Функциональные признаки правосудия. Понятие и признаки правосудия. Отличие правосудия от других форм государственной деятельности

Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:

  • а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
  • б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
  • в) правосудие осуществляется только двумя способами:
    • 1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
    • 2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
  • г) правосудие осуществляется только судом (судьей);
  • д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации".

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1). Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.

  • 2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
  • 3). Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О судебной системе Российской Федерации ". В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).
  • 4). Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
  • 5). Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
    • а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет лишения свободы);
    • б) один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);
    • в) три судьи-профессионала (с согласия, обвиняемого по всем делам, кроме тех дел, подсудных районному суду);
    • г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатайству подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федерации, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь).

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями.

Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.

Беспристрастность суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:

  • а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.);
  • б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
  • 6). Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
  • 7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
  • 8). Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
  • 9). Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката и т. д.
  • 10). Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
  • 11). Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. (Не допускаются лица моложе 16-ти лет; доступ ограничен из-за недостаточной площади судебного помещения либо охрана государственной тайны или разбирательство дел, совершенных лицами не достигших 16-ти летнего возраста, а также рассмотрение полового преступления и в иных случаях предусмотренных законом.)
  • 12). Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).
  • 13). Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов.

Понятие и основные признаки

Замечание 1

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно - судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Значение правосудия и его признаков

Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:

  • социальных;
  • экономических;
  • политических;
  • иных личных прав и свобод граждан и организаций.

Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.

Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.

Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.

Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.

Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций. К примеру, согласно статье 315 УК РФ злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.

Замечание 2

Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.

Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.

Сущность любого явления – это его наиболее важный признак, такое его свойство, которое определяет его природу и остается неизменным в течение всего периода существования данного явления. В различные исторические периоды и в различных государствах правосудие имело свои особенности, его остальные признаки видоизменялись, однако сущность правосудия всегда понималась как

деятельность суда по справедливому разрешению споров о праве, юридических конфликтов. Сам термин «право» (jus) происходит от justitia, что означает правда, справедливость. Конечно, понимание справедливости никогда не было однозначным, поскольку это понятие имеет этическое содержание, которое зависит от менталитета общества, представлений о нравственности и праве. В настоящее время с развитием демократии, расширением прав и свобод человека справедливость в деятельности суда предполагает не только правильное применение закона на основе совокупности доказательств, представленных сторонами и истребованных судом в рамках состязательной процедуры судебного разбирательства, но также применение общеправовых принципов, признанных мировым сообществом, и, главное, соотнесение всякий раз абстрактной нормы закона с реальной жизненной ситуацией, с личностью, представшей перед судом.

Можно выделить следующие признаки правосудия.

1. Правосудие есть правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой выносятся промежуточные и окончательные решения, определяющие права и обязанности участников процесса и других лиц.

2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Любой суд осуществляет в пределах своих полномочий судебную власть посредством правосудия, будь то суд, рассматривающий дело по существу, либо суд апелляционной или кассационной инстанций, либо при исполнении приговора, а также в надзорном порядке и при возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в

рамках определенной строго формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

4. Правосудие осуществляется на основе определенных принципов,

установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом, обуславливают его отнесение к определенному историческому типу (форме), например такие модели уголовного процесса как частно-исковой, инквизиционный и состязательный основаны на различных системах принципов.

5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел, а также дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

Таким образом, правосудие — это осуществляемая только судами в установленной законом процессуальной форме правоприменительная деятельность, основанная на системе определенных принципов и направленная на справедливое разрешение споров о праве.

Необходимо также иметь в виду, что в нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство» , который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем, не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Так, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее, в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы, и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований

и возражений. Кроме того, среди всех участников судопроизводства особо выделяются органы и должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями и осуществляющие правоприменительную деятельность, в связи с чем их еще именуют органами и лицами, ведущими процесс. К ним относятся, прежде всего, суд как орган правосудия, а в уголовном процессе также прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству предварительного расследования.

Термин «принцип» означает основное, исходное, важнейшее положение. Принципы правосудия обладают рядом признаков, обусловленных спецификой

данной сферы человеческой деятельности.

