Фз 44 от какого числа. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Определение исполнителя контракта

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

ФЗ №44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был принят в середине 2013 года, а именно 5 апреля. Несмотря на это, полностью вступил в силу он только 1 января 2014 года, когда заменил ФЗ №94.

Преимущества 44-ФЗ

    Обеспечение конкуренции в сфере государственных закупок и муниципальных заказов, а значит — реальная борьба с коррупцией;

    прозрачные правила проведения тендеров, одинаковые для всех участников;

    создание единой информационной системы для заказчиков и участников тендеров, которая объединяет закупки всех государственных торговых площадок;

    невозможность ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации;

    произвольное определение победителя торгов исключено: закон обязывает заказчика заранее установить и опубликовать критерии оценки заявок и предложений участников;

    исчерпывающий список требований к участнику закупок прописан в законе, а это значит, что заказчик не может ограничить участие в тендере путем выставления дополнительных требований.

Контроль в 44-ФЗ

    планирование закупок любого рода, предметом которых могут быть товары, услуги и т.д.;

    процедура определения исполнителя заказа (поставщика или подрядчика);

    заключение контрактов по итогам закупки;

    контроль исполнения условий заключенных договоров, мониторинг и аудит;

    контроль за соблюдением всех нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Другими словами 44-ФЗ контролирует и регламентирует все отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

Если заказчик своими действиями противоречит требованиям, установленным в 44 Федеральном Законе, то поставщик имеет право подать жалобу в ФАС для защиты своих интересов и проведения закупки согласно закону.

Преимущество тендеров, проходящих согласно закону о контрактной системе, состоит в том, что действия заказчика и поставщика строго регламентированы законом и поэтому никто из них не может действовать за рамками 44-ФЗ. При этом стать участником госзакупки может любая организация, т.к. ТРУ, закупаемые для нужд муниципальных и государственных учреждений, весьма разнообразны и охватывают широкий спектр отраслей.

Изменения 44-ФЗ

С 2018 года вступают в силу ряд важных нововведений. Подробно о них мы рассказали в этой статье .

Вкратце крупнейшие изменения можно отразить следующими пунктами:

  • госзакупки переводятся в электронную форму;
  • обязательное использование в государственных торгах только квалифицированной электронной подписи;
  • необходимость регистрации в ЕИС;
  • возможность вносить обеспечение заявки банковской гарантией;
  • изменятся условия и размер обеспечения заявки на участие;
  • внесение обеспечения заявки на специальный банковский счет, вместо счета на ЭТП;
  • введение типовой формы заявки и документации;
  • платное участие в закупках

Скачать 44-ФЗ о закупках с последними изменениями 2018

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В конце 2017 года законодатели одобрили ряд федеральных законов, содержащих массу поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Все последние изменения в 44-ФЗ агрегируются следующими статьями:

Обзор изменений позволяет постатейно сравнивать редакции 44-ФЗ

В данной статье мы рассматриваем следующие новшества 44-ФЗ:

Изменения в торговых процедурах

Изменения в торговых процедурах

Открытый конкурс

Статьи 49-53 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменен состав извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;
  • Изменен состав и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Изменены основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов.

Важно отметить, что с 1 июля 2018 года открытый конкурс больше не является основным способом закупки (исключены слова «заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса») (п. 2 ст. 48 44-ФЗ).

Открытый конкурс в электронной форме: заявка в 3х частях и переторжка

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями 54.1-54.7, регламентирующими проведение открытого конкурса в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
  • Состав конкурсной документации;
  • Порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • Порядок рассмотрения (оценки) первых и вторых частей заявок;
  • Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме фактически состоит из трех частей: техническое предложение, сведения об участнике и предложение участника о цене контракта (п. 2 ст. 54.4 44-ФЗ).

При проведении открытого конкурса в электронной форме возможна переторжка в виде подачи окончательных предложений о цене контракта. Участник вправе подать только одно окончательное предложение (п. 1 ст. 54.6 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Величина снижения НМЦК / шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее 100 рублей (п. 6 ст. 68 44-ФЗ).

Запрос котировок

Статьи 73, 78, 79 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменены требования, предъявляемые к порядку проведения запроса котировок;
  • Изменен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • Изменены последствия признания запроса котировок несостоявшимся.

Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов.

Запрос котировок в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьями 82.1-82.6, регламентирующими проведение запроса котировок в электронной форме. Устанавливаются:

  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок на участие;
  • Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

Условия использования заказчиком запроса котировок в электронной форме: НМЦК не должна превышать 500 000 рублей, годовой объем закупок не более 10 % СГОЗ (или не более 100 млн. руб.).

Запрос предложений

Статьи 83 44-ФЗ содержит следующие изменения:

  • Изменены требования к составу извещения о проведении запроса предложений;
  • Изменен порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений;
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе предложений в форме электронных документов.

Признание электронного аукциона несостоявшимся больше не является основанием для проведения запроса предложений.

Запрос предложений в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.1, регламентирующей проведение запроса предложений в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения окончательных предложений;
  • Последствия признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.2, регламентирующей заключение контракта по результатам электронной процедуры:

  • Устанавливается порядок заключения контракта, а также сроки размещения и подписания проекта контракта;
  • Заказчик размещает и подписывает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС;
  • Победитель закупки осуществляет подписание контракта на электронной площадке;
  • Контракт заключается не ранее чем через: 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола (конкурсы в электронной форме, электронный аукцион); 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме);
  • Допускается формирование победителем закупки протокола разногласий, но к каждому проекту контракта можно направить только один протокол разногласий;
  • В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.

44-ФЗ 2018: Изменения для поставщиков

С 1 июля 2018 года - только усиленные квалифицированные электронные подписи!

После указанной даты использование неквалифицированных электронных подписей для участия в электронных закупках станет невозможным (ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Смена ЭЦП возможна в любом аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре.

Выпуск усиленных квалифицированных ЭЦП / КЭП в Северо-Западном Удостоверяющем Центре осуществляется в течение 30 минут с момента обращения.

Регистрация в ЕИС до конца 2018 года. Автоматическая аккредитация на ЭТП в 2019

Регистрация участников закупок в Единой информационной системе станет обязательной с 1 января 2019 года . До этого момента, т.е. в течение всего 2018 года поставщики могут зарегистрироваться в ЕИС в добровольном порядке в любое удобное время. Регистрация в ЕИС означает внесение поставщика в реестр участников закупок и позволит ему подавать заявки на участие в торгах.

Если законодателями не будет уточнено дополнительно, то порядок регистрации будет выглядеть следующим образом:

  • поставщик отправляет бесплатную заявку и получает бесплатную регистрацию в реестре участников в ЕИС на три года,
  • в течение одного рабочего дня после регистрации в ЕИС поставщика аккредитуют на своих площадках операторы ЭТП. Аккредитация также бесплатна и будет действовать три года. Вся информация об участнике закупки будет получена оператором ЭТП из ЕИС и открытых гос. источников. Дополнительных документов и сведений оператор ЭТП не вправе запрашивать у участника.

Регистрация в ЕИС оффшорных компаний в качестве участников закупки не допускается.

Вся информация о регистрации участников закупок в ЕИС будет изложена в ст. 24.2 44-ФЗ (введена п. 11 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) и вступает в силу с 1 января 2019 года . В свою очередь утрачивают силу ст. 61 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации на ЭТП (с 01.01.2019) и ст. 62 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона (с 01.01.2020).

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС (п. 47 ст. 112 44-ФЗ).

Следует отметить, что закон не ограничивает электронные торговые площадки в праве устанавливать плату за участие в электронных процедурах и их проведение. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.

Типовая форма заявки на участие, типовая документация о закупке

Скажем сразу, типовая форма заявки в 44-ФЗ на данный момент не утверждена. Однако Правительство РФ планирует определить типовую форму заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика (п. 5 ст. 24.1 44-ФЗ). Также, Правительство планирует разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке, что позволит представлять информацию для участников закупки в понятном и единообразном виде.

Такие типовая заявка и типовая документация после разработки и утверждения Правительством будут обязательны для применения всеми заказчиками и поставщиками.

Что касается форм заявок на участие, то унификация не станет грандиозным новшеством, поскольку уже сейчас в конкурсах и котировках на бумаге используются типовые формы, обязательные для применения.

Малые закупки до 5 млн освобождаются от обеспечения

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает пять миллионов рублей (п. 1 ст. 44 44-ФЗ). Данное условие вступает в силу с 1 июля 2018 г .

