Имущественное неравенство зародилось. Имущественное неравенство. Создание коллективного фонда соседской общины

Социальное неравенство - форма дифференциации , при которой отдельные индивиды, социальные группы , слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств планеты . Согласно другим оценкам, 2 % самых богатых владеют более чем 50 % богатств планеты .

Наиболее опасным считается низовое неравенство возможностей, не связанное с личными усилиями членов общества, когда талантливые от рождения люди не могут реализовать свои таланты из-за неблагоприятных социально-экономических условий в детстве и юности. Например, способные дети из бедных семей не имеют возможности получить хорошее образование и в результате оказываются в "ловушке нищеты" .

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путём введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы ;
  4. обеспечение политики социального страхования , установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Причины неравенства

С точки зрения теории конфликта, причина неравенства - это защита привилегий власти, кто контролирует общество и власть, тот имеет возможность извлекать выгоды лично для себя, неравенство - результат уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить свой статус. Роберт Михельс вывел железный закон олигархии : олигархия складывается всегда, когда численность организации превышает определённую величину, ибо 10 тысяч человек не могут обсуждать вопрос перед каждым делом, они поручают обсуждение вопроса руководителям.

Изменение степени социального неравенства в процессе истории

Джерард Ленски сравнил этапы развития общества с точки зрения неравенства и обнаружил:

Критерии неравенства

Макс Вебер

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия - по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия - по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Фигуры неравенства

Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Ромбовидная структура является более предпочтительной по сравнению с пирамидальной, так как многочисленный средний класс не позволит кучке бедняков устроить гражданскую войну. А в первом случае громадное большинство, состоящее из бедняков, может легко опрокинуть социальную систему.

См. также

Примечания

  1. Guardian 6 December 2006 World’s richest 1 % own 40 % of all wealth, UN report discovers
  2. BBC , 5 December 2006 Richest 2 % own "half the wealth"
  3. Арнольд Хачатуров. Страна неравенства // Новая газета . - 2018. - № 107 . - С. 8-9 .
  4. Московский центр Карнеги 19-20 сентября 2018 г.

Еще во времена мезолита, некоторые семьи по ряду признаков (численность, индивидуальные качества, условием своей деятельности) оказывались выше других семей. Именно такие семьи забирали себе большее количество избыточного продукта – главного фактора возникновения имущественного неравенства.
С самого начала избыточный продукт было практически невозможно накапливать, однако его использовали как способ увеличения собственного авторитета и наращивания своей популярности.
Самые имущие семьи могли влиять на более бедные семьи, они давали им еду, а взамен получали их поддержку.
Оседлый способ жизни также являлся ключевым фактором в формировании имущественного неравенства. С появлением земледелия, возникает разделение труда, некоторые из самых влиятельных семей теперь уже могли не заниматься добычей продуктов питания, они руководили теми, кто добывал эти продукты.
Имущественное неравенство породило социальную дифференциацию общества и специализации. Кроме добычи продуктов появляются более почетные и легкие занятия. Среди таких занятий было руководство всей хозяйственной деятельности, а затем и общественной жизнью общества. Некоторые начинают заниматься религиозной деятельностью. Это началось из того, что люди хотели как-то поощрить наиболее полезные занятия и давали определенному кругу лиц значительно высшее положение в обществе.
Так как количество населения росло, необходимость того, что все должны работать была исчерпанной, определенный круг людей теперь мог заниматься только управлением.
Такие люди имели не только сильное влияние и авторитет среди своей общины, но также получали экономические и социальные преимущества или привилегии. Так у людей имущества накапливалось значительно больше, нежели у других – отсюда имущественное неравенство.
С этого момента началось разложение первобытного общества, начались создаваться классы. Люди, имевшие более высокий ранг в обществе, получали значительно большее количество прибавочного продукта, нежели все остальные.
Особые привилегии получали не только самые богатые члены общества, но и те, кто обладал особыми индивидуальными качествами и, конечно же, самые полезные для общества. Еще большего продвижения по социальной лестнице можно было добиться путем устраивания пиров, праздников, а такое семе могли позволить только самые богатые. Таким образом увеличить свое положение могло только небольшое количество лиц.
Кроме всего этого, древние люди считали, что богатство человека обусловлено благосклонностью к нему богов или духов, а значит, такие люди должны были занимать особенное место. Престиж обладателя богатством, таким образом, существенно рос. Такие люди обычно могли пользоваться поддержкой других членов общины.
Именно тогда самые влиятельные и богатые члены общины берут на себя управление этой общиной. Такие люди – это первый шаг от имущественного неравенства к социальной дифференциации общества. Самые богатые в имущественном плане, как правило, занимали высшую ступеньку в социальной пирамиде общества. В свою очередь, те, кто занимает наиболее высокое положение в обществе, имеют еще большие возможности для последующего накопления имущества. Так сформировалась верхушка общества, подчинившая себе всю власть, и как следствие началось зарождение первого государства.
Таким образом, возникновение имущественного неравенства, порождает за собой социальную дифференциацию, а та в свою очередь еще больше усугубляет имущественное неравенство.

