Государственная гражданская служба. Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего Служебный контракт прекращается гражданский служащий освобождается

В соответствии с законом о государственной гражданской службе служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1. В связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Призыв на военную службу или направление гражданского служащего на заменяющую альтернативную гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Служебный контракт в данном случае приостанавливается на основании соответствующей повестки военкомата, представляемой гражданским служащим.

2. В связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего данную должность.

Следует иметь в виду, что при решении данного вопроса необходимо обязательное решение суда о восстановлении ранее уволенного гражданского служащего на работе.

3. В связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Юридическим фактом приостановления отношений гражданских служащих в сфере труда в этом случае является акт избрания на соответствующую должность.

4. В связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийных бедствий, эпидемии и др.), если данное обстоятельство признано чрезвычайным Решением Президента Российской Федерации или органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Чрезвычайные обстоятельства, наступление которых может влечь приостановление служебного контракта, перечислены в указанной норме в «открытом» перечне.

Это означает, что стороны служебного контракта не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для приостановления служебного контракта.

Служебный контракт приостанавливается и в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Так, например, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы в связи со следующими обстоятельствами:

1. Осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившего в законную силу. Таким наказанием может быть лишение свободы либо запрет занимать определенные должности.

Если к гражданскому служащему были применены иные меры уголовного наказания (например, уголовное осуждение), не исключающие возможность продолжения гражданской службы, его увольнение будет считаться незаконным.

2. Признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

Нужно сказать, что по общему правилу нетрудоспособность гражданского служащего не является основанием для прекращения служебного контракта, однако, если налицо полная утрата трудоспособности, то служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут.

Факт утраты трудоспособности должен быть установлен медицинским заключением, сделанным специализированным медицинским учреждением, наделенным соответствующей компетенцией (учреждениями медико-социальной экспертизы).

  • 3. Признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, установленного решением суда, вступившего в законную силу.
  • 4. Достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Это связано, прежде всего, с особенностями служебных обязанностей, ответственностью и другими факторами, относящимися к государственной гражданской службе.

Трудовое законодательство Российской Федерации стоит на принципе жесткого и исчерпывающего перечня возможных оснований прекращения трудового договора. Все основания прекращения трудового договора устанавливаются Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем, перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный в статье 77 Кодекса, не является исчерпывающим. Как самим Трудовым кодексом, так и иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания. Однако все они могут быть определены только на уровне федеральных законов. Это означает, что ни законы субъектов Российской Федерации, ни подзаконные акты не могут дополнять указанный перечень. Каждое из оснований прекращения трудового договора имеет свои особенности.

Все основания, предусмотренные статьей 77 Трудового кодекса РФ по различным критериям можно разделить на три группы:

  • * во-первых, это волеизъявление одной из сторон или же обоюдное волеизъявление;
  • * во-вторых, это случаи, когда трудовые отношения не возможно сохранить по определенным обстоятельствам;
  • * в-третьих, это случаи, когда трудовые отношения прекращаются по основаниям, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Все эти основания в полной мере применимы и к гражданским служащим.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданской службы предусмотрены законом о государственной гражданской службе. Таковыми являются:

  • 1) соглашение сторон служебного контракта;
  • 2) истечение срока действия срочного служебного контракта;
  • 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
  • 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
  • 5) перевод гражданского служащего по его просьбе и с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  • 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения другой должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки и повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в таких случаях иной должности гражданской службы;
  • 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
  • 8) отказ государственного служащего от перевода на другую должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
  • 9) отказ государственного служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  • 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
  • 11) нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если эти нарушения исключают возможность замещения должности гражданской службы;
  • 12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;
  • 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами;
  • 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных законом;
  • 15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом государственного органа.

Основные обязательства, предусмотренные законом о государственной гражданской службе, рассмотрим подробнее.

Служебный контракт может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон с единовременным освобождением гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Нужно отметить, что при расторжении служебного контракта по соглашению сторон не имеет значения вид служебного контракта, будь то срочный или заключенный на неопределенный срок.

Данное основание является весьма удобным средством «цивилизованного расставания» сторон служебного контракта, В случае возникновения споров при прекращении служебного контракта по данному основанию следует иметь в виду, что если такой договор возникает по соглашению сторон, следовательно, по их договоренности он может быть расторгнут в любое время.

