таких госорганов 13.

При этом, как стало ясно в ходе коллегии, хотя технологические выгоды от передачи казначейству рутинных функций министерств и их подразделений очевидны, не решены многие вопросы, начиная с цифровизации госуправления и заканчивая судьбой чиновников, ранее занимавшихся передаваемыми функциями на местах.

« Коробками привозят документы, присылают отсканированные pdf-файлы, а казначейство читает их глазами. Это что за "цифра" такая? До сих пор обсуждается, какой документ первичен - электронный или бумажный…»

Посетовала госпожа Нестеренко в своем выступлении, призвав присутствовавшего на коллегии главу департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина Сергея Романова ускорить работу по подготовке необходимой нормативной базы. Господин Романов, в свою очередь, сослался на то, что разнобой в учетной политике ведомств объясняется их собственной спецификой, но пообещал, что к 1 июня департамент разработает единый подход к бухучету, который позволит централизовать бухгалтерские функции ведомств.

Глава казначейства Роман Артюхин в своем выступлении отметил, что наибольшие сложности реформы приходятся на долю московского управления, которому приходится заниматься учетом госслужащих центральных аппаратов ведомств, однако «феодальная раздробленность бухучета должна быть преодолена». Дальнейшие перспективы работы ведомства чиновник связал с переходом от равномерного территориального покрытия казначейской сети к созданию межрегиональных управлений, которые будут выступать центрами компетенций и смогут выполнять однотипные операции в интересах территориальных подразделений - в частности, возможна передача им единого кадрового учета госслужащих, юридического обеспечения и т. п.

За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата. По словам Нестеренко, изменения призваны высвободить ресурсы для пересмотра системы оплаты труда. Она подчеркнула, что после сокращений размер фонда оплаты труда останется прежним.

Нестеренко напомнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. Соответствующее поручение правительству президент РФ Владимир Путин дал еще в 2012 году.

Главная цель планируемой реформы - поднять постоянную часть оплаты труда до 60% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 40% будут направлены на финансирование стимулирующей части. Сейчас данная «пирамида» перевернута, добавила Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и рост зарплат оставшихся – это лишь первый шаг разрабатываемой реформы госуправления. Как отметила Нестеренко, в настоящее время Минфин создает специальный реестр полномочий госорганов. С его помощью можно будет эффективно выявить дублирование функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

О необходимости сокращения аппарата чиновников говорилось еще в 2014 году, а до этого в 2010-м. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета по цифровой экономике, прошедшего в прошлом году, заявил о том, что к 2024 году штат госслужащих можно сократить на одну треть за счет цифровизации.

При этом, по данным Минфина, к примеру, только в 2017 году госслужащих стало больше на 0,4% (около 5,2 тыс. человек), а их общая численность составила 1,2 млн. человек без учета гражданских служащих силовых ведомств и спецслужб, а также сотрудников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Если посчитать и их, то получится 2,1 млн. – это больше, чем в Советском Союзе в пик расцвета бюрократии. Сейчас Минфин предложил сократить число чиновников уже в третий раз за 10 лет.

Предыдущие попытки существенного успеха не имели, поскольку сокращали отдельные должности, обычно вакантные и непрестижные, или занятые пенсионерами. А надо было резать целые институты и структуры, на что никогда не решались. И пока не ясно, какими сейчас критериями при сокращении штатных единиц будут руководствоваться в министерствах и ведомствах.

Сокращение госслужащих с ростом зарплат оставшихся чиновников даст эффект только при неустанном контроле за работой госслужащих и, прежде всего, муниципального уровня, на котором во многих городах общим местом стало использование служебного положения в корыстных целях.

К тому же любое массовое сокращение целесообразно только при тотальном развитии больших трудоемких производств, способствующих расширению рынка труда в целом, а с этим в России ситуация по большому счету все еще не сдвинулась с места. Так что в любом случае одним лишь сокращением госслужащих принципиальных управленческих проблем не решить.

31 декабря прошлого года президент Российской Федерации Владимир Путин выдал указ о сокращении штата сотрудников МВД. Согласно постановлению, в 2018 году общая численность сотрудников Министерства внутренних дел должна составлять 894 871 человек. Эта цифра включает в себя как сотрудников внутренних дел (746 859 человек), так и гражданских служащих (17 199 человек).

Но на одном ведомстве сокращения точно не закончатся. В планах президента оптимизация всех государственных органов, подчиняющихся ему. В целом, сокращения коснутся как минимум 10 тысяч человек.

Главная причина оптимизации штатов – это серьезные нарушения баланса заработная плата/должностные обязанности. На сегодняшний день ежемесячная зарплата среднестатистического инспектора территориальных органов составляет 16 тысяч рублей, тогда как круг его должностных обязанностей чрезвычайно широк.

Вторая причина сокращений – несоответствие заработных плат в разных структурах. То есть, инспектор одного ведомства может получать з/п на 30% меньше, чем такой же инспектор другого ведомства. Данный фактор способствует текучке кадров, что в целом негативно отражается на уровне квалификации всего ведомства. Еще одна причина – неверный кадровый расчет, по вине которого одни органы страдают от нехватки кадров, а в других создается необоснованно большое количество рабочих мест.

Министерство финансов, по последним новостям, уже разработало предварительный план сокращения численности государственных служащих. Уже известно, что сэкономленные денежные средства будут использованы для премий и доплат сотрудников разных ведомств. По мнению правительства страны, такая политика поможет повысить эффективность работы каждого отдельно взятого служащего. На данный момент проект проходит окончательную проверку, после которой он будет подписан президентом РФ.

Уже известна схема, по которой каждое ведомство будет оптимизировать свой кадровый состав:

  • федеральные органы будут самостоятельно разрабатывать предложение об оптимизации штата и направлять готовый проект в правкомиссию;
  • правкомиссия будет изучать поступившие предложения, по каждому из которых будет вынесен определенный ответ. Срок проверки составляет 30 дней;
  • в случае выявления недочетов предложения будут отправлены на доработку. Если проект одобрен, то он отправляется на дальнейшее рассмотрение в Минфин;
  • в министерстве финансов проект проходит окончательную проверку, после чего включается в состав проекта постановления Кабинета министров.

В целом правительственная комиссия будет принимать все основные решения, касающиеся сокращения численности государственных служащих.