Игра по лабиринтам права ко дню конституции. Интеллектуальная игра, посвященная дню конституции рф. Сказка ложь, да в ней намек…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.МУТНЫЙ МАТЕРИК
«ШÖР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН I Н МУТНÖЙ МАТЕРИК СИКТ
Творческая работа

Интеллектуальная игра

«Конституция Российской Федерации»

Исполнитель:

Канева Галина Сергеевна

учитель русского языка и литературы, истории и обществознания
169729, РК, г.Усинск, с.Мутный Материк, ул.Лесная, д.37,

Тел.88214434-360

Мутный Материк

Интеллектуальная игра «Конституция РФ»

Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.

1.Воспитывать уважение и гордость к основному закону страны-Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2.Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство ответственности за свою страну.

3. Расширение кругозора

3.Способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к символам РФ и РК (Республики Коми).

4. Способствовать формированию умения- полученные на уроках права, обществознания знания, применять на практике, в конкретных ситуациях.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. Развивать интерес к истории России.

Форма проведения: игра-конкурс.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия:

1.Сначала звучит гимн РФ.

2. Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции. 12 декабря Россия отмечает День Конституции - Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.

Каждый гражданин должен знать конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра поможет вам в этом. Класс делится на две группы. Во время игры работает жюри- учителя. В конце игры мы посмотрим презентацию учащегося 11 класса Канева Степана. Презентация посвящена символам Государственности РФ и РК.

Команды сформированы, выбраны капитаны команд. Итак, мы начинаем нашу игру.

1-й тайм «Разминка». Я буду задавать вопросы по очереди командам, команды должны дать правильный ответ, если команда не даёт ответа, то право ответить имеет другая команда. Итак, начинаем. За каждый правильный ответ-1 балл.

1.Сколько конституций принято в нашей стране? (5)

2.Когда принята первая конституция? (1918г.)

4. Что означает слово «конституция»?

5.Полное название нашей страны? ((В статье 1 Конституции записано: «Российская Федерация – Россия)

6. Что означает слово «федерация»? («Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз»).

7. Какие символы государства вы знаете? (Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

8.Как называется верхняя палата парламента? (Совет Федерации).

9. Как называется нижняя палата парламента? (Государственная Дума).

10.Какая форма правления в РФ? (Президентская Республика).

11. Кто является Верховным Главнокомандующим? (Президент).

12.На сколько лет избирается президент? (6).

13.Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы баллотироваться в президенты? (10)

14. Почему Конституция называется основным законом государства? (обладает высшей юридической силой).

2 тайм «Вставьте пропущенное слово» (Командам выдаются листочки, в которых написаны фразы с пропущенными словами. Команды должны вставить пропущенные слова и дать листочки жюри для подведения итогов). На выполнение задания даётся 5 минут.

1). Какое слово пропущено во фразах:

1. Главная цель Конституции РФ - соблюдение и защита…и …человека. (прав и свобод).

2. Судьи Конституционного Суда утверждаются…(Советом Федерации).

3. Федеральное Собрание - …орган (законодательный).

4. Какой государственный орган РФ разрабатывает государственный бюджет и обеспечивает его исполнение? (правительство).

5. В состав РФ входит…республик. Сколько? (21)

2). Какое слово пропущено во фразах:

1. Конституция 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Это предполагает… (обеспечение достойной жизни граждан).

2. Из скольких судей состоит Конституционный Суд? (19)

3.Согласно Конституции РФ… определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Кто? (президент).

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является….(народ).

5. С какого момента своей жизни человек обладает гражданством? (с рождения).

3 тайм «Конкурс капитанов». Представьте, что капитан вашей команды – кандидат в президенты России. Составьте его предвыборную программу. На выполнение задания даётся 6 минут.(приложение 1)

4. тайм «Конкурс «Анаграммы». Команды получают листы с анаграммами (слова с перепутанными буквами). Задание командам – необходимо за максимально короткое время переставить буквы так, чтобы получилось слово. Команда, которая быстрее всех выполнит задание, получит 10 баллов.

Ранжгидан (гражданин)

Зоакн (закон)

Дентизрпе (президент)

Вессоть (совесть)

Женуваие (уважение)

Иткиолпа (политика)

Втосоещб (общество)

Яартип (партия)

Ьелриатзби (избиратель)

Орыбвы (выборы)

5 тайм «Мои права и обязанности»

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Всем известно, что знать Конституцию должны все граждане страны. Каждый член команды должен назвать какое право он имеет. Условие: не повторяться. (Как команды выполнили задание, ведущий:

Ребята, посмотрите на таблицу, какие права и обязанности граждан нашей страны. Совпали ли ваши высказывания?)


Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на свободу и личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, у и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Право на свободу передвижения и места жительства

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Граждане РФ в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

6 тайм "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

А теперь мы посмотрим презентацию Канева Степана Захаровича.

7.Рефлексия. Подведение итогов. Участники игры дают оценку игре: что понравилось, что нового узнали.

Приложение 1.

Капитан 1 команды: « Программа коренных преобразований. Мой жизненный принцип: «Реальные дела – конкретные цели». Это значит – не обещать, а конкретно делать всё искренне, от чистого сердца, ради людей».

1.Снизить цены на товары первой необходимости (сахар, крупы, сыр, яйца).

2.Создание новых рабочих мест, наполнение местного бюджета, устойчивое развитие села.

3.Повышение размера помощи многодетным семьям и семьям с детьми.

4.Справедливые тарифы на жилищно – коммунальные услуги.

5.Особое внимание уделять на развитие спорта.

6.Забота о здоровье граждан, медицинские лекарства должны быть бесплатными для пенсионеров.

Капитан 2 команды: «Если я буду президентом, то твёрдо и последовательно буду проводить в жизнь свою программу.


  1. Проведение твёрдой аграрной политики, оказывать большую помощь развитию сельского хозяйства.

  2. Построить новый детский сад в нашем селе.

  3. Построить новое административное здание в нашем селе.

  4. Открыть круглосуточное стационарное лечение в нашем селе.

  5. При администрации сельского совета иметь общественную инспекцию охраны природы.
Методическое описание интерактивной викторины «Своя игра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Преображенка», Новосибирская область, Искитимский район, с. Преображенка

Тема разработки : Викторина – «Своя игра» посвященная дню конституции РФ

Форма разработки: интерактивная викторина

Класс: 5 - 9 класс.

Предмет: Обществознание и история

Актуальность разработки: Актуализация знаний в области конституционного права и истории отечественной конституции

Цель: формирование культурно-патриотического воспитания

Задачи:

Формирование навыка грамотной формулировки понятий по форме и содержанию;

Вспомнить основные этапы формирования конституции в РФ;

Усвоение основных прав и обязанностей гражданина РФ;

Умение ориентироваться в государственном устройстве РФ

Термины: ветви власти, субъект федерации, Федеральное Собрание, права человека, ответственность, демократия, республика, герб, флаг, гимн

Необходимое оборудование и материалы :

Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Описание ресурса

Презентация выполнена в приложении PowerPoint 2007, состоит из 29 слайдов:

слайд 1 – титульный;

слайд 2 – основное содержание по разделам и очкам первого тура игры; слайд навигации, с него по гиперссылкам осуществляется переход к страничкам с вопросами;

слайд 3 - 7 – слайды с вопросами по разделу «символы конституции»;

слайд 8 - 12 – слайды с вопросами по разделу «государственное устройство»;

слайд 13 - 17 – слайды с вопросами по разделу «история конституции»;

слайд 18 - 22 – слайды с вопросами по разделу «права и обязанности»;

слайд 24 - 27 – слайды с вопросами по разделу «всякая всячина»;

слайд 28 – слайды с наименованием «финальный тур»;

слайд 29 – вопрос финального тура.

Викторина начинается с показа первого слайда, при включении которого начинает играть гимн РФ. После окончания гимна включаем второй слайд – слайд с основной навигацией. Участники викторины делятся на три команды. Капитан первой команды выбирает раздел и ставку по вопросу. На вопрос отвечает команда, первая поднявшая руку. В случае неправильного ответа право ответить переходит следующей команде, поднявшей руку, а у данной команды вычитается соответствующая сумма очков. Ответив верно на вопрос, капитан команды выбирает следующий вопрос. Команда, ответившая верно, зарабатывает количество очков, на которое оценивается вопрос.

При нажатии курсором мышки на сумму вопроса появляется соответствующий вопрос: при первом клике левой конопки мыши появляется вопрос, при втором – правильный отет.

По возвращению в слайд основной навигации сумма задействованного вопроса выделяется другим цветом
.

По окончанию первого тура подводятся предварительные итоги игры. Далее необходимо нажать на значок в слайде основной навигации и мы попадаем на слайд финального тура:

В данный момент времени капитаны команд должны сделать ставки при ответе на финальный вопрос. Когда ставки сделаны, переходим на следующий слайд с вопросом

Командам дается полминуты на то, чтобы записать ответ на литке бумаги. Далее команды показывают сувои ответы. Нажимаем курсором на слайде и смотрим правильный ответ

МКОУ «Верхнетуровская СОШ»

Интеллектуальная игра "Конституция - главная книга страны"

Провела: Давыденко О.В.

