Государственная гражданская служба рф. Чем отличается государственная служба от гражданской службы? На сколько видов делится федеральная государственная служба

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Структура органов государственной власти Российской Федерации

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации - законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации - правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

Должности государственной гражданской службы

Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

  1. руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:

  1. высшие должности государственной гражданской службы;
  2. главные должности государственной гражданской службы;
  3. ведущие должности государственной гражданской службы;
  4. старшие должности государственной гражданской службы;
  5. младшие должности государственной гражданской службы.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа v v v -
Главная группа v v v v
Ведущая группа v v v v
Старшая группа - - v v
Младшая группа - - - v

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В законодательстве РФ нет общего понятия государственной службы.

В юридической литературе государственная служба определяется как деятельность, связанная с профессиональным осуществлением по поручению общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях. Государственная служба регулируется нормами , и других .

Универсальной и удачной представляется классификация государственной службы, даваемая в юридической литературе. Государственная служба может пониматься в широком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях) и в узком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации государственная служба может быть разделена на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе” и утвержденное им Положение непосредственно регулируют условия прохождения федеральной государственной службы. В Положении перечислены должности, на которых осуществляется федеральная государственная служба (в администрации президента, аппарате правительства, в аппаратах палат Федерального собрания, судов РФ и т. д.).

Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в соответствии с , федеральными законами и другими правовыми актами; некоторые вопросы государственной службы регламентируются конституциями и иными правовыми актами субъектов РФ. Например, указом президента РФ установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов РФ.

Различается государственная служба в органах представительной, и судебной властей.

Все служащие в зависимости от вида , на основе которого действуют организации, в которых они работают, могут быть служащими: частных предприятий, организаций; международных, иностранных организаций; государственных организаций, предприятий.

Государственные служащие

В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего. Поэтому мы предлагаем дать такое определение понятия “служащий”: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение.

Государственные служащие — один из видов служащих. Они составляют большинство в общей массе служащих нашей страны.

В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие “государственный служащий” следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.

Государственный служащий в широком смысле — лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным актом, регламентирующим государственную службу, является Положение о федеральной, государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.

Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется названным Положением.

Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав .

Должностные лица — государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав — это государственные служащие — специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).

Технический и вспомогательно-обслуживающий состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Согласно ст. 21 закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” муниципальными служащими являются “лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления”. В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность на благо государства . В ее системе различают следующие виды государственной службы :

  1. Военная служба .
  2. Правоохранительная служба .

Первый и последний виды мы рассмотрим в отдельных статьях, а здесь изучим альтернативную и государственную службу.

Государственная гражданская служба.

Этот вид службы подразумевает под собой профессиональную деятельность в гражданских органах законодательной, исполнительной или судебной власти на региональном или федеральном уровне. Федеральная служба финансируется из федерального бюджета , а региональная соответственно из регионального. Короче говоря, гражданская госслужба - это деятельность в Администрации Президента, Правительства, федеральных и региональных органах исполнительной власти, аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, а также судов. При этом депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации не являются гражданскими служащими .

Структура государственной гражданской службы.

Существует четыре категории гражданской службы , каждая из которых делится на три-четыре группы должностей:

  1. Руководители:
    • высшая группа (заместители министров, руководители департаментов и их заместители);
    • главная группа (начальники управлений, отделов, и их заместители).
  2. Помощники и советники (помощники и советники федеральных министров).
  3. Специалисты:
    • главная группа (референты, начальники отдела в управлении);
    • ведущая группа (ведущий советник, ведущий консультант, заместитель начальника отдела в департаменте);
    • старшая группа (главный специалист-юрист, ведущий специалист-юрист, специалист-юрист).
  4. Обеспечивающие специалисты:
    • ведущая группа (ведущие специалисты в разрядах);
    • старшая группа (старшие специалисты 1, 2, 3 разряда);
    • младшая группа (специалисты 1 и 2 разряда).

Еще один элемент этой структуры - система званий (или рангов). Классный чин - это звание государственного служащего, присваиваемое по результатам квалификационного экзамена. По сути, это аналог воинского звания в военной службе. Эти звания распределяются по группам должностей:

  • действительный государственный советник (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) - высшая группа;
  • государственный советник - главная группа;
  • советник государственной гражданской службы - старшая группа;
  • секретарь государственной гражданской службы - младшая группа.

По данным Росстата на государственной гражданской службе задействовано около одного миллиона граждан Российской Федерации .

Альтернативная гражданская служба.

В России - это особый вид трудовой деятельности в интересах государства и общества, который осуществляется вместо военной службы по призыву.

Каждый гражданин России имеет право на отказ от военной службы по личным убеждениям, вероисповеданию или если он относится к немногочисленному коренному народу и ведет традиционный образ жизни (традиционное хозяйствование и промыслы).

Срок такого вида службы - 21 месяц (или 18 месяцев в организациях военной сферы). Обычно альтернативнослужащие занимают должности санитаров, строителей, рабочих на заводах, библиотекарей, лесничих, архивистов, рабочих в театрах и цирках, почтальонов, дежурных в пожарных командах. Эти вакансии распределяются соответственно образованию , профессиональным навыкам, состоянию здоровья и семейному положению.

