III. Последний эпизод войны. Изображение войны в романе «Война и мир

Знаменитый император Франции Наполеон Бонапарт, не смотря на тот факт, что был амбициозным политиком, хорошим государственным деятелем и мудрым полководцем, завоевавший пол мира, так и не смог покорить главного противника – Россию.

Мы сегодня привели разные примеры из разных источников, и вам решать “Почему Бонапарт не смог завоевать Россию “.

1 источник – moiarussia.ru

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ НАПОЛЕОНА В РОССИИ

Однажды, великого полководца Франции спросили: «В чем же причина поражения непобедимой армии императора в войне с Россией 1812 года?»

Из откровений Наполеона:

«Холоду, раннему холоду и московскому пожару, - отвечал Наполеон. - Я ошибся на несколько дней. Я высчитал [российскую] погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, [они всегда наступали] на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз. Во время моего пребывания в Москве было три градуса холода, - продолжал Бонапарт, - и французы переносили его с удовольствием. Но во время пути (отступления из Москвы. - Прим. авт.) температура спустилась до восемнадцати градусов, и почти все лошади погибли. За недостатком лошадей мы не могли ни делать разведки, ни выслать кавалерийский авангард, чтобы узнать дорогу. Солдаты падали духом и приходили в замешательство. Вместо того чтобы держаться вместе, они бродили в поисках огня. Те, которых назначали разведчиками, покидали свои посты и отправлялись в дома погреться. Они рассып?лись во все стороны и легко попадали в руки врагов. Другие ложились на землю, засыпали и, сонные, умирали. Тысячи солдат погибли так».

Чуть позже - в своих дневниках он отметит самые непредсказуемые обстоятельства, с которыми он столкнулся в России, и которые буквально шокировали великого полководца Франции. Вот некоторые из них:

1. Тактика русской армии

Тактикой русского войска Наполеон был сражен и в прямом и в переносном смысле. Русская армия под руководством генерала Барклая де Толли держалась тактики постоянного отступления. Войска уходили из Витебска, Смоленска, Москвы. До рокировки Толли и Кутузова французы удостоились только двух битв.

К отступлению русских войск Наполеон относился неоднозначно. В начале похода такое поведение противника было на руку французскому императору, он мечтал дойти до Смоленска с малыми потерями. Смоленск французы не захватили, а получили в совершенно непрезентабельном виде. Останавливаться в городе оказалось бессмысленным, двигаться дальше было страшно. Армия, надеющаяся на блицкриг, двигалась все дальше, вглубь огромной страны.

Солдаты входили в пустующие города, доедали последние запасы и паниковали. Бонапарт, сидя на острове Святой Елены, вспоминал: «Мои полки, изумленные тем, что после стольких трудных и убийственных переходов плоды их усилий от них постоянно удаляются, начинали с беспокойством взирать на расстояние, отделявшее их от Франции».

2. Толстые стены

Рассказ о непробиваемых стенах Смоленска занимает у Наполеона целую страницу. От описания прекрасного вида города, Наполеон обращается к бессмысленным попыткам захватить его: «Я употребил весь артиллерийский резерв для пробития бреши в куртине, но тщетно – ядра наши застревали в неимоверно толстых стенах, не производя никакого действия. Только одним способом можно было сделать пролом: направить весь наш огонь против двух круглых башен, но разница в толщине стен была нам неизвестна».

3. Пожары

Если бы не опубликованные воспоминания Бонапарта, можно было бы подумать, что именно французы принесли на русскую землю огонь. Движение войска Наполеона сопровождалось пожарами - горели города и дороги. В Смоленске, Гжатске, Малом Ярославце тушили пожары сами французы. Русские сжигали все - дома, магазины, улицы, посевы. Посреди Москвы Наполеон недоумевал - отчего же она горит? А потом грустно, но красиво записал: «Москва превратилась в огненное море. Вид с кремлевского балкона был бы достоин Нерона, поджигающего Рим, что же касается меня, то я никогда не походил на это чудовище, и при взгляде на эту ужасную картину сердце моё обливалось кровью».