Принципы правосудия устанавливают основные нормативные требования к механизму его осуществления, важнейшие права и обязанности участников процесса и характер их взаимоотношений друг с другом и с судом и определяют в конечном счете исторический тип (форму) судопроизводства. Принципы правосудия именуют еще демократическими основами правосудия, что подчеркивает их значение для осуществления народного суверенитета и свободы личности.

В чем же состоит назначение принципов правосудия? Принципы правосудия призваны, в первую очередь, гарантировать соблюдение прав и законных интересов человека, попавшего в орбиту судопроизводства. Определяя важнейшие требования к порядку отправления правосудия, принципы позволяют обеспечить вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Принципы правосудия закреплены в правовых актах, обладающих наибольшей юридической силой — в Конституции России, международноправовых актах, Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и в процессуальном законодательстве. Они являются базовыми для всех остальных правовых норм, регулирующих порядок судопроизводства. Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, конкретизируются в других правовых нормах, причем последние должны соответствовать нормампринципам. В противном случае законодательное регулирование не достигнет поставленных перед ним задач, а принципы окажутся не реализованными.

Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, носят строго обязательный характер, они императивны, то есть не допускают произвольного изменения своего содержания по усмотрению или соглашению субъектов, участвующих в судопроизводстве. Принципы правосудия обязательны как для суда, так и для сторон и других субъектов процессуальных правоотношений.

Исходя из изложенных выше свойств принципов правосудия, можно сформулировать определение их понятия.

Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Принципы правосудия взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Полное осуществление принципов правосудия возможно лишь в комплексе, так как реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого, близкого к нему по функциональной направленности. Так, реализация принципа презумпции невиновности в уголовном процессе невозможна без обеспечения принципа свидетельского иммунитета (право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников). Реализация принципов равноправия и состязательности сторон немыслима без выполнения принципа равенства граждан перед законом и судом.

Необходимо понимать, что система принципов правосудия не является чемто застывшим, неизменным. Законодательство и правоприменительная практика

совершенствуются, юридическая наука формулирует новые принципы, находящие затем закрепление в тексте закона. Например, в ст. 11 УПК РФ впервые в истории отечественного уголовно-процессуального права закреплен принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Другие же принципы со временем могут видоизменяться и даже исключаться из законодательства в связи с его реформированием. Например, действие принципа участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время существенно ограничено в связи с отказом законодателя от использования в УПК РФ и ГПК РФ института народных заседателей. Не предусмотрено современным процессуальным законодательством участие граждан в судопроизводстве в качестве общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Сегодня подавляющее большинство уголовных дел рассматривается без участия представителей народа (т.е. присяжных заседателей), а в гражданском процессе этот принцип перестал действовать полностью.

Система принципов правосудия имеет свои особенности и неодинакова по объему в различных видах судопроизводства, но вместе с тем большая часть принципов едина для уголовного, гражданского, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства. Необходимо иметь в виду, что в уголовном процессе эти принципы действуют не только в судебных его стадиях, но и в досудебном производстве.

В учебной и научной литературе выделяется достаточно большое число принципов правосудия. Для того, чтобы облегчить их изучение, принципы правосудия классифицируются по нескольким критериям.

Во-первых, по юридическому значению принципы классифицируются на общеправовые и отраслевые. К общеправовым относятся принципы, как общие для правовой системы в целом, так и для всех видов судопроизводства. К ним относятся, например, принцип законности, принцип осуществления правосудия только судом, самостоятельности судов и независимости судей, принцип равенства граждан перед законом и судом и другие. К отраслевым относятся только те принципы, которые свойственны какой-то одной или нескольким смежным отраслям права (последние именуются межотраслевыми). Например, принципы обеспечения права обвиняемому на защиту и презумпции невиновности действует лишь в уголовном судопроизводстве.

Во-вторых, классификацию принципов правосудия можно провести по уровню их нормативного закрепления на:

а) принципы, установленные международно-правовыми документами; б) конституционные принципы; в) принципы, установленные отраслевым законодательством.

Однако, некоторые принципы нашли закрепление в актах разного уровня. Например, принцип презумпции невиновности отражен в международных актах (в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах), в Конституции России, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

В-третьих, классификацию принципов правосудия можно провести по их со-

Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона указанное в законы процессуальной форме с применением мер государственного принуждения

Признаки:

1) Осуществление правосудия только судом. (правосудие осуществляется судами, учреждениями в соответствие с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. с изменениями)

В РФ запрещено создание чрезвычайных судом, даже на тех территориях, где введено чрезвычайное положение.