Аннулирование такой договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лиши при взаимном согласии гражданского служащего и представителя нанимателя.

Применяя данное основание прекращения служебного контракта такое соглашение целесообразно составлять в письменной форме, чтобы в случае необходимости можно было выяснить наличие четко выраженной воли сторон прекратить служебные отношения по взаимному согласию.

Одним из оснований прекращения служебного контракта является истечение его срока. Срочный служебный контракт расторгается по истечению срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом.

Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. Гражданский служащий, замещающий указанную должность, освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

Законодательство Российской Федерации устанавливает определенный, строго ограниченный перечень оснований, которые предоставляют работодателю право уволить работника по своей инициативе. Работодатель не может уволить работника по основаниям, которых нет в законодательстве.

Это в полной мере распространяется и на гражданских служащих. Перечень оснований расторжения служебных контрактов по инициативе представителя нанимателя закреплен в законе о государственной гражданской службе. Следует иметь в виду, что каждое основание расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя имеет свою специфику.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

Несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

  • а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Расторжение служебного контракта вследствие несоответствия гражданского служащего по состоянию здоровья возможно лишь при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению служебных обязанностей. Если при этом гражданский служащий надлежащим образом выполняет свои должностные обязанности по занимаемой должности гражданской службы, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинских заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива гражданских служащих либо обслуживающих им граждан, то представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

В случае отказа гражданского служащего от такого перевода либо отсутствие в государственной органе соответствующей должности служебный контракт прекращается. При этом необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного специальным медицинским учреждением, препятствующего продолжению выполнения обязанностей по служебному контракту по состоянию здоровья. Не может быть уволен по этому основанию гражданский служащий, трудоспособность которого временно ограничена.

Расторжение служебного контракта в случае несоответствия замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации возможно только при отсутствии вины гражданского служащего и связано только с результатами аттестации, то есть для приведения в действие механизма увольнения необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате отрицательного заключения о квалификации гражданского служащего.

Проведение аттестации- неотъемлемое право представителя нанимателя, способ контроля за соответствием квалификации гражданских служащих, а также стимулирование их гражданской службы. Аттестация должна проводиться в порядке, предусмотренном законом о государственной гражданской службе.

Недостаточная квалификация гражданского служащего должна быть установлена на основании объективных данных, полученных в результате аттестации. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах гражданского служащего подлежат оценке в совокупности с другими данными аттестации, относящимся к его профессиональной деятельности.

Неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, также является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Увольнение по этому основанию может иметь место в случае неоднократного (два и более) неисполнения гражданским служащим должностных обязанностей при одновременном наличии следующих условий:

  • а) противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него в установленном порядке должностных обязанностей;
  • б) к гражданскому служащему ранее было применено дисциплинарное взыскание, и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин служебных обязанностей оно не снято. В связи с тем, что увольнение по этому основанию является одной из мер дисциплинарной ответственности, при ее применении необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарного взыскания, установленного федеральным законом. Несоблюдение этого порядка может стать основанием для признания увольнения гражданского служащего незаконным. Если судом будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод должен быть мотивирован в решении со ссылкой на конкретные нормы законодательства, которые были нарушены.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания (в том числе увольнение) возможно, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей продолжалось, несмотря на наложенное дисциплинарное взыскание.

Нужно иметь в виду, что представитель нанимателя вправе применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявления о расторжении служебного контракта по своей инициативе, поскольку отношения по прохождению государственной службы в данном случае прекращается лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.

Однократное грубое нарушение обязанностей:

а) прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Принципиальным является вопрос об уважительности причин, по которым гражданский служащий отсутствовал на служебном месте. Следовательно, представитель нанимателя должен выяснить, действительно ли гражданский служащий не находился без уважительных причин на служебном месте в течение указанного срока. Нужно отметить, что отсутствие на служебном месте должно происходить именно четыре часа подряд в течение служебного времени.

