Хатха йога для начинающих в домашних условиях шаг за шагом. Хатха-йога — описание направления

Согласно древнеиндийским легендам, асаны в незапамятные времена подарил людям бог Шива. Он продемонстрировал мудрецам 84000 поз сохранения молодости и здоровья. До наших дней дошли около 840 асан. Но в комплексах их, как правило, подбирают 10 - 12, редко 15. Считается, что этого числа достаточно как по количеству, так и по разнообразию.

Асаны выполняются на трех уровнях. Первый уровень - это когда асана выполняется без нагрузки ощущений, это уровень акробатический. Второй уровень - это когда асаны освоены и здесь, выполняя их, ученик начинает прогревать тело. Этому способствуют подготовительные упражнения первой ступени «концентрации на теле». И третий уровень, когда в прогретых зонах человек запускает циркуляцию внутренней биоэнергии, тут наступает настоящее действие асан на тело. С этого только момента начинается занятие Хатха-йогой в подлинном ее смысле.

В данном случае мы будем рассматривать выполнение асан на всех уровнях сразу. Более того, первый и второй уровень исполнения лучше объединить, так, как это делают в некоторых школах для удобства изучающих. На третьем уровне выполнения асан необходимо работать с Чакрами.

Для удобства работы первые два уровня выполнения асан объединены под общим названием «подготовительный» вариант. Третий уровень назовем «энергетическим». Заниматься асанами лучше утром или вечером, но если нет такой возможности, можно это делать в любое время. Единственное правило, которое следует строго соблюдать, это выполнение асан за 30 минут до еды, но не менее чем через два часа после еды. Выполнять асаны на жестком полу нельзя, так как будут возникать неприятные ощущения, которые обычно отвлекают сознание, и человеку трудно создавать яркие образные представления, которые необходимы для хорошей энергетической работы в позах. Поэтому асаны лучше всего выполнять на мягком коврике или спортивном мате.

Подготовка к асанам – Концентрация на теле

На первых занятиях ученики начинали знакомиться с собственным телом на уровне телесных ощущений. Для того, чтобы успешно работать со своим телом, его следует досконально изучить не только теоретически, но прочувствовать на уровне внутренних ощущений.

Первое упражнение. Концентрация на теле. Выполняется оно так. Сесть в удобное положение на стул или в кресло, можно просто на коврик в позе со скрещенными ногами, можно даже лечь. Затем нужно смотреть прямо перед собой расфокусированным взглядом, то есть ни один из окружающих предметов не должен быть четко виден. Взгляд просто смотрит в никуда. В это время происходит отключение от окружающей обстановки. Расслабившись, переводим свое внимание на наше тело, начинаем ощущать его. Здесь следует твердо уяснить себе, что ни в коем случае нельзя тело нагружать какими бы то ни было ощущениями. Не надо вызывать ни тепло, ни тяжесть. Это различные формы аутотренинга, которые в данном случае нам не подходят.

Так вот, начав ощущать тело, делаем это пассивно, сидим и просто воспринимаем импульсы, идущие из тела. Затем переводим внимание на стопу правой ноги. Все наше внимание теперь воспринимает только импульсы, идущие от стопы. Ощущаем все энергетические пятна, возникающие в стопе, покалывания, тепло или холод, форму этих ощущений, тяжесть, приятность или дискомфорт. Только ощущаем, но ничего не изменяем. Время выполнения 3–5 минут, делать это упражнение нужно 5–7 дней.

Второе упражнение. Выполняется так же, как и предыдущее, только после того, как вы достигли устойчивого ощущения стопы, нужно мысленно разделить ногу на три части и воспринимать поочередно ступню, икру, бедро. При переходе внимания с одной зоны на другую ощущение от предыдущей должно пропадать. Воспринимать в своих ощущениях только очень узкий участок ноги. Три дня проработать с одной ногой, затем столько же о другой. Затем три дня проработать одновременно с обеими ногами. Например, воспринимать только ступни или только бедра. К тому же нужно помнить, что чем меньше участок восприятия и четче очерчен рисунок или форма, тем больше пользы от этого упражнения.

Третье упражнение. Теперь восприятие переносится только на руки. Рука делится тоже на три части: ладонь, предплечье, плечо. Три дня прорабатывается правая рука, три дня - левая, затем три дня обе руки одновременно.