4. Города

Искусство русских зодчих восхищало Наполеона, в своих воспоминаниях он описывал башни Смоленска, отвлекаясь от стенобитных неудач. Москва же и вовсе сразила французского императора: «Построенная подобно Риму, на семи холмах, Москва представляет весьма живописный вид. Надо видеть картину, которую представляет этот город, полуевропейский, полувосточный, с его двумястами церквей и тысячью разноцветных глав, возвышающихся над ними, чтобы понять чувство, которое мы испытали, когда с высоты Поклонной Горы увидели перед собой Москву».

5. Дороги

Наполеон прошел множество русских дорог, и ни одна его не удовлетворила. Причина не в погоде, о ней у императора сложилось отдельное мнение. В своих воспоминаниях Бонапарт называл русские дороги исключительно непроходимыми: «Недостаток сведений о состоянии дорог, неполные и недостоверные карты края, были причиной того, что я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существование удобопроходимых дорог».

6. Погода

Наполеон вторгся в Россию в начале лета, а выбирался из нее уже ближе к весне. Император Франции успел сложить свое мнение о погоде в России, например, осень стала «прекраснейшей, необычной в этих суровых краях». С суровыми холодами Наполеону пришлось столкнуться в самый невыгодный момент, по пути домой: «С 7 ноября холод увеличился и с ужасающей быстротой развил степень расстройства армии, начавшегося уже под Вязьмой».

7. Партизаны

Приятно сознавать, что больше всего Наполеона шокировало и восхитило поведение русского народа. О народной войне Наполеон говорил: «Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого народа, решившегося победить или умереть. Мы имели дело уже не с жителями Литвы, равнодушными зрителями великих событий, совершающихся вокруг них. Всё население, составленное из природных русских, при нашем приближении оставляло свои жилища. На нашем пути мы встречали только покинутые или выжженные селения. Бежавшие жители образовывали шайки, которые действовали против наших фуражиров. Они нигде не беспокоили сами войска, но захватывали всех мародеров и отставших».

2 источник – inosmi.info

П очему Наполеон не смог завоевать Россию в 1812 году

Наполеон Бонапарт, вероятно, покорил бы Россию в 1812 году, если бы не спасшая жизнь русскому полководцу Михаилу Кутузову хирургическая операция на мозге, проведённая французским хирургом, выяснили учёные. «Это история о том, как медицина изменила ход цивилизации», - сказал научный руководитель американского неврологического института Барроу Марк Преул.

Более двух столетий историки изучали невероятную историю Кутузова, говорят исследователи.

Он выжил после тяжёлых ранений в голову в 1774 году и 1788 году и впоследствии стал одним из легендарных героев Отечественной войны 1812 года. Изучив разные источники на русском и французском языках, исследователи обнаружили, что французский хирург Жан Массо сыграл решающую роль в этой драме, используя методы, которые предвещали появление современной нейрохирургии, чтобы спасти Кутузова, у которого предположительно была смертельная рана. Мы хотели выяснить, что на самом деле произошло и кто был этим хирургом, спасшим жизнь Михаилу Кутузову», - сказал Преул.

Исследователи обнаружили доказательства того, что первое пулевое ранение, полученное в битве с турками в Крыму в 1774 году, уничтожила лобную долю мозга Кутузова.

Этим объясняется его странное поведение после ранения и возможно указывает на истоки блестящей стратегии, которую он использовал, чтобы победить Наполеона и его, казалось бы, непобедимую Великую армию.

Ранения вероятно отразились на способности Кутузова принимать решения. Очевидцы отмечают изменения в его личности после первого огнестрельного ранения.

Поэтому вместо открытого противостояния превосходящим силам Наполеона осенью 1812 года Кутузов оставляет Москву и отводит армию в безопасное место к востоку от столицы.

Армия Наполеона преследуя его, вторгается в Москву, но сталкивается с нехваткой продуктов, срывом тыловых поставок и с суровыми условиями русской зимы. Наполеон покинул армию в декабре и вернулся в Париж побеждённым.

«Другие военачальники считали Кутузова сумасшедшим, и, возможно, так оно и было. Хирургическая операция головного мозга спасла жизнь Кутузова, но его мозг и глаз были тяжело поражены», - сказал Преул.

«Однако, по иронии судьбы, процесс исцеления позволил ему принять, как это оказалось, наилучшее решение. Если бы он не был ранен, то вполне мог открыто сразиться с Наполеоном и проиграть», - считает исследователь.