Проблема имущественного неравенства, как в любой стране с рыночной экономикой, действительно сегодня весьма актуальна и в России. Рыночные механизмы ничем не ограничены, они ведут к концентрации доходов, капитала и собственности. Причем динамика роста уровня жизни в России стабильно растет.

Если в мире после гряды кризисных явлений совокупное личное богатство снизилось на целых 5%, то в России снижения не произошло. За последние пять лет экономика России выросла на 40%, увеличение реальных доходов населения составляет 10% в год. Если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то рост зарплаты бюджетников тоже имел значение.

Государство ведет большую работу по сокращению имущественного разрыва между бедными и богатыми и поиску золотой середины имущественного обеспечения, то есть формирование среднего класса и создание общества оптимального баланса. Достойный уровень жизни людей государство пытается обеспечить с помощью жилищных программ, бюджетных инвестиций в различные сферы социального обеспечения от медицины до образования, повышения пенсий и зарплат.

Большие средства выделяются на решение квартирного вопроса, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье и семейное благополучие человека. Все заметнее становится процесс достижения оптимального уровня неравенства, который не душит инициативу и побуждает людей к труду и более эффективному поиску в жизни. И главное, не порождает огромной массы населения, живущей на грани нищеты без возможности получить хорошее образование, поддерживать на должном уровне здоровье, открыть свой бизнес. Коэффициент «нормального» уровня неравенства для России, как считают социологи, будет оптимальным при 7–10%, в этом случае соотношение окажется благоприятным для экономики и для воспроизводства и сохранения человеческого потенциала.

Сегодня же социально-имущественный разрыв зашкаливает по разным источникам за 50 и более проце нтов. Доходы состоятельных россиян зачастую в сто раз превышают уровень бедных слоев населения, в России 101 миллиардер, 160 тысяч человек с годовым доходом более 1 млн. долларов, 440 тыс. человек получают более 100 тыс. долларов в год, а 18 миллионов россиян выживают на 5 долларов в день. При этом можно особо отметить фактор относительной бедности россиян. За счет большого разрыва между доходами богатых и бедных в России появилась так называемая «субъективная беднота» – это люди, которые считают себя бедными по сравнению с олигархами, хотя на самом деле таковыми не являются. В России нищими себя ощущают 40% россиян. Это в основном родители, которые не могут обеспечить будущее своих детей: купить им квартиру, заплатить за обучение и так далее. И хотя пропасть между самыми богатыми и бедными слоями населения огромна, в стране при этом практически никто не голодает, создается социальный минимум для всех.

Говоря об особенностях социального расслоения в России, следует учитывать также территориальный фактор. Если в Москве концентрация населения с высоким уровнем доходов, то в глубинке и в сельской местности наблюдается более низкий уровень жизни из-за неразвитости производства и дефицита высокооплачиваемых рабочих мест. Статистика показывает, что коэффициенты вариации показателей – доходов населения, бюджетной обеспеченности – зависят от региона, от того, насколько успешно там проводится бюджетная политика. Региональное неравенство в России обусловлено географическим фактором и связано с текущей политикой, препятствующей развитию крупнейших агломераций. Они не развиваются по целому ряду причин: из-за транспортных проблем, проблемы рынка жилья. Люди мигрируют туда, где есть экономические перспективы – в крупные города, из районных центров в областные, а оттуда в мегаполисы. Концентрация значительной части населения в крупнейших агломерациях, жизнь в которых будет примерно на одном уровне, значительно решает проблему неравенства. Чем проще людям уехать туда, где есть работа, где они будут востребованы, тем проще неравенство смягчается.

Но при этом надо развивать промышленность в регионах, повышать и там уровень жизни, открывая новые бизнес-проекты (курортные зоны, заповедники, аграрные предприятия и т. д.) У капитала также должна быть возможность быстро войти на рынок и, соответственно, быстро уйти из неперспективных направлений. Можно смягчать неравенство и через бюджетное обеспечение. В последние годы особое значение придается экономическому возрождению регионов, созданию там промышленной инфраструктуры.