Четвертое упражнение. Все выполняется, как и в предыдущих упражнениях, но только нужно ощущать все четыре конечности, и что очень важно, постараться воспринимать ладони и ступни как единое целое. То есть внимание не перескакивает с одной части тела на другую, а воспринимает их одновременно. Вся ценность упражнения заключается в едином восприятии. Выполнять 3–5 минут, причем это должно быть чистое время восприятия, не прерываемое ни на секунду. Если внимание ушло с какой-либо части тела, все надо начинать заново. Выполнять 5–7 дней.

Пятое упражнение. Выполнять как и предыдущее, но с той лишь разницей, что в первый день следует медленно проходить волной по телу снизу вверх и обратно. Голову вначале не затрагивать. Во второй день нужно сосредоточиться в восприятии от тела только ощущения тепла, сначала только от ног, затем от рук, и на третий день от рук и ног одновременно. Выполняется упражнение 3–5 минут в течение 5–7 дней.

Шестое упражнение. Принять удобное положение, как всегда расслабиться, а затем найти и зафиксировать вниманием самый теплый участок на правой ладони, затем усилить и перенести выше по руке. Передвигая таким образом этот участок до плеча, вернуться назад на ладонь. Затем, когда это будет хорошо получаться, путь следует изменить с правой ладони до правого плеча, затем пройтись по груди до левого плеча и опуститься до левой ладони. Затем погасить тепло на левой ладони. На это упражнение нужно затратить 7–9 дней.

Седьмое упражнение. Выполнять желательно сидя. Руки положить на колени, можно ладонями вверх, расслабить, почувствовать тепло и, усилив его, перегнать в левую ладонь, затем из левой ладони, не теряя ощущения тепла, перегнать его назад в правую ладонь, снова в левую, в правую и так несколько раз. Затем изменить маршрут, из правой ладони тепло перегнать в левую ступню, из левой ступни поднять его до пупка и опустить в правую ступню, из нее перегнать в левую ладонь. Повторить так несколько раз. Потом, добившись четкого ощущения, маршруты перегонки тепла можно варьировать произвольно. Можно прогревать внутренние органы; единственное, что следует учесть при работе с участками головного мозга - необходимо соблюдать осторожность.

Восьмое упражнение. И в завершение нужно научиться нагревать обе руки одновременно до плеч, а также одновременно снижать нагрев. Эти упражнения дают человеку возможность управлять биотоками тела, контролировать сосудистый тонус и скорость кровообращения в загруженных участках тела.

Заключительное упражнение. На подготовительной стадии ученик выполнял еще одно очень важное упражнение. Суть его заключалась в том, чтобы на ментальном плане сформировать волевой центр личности. Обычно неподготовленный человек, думая о чем-нибудь, целиком погружается в процесс мышления, и в эти минуты теряет ощущение собственного «Я». При практике медитации потеря волевого центра личности, или ощущения «Я» человека, приводит к тому, что человек вместо созерцания погружается в сон. Это недопустимо, так как медитация - это, наоборот, высокая активность психики человека, его воли, но никак не сноподобное инертное состояние сознания.

Упражнение такое: нужно сосредоточить внимание на каком-либо объекте, либо на конкретном образе, а затем думать о чем угодно, но не выпускать из внимания выбранный объект. Объект может быть как на теле человека, так и в окружающем мире. Например, почувствовать кончик носа, а лучше кончик языка, зафиксировать внимание на этом ощущении, а затем отпустить процесс мышления. Смотреть на окружающий мир со стороны, четко ощущая объект концентрации внимания. Можно думать о чем угодно, но не выпускать из сознания объект сосредоточения. На этом подготовительная стадия завершается.

Теперь переходим непосредственно к упражнениям. Приведенный ниже комплекс асан подобран таким образом, что он практически прорабатывает все важные для ученика энергетические каркасы тела.

Хатха йога - Комплекс асан для начинающих

Сесть на коврик, ноги скрестить, как показано на рисунке, руки положить на колени. Дыхание произвольное. Сознание направить внутрь тел. Затем тело наклонить вперед, руки на пол.

Подготовительный вариант: ощущение тепла начинается с кончиков пальцев, затем ладони, тепло поднимается к локтям и до плеч, по спине до крестца и в район таза. Тепло вязко наполняет ткани таза, кости, мышцы, суставы. Связки размягчаются. Нужно вызвать ощущение расплавленного воска или пластилина. Тело должно «мягко размягчаться». Эти ощущения потом, по мере практики станут у вас довольно четкими, оформленными.

