Гибдд разрешили останавливать машины вне постов. Новый регламент гибдд: что можно водителю и чего нельзя делать сотруднику. Нужно ли предупреждать инспектора о съёмке

С 20 октября в России начал действовать новый административный регламент ГИБДД. Он вызвал большую волну обсуждений. В частности, шквал вопросов от водителей был о возможности снимать на видео сотрудников ГИБДД. Итак, что теперь можно, что - нет и какие изменения внесены в регламент.

Водитель и пассажиры, предъявите документы! С 20 октября других причин для остановки машины и не надо. Если раньше без видимых оснований автомобиль имели право тормозить только на стационарном посту ДПС, то теперь - где и когда угодно, хоть ночью в глухом лесу.

Объяснение такое: постов ДПС все меньше, их каждый месяц закрывают, а угонщики и нетрезвые водители правила стараются не нарушать. Как их еще ловить?

«Если темное время, какое-то безлюдное место, есть мобильная связь, есть радиосвязь, есть телефон дежурной части территориального органа, через который можно уточнить в случае сомнений, является ли этот наряд действительно нарядом, а не какие-либо мошенники», - пояснил начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

По сути, теперь узаконено то, что инспекторы и раньше делали - останавливали машины, ссылаясь на всевозможные спецоперации. В интернете полно видеороликов, где это видно, но теперь таких съемок станет заметно меньше.

Нет, снимать в общественных местах работу ГАИ можно, но только до тех пор, пока это не запретит сотрудник ГИБДД. За несогласие остановить съемку можно оказаться в наручниках, а там штраф или арест до 15 суток.

«Съемка у нас разрешена за исключением тех случаев, когда прямо описано в законе и когда сотрудник требует для сохранения следов и обстоятельств, которые необходимо зафиксировать, либо отойти, либо прекратить видеосъемку. Любое действие, с которым гражданин не согласен, он в установленном порядке впоследствии может обжаловать», - рассказал начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

Еще одно новшество - с 20 октября инспекторы не имеют полномочий выдавать справку о ДТП, которую требуют страховые компании. В ГАИ предлагают оформлять аварии по европротоколу вовсе без ДПС, либо обходиться другими процессуальными документами - протоколом об административном правонарушении, либо постановлением по делу.

«В указанных документах, помимо прочего, будут кратко отражаться и те сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП. Это сведения о транспортных средствах, повреждениях, сведения о договорах ОСАГО участников происшествия», - сообщил начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

На этой же неделе усложнились и правила сдачи экзаменов в автошколах. Так, одно из самых сложных упражнений - заезд в бокс задним ходом под 90 градусов - теперь можно выполнять только в один прием, без переключения передач.

«Сейчас эти движения вперед-назад не разрешаются, человек сразу с первого раза должен заехать - что в бокс, что на параллельную парковку», - рассказал инструктор Томаз Ткешелашвили.

Сегодня в бокс заезжает ученица, которая за рулем второй день. И у нее все получается благодаря точным подсказкам инструктора. А вот водителю с 20-летним стажем сделать это с первого раза не удалось - подвела привычка смотреть назад, а не в зеркала заднего вида.

«Раньше на упражнениях стояли такие высокие стойки, вы когда смотрели назад, вы их видели; сейчас если будете смотреть назад, вы вряд ли их увидите», - пояснил инструктор.

Теперь автошколы вынуждены увеличить количество часов именно на это упражнение.

Ужесточаются правила и для тех, кто сдает на категорию «А», например, прохождение «змейки», на нее теперь отводится только одна попытка, вторая не допускается - если ошибся, то не сдал.

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

– В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.

– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.


Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

– К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, – объясняет автоюрист Лев Воропаев. – Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.


Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.


Как снять инспектора

Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись".

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

– СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации..." Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.

О "коммерческих" камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.


Глава областной ГИБДД .

Лучший способ для развода

– Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии..." На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно".

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.

– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.


Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

– По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:

– Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, – подытоживает он.

За непредоставление преимущества пешеходам на зебре теперь водителям придется раскошелиться на две с половиной тысячи рублей. Размер прежнего штрафа в полторы тысячи, по мнению инспекторов ГИБДД, не соответствовал тяжести столь грубого правонарушения. Об этом же говорят и цифры статистики. В 2014-м году за непропуск пешеходов были оштрафованы миллион 640 тысяч водителей. А по результатам прошлого года, в России наказали миллион 800 тысяч человек.

Споров о том, должен ли штраф за нарушение правил дорожного движения бить по карману, сегодня нет. А вот нововведения в регламенте по надзору за участниками дорожного движения вызывают много разногласий. Инспекторам ГИБДД теперь разрешено прятать патрульную машину в кусты и даже останавливать транспортв пешем режиме. Но наиболее резонансное изменение касается видеосъемки автолюбителями.

Я имею полное право себя снимать. Вы инспектор, я поворачиваюсь, снимаю себя, и вы попадаете в кадр. Но если инспектор сейчас говорит, что не надо его снимать, то вы обязаны убрать камеру. Иначе это будет трактоваться как сопротивление при исполнении. Имеем мы следующее. Где-то происходит конкретное хамство со стороны инспектора ДПС, и его уже никак не зафиксировать, - говорит руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.