Деятельность иных органов по разрешению правовых конфликтов, направленных негосударственных третейских судов, правосудием не является.

Правосудие может осуществляться единолично судьей, либо судом в коллегиальном составе, например, тремя судьями. (судья + 2 арбитражных заседателя), но в любом случае дело должно быть рассмотрено с законным судебным составом.

Рассматриваемое положение об осуществлении правосудии только судом одновременно является признаком правосудия, как вида государственной деятельности и принципом деятельности судов.

2) Осуществление правосудия способами, указанными в законе:

А) конституционное производство – осуществляется Конституционным судом РФ и Конституционными уставными судами в субъектах РФ в пределах своей компетенции, например, Конституционный суд РФ проверяет федеральные законы, нормативные акты президента РФ, правительства РФ и некоторые другие акты на их соответствие Конституции РФ, разрешает споры и разграничивает компетенциями между органами государственной власти и т.д.

Б) правосудие по уголовным делам

Осуществляется только судами общей юрисдикции в связи с совершением преступлений.

В) правосудие по гражданским делам

Осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и дисциплинарным судебным присутствием.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает жалобы на решение квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков.

Г) Правосудие по административным делам

Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, направленными при рассмотрении жалоб на действие или бездействие различных государственных организаций, должностных лиц и т.д.

3) Осуществление правосудия на основе закона (признак правосудия и принцип деятельности судов).

Для разрешения любого дела суд применяет нормы материального права, например, гражданского, уголовного, семейного, экологического, финансового и т.д.

При вынесении решений по гражданским делам суды могут применять различные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ, иные договоры (брачные договоры), а в случае ПРОБЕЛА в правовом регулировании для разрешения дела может применяться АНАЛОГИЯ ПРАВА или АНАЛОГИЯ ЗАКОНА.

Приговоры по уголовным делам выносятся только на основании норм УК РФ, а применение аналогий для разрешения уголовных дел запрещено.

Конституционный суд РФ основывает свои решения на нормах конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 г. с изменениями.

4) Осуществление правосудия в процессуальной форме.

Деятельность судов по рассмотрению дел подробно регламентируется нормами процессуального законодательства, например, гражданский процесс кодексом РФ ГПК РФ; уголовно-процессуальный – кодексом РФ (УПК РФ); арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ).

Судейское правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, чувств судьи, в которых выражается его сознание, понимание и оценка права и всех правовых явлений.

5) В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет к виновному государственное принуждение, предусмотренное законом.

По закону только суд имеет право применять государственное принуждение за совершенное преступление.

Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и признаки правосудия

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседанийнепрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

Понятие, значение и отличительные признаки правосудия. Отличие правосудия от других видов государственной деятельности. Виды правосудия.

Правосудие — это особый вид государственной деятельности, реализуемый в рамках строгих процессуальных правил, предусмотренных законодательством, заключающийся в рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел и направленный на защиту интересов личности и государства.

Правосудие обладает рядом отличительных признаков:

1. Сущность правосудия заключается в том, что оно фактически представляет собой форму осуществления судебной власти. Согласно статье 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В статье 3 федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее: ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплено, что на территории России обеспечивается единство судебной системы.

2. Цель правосудия – защита интересов личности и государства. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

4. Правосудие осуществляется в соответствии с точно установленной законом процедурой. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Для каждого дела предусмотрена своя статья закона.

5. Предметом правосудия выступают уголовные, гражданские, административные дела, арбитражные споры, споры в Конституционном Суде.

6. Результатом осуществления правосудия всегда является принятие судом определенного судебного акта: решения; приговора; постановления; определения; заключения. Итоговое судебное решение должно вступить в законную силу, тем самым приобретает свойство общеобязательности. В случае неисполнения решения к нарушителю применяются меры государственного принуждения.

I. Уголовный процесс – это правовые отношения, урегулированные нормами Уголовного процессуального кодекса в деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и других лиц (свидетелей, потерпевшего, подозреваемого). Правовые отношения возникают при возбуждении, расследовании уголовных дел, при раскрытии преступлений, изобличении виновных, в предотвращении новых преступлений, а также реабилитации каждого необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.