Энергетический: ощутить, что вы сидите не на полу, а на голой земле. Особенно важно ощущать в воображении под ладонями мягкую землю. Энергия идет от земли по ладоням, течет до плеч, затем по боковой поверхности плеч, низу живота, промежности и собирается в первый центр Муладхару, находящийся в крестце. Второй поток течет из макушки, центр Сахасрара, затем поток идет по затылку, спине, и тоже вливается в Муладхару. Здесь оба потока уплотняются и образуют ярко-красный, плотный горячий шар.

Психологическое ощущение: человек ощущает себя Учеником перед своим Наставником.

Подготовительный вариант: сесть на колени, расположив их на ковре на ширину плеч, затем сесть ягодицами на ковер. После, опираясь на локти постараться лечь на пол. Если вначале это не удается, можно разогреваться в достигнутом положении. Но, переходя на энергоработу, лечь на коврик полностью всей спиной обязательно. Ладони положить на ступни. Надо напомнить, что во всех позах тепло нужно вызывать только в форме расплавленного воска или пластилина. Это очень важная особенность в упражнениях. Тепло, рождающееся в ступнях, идет по наружной стороне ног, коленей, по растянутой стороне бедер, в низ живота, затем к груди, в районе ключиц потоки раздваиваются, идут к плечам, и по руке выходят на ладони. Далее тепло снова переходит в ступню и снова по указанному маршруту, усиливаясь по ощущениям.

Энергетический: вначале убрать ладони со ступней и положить их на пол рядом. Энергия идет от земли по кончикам пальцев ног, наполняет ступню, поток идет до колен, по бедрам к ягодицам и вливается в Муладхару. От ладоней прана течет к плечам, по груди, к низу живота, в промежность и тоже в Муладхару. Здесь оба потока свертываются в жгут и горячим потоком энергия поднимается по центру позвоночника в точку между бровей, где и накапливается тепло.

Психологическое ощущение: чувствовать себя набирающим Силу от Земли.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить левую ступню под правое бедро, правую ступню поставить снаружи левого колена. Левую руку ладонью положить на правую ступню. Правую руку, развернув корпус, поставить на пол. Тепло, возникшее в ладонях, поднять до уровня шеи, и затем заставить стекать вниз по позвоночнику, как по стволу дерева, до крестца, где его и надо накапливать.

Энергетический: прана входит сверху в голову через Сахасару, затем стекает вниз по спирали, вокруг позвоночника, в первый центр - Муладхару. Если корпус развернут вправо, то есть правая рука стоит сзади, спираль по часовой стрелке, если влево, то против.

Психологическое ощущение: ощущение мягкости, свободы, которую получает позвоночник. Выполнять 2–3 минуты в каждую сторону.

Подготовительный вариант: лечь на живот, ладони положить у плеч, затем, выпрямляя руки, принять позу змеи. Тепло со ступней по задней поверхности ног через ягодицы, по обеим сторонам позвоночника доходит до шеи, а здесь тепло, погружаясь внутрь тела, стекает по позвоночнику назад в Муладхару.

Энергетический: прана тянется из точки на темени, по затылку к шее, далее погружается внутрь и выходит на переднюю поверхность груди, в низ живота, промежность, крестец, вверх по спине до шеи погружается в горло, выходит на переднюю поверхность шеи, идет по лицу, лоб, темя, опять по маршруту все сначала. Если смотреть в профиль, то формируется восьмерка с точкой пересечения в центре Вишудха.

Психологическое ощущение: почувствовать ощущение пробуждения ото сна, оцепенения и т. п. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки положить за голову, ноги поднять и завести тоже за голову, как на рисунке. Тепло от ступней в крестец, Муладхару и дальше вдоль позвоночника до шеи. Тепло от рук тоже накапливается в районе шеи.

Энергетический: прана от ступней течет в Муладхару. От ладоней также энергия идет по боковой поверхности туловища в крестец, Муладхару, затем, объединившись в один поток, прана идет по позвоночнику в точку между бровей. Из Сахасрары энергия также движется внутрь головы, после в точку между бровей. Здесь сила и фиксируется.

Психологическое ощущение: почувствовать вливание энергии в позвоночник.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки поставить на поясницу и, подняв ноги, принять позу как показано на рисунке. Тепло от ступней по передней поверхности ног перемещается до шеи, здесь часть тепла идет к плечам и в ладони.