Увольнение по данному основанию может быть произведено:

  • * за отсутствие гражданского служащего без уважительных причин на служебном месте или ином рабочем месте, где он должен был выполнять порученную ему работу, более четырех часов подряд;
  • * за невыход без уважительной причины на службу до истечения срока предупреждения представителя нанимателя о расторжении служебного контракта;
  • * за отказ гражданского служащего приступить к выполнению служебных обязанностей по должности, на которую он был переведен в соответствии с действующим законодательством;
  • * за самовольный уход в отпуск или самостоятельное использование дней отгулов.

При этом не будет являться прогулом использование гражданским служащим дней отдыха в случае, если представитель нанимателя отказал в их предоставлении, а время использования служащим таких дней не зависело от представителя нанимателя (например, отказ гражданскому служащему, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с законом о донорстве крови и ее компонентов для отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов);

б) появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения также является самостоятельным основанием увольнения гражданского служащего.

При этом не имеет значения, был ли гражданский служащий отстранен от выполнения должностных обязанностей в связи с указанным состоянием.

Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть оценены соответствующим органом по рассмотрению служебных споров. Эти обстоятельства могут быть подтверждены в том числе и свидетельскими показаниями. Однако более предпочтительным доказательством будет являться медицинское освидетельствование, составленное специалистом соответствующего медицинского учреждения;

в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Увольнение по этому основанию возможно только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, которые гражданский служащий разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной или иной охраняемой законом тайне, данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им служебных обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок засекречивания этих сведений определен Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».

Гражданский служащий не может быть привлечен к ответственности за разглашение сведений, которые в соответствии с действующим законодательством не могли быть отнесены к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Увольнение по данному основанию гражданского служащего может быть признано правомерным при наличии следующих условий:

  • * если обязанность не разглашать такую тайну прямо предусмотрена должностным регламентом и служебным контрактом с гражданским служащим;
  • * если в служебном контракте или в приложении к нему точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебную информацию гражданский служащий обязан не разглашать;
  • * если государственная и иная охраняемая законом тайна и служебная информация доведены гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • * если сведения, которые в соответствии со служебным контрактом гражданский служащий обязуется не разглашать, согласно действующему законодательству, могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и конфиденциальную служебную информацию.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий расторжение служебного контракта и увольнение гражданского служащего с гражданской службы не может быть признано правомерным;

г) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. В качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному гражданскому служащему, в частности имущество, принадлежащее представителю нанимателя, другим гражданским служащим, а также лицам, не являющимся гражданским служащими данного государственного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что увольнение как мера дисциплинарной ответственности должно быть произведено в течение месяца со дня вступления в законную силу приговора суда или постановления о привлечении к административной ответственности. В приказе об увольнении должно быть указание на акт, которым установлено правонарушение; на нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

При расторжении служебного контракта по данному основанию необходимо наличие трех условий:

  • 1) противоправное виновное поведение гражданского служащего;
  • 2) наличие вредоносного результата или реальная угроза наступления такого вредоносного результата, причем вне зависимости от того, с кем произошел несчастный случай, с самим гражданским служащим или с другим лицом;
  • 3) причинно-следственная связь между этими двумя обстоятельствами, то есть должно быть установлено, что именно противоправное виновное поведение гражданского служащего привело к наступлению вредоносного результата.

Только при наличии всех трех условий одновременно возможно увольнение согласно закону о государственной гражданской службе. Важным аспектом является то, что для увольнения необязательно ждать наступления тяжелых последствий - достаточно факта создания реальной угрозы их наступления.

Закон предусматривает увольнение за совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

Утрата доверия как основание для увольнения должна быть подтверждена конкретными доказательствами и не может основываться на предположениях. Утрата доверия может основываться как на неоднократном совершении виновных действий, так и на факте единоличного деяния. Доказательством могут служить результаты инвентаризации, ревизии.

Гражданские служащие данной категории могут быть уволены при установлении в законном порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений.

Закон о государственной гражданской службе в качестве оснований для увольнения предусматривает принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители» необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

Это основание увольнения применяется к строго ограниченному кругу лиц и лишь в случае совершения им конкретных действий. Оно является как бы дополнительным основанием расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

Вина «руководителей», а также причинная связь между принятым им управленческих решением и наступлением указанных последствий должны быть доказаны в установленном законом порядке. Если представитель нанимателя не предоставил доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, предусмотренных законом о государственной гражданской службе, и явившихся основанием увольнения, такое увольнение не может быть признано законным.