3 источник – otvet.mail.ru

Наполеон вовсе не стремился к завоеванию России в классическом понимании. Основным противником Франции в этот момент была Англия. После поражения французского флота при Трафальгаре, Наполеон не имел возможности высадить войска в Англии. Он попытался победить Англию экономически – объявил «Континентальную блокаду» . Т. е. запретил зависимым от Франции государствам (на тот момент практически вся Европа) торговать с Англией. После поражения России в войне 1806-1807 годов, Александр I был вынужден присоединиться к блокаде. Однако это наносило России серьёзный экономический ущерб. Франция не могла заменить Англию ни в экспорте, ни в импорте России. Россия всё чаще нарушала условия Континентальной блокады. Наполеон не стремился завоёвывать Россию, он хотел разгромить русскую армию и поставить Россию в зависимое положение, а это было вполне возможно. Т. к. русская армия была бы разгромлена, то Наполеон смог бы заставить Александра выполнить любые его требования. Именно это и было основной целью войны.

4 источник – banopart-napoleon.com

П оражение Наполеона, причины

Французские изыскатели узнали, что существенную роль в поражении армии Наполеона в 1812 году поиграли вши или же, точнее, разносимые ними хвори.

Ученые провели тест пульпы зубов боец наполеоновской армии, убитых в период российской кампании, и заметили, что из числа французских армейских буйствовали тиф и окопная лихорадка, разносимые вшами.

Выводы экспертов кого-то из институтов в Марселе опубликованы в научной печатном издании Journal of Infections Diseases.

Наполеон ступил на отечественную территорию в 1812 году с 500 тысячной армией. Лишь немногим, израненным, ослабшим от холода и заболеваний, получилось возвратиться во Францию.

Так, в Вильнюс в 1812 году пришли только 25 тыс. французов, а удалось вынести все тяготы только 3 ты. щам из их.

Мертвых хоронили в совместных могилах. В 2001 году мастера строители невзначай раскопали одно из таковых захоронений. В нем сыскали останки от 2 до подбирающемуся.

Ученые помимо прочего подвергли анализу пульпу 72 зубов, извлеченных из останков 35 наполеоновских боец.

У 7 боец были замечены ДНК возбудителя окопной лихорадки. Еще у троих – ДНК возбудителя тифа. В совокупной трудности, сделали вывод научные работники, судя по останкам, каким-нибудь болезнью испытывали страдания 29% боец.

Исследователи говорят, что одним из основных причин проигрыша Наполеона в Российской Федерации были непосредственно вши и хвори, которые они разносят.

Ученые думают, что аналогичные изыскания ДНК, извлеченной из пульпы убитых боец, имеют все шансы быть актуальным прибором в руках историков, пытающихся разгадать первопричины проигрыша какой-нибудь армии.

Ученый Кэрол Ривз, специализирующаяся в ситуации медицины, усматривает в изыскании личных сотрудников деликатную насмешку. Дело в том, что в последствии битвы при Ватерлоо зубы убитых французских боец собирали как трофеи и далее применялись для производства зубных протезов.

“Везде, где следует война, есть заболевания, – заявила она. – Вплоть до Первой мировой войны бойцы нередко гибли конкретно от болезней, а не в ходе боевых действий”.

5 источник – inosmi.ru

Н аполеон не был побежден русскими

Увертюра Чайковского «1812 год» преувеличивает роль пушек. Джо Найт (Joe Knight)

История учит нас, что Наполеон, вторгшийся в Россию в 1812 году, дошел до Москвы, сохранив в целости большую часть солдат, и отступил только потому, что москвичи сожгли три четверти своего города, оставив армию без продовольствия и припасов. На обратном пути армию уничтожила суровая русская зима. Нанесенное Наполеону русскими поражение, которому посвящена увертюра Чайковского «1812 год», было одним из величайших в военной истории.

Однако до сих пор никто не воздал должное фактору, который, в сущности, сыграл в этой войне ключевую роль.

