Главный правовой акт трудового права. Трудовой кодекс рф. О воинском учёте в организации

Как известно, основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. История развития права показывает преимущества нормативного правового акта по сравнению с другими источниками права: он исходит от строго определенных органов и лиц, принимается в четко обозначенном порядке, имеет установленные форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.

особенности нормативных правовых актов

Обратите внимание! Нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. могут применяться бесконечное число раз

Нормативным правовым актам, в т. ч. в сфере трудового права, присущи следующие особенности:1) они имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет соответствующие органы, должностных лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормо-творческой компетенцией. Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;2) принимаются далеко не всеми, а лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;3) принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию и в силу этого представляют собой акты-документы;4) всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;5) имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Толковый словарь

Нормативные правовые акты как источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (индивидуальных актов).

Например, правоприменительными актами являются: решение районного суда о восстановлении работника на работе и оплате времени вынужденного прогула; трудовой договор.

По общему правилу, правоприменительные (индивидуальные) акты имеют разовое применение, адресованы конкретным (строго определенным) лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от правоприменительных (индивидуальных) актов, нормативные правовые акты общеобязательны и отличаются неконкретностью адресата. Иными словами, они обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех без исключения субъектов, на которых они распространяются. Особое внимание следует обратить на то, что нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. они могут применяться бесконечное количество раз.

классификация нормативных правовых актов по юридической силе

В России в настоящее время действует множество нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Чтобы правильно и единообразно применять нормы трудового права, кадровику необходимо уметь дифференцировать на отдельные категории все существующие нормативные правовые акты в трудовом праве.

Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе. Данное деление с практической точки зрения является наиболее важным, поскольку позволяет верно избирать необходимый для применения нормативный правовой акт. Так, в зависимости от указанного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.

В нашей стране законы принимаются парламентами (федеральным и субъектов РФ), а также путем референдума. Различаются следующие разновидности законов:1) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);2) федеральные конституционные; например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";3) федеральные; например, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";4) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ; например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 "О социальном партнерстве".

Законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (Трудовой кодекс РФ) и текущими, относящимися к отдельным вопросам трудового права. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах‚ их правах и гарантиях деятельности" относится к конкретному вопросу трудового права.

Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления, локальных нормативных актов.

классификация по другим признакам

Во-вторых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:1) общефедеральные, например постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";2) региональные, например постановление Правительства г. Москвы от 29.07.03 № 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве";3) межотраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.02.02 № 9 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли";4) отраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.10.01 № 73 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";5) муниципальные, или местные, например решения главы администрации города о режиме работы организаций транспорта;6) локальные, например правила внутреннего трудового распорядка.

В-третьих, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются по принявшим их органам. Так, различаются нормативные правовые акты, принятые:1) высшим органом законодательной власти РФ - Федеральным Собранием РФ (федеральные законы);2) Президентом РФ (указы);3) высшим органом исполнительной власти - Правительством РФ (постановления);4) федеральными органами исполнительной власти;5) органами государственной власти субъектов РФ;6) органами местного самоуправления;7) работодателями.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, делятся по форме акта на законы, указы, постановления, правила, положения, решения, приказы, инструкции, стандарты, предписания, разъяснения и др.

В-пятых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются в зависимости от круга работников , на которых они распространяются, на общие, распространяющиеся на всех работников, и специальные, действующие в отношении отдельных категорий работников.

Общим нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, является, например, постановление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 "О трудовых книжках".

Примером специального акта служит Закон РФ от 19.02.93 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях".

система источников трудового права

Система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусматривается ст. 5 ТК РФ. По сути, в данной статье установлена система источников трудового права.

Юридической основой для построения, развития и совершенствования системы источников трудового права является Конституция РФ, содержащая важнейшие права и свободы граждан в сфере труда:

Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод, незыблемы. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, недопустимы.