Цели:

  • Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества
  • Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
  • Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Ход игры

Ведущий: Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день - день, когда была принята Конституция России. Конституция - это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, ученики 7-9 классов. (Слово для приветствия предоставляется командам.)

Проходит представление команд. Команда «Единство», Команда «Россияне».

Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойный соперники. А значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри. (Представление жюри)

Ведущий: Итак, мы начинаем!

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

Когда была принята действующая Конституция РФ?

На сколько глав разделена Конституция РФ?

Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?

Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу?

Возможно ли на территории какого-либо субъекта РФ ввести другую денежную единицу?

Кто, согласно Конституции РФ, может занять пост Президента страны?

Как называется Российский парламент?

На какие части делится парламент РФ?

Какую ветвь власти представляет парламент?

Кому принадлежит исполнительная власть РФ?

Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет быть избранным в Государственную Думу?

Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?

Какой язык на территории России является государственным?

Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике РФ субъектами РФ?

Подведение итогов первого конкурса. Выступление жюри.

Ведущий: Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, перед законом все равны. Так ли это мы узнаем у команд.

Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи, либо привести факты свидетельствующие против нее. Время подготовки 5 минут.

1 команда статья 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом.

2 команда статья 20 Конституции РФ: каждый имеет право на жизнь.

Подведение итогов второго конкурса. Выступление жюри.

По статьям Конституции РФ определите о каких правах идет речь.
А) ст. 45, ст.46, ст. 47, ст. 48, ст. 50, ст. 61.
Б) ст. 30, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 42.

Найдите в каких статьях Конституции РФ говорится о личных правах граждан.

Подведение итогов третьего конкурса. Выступление жюри.

Определите роль главы государства в XVIII и XX веках.

Назовите основные функции Президента:

в отношении граждан;

полномочия президента в области законодательства;

в области исполнительной власти;

в области судебной власти;

в области обороны и безопасности;

Подведение итогов четвертого конкурса. Выступление жюри.

Пятый конкурс «Творческий»

Составить синквейн со словами: Закон, Конституция, Родина, Президент, Право.

Подведение итогов пятого конкурса. Подведение итогов игры. Выступление жюри.

Ведущий: Ну что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью предоставленной нам Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказывали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

Награждение победителей.

Ответы на вопросы игры.

Первый конкурс «Мозговой штурм»

9 глав

Нет, т. к Конституция РФ является основным законом страны.

Нет, т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.

Денежной единицей РФ является рубль, введение и эмиссия других денег не допускается.

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Федеральное Собрание.

Совет Федерации и Государственная Дума

Законодательную

Правительству РФ

Да

Нет, т.к правосудие осуществляется только судом.

Русский язык

Государственная символика устанавливается Федеральным Конституционным судом.

Второй конкурс «Аргументы и факты»

Оценивается ясность изложения основной мысли, веские аргументы. Активность всех участников команды.

Третий конкурс «Конституция - главная книга страны»

а) защита прав человека
б) политические права

ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 26, ст. 27, ст. 28. ст. 29, ст. 30.

Четвертый конкурс «Президентский»

А) монарх:

передает сои знания по наследству;

неприкосновенен;

имеет ряд привилегий;

королевский двор выдает деньги на содержание королевской семьи;

посещает парламент только по специальному приглашению;

освобождается от уплаты налогов;

Президент:

является гарантом национальной независимости, территориальной целостности;

ратифицирует международные договоры;

решает вопросы гражданского и политического убежища;

присвоения высших воинских званий;

назначение референдумов.

Б) в отношении граждан: решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, помилование.

В области законодательной власти: назначение выборов в Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, обращение Федеральному Собранию, назначение референдумов.

В области исполнительной власти: назначение и отставка Правительства, руководство внешней политикой, назначение и отзыв дипломатов.

В области судебной власти:представление кандидатур судей, представление и освобождение Генпрокурора.

В области обороны и безопасности: формирование Совета Безопасности и руководство им, Верховный Главнокомандующий вооруженными силами.

Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

Требования к командам:

  1. Состав не более 6 человек
  2. Название команды
  3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
  4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Требования к жюри:

В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
  2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
  3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
  4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

2. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6. Права человека

На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  2. Принудительный труд запрещён.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

7.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

8. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
  4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  5. Глава местного самоуправления (мэр)
  6. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

9. Присяга Президента

При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

10. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

11. Вопросы-минутки.

Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

  1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
  2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
  3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

12.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.