Зимой 2001 года рабочие рыли в литовской столице Вильнюсе траншею под телефонный кабель на месте снесенных советских казарм, простоявших не одно десятилетие. Бульдозер выкопал что-то белое. Бульдозерист вышел из кабины, чтобы взглянуть, что это, и – к своему удивлению – обнаружил череп и другие части человеческого скелета. Другой рабочий позднее рассказал, «этих штук там была целая куча, просто тысячи». Восемью годами раньше в городе была найдена могила с останками 700 человек, убитых советским Комитетом государственной безопасности (КГБ). Могло ли это тоже быть одним из тех тайных мест, где КГБ избавлялся от своих жертв? Или, может быть, рабочие нашли массовое захоронение евреев, которых убили нацисты?

Прибывшие археологи из Вильнюсского университета выяснили, что тела были уложены в три ряда в траншеях, которые, судя по всему, были выкопаны как оборонительные позиции. По-видимому, скелеты принадлежали солдатам. Всего было найдено 2 тысяч скелетов, а также пряжки от ремней с номерами полков. Среди костей были также обнаружены 20-франковые монеты начала 1800-х годов. Это навело ученых на мысль о том, что перед ними останки воинов французской Великой армии. Наполеон, намереваясь завоевать Россию, привел в нее 600 тысяч человек. Из них выжили лишь около 30 тысяч, меньше тысячи из которых смогли в дальнейшем вернуться к службе.

Но какие же невероятные обстоятельства стали причиной поражения одной из величайших армий на европейском континенте, которую возглавлял один из величайших полководцев в истории? Странным образом, ее погубили не вражеские солдаты и не обычные лишения походной жизни. Большинство солдат Наполеона были людьми молодыми, закаленными в битвах и вполне способными переносить холод, голод, долгие марши и усталость. Конец великим завоевательным планам Наполеона положил микроорганизм, разрушивший и уничтоживший его армию. Это был микроб тифа, переносящийся вшами.

Исходно у Наполеона не было реальных причин вторгаться в Россию. В июне 1807 года он разгромил русскую армию в битве под Фридландом, а 7 июля 1807 года подписал с царем России Александром I Тильзитский мир, который делал Россию и Францию союзниками (а также, среди прочего, запрещал России торговать с Англией). Как ни странно, Наполеон не стал отбирать у России земли и не потребовал репараций. К началу 1812 года Наполеон контролировал большую часть территории между Испанией и Россией. Однако моря контролировала Англия, а Наполеон хотел захватить Индию, которая тогда была английской колонией. Добраться до нее он мог только по суше, а для этого ему надо было взять Россию под свой контроль.

После Тильзитского мира Франция и Россия стали союзниками, но их союз был ненадежным. Россия нарушала договор, торгуя с Англией. В конце концов, Наполеону надоело такое положение дел, и он воспользовался нарушением договора как предлогом, чтобы начать войну. В июне 1812 года наполеоновская армия собралась на востоке Германии. 22 июня 1812 года Наполеон с большой помпой провел смотр своих войск на западном берегу Немана. Его инженеры навели через реку понтонный мост, и на следующий день армия вступила в контролировавшуюся Россией Польшу. Все шло хорошо. Летом, хотя оно было жарким и сухим, маршировать по дорогам было легко. Колонны снабжения держались чуть впереди войск, поэтому провизия была доступна, и солдаты были здоровы. Хотя по пути в Польшу – в Магдебурге, в Эрфурте, в Позене и в Берлине – были созданы военные госпитали, они не понадобились. Армия дошла до Вильнюса за четыре дня, так и не встретив сопротивления.

Однако именно в Польше у Наполеона начались неприятности. Регион оказался невероятно грязным. Крестьяне были немытыми, их спутанные волосы кишели вшами и блохами, а колодцы были загажены. На вражеской территории обозы вынуждены были держаться позади войск. Дороги были чудовищно пыльными или глубоко изрытыми весенними дождями, и в результате обозы все сильнее и сильнее отставали, что означало трудности с водой и провиантом. Армия была так велика, что не могла удерживать строй, и изрядная ее часть превратилась в беспорядочно разбросанные толпы. Многие солдаты разоряли крестьянские дома и поля, отбирали скот. Почти 20 тысяч армейских лошадей пали по пути к Вильнюсу от нехватки воды и фуража. Дома крестьян были настолько грязными, что казались живыми из-за обилия тараканов. Начали проявляться типичные армейские болезни – дизентерия и прочие кишечные хвори, – и хотя в Данциге, Кенигсберге и Торне были созданы новые госпитали, они не справлялись с наплывом больных солдат, которых начальство отсылало в тыл.