II. Гражданское правосудие. Гражданский процесс – это правовые отношений, урегулированные нормами Гражданского процессуального кодекса в деятельности суда лиц, участвующих в деле, и других участников по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав и свобод граждан, организаций, государства и общества. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Виды гражданского процесса:

1. Приказное производство;

2. Исковое производство;

III. Арбитражное правосудие. Арбитражный процесс – это правовые отношения, урегулированные номами Арбитражного процессуального кодекса в деятельности суда, лиц, участвующих в деле, и других участников по экономическим спорам, по делам о несостоятельности (банкротстве) и иным спорам между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов государства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью арбитражного процесса заключается в том, что в нём отсутствует досудебный порядок урегулирования споров.

IV. Конституционное правосудие. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор.

Задачей конституционного правосудия является защита основ конституционного строя, верховенства Конституции РФ и её прямого действия на территории всего государства.

V. Административное правосудие. Административный процесс — это правовые отношения, урегулированные номами Кодекса об административных правонарушениях, Кодекса об административном судопроизводстве и законами субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти, где управленческая деятельность выступает в качестве объекта правового регулирования

Судебная система РФ

Судебная система — это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путём отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, и устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Согласно статье 18 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В Конституции Российской Федерации прописано, что в государстве действуют:

— Конституционный Суд РФ (статья 125);

— Верховный Суд РФ (статья 126);

— суды общей юрисдикции.

Однако полный перечень судов, действующих на территории Российской Федерации, устанавливается в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют организации под наименованием суд, но которые не входят в судебную систему России. Например, к ним относятся третейские суды. Третейский суд, согласно федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» — единоличный арбитр или коллегия арбитров, который может быть образован сторонами для разрешения конкретного спора или быть постоянно действующим арбитражным учреждением. Этот суд не обладает полномочиями судебной власти и не является государственным органом. Рассмотрение спора в этом суде происходит на основании соглашения, заключённого сторонами.

Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма. Поэтому все суды подразделяются на:

— суды субъектов РФ.

Федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов.

Федеральные суды действуют на основании только федерального законодательства, в то время как деятельность судов субъектов РФ регулируется ещё и законами того субъекта РФ, где они действуют. Федеральные судьи назначаются на должность федеральными органами государственной власти, судьи субъектов РФ – законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираются народом. Материальное обеспечение федеральных судов осуществляется из федерального бюджета, а суды субъектов РФ финансируются за счёт средств субъекта РФ (сами же судьи получают заработную плату из федерального бюджета).

Федеральные суды – это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. К ним относятся:

1. Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Верховный Суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным на территории РФ;

3. Федеральные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам;

4. Военные и специализированные суды – осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

5. Федеральные арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам – рассматривают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

1. Конституционные (уставные) суды, которые могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации;

2. Мировые судьи субъектов РФ — рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Все суды также можно разделить на:

Суды общей юрисдикции — разрешающие споры о праве, которые регулируются самыми различными отраслями права: уголовным, гражданским, административным. Согласно федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к ним относятся:

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

— гарнизонные военные суды;

— окружные (флотские) военные суды

Суды специальной юрисдикции — разрешающие строго определённые споры о праве, т.е. узкую категорию дел (например, экономические споры между юридическими лицами или проверяют законы на соответствие Конституции РФ). Понятие «специальная» юрисдикция не является законодательно закреплённым, однако наличие судов общей юрисдикции даёт основания полагать, что существуют судебные органы со специальной юрисдикцией.

— Конституционный суд РФ;

— конституционные (уставные) суды;

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные апелляционные суды;

— арбитражные суды субъектов РФ;

— Суд по интеллектуальным правам.

Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г. возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Законодатель допускает создание специализированных судов внутри системы судов общей и специальной юрисдикции (статья 26 ФКЗ «О судебной системе»), это специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. К ним можно отнести Суд по интеллектуальным правам и военные суды.

Судебная система обладает отличительными признаками:

1. Целостность – согласно статье 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается едиными правилами судопроизводства во всех судах; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; единства статуса судей; единого материального обеспечения судей из федерального бюджета.