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта (п. 16 ст. 44 44-ФЗ).

Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Отказ от обеспечения при организации малых закупок дает возможность заказчику привлечь к участию в закупке больше поставщиков и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Обеспечение заявки деньгами на спец. счет или банковской гарантией

С 1 июля 2019 год а участник закупки вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения заявки (п. 2 ст. 44 44-ФЗ): денежными средствами, внесенными на специальный счет в банке, или в виде банковской гарантии.

Использование спец. счетов для размещения денежных средств обеспечения станет функционировать уже с 1 июля 2018 года , когда заработают новые электронные процедуры. уже определен Правительством РФ. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками, а банки, в свою очередь, по запросу операторов ЭТП будут блокировать денежные средства участника закупки в размере обеспечения заявки или перечислять их на счет заказчика или в бюджет РФ (п. 11 ст. 44 44-ФЗ).

Банковская гарантия

С 1 июля 2018 года приостанавливается размещение информации о банковских гарантиях на сайте ЕИС (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).

Новое требование к участникам закупки

Перечень требований к участникам закупки (ст. 31 44-ФЗ) дополнен пунктом 11 с требованием отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Реестр недобросовестных поставщиков

С 11 января 2018 года в ситуации уклонения победителя закупки от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию о недобросовестном поставщике, а также документы, подтверждающие уклонение от заключения контракта (п. 4 ст. 104 44-ФЗ). Такую процедуру заказчик обязан выполнить независимо от заключения контракта со следующим участником закупки.

С 1 июля 2018 года такое же правило будет работать при осуществлении закупок у единственного поставщика.

С 11 января 2018 года в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Электронные площадки

Проведение электронных процедур осуществляется на отобранных ЭТП, а проведение закрытых электронных процедур будет обеспечиваться специализированными ЭТП.

Правительство РФ устанавливает единые и дополнительные требования к ЭТП (специализированным ЭТП), а также утверждает перечень операторов ЭТП, соответствующих требованиям (ст. 24.1 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры

Определен порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (обоснования цены), при проведении электронного конкурса (п. 5,10 ст. 37 44-ФЗ).

Отмена закупки

С 1 июля 2018 года при проведении электронных процедур оператор ЭТП возвращает заявки участникам закупки в течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением участников об отмене такой процедуры.

44-ФЗ 2018: Изменения для заказчиков

Новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года заказчики / организаторы торгов по желанию смогут проводить в электронной форме следующие виды открытых закупочных процедур (п. 43 ст. 112 44-ФЗ):

  • открытый конкурс в электронной форме (ст. 54.1 - 54.7 , 55.1 44-ФЗ);
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме (ст. 56.1 44-ФЗ);
  • двухэтапный конкурс в электронной форме (ст. 57.1 44-ФЗ);
  • запрос предложений в электронной форме (ст. 83.1 44-ФЗ);
  • запроса котировок в электронной форме (параграф 3.1 44-ФЗ).

Таким образом, открытых электронных процедур станет 6, включая действующий в настоящее время электронный аукцион.

В электронной форме будут проводится и закрытые процедуры:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

Закрытые электронные процедуры будут проводиться на специализированных электронных площадках.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика , за исключением случаев осуществления закупок, указанных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 44-ФЗ.

Разделение закупки на лоты отменяется

С 1 июля 2018 года выделение лотов исключается для следующих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур (п. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Из бумажных процедур делить на лоты можно будет только в конкурсах - и только до 2019 года.

Новые правила описания объекта закупки

С 11 января 2018 года из правил описания объекта закупки исключено требование объективного характера описания объекта закупки и расширена возможность использования товарных знаков в отношении объекта закупки.

Отказ от заключения контракта

С 11 января 2018 года в случае отказа от заключения контракта с победителем по п. 9-10 ст. 31 44-ФЗ :

  • победитель признается уклонившимся от заключения контракта (при отказе согласно пп. 2 п. 10 ст. 31 44-ФЗ),
  • заказчик вправе заключить контракт со «вторым» местом (п. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Порядок процедуры отказа от заключения контракта не изменился.

Извещение о проведении закупки

С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 42 44-ФЗ , регламентирующую состав извещения о проведении закупки: скорректированы п. 3-4, добавлены п. 9-11.