Энергетический: поток энергии из ступней по задней поверхности ног движется в Муладхару, по спине в шею, затем выходит на переднюю поверхность шеи, далее на лицо, темя, затылок, опять сзади в шею, затем на грудь, низ живота, крестец и опять по спине вниз, по известному уже маршруту.

Психологическое ощущение: почувствовать себя пламенем свечи. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на живот, захватить руками лодыжки ног, вдохнуть воздух и прогнуться. В момент фиксации позы дыхание поверхностное. Тепло возникает в ступнях, затем идет к коленям, по передней поверхности бедер, низу живота, по бокам туловища к плечам, через ключицы поток переходит спину и стекает в район крестца.

Энергетический: прана от ступней по задней поверхности ног течет в Муладхару, далее во второй центр Свадхистану. Из темени энергия течет в шею, здесь раздваивается, первый поток идет по спине до Свадхистаны, второй из шеи по груди, до низа живота и в точке на 3–4 пальца ниже пупка погружается тонким потоком внутрь тела и идет к Свадхистане.

Психологическое ощущение: нужно вызвать чувство возрастания внутренней силы.

Подготовительный вариант: встать на колени, ладони на пол, пальцами назад, корпусом наклониться вперед и принять позу, изображенную на рисунке. Тепло от ступней разливается до макушки, заполняя тело как фору, затем от плеч тепло идет в центр ладоней, где уплотняется, вызывая ощущения увеличивающейся внутренней Силы.

Энергетический: энергия из темени течет по обеим сторонам головы, обходя уши сзади до шеи, здесь потоки объединяются в широкое кольцо вокруг шеи, после этого в сторону ног идут два потока, один по спине в Муладхару, другой по груди, животу также идет в Муладхару. Встретившись в первом центре оба потока скручиваются в жгут, или можно просто их слить, и уже этот поток стрелой идет по центру позвоночника в середину головного мозга, где и накапливается (район третьего глаза).

Психологическое ощущение: чувство летящей стрелы в центре позвоночника. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: встать на колени, пальцы в замок, руки положить на ковер, голову верхней частью затылка положить на пальцы, поднять ноги и выпрямить тело. Людям, страдающим сосудистой дистонией, разучивать асану нужно крайне осторожно. Тепло от ступней стекает по обеим сторонам тела до горла, затем часть тепла уходит в ладони, а небольшая часть в голову в район темени.

Энергетический: прана пошла от ступней по задней поверхности ног, затем по спине к затылку, темени, поднимаясь по лицу, верху груди, низу живота, затем прана идет в Муладхару, из которой вниз по центру позвоночника в район Сахасрары, где и накапливается.

Психологическое ощущение: почувствуйте себя гигантом, удерживающим на своей голове землю. Выполнять от 30 секунд до 3 минут.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро согласно рисунку. Затем, расслабившись, погрузить свое внимание вглубь тела.

Энергетический: ощутить внутри тела энергорисунок первой асаны «Йога-мудра». Вначале, может быть, он будет слабый, но затем по мере занятий ощущение усилится. Его надо довести до максимально возможного, а затем убрать, как бы размыть. В первый день можно поработать с одним ощущением. При следующем занятии можно посте размывки первого энергетического ощущения вызвать второе, от Ваджрасаны, затем добавлять еще и еще, пока за один подход не пройдут ощущения всех вышеперечисленных асан. Выполнять 15–20 минут.

Второй, или совершенный, этап. Этот вариант асаны выполняется тогда, когда уже человек освоил Дхарану, концентрацию и способен строить в своем энергополе объемные голограммы, по которым циркулирует энергия. Упражнение выполняется так: приняв позу Лотоса и погрузив сознание вглубь тела, нужно вызвать в энергополе, или, в астральном теле, ощущение энергокаркаса первой асаны данного комплекса, затем вызвать ощущение циркуляции энергии по энергокаркасу второй асаны нашего комплекса, позы молнии, затем эти контуры надо объединить между собой и заставить гармонично циркулировать по ним прану.

Сейчас, возможно, трудно понять весь механизм работы, но когда вы научитесь работать с энергией тела, вам многое станет ясно в данном взаимодействии энергокаркасов. Так вот, кода вы объедините работу двух асан сразу, можно добавить рисунок циркуляции энергии и в третьей, четвертой и т. д., весь предыдущий комплекс сложить в один цельный акт. В этот момент на человеческое тело действуют все асаны комплекса. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются сверхнормальные психические способности, резервные силы организма, экстрасенсорика, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и т. д.