Но это было только начало.

Спустя несколько дней после переправы через Неман у многих солдат начался жар. На их телах появилась красная сыпь. Лица некоторых из них синели, после чего больные быстро умирали. Так Великая армия встретилась с тифом.

Тиф существовал в Польше и в России много лет, однако после того, как отступающая перед силами Наполеона русская армия опустошила Польшу, ситуация ухудшилась. Плохие санитарные условия в сочетании с необычайно жарким летом обеспечили идеальную среду для распространения вшей. Тиф вызывается микроорганизмом Rickettsia prowazekii. Лишь спустя век после кампании 1812 года ученые выяснят, что возбудитель тифа нужно искать в фекалиях вшей.

Типичный французский солдат был грязным и потным и редко переодевался. Благодаря этому вшам было легко кормиться на его теле и прятаться в швах одежды. Когда одежда и кожа заражены экскрементами вшей, малейшей царапины или ссадины хватало, чтобы возбудитель тифа попал в организм. Положение усугубляло то, что из соображений безопасности солдаты, опасавшиеся нападений русских или мести поляков, спали большими группами в тесном пространстве. Это позволяло вшам переселяться на тела тех, кто еще не был заражен. Всего за месяц кампании Наполеон потерял 80 тысяч солдат, которые умерли или стали неспособны к службе от тифа. Главный хирург барон Д.Ж. Ларрей наладил во французской армии лучшую в мире медицину и санитарию, но эпидемию такого масштаба обуздать было невозможно. Свидетель сообщает о том, как один из солдат столкнулся с вшами.

«Бургонь уснул на камышовой подстилке, однако его быстро разбудили вши. Обнаружив себя буквально покрытым ими, он сбросил штаны и рубашку и швырнул их в огонь. Они взорвались с таким грохотом, как будто дали залп две пехотные шеренги. Он не мог избавиться от вшей два месяца. Все его спутники тоже завшивели, многие были искусаны и заболели пятнистой лихорадкой (тифом)».

28 июля три генерала заявили Наполеону, что война с русскими принимает опасный оборот. Потери от болезней и дезертирство уменьшили боевой состав, фактически, вдвое. Вдобавок на враждебной территории было трудно налаживать снабжение. Наполеон прислушался к их аргументам и согласился завершить кампанию, но спустя два дня передумал и сказал своим генералам: «Сама опасность толкает нас к Москве. Жребий брошен. Победа нас спасет и оправдает».

Итак, Наполеон двинулся дальше вместе со своими больными и усталыми солдатами. 17 августа он взял Смоленск, вскоре после этого Валутино. Русские отступали, затягивая Наполеона, разделившего армию на три части, вглубь своей территории. К 25 августа из своей 265-тысячной основной армии Наполеон потерял 105 тысяч человек. Таким образом, у него оставалось только 160 тысяч солдат. Через две недели из-за тифа их уже стало 103 тысяч.

Войска русского генерала Михаила Кутузова заняли оборону под Бородино, примерно в 70 милях к западу от Москвы. 7 сентября французская армия вступила в бой с русскими. Обе стороны понесли тяжелые потери. Наполеон подошел к Москве, но его победа оказалась пирровой – в строю оставалось всего около 90 тысяч французских солдат. Наполеон ожидал, что русские сдадутся, но горожане просто оставили ему Москву. К моменту прихода Наполеона три четверти города были сожжены, у французов не было ни еды, ни других припасов. В город подошло пятнадцатитысячное подкрепление, но 10 тысяч из этих солдат умерли от болезней. Стремительно приближалась русская зима, и Наполеон решил отступать во Францию – у него не оставалось другого выбора. С остатками армии он доковылял до Смоленска, где надеялся найти провиант и укрытие. Однако добравшись 8 ноября до города, полководец обнаружил, что госпитали уже переполнены больными и ранеными. Дисциплина в армии падала, а последним ударом оказалось то, что припасы, на которые надеялся Наполеон, уже были потрачены резервом. 13 ноября армия оставила Смоленск и 8 декабря дошла до Вильнюса. Сражаться в ней к этому моменту могли лишь 20 тысяч солдат. Узнав о попытке переворота, предпринятой во Франции генералом Клодом Франсуа де Мале, Наполеон оставил вместо себя генерала Иоахима Мюрата и поспешил в Париж. Мюрат не стал оборонять Вильнюс и, оставив артиллерию и награбленную в Москве добычу наступающим русским, отступил к Неману. 14 декабря, когда он пересек реку, у него было меньше 40 тысяч человек, в основном небоеспособных. Так и закончилась великая мечта Наполеона о походе в Индию через Россию.