2. Упорядоченность – каждый судебный орган наделён определенной компетенцией;

3. Взаимосвязанность элементов – решения нижестоящих судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Совесть да будет единственным твоим божеством .

Понятие правосудия, его виды и признаки

Правосудие - это такой вид деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в процессуальном правовом порядке, от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Основной правоохранительной функцией, как вида правоохранительной деятельности судебных органов, является правосудие. Деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждения преступлений и иных правонарушений и имеет своей задачей: охрану от всевозможных посягательств прав и свобод человека и гражданина; защиту материальных и духовных ценностей общества; обеспечение конституционного порядка, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

В процессе осуществления правосудия суд действует в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан, правилам общежития и правопорядка и законности в целом.

При рассмотрении судом уголовных и гражданских дел можно выделить следующие виды правосудия:

1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных и негосударственных юридических лиц;

2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом.

Правосудие характеризуется следующими признаками (чертами):

1) осуществляется специальными государственными органами - судами;

2) решения принимаются и объявляются судьей (судом) от имени государства;

3) совершается в форме открытого рассмотрения на судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел;

4) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства на началах равенства перед законом и судом.

Судебное производство может осуществляться как в форме коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах, так и в форме единоличного рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах.

В суде первой инстанции судебное производство может осуществляться: с участием присяжных заседателей; народных заседателей; коллегией из трех профессиональных судей; единолично судьей.

Рассмотрение дел в судебных коллегиях соответствующих судов в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в специальные мантии. Судьям федеральных судов удостоверения судьи подписываются Президентом РФ и выдаются в порядке, установленном Президентом РФ.

Судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировым судьям удостоверения судьи подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Все эти атрибуты свидетельствуют о самостоятельности судебной власти как по форме, так и по содержанию, т.е. видам деятельности (функциям).

Судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

  • 2 Неслучайно понятие совести в СМИ стало одним из основных объектов критики и
  • осмеяния, и результат омерзительно потрясающий. Совесть же, по сути, является
  • базовым фундаментом нравственной системы координат в реализации справедливо
  • сти и характеризует меру индивидуально взятых на себя обязательств перед общест
  • вом. У каждого из нас есть долги перед обществом, только не надо ждать, когда нам
  • этом напомнит «жареный петух».

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studopedia.ru, lektsii.org, cyberpedia.su, studref.com.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа - суда.

Второй признак - реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

  • 1. законности.
  • 2. осуществления правосудия только судом.
  • 3. независимости судей.
  • 4. осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 5. обеспечения права на судебную защиту.
  • 6. участия граждан в осуществлении правосудия.
  • 7. гласности правосудия (открытости судебного разбирательства).
  • 8. защиты законных интересов личности.
  • 9. состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде.
  • 10. родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Принцип законности - это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»). Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами - судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого - как прямого, так и косвенного - давления. Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суть этого принципа состоит в том, что:

  • 1. правом на судебную защиту может воспользоваться каждый.
  • 2. судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. Существенное развитие получил институт присяжных заседателей. В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования - незаинтересованность в деле, беспристрастность.

В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Гласность судебного разбирательства - важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

  • 1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.
  • 2. рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет.
  • 3. рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство.
  • 4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат:

  • 1. сведения, разглашающие государственную тайну.
  • 2. сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка.
  • 3. в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК). Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК).

Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК, подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке. Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом. Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