Основанием для увольнения Закон предусматривает однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководителей», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу или нарушение законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон не дает определения понятия грубого нарушения. Данное понятие носит оценочный характер и вопрос, является то или иное нарушение грубым, решается лицом, обладающим правом приема на гражданскую службу и увольнения гражданских служащих с гражданской службы. служебный гражданский контракт

Необходимо иметь в виду, что увольнение применяется не только за нарушение должностных обязанностей, а за такое, которое повлекло причинение вреда государственному органу или нарушение законодательства Российской Федерации. В случае отсутствия такого факта, то каким бы грубым не было нарушение должностных обязанностей, уволить гражданского служащего по данному основанию будет нельзя.

Предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта также является основанием для расторжения служебного контракта.

Расторжение служебного контракта по данному основанию возможно в случаях, когда представленные документы или сведения могли оказать существенное влияние на содержание служебного контракта и даже на сам факт его заключения. В качестве примера можно привести случаи предъявления подложных документов об образовании или о наличии специальных знаний. Подложность документа должна быть удостоверена в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что не всякие сообщенные гражданским служащим ложные сведения могут служить основанием для расторжения с ним служебного контракта, а только такие сведения, которые повлияли или могли повлиять на принятие представителем нанимателя решения о приеме государственного служащего на гражданскую службу.

Не могут быть признаны ложными сведения, касающиеся возможной дискриминации при приеме на гражданскую службу (в случае если женщина указала, что она замужем, а на самом деле является одинокой матерью), и, соответственно, они не могут послужить основаниями для увольнения.

Прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, может быть основанием для расторжения служебного контракта.

Увольнение в связи с прекращением допуска гражданского служащего к государственной тайне возможно, только если наличие такого допуска предусмотрено должностным регламентом.

Условия прекращения допуска должностного лица к государственной тайне определены Законом Российской Федерации «О государственной тайне». Так, например, допуск прекращается в случае однократного нарушения должностным лицом взятых на себя предусмотренных служебным контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны, или в случае возникновения обстоятельств, являющихся основаниями для отказа должностному лицу или гражданскому служащему в допуске к государственной тайне. Необходимо отметить, что прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, в том числе и в случае последующего увольнения с гражданской службы.

Решение о прекращении допуска гражданского служащего к государственной тайне может быть обжаловано в межведомственную комиссию по защите государственной тайны или суд.

Отстранение от замещаемой должности - временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.

Основания, по которым гражданского служащего могут отстранить от замещаемой должности, перечислены в законе о государственной службе.

В соответствии с Законом представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в следующих случаях:

  • * при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими. Последние должны быть оформлены актом, составленным с участие представителя нанимателя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;
  • * в случае, если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности. Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации. Эта норма применяется к гражданским служащим, поскольку отношения, связанные с охраной на гражданской службе, специально законодательством о государственной службе не урегулированы;
  • * при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обязанностью представителя нанимателя. Однако в отличие от Трудового кодекса Российской Федерации обязанность отстранять гражданских служащих, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, закон о государственной гражданской службе ставит в зависимости от наличия или отсутствия в этом вины самого гражданского служащего. Таким образом, можно сделать вывод, что представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для таких мер по вине гражданского служащего. Вину гражданского служащего в этом случае должен доказать представитель нанимателя. Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей не является исчерпывающим. Например, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы либо не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности - это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, то такое отстранение допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. Исключение могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего проводится служебная проверка.

Если гражданский служащий отстранен от исполнения должностных обязанностей в связи с тем, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных ее результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению своих обязанностей.

Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных требований об отстранении. Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется. Исключение составляет случаи, предусмотренные федеральными законами. В частности, сохраняется денежное содержание в период урегулирования конфликтов интересов, также сохраняется денежное содержание гражданскому служащему на весь период, в отношении которого проводиться служебная проверка.