На сегодняшний день 70 регионов с учетом методических рекомендаций Минтруда разработали свои региональные программы. В 2014-2016 гг. на их софинансирование государство выделяет 9 млрд. рублей. При этом упор делается на улучшение демографии в этих регионах и создание условий для дошкольного и школьного образования, медицинского обслуживания. Из федерального бюджета дополнительно выделено 50 млрд. рублей на модернизацию системы дошкольного образования. Также предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в сумме 437,9 млн. рублей на выплату единовременного пособия семьям-усыновителям с 1 января 2013 года.

Важным является и проведение в России политики диалога между властью, бизнесом и обществом, развитие социального партнерства. Сегодня власть делает все, чтобы будущее человека труда в нашей стране было оптимистичным. Выполняются социальные гарантии, день в день выплачивается зарплата и пенсии, поддерживаются молодые семьи. Кто хочет учиться – учится, кто хочет работать – работает. В этом плане Россия – лидер современного мира. В отличие от многих стран, нынешнее руководство России не пускает проблему на самотек, на ее саморазрешение с помощью «невидимой руки» рыночного механизма. Делается максимум возможного, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения с помощью бюджетных ресурсов. И сейчас главная задача правительства – заставить богатые слои помогать бедным, используя ряд налоговых инициатив. Главным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения, но не по заработной плате, а по совокупным доходам, иначе мы ударим по всему работающему населению. Как известно, в России с общего фонда оплаты труда отчисляются 26% единого социального налога, 13% подоходного налога берется непосредственно с зарплаты сотрудника. Итого 39% – почти половина заработанного – уходит на налоги. В Европе налоги на доходы составляют в среднем 50%, а в Норвегии вообще 80%, благодаря чему им и удается достичь в определенном смысле социальной гармонии. При этом надо осознавать, что в России реальная налоговая нагрузка на богатых, живущих на «рентные» доходы, в несколько раз меньше, чем на получающих зарплату! В связи с этим в России просто необходима государственная программа, снижающая экономическое неравенство. Одним из способов возможного регулирования доходов является налог на роскошь, о введении которого так много говорят в последнее время, а также эффективное расходование бюджетных средств на социальные программы и жесткая борьба с коррупцией.

Оглашая 13 июня Бюджетное послание, глава государства Владимир Путин еще раз подчеркнул важность принципа эффективного расходования бюджетных средств, чтобы каждый государственный рубль работал по назначению и способствовал повышению экономического роста и благосостояния российского народа.

Путин поручил Правительству на этапе подготовки бюджета еще раз проанализировать госпрограммы, определиться с приоритетами, обеспечить соответствие поставленных целей и реальных бюджетных возможностей. В частности, по его словам, «должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития». Президент считает, что основные резервы необходимо искать также методом структурных реформ в социальной сфере, установив акцент на адресный характер социальной поддержки.

Несомненно, Правительству и законодателям при подготовке бюджета на ближайшие три года необходимо готовиться к непростому периоду, который начнется с 2016 года. И уже сегодня следует проводить мероприятия по определению первоочередных обязательств, перенаправлению ресурсов в те обязательства государства, которые определены в указах президента.

Определены также меры по стабилизации бюджетной политики: это и перекрытие каналов по переводу прибыли в оффшоры, и повышение качества налогового администрирования, и привлечение зарубежных инвестиций. «Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши», – считает глава государства. Все эти меры должны дать реальный результат. Бюджет обязан работать на благо людей. В.В.Путин неоднократно подчеркивал: «Социальная политика имеет несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта».

Хочу особо отметить, что нынешний бюджетный план верен традиции предыдущих российских бюджетов и направлен на социальное обеспечение граждан и поддержку их достойного уровня жизни. Закон о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014–2015 годов предполагает рост госрасходов на социальную политику. В 2013 году они составят 3,963 трлн. руб., а в 2014-м возрастут до 4,113 трлн. руб., затем до 4,559 трлн. руб. в 2015 году. Сегодня уже никто не сможет отрицать факт, что в России сейчас на исторически самом низком уровне находится безработица, наблюдается довольно высокая занятость, и ресурс в виде экономически активного населения задействован довольно полно. Социальное страхование также находится на достойном уровне. Пенсии по старости вырастут в 2013 году на 10,5%.