Лечь на спину, расслабиться. Дыхание медленное, равномерное, сознание погружаем внутрь тела, расслабляем мышцы и начинаем ощущать, как тело разбухает, наполняется вибрирующими микрочастицами, которые, циркулируя в теле, начинают растворять кости, мышцы, ткани тела, пока не останется ощущения, что тело превратилось в тоненький пленочный каркас, состоящий из кожи и наполненный энергией, свободно циркулирующей внутри. Это, по сути, и есть астральное тело человека. Происходит перенос внимания с физического на астральное тело, которое становится необычайно легким, и может возникнуть ощущение отрыва астрального тела от физического и парение его в воздухе. Чтобы вернуться в обычное состояние, ученик должен либо вызвать в себе ощущение пробуждения ото сна, либо нагрузить себя грубыми ощущениями физического тела, т.е. постараться вспомнить эти чувства.

Психологическое ощущение: человек, находясь в таком состоянии, чувствует себя промытым солнечными токами, обновленным, наполненным солнечной энергией.

Терапевтический эффект

Терапевтические эффекты этой древней практики огромны. Асаны помогают не только укрепить мышцы тела, растянуть позвоночник, увеличить подвижность в суставах, но и успокаивают суетность сознания, наполняют тело энергией, учат наблюдательности, помогают сохранить равновесие и концентрацию. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются скрытые психические способности, резервные силы организма, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и многое другое.

Общеизвестно, что название «йога» применимо к любому занятию, направленному на достижение гармонии и согласия с собой. Однако именно хатха-йогу считают начальной ступенью на пути познания своих возможностей и внутренних потоков энергии.

Первый мастер

Хатха-йога имеет богатую историю, которая корнями своими уходит в глубокую древность и насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первым мастером хатха-йоги был легендарный Сватварама , который жил в Индии еще на рубеже XV и XVI веков.

Большой интерес представляет название «хатха-йога». Оно состоит из слога «ха», что в переводе с санскрита означает «активная энергия, вдох». Вместе с тем, другая часть – слово «тха» ? в переводе с того же санскрита означает «луна». Этимология раскрывает перед нами главную задачу хатха-йоги , которая заключается в достижении баланса между луной и солнцем, расслаблением и активностью.

Другими словами, занятия хатха-йогой помогают человеку становиться жизнерадостным и бодрым, но не напряженным; спокойным и созерцательным, но не ленивым и апатичным.

Знаменитый йог Рамачарака, живший в 1862?1932 годах, в беседах со своими последователями обращал их внимание на то, что заниматься хатха-йогой, игнорируя при этом ее философский подтекст, нельзя. Иначе говоря, здоровье ради здоровья не является целью практики хатха-йоги.

Система хатха-йоги

Система хатха-йоги состоит из четырех основных групп активных практик. Это: мудра, шаткрийя, пранаяма, асана . Занятия требуют от человек четкого следования заповедям, помогающим человеку попасть на новый уровень духовной чистоты. Достижение единства с Высшим требует от человека соблюдения строгой дисциплины.

В практике хатха-йоги акцент сделан на выполнении, главным образом, статических поз, позволяющем поддерживать здоровье позвоночника и суставов. При этом уникальной особенностью йоги является стимулирующее воздействие на гормональные железы, а также массаж внутренних органов. Физические упражнения здесь дополняются методиками очищения внутренних органов и правильным питанием.

Мифов и расхожих заблуждений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции.

Чем она только ни представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной «испорченности»: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена. Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно-ориентированной, другая - собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек. Происходило все это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и ее теорию, я смог расставить вещи по местам.

Разберемся с терминами

В первую очередь, когда у нас произносят слово «йога», то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам). Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как «Хатха-Йога Прадипика», «Йога-Васиштха» и «Йога-Сутры».

Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых - это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с «индийским» интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается «настоящей духовной йогой».

На самом деле, асаны - это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

  • Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.
  • Оптимизация дыхания во время занятий и через это - в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги - всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счет брюшного или полного дыхания, а также известного многим «дыхания Уджайи», ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.
  • Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням - пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

Коллекция заблуждений

Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые мешают нам понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространенных мнения, хотя их намного больше. Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе Андрея Сидерского . Второй - когда съездил в Индию. Третий в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

Миф № 1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий - это еще не йога.

На самом деле, все зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания - это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать в положение и продышать его - значит выполнить это положение.

Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нем и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать - и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит. Дыхание немедленно собьется и вы потеряете равновесие. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). Асана - это ключ ко всей хатха-йоге.

Миф № 2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать в Индию.

В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная - индусам просто не приходит в голову, что белый человек не может с рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме, как раз «благодаря» своей методике занятий. Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь их систематизировать и осмыслять.

Чтобы раскладывать систему по полочкам, к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

Миф № 3. В йоге не должно быть усилия.

Усилие без насилия - любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, в этом положении не происходит работы тела. В некоторых интенсивных методиках, например, в той же йоге23, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учетом дыхания и определенных последовательностей, в которых выполняются упражнения. На таких занятиях сильно устаешь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль - это значит, что в данный момент вы что-то себе травмируете.

Глубина практики

Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки. В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма - например, метроном или собственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символика - это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.


Фото: Таисия Ельцина

Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых «эзотеричных» преподавателей, так же как от «фитнес-тренеров», предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу. Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить - источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать все безоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана - она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени - самадхи (просветление).

Термин "Хатха" имеет глубокий философский смысл: "Ха" — Солнце (мужское начало), "Тха" — Луна (женское начало). Йога на санскрите означает "союз", "единение". Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.

Занятие по хатха-йоге включает в себя:

Асаны (позы), помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
пранаямы (дыхательные упражнения), которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
концентрацию внимания, помогающую успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
медитацию (расслабление, релаксацию), дающую возможность услышать себя "настоящего".

Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. При выполнении упражнений хатха-йоги учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также точку/место в теле, куда должна быть направлена концентрация внимания.

Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане, должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером.

Уникальной особенностью методики хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы позволяет поддерживать эмоции в балансе, что в свою очередь способствует позитивному восприятию мира. Йоги считают, что болезни являются следствием неправильного распределения жизненной энергии в организме (праны), а выполнение асан (как и выполнение одних лишь пранаям) ведёт к правильному течению праны в организме, что и является способом излечивать болезни, как физического плана так и психического. В дополнение к физическим упражнениям хатха-йога включает также методы очищения организма и устанавливает принципы здорового питания.

Необходимо отметить, что заниматься хатха-йогой может каждый. Ограничений по возрасту и здоровью нет. Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, используя скрытые резервы собственного организма, и своими силами добиться исцеления, красоты и молодости тела. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы и напряжение. Хатха-йога — это искусство полноценного отдыха и расслабления всего организма, поскольку только в расслабленном состоянии к нам приходит покой ума.

Практика асан важна на этом пути. Необходимо знать для чего мы практикуем, и понимать, что в любой асане даже самой простой, как и во всем в жизни заложен смысл.

На занятии мы осваиваем базовую программу: позы стоя, которые делают тело сильнее, улучшают осанку и гибкость, позы на укрепление спины, ног и рук, прогибы назад, наклоны и скрутки. Освоение перевернутых поз способствует омоложению организма, регулирует работу эндокринной системы и повышает иммунитет, дает эмоциональное равновесие.

В результате освоения базовой программы Вы улучшаете свое здоровье, избавляясь от боли в теле. Кроме того, учитесь через практику осозновать каждую часть вашего тела и все тело как единое целое.

Переход на следующий уровень обусловлен Вашими индивидуальными особенностями и регулярностью практики.

Основой всего философского учения йоги является хатха йога. Без познания и освоения этой практики не получится перейти на следующую ступень саморазвития и самопознания. Направленная на подготовку тела, которое по древнему учению считается обителью духа, эта практика основана на сочетании правильного дыхания, питания, медитаций, водных процедур и особых асан. Чтобы понять, подходит ли вам философия богов для оздоровления тела и укрепления духа, нужно сначала познать науку хатха йоги. Она позволит проникнуться древнейшими знаниями и постепенно научиться развивать свое тело, чтобы научиться управлять своим разумом и жить в гармонии с окружающим миром. Познакомиться с направлением хатха йога для начинающих можно, прочитав эту публикацию.

Популярные в последнее время упражнения хатха йоги для новичков – самый простой и доступный способ саморазвития, позволяющего управлять всеми каналами, по которым движется внутренняя энергия. После него можно практиковать хатха йога средний уровень, повышая свои навыки совершенствования.