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

    Е.А. ПОНОМАРЕВА

    Основаниям и последствиям прекращения служебного контракта посвящена глава 6 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
    Если в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) законодатель употребляет три термина: "прекращение", "расторжение", "увольнение", то Федеральный закон вводит четвертый - "освобождение от замещаемой должности". Введение данного термина оправдывается тем, что освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы могут не совпадать по времени.
    Общие основания прекращения служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы перечислены в ст. 33 Федерального закона.
    Остановимся на правовой конструкции данной статьи. Она существенно отличается от правовой конструкции аналогичной ст. 77 ТК РФ.
    Прекращение служебного контракта в связи с отказом от предложенной от замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении в этих случаях иной должности гражданской службы, законодатель относит к общим основаниям прекращения служебного контракта. Следовательно, при прекращении служебного контракта по данному основанию, на гражданского служащего не распространяются гарантии, предусмотренные законодательством при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Подобное основание расторжения трудового договора (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) ТК РФ относит к расторжению трудового договора по инициативе работодателя с предоставлением работникам соответствующих гарантий. Необходимо отметить, что в Федеральном законе, в отличие от ТК РФ, четко не прописана обязанность представителя нанимателя предлагать сокращаемому гражданскому служащему вакантные должности. В юридической литературе можно встретить утверждение, что эта обязанность в Федеральном законе все-таки присутствует, но поскольку четко не прописана, то и не все представители нанимателя ее выполняют.
    Такое основание увольнения, как прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесено к расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. В связи с чем расторгнуть служебный контракт, без предоставления гражданскому служащему соответствующих гарантий, предусмотренных ст. 37 Федерального закона и ст. 261 ТК РФ (расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, а также в период нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске по инициативе работодателя не допускается), не представляется возможным, при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно.
    Удивляет отсутствие основания, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Пункт 15 ч. 1 ст. 33 Федерального закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Данный пункт содержит ссылку на ч. 7 ст. 27 Федерального закона, которая, в свою очередь, регламентирует, что при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы или до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин. А что делать, если служебный контракт заключен впервые и у гражданского служащего отсутствует прежняя должность? Статья 27 Федерального закона устанавливает права представителя нанимателя и регламентирует процедуру расторжения служебного контракта при неудовлетворительном результате испытания, но не дает правового основания для расторжения служебного контракта. При этом на практике возникает следующий вопрос. ТК РФ относит данное основание к расторжению трудового договора по инициативе работодателя с предоставлением работнику соответствующих гарантий. А поскольку Федеральный закон не определил местоположение данного основания, то не ясно, предоставляются гражданским служащим соответствующие гарантии или нет.
    Недостает в Федеральном законе статьи, регламентирующей общий порядок оформления прекращения служебного контракта. Отдельные элементы данного порядка разбросаны по статьям главы 6 Федерального закона. Часть 5 ст. 36 Федерального закона предписывает представителю нанимателя в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по письменному заявлению выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. При этом появляется термин "последний день исполнения должностных обязанностей". При применении на практике данной нормы возникает вопрос: совпадает ли последний день исполнения должностных обязанностей с днем расторжения служебного контракта и увольнения? Федеральный закон ответа на этот вопрос не дает. В ТК РФ формулировка более точная. Статья 84.1 ТК РФ предписывает работодателю выдать трудовую книжку в день прекращения трудового договора. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
    Также данное положение идет вразрез со ст. 84.1 ТК РФ в части процедуры выдачи трудовой книжки. Согласно трудовому законодательству, трудовую книжку работодатель обязан выдать работнику без подачи какого-либо заявления. При этом не ясны действия кадровиков на гражданской службе в данной ситуации: необходимо ли запрашивать у увольняемого гражданского служащего указанное заявление и какие следуют последствия, если заявление все-таки не подано.
    Нельзя не отметить сам факт ведения трудовых книжек на государственной гражданской службе. Федеральный закон упоминает трудовую книжку четыре раза: в ст. 26 "Заключение служебного контракта", ст. 36 "Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего", ст. 44 "Кадровая работа", ст. 55 "Поощрения и награждения за гражданскую службу". Ни в одной из этих статей не содержится определение трудовой книжки и порядок ее ведения на гражданской службе. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ). Если учесть, что отношения на гражданской службе подпадают под действие административного права, то стаж гражданской службы, если следовать определению трудовой книжки, в итоге фиксируется как трудовой стаж, а прохождение гражданской службы - как трудовая деятельность. На государственной службе иных видов ведение трудовых книжек служащих не предусмотрено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" регламентировано, что в трудовую книжку по месту работы вносится запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также о времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах.
    Обязанность гражданского служащего сдать в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров законодатель поместил в ст. 37 Федерального закона, которая регламентирует расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существует ли эта обязанность при прекращении служебного контракта по иным основаниям? Несомненно, существует.
    Основание прекращение трудового договора "отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора" перенесено в Федеральный закон как "отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта". Данная формулировка при реализации на практике опять вызывает ряд вопросов. Во-первых, возможно ли увольнение по данному основанию, если иная должность не была предложена, во-вторых, согласно ст. 178 ТК РФ при увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Распространяется ли эта гарантия на гражданских служащих при прекращении служебного контракта по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона? Выплату выходного пособия при увольнении Федеральный закон не регламентирует, за исключением увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33, когда Федеральный закон прямо указывает, что выходное пособие не выплачивается. Некорректная формулировка основания прекращения служебного контракта не позволяет однозначно применять положения ст. 178 ТК РФ.
    В статье мы подняли только некоторые вопросы, которые возникают в практической деятельности кадровиков на гражданской службе при работе со ст. 33 Федерального закона. Причина многих из них - правовая конструкция статьи и некорректные формулировки оснований прекращения служебного контракта. Также считаем необходимым внесение в Федеральный закон статьи "Общий порядок оформления прекращения служебного контракта".