Запланирована индексация пособий и других выплат. Так, средства материнского капитала будут проиндексированы и составят почти 409 тыс. рублей, а к 2015 году увеличатся до 450 тыс. рублей. При этом значительный рост средств предусмотрен на поддержку семьи и детства. Так, с 1 января 2013 года выплаты при рождении ребенка осуществляются в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, поддержку смогут получить более 50 субъектов РФ. В свою очередь, на выплату пособий по уходу за ребенком, обеспечение жильем детей-сирот, а также на единовременные выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей будет выделено 219 млрд. рублей. С 1 сентября 2013 года на 5,5% также увеличится стипендиальный фонд студентов, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов, а в последующие два года общий рост составит еще 10%. В ходе рассмотрения проекта бюджета во втором чтении депутаты также приняли поправку о выделении дополнительных средств в 135 млн. рублей на предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и другим некоммерческим объединениям.

Работая над бюджетами государства в том числе в кризисные 2008-2010 годы, я всегда отмечал принципиальную линию руководства страны на сохранение социальных приоритетов в бюджетном планировании. Делалось все возможное, чтобы не пострадали дети, инвалиды, ветераны. И последние статистические факты об этом красноречиво свидетельствуют. В 2012 г. численность безработных снизилась на 700 тыс. чел., а реальные располагаемые доходы граждан увеличились на 3,6%, по сравнению с 2011 г. Основными причинами этого стало рекордно высокое (на 9,4%) повышение реальной заработной платы, а также замедление темпов потребительской инфляции.

Надо признать, что на ближайшие годы остается актуальным поиск оптимального баланса между необходимостью решать вопросы модернизации страны и сохранением макроэкономической стабильности. Сформированное в мае 2012 г. новое правительство России столкнулось с крайне сложной задачей в сфере бюджетной политики: предстояло, с одной стороны, обеспечить выполнение социальных обещаний, а с другой – не допустить разбалансировки бюджетной системы. В то же время нельзя отказываться ни от повышения расходов на оборону, ни от высокозатратных имиджевых проектов, включая проведение многочисленных международных спортивных мероприятий: Универсиада-2013 в Казани, Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, чемпионат мира 2018 г. по футболу. И потому это будет бюджет компромисса экономических, политических и социальных целей, и их достижение потребует немало средств и усилий со стороны государства, и естественно, на пути их достижения нас подстерегает немало разного рода рисков. Прежде всего, надо учитывать объективный фактор, связанный с возможным замедлением роста и рецессией мировой экономики, сохраняющейся зависимостью российской экономики и бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов, возможным снижением конкурентоспособности отечественной продукции в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Контроль государственных расходов, гибкая налоговая политика, поддерживающая социальную стабильность и уравновешивающая доходы граждан, и борьба с коррупцией – вот, пожалуй, основной инструментарий в решении социальных вопросов и выравнивании имущественного неравенства.

В последнее время принимаются антикоррупционные действия против ряда госкорпораций и высокопоставленных чиновников, пойманных на воровстве и взятках из госказны. В мае этого года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, который обязывает парламентариев и чиновников избавиться от зарубежных активов. В течение трех месяцев госслужащие должны закрыть счета в зарубежных банках, продать ценные бумаги иностранных компаний и разобраться с иными своими активами.Не секрет, что новая мера еще на стадии подготовки законопроектов была болезненно воспринята частью чиновников и членов Федерального Собрания. Ведь среди них встречаются люди, мягко говоря, не бедные.

Сразу оговорюсь, что это вовсе не означает, что их состояния нажиты нечестным путем, ведь и в парламенте, и в министерствах много людей успешных, до перехода на госслужбу проявивших себя в сфере предпринимательства. Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что человек, добившийся определенных достижений в бизнесе, способен проявить себя и на службе государству. Однако есть госслужащие, состояние которых не просто достаточно велико, но еще и трансгранично. Для них принятие закона о «национализации элиты» стало своего рода точкой бифуркации – пришлось делать выбор, что предпочесть – заграничные авуары или службу стране на должности, которую многие из них зарабатывали с трудом и «приближали» долгими усилиями.