Многих из мертвых солдат похоронили в оборонительных траншеях, вырытых во время отступления. Именно в одной из таких траншей и наткнулись два века спустя строители на останки наполеоновской Великой армии.

Исследователь из марсельского Средиземноморского университета Дидье Рауль (Didier Raoult) проанализировал пульпу 72 зубов, взятых из останков 35 солдат, которые были найдены в Вильнюсе. У семи солдат в пульпе обнаружилась ДНК микроорганизма Bartonella Quintana, который вызывает окопную лихорадку – еще одною переносящуюся вшами болезнь, распространенную во времена Первой мировой войны. Пульпа еще трех солдат содержала сегменты ДНК R. prowazekii, вызывающей эпидемический тиф. Всего следы присутствия R. prowazekii или B. quintana были найдены в 29% останков, и это означает, что одним из важных факторов, способствовавших поражению Наполеона, были вши.

Большинство американцев знакомы с финалом увертюры Чайковского «1812 год», написанной по заказу России в память победы над Наполеоном. Она заканчивается пушечными выстрелами и звоном колоколов, однако, если бы Чайковский хотел запечатлеть истинные звуки поражения Наполеона, мы услышали бы лишь мягкий и тихий шорох вшей, вгрызающихся в человеческую плоть. Организм, который слишком мал, чтобы быть видимым человеческому глазу, изменил ход истории человечества.

6 источник – dic.academic.ru

Отечественная война 1812 года (фр. Сampagne de Russie pendant l’ann?e 1812 - война между Россией и наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.

Причинами войны стали отказ России активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств.

На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.

На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в не разоренные войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами.

Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году (см. Война Шестой коалиции). Среди причин поражения армии Наполеона российский историк Н. Троицкий называет всенародное участие в войне и героизм русской армии, неготовность французской армии к боевым действиям на больших пространствах и в природно-климатических условиях России, полководческие дарования русского главнокомандующего М. И. Кутузова и других генералов.

Цель:

Ход урока

I . Викторина - проверка знания текста.

  • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

Просмотр содержимого документа
«Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев»

Уроки 16–17 .

Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Ход урока

I . Викторина – проверка знания текста.

    Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

    Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

    Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

    Помогала ли партизанам русская природа?

    Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

    Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Пояснения для преподавателя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).

I II . Последний эпизод войны.

    Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

    Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV , ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV , ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV , ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV . Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

    Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

    Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

    через мысли любимых героев;

    путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

    через описание отдельных боевых эпизодов.

    Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

    разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

    размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

    истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

    стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

    глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

    крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

    лжепатриотизм петербургских салонов;

    карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

    Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

    Роль полководцев в войне.

    Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

V . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по I V тому:

    Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

    Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

    Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

    Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

    Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

    Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие.

У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять на ход исторического процесса, когда ее воля совпадает с волей народа. Толстой писал: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». При этом писатель был фаталистом. По его мнению, все, что происходит с человечеством, запрограммировано свыше. Именно так исполняется неумолимый закон исторической необходимости.

Положительный и отрицательный полюса войны 1812 года – это Кутузов и Наполеон. В романе нет полного совпадения характеров этих персонажей с реальными людьми. Например, Толстой преувеличил старческую пассивность Кутузова и самовлюбленность Наполеона, но он не стремился создавать достоверные образы. Автор применяет в оценке обоих жесткие нравственные критерии, пытается разобраться, действительно ли Наполеон великий полководец.