Такое право на отказ от воинской обязанности общепризнано на международном уровне и практикуется во многих странах.

Уклонение от альтернативной службы, также как и от воинской, влечет за собой юридическую ответственность по Уголовному кодексу РФ.

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом 58 «О системе госслужбы РФ».

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации,

    федеральных органов государственной власти,

    субъектов Российской Федерации,

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

    лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Система гос. службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      государственная гражданская служба

      военная служба

      правоохранительная служба

1. Государственная гражданская служба - вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:

    федеральную государственную гражданскую службу

    государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ и службой субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

    Конституцией РФ;

    ФЗ-58 "О системе государственной службы РФ";

    ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ";

    указами Президента РФ;

    постановлениями Правительства РФ;

    конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

    нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ-79, то применяются правила международного договора.

2. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется:

    в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ);

    во внутренних войсках МВД России;

    в железнодорожных войсках;

    в органах ФСБ России, пограничных войсках;

    в воинских формированиях системы МЧС России;

    в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель - защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

3. Правоохранительная служба - вид федеральной госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие:

    подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России;

    таможенных органов РФ;

    противопожарной и иных служб МЧС России;

    органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

    Федеральной службы судебных приставов;

    Федеральной службы исполнения наказаний;

    Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

К главной группе относятся начальники отделов в департаменте, начальники отделов в службах федерального министерства, начальники отделов в главных управлениях, начальники отделов в управлениях и референты.

В ведущей группе состоят в департаментах, заместители начальников отделов в службе федеральных министерств, заместители начальников отделов в главных управлениях, заместители начальников отделов в управлениях, помощники руководителя или начальника служб федеральных министерств, советники руководителя или начальника служб федеральных министерств, ведущие советники, советники, ведущие консультанты и консультанты.

В старшей группе состоят главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты.

Обеспечивающие специалисты

Низшая категория должностей на государственной гражданской службе - обеспечивающие специалисты. Эти должности формируются для обеспечения информационной, документальной, финансовой, хозяйственной и экономической работы отдельного государственного органа. Они подразделяются на три группы.

В первую (ведущую) входят ведущие специалисты второго разряда. В старшую - старшие специалисты первого, второго и третьего разрядов. В младшую - специалисты первого и второго разрядов.

Такое разделение существует как на федеральном, так и на региональном уровне. Без исключений. Так, категории должностей государственной гражданской службы города Москвы ничем не отличаются от категорий в Пензенской области или Хабаровском крае.

Классные чины

В соответствии с занимаемой должностью государственному гражданскому служащему присваивается определенный классный чин. Он точно соотносится с той группой, в которой он работает. Делается это на основе результатов Каждая должность может соответствовать конкретному званию на воинской службе.

При этом стоит отметить, что классный чин сохраняется за сотрудником, занимающим этот пост, до конца его жизни. А все то время, которое он остается действующим работником, ему полагается соответствующая прибавка к жалованию, утвержденная указом главы государства.

Существуют исключения, когда сдавать экзамен не обязательно. Таким образом классный чин можент быть присвоен в том случае, когда руководителя из высшей группы должностей, помощника или советника, назначает лично глава государства.

Как поступить на гражданскую службу?

Для того чтобы оказаться на гражданской службе в федеральном или региональном ведомстве, необходимо быть гражданином России, достигшим 18-летнего возраста, свободно владеющим государственным языком и соответствующим всем предъявляемым требованиям к сотрудникам подобной квалификации.

В большинстве случаев для замещения должности служащего из любой категории или группы проводится конкурс. Он состоит из двух этапов.

На первом объявляется начало приема документов. Это делается в популярном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте органа государственной власти, которому требуется специалист. Все кандидаты на эту должность должны в заранее определенный срок предоставить в отдел кадров необходимый перечень документов и справок.

В следующем раунде отбора конкурсная комиссия проводит оценку представленных кандидатур. В первую очередь оцениваются предоставленные документы, подтверждающие соответствующее образование кандидата, опыт работы на гражданской службе, иная трудовая деятельность. Также среди конкурсных процедур могут применяться собеседования, анкетирование, тестирование либо написание реферата.

После завершения конкурса члены комиссии голосуют за всех кандидатов. Побеждает тот, кто наберет максимум голосов. В случае отказа от назначения на должность, кандидата могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к его резюме, когда освободится соответствующая вакансия.

Эта служба привлекает не только престижностью работы, но и достаточно высокой заработанной платой. В и ведомствах она в среднем составляет около 100 тысяч рублей.

Максимальный средний доход наблюдается у сотрудников президентской администрации. Он превышает 220 тысяч рублей. В аппарате правительства зарплата почти достигает отметки в 200 тысяч рублей.

При этом в большинстве федеральных министерств, агентств и служб средний уровень заработанной платы составляет около 60 тысяч рублей.

Помимо оклада, служащим полагаются всевозможные надбавки. С получением определенного стажа за выслугу лет, а также за особые условия, за работу со сведениями, содержащими государственную тайну, а также премии.