Для многих удивительным может быть тот факт, что учение хатха йоги стало основополагающей системой многих современных методик. Заложенный в названии практики смысл отражает ее предназначение. Если говорить о том, что это такое, то «хатха» означает «натяжение, интенсивность, усилие», а «йога» — «единение, связь». Обратившись к санскриту, можно увидеть, что в переводе «ха» (солнце) и «тха» (луна) означают объединение двух противоположностей, которые образуют наполненный энергией сосуд.

Это подтверждают основные принципы учения. Система хахта йоги рассматривает тело человека, как энергетическую систему из 13 каналов, по которым непрерывно циркулирует 10 разных энергетических потоков. Следовательно, занятия этой практикой предоставляют человеку возможность научиться управлять энергетическими потоками и приблизиться к самопознанию.

Основу хатха йоги составляют три главных компонента:

  • Асаны (то есть ).
  • (правильное дыхание, синхронизируемое с асанами).
  • (для развития самоконтроля).

Если же говорить о физиологическом (терапевтическом) аспекте и что она дает практикующему, то занятия по этой методике демонстрируют отличный оздоровительный эффект. Помимо благоприятного воздействия на опорно-двигательный аппарат организма, комплекс асан хатха йоги:

  • Улучшает функционирование пищеварительной системы, эндокринной и сердечно-сосудистой;
  • Стимулирует кровоснабжение спинного и головного мозга, дыхательной системы;
  • Повышает физические показатели организма (гибкость, пластичность, ловкость);
  • Релаксирует, отлично снимая усталость и поднимая настроение;
  • Обеспечивает приток жизненных сил.

Как можно увидеть, польза этой практики для человеческого тела огромная. Оказывая комплексное благотворное влияние на организм, эта система асан с синхронизированным дыханием помогает справиться с различными заболеваниями, одновременно учиться самообладанию и приобретать гармонию. Однако, изучая это направление йоги, не стоит забывать о том, что данная система – всего лишь часть огромного древнего учения, которая выступает промежуточной частью между началом познания учения и достижением ее вершин.

Поняв, что представляет собой данная методика, можно приступать к подготовке непосредственно к занятиям.

С чего следует начинать?

Перед тем, как приступить к занятиям в домашних условиях или под руководством профессионального инструктора, следует ознакомиться с главными принципами практики:

  • Подходящее время для тренировок. Идеальным для выполнения комплекса асан хатха йоги считается утреннее время – с 5 до 7 часов. Выполненный до восхода солнца утренний комплекс помогает взбодриться, настроиться на рабочий день и зарядиться позитивной энергией. Для начинающих практиков подойдут и . По вечерам, после активных физических нагрузок, занятия йогой смогут дать человеку необходимую для расслабления энергию. После выполнения асан человек получает умиротворение, настраивается на ночной отдых и, в результате, просыпается с утра полным сил. Взяв за основу время, когда вам будет удобнее практиковать, следует сформировать индивидуальный комплекс упражнений.
  • Особенности приема пищи. Не рекомендуется практиковать занятий йогой на сытый желудок. Будет лучше, если между приемом пищи и началом тренировки пройдет не меньше 2-х часов. После занятий можно кушать спустя 30 минут.
  • Обстановка и одежда. При возможности заниматься хатха йогой лучше на свежем воздухе. Если же такой возможности у практикующего нет, стоит предварительно перед занятием проветрить помещение. Пока проветривается комната, следует выключить все приборы, шум от которых может отвлекать вас от тренировки (телефон, телевизор, компьютер, дверной звонок). Что касается , то стоит отдать предпочтение вещам, которые не будут стеснять движений. Заниматься йогой лучше босиком.
  • Водные процедуры. Минут за 10-20 до тренировки необходимо принять контрастный душ. Эта процедура поможет взбодриться и подготовить организм к предстоящему занятию. По окончании сеанса тоже не помещает искупнуться. Полезным считается после тренировки прохладный душ или обтирание смоченным в холодной воде полотенцем.
  • Особенности асан. Существует огромное множество асан в йоге. Но хатха йога допускает новичкам практиковать около двух десятков упражнений, позволяющих осуществить переход на следующий уровень. Они совмещают асаны и равномерное дыхание. Полная концентрация во время выполнения асан позволяет медитировать, овладевая техникой самоконтроля. Кроме того, нужна правильная последовательность асан. Хатха йога предусматривает выполнение упражнений сверху вниз. То есть, в начале занятия выполняются асаны стоя, после них следуют асаны в положении сидя, в завершение – лежа. Хатха йога дыхательные упражнения выполняются при условии носового дыхания. Вдохи должны быть глубокими, а сам темп вдохов-выдохов – размеренным.