Толстой умышленно дает иронический портрет Наполеона: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», суетливые движения. Он ограничен и самовлюблен, уверен в своей гениальности. Для него важно «только то, что происходило в его душе», «…а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире зависело только от его воли». Наполеон изображен Толстым как захватчик, который ради достижения мирового господства убивает тысячи людей. Он принимает величественные позы, не понимая, что «царь – раб истории», ему ошибочно кажется, что это он начал войну. На самом деле он только игрушка в руках истории. Толстой пишет, что вряд ли Наполеон выдержал бы это печальное и тяжелое испытание судьбы, если бы у него не были «помрачены ум и совесть».

Внутренний мир Наполеона состоит из иллюзий о собственном величии. Он хочет навязать свою волю всему миру и не понимает, что это невозможно. Собственную жестокость он называет мужеством, любит «рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал)». При переправе через Неман Наполеон недовольно поглядывает на тонущих польских улан, которые отдают свои жизни ради его славы. Ничего удивительного в смерти людей он не видит. Толстой подчеркивает, что Наполеон – несчастный, «нравственно слепой» человек, который уже не различает, где добро, а где зло. Толстой указывает на ответственность Наполеона перед народами, которых он вел за собой: «Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!.. Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».

Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, светлейший князь Смоленский, является антиподом Наполеона во всем. Он – воплощение «простоты, добра и правды». Кутузов наделен величайшей мудростью, он верит: что должно произойти, произойдет. В романе Толстой показывает бездействие Кутузова, имея в виду, что один человек не может влиять на ход исторических событий. Зато русский полководец лучше, чем царь Александр Первый и весь его генералитет, понимает, в какое положение попала страна и чем может закончиться решающая битва. Кутузов на совете военных видит только показной патриотизм, слышит лживые речи. Он понимает, что у Наполеона больше войск, что русские неминуемо проиграют и это будет для страны позорный конец.

Главная мысль Кутузова перед Бородинским сражением – как поднять боевой дух армии. Он понимает свой народ, знает, что это единственная сила, способная противостоять врагу. Трусливые царские генералы уже готовы были продаться Наполеону. Кутузов один понимает, что в случае поражения народ потеряет свою родину, утратит свободу, превратится в рабов на родной земле.

Автор изображает великого полководца живым, глубоко чувствующим человеком. Он может волноваться, злиться, быть великодушным, сострадать горю. С солдатами, которые готовы за него жизнь отдать, он разговаривает, как отец, на понятном для них языке. «Они у меня будут конину жрать!» – говорит он о французах и исполняет это свое пророчество. Князь Андрей видит слезы в глазах старика в минуты душевного волнении за судьбу России: «До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом».

На совете в Филях Кутузов мужественно выступил один против всех, предложив сдать Москву. Это решение стоило ему больших душевных мук. Столицей России тогда была не Москва, а Петербург. Царь и все министерства находились там. Москва была Первопрестольным городом, там короновались цари, проживало многочисленное население.

Армии противников были примерно равны по силам, но Кутузов верно просчитал ситуацию. Он решил не рисковать и отступить, рассчитывая выиграть время и набраться сил. После отступления быстро набирали солдат и обучали их. С тульских заводов поставляли оружие, запасали провиант и обмундирование. Кутузов находился на родной земле, справедливость была на стороне русских, это не они пришли захватчиками в чужую страну. Кутузов понимал, что французы быстро ослабнут без поставок оружия и продовольствия, которое не привезешь из Франции за тысячи километров.

В штабе Наполеона были неглупые люди. Императора просили, чтобы он не входил в Москву, предупреждали, что это – ловушка, но гордость и самомнение толкнули его на ложный путь. Толстой с сарказмом изображает, как Наполеон ждет на Поклонной горе русских «бояр» с ключами от Москвы. Никого не дождавшись, французский император решил отдать город на разграбление своим наемникам. При отсутствии военных действий армия разлагается – это закон. Наполеона уговаривали идти дальше, но он ждал, когда Россия признает свое поражение. Многочисленные русские партизанские отряды приближали победу над «непобедимым», «гениальным» Наполеоном. В итоге из России вернулось всего 5 % французской армии, имевшей на начало похода 600 тысяч человек.

Вопреки историкам своего времени, Толстой считает победу заслугой Кутузова и русского народа, вынесшего на своих плечах все горести военного времени.