Следующее новшество ожидали давно. Российский премьер Дмитрий Медведев узаконил электронный паспорт транспортного средства. Выдачу привычного бумажного документа окончательно прекратят первого июля следующего года. Значимых минусов у идеи независимые эксперты не находят.

Во-первых, электронный ПТС гораздо сложнее подделать. Во-вторых, будет исключена возможность существования так называемых двойников-тройников, когда в разных регионах выдаются ПТС на разные авто, это приводит к преступлениям и прочим правонарушениям, - говорит адвокат Денис Садовский.

Другой плюс электронного ПТС в том, что количество записей об автовладельцах не будет ограничено, то есть, так называемый дубликат уходит в прошлое. И, наконец, цифровой документ станет содержать информацию о ДТП с участием транспортного средства. Следующую информацию новшеством назвать нельзя, это просто свежая статистика.

По-настоящему шокирующие данные опубликовали эксперты рынка автострахования. Ежедневно в России шесть миллионов автолюбителей садятся за руль, не имея полиса ОСАГО. А еще один миллион человек используют поддельные бланки автогражданки. Это значит, что если в момент ДТП у виновника не окажется страховки, то процесс возмещения ущерба обернется многочисленными судебными тяжбами.

А вот долгожданного решения об отмене так и не случилось. Основной довод противников такого обременения в том, что, по сути, российские автовладельцы и так платят акцизы, заложенные в стоимость топлива. Однако на последнем заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам пришли к выводу, что в случае отказа от транспортного налога регионы не досчитаются 146-ти миллиардов рублей. На восполнение этих выпадающих доходов сегодня средств нет.

Сотрудники ГИБДД с 20 октября официально смогут останавливать автомобили и мотоциклы вне стационарных постов. Это следует из финальной версии административного регламента, который МВД РФ опубликовал на портале правовой информации . Регламент подробно прописывает в том числе правила поведения сотрудников ГИБДД при остановке машин.

По еще действующей редакции административного регламента, который утвердили еще в 2009 году, инспекторы могут останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС. Исключение – если водитель нарушил правила или требуется оказать медицинскую помощь.

Несмотря на то что с 2009 года существовал закон, запрещающий останавливать водителей вне постов, на практике машины останавливали, рассказал корреспонденту портала Москва 24 руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и брали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Эксперт обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: "Я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь". И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете – вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, cотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Еще 20 октября 2017 года в силу вступил новый регламент, из которого исчезло прямое указание на запрет ограничения видеосъемки инспектора ДПС при исполнении служебных обязанностей. Возникло огромное количество спорных ситуаций. Вплоть до привлечения граждан к административной ответственности в виде ареста за неподчинение законному требованию сотрудника полиции (статье 19.3 КоАП). Рассказываем как нужно действовать, чтобы у сотрудника ДПС не было ни одной возможности запретить вам съемку.

В старом регламенте ГИБДД было прямое указание на запрет ограничения видеосъемки

Это действительно так. В новом регламенте этот запрет убрали, поэтому особенно хитрые сотрудники ГИБДД начали сильно стесняться камеры, запрещать себя снимать и угрожать привлечением к ответственности лиц, которые снимают их при исполнении на камеру.

Снимать сотрудника ДПС можно!

Во-первых, регламент создан для сотрудников МВД. Он является их внутриведомственной документацией, поэтому они обязаны ему следовать, а простой гражданин может даже не знать о его существовании. Зато простой гражданин знает о Законе “О полиции”, в котором написано, что деятельность полиции является публичной и гласной.

Во-вторых, согласно закону о персональных данных, вы имеете право снимать публичную деятельность сотрудников полиции в сфере регулирования ими дорожного движения и осуществления контроля за исполнением требований правил дорожного движения.

В-третьих, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все эти доводы подкрепляются решением Норильского городского суда по делу 5-168/2014.

Ну и самое главное: инспектор ДПС не может запретить водителю видеосъемку. Об этом сказано в официальном письме за подписью начальника Госавтоинспекции Михаила Черникова, которое являлось ответом на обращение председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослава Нилова к руководству ГИБДД страны.

То есть сотрудника ДПС снимать на видео можно всегда и везде?

Почти. За исключением нескольких случаев:

  1. Когда он участвует в охранных либо оперативно-розыскных мероприятиях;
  2. В целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
  3. На режимных объектах или на территориях, где введен режим контртеррористической операции.

Во всех случаях сотрудник обязан вас вежливо уведомить о том, что на данный момент съемка запрещается и объяснить причину своего запрета. Снимать запрещено ТОЛЬКО в вышеперечисленных случаях!

Кстати, запрет на съемку в данном случае касается и самого сотрудника ГИБДД. В случае, если вам съемка была запрещена в связи с наличием условий, о которых мы говорили выше, то и сотрудник ГИБДД не имеет права использовать личный видеорегистратор.