Таким образом, абсолютным юридическим верховенством в рамках правовой системы России обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

Статья 5 ТК РФ подразделяет все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, на две группы: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

трудовое законодательство

Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из следующих разновидностей законов:
- Трудовой кодекс РФ;
- иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Среди федеральных законов в сфере труда главное место отводится Трудовому кодексу РФ, подписанному Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и введенному в действие с 1 февраля 2002 г. Существенные изменения в действующий ТК РФ были внесены Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов

Трудовой кодекс РФ является кодифицированным источником трудового права. Он закрепил сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и резко повысил роль федерального кодифицированного акта в этой системе.

Толковый с ловарь

Система источников трудового права - это состав, соотношение и взаимосвязь всех нормативных

правовых актов, содержащих нормы трудового права, в зависимости от предмета трудового права.

Юридическое верховенство ТК РФ в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находит выражение в следующих положениях:1) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ;2) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат применению в соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ);3) в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ);4) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).

Исходя из этих позиций, Трудовой кодекс РФ получил законодательный приоритет в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с любыми другими законами и подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного значения.

иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, ст. 5 ТК РФ относит следующие разновидности актов:1) указы Президента РФ;2) постановления Правительства РФ;3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;4) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовой кодекс РФ устанавливает в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следующую иерархию:
- нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
- указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
- постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
- органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Наконец, ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепила положение о том, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, социально-партнерскими соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения как акты социального партнерства обладают двойственной юридической природой: с одной стороны, они представляют собой договоры, соглашения сторон, с другой стороны, коллективные договоры и соглашения являются специфическими нормативными правовыми актами.

Как нормативные правовые акты коллективные договоры и социально-партнерские соглашения имеют следующие особенности:1) право их принятия принадлежит уполномоченным представителям сторон социального партнерства;2) они принимаются после проведения коллективных переговоров;3) занимают особое место в системе нормативных правовых актов и играют важную роль в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;4) являются актами временного действия.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, социально-партнерское соглашение, то они не подлежат применению.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, работодатель принимает в пределах своей компетенции.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Например, ст. 103 ТК РФ устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 ТК РФ указывается, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ.

Коллективный договор, социально-партнерские соглашения могут предусматривать иную форму взаимоотношений между работодателем и представительным органом работников при принятии локального нормативного акта: вместо учета мнения - согласование с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, социально-партнерские соглашения.

Итак, система нормативных правовых актов как источников российского трудового права имеет следующие особенности:
- отнесение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ);
- значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих у конкретных работодателей;
- наличие особой группы подзаконных нормативных актов, исходящих от специализированного органа государственной власти, занимающегося вопросами регулирования отношений в области труда и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития РФ);
- участие работников через профсоюзы и иные представительные органы в правотворческой деятельности;
- дифференциация источников трудового права на общие и специальные.

Система нормативных правовых актов как источников российского трудового права должна соответствовать международно-правовым актам.

Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Таким образом, нормы международного права и международные договоры имеют приоритет (при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила) по сравнению с национальным трудовым законодательством РФ.

Важнейшее значение для трудового права РФ имеют следующие основополагающие международно-правовые акты:1) Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.;2) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;4) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 19 июня 1998 г.;5) Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.

Кроме того, определяют содержание всех институтов трудового законодательства конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), принятые практически по всем принципиальным вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Примеры ратифицированных СССР и Российской Федерацией конвенций МОТ: Конвенция № 52 1936 г. "О ежегодных оплачиваемых отпусках", Конвенция № 111 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенция № 182 1999 г. "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

судебная практика

Несколько слов о судебной практике. Как известно, акты судебных органов к источникам права в РФ пока не относятся. Между тем особое место в общем массиве судебной практики занимает такой ее вид, как руководящая судебная практика. Применительно к сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений это постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут признавать те или иные нормативные правовые акты неконституционными. Отсюда следует, что признавать нормативный правовой акт неконституционным, а значит недействительным, в состоянии лишь акт, обладающий по крайней мере не меньшей юридической силой, чем нормативный правовой акт, который признается источником права.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.05 № 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных общес положения п. 2 ст. 278 ТК РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" были признаны не противоречащими конституции РФ. В соответствии с данными положениями трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении договора. Названные положения предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т. е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда.