  • §2. Основные черты судебной системы РФ
  • §3. Звено судебной системы
  • §4. Понятие и виды судебных инстанций
  • §1. Понятие и признаки правосудия
  • § 2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация
  • § 3. Содержание отдельных принципов правосудия
  • §1. Мировые судьи, их компетенция и организация деятельности
  • §2. Районные суды, их компетенция и организация работы
  • §1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ
  • §2. Арбитражные суды субъектов РФ
  • §3. Арбитражные апелляционные суды
  • §4. Федеральные арбитражные суды округов
  • §5. Высший Арбитражный Суд РФ
  • §6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами
  • §7. Порядок образования и деятельности третейских судов
  • §2. Компетенция Конституционного Суда РФ
  • §3. Структура Конституционного Суда РФ
  • §4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение
  • §5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ
  • §1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судье
  • §2. Порядок формирования судейского корпуса
  • §3. Гарантии независимости судей
  • §4. Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей
  • §5.Органы судейского сообщества
  • §6. Правовой статус присяжных заседателей
  • §7. Правовой статус арбитражных заседателей
  • Глава 8. Основные этапы развития российской судебной системы
  • §1. Российские суды до судебно-правовой реформы 1864 г.
  • §2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги
  • §3. Судебная система в советский период
  • §4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г., ее основные направления и результаты
  • §3. Задачи и организация деятельности Министерства юстиции РФ
  • §4. Правовые основы организации деятельности службы судебных приставов
  • Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в Российской Федерации
  • §1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности
  • §2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей. Характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора
  • §3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования
  • §4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • §5. Система органов прокуратуры РФ
  • §6. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • §7. История развития органов прокуратуры в России
  • §2. Предварительное расследование, его понятие, задачи и формы
  • §3. Система органов дознания
  • §4. Система органов предварительного следствия
  • §5. Основные этапы исторического развития системы органов предварительного расследования в России и современные проблемы ее реформирования
  • Глава 12. Адвокатура в Российской Федерации
  • §1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности
  • §2. Формы адвокатских образований
  • §3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе
  • §4. Порядок и условия приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката
  • §5. Права и обязанности адвоката
  • §6. История становления и развития адвокатуры в России
  • Перечень нормативно-правовых актов и постановлений судебных органов, рекомендуемых для изучения курса «Правоохранительные органы»
  • Правосудие и его демократические принципы

    §1. Понятие и признаки правосудия

    Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.

    Сущность любого явления – это его наиболее важный признак, такое его свойство, которое определяет его природу и остается неизменным в течение всего периода существования данного явления. В различные исторические периоды и в различных государствах правосудие имело свои особенности, его остальные признаки видоизменялись, однако сущность правосудия всегда понималась как

    деятельность суда по справедливому разрешению споров о праве, юридических конфликтов. Сам термин «право» (jus) происходит от justitia, что означает правда, справедливость. Конечно, понимание справедливости никогда не было однозначным, поскольку это понятие имеет этическое содержание, которое зависит от менталитета общества, представлений о нравственности и праве. В настоящее время с развитием демократии, расширением прав и свобод человека справедливость в деятельности суда предполагает не только правильное применение закона на основе совокупности доказательств, представленных сторонами и истребованных судом в рамках состязательной процедуры судебного разбирательства, но также применение общеправовых принципов, признанных мировым сообществом, и, главное, соотнесение всякий раз абстрактной нормы закона с реальной жизненной ситуацией, с личностью, представшей перед судом.

    Можно выделить следующие признаки правосудия.

    1. Правосудие есть правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой выносятся промежуточные и окончательные решения, определяющие права и обязанности участников процесса и других лиц.

    2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Любой суд осуществляет в пределах своих полномочий судебную власть посредством правосудия, будь то суд, рассматривающий дело по существу, либо суд апелляционной или кассационной инстанций, либо при исполнении приговора, а также в надзорном порядке и при возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

    3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в

    рамках определенной строго формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

    4. Правосудие осуществляется на основе определенных принципов,

    установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом, обуславливают его отнесение к определенному историческому типу (форме), например такие модели уголовного процесса как частно-исковой, инквизиционный и состязательный основаны на различных системах принципов.

    5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел, а также дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

    Таким образом, правосудие - это осуществляемая только судами в установленной законом процессуальной форме правоприменительная деятельность, основанная на системе определенных принципов и направленная на справедливое разрешение споров о праве.

    Необходимо также иметь в виду, что в нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство» , который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем, не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Так, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее, в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны , отстаивающие в процессе противоположные интересы, и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований

    и возражений. Кроме того, среди всех участников судопроизводства особо выделяются органы и должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями и осуществляющие правоприменительную деятельность, в связи с чем их еще именуют органами и лицами, ведущими процесс . К ним относятся, прежде всего, суд как орган правосудия, а в уголовном процессе также прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству предварительного расследования.

    2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация

    Термин «принцип» означает основное, исходное, важнейшее положение. Принципы правосудия обладают рядом признаков, обусловленных спецификой

    данной сферы человеческой деятельности.

