Фз закон о полиции. Закон о полиции, когда принят и когда вступил в силу

Правовое регулирование взаимоотношений граждан с правоохранительными службами является основной задачей общего порядка законодательного права. Для наилучшего баланса между интересами общества и защитой этого общества от преступлений, любое правовое государство обязано находить оптимальный вариант решения проблемы. Правильная аранжировка этих аспектов позволит достичь здорового законного и социального климата, который основан на соблюдении прав человека и положений Конституции.

Описание закона

Раскрытие и предотвращение преступлений – одна из важнейших функций государства, осуществляется которая с помощью органов правопорядка. Все законодательные нормы прописываются в ФЗ 3 «О полиции». Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 г. был принят Государственной Думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля того же года. Последние изменения вносились 18 июня настоящего года.

  • 1 глава (статьи с 1 по 4) . Общие положения №3-ФЗ «О полиции»;
  • 2 глава (ст с 5 по 11) . Нормы деятельности полиции;
  • 3 глава (ст с 12 по 13) . Основные обязанности и права полицейских;
  • 4 глава (ст с 14 по 17). Использование специальных мер государственного принуждения;
  • 5 глава (ст с 18 по 24) . Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
  • 6 глава (ст с 25 по 33). Правовое постановление сотрудника полиции;
  • 7 глава (ст с 34 по 41) . Служба в полицейском учреждении;
  • 8 глава (ст с 42 по 46). Гарантирование социальной защиты;
  • 9 глава (ст с 47 по 48 ). Материально-техническое и финансовое обеспечение;
  • 10 глава (ст 49 по 53) . Контроль и надзор за деятельностью полиции;
  • 11 глава (ст с 54 по 56) . Заключительные положения.

В России закон «О полиции» вступил в силу 1 марта и заменил устав от 18.04.1996 №1026-I-ФЗ «О милиции». Основа нового закона заключается в том, что сотрудники занимаются защитой свободы, прав, здоровья и жизни граждан Российской Федерации. А также предназначены для охраны общественного правопорядка и противодействию преступности.

Скачать ФЗ «О полиции»

Когда в России вступил в силу закон «О полиции» , это вызвало большой резонанс среди обычных граждан РФ. Был проведен опрос ФОМ, в котором 52% участника отнеслись безразлично к переменам, 33% проголосовали против нового законопроекта и лишь 11% респондентов были за переименование Федерального закона №3-ФЗ «О полиции».

Широкий резонанс был вызван тем, что обновленный закон сильно урезал права обычных граждан, а с другой стороны наделял работников правоохранительных органов значительными полномочиями. Скачать новый закон «О полиции» в последней редакции от 18.06.2017 можно .

Последние изменения, внесенные в закон о полиции

Законодательством России было предложено исключить норму из постановления 3-ФЗ «О полиции», которая заключалась в обеспечивании доверия граждан и общества к себе. Ее заменили на другую, теперь полиция должна опираться на поддержку граждан. Поправки также затронули применения оружия полицией. Правоохранительным органам разрешено открывать огонь при необходимости в несовершеннолетних, инвалидов и женщин. В предыдущей редакции это было запрещено.

Дополненный Федеральный закон номер 3-ФЗ запрещает полицейским предоставлять защиту гражданам, если те обращаются без предъявления документации. Согласно нововведениям было принято решение ввести изменения в правила досмотра граждан, их личных вещей или транспорта. По старым нормам, осуществлять данную процедуру сотрудник полиции имел право только при наличии конкретных данных о составе правонарушения, то по новым требованиям обыск и досмотр проводится даже при подозрении в правонарушении.

Как уже было указано, закон №3-ФЗ включает всего 56 статей, некоторые из них следует рассмотреть отдельно:

Статья 3

После публикации закона «О полиции» в 2011 году, никаким поправкам и дополнениям ст 3 не подвергалась. Правовую основу также составляет Конституция РФ. В своей деятельности правоохранительные органы руководствуются законами РФ. Федеральная служба исполнительной власти в области внутренних дел самостоятельно разрабатывает и предоставляет Президенту и Правительству Российской Федерации варианты федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых актов.

Статья 11

Устанавливает нормы и требования использования на службе достижений науки, современных технологий и информационных систем. Законодательство обязывает работников использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы и современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Принятый в 2011 году закон о полиции не мог существовать без поправок и изменений, которые по истечении некоторого времени и были приняты. Пусковыми механизмами, инициировавшими процесс его трансформации, можно считать «недоработки» отдельных положений принятого нормативного документа, изменения в экономике и др. Закон о полиции с изменениями 2016 года доступен для ознакомления по ссылке ниже.