Кроме того, данное постановление признало ст. 279 ТК РФ, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Это судебное решение было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), и в настоящее время минимальный размер подобной компенсации руководителю организации составляет трехкратный средний месячный заработок.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ всегда учитывались и учитываются при рассмотрении трудовых (и не только) дел, выступая ориентиром в вопросах применения и толкования норм права, устранения пробелов, использования аналогии закона или аналогии права.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 17.03.04 № 2) было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ). вот несколько примеров:
1) в статьях 57 и 72.1 ТК РФ был учтен п. 16 постановления от 17.03.04 № 2, согласно которому если в трудовом договоре рабочее место работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника;
2) в подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ учтен п. 39 постановления от 17.03.04 № 2, в результате чего уточнено понятие прогула, который определяется как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
3) в статье 192 ТК РФ учтен п. 52 постановления от 17.03.04 № 2, вследствие чего ТК РФ определяет, что к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пп. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или п. 1 ст. 336 ТК РФ, а также пп. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Виды НПА в трудовом законодательстве

Социально-трудовые отношения регулируются целым рядом нормативно-правовых актов.

К нормативным правовым актам, которые регулируют трудовые правоотношения, относятся следующие:

  • трудовое законодательство (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, которые содержат трудовые нормы);
  • иные НПА, которые содержат нормы трудового права;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства и НПА, которые издают федеральные органы исполнительной власти;
  • НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • НПА, изданные органами местного самоуправления.

Замечание 1

При этом нормы трудового права любого вида НПА не должны вступать в противоречие с ТК РФ, Конституцией, ратифицированными международными актами. Как правило, существует запрет на ухудшение положения работников при помощи актов стоящих ниже органов в иерархии государственной власти. Так, региональные законы не могут противоречить федеральным и подлежат отмене в случае коллизии норм.

Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства

ТК РФ является кодифицированным законодательным актом, определяющим трудовые отношения между субъектами (работники и работодатели).

К основным задам ТК РФ относятся следующие:

  • создание требуемых текущей действительностью правовых условий для достижения согласования интересов сторонами трудовых правоотношений;
  • осуществление правового регулирования отношений в трудовой сфере;
  • регулирование отношений по вопросам организации труда, трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации трудящихся;
  • надзор и контроль в части соблюдением установленных трудовым законодательством норм;
  • разрешение трудовых споров.

Стоит отметить, что определенная роль отводится и судебной практике:

  • Обобщение судебной практики на уровне Верховного Суда РФ способствует совершенствованию действующего трудового законодательства , т.к. выявляют их недостатки, сказывающиеся на результатах правоприменения. Выявляются пробелы, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизия правовых норм.
  • Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными для судебных органов.
  • Требования ВС РФ косвенно определяют поведение работодателя в решении трудового спора, который возник между ним и работником.

Замечание 2

Тем не менее, ТК РФ не относит судебную практику к системе НПА, которые содержат нормы трудового права. В РФ отсутствует признание прецедента, например, как в США, где прецедент формирует законодательство.

В свою очередь, постановления Конституционного Суда играют большую роль в формировании правовой системы. Так, если определенная норма будет признана неконституционной, она утрачивает свою юридическую силу, вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Специфика норм трудового законодательства

НПА, регулирующим трудовые правоотношения, присуща определенная специфика:

  • В процессе разработки, принятия и применения НПА в трудовой сфере локального уровня участвуют профессиональные союзы.
  • Трудовому праву характерно принятие НПА государственными специализированными функциональными органами управления, которые занимаются вопросами труда.
  • Существенное место в трудовом законодательств отводится локальным нормативным правовым актам, принимающимся и действующим в отдельных организациях.
  • НПА, которые содержат нормы трудового права, делятся на общие (для всех) и специальные (например, это относится к женщинам; несовершеннолетним; инвалидам; работникам отдельных сфер.