    Принципы правосудия устанавливают основные нормативные требования к механизму его осуществления, важнейшие права и обязанности участников процесса и характер их взаимоотношений друг с другом и с судом и определяют в конечном счете исторический тип (форму) судопроизводства. Принципы правосудия именуют еще демократическими основами правосудия, что подчеркивает их значение для осуществления народного суверенитета и свободы личности.

    В чем же состоит назначение принципов правосудия? Принципы правосудия призваны, в первую очередь, гарантировать соблюдение прав и законных интересов человека, попавшего в орбиту судопроизводства . Определяя важнейшие требования к порядку отправления правосудия, принципы позволяют обеспечить вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

    Принципы правосудия закреплены в правовых актах, обладающих наибольшей юридической силой - в Конституции России, международноправовых актах, Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и в процессуальном законодательстве. Они являются базовыми для всех остальных правовых норм, регулирующих порядок судопроизводства. Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, конкретизируются в других правовых нормах, причем последние должны соответствовать нормампринципам. В противном случае законодательное регулирование не достигнет поставленных перед ним задач, а принципы окажутся не реализованными.

    Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, носят строго обязательный характер , они императивны, то есть не допускают произвольного изменения своего содержания по усмотрению или соглашению субъектов, участвующих в судопроизводстве. Принципы правосудия обязательны как для суда, так и для сторон и других субъектов процессуальных правоотношений.

    Исходя из изложенных выше свойств принципов правосудия, можно сформулировать определение их понятия.

    Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

    Принципы правосудия взаимосвязаны, представляют собой единую систему . Полное осуществление принципов правосудия возможно лишь в комплексе, так как реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого, близкого к нему по функциональной направленности. Так, реализация принципа презумпции невиновности в уголовном процессе невозможна без обеспечения принципа свидетельского иммунитета (право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников). Реализация принципов равноправия и состязательности сторон немыслима без выполнения принципа равенства граждан перед законом и судом.

    Необходимо понимать, что система принципов правосудия не является чемто застывшим, неизменным. Законодательство и правоприменительная практика

    совершенствуются, юридическая наука формулирует новые принципы, находящие затем закрепление в тексте закона. Например, в ст. 11 УПК РФ впервые в истории отечественного уголовно-процессуального права закреплен принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Другие же принципы со временем могут видоизменяться и даже исключаться из законодательства в связи с его реформированием. Например, действие принципа участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время существенно ограничено в связи с отказом законодателя от использования в УПК РФ и ГПК РФ института народных заседателей. Не предусмотрено современным процессуальным законодательством участие граждан в судопроизводстве в качестве общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Сегодня подавляющее большинство уголовных дел рассматривается без участия представителей народа (т.е. присяжных заседателей), а в гражданском процессе этот принцип перестал действовать полностью.

    Система принципов правосудия имеет свои особенности и неодинакова по объему в различных видах судопроизводства, но вместе с тем большая часть принципов едина для уголовного, гражданского, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства. Необходимо иметь в виду, что в уголовном процессе эти принципы действуют не только в судебных его стадиях, но и в досудебном производстве.

    В учебной и научной литературе выделяется достаточно большое число принципов правосудия. Для того, чтобы облегчить их изучение, принципы правосудия классифицируются по нескольким критериям .

    Во-первых, по юридическому значению принципы классифицируются на общеправовые и отраслевые. К общеправовым относятся принципы, как общие для правовой системы в целом, так и для всех видов судопроизводства. К ним относятся, например, принцип законности, принцип осуществления правосудия только судом, самостоятельности судов и независимости судей, принцип равенства граждан перед законом и судом и другие. К отраслевым относятся только те принципы, которые свойственны какой-то одной или нескольким смежным отраслям права (последние именуются межотраслевыми). Например, принципы обеспечения права обвиняемому на защиту и презумпции невиновности действует лишь в уголовном судопроизводстве.

    Во-вторых, классификацию принципов правосудия можно провести по уровню их нормативного закрепления на:

    а) принципы, установленные международно-правовыми документами; б) конституционные принципы; в) принципы, установленные отраслевым законодательством.

    Однако, некоторые принципы нашли закрепление в актах разного уровня. Например, принцип презумпции невиновности отражен в международных актах (в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах), в Конституции России, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

    В-третьих, классификацию принципов правосудия можно провести по их со-