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Чебоксарский филиал РАНХиГС

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине <Государственная и муниципальная служба >

на тему: <Основания для прекращения муниципальной службы>

студент _III _ курса

заочной _ формы обучения

Руководитель работы:

Кандидат исторических наук

Малышкин Александр Петрович

Оценка____________

Подпись__________

«_24 _»__ноября __2015 _

Чебоксары – 2017

Введение

Заключение

Введение





Заключение

Рассмотрев эту тему я выполнила поставленную передо мной задачу о более широком рассмотрение выбранной темы.

Реализуя должностные обязанности, госслужащие реализуют и обеспечивают единство закона, государственной власти, интересов общества и его граждан.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Для государственной гражданской службы основным нормативным актом является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в то же время допускается принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы. На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство.

Список использованной литературы

1. Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. – М.: изд-во Ось-89, 2006 г. – 320 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002 г. (с пос лед. изм.)

4. Игнатов, В.Г., Государственная и муниципальная служба в современной России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2004 г.-356 с.

5. Овсянко, Д.М., Государственная служба Российской Федерации / под ред. Д.М. Овсянко. – М.: 2005 г.

6. Щербаков, Ю.Н., государственная и муниципальная служба / под ред. Ю.Н. Щербаков. – Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2007 г. – 256 с.

Чебоксарский филиал РАНХиГС

Факультет «Управление и экономика»

Специальность/направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Кафедра публичного администрирования

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине <Государственная и муниципальная служба >

на тему: <Основания для прекращения муниципальной службы>

студент _III _ курса

заочной _ формы обучения

Яковлева Анастасия Сергеевна Подпись___________

Руководитель работы:

Кандидат исторических наук

Малышкин Александр Петрович

Оценка____________

Подпись__________

«_24 _»__ноября __2015 _

Чебоксары – 2017

Введение

1. Прекращение служебного контракта

2. Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

3. Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

4. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

5. Приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово «служба» имеет в русском языке несколько значений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти, с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.

Служба – это профессиональная социальная деятельность, связанная с осуществлением воздействия на людей или информацию и характеризующаяся наличием правовых отношений в самом процессе труда служащего.

Государственная служба Российской Федерации является административным типом организации и должна обладать устойчивой структурой, оптимальной и эффективной системой внешних и внутренних коммуникаций, предписанным алгоритмом функционирования, выраженных в нормативных правовых актах.

Государственная служба Российской Федерации является важнейшим инструментом преобразований в системе государственного управления, в экономике, в социальной сфере. Сложность и неоднозначность происходящих изменений предполагают многомерный комплексный характер.

Общий перечень оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим закрепляется в ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Целью данной работы, является подробное рассмотрение выбранной темы: «Основания и последсвия прекращения гражданской службы».

Данная работа построена на изучение и рассмотрении выбранной литературы, научного и учебного характера. Работа состоит из введения, одного вопроса, заключения и списка использованной литературы.