Среди подзаконных актов высшей правовой силой обладают нормативные указы Президента Российской Федерации. Это, например, Указ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы» от 1.02.2005 №112 или Указ от 28.12.2996 №1474, утв. Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Источниками трудового права являются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Например, постановление Правительства "О трудовых книжках» от 16.04.2003 № 225, от 7 сентября 2012 г. N 891"О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", ежегодные постановления о минимальном и максимальном размере пособия по безработице на очередной год и др. Акты министерств и ведомств являются также одним из видов подзаконных источников трудового права. Важное значение имеют нормативные акты Министерства труда и социальной защиты, (Минтруд России), выделенное 21 мая 2012г из Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое в пределах своих полномочий принимает множество постановлений и разъяснений по вопросам труда. Например, постановление «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (в ред. Постановлений Минтруда России от 17.12.2001 N 85, приказов Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 N 150,от 05.05.2012 N 508) или разъяснение от 19 мая 2011г.. "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».Общее и главное требование ко всем подзаконным актам - безусловное соответствие Конституции и федеральным законам. Кроме того, подзаконный акт, низший по иерархии, должен соответствовать высшему по иерархии подзаконному акту (например, постановление Правительства должно соответствовать указу Президента, а разъяснение Минтруда - постановлению Правительства).

К числу источников трудового права относятся также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Они, например, определяют режим работы различных учреждений, организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта, принимают акты, регламентирующие организацию общественных работ, и др.

4.2 Локальные источники трудового права

Конкретный уровень социально-трудовых гарантий определяется в локальных актах, то есть в актах, принятых в организации. В ст. 5 ТК предусмотрено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, коллективные договоры и соглашения, во-первых, отграничиваются, с одной стороны, от иных нормативных правовых актов, с другой стороны, - от локальных нормативных актов. Все это дает основание полагать, что коллективный договор является самостоятельным источником трудового права, имеющим договорную природу. 35 Это, т.е., способ принятия, отличает его от иных нормативных правовых актов. Но поскольку коллективный договор содержит нормативные положения, он, безусловно, является нормативным правовым актом.

По предметному содержанию нормы коллективного договора могут быть подобны нормам других локальных актов, если не учитывать его более высокий иерархический уровень по отношению к этим актам. Например, вопросы оплаты труда могут регулироваться как в коллективном договоре, так и в отдельном локальном нормативном акте. Различие усматривается только в субъектах и порядке принятия этих видов нормативных актов. В то же время коллективный договор принимается и действует в конкретной организации и поэтому является локальным актом. Верен вывод Лушникова А.М. и Лушниковой М.В., что действующая редакция ст. 5 и ст. 41 ТК РФ закрепили статус коллективного договора как нормативного источника трудового права, являющегося по своей правовой природе нормативным договором, в котором стороны могут устанавливать локальные нормы права 36 . К этому можно добавить, что соответствующие формулировки ст. 5 и ст. 8 ТК РФ позволяют сделать вывод о том, что коллективный договор позиционируется законодателем, как особый вид источников права, занимающий в их иерархии отдельное и более высокое место, чем иные локальные источники трудового права. Так в ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников и что локальные нормативные акты должны соответствовать коллективному договору. Поэтому коллективный договор по своей юридической природе представляет собой локальное нормативное правовое соглашение, обладающее большей юридической силой по отношению к иным локальным источникам трудового права, что и следовало бы более четко закрепить в соответствующей формулировке ст. 5 ТК РФ.

Впервые в Трудовом кодексе специальная статья (8) посвящена локальным актам о труде, принимаемым работодателем. В ней предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

К локальным нормативным актам относятся также правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, графики сменности и.т.д. Локальные акты принимаются по вопросам, касающимся практически всех институтов трудового права. С их помощью регулируются многие вопросы оплаты труда. Так, согласно ст.135 ТК вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов устанавливаются в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах. Режим работы, графики сменности, суммированный учет рабочего времени, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков за работу с ненормированным рабочим днем и многие другие вопросы рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда регламентируются локальными нормативными правовыми актами.