Реестр контрактов

С 1 июля 2018 года документы и информация, формируемые по результатам осуществления закрытых закупок, не будут доступны в реестре контрактов (п. 5 ст. 103 44-ФЗ).

С этой же даты сроки размещения информации в реестре контрактов увеличиваются до 5 рабочих дней.

Контроль в сфере закупок

С 11 января 2018 года физическое лицо, не являющееся участником закупки, вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) при осуществлении закупок, положения документации (извещения) даже если его права и законные интересы не нарушены. Такие обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Рассмотрение жалоб участников закупок, осуществляющих общественный контроль общественных объединений или объединений юридических лиц происходит согласно положениям гл. 6 44-ФЗ .

С 1 июля 2018 года в число объектов для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок добавлены операторы специализированных электронных площадок.

Изменения плана-графика

Общее правило: изменения в план-график по каждому объекту закупки могут вноситься не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в закупке закрытым способом.

Введенное с 1 июля 2018 года исключение: для конкурса (электронного конкурса), электронного аукциона, запроса котировок (электронного запроса котировок), запроса предложений (электронного запроса предложений) и закупок у единственного поставщика, признанных несостоявшимися - изменения в план-график могут вноситься не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки / приглашения к участию в закупке закрытым способом (п. 14 ст. 21 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика

С 1 июля 2018 года вступают в силу новые основания для закупки у единственного поставщика (п. 25.1-25.3 ст. 93 44-ФЗ). Контракт с единственным поставщиком заключается по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме. При этом получение согласования заключения такого контракта не требуется.

Такие закупки у единственного поставщика, осуществленные по результатам несостоявшихся электронных процедур с учетом ограничений для СМП/СОНКО, учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

Закупки у СМП / СОНКО

С 1 января 2019 года при определении объема закупок у СМП / СОНКО в расчет СГОЗ не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением закупок, которые осуществлены по результатам несостоявшихся процедур с учетом ограничения для СМП/СОНКО или субподряда из числа СМП/СОНКО (п. 12 ст. 1 504-ФЗ).

Уточнены действия заказчика в случае, когда закупка признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены) (пп. В п. 12 ст. 1 504-ФЗ):

  • заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях,
  • такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

1. Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

2. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

3. В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

4. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона.

6. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

7. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;

2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) отклонение заявки участника закупки;

4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;

5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 настоящего Федерального закона;

7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Возврат банковской гарантии в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

10. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

11. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями настоящей статьи;

2) перечисление в случаях, предусмотренных настоящей статьей, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

12. Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

14. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в таких электронных процедурах на специальном счете участника закупки прекращается банком в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона, на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, и в порядке, определенном в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона.

15. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со настоящего Федерального закона.

16. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;

2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями и настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

18. Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные настоящего Федерального закона.

19. Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.

20. В течение одного часа с момента получения от банка указанной информации оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:

1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

21. В случае отзыва заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе в порядке, установленном частью 17 и частью 9 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента отзыва заявки направляет в банк информацию, на основании которой банк в течение одного рабочего дня прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения указанной заявки.

22. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в части 6 , части 6 настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре.

23. В случае, если участник электронного аукциона не принял участия в электронном аукционе, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с даты размещения протокола проведения такого аукциона направляет соответствующую информацию в банк. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.

24. В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 12 , части 8 настоящего Федерального закона протокола оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки (за исключением участника закупки, указанного в части 27 настоящей статьи), заявка которого признана не соответствующей требованиям документации о закупке. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в закупке.

25. Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.

26. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

27. В случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 , пунктами 1 и 2 части 6 настоящего Федерального закона, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 , части 8 настоящего Федерального закона. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки.

28. В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьей обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

29. Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Положения статьи 44 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
    1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • Особенности проведения двухэтапного конкурса
    12. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона.
  • Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме
    12. На втором этапе двухэтапного конкурса в электронной форме заказчик направляет всем участникам двухэтапного конкурса в электронной форме, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона.
  • Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
    12. Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
  • Проведение запроса предложений в электронной форме
    14. Одновременно с возвратом заявки на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с частью 18 статьи 44 настоящего Федерального закона (в случае проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи), частью 13 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого запроса, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в запросе предложений в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.