Закрытие счетов в зарубежных банках или налоговое наступление на избыточную роскошь – реалия для них крайне болезненная. Некоторые депутаты и чиновники уже пошли по пути отказа от мандата или увольнения с занимаемой должности, многие только готовятся. Этот процесс серьезно «проредил» Совет Федерации, который покинули уже четверо сенаторов, в основном из списка Forbes. Не исключено, что к ним еще присоединятся другие. Это понятно – пост сенатора в течение длительного времени рассматривался как статусный для богатых бизнесменов, притом дарующий иммунитет. Но есть и те, кто готов поступиться своими активами ради социальной стабилизации в стране. Член Совета Федерации от Дагестана Сулейман Керимов – один из богатейших людей России – еще до подписания соответствующего закона свой выбор сделал в пользу государственной службы. Надо сказать, что Керимов на сегодня замыкает двадцатку российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием в 7 млрд. долларов, но с 2008 г. представляет в сенате Республику Дагестан и с тех пор прекратил занятия предпринимательской деятельностью, передав свои активы, в том числе зарубежные, в управление трастовым компаниям. И вот сегодня он решил отказаться от заграничных активов в пользу государственной деятельности.

Еще одной из действенных мер против избыточной роскоши можно назвать законопроект «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части повышения налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств). Предлагается с 1 января 2014 установить повышающий коэффициент к базовым ставкам транспортного налога в отношении дорогостоящих транспортных средств. Для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться коэффициент 2. Для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3. Этот законопроект, социальная сущность которого очевидна, решает две взаимосвязанные задачи. Во-первых, его реализация пополнит бюджеты регионов, которые сегодня крайне нуждаются в средствах.

А во-вторых – и именно в этом я вижу главную задачу законопроекта, – он направлен на утверждение нового понимания социальной справедливости. Поддержав законопроект, Государственная Дума даст ясный сигнал, что в нашем обществе не приветствуется так называемое престижное потребление. Нравственно недопустимо нарочито демонстрировать свое богатство, когда значительная часть россиян еще бедствует. Надеюсь, что этот сигнал будет услышан и воспринят нашими состоятельными гражданами. Правительство в ближайшее время внесет предложения, касающиеся дорогой недвижимости, больших земельных участков, где тоже будет повышенное налогообложение. Это еще сотни миллионов, если не миллиарды рублей. Депутаты уверены, что средства, полученные в результате введения налога на роскошь, следует использовать строго по целевому назначению, направив их на поддержку воспитанников детских домов, вступающих в самостоятельную жизнь. Это будет правильно, прежде всего, с точки зрения морали, нравственности, укрепления духовных скреп в нашем обществе.

Отмечу и законопроект, усиливающий ответственность за коррупционные преступления и хищения бюджетных средств. Изменения вносятся в УК, УПК и закон о соответствии расходов лиц, занимающих государственные должности. Вводится понятие коррупционного преступления и усиливается ответственность за хищение средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций. Максимальное наказание – от 8 до 15 лет лишения свободы.

Очень важен законопроект, который закроет «финансовую прачечную» по отмывке «грязных денег», принятый Госдумой в третьем чтении – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Норматив направлен против легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных дивидендов. Законопроектом дается право отказать административным органам в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления недостоверных сведений о фирме и роде ее деятельности. Вводятся также положения о материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство. Также в Налоговый Кодекс РФ вносятся изменения, обязывающие банкисообщать налоговым органам сведения об открытии и закрытии счетов (вкладов) физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, изменении реквизитов.

Немало споров среди экспертов вызвали новые нормы, отраженные в федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности», согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на основании решения суда получают право доступа к информации, содержащей банковскую тайну.

В Уголовный Кодекс РФ вводятся положения, предусматривающие конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, корректируются нормы о противодействии незаконному вывозу капитала за границу. Наконец, законопроектом усиливается административная ответственность за сокрытие или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ. Банки получают право расторгать договор банковского счета (на данный момент банк может сделать это только через суд) с уведомлением об этом клиента (изменения вносятся в статью 859 ГК). Внесены уточнения и изменения в ряд статей Уголовного кодекса, предусматривающих наказания в сфере легализации преступных доходов, уклонения от репатриации денежных средств.

Приняты нормативы по поводу декларирования недвижимости, подлежащего обязательной проверке. Рассматривается пакет законопроектов, запрещающий госслужащим хранить деньги в зарубежных банках и покупать акции иностранных эмитентов. Также запрет коснется супругов и несовершеннолетних детей чиновников. Введено декларирование доходов и наиболее важных расходов для всех государственных служащих. Россия присоединилась к целому ряду международных антикоррупционных конвенций.

Уверен, что пока не будет решена задача снижения , создать равные возможности для всех россиян будет невозможно. Без сильного государства мы не выживем в этом мире.

Подготовил Василий ТРЕСКОВ

ВАСИЛЬЕВ Юрий Викторович, председатель подкомитета Госдумы по взаимодействию со Счетной палатой РФ