  • 7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение
  • 8. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
  • 9. Права и гарантии работников на охрану труда
  • 10. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда в организации
  • 11. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих в организации
  • 12. Особенности охраны труда женщин
  • 13. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
  • 14. Государственный надзор и контроль за соблюдением
  • 15. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  • 16. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
  • 17. Классификация основных опасных и вредных производственных факторов, понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны
  • 19. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 20. Требования по организации безопасной эксплуатации электроустановок
  • 21. Требования безопасности при выполнении работ на высоте
  • 22. Требования безопасности при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов
  • 23. Обеспечение пожарной безопасности
  • 24. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение
  • 25. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 26. Требования безопасности, предъявляемые к складированию материалов на территории предприятия
  • 27. Общие требования безопасности производственного оборудования и технологических процессов
  • 28. Меры защиты людей от поражения электрическим током
  • 29. Порядок расследования профессиональных заболеваний
  • 30. Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • 31. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
  • 32. Надзор, содержание и обслуживание сосудов, работающих под давлением
  • 33. Действия руководителей и специалистов при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и других происшествий на предприятии и ликвидации их последствий
  • 34. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
  • 35. Порядок обеспечения работников предприятия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • 36. Организация первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 37. Состав аптечки первой помощи
  • 38. Инструкция
  • Телефоны
  • Внезапная смерть если нет сознания и нет пульса на сонной артерии
  • Состояние комы если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии
  • Артериальное кровотечение в случаях артериального кровотечения
  • Ранение конечности
  • Термические ожоги как обрабатывать ожоги на месте происшествия
  • Травмы глаз
  • Переломы костей конечностей что делать в случаях переломов костей конечностей
  • Первая помощь в случаях поражения электрическим током
  • Падение с высоты что делать в случаях падения с высоты при сохранении сознания
  • Обморок
  • Сдавливание конечностей; укусы змей и насекомых
  • Химические ожоги и отравления газами
  • Показания к проведению основных манипуляций
  • Признаки опасных повреждений и состояний
  • 1. Основные положения трудового законодательства

    Российской Федерации

    Законодательство Российской Федерации о труде регулирует трудовые отношения между работодателями и работниками на предприятиях и учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

    Согласно статье 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты.

    Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы.

    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Цели и задачи трудового законодательства

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    Организации труда и управлению трудом;

    Трудоустройству у данного работодателя;

    Профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

    Социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    Участию работников и профессиональных союзов и установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    Материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    Надзору и контролю (в том-числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешению трудовых споров.

    Основные принципы правового регулирования трудовых отношений

    Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

    Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

    Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

    Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

    Равенство прав и возможностей работников;

    Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

    Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

    Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

    Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

    Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

    Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

    Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

    Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

    Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты , содержащие нормы трудового права

    Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

    Настоящим Кодексом;

    Иными федеральными законами;

    Указами Президента Российской Федерации;

    Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

    Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда

    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    Существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права - это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

    По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

    Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

    Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом , т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

    Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания , т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

    Виды нормативных правовых актов

    Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

    В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

    трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы ;

    • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
    • указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
    • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

    Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

    Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

    Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

    В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

    Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

    Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

    Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

    Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

    В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

    Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

    Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

    Основные задачи трудового законодательства:

    • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
    • правовое регулирование трудовых отношений;
    • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
    • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
    • разрешение трудовых споров;

    Разделы Трудового кодекса РФ

    • Раздел I. Общие положения
    • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
    • Раздел III.
    • Раздел IV.
    • Раздел V. Время отдыха
    • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
    • Раздел VII. Гарантии и компенсации
    • Раздел VIII. Трудовой распорядок,
    • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    • Раздел X. Охрана труда
    • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Раздел XIV. Заключительные положения

    Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

    Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

    Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

    Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

    В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

    Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

    Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

    В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

    Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

    Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

    Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

    В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

    Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

    В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).


    Прикрепленные файлы
    Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
    206 Кбайт 974