    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен). По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе "Война и мир" тема семьи по замыслу автора служит важнейшим […]
    • Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
  • Кутузова мы видим глазами Толстого и уже не можем видеть иначе.

    Наполеон двоится в наших глазах: невозможно забыть коротенького человека с толстыми ногами, пахнущего одеколоном, - таким предстает Наполеон в начале третьего тома «Войны и мира». Но невозможно забыть и другого Наполеона: пушкинского, лермонтовского - могучего, трагически величественного.

    По теории Толстого, Наполеон был бессилен в русской войне: он «был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

    Толстой был необъективен в отношении Наполеона: этот гениальный человек многое определил в истории Европы и всего мира, и в войне с Россией он не был бессилен, а оказался слабее своего противника - «сильнейшего духом», как сказал сам же Толстой.

    И вот теперь та психологическая победа, которую еще на совете в Филях понимал и чувствовал Кутузов, стала видна всем. Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы и диспозиции, но множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что «мужики Карп и Влас, и все бесчисленное множество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его»; то, что «партизаны уничтожали Великую армию по частям», что партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни... Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

    Толстой совершенно точно понял значение того чувства, которое создало партизанскую войну, заставило людей поджигать свои дома. Выросшая из этого чувства, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

    Несколько раз мельком Толстой показывает французских пленных: дрожащий от холода босой барабанщик, которого пожалел Петя; обмороженные, больные французы, жалкой толпой бредущие за русской армией; и, наконец, Рамбаль - тот самый офицер, который был так весел в первый день, когда французы вошли в Москву.

    Тогда Рамбаль чувствовал себя великодушным победителем, рыцарем. Вот как он входил в русский дом: «высокий, бравый и красивый мужчина... молодецким жестом... расправил усы и дотронулся рукой до шляпы». Он снисходительно и добродушно обращался с побежденными русскими: «почтение всей компании», «французы добрые ребята...» Когда Пьер спас ему жизнь, «красивое лицо его приняло трагически-нежное выражение», и он заявил, что Пьер - француз. «Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его... было, без сомнения, самым великим делом». Пьер не хотел разделять с ним ужин, но Рамбаль был так искренне добродушен, что Пьер поневоле остался. Весь вечер он слушал самодовольную, веселую и пустую болтовню Рамбаля, привыкшего входить победителем в чужие города. И вот через несколько месяцев мы снова встречаем Рамбаля - вернее, сначала слышим о нем:


    «То-то смеху... Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет».

    Это рассказывает один солдат другому. Вместе с ними мы приближаемся к костру и видим две «странно одетые фигуры».

    Денщик Рамбаля Морель, «обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку». Сам Рамбаль «хотел сесть, но упал на землю». Когда солдаты подняли его и понесли, Рамбаль «жалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. - и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату».

    Именно в судьбе Рамбаля, умевшего так молодцевато расправлять усы и так снисходительно разговаривать с побежденными, Толстой показывает, в каком жалком положении оказалась великая французская армия. Ведь эти двое даже не попали в плен, - поняв безвыходность своего положения, они сами вышли из леса, где прятались.

    Русские солдаты, встретившие французов, могли бы убить их - это было бы бесчеловечно, но понятно после жестокой войны, которую они выиграли. Но жестокости уже нет в душе народа, «чувство оскорбления и мести» уже заменилось в ней «презрением и жалостью».

    Французов накормили, дали им водки, Рамбаля отнесли в избу... Молодые солдаты хохотали до упаду, слушая песни Мореля, а старые, улыбаясь, поглядывали на него.

    «- Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинель, - и полынь на своем кореню растет».

    Это «тоже люди» было сказано Кутузовым, который всегда чувствует одно с солдатами. Помните: «Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно...» (Разрядка моя. - Н. Д.)

    Для Толстого всегда главное, лучшее качество, которое он ценит в людях - человечность. Бесчеловечен Наполеон, одним взмахом руки посылающий на гибель сотни людей. Всегда человечен Кутузов, стремящийся и в жестокости войны сохранить жизнь людей.

    Это же естественное - по мысли Толстого - чувство человечности живет теперь, когда враг изгнан, в душах простых солдат; в нем и заключено то высшее благородство, которое может проявить победитель.