1. Прекращение служебного контракта

Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами.

Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. При этом представитель нанимателя должен предупредить гражданского служащего в письменной форме о расторжении срочного служебного контракта не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего. В строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя.

В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы заключается новый контракт. В частности, такой перевод может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе. Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Условия служебного контракта могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом. Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае служебный контракт с ним прекращается.

Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам ст. 28 данного закона. При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 28 указанного закона перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 закона.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет и дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта.

Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нужно заметить, что в ряде случаев указанные выше основания повторяют нормы ст. 37, 39, 40 закона. Например, предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу в соответствии с положениями ст. 37 является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, а также его осуждение к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, согласно ст. 39 представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта, которые являются основанием для прекращения служебного контракта.

Заметим, что помимо несоблюдения ограничений, установленных действующим законодательством в отношении гражданских, служащих, данная норма в качестве основания прекращения служебного контракта называет невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой. Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ст. 15 данного закона. Кроме того, ст. 18 устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего. Однако невыполнение указанных обязанностей или несоблюдение установленных требований само по себе не влечет расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей, по сути, представляет собой дисциплинарный проступок и соответственно влечет за собой применение к нему дисциплинарного взыскания. Другими словами, расторжение служебного контракта в этих случаях должно осуществляться по правилам ст. 37 данного закона.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается.

Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с принципом свободы труда предоставляет гражданскому служащему право в любое время расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность расторжения по инициативе гражданского служащего как служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, так и срочного служебного контракта. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает это право. Например, согласно ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Определенные сложности представляет расторжение по инициативе гражданского служащего служебного контракта, заключенного с лицом, проходившим обучение на основе договора с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного срока. В данном случае гражданский служащий также может в любой момент расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе, однако представитель нанимателя вправе требовать через суд возмещения затрат на его обучение.

При расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего последний обязан предупредить об этом представителя нанимателя за две недели до увольнения. Срок предупреждения исчисляется со следующего дня после подачи заявления об увольнении. Согласно правилам исчисления сроков, предусмотренным ст. 14 ТК РФ, если последний день срока предупреждения приходится на нерабочий день, то днем его окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Предупреждение за две недели необходимо для того, чтобы представитель нанимателя смог своевременно найти замену увольняющемуся гражданскому служащему. В этой связи необходимо отметить, что гражданский служащий вправе предупредить представителя нанимателя о желании расторгнуть служебный контракт и в тот период времени, когда он фактически не исполняет свои служебные обязанности: во время отпуска, временной нетрудоспособности и в другие периоды отсутствия на работе. Такое предупреждение должно быть сделано в письменной форме. В заявлении об увольнении необходимо указать конкретные причины увольнения. Так, например, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» разграничивает уважительные и неуважительные причины увольнения по собственному желанию. К расторжению трудового договора по уважительным причинам, в частности, могут относиться увольнение:

в связи с переездом на новое место жительства в другую местность;

в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;

в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора;

в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений;

в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

При увольнении по собственному желанию в отсутствие уважительных причин указанный закон предусматривает выплату пособия по безработице в меньшем размере. Указанные причины увольнения по собственному желанию вносятся в трудовую книжку и отмечаются в приказе об увольнении.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как и Трудовой кодекс, предусматривает возможность расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего и без предупреждения об этом представителя нанимателя за две недели. Такой порядок увольнения по собственному желанию допускается, во-первых, при невозможности продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы и, во-вторых, в случае нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта. Под обстоятельствами, влекущими невозможность продолжения гражданской службы по прямому указанию закона, следует понимать, например, зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, переход на замещение выборной должности. Данный перечень по смыслу закона не является исчерпывающим, т.е. в каждом отдельном случае соответствующие обстоятельства должны оцениваться индивидуально, применительно к конкретной ситуации. При наличии подобных обстоятельств служебный контракт должен быть, расторгнут в те сроки, которые указаны в заявлении гражданского служащего об увольнении.