При условии выполнения этих требований польза от хатха йоги будет огромной. Уже через несколько сеансов вы сможете почувствовать прилив жизненных сил, улучшение самочувствия и свободу от негативных мыслей. Правильный подход к занятиям йогой обеспечит расслабление и укрепление мышц, омоложение организма, а также позволит достичь полного самоконтроля над самочувствием и сознанием.

Нужно отметить, что многие используют йога упражнения для релаксации и похудения. Бесспорно, что хатха йога средний уровень позволит создать красивое рельефное тело быстрее, чем диетическое питание без спорта. Тем более что такая практика безопасна и подходит для людей разных возрастов. Ее рекомендуют даже детям.

Кому стоит воздержаться от практики?

Несмотря на то, что польза от занятий хатха йогой настолько велика, при неправильном подходе она может нанести вред человеческому организму. Поэтому прежде, чем практиковать комплекс хатха йога, следует узнать его противопоказания.

Ограничениями для занятий по этой системе являются:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • пониженное или повышенное давление;
  • период обострения заболеваний;
  • нервные и эмоциональные истощения.

Не рекомендуется практиковать направление хатха йоги тем, кто длительное время пребывал на жаре. Лучше приступать к выполнению асан йоги после того, как тело наберется сил и отдохнет. Также не стоит совмещать практику с другими видами спорта. При желании, йогу и спорт можно чередовать, выполнив утренний комплекс йоги, а вечером отправившись в фитнес клуб или тренажерный зал.

Тренировка для новичков

Познакомившись с основными принципами практики и поняв, и что может давать практикующему, можно после подготовки приступать к выполнению . Самые первые позы хатха йога для начинающих представляют собой более десятка асан, которые достаточно освоить человеку для перехода на новый уровень.

Итак, самые первые позы хатха йоги.

Поза дерева (Врикшасана)

Исходная позиция – стоя ровно с прямой спиной. Из и.п. поднимайте колено, сгибая всю ногу, поставив стопу на бедро другой ноги. Начинающим разрешается помогать себе руками. Удерживая равновесие, поднимите руки с соединенными ладонями вверх, чтобы получилась поза, как на фото. Дыхание должно быть плавным и равномерным. В верхней точке следует задержаться на 10-20 секунд. После этого можно медленно вернуться в и.п. и поменять ноги.

Поза переплетения рук и ног (Гарудасана)

И.п. – то же, что и в предыдущем случае. Подняв одну ногу, ее нужно переплести с другой, слегка подогнутой в колене. Руки тоже переплетаются между собой на уровне груди, как это показано на фото. Эта асана рассчитана на средний уровень хатха йоги, выполняется в более сложном варианте, когда в таком положении практикующий полностью приседает на одной ноге.

Поза воина (Вирабхадрасана)

И.п. – то же. Поднимая одну ногу и отводя ее назад, наклоняйте туловище вперед и выносите перед собой соединенные ладонями руки, как на следующем фото. Пребывая в асане около 20-30 секунд, можно вернуться в и.п., продолжив упражнение другой ногой.

Поза «руки к ногам» (Падангуштхасана)

И.п. – то же, но с ногами на ширине плеч. Медленно наклоняя корпус вниз с ровной спиной, следует тянуться лбом к коленям, одновременно обхватив ноги сзади руками, как на фото. В этой асане нужно задержаться на 10-30 секунд, после чего можно вернуться в и.п.

Поза «половинный полулотос» (Ардха мукха падмасана)

И.п. – сидя на коврике на ягодицах одну ногу притягиваем к себе, сгибая в колене, в то время как другая остается вытянутой и прямой (см. фото). Посидев так, равномерно дыша, в течение 20-30 секунд, меняйте ногу.

Поза «коровьей головы» (Гомукхасана)

И.п. – сидя на согнутых в коленях ногах, чтобы ягодицы размещались над устремленными вверх стопами. Заводя одну руку назад снизу, а другую – из-за головы, соедините пальцы, как это показано на очередном фото. Удерживая спину ровной, остаемся в асане 10-30 секунд, затем меняем руки.


Полные видео-уроки с асанами хатха йоги для новичков без труда можно найти в сети. Руководствуясь видео-инструкциями, можно познать собственное тело, очистить разум, овладеть практикой самоконтроля и перейти на следующий этап – т.е. средний уровень хатха йоги, который предоставит возможность практикующему развивать свой ум и научиться полной концентрации внимания.