Существенное расширение прав полицейских в новой редакции закона

Инициатором внесения изменений является фракция депутатов от партии «Единая Россия» под председательством А. Хинштейна, заместителя руководства ведомственного комитета в нижней палате Парламента РФ. По словам разработчиков, они постарались учесть все рекомендации и пожелания, поступившие в разное время от представителей органов власти различных уровней, ветеранов МВД, рядовых граждан и общественных организаций.

Одним из существенных нововведений является замена слова «обязан» на слово «должен», что свидетельствует о расширении прав представителей органов правопорядка. Однако не стоит думать, что положение полицейских в одночасье облегчилось, поскольку новая редакция федерального нормативного акта предусматривает и новые обязанности для них. Так, при транспортировке пострадавшего они обязаны сообщить его родственникам место направления. Пересмотрен в сторону расширения круг лиц, с которыми может связаться подозреваемый в правонарушении или преступлении гражданин.

Не обошли стороной парламентарии и аспекты применения сотрудниками полиции оружия. Принятые поправки разрешают стражу порядка открывать огонь на поражение без предупреждения, если существует необходимость предотвращения террористического акта, отражения атаки на стратегически важные объекты или освобождения заложников. Кроме этого, сотрудникам органов внутренних дел разрешено стрелять в женщин, что является абсолютным новшеством.

Больше стало прав у господ полицейских и в отношении вмешательства в частную жизнь гражданина. Если раньше подвергнуть человека досмотру можно было на основании проверенных сведении о наличии у него наркотиков или оружия, то сейчас эта процедура допустима на основании одних только подозрений. Это неоднозначное решение законодателей у противников расширения полномочий вызывает больше всего негатива, поскольку факты злоупотребления в органах МВД регулярно получают широкую огласку.

При возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, полицейский наделён правом войти в закрытое жилое помещение или проникнуть на территорию земельного участка в отсутствие собственника.

К слову, этих изменений ожидали ещё в 2014 году, когда парламентарии приступили к разработкам поправок. Однако ряд положений потребовал согласования с правительством, что затянуло сроки представления проекта закона и его последующего принятия в Федеральном Собрании РФ.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» вступил в законную силу 1 марта 2011 года. Данное законодательство в своем содержании имело масло нововведении, но самое обсуждаемое было именно переименование милиции в полицию.

Когда был принят закон о полиции, и когда он вступил в силу?

Данное законодательство было одобрено и принято в 2011 году 7 февраля, и уже первого марта законодательство набрало законную силу и приобрело юридическое значение по всей территории страны.

Сразу же следует сказать о том, что данное законодательство принималось на основании активного обсуждения всех аспектов в интернете. Данное обсуждение было инициировано президентом Дмитрием Медведевым. Проект был опубликован на специализированном сайте за год до его принятия. Скажем также о том, что проект собрал более двадцати тысяч комментариев, многие из которых были учтены в процессе окончательной работы над текстом будущего законодательства. Тем не менее, более широкого обсуждения проекта не было.

В процессе принятия законодательства также возникли определенные трудности. Первое его рассмотрение происходило еще в 2010 году, но тогда, за него проголосовало не более десяти депутатов. Правда, во втором и третьем чтении законопроект все же был принят и в течение кратчайшего времени он был одобрен советом федерации. Седьмого февраля документ был подписан президентом страны, и вскоре, он был опубликован в печатном издании и на федеральных сайтах.

  1. Законопроект в своем составе содержит одиннадцать глав;
  2. Появились две новые статьи, которых в предыдущем законопроекте не было. Речь идет о статье, которая раскрывает открытость и публичность работы полиции, а также о статье, которая позволяет сформировать обеспечение общественного доверия и поддержки граждан;
  3. Также нужно обратить ваше внимание на то, что новый документ в своем составе не содержит информации о социальной защите сотрудников полиции.
В принципе, президент страны принял решение о создании отдельного федерального документа, который бы в своем составе содержал информацию, касающуюся вопроса социальной обеспеченности и защиты сотрудников полиции.

Также законопроект в своем составе имел информацию о необходимости проведения внеочередной аттестации, которая бы определила уровень подготовки полицейских. Срок аттестации был продлен указом президента. Процесс переаттестации начали с руководящего состава, после чего, ее начал проходить и личный состав. Сотрудники, которые не смогли пройти аттестацию, или же отказались от ее прохождения, были уволены из полиции. Новый закон имеет массу нюансов, которые в действительности направлены на улучшение работы данной инстанции. Резонансным вопросом до сих пор считается переименование.

P.S. Если Вам требуется знать всё об охране объектов - кликните по ссылке и спросите у специалистов. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.


В нашей жизни часто происходят такие ситуации, когда от соседей никуда не скрыться, так как они шумят с утра до ночи. Опять сосед ломает стенку, и целый день работает перфоратор...