По соглашению сторон расторжение служебного контракта возможно и до истечения двух недель. Однако в одностороннем порядке ни гражданский служащий, ни представитель нанимателя не могут сократить этот срок. Невыход гражданского служащего на службу до истечения двухнедельного срока предупреждения может рассматриваться как прогул с последующим увольнением по подп. а п. 3 ч. 1 ст. 37 данного закона. Увольнение гражданского служащего представителем нанимателя до истечения срока предупреждения может быть признано судом незаконным, а гражданский служащий восстановлен в должности с оплатой вынужденного прогула. Это связано с тем, что до истечения двух недель гражданский служащий может в любое время отозвать свое заявление об увольнении. В этом случае представитель нанимателя не вправе освободить такого гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин. Формулировка данной нормы в значительной степени отличается от аналогичных положений Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 80 ТК РФ работник не может отозвать заявление об увольнении, только когда на его место приглашен гражданин, которому нельзя отказать в приеме на работу.

По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей даже при отсутствии соответствующего приказа об освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан выдать ему трудовую книжку и другие документы, а также произвести с ним окончательный расчет. При этом днем увольнения гражданского служащего будет считаться день выдачи ему трудовой книжки.

Правила ведения и выдачи трудовых книжек закреплены в постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках». При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации и подписью самого работника. За задержку выдачи трудовой книжки представитель нанимателя несет материальную ответственность перед гражданским служащим по правилам трудового законодательства. Так, согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки по его вине выдачи трудовой книжки. Днем увольнения в этом случае будет день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной. В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данное правило подлежит применению и к регулированию труда гражданского служащего. Вместе с тем, если в день увольнения выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием гражданского служащего, либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, представитель нанимателя направляет ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления представитель нанимателя освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Помимо трудовой книжки в числе документов, которые представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему в день увольнения, закон называет документы, связанные с пенсионным обеспечением. Согласно ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в день увольнения застрахованного лица страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, связанные с пенсионным обеспечением. К ним, в частности, относятся суммы заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионною страхования, суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и т.п.

1. Прекращение служебного контракта

Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами.

Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. При этом представитель нанимателя должен предупредить гражданского служащего в письменной форме о расторжении срочного служебного контракта не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего. В строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя.

В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы заключается новый контракт. В частности, такой перевод может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе. Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Условия служебного контракта могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом. Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае служебный контракт с ним прекращается.

Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам ст. 28 данного закона. При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 28 указанного закона перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 закона.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет и дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта.

Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нужно заметить, что в ряде случаев указанные выше основания повторяют нормы ст. 37, 39, 40 закона. Например, предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу в соответствии с положениями ст. 37 является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, а также его осуждение к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, согласно ст. 39 представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта, которые являются основанием для прекращения служебного контракта.

Заметим, что помимо несоблюдения ограничений, установленных действующим законодательством в отношении гражданских, служащих, данная норма в качестве основания прекращения служебного контракта называет невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой. Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ст. 15 данного закона. Кроме того, ст. 18 устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего. Однако невыполнение указанных обязанностей или несоблюдение установленных требований само по себе не влечет расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей, по сути, представляет собой дисциплинарный проступок и соответственно влечет за собой применение к нему дисциплинарного взыскания. Другими словами, расторжение служебного контракта в этих случаях должно осуществляться по правилам ст. 37 данного закона.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается.

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы закреплены в ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г...

Государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной гражданской службы

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: 1. соглашение сторон служебного контракта; 2...

Заключение контрактов с работниками

Квалификация служебных преступлений по действующему Уголовному Кодексу

К сложным вопросам квалификации служебных преступлений, в том числе злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), относится вопрос о содержании понятия использования служебного положения. Это понятие как в юридической литературе...

Контракт – специфический вид срочного трудового договора

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.09...

Контрактная система найма в Республике Беларусь

Стадии заключения контракта с работником, работающим по бессрочному трудовому договору. 1. Принятие нанимателем решения о заключении контракта с работником, работающим по бессрочному трудовому договору. Инициатива принятия такого решения...

Основания и последствия прекращения гражданской службы

В целом Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» воспроизводит соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ...

Правовой режим служебных жилых помещений

В наше время существует множество понятий служебного жилого помещения, однако, сведений о данном виде жилых помещений военных организаций очень мало исследований...

Прекращение контракта с сотрудником ОВД

Под основанием прекращения трудового договора понимается конкретное обстоятельство, которое обуславливает прекращение трудовых отношений между работником и нанимателем. }